20 апреля 2024 02:29 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Имею право!

Автор: Ольга ЕГОРОВА
ТУШИНСКИЙ СТРАТИЛАТ

31 Марта 2013
ТУШИНСКИЙ СТРАТИЛАТ
Фото: Как боец спецназа, поднятый по тревоге, отец Фёдор всегда был готов оказаться на передовой событий

Окончание. Начало в №2, февраль 2013 г.

Знаете, кем должен быть военный священник? Офицером спецназа. Духовного. Потому как его служение есть выполнение особого задания. И если ошибки, совершаемые на приходе или в иноческой обители, порой не столь заметны и разрушительны, то люди с оружием в руках, но с патологией в душе, могут натворить бóльших бед.

 

«ДРАКУ» ЗАКАЗЫВАЛИ?

За время своего служения протоиерей Фёдор Соколов не только полностью восстановил Тушинский храм, но и сделал его центром духовного притяжения.

— Первые годы служба в храме шла не каждый день, расписаны были и выходы алтарников, — отмечает протоиерей Константин Татаринцев. — Но я стремился быть на каждой службе и чтобы быстрее постичь устав, и чтобы впитать от отца Фёдора те многие богослужебные традиции, которыми он в совершенстве владел и о которых не прочитаешь ни в одной книге. Впитывал я и его принципы отношения к людям. Необыкновенная открытость и коммуникабельность, мудрость и внимательность привлекли к нему людей самых разных возрастов и взглядов, образованности и жизненного опыта. На глазах росла дружная община, рождалась духовно крепкая семья, трудиться в которой было настоящей радостью.Очень светлый человек был батюшка, с лучистой улыбкой, с бесконечным вниманием к своим прихожанам

С отцом Фёдором ветеран Группы «А» подполковник Дмитрий Макаров познакомился в 1994 году.

— У нас сильно болел сын, Женя, и мы с супругой уже и не знали, куда податься — бегали то по врачам, то по бабкам, то по иным целителям — очень боялись за ребенка, да и не были тогда воцерковленными… А тут переехали в Тушино и как-то однажды зашли в Спасо-Преображенский храм. И встретили батюшку. Как в Евангелие написано — «пастыря доброго». Знаете, он именно таким и был. И наш сын выздоровел. Не сразу, конечно. Мы даже позабыли о его болезни, словно бы ее и не было.

Очень светлый человек был батюшка, с лучистой улыбкой, с бесконечным вниманием к своим прихожанам. Другого такого мы больше не встречали. Отец Фёдор помнил имена даже тех, кто всего лишь два-три раза приходил к нему на исповедь. И всегда на причастии, не дожидаясь, что причастник произнесет свое имя, называл его сам. Был очень внимателен к людям, помнил до трехсот имен! Второго сына мы назвали в его честь — Фёдором.

Дмитрий Макаров окончил факультет военного духовенства Свято-Тихоновского богословского института. Отец Фёдор, ни на минуту не задумавшись, дал ему необходимую для поступления рекомендацию, хоть знакомы они были на тот момент всего лишь около полугода. В институте изумились — «вот как, рекомендация от отца Фёдора? Считайте себя принятым!»

Кстати, этот же факультет окончили ветераны «Альфы» Вячеслав Ярцев и Герой России Андрей Кумов. При желании все трое после окончания института имели возможность принять священнический сан.

Отца Фёдора, помимо храма, можно было увидеть в самых неожиданных местах. Помню, в 1998-м или в 1999-м году Ярцев и Макаров пригласили нас с мужем на турнир, проходивший на арене старого цирка на Цветном бульваре. На зрелищное мероприятие, которое проводила Российская Профессиональная спортивная федерация «Драка» (ее вице-президентом был Вячеслав Ярцев), мы захватили и дочку.

В какой-то момент я обратила внимание на священника, увлеченно снимавшего происходящее. Это был отец Фёдор. Конечно, он находился там не просто «из любви к искусству». Благословил мероприятие, но прежде тщательно выяснил у офицеров антитеррора, что за единоборства будут проводиться. И решил присутствовать лично.

…Трудно себе представить, но отец Фёдор иногда сетовал, что «Господь не дает ему креста». На самом же деле, свой крест он нес, но, как могло показаться со стороны, не ощущал его тяжести — это бремя было ему словно бы легко. Он умел жертвовать. Своим покоем, семейным уютом, ведь даже в кругу семьи священники себе не принадлежат. Своим здоровьем…

Ради чего?

Ради ближнего. Чтобы отправиться или в больницу, или домой к больному человеку — как боец спецназа, поднятый по тревоге. И не ждал за это благодарности. «На требу, — говорил он, — нужно реагировать мгновенно, помня, что это призыв Самого Бога».

— Да, отец Фёдор Соколов занимался всем, — говорит старший священник СИЗО-3, настоятель московского храма Живоначальной Троицы на Грязех протоиерей Иоанн Каледа. — Куда его звали, он там и был. Если его сегодня зовут в армию, — он идет в армию, если завтра зовут в тюрьму, — он идет в тюрьму, послезавтра еще куда-нибудь — он там-то.

 

«БУДЕШЬ КАДИЛО РАЗЖИГАТЬ»

Памятником отцу Фёдору стал красивейший Тушинский храм. Прошло уже много времени, но люди, причастные к его возрождению, хранят в своей душе тот огонек лампады, зажженный на сломе двух эпох.

Протоиерей Иоанн Каледа часто вспоминает один удивительный момент. 25 мая 1990 года. Воскресенье. Тихий майский вечер…

— Я возвращался из Волоколамска на попутке. Доехал до Окружной и мне нужно было налево, на левый берег, а машина шла направо. Пришел на платформу, посмотрел расписание — до электрички оставалось минут пятьдесят. Ждать мне не хотелось. Думаю, поеду на перекладных. Сошел с платформы, дошел до храма, где было строительно-монтажное управление. Посетовал на «мерзость запустения», погоревал в душе. Перешел по подземному переходу Волоколамское шоссе и сел на автобус.

Приехав домой, первое, что услышал от жены, были слова:

— Ваня, где ты был так долго? Тебя весь день разыскивает отец Фёдор. Он получил храм, и ему нужны люди.

В этом Иоанн Каледа увидел промысел Божий.

— Я только что у этого храма был и сетовал на запустение. А отец Фёдор получил назначение в этот храм и сразу стал обзванивать друзей и знакомых, кто бы мог помочь в этом деле. Причем изначально отец Фёдор предлагал мне стать старостой храма. Я же считал, что это не совсем по моему характеру. Запрашивал ответа одного старца, ответа не получил. Шестого июня состоялось первое приходское собрание, а одиннадцатого — у стен храма служили первый молебен. Еще были горячие дни подготовки к освящению храма.У могилы протоиерея Фёдора Соколова возле храма в Тушино

Утром перед службой отец Фёдор расставлял всех по местам. Мне он сказал: «будешь кадило разжигать». Так я стал алтарником, в 1994 году — диаконом, а затем священником. После того, как меня священноначалие перевело на новое место служения, послушание отца Фёдора продолжаю нести. Пограничные войска окормляю до сих пор.

…Идти или не идти, крестить или не крестить, такой вопрос для отца Фёдора Соколова не стоял. Он отдавал себя без остатка, часто жертвуя интересами любимой семьи.

Девятый ребенок у Соколовых появился на свет 5 января 2000 года, когда отец Фёдор вместе с офицерами «Альфы» сопровождал Святейшего Патриарха Алексия в его поездке по Святой Земле. Девочку назвали Анной. А через месяц Господь призвал Тушинского настоятеля на новое служение — Небесное…

Часто приходится слышать сетование: вот в прошлые времена были отцы действительно святой жизни, не то что нынешние! Что тут скажешь… Быть может, стоит просто хорошенько оглянуться вокруг? Ведь тот же отец Фёдор — наш современник. Кто хотел, тот был вместе с ним.

 

Оцените эту статью
8408 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 4.8

Читайте также:

Автор: Алексей ФИЛАТОВ
31 Марта 2013
ЧТО ЧАВЕС СКАЗАЛ ХРИСТУ

ЧТО ЧАВЕС СКАЗАЛ ХРИСТУ

Автор: Михаил ФИНН-ЕНОТАЕВСКИЙ
31 Марта 2013
ШАРФИК БЕРЕЗОВСКОГО

ШАРФИК БЕРЕЗОВСКОГО

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание