25 апреля 2024 02:54 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

История

Автор: ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГЕННАДИЙ ЗАЙЦЕВ
СВЯТОЙ КРЕСТ-3

30 Июня 2020
СВЯТОЙ КРЕСТ-3
Фото: Каждый год в Будённовске проходят траурные мероприятия, посвящённые светлой памяти павших — убитых на улицах горожан, заложников и представителей силовых структур. Фото Анны Ширяевой

ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО.

МОИ СОРАТНИКИ

Отчетливо помню, когда в Москве мы хоронили сотрудников, погибших в Будённовске, то погода выдалась ненастная, под стать событию. С утра зарядил дождь. Общее настроение было тягостное, на душе — муторно.

После церемонии прощания, проходившей на Лубянке в ДК имени Дзержинского (ныне Культурный центр ФСБ) руководители и офицеры «Альфы» разъехались по трем местам: на Хованское кладбище, где хоронили майора Владимира Соловова, на Николо-Архангельское — к Диме Бурдяеву. А мы — это Александр Иванович Мирошниченко, заместитель командира подразделения, и целая группа товарищей — отправились в подмосковные Ватутинки к месту земного упокоения Димы Рябинкина.

Террористы под прикрытием «живого щита» покидают Будённовск

…Отец Дмитрия Бурдяева — полковник Юрий Дмитриевич Бурдяев, ветеран КГБ, много лет прослуживший в контрразведке. И его сын пошел по стопам родителя, избрав стезю сотрудника госбезопасности. В КГБ он пришел за неделю до ГКЧП.

У Дмитрия было страстное, хочу это особо подчеркнуть, желание попасть служить именно в Группу «А». И по этому поводу ко мне неоднократно обращался Юрий Дмитриевич (мы были с ним знакомы). В феврале 1995 года это желание было реализовано. Дима с настойчивостью стал осваивать профессию спецназовца. Но, к огромному сожалению, путь его оказался недолог.

За проявленный в Будённовске героизм лейтенант Бурдяев был награжден орденом Мужества (посмертно). Сыну Дмитрия Василию к тому времени исполнилось всего четыре месяца.

А вот лейтенант Рябинкин стал счастливым отцом за три года до будённовской трагедии. Он женился на Ирине Евгеньевне во время летнего отпуска после второго курса военного училища, и вскоре у них появился маленький Андрей.

Отец Дмитрия Рябинкина — полковник Валерий Фёдорович Рябинкин, кадровый военный. Дима родился 13 октября 1971 года в городе Ужгороде. В шестнадцать лет поехал в Минск, стал суворовцем. Как отличнику учебы ему предоставили право выбора при поступлении в военный вуз. В 1993 году он с красным дипломом окончил Московское высшее общевойсковое командное училище имени Верховного Совета РСФСР. В Группе «А» — с июня 1993 года.

Дмитрий Рябинкин являлся человеком волевым и при этом… слегка застенчивым. Будучи в составе нашего подразделения, он неоднократно участвовал в стрелковых соревнованиях, проводившихся в рамках Главного управления охраны, куда на тот период организационно входила Группа «А», был чемпионом управления по стрельбе из автомата, которым владел искусно.

Ныне на фасаде Ватутинской средней школы, где учился офицер Группы «А» Дмитрий Рябинкин, кавалер ордена Мужества, открыта мемориальная доска…

Самым старшим среди наших погибших — и по возрасту, и по званию — был майор Соловов. У него остались двое детей: сын Максим и дочь Катя. Супруга — Татьяна Станиславовна…

Будущий герой Будённовска родился на древней рязанской земле 27 июня 1963 года. Его родители, Виктор Архипович и Мария Григорьевна, — работники «Сельхозтехники».

Виктор Архипович родом из села Муравлянка Сараевского района Рязанской области. После школы учился в авиационном военном училище, которое затем было расформировано, поэтому оканчивал Виктор уже Сельскохозяйственный институт. После его направили по распределению в село Пехлец. К тому времени он был женат на Марии Григорьевне, с которой и прожил душа в душу…

Всю жизнь Виктор Архипович проработал в межрегиональной сельхозтехнике, возглавлял электроцех. После горбачёвской перестройки, когда наступили тяжелые времена, Виктор Архипович частично переоборудовал свой цех под изготовление спецодежды. Этим решением он уберег многих жителей села от увольнения.

За годы Великой Отечественной войны из Пехлеца на фронт ушло около тысячи местных жителей, двести из них не вернулись домой. По одним лишь этим цифрам можно судить, сколь велико и многолюдно было это село. И вот теперь Пехлец получил известность благодаря офицеру «Альфы», участнику другой войны — с международным терроризмом.

Учась в школе, Володя уже тогда проявил себя как настоящий лидер, что выделяло его среди сверстников. Он активно участвовал во всех сборах и спартакиадах, местных и областных. Комсомольцы школы избрали его своим вожаком — секретарем комсомольской организации.

Володя рано начал работать, с восьмого класса сел за штурвал комбайна, но с детства хотел быть военным. И к этому служению готовил себя со школы. Свою мечту он осуществил, поступив в Коломенское Высшее артиллерийское командное училище имени Октябрьской революции. Окончил его в 1984 году с отличием и получил направление в специальную бригаду Министерства обороны.

Там, в бригаде, мы и заприметили Владимира Викторовича. В сентябре 1992 года он был зачислен в Группу «А». Обучаясь в Академии ФСБ, майор Соловов не успел получить второго высшего военного образования…

Бойцы выводят из больницы спасённых заложников. Город Будённовск, 17 июня 1995 годаа

Это был очень приятный во всех отношениях человек. В подразделении заступил на должность заместителя начальника отделения, которое возглавлял Юрий Викторович Дёмин. Вместе с личным составом в конце 1994 года они выполняли исключительно важное задание на Северном Кавказе. Когда я побывал там, то воочию убедился, насколько грамотно было организовано порученное им дело. Поясню. Сотрудники «Альфы» охраняли спецпоезд, в котором располагались министр обороны Павел Грачёв и глава МВД Виктор Ерин. Впрочем, оговорюсь, помимо охраны поезда и других задач хватало.

Я убежден, что у Владимира Викторовича было большое служебное будущее, вне всякого сомнения. Он заслужил звание старшего офицера и был вполне его достоин, что еще раз доказал в Будённовске ценой своей жизни.

В 1997 году именем Владимира Викторовича была названа средняя общеобразовательная школа в селе Пехлец Кораблинского района Рязанской области. Здесь, собственно, на реке Ранова в урочище «Папоротное» и проводятся ежегодные межрегиональные детско-юношеские соревнования «Школа безопасности и туризма». Они являются детищем двух управлений ФСБ — Управления «А» Центра специального назначения ФСБ России и УФСБ по Рязанской области.

Каждый год на Рязанской земле собираются команды «альфовских» учебных заведений, чтобы проверить себя на выносливость и удачу — и, конечно, окунуться в незабываемую атмосферу, отличающую Пехлецкую зарницу.

Виктор Архипович пережил сына на шестнадцать лет. Живя с супругой в Пехлеце, он активно участвовал в общественной жизни школы, названной в честь его сына. Именно отец героя выступил одним из организаторов ежегодной Пехлецкой зарницы, а также вручал аттестаты и всячески опекал детвору.

Без преувеличения можно сказать, что его знали и уважали во всей области, в 2009 году ему был присвоено звание «Почётный гражданин Кораблинского района».

В своем радушном, гостеприимном доме Солововы, Виктор Архипович и Мария Григорьевна, приняли десятки ветеранов и действующих сотрудников «Альфы», которым всегда были рады. Бывал в нем не раз и я. 

…Отпевали Виктора Архиповича в церкви Тихвинской иконы Божией Матери, что рядом со школой, осенью 2011 года. На похороны собрались все, кто знал и любил этого светлого человека.

«ЭТО МОЯ ВИНА!»

Я рассказал о трех наших погибших и их семьях. Вернусь в 1995 год. После похорон были поминки. Для них была предоставлена столовая Управления делами Президента России на Старой площади. Народу собралось, как насчитали официанты (они же сотрудники ГУО), около пятисот человек.

Все помещение было занято столами. У основной стены, вдоль нее, стоял длинный стол, за которым поместились члены семей — родители, жены, дети… Потом сюда, как перекладиной к букве «Т», примкнули еще один стол — за ним расположились заместитель главы правительства Николай Егоров, начальник ГУО Михаил Барсуков, шеф СБП Александр Коржаков, глава МВД Виктор Ерин и его первый заместитель Михаил Егоров, представитель Администрации Президента РФ.

В какой-то момент меня отозвал в сторонку заместитель начальника ГУО Владимир Соколов:

— Геннадий Николаевич, зреет нехорошее дело.

— А что такое?

— Создается «оппозиция»… Некоторые хотят резко выступить и дать свою оценку тому, что было в Будённовске.

— Но я же не действующий командир!

— И тем не менее… Я прошу Вас: примите меры.

В этой ситуации я попросил объявить перерыв. Потом собрал людей — человек восемь, наверное. Откровенно скажу, я знал, кого приглашать на эту короткую встречу. Главным был Владимир Березовец — нынешний Первый вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа». К тому времени он лет пять как вышел в отставку, однако пользовался большим авторитетом в подразделении. Владимир Васильевич в любой ситуации может быть лидером. Я ему, кстати, и поручил организовать встречу — назвал фамилии и показал место сбора.

Когда все подошли, я сказал так:

— Мужики! Есть информация, что затевается какая-та буза. Я бы вас убедительно просил: не нужно этим заниматься! Это не место сведения счетов и выяснения того, что случилось. Мы собрались, чтобы почтить память наших погибших сотрудников. Разбираться можно будет потом, но не здесь и не сейчас.

Ни к чему не призывал. Сказал и все. Точка.

Захватив больницу с роженицами в Будённовске, Шамиль Басаев заслужил прозвище «гинеколог» — как трус и бандит, прикрывающийся беременными женщинами и молодыми матерями

Мне ответили, по-моему, это был Березовец:

— Ну ладно, посмотрим!

После перерыва ничего не произошло. Хотя потом, как признался тот же Березовец: «Если бы Вы к нам так не обратились со словами «Мужики!», по-простому, без начальственной накачки, то мы бы еще подумали…»

Свою роль, несомненно, сыграло и выступление Ерина. Он попросил слово:

— Дорогие родители, жены и дети. В том, что погибли ваши дети, мужья и отцы — моя вина

Естественно, что таким признанием Ерин разрядил обстановку, снял колоссальное напряжение, которое до этого буквально сгустилось в воздухе. Это был мужественный поступок министра внутренних дел.

В КАЧЕСТВЕ ПОСЛЕСЛОВИЯ

То, как власти повели себя с террористами в Будённовске, дало бандитам повод считать, что и впредь все будет сходить им с рук. Или почти все. В январе 1996 года последовал рейд полевого командира Салмана Радуева на дагестанский город Кизляр, где была захвачена больница, затем тяжелые бои с его бандой и освобождение заложников в селе Первомайском.

Так что выстраданный опыт убедительно показывает: никаких политических переговоров с этой публикой быть не может. Только официальные контакты, относящиеся к «техническим» требованиям террористов и облегчению положения заложников.

У нас, в России, и особенно за рубежом имеются отдельные личности и силы, которые любят отвлеченно порассуждать о гуманизме, что называется, за чужой счет. Однако все, кто были повинны в мучениях и страданиях людей, кто поставил себя вне закона и человеческой морали, — должны быть уничтожены или предстать перед судом. Давности лет для преступлений такого рода существовать не может.

Если же говорить об уже состоявшемся возмездии, то перечень ликвидированных в России главарей и «менеджеров» террора, включая зарубежных наемников, только по линии Центра специального назначения ФСБ России займет не одну страницу убористого текста.

…Прошло двадцать пять лет. Каждый видит в тех событиях ровно то, что хочет увидеть. Для одних — «штурм, бессмысленный и беспощадный», как повод для пиара, для других — подвиг сотрудников милиции, спецназа и врачей. Святой Крест.

Много чего было нагромождено в эти дни июня 2020 года в прессе и социальных сетях — «расследований», «шокирующих откровений». Чего только стоит, к примеру, заголовок в материале «Ленты.ру»: «Боевики заперли нас в больнице, а свои же нас расстреливали».

Один из бывших заложников — врач Анатолий Скворцов — даже договорился до такого дикого утверждения: «В тот день стреляли еще долго, но это был уже не штурм, а пальба по больнице из тяжелых орудий. Люди продолжали погибать».

Стена, возле которой террористы расстреливали заложников. Фото Анны Ширяевой

Что ж, будь такое на самом деле, от больницы остались бы дымящиеся руины, братская могила и… более ничего! Впрочем, после Беслана и той лжи, что нагромождена в отношении «Альфы» и «Вымпела», я уже ничему не удивляюсь.

Я же хочу завершить очерк словами бывшей журналистки Светланы Болотниковой, которой на момент описываемых событий было пятнадцать лет.

«Многие бывшие пленники, в том числе и я, после освобождения страдали синдромом заложника, посттравматическими расстройствами. Но от первого лечат кадры документальной хроники и списки погибших будённовцев, в числе которых и дети. А от второго — время.

Мне больше не приходится прятаться от боевиков в коридорах моих снов, не подгибаются коленки от звуков выстрелов и слово «чеченцы» не вызывает страха. А любимой поговоркой стала фраза: “Я Басаева пережила, так что все остальное не страшно”».

Автор — Герой Советского Союза, генерал-майор. Командир Группы «А» КГБ СССР и Главного управления охраны РФ. Почётный сотрудник Госбезопасности и ФСО. Председатель Общественного совета военно-патриотической газеты ­«Спецназ России». 

 

Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:

Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha

Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/

Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz

Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/

Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586

Телеграм: https://t.me/specnazAlpha

Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

 
Оцените эту статью
6729 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 5

Читайте также:

Автор: ОКСАНА СЕЛИВАНЕЦ
30 Июня 2020
РУССКОЕ ЧУДО

РУССКОЕ ЧУДО

Автор: ОЛЬГА ЕГОРОВА
30 Июня 2020
ПОСЛЕДНИЙ ЛЕЙТЕНАНТ

ПОСЛЕДНИЙ ЛЕЙТЕНАНТ

Автор: ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГЕННАДИЙ ЗАЙЦЕВ
30 Июня 2020
СВЯТОЙ КРЕСТ-2

СВЯТОЙ КРЕСТ-2

Автор: ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГЕННАДИЙ ЗАЙЦЕВ
30 Июня 2020
СВЯТОЙ КРЕСТ

СВЯТОЙ КРЕСТ

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание