27 апреля 2024 04:53 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Автор: Дмитрий Лысенков
ДАЧА ДЛЯ ГЕРОЯ

1 Октября 2011
ДАЧА ДЛЯ ГЕРОЯ

Пережив испытания Великой Отечественной войны, лётчик Шибанов столкнулся со стеной цинизма. Более того, в электронной базе данных Министерства обороны, размещенной в Интернете, он значится как «пропавший без вести»!

Много лет после войны заслуги Виктора Шибанова перед Родиной отмечались вполне традиционно. Почёт, уважение, неплохая пенсия. Он до сих пор ведёт активный образ жизни: встречается со школьниками на уроках памяти, участвует в жизни Совета ветеранов. Кстати, в свои девяносто лет уверено водит машину так же, как в своё время мастерски пилотировал военный самолёт. Он — живая часть истории страны.

Он — часть истории страны, которую чиновники призывают сохранить и не дать разнести Память народа о том испытании на малозначительные, разрозненные эпизоды истории. Во всяком случае, на словах всё именно так и обстоит.

На деле — это игра в одни ворота. Виктор Иванович всегда делает то, о чем просила его и советская власть, и теперь уже новая российская: не было случая, чтобы он отказал в своём участии в каком‑либо муниципальном мероприятии или не поехал на встречу со школьниками. И трудно представить себе, что такой пустяковый в масштабах страны вопрос, как дачный участок для Героя Советского Союза, станет проблемой, которую до сего дня не может решить никто.

Асфальт закончился прямо в поле. Кромка дороги, где остановилась машина, плавно преобразовалась в нашу родимую грязюку. Вдалеке темнел лес, холодное бесприютье остывающих просторов лежало перед ними во всей красе. Где‑то посреди этого мрачного ландшафта и был размежеван дачный участок Героя Советского Союза, военного лётчика Виктора Ивановича Шибанова.

…В августе 1942‑го Виктор Шибанов вылетел на задание вместе со своим штурманом Колей Маркашанским бомбить немецкую переправу через Дон. Вернее, задача экипажа Шибанова требовала большей точности и мастерства. Им нужно было найти переправу и сбросить светящуюся бомбу, чтобы обеспечить прицельное бомбометание остальным самолётам полка.

Над переправой немцы встретили Шибанова целым пучком прожекторных лучей и открыли по самолёту шквальный огонь. Деревянный По-2 швыряло из стороны в сторону от близких разрывов зенитных снарядов. Один снаряд попал в консоль левого крыла, и осколками от взрыва летчика ранило в левую руку, а штурмана — в ноги.

От очередного попадания в самолёт сработала малая осветительная бомба в кабине штурмана. Маркашанский смог швырнуть её за борт, но самолёт загорелся. В этот момент экипаж успел сбросить осветительные бомбы над переправой и направить горящую машину из зоны зенитного огня. Но ещё один снаряд взорвался так близко от самолёта, что ранил летчика в плечо и ногу и вывел из строя всё управление машиной.

Экипажу ничего не оставалось, кроме как направить горящий самолёт в сторону своих позиций. От удара об землю обоих выбросило из машины, а когда парни очнулись, то услышали русскую речь — их нашли русские разведчики на нейтральной территории. Повезло!

Полгода Шибанов лечился, а его семья в Москве тем временем получила «похоронку», потому что многие видели, как объятый пламенем самолёт шел в пике.

В Книге Памяти, выпущенной Правительством г. Москвы в 1996 году, летчик Шибанов значится как не вернувшийся с задания 20‑21 августа 1942 года — «пропал без вести».

Вопрос на самом деле — к базе данных Министерства обороны РФ, в которой значится: сержант В. И. Шибанов из Медвежьих Озёр. Местом призыва обозначен столичный аэроклуб, службы — 8‑я Воздушная армия, 709‑й АП 272‑й Авиационной дивизии. Данные Центрального архива МО в Подольске.

Может, чиновники, решая вопрос по земле, руководствуются этими «достоверными» сведениями? Так они ошибаются — ветеран жив-здоров и полон сил.

— И где он, участок‑то этот? — Виктор Иванович растерянно посмотрел на сопровождавшую его милую женщину Ольгу Ивановну из администрации Ногинского муниципального района Московской области.

— Где‑то здесь, — смутилась она. — Простите ради Бога, Виктор Иванович, я не хотела ехать, начальство заставило, мне очень стыдно, всю ночь не спала, думала, как показать Вам это…

Отчего было не по себе совестливой женщине из Ногинской администрации? Вот она, земля: бери — не хочу, и участок с красивым номером — 509! И от МКАД всего тридцать два километра — сказка!

Но если хотя бы на минуту задуматься над сутью произошедшего, то становится совершенно очевидно, что проект, предложенный ветерану войны, абсолютно нереализуем. То есть, теоретически — да, страна свои долги перед Героем закрыла, практически — унизила изощренно и издевательски.

Действие разворачивалось так. Глава Управы района «Лефортово», где проживает Виктор Иванович Шибанов, Сергей Толкачёв, обратился с письмом, в котором просил выделить Герою Советского Союза дачный участок. И.о. руководителя администрации Ногинского района М. Аксёнова этот участок выделила.

Официально это — садоводческое некоммерческое товарищество «Ясень» в посёлке имени В. Воровского. На деле же — чистое поле, где кроме грязи и ветра никто не проживает. Кстати, нет и никаких коммуникаций.

Вероятно, такой участок бы очень порадовал, скажем, тридцатилетнего менеджера «Газпрома». Вложив в эту землю деньги и время, всё можно устроить наилучшим образом. Так оно и будет, наверное, с этими землями. Но что делать девяностолетнему человеку? Как проводить свет, газ, воду? Как обустраивать свою дачу? Сколько лет? На какие деньги вести коммуникации?

Лучше бы уж отказали по формальным причинам, чем так «облагодетельствовали». Вот и Виктор Шибанов, махнул рукой сыну и коротко бросил: «Поехали отсюда»…

…Осенью 1943‑го в своём 272‑м по счету боевом вылете, Шибанов снова чудом уцелел. Экипаж бомбил вражескую автоколонну в пункте Зелёный Гай под Мелитополем. Так же, как и год назад над Доном, небо рассекали суетливые лучи прожекторов, и оно было утыкано шапочками разрывов зенитных снарядов. Один из них начисто снёс колесо шасси, ранил лётчика в ногу и пробил бак с горючим. Бензобак находился перед кабиной летчика, поэтому бензин как из душа поливал всю кабину и пилота в ней.

Истекая кровью, Шибанов зажал пробитый бензобак перчаткой и смог‑таки посадить самолёт на одно колесо на своём аэродроме. Подбежавшие друзья успели вытащить товарища: от потери крови Шибанов уже не мог выбраться самостоятельно…

На самом деле проблема дачи ветерана решается очень просто. Вот уже больше тридцати лет Виктор Иванович арендует на лето домик у Мосдачтреста в Салтыковке. Нет, это совсем не похоже на Рублёвские особняки, хотя именно так было бы по справедливости. Уверен, мало кто станет спорить с тем, что подлинный цвет нации — это военный летчик, а не обитатели подмосковных дворцов.

Однако Шибанову это не нужно. Обычный неотапливаемый летний домик — это всё, на что претендовал Герой Советского Союза, инвалид войны II группы. И был этим вполне доволен. Как, собственно говоря, доволен и сейчас. И единственное, чего бы он хотел — чтобы домик, за аренду которого он исправно платил тридцать лет, отдали бы ему! Тем более, что сделать сегодня это проще простого.

Неужели нельзя по какой‑нибудь остаточной стоимости отдать этот домик ветерану? Тем более, что всё вокруг Салтыковки и в ней самой давно за тридцать лет изменилось — распродано правдами и неправдами. Не может позволить себе огромная и богатая страна подарить дощатую постройку ветерану?

Не хочу даже думать о том, что это неразрешимая проблема. Даже если бы стояла задача каждого из живущих сегодня ветеранов Великой Отечественной осыпать золотом и платиной — страна бы не сильно потратилась и обеднела.

Так неужели ничего не будет сделано для Героя Советского Союза Виктора Шибанова?

Просим рассматривать данную публикацию как официальное обращение Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» к официальным лицам и государственным органам, решающим проблему Героя Советского Союза Виктора Шибанова. Газета «Спецназ России» будет освещать на своих страницах развитие этого дела.

Из досье «Спецназа России»

ШИБАНОВ Виктор Иванович. Родился 27 февраля 1922 года в деревне Медвежьи Озёры Щёлковского района Московской области. Работал слесарем в Московском авиационном институте, учился в аэроклубе. С 1939 года — служил там лётчиком-инструктором.

В Красной Армии с ноября 1941‑го. Награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза, орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды и медалями.

Оцените эту статью
3737 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 5

Читайте также:

1 Октября 2011

СЕАНС МАГИИ С...

Автор: Алексей Филатов
1 Октября 2011
ПЕРИОД ПОЛУРАСПАДА

ПЕРИОД ПОЛУРАСПАДА

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание