29 апреля 2024 17:20 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Интервью

Автор: ОЛЬГА ЕГОРОВА
СОВЕТСКАЯ АТЛАНТИДА - 2

1 Ноября 2023
СОВЕТСКАЯ АТЛАНТИДА - 2
Фото: А-90 «Орлёнок» — транспортно-десантный экраноплан (экранолет). Мог отрываться от поверхности и переходить в самолётный режим, поднимаясь на высоту до 3000 метров

ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО.

КАПИТАН ГОРБИ

— Как так получилось, что при таком потенциале мы, тем не менее, проиграли «Холодную войну»?

— Получается, что так. К сожалению, у штурвала корабля, к тому моменту, уже довольно изношенного, прохудившегося, с которого, если продолжать поэтический образ, в щели лилась вода и бежали крысы… Этот корабль можно было вести из шторма, не загонять его дальше в водоворот, вывести в спокойное место, подлатать, отремонтировать и пойти дальше в плавание. Корабль был еще ого-го!

Вместо этого у штурвала встал неопытный капитан. Я не склонен считать, что Горбачёв хотел развалить страну и действовал по указке каких-то черных сил, я вообще не сторонник давать простые ответы на сложные вопросы.

Ключевая роль в том, что Генсеком ЦК КПСС стал Михаил Горбачёв, принадлежит министру иностранных дел СССР Андрею Громыко. Его голос был решающим

— Тогда в чем причина?

— Мое мнение, которое я пытаюсь обосновать документами и свидетельствами, таково: Горбачёв действительно был обуреваем благими пожеланиями. Он хотел перемен в стране, видя тяжелую ситуацию в экономике и политике. Она была, правда, тяжелой, но при этом надо признать, что динамика оставалась положительной.

— Поясните, пожалуйста.

— Динамика роста снижалась, но не снижались абсолютные цифры. Прирост сохранялся, это все равно, как ребенок вырастет в один год на четыре сантиметра, а в другой год — на три. Однако на три-то он вырос, он же не уменьшился. Начиная с 1990 года мы по всем показателям ушли в глубокий минус.

Ставший у мостика «капитан» не понимал, куда этот корабль направлять. А первые его шаги — первые два года, когда еще все можно было изменить — оказались потрачены на абсолютно пустую говорильню и бездумные кампании, которые не привели ни к каким желаемым результатам, а наоборот нанесли сокрушительный, смертельный удар. С дырявой экономикой, не трудно догадаться, ни о каких политических реформах речи быть не может.

— Печально известная «антиалкогольная кампания» стала первым проектом Горбачёва…

— О ней он объявил за девять дней до того, как вообще произнес термин «Перестройка» в Ленинграде. Только по самым скромным официальным данным ущерб экономике от этой кампании составил 67 млрд. рублей! Это реальные деньги, которые не поступили в бюджет. Уже заранее заложенные средства — столько, сколько должны были выпустить и продать. Но ровно в такую же сумму оценивается ущерб, понесенный в результате обрушения цен на нефть. Который многие, тот же Егор Гайдар, называли главной причиной развала СССР, катализатором крушения советской экономики.

РАСПЫЛЕНИЕ СИЛ И СРЕДСТВ

— Выходит, если бы не эта дурость Горбачёва, от нефтяного удара вообще никто бы ничего не ощутил.

— Да! «Ускорение» — вторая начатая им программа — оказалась такой же губительной для страны, потому что, объявив об ускорении, он не определился, а что, собственно, надо ускорять. И в течение ближайших полутора лет под термин «ускорение» было подведено десять приоритетных задач, начиная с машиностроения, потом добавилась нефтехимия, потом развитие Сибири и Дальнего Востока, потом автопром.

Шло распыление сил и средств. В конечном счете, к 1989 году треть всего закупленного за рубежом нового оборудования бесхозно пылилась на складах. Ни по одной из заявленных им задач цифры не то, что не вышли к каким-то показателям, а просто обрушились.

Очень интересны свидетельства последних советских министров, отраслевых профессионалов. Со многими из них я встречался, и есть их рассказы в этой книге. Так вот, они говорят, что у каждого из них застоя в отрасли не было — они имели отличные стартовые позиции, где-то опережая Запад. Совершенно точно, при должном подходе и постановке государством верных задач, при выбранной стратегии они могли вырваться вперед.

«Мирные» литовские националисты, боровшиеся за выход республики из состава Советского Союза. Январь 1991 года

Очень интересно вспоминает Николай Александрович Паничев, последний министр станкостроения СССР, который говорит, что когда в 1991 году они вывезли на Парижскую выставку 47 станков, то их раскупили в первые же три дня!

СССР вплоть до 1991 года входил в тройку стран по экспорту станков, причем их покупали не только «банановые республики», но и вполне передовые страны, такие как Япония, Канада, ФРГ и Италия. И по многим другим отраслям было так, но оказалось, что все это власть просто «не видела». А затем, потеряв это время, потеряла и деньги…

КАК ГИБЛА ИМПЕРИЯ

— Говоря об экономической политике, в чем вы видите отличие Путина от Горбачёва?

— Путин начал с реформ экономических. Он сначала «накормил» народ, успокоил его, вернул стабильность и только затем взялся за политические реформы. При этом он с первого же момента укреплял центральную власть, понимая, что без нее он не сможет реализовать свои задачи.

— Горбачёв же делал ровно наоборот…

— Он начал с реформ политических, власть свою не укреплял, а наоборот ослаблял. Тогда вертикаль власти представляла собой КПСС, и это была не просто политическая партия, а государственная структура. Это была скрепа, соединяющая всю страну — единственная система вертикальной соподчиненности от Кремля до последнего колхоза и улуса. Объявив свой лозунг «вся власть Советам», Горбачёв ведь хотел другого — он хотел налить новое вино в старые меха.

Ведь как была поставлена задача на XIX партконференции — чтобы должность первых секретарей райкомов совмещали с должностью председателя райисполкома, а первые секретари горкома — горисполкомов, первые секретари республиканских ЦК — соответственно, Верховных Советов республик, и так до самого верха.

— Потому что сам Горбачёв хотел стать председателем Президиума Верховного Совета СССР.

— Эту должность он уступил министру иностранных дел Андрею Громыко в благодарность за исполнение их сепаратного договора, о котором сам Горбачёв до самой смерти отказывался говорить. (Громыко, по договоренности, после смерти Черненко выдвинул его в генсеки.)

Поскольку все выборы теперь предлагалось проводить альтернативными, Горбачёв наивно полагал, что произойдет естественный отбор и наверх выйдут наиболее подготовленные, харизматичные коммунисты. Но оказалось, что этими результатами воспользовались совершенно другие силы. И очень скоро Верховные Советы национальных республик превратились в инструменты окраинных сепаратистских процессов. Так произошло в Прибалтике, Молдавии, в Грузии.

В течение полутора лет Горбачёв провел коренную конституционную реформу власти. Сначала он создает Президентский совет, как некий орган управления, отвечающий за все вопросы безопасности и обороны страны. А потом через полгода его упраздняет.

Учреждает Совет Федерации, а затем — расширяет, вводя в него до двух десятков человек и делая его вообще не работающим. Потом вводит пост вице-президента, а вместо правительства образовывает кабинет министров с кастрированными функциями, вплоть до того, что у них не было права законодательной инициативы. Они в Верховный Совет с проектами законов выходить не могли!

Понятно, что всю эту череду экспериментов даже экономика серьезная, сильная, стабильная не способна выдержать, а здесь же все одно совпадает с другим. Вот оно все и покатилось! Плюс сепаратистские процессы, которые, к сожалению, опять же запустил сам Горбачёв. Потому что первые народные фронты создавались именно с подачи и при поддержке власти.

— Кстати, ветераны КГБ это подтверждают! Об этом много пишет Владислав Николаевич Швед на примере Литвы.

— Конечно, и не буду лукавить, работая над книгой, я пользовался многими материалами, в том числе теми, которые публиковались у вас в газете «Спецназ России». За это я вам признателен, потому что, скажем, события вильнюсские и описание того, что происходило в Прибалтике, мне были не настолько известны. Многие факты мною взяты оттуда, и я об этом честно говорю, что наши взгляды здесь совпадают.

— Горбачёв — предатель?

— Я придерживаюсь менее конспирологической версии и не считаю, что во всем существовал какой-то заговор. Я считаю, что опять была проявлена преступная неспособность предсказать результат — Горбачёв не понимал, что он делает и к чему все это приведет. Антикоммунистическая оппозиция, которая, в конечном счете, стала тараном, пробивающим кремлевские стены, тоже была сформирована фактически с его подачи.

Ставший у мостика «капитан» не понимал, куда корабль направлять. А первые его шаги — первые два года, когда ещё всё можно было изменить — были потрачены на абсолютно пустую говорильню и бездумные кампании

Откуда на Съезде народных депутатов СССР взялась Межрегиональная депутатская группа, на базе которой стала формироваться «Демократическая Россия»? Она родилась из клуба избирателей. А что такое «Клуб избирателей» — это организация, которая, в свою очередь, негласно формировалась партийными органами. Когда они начали создавать и поддерживать так называемые дискуссионные клубы.

— Сначала возникли клубы «Перестройка», затем клубы «Демократическая Перестройка».

— Правильно. Это клубы «Гласность», но все же они дирижировались партийными органами, и этого никто не скрывает.

— И народные фронты.

— Конечно, Московский народный фронт — чисто партийный проект. Они откупорили джина из бутылки, а потом этот джин вырвался наружу. При этом, если говорить о национальных республиках, то естественно, что там очень быстро стали развиваться сепаратистские процессы. А местная элита — партийная и хозяйственная — моментально поняла, что сейчас можно под шумок вытребовать не просто независимость, а получить себе власть.

Из пятнадцати глав постсоветских независимых государств одиннадцать являлись в прошлом первыми секретарями или секретарями ЦК. Они и есть главные бенефициары сепаратистского пожара и разделения страны. Только в двух республиках к власти не приходили партийные выходцы, все остальные — бывшие руководители, в еще двух — партийные работники средней руки на уровне горкома партии.

…Очень интересно, что везде во главе этих процессов стояла творческая элита, интеллигенция, и сами народные фронты формировались на базе творческих союзов.

— Та же Грузия с пришедшим к власти радикальным националистом Звиадом Гамсахурдиа.

— И ведь Грузия не единственный пример. Все без исключения формировались ровно так. Но потом они были оттеснены «от пирога», когда революция произошла, и самая грязная часть работы оказалась сделана. Я называю эту революцию культурной, потому что все лидеры национальных протестов в подавляющем большинстве были именно деятелями культуры и старшими научными сотрудниками. Эльчибей в Азербайджане, Тер-Петросян в Армении, Шушкевич в Белоруссии, тот же Гамсахурдиа в Грузии, Черновил на Украине, музыковед Ландсбергис в Литве — везде первую скрипку играла творческая интеллигенция, причем преимущественно обласканная советской властью, отмеченная наградами. Вообще, это отдельная тема разговора о роли отечественной интеллигенции и о фиге в кармане как ее родовом гербе.

НАСЛЕДИЕ «АТЛАНТИДЫ»

— Вы называете свою книгу и говорите о том, что это была Атлантида, которая утонула. Это… безвозвратно?..

— Она, к сожалению, ушла… Но многое из того, что в этой Атлантиде было хорошего и того, что новые власти при Ельцине решили утопить вместе с ней, нынешняя власть, при Путине, восстанавливает и берет на службу. Это касается и аспектов социальной политики, потому что в эпоху девяностых на произвол было брошено практически все — вся система общественных отношений, национальной политики, работа с молодежью, идеология, социалка, поддержка культуры.

Советский Союз был в тройке мировых лидеров станкостроения с 1938‑го по 1991‑й год

Сегодня государство это восстанавливает. Понятно, что многое берется на службу из того, что было. Ну, скажем повсеместная сдача ГТО. Это советский рудимент? Советский. Нужен он сегодня? Да, нужен. Так же как «Кожаный мяч» и «Золотая шайба», которые были возрождены при нынешней власти.

Так же как и построенное огромное количество новых спортивных объектов по всей стране. Это опять же возвращение к советскому прошлому. Кстати, 22-я Олимпиада в Сочи носит тот же порядковый номер, что и 22-я Олимпиада в Москве в 1980 году, и в этом смысле, об этом я писал в своей предыдущей книге, она называлась похоже — «Сказка о потерянном времени. Почему Брежнев не смог стать Путиным».

Я сопоставлял период двух первых сроков Путина с периодом, который у нас принято называть «эпохой застоя», и доказывал, что эпохи застоя при Брежневе не было. Но не буду сейчас углубляться... Власть действительно ставит и возвращает себе сегодня на службу многое из того, что было тогда, и это, конечно же, примета Атлантиды. В нашем обществе осталось очень много советского, потому что Советский Союз был не просто географическим или административно-политическим образованием. Это была определенная цивилизация.

Проклятие Литвы – лидер движения «Саюдис» Витаутас Ландсбергис, председатель Верховного Совета Литовской ССР

— Ну, собственно, Россия и есть страна-цивилизация.

— Да, разумеется. Но это была большая Россия, как я уже сказал, и в этот период в этой большой России произошло определенное поколенческое изменение. В любом случае, эта советская цивилизация лежит на основе российской цивилизации, и в основе ее именно российские, христианские, в первую очередь, принципы и ценности. По своим ценностям советская идеология мало чем отличалась от общехристианской. И, скажем, общеконфессиональной, потому что все религии, в сущности, ратуют за одно.

И я очень рад, что число людей, посмотревших отечественное кино приблизилось к 1980-м годам. Что восстановлено звание «Герой Труда». Или тому, что теперь есть ордена «Родительской славы». Что появились «Города воинской славы» и «Населенные пункты воинской доблести». Вообще, есть много полезного, чему из советского прошлого необходимо поучиться и взять на вооружение, в том числе и в вопросах подбора кадров и работы с государственным управлением.

— Что, по вашему мнению, нужно добавить нынешней России к наследию «советской Атлантиды»?

— Твердости власти, четкости в постановке задач и доведения этих задач до логического конца. Мне кажется, что сейчас власть собственно по этому пути и движется. 

 

ХИНШТЕЙН Александр Евсеевич. Родился 26 октября 1974 года в Москве. Журналист, политический и государственный деятель.

Депутат Государственной Думы РФ IV, V, VI, VII и VIII созывов.

Председатель комитета Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи.

Заместитель секретаря Генерального совета партии «Единая Россия».

В 2016‑2018 годах являлся советником директора Росгвардии РФ.

Находится под международными санкциями Евросоюза, США, Великобритании и ряда других стран.

 

Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:

Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha

Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586

Телеграм: https://t.me/specnazAlpha

Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

Оцените эту статью
5116 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 2.6

Читайте также:

Автор: ОТ РЕДАКЦИИ
1 Ноября 2023
БРОД В ОГНЕ - 2

БРОД В ОГНЕ - 2

Автор: ОТ РЕДАКЦИИ
1 Ноября 2023
БРОД В ОГНЕ

БРОД В ОГНЕ

Автор: ОЛЬГА ЕГОРОВА
1 Ноября 2023
СОВЕТСКАЯ АТЛАНТИДА

СОВЕТСКАЯ АТЛАНТИДА

Автор: МАРИЯ БЕРНИЦ. ФОТО АВТОРА
1 Ноября 2023
«ДА, СКИФЫ — МЫ!»

«ДА, СКИФЫ — МЫ!»

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание