24 апреля 2024 19:01 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Человек эпохи

Автор: ВЛАДИМИР ЕЛИСЕЕВ
ГЕРОЙ СПЕЦНАЗА - 2

28 Февраля 2018
ГЕРОЙ СПЕЦНАЗА - 2
Фото: В аэропорту после возвращения из Сухуми. Игорь Орехов — с простреленной шеей. В куртке — Герой Советского Союза Виктор Карпухин. Лето 1990 го

ИНТЕЛЛИГЕНТ, НЕ БОЯВШИЙСЯ КРОВИ

Один из наиболее ярких и авторитетных представителей Группы «А» призыва восьмидесятых годов — подполковник Игорь Орехов. Скончался 6 сентября 2008 года после тяжелой и продолжительной болезни. Ушел из жизни на 54-м году.

Продолжение. Начало

 

 

«КРОВАВАЯ СВАДЬБА». ТБИЛИСИ. 1983 ГОД

Ноябрь 1983 года. Вооруженный захват пассажирского самолета Ту-134 бандой «золотой» грузинской молодежи, открывшей в воздухе стрельбу по пилотам и пассажирам. Штурм в аэропорту Тбилиси… Классика операции антитеррора на воздушном транспорте.

Из рассказа Игоря Орехова: «Выезжая по тревоге, не знаешь, будешь ли в группе захвата или поддержки. Когда сказали, что я вхожу в группу захвата, ощутил какое-то двойственное чувство: с одной стороны, радость и гордость за доверие, а значит, и признание как профессионала, с другой — волнение, желание не подвести.

Сразу же после объявления состава группы ребята стали помогать подгонять нам бронежилеты, вооружение. Здесь же, в самолете, обсудили первоначальный план действий, потом руководство собрало группу захвата, уточнили некоторые детали.

Когда мы прилетели в Тбилиси, все силы уже были приведены в готовность по плану «Набат». Аэропорт оцепили войска. Погода хуже не придумаешь: дождь, промозглый ветер, градуса два-три тепла. Темно. Вошли в здание аэропорта в касках, в экипировке, с кейсами. Вокруг полно людей, все таращат на нас глаза. Ведь в ту пору о Группе не писали ни слова, сверхсекретность. Мы тоже ни с кем не разговариваем, не общаемся…

Посадка самолета была очень жесткой, и при ударе о взлетно-посадочную полосу один из люков вывалился на крыло. Террористы его приподняли, прислонили. Этот люк мог в любую минуту упасть сам или его могли открыть бандиты. Теперь представьте, как «приятно» лежать у этого люка. Не успеешь ахнуть, как получишь пулю. Но такая yж, видимо, у меня судьба, по боевому расчету мне достался именно этот люк.

Когда была дана команда готовиться к штурму, заняли свои места на самолете. Не в самолете, а на самолете. Ползешь и каждую заклепку чувствуешь. И все-таки качание машины, видимо, было. Из салона раздались крики: «Не вздумайте штурмовать! Всех перестреляем!» Теперь, с годами, когда анализируешь свои действия, понимаешь: помогло то, что наше отделение в ходе учебных занятий так много внимания уделяло тренировкам на борту.

Сотрудники «Альфы» берут штурмом микроавтобус с террористами и заложниками. Сухуми. Август 1990 года

Не могу точно сказать, сколько мы пролежали на ноябрьском ветру — час, два, три. Напряжение огромное, а команды все нет и нет. Кажется, кожа уже примерзла к плоскости. Ведь у нас на голое тело были надеты бронежилеты и легкие комбинезоны. И все! Виктор Фёдорович Карпухин, который находился где-то между штабом и самолетом, как мог, подбадривал нас, успокаивал: «Ребята, не волнуйтесь!» А у меня свои, так сказать, индивидуальные проблемы из-за люка. Что делать, если он неожиданно откроется? Выход один: штурмовать, не дожидаясь команды.

Пока лежал у люка, продумал каждый свой шаг. «Сейчас я вскочу, выбью люк. У самолета Ту-134 два люка, которые выходят на крыло, значит, между ними салонная перегородка… Здесь я должен упасть, встать… Будут сложности с пассажирами, которые сидят у люка…» Но в жизни оказалось все по-другому. Пассажиров на этих местах не было, спинки кресел оказались опущенными вперед, и люк упал в другую сторону.

Падаю в проход, вскакиваю. Дым, ничего не вижу. Тут еще ребята со всех сторон пошли. Поднимаю забрало каски. Понимаю, что попал в начало второго салона, где были пассажиры. В салоне темно, небольшая подсветка. Крики, стоны. Мы тоже кричим: «Где? Где?» Пассажиры показывают: «Вот они».

Мне достался один из бандитов, раненный в шею. Он сидел в третьем ряду салона, у прохода, и контролировал ситуацию. А порядок такой: если кто-то тебе попался, работаешь с ним до конца. Вот я и работал…

Прошло столько лет, а все вспоминается тот штурм. Странно, как по-разному перед лицом опасности ведут себя люди. Наша группа поддержки должна была подъехать к самолету на аэродромном микроавтобусе, но водитель автобуса в самый ответственный момент струсил, отказался ехать. Пришлось ребятам в полной экипировке бежать через летное поле.

И противоположный пример. В самолете, рядом с туалетной комнатой, есть еще одна небольшая комнатка, гардеробная. Там несколько часов просидел врач, он на коленях держал женщину с пулевым ранением в спине. Несмотря на угрозы, выстрелы, он оказал помощь пострадавшей…»

«НЕ БУДЕМ ТЕРЯТЬ КОНТАКТОВ…»

За мужество и героизм, проявленные за годы службы в Группе «А», подполковник Орехов был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалями. Его отличали профессионализм снайпера и бойца антитеррора, высокие морально-волевые качества, стремление всегда прийти на помощь товарищам, честность, порядочность и огромное личное обаяние.

После полученного в Сухуми ранения Игорь Владимирович был переведен на другую работу, а в 1992 году вернулся в Группу «А» Главного управления охраны (ГУО) России. В драматическом 1993 году вышел в запас.

В последующем он состоялся как успешный предприниматель. Он был одним из тех, кто стоял у истоков создания Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» в октябре 1992 года, на протяжении двенадцати лет входил в Совет организации и Редакционный совет газеты «Спецназ России»; активно помогал бывшим и действующим сотрудникам.

Хочу засвидетельствовать — как сотрудник и ветеран спецназа Игорь очень многое сделал для развития подразделения и его материального обеспечения. Большие средства были им вложены в материально-техническую базу нашего подразделения. Это было в «лихие девяностые»! Когда ветераны «Альфы» за счет своих средств снаряжали бойцов Группы «А» на войну. Так было… И об этом нужно знать и помнить, сравнивая то время и нынешнее.

Кроме того, Орехов был одним из первых, кто начал процесс увековечения памяти майора Виктора Воронцова (погиб в дагестанском селе Первомайское в январе 1996 года) — в гимназии № 7 в Воронеже. Это наше второе именное «альфовское» общеобразовательное учреждение. В январе 2018 года оно отметило двадцать лет сотрудничества с Международной Ассоциацией «Альфа».

При помощи Игоря Орехова и Виктора Лутцева создавался музей гимназии, много средств было потрачено на приобретение учебных пособий и инвентаря. И то, что было ими заложено, сегодня развивается уже другим поколением сотрудников Группы «Альфа». А гимназия № 7 сегодня является одним из ведущих учебных заведений региона.

Юрий Горкин:

— «На похоронах Жени Первушина в 1993 году Игорь предложил: «Ребята, давайте не будем терять контактов между собой. И давайте каждый год будем собираться у него на могиле». Помянули, выпили… Опять же он предложил на 9 мая ездить по местам, где нашли свой последний земной приют наши погибшие и умершие товарищи».

В тот период Группа «А» входила в состав Седьмого управления КГБ СССР, занимавшегося наружным наблюдением

Александр Михайлов:

— «Юра, дорогой! Это было чуть раньше — после гибели Вити Шатских. Приехали к нему на могилу: Лутцев, Орехов и Молчанов с женами, вы были, ребята. Постояли, помолчали… Выпили. Так получилось, что мне не довелось быть на похоронах — выполнял «интернациональный долг». Перед майскими праздниками, это было 28 апреля (день рождения Виктора Шатских), мы решили: давайте в мае собираемся и поедем. Мотивировка — это День Победы. Да, в этой победе мы не участвовали. Так, сбоку припека. У нас были другие победы — в Тбилиси, Уфе, Минеральных Водах, Саратове, Сухуми… И мы решили к ветеранам Великой Отечественной пристроиться».

Юрий Горкин:

— «На сегодняшний день эта традиция продолжается восемнадцать лет. Сейчас поминальный список в «Альфе» насчитывает сорок восемь имен — погибших, умерших. Тогда было всего несколько человек, и мы умудрялись до обеда все наши кладбища объехать, а сейчас не хватает и всего светового дня. В связи с тем, что на 8 и 9 Мая кладбища перекрываются сотрудниками милиции и проехать на них не представляется возможным, мы выбрали 7-е число. Народу у нас бывает по шестнадцать-восемнадцать человек».

Валерий Бирюков:

— «Игорь был очень обязательный в отношении всего, что касалось Группы «А» и Международной Ассоциации «Альфа». Жил подразделением, он не являлся для него отрезанным ломтем. Был всегда в курсе последних новостей и событий».

Василий Леонов:

— «В период захвата заложников на Дубровке он прорвался через оцепление, чтобы помочь ребятам. Об этой ситуации Саша хорошо знает, как все было».

Александр Михайлов:

— «Ситуация складывалась примерно так. 25 октября я должен был улетать со своим отделом в командировку на Северный Кавказ. А 23-го, в пятницу, ребята — костяк первого отделения, как обычно, меня провожали. Вечер, одиннадцатый час. Игорь предложил: «Давай я тебя завезу домой». Около МГУ по пейджеру сыграла боевая тревога. Захожу в подразделение, дежурный доложил: «Срочно выдвигаться в район Дубровки с Вячеславом Гудковым. Приказ Андреева» (генерал Валентин Андреев, начальник Управления «А» ЦСН ФСБ России — Ред.). Я тут же перезвонил Орехову и объяснил ситуацию.

На Дубровке наш командир, Валентин Григорьевич Андреев, поставил задачу, и мы с Серегой Д. пошли на рекогносцировку. Возвращаюсь, смотрю — Орехов уже на Дубровке крутится среди наших сотрудников! Оказывается, как мне потом рассказали, он дождался первый отдел и вместе с ними поехал на место проведения операции. Старички-то, умудренные жизнью, бутерброды взяли, а молодые бойцы — все пустые.

И вот тогда Игорь по просьбе ребят забил полностью капот своей машины продуктами, кофе и прохладительными напитками. А скажи ему тогда: «Вперед, на Шепетовку!» — взял бы спокойно оружие, «сферу», бронежилет и пошел бы вместе со всеми на штурм ДК. Он был патриотом не только России, но и патриотом своего подразделения — Группы «А», ставшей для него родным домом. Чем мог, всегда старался помочь».

ОН ВЧЕРА НЕ ВЕРНУЛСЯ ИЗ БОЯ

Болезнь Игоря Орехова дала о себе знать в день празднования 30-летия Группы «А». На протяжении последующих четырех с половиной лет Игорь Владимирович с исключительным мужеством боролся со смертельным недугом, работая в Совете Ассоциации «Альфа». Когда же силы оставили его, то в марте 2008 года на отчетно-перевыборном собрании он взял самоотвод. Под аплодисменты ему был вручен Почетный знак «За вклад в развитие Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»», учрежденный в 2007 году.

Прощание с подполковником Ореховым прошло в Ритуальном зале при Центральном госпитале ФСБ на Пехотной улице. В тот день отдать дань памяти Игорю Владимировичу пришло очень большое количество людей, включая практически все руководство Управления «А» и Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», сотрудников Центра специального назначения ФСБ России.

Настоятель храма Софии на Лубянке отец Александр Миронов отслужил поминальную службу. После траурный кортеж отправился на Востряковское кладбище города Москвы.

Подполковник Орехов был погребен с соблюдением всех воинских почестей на одной из аллей среди высоких берез. После исполнения Государственного гимна и ружейного залпа мимо его могилы, утопавшей в цветах и венках, прошел взвод почетного караула Президентского полка.

Через полтора года рядом с ним «лег» другой руководитель Ассоциации «Альфа» — Владимир Николаевич Ширяев, идеолог Содружества Группы «А» КГБ-ФСБ и шеф-редактор газеты «Спецназ России», скоропостижно скончавшийся летом 2010 года. Так и покоятся они теперь вместе, как и шли по жизни.

Подполковник Орехов (третий справа) был не только отличным бойцом, но и сильным оперативным сотрудником

Василий Леонов:

— «Для меня Игорь живой. Может быть, потому, что мне не пришлось его хоронить. Память человеческая со временем притупляется, но для меня Игорь Орехов всегда останется парнем из Группы «А». Его сын Дмитрий пошел по стопам отца — несколько лет проработал в Управлении «А», а потом служил в другом закрытом подразделении ФСБ».

Юрий Горкин:

— «Если бы Игорь слышал нас сейчас, все, что мы тут наговорили — улыбнулся бы, махнул рукой: «Да что вы, ребята! Каждый из вас такой же». У меня в мобильном телефоне до сих пор его номер сохранился. Иногда по инерции думаешь: «Набрать Игорьку, что ли?» Нет у меня такого ощущения, что его нет среди нас, кажется — в очередной командировке. Вернется, и опять мы, по пятницам, в «клубе любителей пива» соберемся и поговорим о наших делах и проблемах. И поедем на очередную рыбалку».

Владимир Елисеев:

 «Орехов был эрудированным человеком, многое знал, и не поверхностно, а глубоко: с ним было интересно общаться на любые темы. Всегда, если он затевал дискуссию, то приводил увесистые аргументы, так что спорить с ним было невозможно. Иногда Александр Михайлов, с его «академическим» образованием выпускника МГУ, вступал с Игорем в спор, — но, как правило, этот спор кончался «ничьей». Или Игорь каким-нибудь аргументом убеждал Александра Владимировича в том, что он неправ.

Собирательный образ Игоря таков: это открытый, добродушный, справедливый человек, компанейский, то есть с ним можно было обсудить и решить любые вопросы. И даже если посмотреть фото тех времен, то почти везде он улыбается. Что бы в жизни ни было, даже тогда, когда он смертельно заболел, все равно ему всегда сопутствовал оптимизм. И являясь членом Совета Ассоциации, испытывая серьезные боли, Орехов все равно приходил, обсуждал необходимые вопросы, если нужно было куда-то поехать, он ехал. Человек отдавал самого себя делу, друзьям и семье».

Игорь Орехов (слева) вместе с коллегами и родственниками погибших бойцов Группы «А». Воронеж. Начало 2000‑х годов

Валерий Бирюков:

— «Игорь был настоящим патриотом — сначала Советского Союза, а потом и России. Мы с ним спорили: у меня был более критический взгляд на происходившие события, а он говорил, что страна обязательно возродится. Стержень в нем был всегда. Во-первых, глубокая интеллигентность настоящего москвича, во-вторых, жесткость в отстаивании своих принципов и, в-третьих, осознанный и устойчивый патриотизм. Не оголтелый, когда человек ради неких своих убеждений готов вырезать всех других, кто думает иначе. Впрочем, в Группе «А» все были патриотами. Да и невозможно, как мне кажется, находясь в таком боевом подразделении, исповедовать иные взгляды на общество и государство.

Все его начинания остаются с нами: поездки на 9 Мая и встречи на День чекиста 20 декабря, «клуб любителей пива»… Да и сама Международная Ассоциация ветеранов спецподразделения «Альфа». А человек жив в памяти и делах, которые он оставил после себя. Игорь не умер. Он никогда не уйдет. Рюмочка будет всегда стоять на столе. Он нас научил компромиссу во многих вещах, дипломатичности. Уберегал от излишних споров».

Александр Михайлов:

— «Игорёк был светлым, открытым и общительным человеком для всех, кто его знал, кто дружил с ним. Я вот постарше его, а по отдельным вопросам старался узнать его мнение, прислушаться к его советам. Жизнь есть жизнь. Одна голова хорошо, а две лучше. С ним вообще было приятно общаться, дружить. И проводить досуг.

Уйдя в отставку, Игорь не потерял связи с действующим подразделением, отслеживал, что происходит и какие изменения, новшества, чем может помочь. Будучи успешным бизнесменом, он помогал, и помогал очень серьезно, Группе. С его стороны я не слышал слов «нет», «не могу», «подождите».

…Мы, его друзья и боевые товарищи, хотели бы завершить нашу беседу об этом удивительном человеке четверостишием из песни Владимира Высоцкого:

То, что пусто теперь, — не про то разговор,

Вдруг заметил я — нас было двое.

Для меня будто ветром задуло костер,

Когда он не вернулся из боя.

ЭПИЛОГ

Прошло уже девять с лишним лет со дня кончины Игоря, но у нас нет такого ощущения, что он ушел и находится где-то далеко. Настолько это был сильный, неординарный и солнечный человек. Если когда-нибудь в нашей стране будет создан Зал Славы спецназа, то Орехов, не сомневаюсь в этом ни на минуту, займет в нем почетное место. И хотя он не был удостоен звания Героя, мы, ветераны «Альфы» и «Витязя», воспринимаем его именно в таком качестве.

Нынешним молодым сотрудникам я бы пожелал знать историю подразделения так, как знал ее Игорь. А еще оставаться личностью… независимо от занимаемой должности и не заболевать «звездной болезнью». Такой же преданности делу и подразделению, в котором они служат — что отличало Орехова. И, конечно, освоения всех необходимых профессиональных навыков.

Прохождение почётного караула. Годовщина смерти Игоря Орехова. Востряковское кладбище Москвы

Хорошо знаю Дмитрия Орехова — сына Игоря — с первого класса, уже тридцать три года. Он вырос у нас на глазах, мы его привлекали к общественным делам с малых лет. Потом окончил пограничное училище и проходил службу в Управлении «А», но после смерти Игоря ушел и занимается теми коммерческими вопросами, которыми раньше занимался отец.

Дмитрий с честью несет звание ветерана нашего подразделения, участвует в соревнованиях по стрельбе, праздничных и траурных мероприятиях. Достойный сын достойного отца.

Есть такое ритуальное выражение: «память о нем навсегда останется в наших сердцах». В отношении Игоря Владимировича Орехова оно верно на все сто процентов, потому что забыть этого человека и офицера невозможно — его дела, как боевые, так и общественные, и его обаятельную, лучезарную улыбку.

Автор — вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа». Публикацию подготовила Вера КОМАРОВА. 

 

 

Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:

Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha

Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/

Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz

Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/

Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586

Телеграм: https://t.me/specnazAlpha

Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

 
Оцените эту статью
13760 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 4.6

Читайте также:

Автор: АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВ
28 Февраля 2018
ПЕРВОПРОХОДЕЦ

ПЕРВОПРОХОДЕЦ

Автор: НИКИТА ПАНИН
28 Февраля 2018
ЧЕЛОВЕК «ШТОРМА»

ЧЕЛОВЕК «ШТОРМА»

Автор: ВЛАДИМИР ЕЛИСЕЕВ
28 Февраля 2018
ГЕРОЙ СПЕЦНАЗА

ГЕРОЙ СПЕЦНАЗА

Автор: ПАВЕЛ ЕВДОКИМОВ
28 Февраля 2018
«ГРОЗА ШПИОНОВ»

«ГРОЗА ШПИОНОВ»

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание