18 апреля 2024 22:29 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Автор: Андрей Борцов
СОЦИАЛИЗМ БЕЗ ЯРЛЫКОВ: КУБА

1 Июня 2009

Тезис о том, что де СССР вооружал кубинскую армию, был справедлив лишь юридически. Фактически же при помощи кубинцев мы держали форпост своей армии у самой границы США и думается, что это очень даже нервировало американцев, у которых уже много лет не было опыта войны на своей территории.

Присутствие СССР в Карибах несомненно являлось важным звеном в поддержании военно стратегического паритета, который сложился между двумя сверхдержавами на тот период.

1 января 2002 года на Кубе прекратил свое существование российский радиоэлектронный центр (РРЦ) или, как его чаще называли за рубежом, — центр электронной разведки, — созданный еще в 1964 г. неподалеку от Гаваны — в Лурдесе.

У России к тому времени оставались два стратегических военных объекта в «дальнем зарубежье», — Камрань во Вьетнаме и Лурдес на Кубе. Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять, что первый позволял «держать руку на пульсе» в АТР, а второй — в Атлантике и контролировать всю территорию Западного полушария.

Эти две базы были теми крайними точками былого советского военного присутствия, которое помогало нашей стране поддерживать в течение полувека стратегический баланс сил на мировой арене.

РРЦ давал России 75 % стратегической информации, необходимой для предупреждения агрессии, был главным инструментом контроля выполнения договоров о разоружении, подписанных с США, играл исключительно важную роль в системе ПРО, позволяя нашей стране контролировать все пуски ракет, взлеты самолетов, систему связи в Соединенных Штатах и т. п. После выхода Вашингтона из договора по ПРО ценность РРЦ возросла многократно. Поэтому отказ от него нельзя охарактеризовать иначе, как нанесение невосполнимого ущерба национальным интересам.

ПРЕДАТЕЛЬСТВО

«Россия — союзник США, разорвала все соглашения и предала Кубу. Не могу употребить другого слова, хотя и не намерен обвинять никого из руководителей в частности. Это были плоды их ошибок и жалкого поражения в идеологической борьбе против буржуазного, капиталистического и империалистического Запада под эгидой Соединенных Штатов», — с горечью констатировал Фидель Кастро.

Когда советская помощь прекратилась, Куба вступила в полосу тяжелейшего экономического кризиса, из которого окончательно не выбралась и по сей день. Для сравнения: в 1998 году Россия экспортировала на Кубу 840 тысяч тонн нефти, а в советские времена эта цифра достигала 15 млн. тонн в год. Россия же продолжала закупать кубинский сахар, точнее, обменивать его на нефть, как и прежде, но уже по «рыночной» цене. «Эффективные собственники», как понимаете, не считают Америку за врага, и им не нужен форпост. Многие из них вообще бы приветствовали войска НАТО на русских землях.

В начале 90 х, когда Россия прекратила помощь и практически отказалась от кубинского экспорта, к тому же упали цены на сахар на мировых рынках. Куба тогда была близка к тотальному голоду. Когда рухнул коммунистический блок, внешнеторговый оборот Кубы упал в 300 раз — с $ 9 млрд. до $ 300 млн. «Остров Свободы» оказался на грани полного краха.

Все (в том числе и в РФ) искренне думали, что после прекращения помощи от СССР режим Кастро рухнет, как карточный домик. Тем более что европейцы в это время радостной стайкой перебегали в капитализм.

Но Кастро мудро решал проблемы на ходу.

«Нет нефти из Москвы? Фидель приглашает арабских специалистов, говоря: «Ищите нефть, озолочу!» Следует сенсация — нефть находят (пусть и не очень хорошую), и теперь она обеспечивает почти на 100 процентов всю кубинскую энергетику. Перестали покупать сахар? Кастро снижает цены, и бизнесмены из России бросились за сахаром — смешно, но везти его с Кубы дешевле, чем покупать на соседней Украине. Не поступают деньги от братской КПСС? Кастро объявляет о развитии туризма: на острове как грибы растут отели, туристический сезон — круглый год, а количество туристов из Канады, Германии, Франции и Испании в прошлом году составило три миллиона человек, оставивших на острове два миллиарда долларов. Для страны с населением в 10 миллионов это более чем огромная сумма».

И так далее…

Да, на Кубе и сейчас еще кризис, как и у всех, но не глобалистский, а со вполне понятными причинами.

Почему Куба смогла выдержать? Давайте подумаем…

НЕМАРКСИСТСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

Во всех статьях серии «Социализм без ярлыков» я последовательно провожу линию «социализм не обязательно основан на марксизме, более того — он НЕ ДОЛЖЕН быть на нем основан». Наглядная практическая иллюстрация — это именно кубинский социализм.

(Прим.: широко используется работа Р. Вахитова «Социализм Фиделя Кастро», в т. ч. в неявных цитатах).

Идеологи современной России стремятся представить революционную Кубу как некий «заповедник самого ортодоксального коммунизма», а Фиделя Кастро — «динозавром коммунизма», который неким чудом удерживает власть и в нашу «эпоху демократии».

«И даже забавно видеть, что и здесь, как и во многих других областях, наши либералы бездумно повторяют упрощенные схемы пропаганды позавчерашнего дня, просто меняя оценку на противоположную. Действительно, если раньше нам внушали, что Фидель Кастро и его соратники свергли проамериканского диктатора Ф. Батисту, руководствуясь исключительно «передовыми идеями марксизма-ленинизма»… и повторяли это с умилением и восторгом, то теперь они говорят по сути то же самое, только уже с отвращением и осуждением… Что ж, это еще одно доказательство того, что либералы наши — бóльшие догматики, чем обличаемые ими левые патриоты, нашедшие в себе силы преодолеть много стереотипов».

Кубинская революция — нагляднейший пример того, что социализм может быть не только марксистский. Кубинский социализм формировался с учетом специфики латино-американского цивилизационного характера — можно смело сказать, что он был изначально кубинским, а не интернациональным.

Естественно, в нем была и марксистская составляющая, представленная Че Геварой и Раулем Кастро — впрочем, их также сложно назвать ортодоксальными марксистами. А что касается самого Фиделя…

Фидель Кастро пришел в политику вовсе не как марксист. Молодой Фидель Кастро принадлежал к левому крылу Партии Кубинского Народа (так называемой «Партии Ортодоксов»). Идеологией партии были воззрения Хосе Марти (1853 1895) — национального героя Кубы, теоретика и революционного практика освобождения острова от испанского владычества. Хосе Марти выступал за независимый и самобытный путь развития государств Иберо-Америки и в этом смысле был подлинным латиноамериканским «почвенником». Как писал кубинский историк доктор Рамон де Армас, Марти учил «о необходимости того, чтобы латиноамериканские и карибские народы достигли своего собственного развития самостоятельно, на основе собственных общественных, политических и экономических реальностей, без подражания и копирования чужих формул».

Как видите, речь изначально идет не о марксизме, а о «почвенничестве», патриотизме. И, что немаловажно, о самостоятельности, поиске своего пути, а не в копировании любезно предоставляемых рецептов, почему то так характерно завязанных на деньги, что в коммунизме, что в либерализме.

Конечно, в учении Марти присутствовали и социалистические мотивы. Так, известно гневное восклицание Марти по поводу бездушного духа североамериканского капитализма: «Американские законы дали Северу высокую степень благополучия и подняли его также на самую высокую ступень коррупции. Они монетаризировали его, чтобы сделать благополучным. Будь проклято благополучие, приобретенное такой ценой!». Но он был далек от марксистского социализма с его идеями пролетарской революции и относительно прогрессивного значения капитализма.

В своей знаменитой речи на суде «История меня оправдает» Фидель также выдвинул вполне социалистическую, но явно не марксистскую программу: он назвал в качестве политических целей своих единомышленников, помимо освобождения Кубы от североамериканского влияния, аграрную реформу с разделом земли между мелкими арендаторами, национализацию естественных монополий, индустриализацию под началом государства, широкие социальные программы, прежде всего, в интересах малоимущих и детей. Казалось бы, узнаваемая риторика, но, когда Фидель обратился к трудящемуся народу, он пояснил: «Когда мы говорим» народ», мы имеем в виду не зажиточные и консервативные слои нации, которым по нраву любой угнетающий режим, любая диктатура, любой вид деспотизма и которые готовы бить поклоны перед очередным хозяином, пока не разобьют себе лоб. Под народом мы понимаем, когда говорим о борьбе, огромную угнетенную массу, которой все обещают и которую все обманывают и предают, но которая жаждет иметь лучшую, более справедливую и более достойную родину».

Но если в марксизме трудящиеся — это именно пролетарии, то Кастро отнес к трулящимся и крестьян, [временно] безработных, сезонных чернорабочих, врачей, учителей, инженеров, журналистов, и даже мелких торговцев. Куча «мелкобуржуазных элементов» и «интеллигентской прослойки».

Среди 82 х сторонников Кастро, тайком приплывших к берегам Кубы на яхте «Гранма» и высадившихся в провинции Орьенте 2 декабря 1956 года, был всего лишь один (!) коммунист — аргентинец Эрнесто Гевара де ля Серно — легендарный «Че».

Даже после 1 января 1959 года, когда повстанцы и оппозиция пришли к власти, речь не шла о социалистической революции в марксистском ключе. Во время неофициального визита в Вашингтон в апреле 1959 года, Фидель Кастро — уже руководитель революционной Кубы, охарактеризовал себя как «кубинского националиста».

Обратите внимание: социализм не может не быть националистическим!

Там же, в США, на вопрос: «является ли январская революция красной?» Кастро ответил: «скорее она цвета зеленых оливок» (по цвету формы Повстанческой армии). Впрочем, США «цвет революции» достаточно безразличен — главное, что страна выпадает из «мировой цивилизации» глобализма (в то время это еще не было так ярко выражено).

Знаменитая аграрная реформа, после которой «правые» прозвали Кастро коммунистом, также была национальной по сути: главным образом она была направлена против иностранного капитала и сросшихся с ним крупных землевладельцев, однако им даже компенсировалась утеря собственности, а мелкие землевладельцы от нее даже выигрывали.

Кастро охарактеризовал кубинскую революцию как социалистическую лишь на втором году революции. На похоронах жертв американской варварской бомбардировки острова Фидель произнес следующие слова: «Товарищи рабочие и крестьяне, наша революция является социалистической и демократической, революцией бедняков, которая делается силами бедняков и в интересах бедняков».

Но о марксизме — nota bene (лат. «обрати внимание» — прим. ред.) — ни слова!

Себя лично же он впервые назвал коммунистом за год до этого, в речи в редакции кубинской коммунистической газеты «Ой» (8 ноября 1960 года). В ней же Фидель заявил, что со студенческих лет изучал марксистскую литературу и даже «был марксистом» (именно «был», а не «является») и оказал влияние в соответствующем духе на своего брата Рауля.

Это несколько не соответствовало предыдущим выступлениям. Че Гевара в том же 1960 г., за месяц до «признания» Фиделя, говорил в интервью американскому журналу «Лук» совершено противоположное: «Фидель не коммунист… Эта революция исключительно кубинская, а точнее — латиноамериканская. В политическом плане можно было бы квалифицировать Фиделя и его Движение революционно-националистическим».

В дальнейшем, с 1960 года и вплоть до 90 х годов, Фидель Кастро называл себя коммунистом и марксистом-ленинцем. Соответствующие изменения были произведены и на уровне госполитики: все революционные организации были объединены в одну, ставшую правящей партией и получившей вскоре название Коммунистическая партия Кубы. Атеизм стал государственной идеологией, а марксизм-ленинизм — официальной философией.

Советский Союз открыто признавался «старшим братом» и руководителем Кубы. Тем не менее, политический курс Кубы и в годы «советского протектората» сохранил определенную самостоятельность. Куба не была марионеткой СССР. Например, Куба отказалась войти в какие бы то ни было военные пакты, в том числе и в созданный СССР Варшавский блок, и так и осталась неприсоединившимся государством.

Куба не стремилась слепо копировать советскую модель: переняв ее лучшие стороны, прежде всего социальную систему, Куба Кастро сохранила в экономике частный сектор. При аграрной реформе, превратившей большинство земель острова в государственное достояние, все же 39 % земли было оставлено за частными собственниками (мелкими крестьянскими хозяйствами). Разумеется, при условии, что собственник работает эффективно и согласен сотрудничать с государством и придерживаться Госплана.

Очень правильный подход: взять у учителя лучшее и оставить ему его проблемы.

Более того, хотя Фидель Кастро публично и не отрекается от марксизма, высшее руководство партии и государства все больше говорит об особом, специфичном характере кубинского социализма и его отличиях даже от социализма Маркса и Ленина.

Президент Национальной ассамблеи народной власти Кубы Риккардо Аларкон де Кесада сказал об этом в интервью российскому журналу «Эксперт»:

«… у нас на Кубе был подлинный и самобытный революционный процесс.…. Реалии кубинской системы — вовсе не те реалии, которые в своих работах рассматривал Ленин. У нас всего лишь есть воля, чтобы вести социальную политику, отстаивать справедливость и равенство. После крушения социалистического лагеря у нас было два пути — «переселиться на другую планету» или сохранить и развернуть нашу систему. Мы открыли доступ к капиталистическому способу производства, сделали то же самое, что Ленин когда то сделал во времена нэпа. Но все же подчеркну: мы не пытаемся повторять какую либо чужую модель социализма, модель, которая когда либо была реализована. С самого начала революции мы решили, что социализм в Латинской Америке должен быть не копией, а «героическим созиданием». Сегодня многие в Латинской Америке думают также. Есть венесуэльский подход, есть бразильский. Мы должны бороться за многоцветный социализм».

Зачем Фидель стал называть себя марксистом? По весьма прозаичной и понятной причине: без вступления в социалистический лагерь Куба не просуществовала бы и года. Несмотря на то, что первые нападения контрреволюционеров кубинцы отбили, все же военная мощь США была несравнима с кубинской.

СССР, понятно, вправе был требовать от своего нового союзника соответствующего идеологического антуража. Официальная идеология Советского Союза утверждала (и это было большим недостатком идеологии, что и послужило одной из причин проигрыша СССР), что в мире идет не геополитическая борьба, а борьба между двумя социальными системами — капиталистической и социалистической, — и всякий, выступающий против капиталистического мира во главе с США, становился «социалистической страной» автоматически.

Так что коммунистическая риторика была вынужденной, на самом же деле на Кубе имеет место кубинский социализм.

Социалистическая Куба — это типичное традиционное общество, пошедшее по пути антибуржуазной модернизации, с опорой на социальное традиционное жизнеустройство и под руководством авторитарной партии.

Это и есть народный немарксистский социализм. Успехи Кубы показывают, что именно за таким «социализмом без коммунизма» — будущее всех незападных стран, если они не хотят, конечно, служить сырьевым придатком для западного «золотого миллиарда». Именно по этому пути идет Китай (о нем я уже писал), по нему пошла Белоруссия (о ней будет последняя статья цикла) и должна идти —иного выхода нет! — Россия.

Но вернемся к описанию Кубы, ее плюсам, минусам и особенностям.

ПРИВИЛЕГИИ ИНОСТРАНЦАМ

Есть на Кубе и специфика, которую сложно назвать социалистически правильной. В частности — отношение к иностранцам. К примеру, кубинцу ни при каких обстоятельствах не разрешено есть лобстера (стратегически важный экспортный продукт), тогда как иностранцам они предлагаются повсеместно.

Очень напоминает Торгсин (торговля с иностранцами) времен нэпа и около того, но еще более жестко: в Советском Союзе подобных запретов не было хотя бы на законодательном уровне.

Но является ли это отходом от социализма, особенностью кубинского социализма, либо чем то еще?

Вспоминаем, о чем только что говорили — о значении туристического бизнеса для Кубы. Никакой идеологии в ситуации нет — речь идет именно о необходимости, даже не о целесообразности. Вполне возможно, что и с перегибами. Впрочем, возможно, что такая позиция — тоже приманка для туристов, т. к. в описаниях поездок на Кубу (читал, когда готовил статью) не раз писалось, что у местных можно вполне есть лобстеров дешевле, но нелегально. Так что, видимо, суровость закона компенсируется необязательностью исполнения (знакомо, да).

Зато туристов, можно сказать, доят. За привилегии надо расплачиваться.

На Кубе есть обычное песо, а есть конвертируемое. С существенной разницей в курсах. Более того, их функции достаточно четко разделены. Чтобы не утомлять описаниями, напомню, что в СССР также была финансовая система из двух «контуров». В производстве были безналичные деньги, они погашались взаимозачетами. На потребительском рынке действовали обычные деньги, масса которых регулировалась в соответствии с массой товаров. Это позволяло поддерживать низкие цены и не допускать инфляции. Такая система могла действовать лишь при запрете перевода безналичных денег в наличные. Масштаб цен в СССР был иным, нежели на мировом рынке, и рубль мог циркулировать лишь внутри страны. Для этого были необходимы государственная монополия внешней торговли и неконвертируемость рубля.

Аналогично этому конвертируемый песо используется практически только для иностранцев, причем цены для них, по сравнению с кубинцами, существенно повышены.

И такая система очень хорошо работает, «выкачивая» деньги из иностранцев и не допуская разрушения собственной хозяйственной системы.

Помните, как в 1989 г. либеральные реформаторы «раскрыли» оба контура финансовой системы СССР, а с отменой государственной монополии внешней торговли начался массовый вывоз товаров за рубеж? Возможность превращения безналичных денег в наличные (т. н. «обналичка») была одной из основных причин краха потребительского рынка, ну и всего народного хозяйства. Деньги из средства учета, чем они и должны быть, превратились в товар.

Нобелевский лауреат Дж. Стиглиц писал, что в ходе реформы в России принимались «наихудшие решения из всех возможных». Наихудшие — если смотреть с точки зрения интересов страны, но наилучшие с точки зрения противника, разрушающего экономику этой страны.

Куба такую ошибку не совершила и не собирается совершать, четко разделяя товарообороты.

Более того, Куба — единственная страна в мире, где доллар, образно говоря, подвергается дискриминации: при обмене американской валюты на конвертируемые песо удерживается 11,92 %, тогда как евро меняются без всяких комиссионных. Банковская карточка, выпущенная американским банком (банкоматы и терминалы для безналичных расчетов встречаются все чаще), на Кубе абсолютно бесполезна, опять же, при операции с «долларовой» карточки удержат 11,92 %. Зачем это делается — понятно; США являются «официальным государственным врагом». Обратите внимание, никакого двуличия: есть официальный враг, причем не какой то липовый, а вполне себе существующий, но при этом на нём еще и зарабатываются деньги.

Кубинский социализм вообще отличается честностью.

Помните тот идиотский восторг, с которым во время перестройки и прочего разрушения страны встретило население долгожданные американские ценности?

Да и до этого среди обывателей был культ «заграницы», а идеологический аппарат СССР уже пребывал в глубоком маразме и лишь талдычил давно надоевшее, не актуальное и уже вредное «как писали Маркс-Энгельс-Ленин…». Даже сейчас большинству яркая этикетка важнее качества, хотя должны были бы уже распробовать.

Процитирую Александра Батова:

«На Кубе такой ситуации не возникнет. Если в Советском Союзе и в Восточной Европе партийные боссы берегли «непонятливый народ» от запретного плода западной культуры, то на Кубе можно свободно смотреть лучшие европейские, советские, американские фильмы. Кубинское руководство пошло по правильному пути — оно не боится за свой народ, делает ставку на высокую сознательность людей. Западная культура не скрывается, а наоборот открыто и критически обсуждается в кубинском обществе. Чтоб каждый кубинец знал, что это такое. Разъяснения и открытые обсуждения устраиваются и по той антикубинской, антикоммунистической пропаганде «американского образа жизни», которую ведут контрреволюционеры из Майами».

ВОПРОС ЭМИГРАЦИИ

Отсутствие «железного занавеса» обуславливает большое количество эмигрантов.

Это явление, с моей точки зрения, обусловлено отнюдь не социализмом, а общими для Латинской Америки проблемами экономического характера. Куба как развивающаяся страна, несмотря на огромные усилия по повышению уровня и качества жизни, просто не в состоянии за короткий исторический срок добиться более высокого уровня потребления, чем в США, живущих за счет эксплуатации всего мира. Особенно если учесть экономическое давление со стороны США, о котором говорилось ранее.

При этом в отличие от СССР, кубинские власти практически не чинили препятствий выезду с Острова Свободы желающим. Собственно говоря, возможность легального отъезда зависело не столько от Кубы, сколько от Штатов, которые выдавали визы «на прием».

Еще в марте 1980 года Фидель Кастро весьма ответственно и справедливо заявил, что осуществление революции и строительство социализма — это абсолютно добровольное дело свободных людей. Эмиграция с Кубы в этих условиях выступала своеобразным клапаном социальной санации и способствовала частичному разрешению проблемы политического и экономического плюрализма. Часть населения, категорически несогласная с режимом, имела полную возможность искать счастья за пределами страны.

Куда более мудрая позиция, чем у руководства СССР. Скажем, тех же диссидентов, недовольных Советским Союзом, вполне логично было отпускать на волю, на Запад. Некоторых — так в принудительном порядке.

ЧТОБЫ НЕ БЫЛО БЕДНЫХ

Помните старый анекдот про большевиков — мол, они воюют за то, чтобы не было богатых, а «мой дед хотел, чтобы не было бедных»?

Смешно это было только во времена горбачевщины, когда демагогия «все будут богатыми» раздавалась отовсюду. Результат сейчас всем (кто хотя бы иногда снимает розовые очки) виден наглядно.

Все просто. Если нет богатых, то все могут быть бедными. Но могут и не быть: все зависит от общих ресурсов. А вот если есть богатые, то бедных не может не быть: богатства возможно достигнуть лишь в случае, когда другие становятся бедными. Если нечто где то прибывает, то в другом месте неизбежно убывает. Элементарная логика.

А, главное, не надо смешивать достаток и богатство. При социализме у всех должен быть достаток — упрощенно говоря, никто не должен испытывать нужды в базовых потребностях. Причем к ним я отношу не только жилье, медобслуживание, образование, но сейчас уже и доступность компьютеров, интернета и так далее. Даже личный транспорт уже нельзя отнести к роскоши (хотя в крупных городах его количество уже превышает разумные пределы, но это — другой вопрос).

По этому параметру Куба достаточно сильно задерживается — причины уже упоминались. Так, иметь компьютеры в частном пользовании разрешили только в марте 2008 года. Впечатляет? Но обусловлен запрет был отнюдь не принципом «держать и не пущать», а элементарными проблемами с электроэнергией.

Рауль Кастро, издавая соответствующий указ, отметил: «Руководствуясь все большей доступностью электричества, власти пришли к решению разрешить продажу некоторых ранее запрещенных устройств».

Помимо компьютеров, был снят запрет на видео и DVD- плееры, 19 и 24 дюймовые телевизоры, электрические скороварки, рисоварки, микроволновые печи и т. п. Когда электричества стало хватать — разрешение было дано всем.

Куда справедливее, чем разрешать неограниченное потребление узкой прослойке, держа других за третий сорт, не так ли? Если некто настолько эффективный менеджер, так пусть работает так, чтобы жизнь улучшалась у всех, а не только у «эффективного собственника».

Как известно, сам Фидель Кастро никогда не ездил на инкрустированных золотом лимузинах, как свергнутый им диктатор Батиста, и на фоне остальных коммунистических лидеров конца XX века выглядит аскетом. Он не пользуется спецраспределителями, получая еду по карточкам, как и обычный кубинец, и так далее. Читал где то, что для визита в Европу в 1995 г. ему пришлось специально пошить цивильный костюм — до этого в его гардеробе таких не было, лишь несколько военных френчей.

Сравните, кстати, со Сталиным — явная параллель. Да и Гитлер не оставил после себя каких то богатств. Все они думали о народе, а не о мошне. Совершали ошибки, в том числе и критические, — но не из за корысти.

В преддверии 50 летия годовщины начала кубинской революции «Аргументы и факты» подготовили серию эксклюзивных репортажей.

Приведу отрывок из одного интервью с работником городской администрации в Тринидаде на тему настроений некоторых кубинцев «а может, капитализм?»:

«— Кубинцы думают, что при капитализме все станут богатыми и счастливыми. Им еще предстоит узнать то, что уже знаете вы: всплеск преступности, когда убивают за копейку, уличные разборки между мафией, безработица, инфляция, сумасшедшая квартплата, платные медицина и образование. Получать же люди будут все те же 20 долларов, потому что все чиновники начнут воровать. Сейчас то жизнь плохая, но я рад, что лечусь без денег и в стране нет мафии».

Еще мнение:

«— Компартия не выпустит власть, — считает живущий в Майами бывший кубинский революционер, участник войны, приведшей к свержению в 1959 году диктатора Батисты Эрнесто Миас. — Она уже видела, к чему привело ослабление диктатуры в СССР, — страна рухнула. Править островом после братьев Кастро будет военная хунта, которая, скорее всего, проведет реформы по китайскому образцу. Даже я считаю, что лучшее для Кубы — это коммунизм. Почему? Сейчас народ кроет Кастро на чем свет стоит, но я уверен, что максимум через лет пять после того, как на Кубе установится капитализм, на острове начнется партизанская война в горах под лозунгом «Верните нам Фиделя!».

В. А. Бородаев в работе «Кубинская модель социализма: копия советской или воплощение национальной идеи?» отмечает, что характерной чертой кубинской модели является постоянная и непримиримая борьба с коррупцией. Своими корнями она уходит в дореволюционный период, когда в условиях неоколониального режима в стране коррупция приняла широкий размах. Она поразила всю прежнюю политическую систему общества, способствовало разложению правивших страной партий.

Одним из главных лозунгов революционного движения на Кубе в 50 е годы была борьба с коррупцией в государственном аппарате. Наряду с задачей национального и социального освобождения, выдвигавшейся революционным движением с конца 19 века, борьба против коррупции, являясь составляющей концепции социальной справедливости, вошла в качестве важнейшего звена в выковывавшуюся в течение столетия кубинскую национальную идею.

Это очень верно: социализм и коррупция несовместимы. Бородаев пишет:

«Коррупция представляет опасность для любого общества, для социалистического же она является системным врагом, ибо подрывает сами его основы, ведет его к перерождению, вызывает эрозию принципов социальной справедливости, наносит огромный моральный ущерб. В конечном итоге коррупция ведет к делегитимизации политической системы и кладет начало ее деинституционализации.

Эти азбучные истины политической науки практически игнорировались в последние десятилетия в СССР и были очень хорошо усвоены кубинским политическим руководством.

Из анализа социально-экономической жизни дореволюционного кубинского общества, ситуации в Латинской Америке и других развивающихся государств политическое руководство страны вынесло глубокое убеждение в тупиковости расточительного капиталистического пути развития, отсутствия у него исторической перспективы.

То, что может позволить себе «золотой миллиард», оплачено потом, кровью, слезами, унижениями, дикой нищетой большинства человечества, грозит всей планете экологической катастрофой. Отсюда следовал отказ от восприятия потребительского общества и его ценностей в качестве эталона для подражания в кубинской модели социализма. Руководством Кубы был провозглашен курс на создание условий для обеспечения каждому индивидууму условий здоровой и достойной жизни, но без роскоши и расточительства потребительского общества, неспособного обеспечить социальную справедливость и прогресс в долгосрочной перспективе, особенно в странах» третьего мира».

В отличие от кубинской модели социализма, в СССР и других европейских социалистических странах в качестве ориентира в последние три десятилетия был взят западный потребительский стандарт уровня и качества жизни. Это во многом способствовало перерождению режимов в СССР и в Восточной Европе».

Замечу, что потребительский стандарт был взят именно что внешне, по «высшему среднему классу», да еще без учета стоимости жилья, образования, медицины и так далее.

При этом Куба стремится мотивировать население и материально. Рауль Кастро, президент республики Куба:

«Социализм означает социальную справедливость и равенство. Но равенство прав и возможностей, а не доходов. Равенство — это не уравниловка. Когда хороший работник получает столько же, сколько и ленивый — это не равенство, а эксплуатация хорошего работника».

Да, сейчас Куба — слаборазвитая страна в плане дохода на душу населения. Но в ней нет безработицы, нет нищенства, нет наркомании, нет стариков, лишенных средств к существованию, нет детей, лишенных возможности учиться. Все кубинцы могут быть уверены в отношении таких важнейших сторон жизни, как работа, образование детей, охрана здоровья, обеспечение в старости. Население имеет доступ к различным культурным ценностям. Созданы многочисленные театры, библиотеки. Спорт и культурный досуг доступны всему народу. Учитывая, прежде всего, эти аспекты и отталкиваясь от них, можно рассматривать и количественные показатели уровня жизни кубинцев, которые нельзя измерять исключительно доходом на душу населения в денежном выражении, поскольку ряд важнейших благ предоставляется совершенно бесплатно и не зависит от номинальных денежных доходов на душу населения.

Пресловутая уверенность в завтрашнем дне — это очень важная вещь.

ПАТРИОТИЗМ

Со времен перестройки русские живут в странной обстановке, когда национализм и патриотизм обозначают чуть ли не противоположное. А неумение отделить Администрацию эРэФии от Отечества привело к появлению уродов вида «лучше бы мы Германии проиграли Великую Отечественную» или даже сейчас жаждущих, чтобы войска НАТО разделили Россию на кусочки.

У кубинцев такого разделения нет. А. Батов в статье «Почти все, что вы хотели знать о Кубе…, но не знали, у кого спросить», основанной на беседе с советником посольства Кубы в РФ Сантьяго Пересом, пересказывает его слова:

«У нас слово «патриотизм» в последние десятилетия приобрел ругательный оттенок… На Кубе же патриотизм — один из краеугольных камней социалистического общества.

Капитализм в Латинской Америке изначально имел колониальный характер. Сперва эту землю грабила Испания с Португалией, потом их сменили США. Грабеж принял крайние формы и был выгоден лишь небольшой кучке военных диктаторов и компрадорской буржуазии, которую «северный сосед» приводил к власти в той или иной стране нередко военным путем. Такая политика ставила под угрозу само существование латиноамериканских государств и потому входило в противоречие не только с интересами трудящихся (крестьянство, рабочий класс), но и с интересами практически всей нации. Это позволило знаменитому революционеру Хосе Марти создать в 1892 году Кубинскую революционную партию, объединившую представителей различных социальных слоев и, в конце концов, предрешившую изгнание с острову испанских колонизаторов.

Сегодня существование кубинского государства и нации снова находится под угрозой. Единственная возможность сохранить страну — социализм. Поэтому для всех кубинцев, живущих на острове, понятия патриотизм, социализм и революция — неразделимы».

Кроме того, как верно подметил Бородаев в уже процитированной работе: «Характерно, что большая часть кубинской интеллигенции, включая наиболее известных поэтов, писателей, художников, артистов, стояла на леворадикальных позициях».

Если в России в свое время были большие сложности с интеллигенцией, которая поддержала революцию далеко не вся, и то уже, в основном, постфактум, на Кубе этот слой общества принимал самое активное организованное участие в непосредственной борьбе за установление нового строя.

Сейчас же Остров Свободы стал желанным местом для многих латиноамериканских интеллектуалов. Практически вся кубинская творческая интеллигенция осталась в стране, несмотря на широкую эмиграцию из нее представителей других состоятельных слоев, чего нельзя сказать о большинстве остальных социалистических стран.

Любовь «в одну сторону» — это извращение, а не любовь. И на Кубе не только народ любит свою страну, но и правительство доверяет народу.

Добровольная народная милиция с первых дней революции была важным компонентом силовых структур.

Более того. Во времена перестройки, когда СССР формально еще существовал, его руководство довело до сведения кубинцев, что СССР не пойдет на прямой конфликт с США в случае нападения на Кубу.

Реакция кубинцев была показательной — сразу же началось формирование массового народного ополчения — «Войск территориальной милиции». Уже к середине 80 х годов ВТМ стали реальной военной силой. Их боевые подразделения, включавшие на добровольной основе мужчин и женщин, не подлежащих призыву в РВС, но способных носить оружие, насчитывало на начало 1985 года 1,5 млн. человек. Добровольные военизированные формирования были созданы на промышленных предприятиях и учебных заведениях. Также существует система добровольных крестьянских военизированных подразделений, которые в прибрежных зонах несут патрулирование совместно с пограничниками.

Обучить военному делу и вооружить практически все население страны может лишь та власть, которая опирается на массовую поддержку народа, не так ли?

Правительство Кубы вообще уделяет большое внимание работе с народом. Причем не формализму «… на последнем съезде Партии… как завещал великий…», Вообще то такое отношение должно быть закономерностью социализма, но большинстве случаев оно реализовывалось далеко не на таком уровне.

На Кубе большое значение придают этике и культуре. Характерно не казарменное зажимание всего, что не соответствует каким либо догмам, а сознательное, терпеливое, аккуратное внедрение истинно товарищеских отношений между людьми.

Александр Батов (та же статья):

«Мы строим новое общество» — говорят кубинцы, и надо сказать, что они достигли больших успехов. Люди — это не масса. Люди — это человек. И работа с людьми — это не формалистское, ради галочки проведение политзанятий и лекций на тему «любовь к Родине», как было в застойном Союзе. Это работа с каждым конкретным человеком, у которого свое имя, свое лицо, личность, интересы. Подготовке партийных социальных работников, умеющих индивидуально, «по человечески» работать с людьми, на Кубе уделяют огромное значение. Коммунизм есть реальный, практический гуманизм; эти слова Маркса на Кубе помнят хорошо. А еще помнят и следуют словам Хосе Марти о том, что политика не должна быть искусством досужих размышлений о торговле; политика должна быть искренней. Как это реализуется? Единственно верным способом — через прямое участие трудящихся в управлении государством».

Народ Кубы поддерживает свое (действительно свое!) правительство и имеет волю к победе. Это самое главное. Сейчас такая небольшая Куба — флагман социализма.

ОПЫТ РАЗРУШЕНИЯ СССР: УРОК ДЛЯ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

На эту тему хорошо писали С. Батчиков и С. Кара-Мурза:

«Неолиберальная волна привела к резкому обогащению богатых — даже в богатых странах. Доля 0,1 % самых богатых людей США в национальном доходе выросла за 20 лет в 3 раза. При этом соотношение средней зарплаты топ-менеджера и рабочего в американских корпорациях выросло с 30:1 до 500:1. Это — изменение качественное, чреватое риском дестабилизации общества и экономики даже самых развитых стран.

Глобалисты действовали жестко — из МВФ и Всемирного банка уже к 1982 г. были изгнаны все экономисты-кейнсианцы, сторонники регулирующего воздействия государства. Была проведена и чистка ведущих экономических факультетов. Была создана целая система фондов, финансирующих пропаганду неолиберализма и подготовку «пятых колонн» во всем мире».

О причинах развала СССР можно писать долго и подробно, но я выделю три главных метода воздействия на государство, которые приводят к падению его в глобализм в качестве сырьевого придатка третьего сорта.

Во-первых, это подкоп под легитимность государства: коррумпирование аппарата с одновременным представлением его как «коллективного врага народа». Этим достигается как отчуждение народа от правительства, так и нарушение функционирования государства: коррумпированная часть госаппарата не может сосуществовать со здоровой, честной частью. Она борется не только с силами правопорядка, но со всеми функциями государства. Честный чиновник для коррумпированного — не просто конкурент, это его смертельный враг, не дающий «пастись в ареале обитания».

С этим у Кубы все в порядке — правительство не отделяет себя от народа, народ поддерживает правительство.

Во-вторых, национальная экономика разрушается посредством институтов глобализации (МВФ, Всемирный банк и др.), захват национальных рынков и разрыв традиционных экономических связей. В это Куба, в отличие от некоторых, вляпываться не собирается.

Прим.: впрочем, Куба является членом ВТО. Характерно, что, когда вопрос экономической блокады Кубы встал в ВТО (США стали накладывать санкции против всех иностранных фирм, торгующих с Кубой) и нарушение правил свободной торговли было очевидно, то представитель Клинтона заявил, что принятое против США постановление ВТО не имеет значения и не причиняет беспокойства, так как «мы не верим, что что либо, что говорит или делает ВТО, может заставить США изменить свои законы» (Н. Хомский. Прибыль на людях. Неолиберализм и мировой порядок. М.: Праксис. 2002. стр. 117).

В-третьих, это пропаганда системы потребностей, удовлетворяемых только через Запад (сюда же — превращение национального правительства в компрадорскую буржуазию). Пока в России ценили достаток, но не делали культа из потребления — страна была великой. Но в годы перестройки население страны стало объектом мощной и форсированной программы по слому старой «программы» и созданию и внедрению в общественное сознание новой системы потребностей, весьма далекой от разумности. Культа потребления.

Здесь Куба имеет фильтр в виде вполне свободного отъезда желающих отправиться в капитализм.

Таким образом, она достаточно надежно защищена от глобализма — особенно с учетом того, что наглядные примеры других стран, начиная с СССР, известны. Проблема лишь в миниатюрности Острова Свободы.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОДДЕРЖКА

Каково международное положение Кубы?

Дружба с Венесуэлой широко известна, но этим дело не ограничивается. У Кубы появляются куда более могучие союзники.

«РБК Дейли», Анатолий Поморцев, «На Кубе продолжат строить социализм» (2008):

«Гавана стала главным пунктом латиноамериканского турне председателя КНР Ху Дзиньтао.

В частности, КНР взяла на себя обязательства по закупкам кубинского сахара и подтвердила желание участвовать в разработке нефтяных месторождений, обнаруженных на кубинском участке шельфа Мексиканского залива. Усиление связей Пекина и Гаваны указывает на то, что на Острове свободы может начаться строительство «капитализма с социалистическим лицом» по китайскому образцу.

Кроме того, китайский лидер сообщил, что уже в ближайшее время Пекин выделит до 100 млн. долл. на восстановление и строительство на Кубе школ, больниц и осуществление других социальных программ. Но гораздо важнее то, что стороны достигли соглашения по закупкам кубинского сахара, являющегося главным экспортным продуктом этой страны. Одновременно было озвучено желание КНР инвестировать в развитие островной инфраструктуры и разработку нефтяных месторождений, обнаруженных на кубинском участке шельфа Мексиканского залива, до 2 млрд. долл.».

Тему Китая мы уже разбирали и пришли к выводу, что в нем имеет место не «капитализма с социалистическим лицом», а именно социализм. С китайским лицом, если хотите.

«Визит главы КНР призван показать, прежде всего, США, многовекторность китайской внешней политики. Это еще один знак усиления влияния КНР в Латинской Америке — оно станет одним из ключевых вызовов для администрации Барака Обамы. К тому же Пекин интересует, что происходит на Кубе в контексте передачи власти — не свернет ли она с социалистического пути?» — сообщил РБК daily аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Андрей Диргин.

Таким образом, кошмар глобалистов начинает осуществляться — социалистические страны начинают тянуться друг к другу. А если учесть мощь и роль Китая в современном мире…

Куба сейчас является одним из ключевых внешнеэкономических партнеров КНР в регионе с оборотом межгосударственной торговли в 2,7 млрд. долл. Китай, похоже, уверен, что инвестиции в Кубу не пропадут даром. Что же касается США — то они просто не могут серьезно помешать укреплению в регионе страны, являющейся их крупнейшим кредитором.

Кризис — время, когда социализм куда эффективнее капитализма, что история не раз показывала.

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

Как известно, Фидель Кастро недавно передал полномочия Раулю Кастро.

Сразу же последовали перестановки в правительстве: со своих должностей были сняты десять министров, в том числе министр иностранных дел. Одновременно была частично изменена структура правительства — некоторые министерства были объединены.

Официальная информация была скупа и подчеркивала, что перестановки произведены с целью повысить эффективность правительства и не более того, хотя смещенные министры и написали некие «покаянные письма». Сам Фидель назвал причиной отставок «мед власти, во имя которой они не принесли никаких жертв» и который «пробудил в них амбиции, приведшие их к тому, что они повели себя недостойно» В свою очередь, «это породило иллюзии у внешнего врага».

Возможно, отсылка к внешнему врагу — т. е. США — означает, что ушедшие в отставку хотели пойти на какие либо уступки в переговорах с Америкой.

Интересно, что следствием перестановок в правительстве стало увеличение количества бывших и действующих военных: во многих гражданских министерствах на ответственные посты попали военные.

Однако надо понимать, что кастовости у кубинских военных нет: они всегда были частью революционного процесса и активными проводниками политики Кубы во всех точках Земного шара. Поэтому противопоставлять части аппарата управления Республики Куба или говорить о возможности резкой смены курса в результате внутреннего переворота нет смысла.

Леонид Грук, «Куба: новые надежды»:

«Как написал сам Фидель Кастро, все новые назначения были произведены с его ведома и одобрения. На мой взгляд, Рауль действительно выводит на руководящие посты свою команду, но не ради простой консолидации власти, а для проведения в жизнь собственной экономической программы. Известно, что нынешний кубинский лидер — сторонник распространения на все предприятия государственного сектора экономики системы perfeccionamiento empresarial, разработанной для предприятий — подрядчиков министерства обороны.

В условиях мирового экономического кризиса цены на основные экспортные товары (никель и сахар) Кубы падают из за снижения спроса, вызванного падением промышленного производства. В 2007 году сальдо торгового баланса было положительным в размере 500 миллионов долларов, а 2008 год страна завершила с дефицитом в 2 миллиарда долларов. Вероятно, это заставит правительство в ближайшее время начать переговоры со странами-кредиторами о реструктуризации долга.

В сложившихся жестких условиях Рауль Кастро решил внедрить опробованную в собственном ведомстве систему современного менеджмента и практик учета, которая дает большую свободу в принятии решений руководителям на местах. Одновременно по этой системе заработная плата привязывается к индивидуальным и коллективным результатам работы. Для достижения результата государственные предприятия имеют право сотрудничать с иностранными и могут конкурировать между собой.

Кроме того, Рауль начал передачу государственной невозделываемой земли в руки крестьян, кооперативов и государственных сельскохозяйственных предприятий, также передав право принятия решений о номенклатуре выращиваемых культур из соответствующего министерства на места.

Стоит заметить, что Куба импортирует более 50 % потребляемого продовольствия, что делает ее очень зависимой от мировых цен на продукты. Соответственно, земельная реформа призвана повысить уровень продовольственной безопасности острова в условиях мирового кризиса».

Вполне правдоподобная версия.

Что ж — результаты всех этих мер нового кубинского правительства будут видны уже в текущем 2009 году.

Сегодня существование кубинского государства и нации снова находится под угрозой. Впрочем, достаточно далеко она никогда и не отступала, — особенно после распада социалистического блока во главе с СССР. И социализм — единственная возможность сохранить страну. Поэтому для всех кубинцев, живущих на острове, понятия патриотизм, социализм и революция — неразделимы.

Viva Cuba! Patria o Muerte!

Оцените эту статью
4837 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 5

Читайте также:

Автор: Андрей Борцов
1 Июня 2009

СТАЛИН И НАЦИОНАЛЬНЫЙ...

Автор: Марина Овчинникова
1 Июня 2009
ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЛИ...

ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЛИ...

Автор: Юрий Нерсесов
1 Июня 2009

ХАЛТУРА ПЕТЕРБУРГСКИХ...

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание