25 апреля 2024 19:00 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

История

Автор: МАТВЕЙ СОТНИКОВ
СПЕЦНАЗ КГБ В АФГАНЕ

31 Мая 2019
СПЕЦНАЗ КГБ В АФГАНЕ
Фото: Командир «Вымпела» Герой Советского Союза Э. Г. Козлов (четвертый слева) и командир отряда «Омега» В. И. Кикоть (второй справа) в расположении штаба оперативного батальона 5-го управления ХАД. Провинция Пагман, 1983 год

При подготовке бойцов «Омеги» был учтен положительный и отрицательный опыт оперативно-боевых действий в Афганистане. Во главе команд «Омеги» были поставлены опытные офицеры, уже побывавшие ранее в «Зените» или «Каскаде». 

ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО.

НОВЫЕ АКЦЕНТЫ

Командиром «Омеги» был назначен полковник Кикоть Валентин Иванович, специально отозванный из командировки на Кубе. В официальных документах «Омега» именовалась Учебным Центром по Афганистану.

«Омеге» предписывалось сделать акцент на советническую и инструкторскую деятельность в подразделениях ХАД, ведущих борьбу с бандитским движением, на агентурно-оперативную работу в интересах Центра и на проведении оперативно-боевых и специальных мероприятий, в том числе с афганскими товарищами.

Валентин Ютов в книге ««Каскад» и «Омега»» сообщает об одном афганском агенте, который был направлен в Пакистан для ликвидации крупного бандглаваря:

«У агента в одежде была спрятана мина с замедлителем, которую он должен был установить по месту жительства объекта (оба были из одного племени). Однако когда агент прибыл в дом бандглаваря, тот собрался уезжать на автомобиле. Агент не растерялся и попросил подвезти его. Во время следования агент-боевик сумел подложить мину под мешок на заднем сидении и установить замедлитель. Затем он под благовидным предлогом покинул машину.

Через некоторое время раздался взрыв: бандглаварь и два его телохранителя были ликвидированы, что было подтверждено через другие оперативные источники. Остается только удивляться степени хладнокровия, инициативности, смекалки и находчивости этого агента-боевика».

Валентин Ютов приводит еще один пример деятельности партнеров на этом участке: «Одна из гостиниц в крупном городе Пакистана являлась местом сосредоточения афганских мятежников, прибывающих из Афганистана для лечения и отдыха. Планом проведения спецоперации предусматривалось осуществление взрыва в этой гостинице, для чего было выделено 50 килограммов пластита и взрывное устройство с часовым механизмом.

В качестве исполнителя был подобран агент органов безопасности, являющийся членом бандгруппы. С ним тщательно отрабатывались все детали предстоящей операции. Агент был глубоко законспирирован. Об этом свидетельствует тот факт, что установочные данные, иные сведения и даже псевдоним в имевшихся документах отсутствовали.

Исполнитель в составе своей бандгруппы прибыл в гостиницу на зимний отдых и приступил к осуществлению спецакции. Указанные взрывчатые средства ему были переданы через тайник. Исполнитель через своих родственниц, работающих в числе технического персонала гостиницы, в течение двух дней поэтапно заносил взрывчатку в гостиницу и сосредоточил ее в одной из комнат первого этажа. Затем он установил взрыватель, рассчитав время взрыва на вторую половину следующего дня».

«В результате взрыва погибли 12 и ранены 20 мятежников, отдыхавших в гостинице, — отмечает Ютов. — Четырехэтажное здание гостиницы из-за обрушившейся кровли практически не подлежало восстановлению.

Местные контрразведывательные и жандармские органы ввели чрезвычайное положение. К мятежникам были применены ограничительные санкции, связанные с режимом пребывания, передвижения и ношения оружия.

Кроме того, в городе произошли забастовки в тех местах, где были сосредоточены афганские мятежники. Демонстранты требовали от правительства убрать лагеря афганских мятежников за пределы города.

Данные об указанной спецакции были перепроверены через другие оперативные возможности и через пакистанскую официальную печать».

«ПОСЛЕДНИЙ АРГУМЕНТ»

Из воспоминаний офицера «Омеги» и ветерана «Вымпела» подполковника Эркебека Абдулаева: «Весной 1983 года завершилась славная эпопея «Каскада». На смену «Каскаду» пришел отряд «Омега». Судя по названию (последняя буква греческого алфавита), видимо предполагалось, что мы будем последним оперативно-боевым отрядом КГБ в Афганистане.

В «Омеге» было девять оперативно-боевых групп. Восемь из них находились в провинциях, а штаб и девятая группа «захвата» проживали на территории представительства КГБ в Кабуле.

Откровенно говоря, до сих пор не знаю, какая задача ставилась перед ней. Скорее всего, нас держали в качестве «последнего аргумента» в сложной политической игре, конечной целью которой была замена двуличного афганского лидера Бабрака Кармаля на более надежного Наджибуллу. Так в 1983 году в Кабул зачастил начальник внешней разведки В. А. Крючков. Нам довелось сопровождать его в поездках по стране и увидеть много чрезвычайно интересного. Например, Владимир Александрович днем наносил официальные визиты, а по ночам к нему на виллу тайно привозили агентуру. Это были те же самые высокопоставленные лица!

Как бы там ни было, смена власти произошла мирным путем и без нашего участия, слава Богу! В одной из поездок по городу передовая машина сопровождения «Ауди-100» (за рулем сидел Фатимамад, личный водитель Бабрака Кармаля), в которой находились мы с Николаем Швачко, прикрыла своим бортом «Мерседес» с Крючковым от выскочившего из-за угла такси. Николай как старший машины был удостоен медали «За боевые заслуги». […]

Самые приятные воспоминания сохранились от изысканных обедов в королевском Дворце. А сейчас от Дворца остались одни руины с неприкаянной тенью преданного нами и повешенного «талибами» президента Наджибуллы.

Наша девятая группа была задействована в качестве советников и инструкторов в оперативном батальоне (спецназ) 5-го управления ХАД. Вскоре наш подсоветный батальон вырос до полка и стал играть заметную роль в вооруженной борьбе с моджахедами. Кроме того, мы подготовили 150 бойцов для оперативных отрядов. Мы не только обучали партнеров, но и ходили с ними на боевые операции. Имели мы неплохие результаты и по части диверсий на душманских складах», — отмечает «Бек».

ИТОГИ БОЕВОЙ РАБОТЫ

Офицеры штаба «Омеги» составили картотеку практически на все отряды афганской оппозиции. Данные на душманов постоянно обновлялись. Там были подробнейшие сведения, вплоть до установочных данных на командиров, их партийной принадлежности, численности бойцов, вооружения и наличия боеприпасов.

Естественно, что эта кропотливая работа оказала неоценимую помощь при планировании боевых операций и ведении переговоров. Она позволила сберечь многие жизни не только мирных афганцев, но и советских солдат…

Итоги деятельности бойцов «Омеги» таковы.

Во-первых, участие в подготовке и проведении двенадцати крупномасштабных войсковых и более чем 300 локальных оперативно-войсковых операциях.

Во-вторых, по разведданным отряда, нанесено 1500 авиационных ударов по местам дислокации бандитских формирований.

В-третьих, был проведен ряд специальных мероприятий по ликвидации наиболее непримиримых бандитских главарей.

В-четвертых, офицеры со знанием местных языков использовались для проведения активных мероприятий по разложению бандитского движения в Афганистане.

«Омегой», пришедшей на смену «Каскадам», руководил полковник Кикоть Валентин Иванович, специально отозванный из командировки на Кубе

В-пятых, оказана существенная помощь в становлении оперативного полка 5-го Управления ХАД путем организации и проведения учебного процесса с его личным составом.

В апреле 1984 года Михаил Цыбенко на территории Представительства КГБ СССР в Кабуле в присутствии двух офицеров порубил топором круглую гербовую печать и угловой штамп войсковой части. Свидетели расписались в соответствующем документе, и отряд «Омега» прекратил свое существование.

Война в Афганистане переходила в новое качество. Теперь основное бремя вооруженной борьбы с моджахедами по линии органов государственной безопасности ложилось на плечи партнеров и советников.

РЫЦАРИ СПЕЦНАЗА

«Каскад-4» и «Омега» в своей деятельности были подотчетны заместителю начальника внешней разведки генералу Юрию Дроздову, начальнику Спецотдела генералу Н. В. Ефимову (а впоследствии — генералу В. К. Толстикову), а также командиру «Вымпела» капитану 1-го ранга Эвальду Козлову.

Советские советники действовали повсюду, но где уж точно нельзя было обойтись без офицеров «Вымпела», так это при организации работы на контролируемой противником территории. Они планировали оперативные мероприятия на коммуникациях, перекрывали пути доставки оружия. Пожалуй, «высшим пилотажем» можно назвать акции по проникновению в банды «борцов за веру» и инспирированию боестолкновений между ними.

Герой Советского Союза (за штурм дворца Амина) Эвальд Григорьевич Козлов со знанием дела осуществлял руководство подразделениями «Вымпела», воевавшими в Афганистане. Это человек особого личного мужества, вдумчивый командир, высококвалифицированный профессионал спецназа.

Эвальд Григорьевич с большим вниманием относился к «каскадерам», неоднократно лично выезжал в команды спецподразделений, оказывая неоценимую помощь деловыми советами сотрудникам и командирам всех звеньев.

Это при его поддержке, уже после завершения «каскадной» кампании, еще 94 сотрудника «Вымпела» вплоть до 1987 года осуществляли советническо-инструкторскую помощь ХАД Афганистана (из них 23 советника), а 61 «вымпеловец» прошел там боевую обкатку в качестве стажера.

Таким были детища советской внешней разведки, спецподразделения «Каскад» и «Омега», и их сотрудники — настоящие рыцари спецназа. В действиях бойцов спецназа КГБ СССР сочетались оперативно-боевое мастерство, разведывательно-диверсионное искусство и высокий морально-патриотический дух.

После Афгана «Вымпелу» стало тесно в собственных одеждах. Его офицеры, вернувшиеся с багажом «Каскадов» и «Омеги», могли быть учителями. В условиях Холодной войны с Западом их уже ждали повстанцы Анголы и Мозамбика, пришедшие к власти, а также сандинисты в Никарагуа. В эти «горячие» точки они были направлены советниками и инструкторами, чтобы на «переднем крае борьбы с американским империализмом» передать свой опыт, а заодно получить новый.

…Однажды на каком-то банкете ветеранов спецназа органов госбезопасности кто-то из журналистов поинтересовался у легендарного генерала Юрия Дроздова, кто все-таки круче в бою: «Вымпел», спецназ ГРУ или «Альфа»?

— Мы для себя так решили, — усмехнулся Юрий Иванович, — что ГРУ — это самый боевой спецназ, круче них никто в мире не воюет. «Альфа» — самая крутая в антитерроре. Ну, а «Вымпел» — это самый интеллектуальный спецназ.

И все три структура героически показали себя во время войны в Афганистане.

 

 


Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:

Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha

Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/

Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz

Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/

Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586

Телеграм: https://t.me/specnazAlpha

Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

Оцените эту статью
5498 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 5

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание