07 декабря 2024 02:46 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Автор: Юрий Нерсесов
ПОСТМОЛДАВИЯ: ПЕРЕЗАГРУЗКА

1 Сентября 2006
ПОСТМОЛДАВИЯ: ПЕРЕЗАГРУЗКА

Как и ожидалось, референдум о внешнеполитическом курсе При­дне­с­т­ров­с­кой Молдавской Рес­пуб­ли­ки прошел без единого сюрприза, но ма­нев­ры вокруг него, и особенно воздействие на соседей могут оказаться куда ин­те­рес­нее.
Пока высокоученые граждане называющие себя политологами спорят о по­след­стви­ях ре­фе­рен­ду­ма для самого Приднестровья, перспективы су­ще­ство­ва­ния со­сед­не­го государства именующего себя Молдовой, ста­но­вят­ся все более со­мни­тель­ны­ми.

ДОЛОЙ НЕЛЕГИТИМНОГО ШИРАКА!

Как и ожидалось, подавляющее боль­шин­ство голосовавших — 97.1% от 78.6% за­ре­ги­с­т­ри­ро­ван­ных избирателей про­го­ло­со­ва­ла за со­хра­не­ние независимости и присоединения к России. Против про­го­ло­со­ва­ли лишь 2.3%, тогда как на вопрос о вхождении в состав Молдовы ответ был со­вер­шен­но обратный: 94.6% против и 3.4% — за. При­мер­но один процент же­ла­ю­щих од­но­вре­мен­но Мос­к­вы и Бухареста составляли идейные коммунисты, жаж­ду­щие восстановления Со­вет­с­ко­го Союза.

Подобно состоявшимся девятью ме­ся­ца­ми рань­ше, парламентским выборам, седьмой в ис­то­рии Приднестровья все­на­род­ный опрос про­шел до от­вра­ще­ния де­мок­ра­тич­но. Около двухсот меж­ду­на­род­ных наблюдателей, представлявших Рос­сию и добрую половину европейских ре­ги­о­нов, включая Косово, не обнаружили ни одного се­рь­ез­но­го на­ру­ше­ния. Разве что, листовки, не со­дран­ные в день го­ло­со­ва­ния, да недостаток аги­та­ци­он­ных ма­те­ри­а­лов на английском языке.

Реакция мирового сообщества ока­за­лась впол­не предсказуемой. Как и перед выборами Вер­хов­но­го Совета, Штаты и Евросоюз, категорически от­ка­за­лись не только признать референдум, но и при­слать официальных наблюдателей, что­бы оце­нить его демократичность. Поэтому, ре­пор­та­жи ев­ро­пей­с­ких газет о про­ис­хо­дя­щем выглядели еще ту­пее, чем обычно.

Например, французская «Ли­бе­ра­сь­он» на­зва­ло происходящее «пародией на референдум», по­сколь­ку избиратели под­вер­г­лись «ин­тен­сив­но­му воздействию пропаганды». Призвать на этом ос­но­ва­нии к отставке президента Ширака «Ли­бе­ра­сь­он» почему-то не догадалась, хотя на пос­ле­дних президентских выборах мас­со­вой правых, левых и умеренных СМИ, включая ее саму, воз­дей­ство­ва­ли на избирателей куда хлеще. Ма­да­мов и мо­сь­ев едва ли не пинками гнали го­ло­со­вать за Ширака, чтобы не пропустить страш­но­го фашиста Ле Пена, а ведь на фоне ки­ши­нев­с­ко­го режима дедушка просто ан­гел. Его боевики за тридцать с лишним лет — и десятка цветных па­ри­жан не при­кон­чи­ли, тогда как доблестная ар­мия сек­ре­та­ря ЦК компартии Мол­дав­с­кой ССР Сне­гу­ра за четыре месяца одних толь­ко мир­ных при­дне­с­т­ров­цев без малого четыре сот­ни унич­то­жи­ла. Это без учета во­ен­ноп­лен­ных, на которых с таким тонким вку­сом вырезались звез­ды, с пос­ле­ду­ю­щей обработкой натюрморта па­яль­ной лам­пой.

НУ НЕ НРАВИШЬСЯ ТЫ МНЕ!

Читая страшилки западной прессы о про­ис­хо­дя­щем в Приднестровье, пон­во­ле вспоминаешь старый анекдот о Вла­ди­ми­ре Познере. (В ко­то­ром, тогда еще пра­во­вер­ный коммунист Познер, спра­ши­ва­ет по-английски, у встреченного на ули­це аме­ри­кан­ца его имя. «Меня зовут Джон!» — отвечает, не ожидающий подвоха янки. «Его зо­вут Джон. Он не ел три дня!» — с честными гла­за­ми переводит советским телезрителем, будущий борец с красно-коричневой гидрой). Так по срав­не­нию с за­пад­ны­ми коллегами, и он, и Боровик-старший, и Сей­фуль-Мулюков с Зориным, и про­чие светила бреж­нев­с­кой меж­ду­на­род­ной жур­на­ли­с­ти­ки — од­но­знач­но че­с­т­ней­шие существа!

«Социалистическая Приднестровская Со­вет­с­кая Республика, как она себя на­зы­ва­ет, фун­к­ци­о­ни­ру­ет только за счет сво­е­го отгораживания». — сетует кор­рес­пон­ден­т­ка германской «Der Tagesspiegel» Эльке Виндиш. — «Президент Игорь Смир­нов, пра­вя­щий с кучкой закоренелых ста­ли­ни­с­тов, ввел соб­ствен­ную валюту, при­дне­с­т­ров­с­кий рубль, и даже свой соб­ствен­ный стандарт сотовой связи, не со­вме­с­ти­мый с существующим во всем ос­таль­ном мире. В советское время Смир­нов был директором фабрики на си­бир­с­ком по­лу­ос­т­ро­ве Камчатка».

Разумеется, Виндиш знает, что ее ста­тья су­щий бред. Описанное неподкупным пером го­су­дар­ство называется При­дне­с­т­ров­с­кая Мол­дав­с­кая Рес­пуб­ли­ка, тор­гу­ет едва ли не со всей Европой, роуминг тут вполне нормальный, коммунистов в правительстве нет, Смирнов с 1987 года работал директором Ти­рас­поль­с­ко­го элек­т­ро­ма­ши­но­с­т­ро­и­тель­но­го за­во­да, а до того был замдиректора та­ко­го же пред­при­я­тия в украинском городе Но­вая Ка­хов­ка. Я подозреваю, что коллега даже ос­ве­дом­ле­на, где находится Кам­чат­ка, но коли надо пужать почтенных бюргеров суровыми си­бир­с­ки­ми му­жи­ка­ми с пор­т­ре­та­ми Ста­ли­на — можно и не такое на­пле­с­ти.

Дальше — еще страшнее. Ока­зы­ва­ет­ся в Ти­рас­по­ле запрещено готовить ма­ма­лы­гу, по­сколь­ку она считается враж­деб­ной румынской едой! Ре­с­то­ра­ны, на­ру­шив­шие запрет безжалостно сжи­га­ют­ся, отчего народ ходит страшно за­пу­ган­ный. «В Приднестровье на приезжих смотрят с не­до­ве­ри­ем». — пугает фрау Эльке. — «Даже при обычных вопросах, вроде просьбы показать ка­кую-то улицу, боль­шин­ство из которых в Ти­рас­по­ле названо в честь героев Октябрьской ре­во­лю­ции, вряд ли кто-то остановится. А если все же остановится, то с опаской будет ог­ля­ды­вать­ся по сторонам…».

В страхе народ держат свирепая ма­фия и еще более жуткое МГБ. «До­маш­ние телефоны про­слу­ши­ва­ют­ся, ком­пь­ю­те­ры конфискуются, а тот, кто выглядит как потенциальный критик режима, бу­дет иметь дело с сотрудниками министерства бе­зо­пас­но­с­ти». Каким образом гэ­бэш­ни­ки на глаз определяют потенциальных критиков — тайна. Почему, при таких ужа­сах оппозиционеры про­хо­дят в депутаты, а в киосках свободно пылятся их газеты, в которых призывают установить над стра­ной международный протекторат — тоже. Но над этим несоответствием, бюргеры не думают, по­сколь­ку их от неудобных фак­тов заботливо ог­раж­да­ют. Как и от ис­то­рий с преследованием про­тив­ни­ков ки­ши­нев­с­ко­го режима председателя проф­со­ю­за «Трудовая Молдова» Андрея Цэрнэ, главы гагаузского правозащитного цен­т­ра Ивана Бур­гуд­жи и лидера при­дне­с­т­ров­с­ко­го мол­деж­но­го дви­же­ния «Прорыв» Дмитрия Соина. Воз­буж­ден­ные против них откровенно липовые дела вос­при­ни­ма­ю­тя в Брюсселе и Вашингтоне с пол­ным рав­но­ду­ши­ем.

Зато с ПМР и другими маленькими не­приз­нан­ны­ми республиками имеющими несчастье об­ра­зо­вать­ся в рамках тя­го­те­ю­щей к России пра­во­слав­но-славянской цивилизации оно обращается очень су­ро­во. Прямо как грозный Иегова с одним бедным евреем, потерявшим за год жену, детей дом со ско­ти­ной. После чего не­сча­с­т­ный во­зо­пил: «Господи, за что!?» и ус­лы­шал с небес про­ник­но­вен­ное: «Ну не нравишься ты мне!»

ФАРИСЕИ В «ОДИССЕЕ»

Любая фантазия Кишинева не­мед­лен­но при­вет­ство­ву­ет­ся и перепечатывается на Западе. На­при­мер, ляпнул в прошлом ноябре президент Мол­до­вы, что имеет железные документы насчет по­ста­вок при­дне­с­т­ров­с­ко­го оружия Саддаму Хус­сей­ну — и все радостно подхватили. До­ку­мен­ты так и не предъявлены? Фигня, в ход запущена новая стра­шил­ка о по­став­ках двух миллионов при­дне­с­т­ров­с­ких «ка­лаш­ни­ко­вых» не то Басаеву не то Бен Ла­де­ну. И хотя даже без устали мо­ни­то­ря­щие границу евронаблюдатели ничего не об­на­ру­жи­ли — ни еди­но­го опровержения от кле­вет­ни­ков не получено.

Мало того: выставляя ПМР, как оплот то­та­ли­та­риз­ма и криминалитета, в Ки­ши­не­ве в то же вре­мя делают все, чтобы по­ме­шать милиции и гос­бе­зо­пас­но­с­ти стра­ны с ним бороться. На­при­мер, с 2004 года в одностороннем порядке пре­рва­ли вы­пол­не­ния соглашений о взаимной ин­фор­ма­ции принципиально в отношении без ве­с­ти пропавших лиц и преступников на­хо­дя­щих­ся в розыске. Вклю­чая и меж­ду­на­род­ный, по линии Интерпола. По­это­му, бывает, что иной матерый бандюган спо­кой­но оседает в Приднестровье под чу­жой фа­ми­ли­ей, затевает очередное дело на со­сед­ней тер­ри­то­рии, а когда его бе­рут с по­лич­ным, виноватым выходит Ти­рас­поль. Зачастую и московские сы­щи­ки тоже информировали ме­с­т­ных коллег до­воль­но неохотно, и лишь сейчас не­об­хо­ди­мые све­де­ния стали поступать нор­маль­но.

Вопрос об открытии пред­ста­ви­тель­ства Ин­тер­по­ла ставился уже нео­днок­рат­но, но в связи с нео­пре­де­лен­ным ста­ту­сом республики до сих пор не решен. По той же причине до сих пор не от­ре­гу­ли­ро­ван вопрос экстрадиции при­дне­с­т­ров­с­ких пре­ступ­ни­ков, задерживаемых за ру­бе­жом, тогда как Тирасполь выдает об­на­ру­жен­ных на своей тер­ри­то­рии без воп­ро­сов. Именно здесь, в Сло­бод­зей­с­ком рай­о­не был задержан Алексей Ани­кин, об­ви­ня­е­мый в убийстве начальника Даль­не­во­с­точ­но­го управления Федеральной По­гра­нич­ной службы Виталия Гамова. За четко про­ве­ден­ную операцию начальник УБОП МВД ПМР Руслан Мова и его за­ме­с­ти­тель Андрей Межинский на­граж­де­ны рос­сий­с­ки­ми медалями «За боевое со­дру­же­ство».

То ли дело Молдова, где чеченские тер­ро­ри­с­ты, под крышей полиции, еще недавно открыто поправляли здоровье и лишь после серии гром­ких скандалов пе­ре­бра­лись к дружественным крым­с­ким татарам! Шутка ли сказать, только по ин­фор­ма­ции Лечебно-санитарного уп­рав­ле­ния ми­ни­стер­ства здравоохранения Мол­до­вы в од­ном лишь 2001 году прошли «пси­хо­ло­ги­чес­кую ре­а­би­ли­та­цию» около че­ты­рех­сот чеченских семей, главы которых с охотой рассказывали о своих боевых под­ви­гах. Излюбленным местом их от­ды­ха стали базы от­ды­ха «Спутник» и «Ро­маш­ка» у берегов Ги­ди­ги­тин­с­ко­го во­до­хра­ни­ли­ща, а также «Мариан и Юли­ан», «Фло­ри­чи­ка» и «Зеленый бор», в ок­ре­с­т­но­с­тях поселка Ваду-Луй-Водэ. Ког­да же Россия за­ин­те­ре­со­ва­лась подробностями по­яв­ле­ния в Ки­ши­не­ве неких Муслима Эль­д­жа­ка­ро­ва и Баттурдина тамошние блю­с­ти­те­ли по­ряд­ка с прискорбием от­ве­ти­ли, что те отбыли не­из­ве­с­т­но куда.

До сих пор неизвестно не заезжали ли джи­ги­ты в московский офис ки­ши­нев­с­кой ви­но­тор­го­вой фирмы «Крафт», где сто­лич­ная милиция об­на­ру­жи­ла небольшой запас гранатометов и то­ло­вых шашек. По странному стечению об­сто­я­тельств ме­нед­же­ры фирмы называли своим партнером сына кишиневского президента — Олега Во­ро­ни­на. На­де­юсь рано или поздно уда­с­т­ся выяснить: не при­ча­с­т­ны ли горячие друзья семейки с пти­чь­ей фа­ми­лии к зна­ме­ни­то­му захвату заложников во время спектакля «Норд-Ост»? Или к недавним терактам в Тирасполе, когда взрывы трол­лей­бу­са и мар­ш­рут­но­го такси унесли жиз­ни 9 пас­са­жи­ров?

По предварительной информации за­дер­жан­ный террорист состоит в эк­ст­ре­ми­с­т­с­кой орга­ни­за­ции «Демнитатя» («До­с­то­ин­ство»), но стиль пре­ступ­ле­ния не слиш­ком характерен для ру­мын­с­ких фа­ши­с­тов. До сих пор, и пользовавшаяся рас­по­ло­же­ни­ем Гитлера «Железная Гвар­дия», и недавно свирепствовавший в При­дне­с­т­ро­вье «Бу­жор» («Пион») пред­по­чи­тал огнестрельное ору­жие. Ко­неч­но бы­ва­ли исключения, типа взрыва Ти­ми­шо­ар­с­ко­го еврейского театра в 1936 году, но все же бомбы в транспорте все же куда ха­рак­тер­нее для боевиков иного толка.

Интересует ли раскрытие истины про­све­щен­ную Европу или Штаты? Конечно, нет ведь что че­чен­с­кие, что румынские тер­ро­ри­с­ты их лю­би­мые «сукины дети». Имен­но стараниями Страс­бур­г­с­ко­го суда при­знан невинной жертвой гла­варь «Бу­жо­ра» Илие Илашку, ставший после ос­во­бож­де­ния сенатором Румынии. Зато жа­ло­бу в Страсбург вдо­вы убитого группой Илашку на­чаль­ни­ка штаба опол­че­ния Сло­бод­зей­с­ко­го района Александра Гу­са­ра, как положили четыре года назад в долгий ящик, так до сих пор там и ма­ри­ну­ют.

Поскольку за исключением особо про­ве­рен­ных кадров приднестровцы и рос­си­я­не по не­глас­ной табели о рангах ми­ро­во­го сообщества явные не­до­че­ло­ве­ки, их убийц нужно не карать, а на­обо­рот по­ощ­рять. Кроме того усилия мастеров тро­ти­ла и гексогена, следует дополнить ста­ти­с­та­ми мирного путча в апельсиновых тонах. Для этого в том же Ваду-Луй-Водэ на территории базы «Одис­сей» с 25 по 27 июля всего за 200 тысяч лей про­шел се­ми­нар для кишиневских студентов ле­во­бе­реж­но­го происхождения. Его вели мол­дов­с­кий министр ок­ку­па­ции, то бишь, ре­ин­тег­ра­ции Ва­си­ле Шова, а также ки­ши­нев­с­кие эмиссары На­ци­о­наль­но­го Де­мок­ра­ти­чес­ко­го Института США Джен­ни Ку­гель и Алекс Григориевс.

С приходом нового шефа, зас­лу­жен­ной па­лач­ки Югославии Мадлен Ол­б­райт, НДИ резко ак­ти­ви­зи­ро­вал деятельность в бывших советских рес­пуб­ли­ках. Ранее представляя Институт на Ук­ра­и­не Ку­гель, и бывший член руководства На­род­но­го Фрон­та Латвии Григориевс (он же со­вет­с­кий ис­кус­ст­во­вед Алексей Григорьев), немало по­ста­ра­лись для прихода к вла­с­ти Ющенко. Теперь го­то­вят по­доб­ное шоу в ПМР. Страну надлежит заг­нать под ки­ши­нев­с­кий сапог любыми способами, плоть до ликвидации особо не­по­нят­ли­вых. Но обязательно под ханжеские вздохи о вос­ста­нов­ле­нии де­мок­ра­тии и по­ст­ро­е­нии гражданского общества.

КОНЕЦ КИШИНЕВСКОГО ПРИВИДЕНИЯ

Намерения у Олбрайт и К самые ре­ши­тель­ные, но их планам может по­ме­шать довольно нео­жи­дан­ное обстоятельство. Возможно, уже до­воль­но скоро объе­ди­нять ПМР будет не с кем, а го­су­дар­ство, ныне именуемое Молдовой, просто ис­чез­нет. Что является его юридической ба­зой? При­ня­тая Верховным Советом Мол­дав­с­кой ССР Дек­ла­ра­цию о суверенитете от 23 июня 1990 года, отмененный им в тот же день советский закон «Об об­ра­зо­ва­нии Молдавской Советской Со­ци­а­ли­с­ти­чес­кой Рес­пуб­ли­ки» от 2 августа 1940 года и, наконец, дек­ла­ра­ция того же орга­на о не­за­ви­си­мо­с­ти вступившая в силу 27 августа 1991 года.

Поскольку закон 1940 года не лик­ви­ди­ро­вал независимость Молдовы, а объе­ди­нил ру­мын­с­кую Бессарабию с пред­ше­ствен­ни­ком При­дне­с­т­ро­вья Молдавской АССР, отмена его должна вер­нуть ныне именуемую Молдовой Бесарабию об­рат­но, без ПМР. Что же до декларации о не­за­ви­си­мо­с­ти, то почему-то в отличие от Армении, Ук­ра­и­ны и того же При­дне­с­т­ро­вья Кишинев ни разу не попытался под­твер­дить ее референдумом, что пре­дус­мат­ри­ва­лось еще законом о выходе со­юз­ных республик из СССР.

Более того, само название Молдовы пред­став­ля­ет­ся украденным. Ис­то­ри­чес­ки, так называлось княжество, объе­ди­ня­ю­щее Бесарабию и тер­ри­то­рию ны­неш­ней восточной Румынией с центром в гра­ни­цах последней. С тем же успехом ека­те­рин­бур­г­с­кий губернатор или якутский пре­зи­дент мо­жет назвать свои субъекты Рос­си­ей.

Все вышесказанное превращает зону юрис­дик­ции Кишинева в политический фантом, ко­то­рый язвительный Бургуджи издевательски назвал по­ст­мол­дав­с­ким пространством. Сейчас этот при­зрак тает на глазах. Уже многие сотни тысяч его оби­та­те­лей разъехалиь, кто в Москву, кто в Ва­шин­г­тон, кто в Лиссабон, стремясь всеми прав­да­ми и не­прав­да­ми осесть там. Только в нынешнем году из 25 тысяч офи­ци­аль­ных браков зак­лю­чен­ных ме­с­т­ны­ми невестами, почти 9 тысяч пред­поч­ли ино­с­т­ран­ных женихов, к которым в ос­нов­ном и на­пра­ви­лись. Еще больше народу стре­мит­ся получить пас­пор­та, хоть и не слиш­ком бо­га­той, но куда более комфортной, чем нищая Бес­са­ра­бия Румынии. За пос­ле­дние два месяца такие корочки воз­же­ла­ло свыше 50 тысяч человек, а всего счет румынским бессарабцам пошел уже на сотни тысяч.

Учитывая, что подавляющее боль­шин­ство 550-тысячного Приднестровья Ки­ши­нев в гробу ви­да­ло, а свыше 100 тысяч гагаузов, у которых Во­ро­нин фактически отобрал ранее имевшуюся ав­то­но­мию, жаждут реванша, можете прикинуть, сколь­ко народу останется под пре­зи­ден­та­ми бед­ней­шей страны Европы? На­по­ми­наю: население всей Мол­дав­с­кой ССР к началу перестройки со­став­ля­ло чуть боль­ше 4.3 миллионов.

(Продолжение следует)

Оцените эту статью
3499 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 0

Читайте также:

Автор: Наталья Холмогорова
1 Сентября 2006

ДЕЛО МОГИЛЕВА

Автор: Матвей Сотников, Владимир Семиряга
1 Сентября 2006

САРАТОВСКИЕ БИТЫ ИЛИ...

Автор: Андрей Фролов
1 Сентября 2006
ПАРОЛЬ — «КОНДОПОГА»

ПАРОЛЬ — «КОНДОПОГА»

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание