20 апреля 2024 12:18 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Журнал «Разведчикъ»

Автор: МАТВЕЙ СОТНИКОВ
БИТВА ЗА ЗАГЛАВАК

30 Апреля 2021
БИТВА ЗА ЗАГЛАВАК
Фото: Один из героев битвы за высоту Заглавак Борис Земцов, ныне — заместитель главного редактора газеты «Русский вестник»

12 АПРЕЛЯ — ДЕНЬ РУССКОГО ДОБРОВОЛЬЦА

ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО В № 2, 2021 г.

Двадцать восемь лет назад в восточной Боснии произошло памятное событие в истории Отечественных войн сербского народа 1991-1999 годов — жестокий бой за высоту Заглавак между подразделениями Армии (Войска) Республики Сербской и формированиями исламистов.

Правительство Республики Сербской в целях сохранения традиций освободительных войн отнесло 12 апреля — День российских добровольцев — к наиболее значимым историческим событиям в жизни РС.

Памятник российским добровольцам в Луганске. Его установка была осуществлена в 2018 году «Лигой ветеранов локальных конфликтов» из Санкт-Петербурга

Город Вышеград, он же по-сербски Вишеград (Višegrad). Сюда рвались боевики, которых остановили на Заглаваке и не дали им учинить резню.

«Как же не помнить все это? — восклицает участник того боя, военный журналист Борис Земцов. — Такое и забыть захочешь — не получится. Кажется, даже тогда, когда сознание начнет разрушаться под ударами возрастной немощи, в памяти непременно уцелеют и пронзительная голубая ясность того утра, и мерзкий звук летящих в твою сторону мин, и лица тех, кто был рядом, и злобное цоканье пуль о камни, за которыми ты пытаешься спрятаться от судьбы.

На месте нашей былой позиции многое, что напоминает о 12 апреля: и жестянки патронных ящиков, и неистлевшие лоскутья одеял, и гильзы, и осколки самых причудливых форм. Среди этого мусора войны можно найти и что-то очень личное. Например, остатки пустой пулеметной ленты. Возможно, это часть ленты, что принес Костя Богословский за две минуты до того, как рядом шлепнулась злополучная мина. А может, это фрагмент ленты, которую принес я чуть позднее?

Не удержался, очистил от земли и травяных корней уже тронутое ржавчиной ленточное звено, положил в карман, по приезде отдам сыну. Может быть, он, взяв его в руки, найдет подходящие слова, когда будет рассказывать своим детям, моим внукам, о том, что в жизни каждого мужчины непременно должен быть кусочек войны. Иначе и жизнь — мимо, и мужчина — ненастоящий».

Прошло почти тридцать лет, прежде чем российское общество начинает осознавать ту героическую роль, что сыграли русские добровольцы в Приднестровье, на Балканах и в Закавказье. Они были первыми — им было сложнее всего! За ними не стояла мощная держава… Поскольку не было понятно, сохранится ли Россия вообще или разделит трагическую судьбу Советского Союза.

Глава «Народного Собора» Олег Кассин вручает медаль маме погибшего на Заглаваке добровольца Кости Богословского

Очевидно, что события Русской весны 2014 года, возвращение Крыма в родную гавань, роль добровольцев в борьбе за Русский Мир на Донбассе, а также битва за Сирию, — все это вместе взятое привело к переоценке ценностей: безвестные герои возвращаются в нашу жизнь — и мертвые, и живые.

БАЛКАНСКИЙ РУБЕЖ

Символично, что именно 12 апреля 1877 года император Александр II объявил войну Турции и двинул русское воинство в задунайские пределы, чтобы освободить от тяжкого гнета братские народы.

Событию этому предшествовало мощное добровольческое движение, выразившееся в открытом участии русских добровольцев в составе сербского войска и в болгарских повстанческих отрядах.

В 1876-1879 годах число наших добровольцев в Сербии составляло от 4000 до 7000 человек. Это во многом объясняется тем, что в XIX веке Российская империя являлась защитником славянских народов. Важно и то, что движение имело государственную поддержку.

Первым, кто в русской литературе вывел образ добровольца, был великий Пушкин: его герой, отставной гусар Сильвио, погибает в борьбе за освобождение народа Греции.

«Сказывают, что Сильвио, во время возмущения Александра Ипсиланти, предводительствовал отрядом этеристов и был убит в сражении под Скулянами», — такими словами завершает Александр Сергеевич свою повесть «Выстрел», написанную в 1830 году.

В XX столетии одним из символов русского добровольческого движения на Балканах стала 26-летняя сестра милосердия Дарья Александровна Коробкина — уроженка Санкт-Петербурга, курсистка Смольного института.

Вот что рассказывал о Коробкиной сербский поэт, писатель и журналист Милосав Елич, которого русская героиня, среди многих других, спасла от смерти. Дарья, по его словам, относилась ко всем солдатам, как к родным. Пытаясь утешить и облегчить боль, она говорила: «Если бы знали русские, какие страдания вы претерпеваете, поспешили бы они через Карпаты. Но они не знают».

Изначально она была прикреплена к госпиталю в Валево, где и помогала раненым, но затем попросилась на фронт и была отправлена на передовую.

По данным военных рапортов, Коробкина круглосуточно дежурила, помогая раненым сербам: за один день она оказала медицинскую помощь 120 воинам.

Дарья погибла осенью 1914 года в ходе самых тяжелых и кровопролитных для сербской армии сражений Первой мировой войны — битвы на Дрине, продлившейся с 8 сентября до начала ноября. Тогда часть военных действий проходила на горе Гучево — «среди облаков».

2 октября Дарья оказывала первую помощь пострадавшему от огня неприятеля сербскому офицеру, когда рядом разорвался снаряд австрийской гаубицы…

Полковник сербской армии Никола Христич вспоминал: «Она была одета в сербскую солдатскую блузу и длинную темную юбку, от времени «укороченную» до щиколоток. На голове у нее была шайкача (сербская пилотка), натянутая до ушей, так что я видел только один локон ее каштановых волос, что было тоже необычно для того времени. Лицо ее было бледным, не то чтобы красивым, но очень выразительным. В необычных ситуациях иногда все кажется заурядным, и я не очень удивился, наблюдая, как эта женщина смотрит смерти в лицо».

Похоронили Дарью в братской могиле недалеко от Гучево. А уже в 1929 году сербские ветераны на свои деньги поставили там памятник. На нем и по сей день высечены, прошедшие испытание болью и кровью, слова: «Слава тому, кто родился и до конца жизни исполнял свое предназначение».

Группа бойцов с имперским знаменем 3‑го Русского добровольческого отряда. Босния и Герцеговина

Еще один памятник русской героине появился в 2014 году на горе Гучево, его освятил местный епископ Лаврентий. А в 2016 году в деревне Бачевци была открыта мемориальная доска, изготовленная в Ярославской области. В торжественной церемонии приняли участие посол РФ Александр Чепурин, Герой России Алексей Чагин и директор фабрики колоколов из города Тутаева Николай Шувалов.

В парке Специальной больницы на курорте Баня-Ковиляча установлено специальное панно — как знак памяти об участии Дарьи Александровны в сражениях 1914 года.

Осенью 2014 года Ивана Жигон, сербская актриса и режиссер, поставила спектакль «Стойте галеры царские» в Сава-Центре в Белграде. Роль Дарьи сыграла Марина Шовран.

Имя русской героини носит одна из улиц города Лозница.

Знаем ли мы о ней в России? Ответ, думается, очевиден: только сейчас мы обретаем героев былых времен — тех, что во времена СССР не вписывались в идеологический формат или не интересны радикальным либералам, космополитам и носителям «общечеловеческих ценностей» а-ля Горбачёв, Гайдар или Чубайс.

РДО-1

В сентябре 1992 года в городе Требинье (Восточная Герцеговина) был создан первый отряд русских добровольцев, который насчитывал десять бойцов. Его возглавил бывший морской пехотинец Валерий Власенко.

Добровольцы РДО-1 воевали против боснийских хорватов и подразделений регулярной хорватской армии в сентябре-декабре 1992 года. Ядро отряда составила группа добровольцев, прибывшая из Санкт-Петербурга.

Отряд действовал в составе сводного сербо-русского подразделения в рамках армии боснийских сербов.

В конце 1992 года РДО-1 прекратил свое существование.

Князь Александр Ипсилантис (1792-1828). Национальный герой Греции и «русский» генерал

Именно в РДО-1 были заложены некоторые традиции русских добровольцев на Балканах и элементы их униформы — черные береты и монархическая символика: черно-желто-белый (имперский) флаг и большой двуглавый орел цвета бронзы с изображением святого Георгия Победоносца на груди.

Монархизм, как правило, не был политическим убеждением, но являлся важной частью традиции Российский империи.

Боевая деятельность отряда сводилась к несению службы в дозорах, противодействию попыткам разведывательных групп противника пересечь линию фронта и ведению разведки в хорватском тылу.

РДО-2

Добровольческий отряд РДО-2, получивший из-за монархических убеждений нескольких его участников прозвище «Царские волки», был создан 1 ноября 1992 года в Вышеграде. Его командиром стал воевавший весной-летом 1992 года в Приднестровье колоритный 27-летний Александр Мухарев («Ас»).

Официально отряд относился к Вышеградской бригаде АРС. Его первой операцией стало определение и минирование позиций боснийских снайперов в Вышеграде. А первое боевое столкновение с противником произошло в глубоком боснийском тылу. После этой операции по ту сторону начали ходить слухи о «целой бригаде русских наемников».

За последние два месяца 1992 года отрядом, автономно и совместно с сербами, была проведена серия удачных диверсионных и разведывательных операций.

1 декабря отряд понес первые потери — погиб москвич Андрей Нименко, еще один боец был тяжело ранен.

28 января 1993 года основная часть «Царских волков» передислоцировалась в Прибой, куда увезла с собой и боевое знамя. Там добровольцы успешно воевали около двух месяцев. Затем 27 марта «Царские волки» перешли на западную окраину Сараево, в Илиджу.

С мая РДО-2 возглавлял ветеран-«афганец», кавалер двух орденов Красной Звезды капитан Михаил Трофимов, позднее погибший в бою — летом 1993-го.

В августе 1993 года РДО-2 прекратил свое существование. Знамя отряда было передано в храм Святой Троицы в Белграде. В его стенах была установлена доска с именами десяти погибших «руссов».

Участники героической обороны высоты Заглавак Александр Филин и Сергей Пилипенко. Фото Анны Ширяево

Всего через РДО-2 прошли около тридцати добровольцев, обычная же его численность составляла примерно человек десять. За девять месяцев отряд потерял четырех человек убитыми.

РДО-2 стал первым отрядом русских добровольцев с устоявшейся структурой, постоянным составом и своими воинскими традициями. Созданные позднее отряды старались продолжать его традиции.

ПЕРВАЯ КАЗАЧЬЯ СОТНЯ

В конце 1992 года в России началось формирование казачьего отряда. Инициатором выступил Александр Загребов. Набор велся в нескольких российских городах, в том числе при помощи военного комиссара Саратова. Окончательная организация произошла в Москве.

В составе казаков-добровольцев было много бывших военных и ветеранов локальных конфликтов на территории бывшего Советского Союза.

Казаки прибыли на территорию Республики Сербской 1 января 1993 года. Большая часть была размещена в Вышеграде, меньшая — в населенном пункте Скелани. В этом районе они участвовали в боевых действиях до конца апреля 1993 года.

Среди известных боевых операций казаков выделяются бои под Вышеградом, оборона Скелани от атак подразделений 28-й дивизии из Сребреницы, участие в наступлении вблизи города Рудо, а также бои за высоты Заглавак и Столац.

РДО-3

Осенью 1993 года был создан РДО-3, составленный из ветеранов и вновь прибывающих добровольцев. Во главе отряда встал бывший мичман морской пехоты и ветеран боевых действий в Анголе и Абхазии 39-летний Александр Шкрабов.

РДО-3 базировался на юго-восточной окраине Сараево, входил в состав военной части 7512 и был приписан к Новосараевскому четническому отряду. Его состав состоял из сербских и иностранных добровольцев. Командир — воевода Славко Алексич.

Отряд принимал участие в боях в районе Еврейского кладбища в Сараево, на горе Игман, а также у населенных пунктов Олово и Трново.Памятник русским добровольцам, погибшим в Отечественной войне сербского народа 1992‑1995 годов. Военное кладбище в Вышеграде, Босния и Герцеговина

Весной 1994 года РДО-3 участвовал в наступлении ВРС на Горажде, где принимал прямое участие по взятию и уничтожению известной фабрики «Победа». 4 июня при штурме укрепрайона на горе Мошевичка в районе города Олово погиб Александр Шкрабов.

Некоторое время отряд продолжал существовать, но осенью того же года он распался, а большинство его бойцов перешли в специальный отряд «Белые волки», базировавшийся на Яхорине.

«БЕЛЫЕ ВОЛКИ»

Добровольческий отряд «Белые волки» был создан в 1993 году как 4-й разведывательно-диверсионный отряд Сараевско-Романийского корпуса. Он был укомплектован добровольцами и подчинялся напрямую сербам. Командир — Срджан Кнежевич.

После гибели Александра Шкрабова РДО-3 распался и значительная часть добровольцев, в том числе из Болгарии, Румынии и других стран, перешла к «Белым волкам». В его составе они воевали в Сараево, а также некоторых других участках фронта до конца войны.

Зимой-весной 1996 года, после подписания Дейтонских соглашений, многие добровольцы покинули Республику Сербскую.

Осенью 1995 года, уже на заключительном этапе боевых действий, несколько добровольцев из «Белых волков» перешли в состав специального отряда «Волки с Дрины», который входил в состав 1-й Зворникской пехотной бригады Дринского корпуса ВРС.

ПРОДОЛЖЕНИЕ.

 

Оцените эту статью
10558 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 5

Читайте также:

Автор: МАТВЕЙ СОТНИКОВ
30 Апреля 2021
БИТВА ЗА ЗАГЛАВАК —  2

БИТВА ЗА ЗАГЛАВАК — 2

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание