20 апреля 2024 13:04 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

История

Автор: МАТВЕЙ СОТНИКОВ
БОЕВАЯ СТАЖИРОВКА

31 Марта 2019
БОЕВАЯ СТАЖИРОВКА
Фото: В центре — участник штурма дворца диктатора Амина, кавалер ордена Красного Знамени Сергей Кувылин. «Боевая стажировка», Афганистан. Фото 1980-х годов

СОТРУДНИКИ ГРУППЫ «А» В АФГАНЕ

К началу 1980-х годов руководство КГБ приняло решение «обкатать» личный состав Группы «А» через военное горнило Афганистана.

Такое решение было принято в сентябре 1982 года (распоряжение № 7 / А-524) Председателем КГБ В. М. Чебриковым — человеком трудной и достойной судьбы, прошедшим всю Великую Отечественную войну. Он участвовал в боевых действиях под Сталинградом, на Воронежском фронте, под Харьковом, на Курской дуге, при форсировании Днепра. Войну закончил в Чехословакии в звании майора, в должности командира стрелкового батальона.

Как фронтовик, Виктор Михайлович справедливо считал, что Группе антитеррора, с учетом ее особой специ­фики, в обязательном порядке нужно пройти испытание Афганом в виде двухмесячных «боевых стажировок».

Валентин Иванович Шергин и Владимир Николаевич Зайцев в минуту отдыха. Афганистан. Фото 1980‑х годов

Первая командировка началась в ноябре того же года. Поскольку в состав КГБ тогда (как и сейчас в структуру ФСБ) входили Пограничные войска, бойцы работали в составе десантно-штурмовых и мотоманевренных групп 47-го погранотряда Краснознаменного Среднеазиатского пограничного округа, располагавшегося в городе Керки на территории Туркмении.

Всего за четыре года 125 офицеров и прапорщиков Группы «А» прошли «обкатку» Афганом.

Подразделения «зеленых фуражек» вытянулись вдоль протяженной советско-афганской границы. Их главной задачей являлось недопущение переноса боевых действий из охваченного войной Афганистана на нашу территорию.

В соответствии с такой задачей необходимо было контролировать обстановку в зоне своей ответственности, перехватывать караваны с оружием и осуществлять проводку транспортных колонн в «зеленой зоне» на территории ДРА.

Штатная численность каждой мотоманевренной группы (ММГ) составляла несколько сот человек плюс бронетехника. ММГ оборудовали и занимали укрепленные позиции каждая в центре своей зоны ответственности — как правило, вблизи населенных пунктов.

Десантно-штурмовые маневренные группы (ДШМГ) базировались на советской территории и при необходимости забрасывались в ДРА вертолетами в район проведения боевых операций.

«Хочу отметить, что такое гибкое сочетание двух видов оперативно-тактических группировок показало на практике свою высокую эффективность, — отмечает Герой Советского Союза генерал Геннадий Зайцев. — Свое особое место в структуре обороны границы заняли и наши нештатные боевые группы (НБГ). Задачи, которые они выполняли, отличались повышенной сложностью и не были общевойсковыми».

За время «боевых стажировок» в Афганистане сотрудники Группы «А» КГБ СССР не потеряли ни одного человека

На языке официальных документов это называлось участием в чекистско-войсковых операциях. На практике — засады, рейды, обезвреживание главарей банд, охрана газопровода. Нередко для перехвата караванов с оружием и курьеров с деньгами сотрудники НБГ совершали рейды в те районы Афганистана, где не было ни советских, ни афганских войск.

По прибытии на место с каждой нашей группой проводились учебно-тренировочные занятия по тактико-специальной, огневой, военно-инженерной, физической и медицинской подготовке. Отрабатывались действия в условиях, максимально приближенных к боевой обстановке.

Руководители, в том числе разведки и особого пограничного отряда, знакомили личный состав НБГ не только с текущей оперативно-боевой и политической обстановкой на территории Афганистана, но и тактикой действий «моджахедов» в зоне ответственности и, соответственно, с задачами, возлагаемыми на десантно-штурмовые и мотоманевренные группы.

В свою очередь, начальник военно-медицинской службы проводил беседу о правилах соблюдения личной гигиены — применительно к полевым условиям Средней Азии — и оказания первой медицинской помощи. Всем бойцам НБГ делались специальные прививки и выдавались необходимые лекарства для ежедневного приема.

Полная хронология командировок сотрудников Группы «А» в Афганистан.

15 ноября 1982 года — 15 января 1983 года, старший — В. Н. Зорькин.

1 марта — 25 апреля 1983 года, старший — В. И. Шергин.

3 января — 4 марта 1984 года, старший — А. Н. Савельев.

4 марта — 25 апреля 1984 года, старший — М. В. Головатов.

3 июня — 30 августа 1984 года, старший — О. А. Балашов.

3 сентября — 25 октября 1984 года, старший — С. А. Гончаров.

10 января — 4 марта 1984 года, старший — В. П. Гришин.

12 ноября — 29 декабря 1984 года, старший — А. М. Лопанов.

5 марта — 3 мая 1985 года, старший — В. М. Панкин.

3 сентября — 1 ноября 1985 года, старший — А. Н. Савельев.

11 ноября — 29 декабря 1985 года, старший — О. А. Балашов.

7 января — 4 марта 1986 года, старший — В. Н. Зорькин.

20 октября — 20 декабря 1986 года, старший — В. Н. Зайцев.

7 января — 7 марта 1987 года, старший — В. И. Шергин.

Как мы видим, некоторые командиры находились на боевой стажировке в Афганистане дважды: Олег Александрович Балашов, Анатолий Николаевич Савельев, Валентин Иванович Шергин и Виктор Николаевич Зорькин.

Легендарный офицер Группы «А» Игорь Орехов. Афганистан. Фото 1980‑х годов

Последняя из боевых стажировок — а всего их было четырнадцать — прошла в январе-марте 1987 года. И хотя за время командировок на войну в зоне боевых действий побывал весь личный состав Группы «А», потери обошли стороной. Были раненые, контуженные, но убитых — нет, Бог миловал.

На базе в Керках и перед отправкой на задание сотрудники Группы «А» отрабатывали до автоматизма, как гласит один из отчетов, «занятия по тактико-специальной, огневой, военно-инженерной подготовке… по условиям специального, максимально приближенного к боевой обстановке упражнения».

«Реальная боевая деятельность быстро раскрывала каждого из сотрудников подразделения, — отмечает Герой Советского Союза генерал Геннадий Зайцев. — Несмотря на жесткие требования при отборе в Группу, некоторые из ребят, побывав в роли «коммандос», поняли, что ошиблись с профессиональным выбором и ушли сами. В отношении других руководству приходилось принимать кадровые решения. Оставшиеся получили огромный боевой опыт и приобрели навыки и умения, пригодившиеся им впоследствии. Еще раз подчеркну: через Афганистан прошла вся Группа, а некоторые наши сотрудники по два-три раза».

Целый ряд сотрудников Группы был отмечен государственными наградами — боевыми орденами и медалями. Впереди «альфовцев» ждал вал терроризма уже собственно в Советском Союзе, горячие точки и локальные конфликты в разных частях «Союза нерушимых», которому оставалось жить считанные годы. 

Коллаж выставки в Культурном центре ФСБ России на Лубянке.  Москва. Февраль 2019 года

 Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:

Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha

Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/

Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz

Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/

Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586

Телеграм: https://t.me/specnazAlpha

Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

Оцените эту статью
7020 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 4.9

Читайте также:

Автор: МИХАИЛ ГОЛОВАТОВ
31 Марта 2019
ТАХОРСКАЯ ОПЕРАЦИЯ

ТАХОРСКАЯ ОПЕРАЦИЯ

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание