28 марта 2024 13:44 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Автор: Юрий Нерсесов
СИНИЙ СТАЛИН НА КРАСНОМ ДРАКОНЕ

31 Декабря 2009
СИНИЙ СТАЛИН НА КРАСНОМ ДРАКОНЕ

Самый дорогой и кассовый фильм мира перессорил российских патриотов.
С первых же дней проката снятый с применением новейших электронных технологий фильм Джеймса Камерона «Аватар» по темпам сбора начал обгонять прежнего мирового рекордсмена — снятый тем же Камероном «Титаник». Картина о разлучённых холодным айсбергом возлюбленных собрала за все время проката 1 845 034 188 долларов, а последнее камероновское творение побило этот рекорд менее чем за два месяца. В России рекорд «Титаника» уже превышен многократно: более 100 000 000 долларов против 5 200 000!

Конечно, количество российских кинотеатров за 12 лет изрядно выросло, а доллар наоборот обесценился, но «Аватар» в отличие от «Титаника» вызвал настоящий взрыв страстей среди политически активных граждан. Обитатели интернета, ранее ссорившиеся то из за белых и красных, то из за православия и язычества, теперь оказались по разные стороны баррикад из за вымышленной войны на планете Пандора.

По мнению противников «Аватара», картина отражает точку зрения сторонников всемирной глобализации, учит белых людей предавать свою расу в пользу цветных и в этой связи напоминает вышедший на экраны несколько раньше «Район № 9» другого американского режиссёра Нила Бломкампа. Недаром отрицательные герои сплошь белые, а среди положительных заметны негр, индус и латиноамериканка, при том, что большинство их и вовсе синекожие инопланетяне с хвостами.

Общего между фильмами, на самом деле, немного. У Камерона, если позабыть о переносе действия в космос, мы увидим очередной пересказ истории о жадной корпорации, изгоняющей благородных дикарей из родной деревни, чтобы поживиться находящимися на их земле полезными ископаемыми. В решающий момент самый крутой буржуйский наемник, влюбившись в прекрасную папуаску, переходит на сторону ее племени, и, организовав туземных воинов, показывает оккупантам кузькину мать.

Точно по такой же схеме были выстроены десятки других лент, типа «Солдата удачи» с Дольфом Лундгреном. Разница лишь в том, что герой, получающий грошовую пенсию инвалид-морпех с парализованными ногами, в ходе фильма переносит своё сознание в искусственно созданное тело пандорского туземца.

Особенно фильм Камерона напоминает снятую ещё в 1952 году американскую картину «Большие деревья». Там действие происходит не в 2157 году на планете Пандора, а лет за двести до того, на западе США, и война идет не с хвостатыми обитателями джунглей, а с ортодоксально-протестантской деревней не то баптистов, не то квакеров, но все остальное очень похоже.

Аборигены, почти обожествляющие растущие рядом с их домами гигантские секвойи; распальцованная полукриминальная фирма, желающая их вырубить; главный герой в исполнении Керка Дугласа, плюющий на бизнес ради сердца прекрасной квакерши; трагическая смерть отца возлюбленной и финальный разгром захватчиков.

Конечно, компьютерной графики в «Больших деревьях» нет и в помине, но фильм смотрится до сих пор. Секвойи величавы, поезд под откос летит красиво, Дуглас обаятелен, а эпизоды, связанные с американским судопроизводством, смешны до икоты и хоть сейчас могут быть использованы для практических занятий по юриспруденции.

В финале, как и положено — последний бой. Благостные квакеры, сокрушаясь о жестокости грешного мира, с грустью достают из сундучков заныканные винчестеры, а одна девица героических пропорций прекрасно обходится без ствола. Разнеся наймиту корпорации голову камушком размером с хороший арбуз, она садится на орудие убийства, вытирает вспотевшее лицо платочком, и, гордо глядя на восхищенных подруг, нравоучительно произносит: «И никакой, сестры мои, это не грех!».

Изящная синекожая обитательница планеты Пандора в «Аватаре», нашпиговав тушку американского полковника отравленными стрелами, ограничилась торжествующим рычанием, однако суть у нее та же: «Я девушка мирная, никуда из лесу не лезу, но ежели какая сволочь сунется, зараз глотку порву!».

Именно пропагандой подобного — традиционалистского, но неагрессивного мироощущения фильм Камерона отличается от «Района № 9». Там тоже разоблачался жадный олигарх и его наймиты, но тараканоподобные инопланетяне не копошились у себя, а «поналетели» на землю и стали на ней свинячить.

В отличие от симпатичных пандорцев, здешние пришельцы тошнотворны на вид, тупы, вороваты, агрессивны, грязны, неудержимо плодятся, а в отличие от гастарбайтеров еще и ничего не делают. Столь неприглядными особями правят немногочисленные интеллектуалы, но они куда то исчезли и землянам приходится иметь дело исключительно с межзвездным быдлом.

Однако уже по первым эпизодам можно было предположить, что люди окажутся еще хуже, за исключением готовых погибнуть за счастье космических уродцев. Так и получается. Земляне с криками «Поналетели тут!» требуют выселить пришельцев из лагеря в пригороде Йоханнесбурга. Корпорация проводят над ними изуверские опыты. Мафия грабит и убивает. Бездушно относится к креветкам и главный герой — неказистый клерк с мерзкими усиками, похожими на гитлеровские. Но ближе к середине картины в ходе обыска одной из креветковых хижин усатый бюрократ обливается какой то черной гадостью, — и дальнейшее предугадывается без труда.

Постепенно мутируя в креветку и став жертвой бывших коллег, недостойный представитель офисного планктона проникается проблемами новых соплеменников и решает пожертвовать жизнью ради обнаруженного среди пришельцев интеллигента и его маленького креветенка, слегка напоминающего спилбергского инопланетянина.

В финальных кадрах окончательно перевоплотившись, изуродованный, но одухотворенный герой делает для бывшей жены металлическую розочку, а зрителям предлагается умиленно сморкаться в платочки и подавать, не скупясь, нашим «креветкам». Вы каждый день можете наблюдать, как они таскаются по вагонам метро с жалостливыми призывами: «Граждане поможите…», в свободное от «работы» время снабжая страждущих наркотой.

Подобное кино действительно вредно и сейчас характерно, прежде всего, для Западной Европы, откуда косяком идут разного рода «Ямакаси», и прочие картины о трагической судьбе несчастных мигрантов, которые просто вынуждены убивать и грабить! Потому что жизнь тяжёлая, а французские и немецкие аборигены в душе сплошные фашисты!

В отличие от бломкамповских креветок жители Пандоры никуда не лезут. Напротив, это к ним прибыли, чтобы согнать с родных мест и уничтожить общее для всего народа святилище, являющееся одновременно центром взаимодействия биосферы и духовной связи ее обитателей. Критики утверждали, что минерал, ради которого началась война, жизненно необходим для вымирающего человечества и добывается в его интересах. В этом случае рассуждения о гуманизме и вправду можно оставить. Однако ничего подобного в фильме нет.

На Пандору прилетели представители транснациональной корпорации с американскими именами под охраной американской морской пехоты. Причём на Земле США застроили под себя весь остальной мир, довели планету до жесточайшего кризиса, а сопротивляющихся беспощадно давят.

В первых же эпизодах командующий морпехами полковник с гордостью сообщает, что его ни разу не ранило во время зачистки Венесуэлы, а операция на Пандоре называется «Шок и трепет», как и вторжение в Ирак в 2003 году. (В русском переводе это название как то скромно пропустили). Минерал уже добывается, и речь идёт только о расширении проекта. При этом представитель компании ни слова не говорит о том, что без пандорских недр человечеству конец, — речь идёт исключительно о неудовольствии акционеров сокращением дивидендов.

Поэтому, когда глава наймитов корпорации клеймит главного персонажа за предательство человеческой расы — это дешевая демагогия. Даже с формальной точки зрения инвалид подчиняется не корпорации, а начальнице научной экспедиции, работающей на Пандоре, которая категорически против силовой акции. После изгнания с планеты захватчиков, учёные на ней остаются, а значит и сохраняется возможность диалога с неподконтрольными транснациональным монстрам землянами.

Диалог этот необходим, поскольку и земная цивилизация, похоже, заходит в тупик и обитатели Пандоры не так уж совершенны, как кажется на первый взгляд. Их общество абсолютно гармонично природе своей планеты, но совершенно не развивается, а потому чрезвычайно уязвимо. Лишь переход на сторону аборигенов части землян и относительная слабость карателей обусловили победу над морпехами, однако самостоятельно выдержать удар полноценной карательной экспедиции Пандора не сможет. Скорее всего, конфликт будет развиваться по схеме: пандорцы и «хорошие» земляне против «плохих», как и положено в подобных картинах, а потому объявлять Камерона предателем рода человеческого смешно.

Не менее нелепы и обвинения «Аватара» в подрыве христианских традиций путем пропаганды учения Рериха, теософии, изуверского культа фригийской богини Кибелы и, конечно, сатанизма.

Действительно, название народа Пандоры — На’ви, сразу заставляет вспомнить о древнеславянских навьях. Согласно крупнейшему специалисту по дохристианским верованиям Восточной Европы Борису Рыбакову это «чужие, иноплеменные мертвецы, души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что то покарали силы природы (души утопленников, съеденных волками, «с дерева падших», убитых молнией и т. п.)», иногда являющиеся и вампирами.

Да и крылатые драконы, на которых рассекают небеса пандорцы, зовутся банши. В ирландском фольклоре банши — вестницы смерти, плачущие возле дома обречённого человека. Хотя Камерон вряд ли досконально разбирается в ирландском и уж, тем более, в славянских верованиях, определённый религиозный подтекст в «Аватаре» отыскать можно.

Два момента делают это ползанье по киноэкрану с лупой малопродуктивным.

Прежде всего, религия пандорцев, — она принципиально не приспособлена для распространения среди иных адептов. В отличие от новомодных сект, в пропаганде которых уличают «Аватар» прозелитизм тут не просто противоречит основам местного мироздания, но и невозможен даже по чисто физиологическим причинам. Жители Земли не имеют в своих волосах нервных окончаний, с помощью которых синекожий народ вступает в контакт с душой своей планеты, отчасти сконцентрированной в священном дереве — Эйве. Перевоплощение главного героя — редчайшее исключение, и не похоже, что Камерон во второй серии предложит людям массовый переход в чужие тела.

Но самое главное, — ни в едином эпизоде англоязычные противники пандорцев не показывают свою причастность к христианам. Напротив, по всему выходит, что мир их давно уже поражен неодолимой апостасией, то есть массовым отходом от веры и, возможно, Страшный Суд для него уже близок.

Представитель корпорации говорит только о прибылях акционеров. Полковник, уговаривая малоимущего инвалида сливать ему полученную информацию, обещает за них деньги для операции, а в конце фильма обвиняет его в предательстве расы, но о Боге тоже молчит. И остальные персонажи — помалкивают!

С христианской точки зрения, перед нами война народа, не знающего Иисуса, против давно забывших о нем. Поневоле вспоминается неполиткорректное высказывание Белинского об Америке. По словам российского литературоведа, его «кровь кипела от негодования на это гнусно-добродетельное и честное общество торгашей, новых жидов, отвернувшихся от Евангелия и признавших Старый завет».

Защита подобных персонажей со стороны людей, именующих себя русскими патриотами, совершенно нелепа. В будущем именно наша страна с ее богатейшими ресурсами может оказаться их жертвой, а значит любое противостояние им с оружием в руках, как в Ираке и Афганистане, или подрыв их морального духа полезны России.

Это справедливо относительно стран евро-американской цивилизации (НАТО-Евросоюз и примкнувший Израиль), ведущих тихоокеанских держав в лице, прежде всего, Китая и Японии, а также ориентированных на экспансию течений ислама.

Если фильм левого либерала и противника политики Буша бьёт по зубам вожаков собственной стаи — радоваться надо! И учиться работать у настоящих мастеров своего дела, чтобы, наконец, покончить с господством на экране михалковских и бондарчуковских уродцев.

Кинематографистам стоит помнить, что выбранный Камероном сюжет, для России подходит идеально. О том свидетельствует и нынешний успех «Аватара» и восторг, с которым зрители в своё время встретили снятые на ту же тему «Окраину» Петра Луцика и «Любить по русски» Евгения Матвеева, герои которых защищали свою землю столь же отчаянно (правда исключительно от отечественного бизнеса). Но Луцик и Матвеев умерли, а продолжателей пока не видно. Подобное творчество сейчас не поощряется. Отстреливать наймитов западных корпораций на российском экране и вовсе нельзя (единственное исключение «Брат-2»), да и в Советском Союзе, несмотря на ритуальные проклятия мирового империализма, подобных картин не снималось. Убить несколько американцев советским киношникам дозволили лишь в снятом на последнем издыхании СССР «Одиночном плавании».

Подобные табу изрядно способствуют смирению населения перед лицом чиновно-корпоративного беспредела. Если в США угроза массового явления персонажей типа Тимоти Маквея и Марвина Химайера не дает властям опустится до абсолютного свинства, то в России, где это свинство относительно собственного населения многократно выше, никого подобного пока не наблюдается.

В российском триумфе «Аватара», кроме безумно красивого видеоряда сыграл и зрительский голод по фильмам о борьбе не с абстрактными злодеями из вымышленных миров, а с вполне земной, высокопоставленной и легкоузнаваемой сволочью. Недаром в клипе одного из поклонников фильма его кадры смонтированы под речь Сталина 3 июля 1941 года и песню «Вставай страна огромная». Да и сам синекожий вождь перед финальной атакой, опираясь на крыло боевого красного дракона, воззвал к своему воинству: «Братья и сестры мои!». Само собой, снимая фильм, Камерон не думал о человеке, произносившем похожие слова в реальности, но совпадение получилось очень многозначительным.

Оцените эту статью
3596 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 5

Читайте также:

Автор: Андрей Борцов
31 Декабря 2009
«Я НЕНАВИЖУ...

«Я НЕНАВИЖУ...

Автор: Павел Евдокимов
31 Декабря 2009
ВЕЧЕР У ПОРТРЕТА

ВЕЧЕР У ПОРТРЕТА

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание