27 апреля 2024 02:03 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

История

Автор: МАТВЕЙ СОТНИКОВ. ФОТО ВЕРЫ КОМАРОВОЙ
СПЕЦНАЗ КГБ В АФГАНЕ - 2

28 Февраля 2019
СПЕЦНАЗ КГБ В АФГАНЕ - 2
Фото: Член Совета Международной Ассоциации «Альфа» полковник Олег Танков на фоне стенда со своей фотографией

ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО

ОБЪЕКТ «ДУБ»

В сентябре-октябре месяце «зенитовцы» накапливали силы, постепенно к ним на помощь прибывали новые выпускники КУОС разных лет. Командиром отряда был назначен Алексей Поляков.

Для размещения офицеров «Зенита» были подготовлены «Вилла-2» (в октябре) и «Вилла-3» (в ноябре), расположенные в районе советского посольства.

В начале и конце октября в Кабул были направлены еще две группы «зенитовцев». В основном они разместились на «Вилле-2». В декабре прибыли «дальневосточники», которых разместили на объекте «Вилла-3».

Коллаж, посвящённый герою штурма Тадж-Бека и первому командиру «Вымпела» Эвальду Григорьевичу Козлову

Месяцы октябрь и ноябрь проходили, как и прежде, в трудовых буднях, круг задач уже был определен. В то же время Представительство КГБ привлекло нескольких «зенитовцев» для работы в информационной группе. Ими был подготовлен ряд информационных документов, аналитических справок. Некоторые из них докладывались Ю. В. Андропову.

Так, в аналитической справке о состоянии борьбы с вооруженной оппозицией приводились весомые аргументы в пользу того, что значительная часть населения страны уже вовлечена в вооруженный конфликт против существующего режима и что количество активных боевиков на конец ноября месяца составляло около 60 тысяч.

Одновременно с этим, работая в советническом аппарате в Управлении по борьбе с вооруженной оппозицией «Царандоя» (МВД), офицеры-«зенитовцы» помогали готовить документы организационно-технического плана.

Работа в информационной группе и советническая работа в практических подразделениях получила положительную оценку руководства Представительства.

Обстановка в стране обострялась день ото дня. 8 октября был задушен Тараки. Амин повел дело к установлению диктаторского режима. Усиливались репрессивные меры и в отношении всех лиц, выражающих несогласие с его политикой. Под контроль оппозиции переходит большая часть территории страны. Центральная власть удерживается только в крупных городах. Тем временем Амин все настойчивее ставил вопрос о вводе советских войск в Афганистан, чтобы с их помощью решать возникающие проблемы.

11 декабря основная часть «зенитовцев» была сосредоточена в Баграме. Отряд был разбит на группы, перед которыми были поставлены конкретные задачи по захвату объектов.

На объект «Дуб» — резиденцию Амина в центре Кабула — была выделена группа «зенитовцев» в количестве 22 человек во главе с майором Я. Ф. Семёновым и рота «мусульманского» батальона ГРУ на тринадцати бронетранспортерах (БТР). Кроме того, им были приданы: взвод 3СУ («Шилка») — четыре единицы, взвод БМП — четыре единицы, взвод АГСМ — четыре единицы. И это против двух тысяч гвардейцев, семи танков, охраняющих Дворец. Следовало учитывать и то, что к дворцу примыкал вплотную Генштаб, который также охранялся значительными силами.

Задачи ставил заместитель командующего ВДВ генерал-лейтенант Н. М. Гуськов.

Было понятно, что совершить 70-километровый марш-бросок, внезапно атаковать и взять объект — задача нереальная. Тем не менее, в течение половины дня 11 декабря, 12 и 13 декабря — до 14 часов — проводились организационные мероприятия по подготовке операции: добывалась информация, составлялись планы и схемы охраны объекта, уточнялись вопросы взаимодействия.

13 декабря в 14 часов был получен приказ на боевые действия, доложено решение. В 15 часов 30 минут приказ был доведен до личного состава «Зенита».

К счастью, в 16 часов последовала команда «Отбой!» Неизвестно, чем бы кончилась эта авантюрная акция, но для «зенитовцев» и «мусульманского» батальона итог мог быть только один — смертельный!

И в первый заход, завершившийся «отбоем», и второй, удачный, обеспечением безопасности будущих руководителей Афганистана, которых в глубочайшей тайне и при соблюдении секретности доставляли из Союза в Афган, занимались сотрудники Группы «А» во главе с Валентином Шергиным.

Одна из спецгрупп отряда «Зенит». Кабул, «Вилла-2».  28 декабря 1979 года

7-27 декабря 1979 года — Ташкент, дача главы Компартии Узбекистана Рашидова — база ВВС Баграм, Кабул.

В группу Шергина входили Ю. А. Изотов, А. Ф. Алуценко, М. В. Головатов, А. И. Гречишников, М. Я. Картофельников, А. М. Лопанов, А. И. Мирошниченко и В. А. Тарасенко. Случись непредвиденное, ценой своих жизней они должны были спасти своих подопечных. И они были готовы это сделать!

«ШТОРМ-333» И «БАЙКАЛ-79»

В конце декабря 1979 года были успешно проведены операции «Байкал-79» и «Шторм-333», в результате которых все ключевые объекты афганской столицы были взяты спецназом КГБ и ГРУ и десантниками. Диктатор Амин был смертельно ранен сотрудником Группы «А» Александром Плюсниным.

Руководителями штурмовых групп были офицеры «Зенита»: В. В. Розин (Генеральный штаб), Ю. В. Мельник («Царандой»), Р. Х. Шафигуллин (КАМ), А. А. Пунтус (Центральный телеграф), В. Н. Овсянников (Центральная почта), А. Т. Рябинин (теле- и радио- центр) и Ф. П. Корабейников (тюрьма для политических заключенных Пули-Чархи).

Перед самым штурмом Тадж-Бека группа Бориса Плешкунова («Зенит») осуществила в центре Кабула подрыв «колодца связи» и лишила руководства страны контактов с внешним миром.

Что касается сотрудников Группы «А» («Грома»), то они работали по трем объектам: штаб ВВС (В. И. Блинов и А. Н. Савельев), «Царандой» (А. М. Лопанов и Е. Н. Чудеснов) и Центральный телеграф (А. И. Мирошниченко и В. А. Тарасенко).

Переворот в Кабуле вызвал самые разнообразные толки среди населения Советского Союза. Естественно, о Группе «А» ничего не было известно — вплоть до января 1991 года. То же самое можно сказать и относительно ОСН «Зенит» и «мусульманского» батальона ГРУ. Иное дело — десантники. Поэтому народная молва сообщала, что смена власти в Афганистане является делом рук наших «голубых беретов», и все участники этой акции получили Звезды Героев.

«Закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР большая группа участников событий в Кабуле была отмечена государственными наградами разного достоинства. Говорю как на духу: чем руководствовались первые лица КГБ при принятии решения, не знаю. Но сам видел резолюцию одного из заместителей Ю. В. Андропова: такому-то и такому-то снизить награду на одну ступень», — свидетельствует Герой Советского Союза генерал Геннадий Зайцев.

В результате Героями Советского Союза стали начальник КУОС Григорий Иванович Бояринов (посмертно), Василий Васильевич Колесник (ГРУ), Эвальд Григорьевич Козлов («Зенит») и Виктор Фёдорович Карпухин («Гром»).

Разработчик и руководитель штурма дворца Амина по линии КГБ генерал Юрий Иванович Дроздов был награжден орденом Октябрьской Революции.

Командир «Грома» майор М. М. Романов, майор С. А. Голов («Гром») и полковник А. К. Поляков («Зенит») получили ордена Ленина. Высшего ордена страны были также удостоены офицеры «мусульманского» батальона Х. Т. Халбаев, М. Б. Байханбаев, А. Д. Джамолов, В. М. Праута, М. С. Сатаров, Р. Т. Турсункулов и В. С. Шарипов.

Орденами Красного Знамени были отмечены: подполковник О. У. Швец (ГРУ) и командир «Зенита» Я. Ф. Семёнов; бойцы «Грома» — Н. В. Берлев, Д. В. Волков (посмертно), Л. В. Гуменный, В. П. Емышев, Г. Е. Зудин (посмертно), П. Ю. Климов, С. В. Кувылин, Г. А. Кузнецов, А. Н. Плюснин, А. Г. Репин, М. В. Соболев, В. М. Федосеев, В. И. Филимонов и Н. М. Швачко.

Кавалерами ордена Красной Звезды стали сотрудники Группы «А» В. И. Анисимов, А. И. Баев, О. А. Балашов, В. П. Гришин, С. Г. Коломеец, Е. П. Мазаев и Г. Б. Толстиков.

Более ста сотрудников «Зенита» были удостоены высоких государственных наград. Также были отмечены офицеры и солдаты «мусульманского» батальона и парашютно-десантной роты: около тридцати — орденом Красного Знамени (в том числе В. А. Востротин), около пятидесяти — орденом Красной Звезды.

ГРУППА ШЕРГИНА

Вечером 27 декабря на связь с находившимся в Баграме в расположении 345-го отдельного парашютно-десантного полка под охраной бойцов «Альфы» Бабраком Кармалем, новым главой Афганистана, вышел Председатель КГБ Ю. В. Андропов. От себя и «лично от Леонида Ильича Брежнева» он поздравил нового лидера страны с победой «второго этапа Саурской революции» и назначением его Председателем Революционного совета ДРА.

Кармаль рвался в Кабул. Поначалу решили лететь на вертолетах, но доводы разума пересилили понятное желание поскорее добраться до столицы. Под покровом ночи колонна бронетранспортеров под прикрытием трех танков выдвинулась из Баграма на Кабул, где спецназ КГБ и десантники брали ключевые объекты афганской столицы.

Бойцы «Грома» («Альфы») перед вылетом на боевую операцию в Кабул. Военный аэродром Чкаловский. Подмосковье. Декабрь 1979 года

На этом отрезке группа «альфовцев» В. И. Шергина разделилась на две неравные части. Шестеро бойцов боевыми парами уже «работали» в Кабуле (Александр Лопанов и Евгений Чудеснов, Анатолий Савельев и Виктор Блинов, Александр Мирошниченко и Владимир Тарасенко). Остальные — Андрей Алуценко, Виктор Виноградов, Михаил Головатов, Анатолий Гречишников и Михаил Картофельников — по-прежнему головой отвечали за своих афганских подопечных.

По ходу следования Бабрак Кармаль и Анахита находились в середине колонны, рядом — Валентин Шергин и Юрий Изотов. Другие лидеры оппозиции после совещания в капонире выехали намного раньше, чтобы принять непосредственное участие в перевороте.

Кстати, именно в Баграме были большие потери. Начальник авиабазы Хаким рассадил на деревьях снайперов и автоматчиков, и, когда советские десантники стали захватывать аэродром, они открыли огонь. Бой длился несколько часов. «Голубые береты» потеряли там пятнадцать человек.

Колонна двигалась своим курсом. Валентин Иванович разместился в люке БТРа. По рации с ним связался командир головного танка, сообщивший: «Первый, первый! Танки справа!» — «Стоп колонне!»

В любой момент афганцы могли открыть огонь, и тогда ближайший к БТРу танк, не дожидаясь приказа, сдал назад и прикрыл его своей броней. Колонна с Бабраком Кармалем и Анахитой пошла дальше. Разошлись мирно, боя не произошло.

На рассвете 28 декабря колонна вошла в Кабул. По всему чувствовалось, что вечером и ночью в отдельных местах города шел бой. У дороги замерло несколько искореженных танков. Два-три дома по ходу движения были разрушены или сильно пострадали. Однако, вопреки обстановке, жители демонстрировали философское отношение к жизни, занимаясь своими житейскими заботами. Некоторые приветливо махали руками.

В дальнейшем группа Шергина-Изотова действовала в тяжелых условиях смены власти и нарастающей гражданской войны. То и дело возникали нештатные ситуации, грозившие серьезными последствиями.

Новый 1980 год бойцы Группы «А» встречали под автоматные очереди — боевики обстреляли временную резиденцию Бабрака Кармаля и новой власти виллу Чихиль-Сутун, располагавшуюся на окраине Кабула за Дар-уль-Аманом. «Альфовцы» сразу прикрыли Кармаля и Анахиту собой. А потом прочесывали кишлак, откуда велся огонь.

С переездом Бабрака Кармаля во дворец Арг у сотрудников Группы «А» продолжилась ежедневная служба по обеспечению личной безопасности нового лидера. По периметру встали советские десантники, внешнее кольцо охраны было закреплено за афганскими гвардейцами. Многочисленные входы и выходы перекрыли бойцы «Зенита». А «альфовцы» контролировали самый ближний круг — несли круглосуточное дежурство в приемной и комнате отдыха.

Во время выездов в город Бабрака Кармаля сопровождала вся группа в составе одиннадцати человек. Головной дозор — Юрий Изотов: он выдвигался вперед и по маршруту расчищал путь кортежу. Следом, управляемый Анатолием Гречишниковым, шел бронированный «Мерседес» Председателя Революционного Совета, потом, кавалькадой, машины сопровождения.

На открытии выставки выступил президент Фонда «Вымпел-Гарант», секретарь Союза писателей России полковник Валерий Киселёв

Каждый такой выезд требовал не только мобилизации сил, но в предварительном плане просчитывался и планировался во всех мельчайших деталях. При этом сотрудникам Группы «А» часто приходилось импровизировать по ходу.

Мало кто знает, что именно сотрудники Группы «А» обеспечивали личную безопасность Председателя КГБ СССР Юрия Андропова, посетившего Афганистан с 27-го по 30 января 1980 года для изучения обстановки на месте. Он встречался с руководителями партии и государства.

Боевая командировка длилась с декабря 1979-го по начало июля 1980 года. После чего все сотрудники Группы «А», находившиеся в Кабуле, вернулись домой.

За проявленные в Афганистане мужество и отвагу были награждены сотрудники группы Шергина: орденом Красной Звезды — В. И. Шергин, Ю. А. Изотов, В. И. Блинов, А. М. Лопанов, А. И. Мирошниченко, А. Н. Савельев, В. А. Тарасенко и Е. Н. Чудеснов.

Медалью «За отвагу» — М. В. Головатов, А. И. Гречишников.

Медалью «За боевые заслуги» — А. И. Алуценко, В. С. Виноградов и М. Я. Картофельников.

 

«ПОСТУЛАТ ДРОЗДОВА»

Любой объект противника может быть взят: все зависит от суммы разведывательных сведений о нем, уровня подготовки сил и боевитости их духа. Это проявилось во время событий в Афганистане в декабре 1979 года.

«БИНОМ ДРОЗДОВА»

Успех разведывательно-боевой операции в современных условиях обеспечивает сочетание двух феноменов: разведчик-нелегал плюс оперативно-боевая группа, т. е. обеспечение заранее внедренным разведчиком условий для эффективной деятельности сил оперативно-боевой группы и оптимального использования ее средств.

Бином был проверен на всех учениях «Вымпела» (около тридцати), в большинстве которых участвовали разведчики-нелегалы, а также в последующих оперативно-боевых акциях. Он стал реальностью, благодаря тому, что в руках одного человека находились «бразды правления» Спецуправлением и Спецподразделением.

«ТРИАДА ДРОЗДОВА»

Четкое определение стратегической и оперативной предназначенности сил специальных операций (цели, задачи, функции).

Современные формы организационно-штатной структуры (разумная достаточность, высокая техническая оснащенность, интеллектуальный потенциал).

Многоцелевая подготовка сил спецопераций (оперативно-боевая, психофизическая, морально-волевая). Эти принципы были положены в основу создания, подготовки и задействования «Вымпела».

 

Окончание в следующем номере. 

Оцените эту статью
4594 просмотра
нет комментариев
Рейтинг: 4.7

Читайте также:

Автор: МАТВЕЙ СОТНИКОВ. ФОТО ВЕРЫ КОМАРОВОЙ
28 Февраля 2019
СПЕЦНАЗ КГБ В АФГАНЕ

СПЕЦНАЗ КГБ В АФГАНЕ

Автор: ПАВЕЛ ЕВДОКИМОВ
28 Февраля 2019
ТОВАРИЩ КУОС

ТОВАРИЩ КУОС

Автор: ВЛАДИМИР ЗАЙЦЕВ
28 Февраля 2019
ОПЕРАЦИЯ «СВАДЬБА» - 2

ОПЕРАЦИЯ «СВАДЬБА» - 2

Автор: ВЛАДИМИР ЗАЙЦЕВ
28 Февраля 2019
ОПЕРАЦИЯ «СВАДЬБА»

ОПЕРАЦИЯ «СВАДЬБА»

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание