24 апреля 2024 00:05 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Наша Память

Автор: АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВ
ОПЕР КОВАЛЁВ

30 Апреля 2021
ОПЕР КОВАЛЁВ
Фото: Николай Дмитриевич Ковалёв занимал пост Директора ФСБ России в 1996-1998 годах, был депутатом Государственной Думы РФ пяти созывов

«ЧТОБЫ ОРЛЫ НЕ ПАДАЛИ, А КОЗЛЫ НЕ ЛЕТАЛИ!»

«Набираешь номер, а тебе в ответ: «Абонент недоступен… навсегда». 5 апреля 2019 года ушел от нас оперуполномоченный Первомайского районного отдела Управления КГБ по Москве и Московской области — Директор ФСБ России генерал армии Николай Ковалёв.

Именно так, потому что работа на земле на многие годы вперед определила судьбу человека, который ну ни думал, ни гадал, что станет генералом. Мать — лифтер, отец — электрик.

Первым его делом был розыск террористов, совершивших в январе 1977 года кровавый теракт в московском метро, — Ковалёв как раз работал в Первомайском районе, как раз на его территории произошло это событие. Это дело повлияло на его воспитание как настоящего оперативного работника.

Николай Ковалёв (справа) дважды принимал участие в боевых действиях в составе Ограниченного контингента Вооружённых Сил СССР в Афганистане

Ковалёв вынужден был уйти в ситуации с Березовским, который вершил кадровую политику в РФ. В последние годы очень тяжело болел. Мы с ним последний раз переписывались 8 марта. Он боролся за жизнь практически шесть лет.

«Спины не гнул, прямым ходил,

И в ус не дул и жил как жил»

В «контору» мы были зачислены одним приказом. Шли по жизни с такими же пацанами в погонах. И если бы кто сказал, что будет генералом, либо посмеялись, либо вызвали психушку.

Работа опером формирует психологический тип человека. И какие бы погоны не были на плечах, нормальный человек остается простым, доступным (от чего и страдал) и совестливым… Он таким и остался до конца жизни. Умный, рассудительный, рисковый, ироничный… Людей делил на пчел и мух. В зависимости от того, что они ищут.

Последние годы службы в «конторе» я замыкался напрямую на него — на Директора ФСБ. И каждый раз он обвинял меня в неоправданном риске. «Ты аферист! С ума сошел! Не подпишу!» Но подписывал (а он куда денется!), потому что сам такой.

Риск был и остается особенностью этой профессии. И дело не в шампанском, которое пьют те, кто рискует. В эпоху нерешительных амеб, словоблудов и боксеров-заочников, мотивированная решительность единственное, что может спасти страну.

В Афганистан Ковалёв отправился по первому приказу, не моргнув глазом. Был советником. А вернувшись, долго не мог адаптироваться к нашим реалиям. «Мне бы ваши заботы», — читалось в его глазах.

После августа 1991 года Ковалёв написал рапорт об увольнении. И только уговоры нового руководителя московского управления Евгения Савостьянова удержали его.

Когда Ковалёв советовался со мной, я ему сказал: «Коля, у нас два варианта. Плюнуть на все и уйти. Или плюнуть на все и остаться! Но кто придет вместо…»

Он остался. Работал, руководил операциями не за страх, а за совесть. После одной — была пресечен вброс в нашу финансовую систему миллионных потоков фальшивых долларов — был «знатно» награжден «снятием ранее наложенного взыскания!» Ко всему относился со здоровой долей юмора. И даже гордился именно этим экзотическим поощрением…

Взлет на вершину ФСБ Ковалёв принял философски — фюреры приходят и уходят, а народ остается…

Березовский пришел к Ковалёву и предложил ему полностью финансировать ФСБ. Но это вообще был полный абсурд, потому что это государственная структура — раз, во-вторых, это специальная служба — два, в-третьих, — она подчиняется исключительно только президенту РФ. И вдруг прибегает такой суетливый маленький Березовский, который начинает говорить о том, что он готов приватизировать эту структуру. Естественно, его послали далеко и надолго.

Через полтора года «вахты» Ковалёв сдал пост на Лубянке новому директору Владимиру Путину за пятнадцать минут. Ушел не оглянувшись.

Ковалёв напоминал снайпера, у которого один градус обзора в прицеле. И даже в таких условиях он мог решать государственные задачи. Молчал, скрипел зубами, но работал. И решал!!!! Часто его охватывало отчаяние от популистских решений, суеты дилетантов, профанов и лизоблюдов.

Как романтик, надеялся, что все встанет на свои места. Что наступит время и в Думу придут профессионалы. А пока — «Саша, о чем ты говоришь…» Махал рукой.

Два года Николай Ковалёв (слева) возглавлял в Афганистане оперативно-боевое подразделение, был удостоен ордена Красной Звезды

На посту руководителя Комитета по делам ветеранов сделал много. Но видно переборщил: в очередной Думе комитет расформировали, и ветераны оказались брошенными.

В силу его личного авторитета известная партия в избирательные списки не включала. Что Ковалёва не столько обижало, сколько по-хорошему злило. «Иди по одномандатному округу» (типа по ржавым гвоздям, при том, что он тяжело болен!). И он шел.

На последних выборах в Орле Ковалёв набрал больше 70 %. И это при сопротивлении местной власти.

Сколько раз мы обсуждали книгу его воспоминаний. И было что рассказать.

Но не успели… Суета. Лишь различные статьи и интервью. Писалось это легко и забавно. Смеялся — «во какой я умный!»

Однажды в интервью для «Российской газеты» на вопрос — ваш любимый тост — Ковалёв улыбнулся: «Чтобы орлы не падали, а козлы не летали». Через два дня после публикации звонит: «Ну, мы завернули! У нас же в Орловской области губернатор Козлов!» (у них были сложные отношения).

Сегодня я заметил, что мой аккумулятор телефона долго держит заряд. Обычно с Николаем говорили часами. Последний раз 4 февраля 2019 года из больницы…

«Все, брат, пока. У меня телефон разрядился».

И теперь уже навеки», — заключает генерал Александр Михайлов.

«ЧУВСТВО ЯРОСТИ, КАК У ЖЕГЛОВА»

Из интервью генерала армии Николая Ковалёва газете «Нижегородская правда»: «В 1990 году мы арестовали одного префекта города Москвы. Взяли с поличным на взятке в 1 млн. рублей, по тем временам сумма неслыханная! Помню его затравленный взгляд. Он сидел на стуле в семейных трусах и майке «алкоголичке». Этакая жалкая тушка перед коробкой из-под вина набитой пачками денег. И не сочувствия, ни жалости к нему не было, одно чувство — омерзения и брезгливости.

И этот образ вспоминается всегда, когда я сталкиваюсь с коррупционерами сегодня. Это они до разоблачения импозантные и надменные. Гуччи, Хуго Босс, ролексы. А по сути такие же персонажи… Но помимо брезгливости подступает еще одно чувство — ярости, как у Жеглова: ты не о службе и не о товарищах думал, а о поросеночке и домике в деревне.

Люди не просто требуют обуздать это явление, они вопиют, реально понимая, что для государства в нынешней ситуации опасен не внешний враг, а внутренний, демонтирующий не только нашу экономику, но и мораль и нравственность. Он как короста разъедает общество изнутри.

С внешним врагом бороться сложно, но можно. При наличии линии фронта все ясно — свой-чужой. И в критические моменты мы умеем сплотиться, чтобы отразить любую агрессию, преодолеть любые санкции. Но здесь мы имеем дело с чем-то сходным с радиацией. Коррупция без цвета и запаха. Она пронизывает наше общество, стимулируя метастазы по всей стране. Она проникла не только в органы власти, но и правоохранительную систему и суд.

Все это свидетельство того, что коррупция в линейке угроз и вызовов нашего века в России одна из самых тревожных и убийственных для страны опасность.

«В экстремальной ситуации, связанной с риском для жизни, умеет принять единственно верное решение, которое ведёт к спасению жизни людей» (оценка Николая Ковалёва в служебном документе КГБ)

В КГБ никогда не назначали на должность человека, который пер к ней по головам товарищей. Часто назначали того, кто, с одной стороны, мог справиться, но при этом упирался всеми копытами… Из таких получались очень хорошие начальники. Потому что это не он купил себе ее, а ему доверили! Сегодня же как фильме Г. Полоки «Республика Шкид»: выбирайте меня, кореши, я вас не обижу! И не обижают, но только за государственный счет».

«РОДОМ» ИЗ КГБ

Николай Дмитриевич Ковалёв родился 6 августа 1949 года в Москве. После средней школы работал монтером-радистом в «Мосэнерго».

В 1972 году Ковалёв окончил Московский институт электроники и математики (МИЭМ). После учебы работал инженером в Конструкторском бюро полупроводникового машиностроения.

С 1974 года — в органах госбезопасности Советского Союза. Начинал службу с должности младшего оперуполномоченного Первомайского районного отдела Управления КГБ СССР по Москве и Московской области.

Николай Ковалёв дважды принимал участие в боевых действиях в составе ограниченного контингента Вооруженных Сил СССР (ОКСВА) в Афганистане.

Позднее в том же управлении Николай Дмитриевич был сотрудником пятой службы (борьба с «идеологическими диверсиями»), в частности занимался противодействием вещанию западных радиостанций на СССР.

С 1990 года — заместитель начальника столичного Управления Федеральной службы контрразведки РФ.

С 1994 года — заместитель директора ФСК России Сергея Степашина.

С 20 июня 1996 года Николай Ковалёв исполнял обязанности директора ФСБ. Ранее, в тот же день, генерал армии Михаил Барсуков был отправлен в отставку после скандала, связанного с задержанием членов предвыборного штаба Бориса Ельцина Аркадия Евстафьева и Сергея Лисовского с «коробкой из-под ксерокса», в которой находились $ 538 тыс. наличными.

Задержание людей Анатолия Чубайса было произведено с санкции Михаила Барсукова и главы Службы безопасности Президента Александра Коржакова.

ВО ГЛАВЕ ЛУБЯНКИ

Директором ФСБ Николай Ковалёв был относительно недолгое время: с 9 июля 1996-го по 25 июля 1998 года. Впрочем, на тот период он поставил абсолютный рекорд пребывания в кресле директора российской службы безопасности — два года. Ему было присвоено звания «генерал армии».

«Меня пригласил президент. Готовый указ уже лежал у него на столе, — описывал Ковалёв свое назначение. — Он сказал: «Принято решение о назначении вас директором Федеральной службы безопасности». Я поблагодарил за доверие и обещал сделать все возможное на этом посту. Президент при мне подписал указ».

Осенью 1998-го бывшие сотрудники Управления по разработке и пресечению деятельности преступных объединений ФСБ, включая начальника 7-го отдела УРПО подполковника Александра Гусака и его сотрудников — Александра Литвиненко, Михаила Трепашкина и Андрея Понькина, провели пресс-конференцию в здании «Интерфакс».

Люди БАБа заявили прессе, что вышестоящее начальство приказало им убить «серого кардинала» Кремля. По их словам, подобное началось на Лубянке с приходом Ковалёва. Естественно, что вся эта медийная акция была инспирирована самим Березовским, являвшимся на тот момент исполнительным секретарем СНГ.

Началась проверка. В итоге Главная военная прокуратура пришла к выводу, что обвинения Литвиненко в адрес руководства не подтвердились.

25 ноября 1998 года Николай Ковалёв подал в суд иск на Березовского. Поводом для искового заявления стала публикация 13 ноября того же года газетой «Коммерсантъ» открытого письма БАБа в адрес Директора ФСБ Владимира Путина. В нем утверждалось, что Ковалёв «находился в сговоре» с руководителями одного из управлений ФСБ, которые, якобы, требовали от своих подчиненных убить Березовского.

18 июня 1999 года Симоновский межмуниципальный суд Москвы частично удовлетворил иск бывшего директора ФСБ, обязав «Коммерсантъ» опубликовать опровержение сведений о том, что Ковалёв не провел «объективного разбирательства» по обращению Березовского.

Требования опровергнуть слова Березовского об участии генерала Ковалёва «в сговоре» судебное решение не содержало.

29 июля 1999 года Мосгорсуд подтвердил этот вердикт, дополнительно обязав газету принести Ковалёву извинения за публикацию непроверенной информации.

Николай Ковалёв вместе с командующим ВДВ Владимиром Шамановым и генеральным секретарём ОДКБ Николаем Бордюжей

Примечательно, что от материальной компенсации причиненного вреда экс-директор ФСБ отказался, сказав, что «не уверен в чистоте происхождения денег» Березовского.

НА ОХОТНОМ РЯДУ

В июле 1998 года во время отдыха в Карелии Ельцин подписал указ об отставке Ковалёва. В Москву с приказом прилетел тогдашний премьер Сергей Кириенко. Он лично приехал на Лубянку, чтобы представить нового главу ФСБ Владимира Путина.

Кириенко подчеркнул, что «смена руководителя ФСБ ни в коей мере не означает недооценки той большой и важной работы, которую проделал Николай Ковалёв во главе службы».

По словам Ковалёва, Кириенко предлагал ему возглавить административный департамент в правительстве. Но Ковалёв отказался: «Чтобы вместе работать, нужно доверие. А его нет», — объяснил он.

После отставки Николай Дмитриевич работал заместителем генерального директора концерна «Научный центр» (ныне — ОАО «Ситроникс», Sitronics) в Зеленограде.

С 1999 года — депутат Государственной Думы от Орловской области.

В Госдуме третьего созыва Николай Дмитриевич был заместителем председателя комитета по безопасности, возглавлял комиссию по борьбе с коррупцией.

В нижней палате парламента четвертого и пятого созывов (с 2004 года) Ковалёв был главой Комитета по делам ветеранов и много сделал на этом поприще.

Кроме того, Николай Дмитриевич являлся руководителем делегации Государственной Думы в Парламентской Ассамблее ОБСЕ. В июле 2017 года он был назначен заместителем председателя комитета по противодействию терроризму.

Будучи депутатом парламента, Ковалёв часто давал интервью, в которых критиковал правоохранительные органы, резко высказывался о коррупции.

«Недавно меня пригласили на конференцию по борьбе с коррупцией, — вспоминал он в одном из интервью. — Организована она была весьма уважаемой структурой. Посмотрел список участников, а там сплошь — пчелы против меда! Руководители самых коррупционно опасных ведомств! Наверняка некоторые — в разработках… Но они же типа борцы! Я сразу вспомнил, что все арестованные и посаженные мэры и губернаторы были председателями антикоррупционных комиссий соответствующего звена. Все!»

ЧЕЛОВЕК СО СВОЕЙ ПОЗИЦИЕЙ

Летом 1997 года председатель Комитета Госдумы по обороне генерал-лейтенант Лев Рохлин направил в войска обращение, в котором фактически призвал военнослужащих к неповиновению, и провел учредительный съезд Движения в поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки.

Произошло это сразу после отставки министра обороны Игоря Родионова и не на шутку встревожило Ельцина. Президент вызвал Ковалёва и потребовал пресечь агитацию рохлинцев в воинских частях и собрать компромат на генерала-депутата.

Будучи уверенным в исполнительности Ковалёва, Ельцин публично пообещал «смести рохлиных». Но активности глава ФСБ не проявил. Это было расценено как проявление нелояльности. Были, конечно, и другие причины.

Уже много позднее Николай Дмитриевич в интервью «Завтра» расскажет: «Хочу вам и читателям вашей газеты сказать, что в органах безопасности отношение к генералу Рохлину было и остается самым трепетным и самым положительным, потому что он заслужил его всей своей жизнью и своими действиями в Чечне.

Я лично давал команду на обеспечение его безопасности в период чеченской кампании. И сам Лев Яковлевич лично выражал мне благодарность за это. Поэтому нет никаких оснований говорить, что к его смерти, хоть как-то может быть причастно ФСБ.

Все остальное, на мой взгляд, — это политика, и мы должны сохранять, как мне представляется, определенную тактичность. Трагична судьба и самого генерала Льва Рохлина, и его семьи».

«Ковалёв напоминал снайпера, у которого один градус обзора в прицеле. И даже в таких условиях он мог решать государственные задачи. Молчал, скрипел зубами, но работал. И решал! Часто его охватывало отчаяние от популистских решений, суеты дилетантов, профанов и лизоблюдов» (генерал Александр Михайлов).

В 2007 году, во время конфликта вокруг «Бронзового солдата» в Эстонии, где власти подло перенесли мемориал Второй мировой войны, в том числе двухметровую бронзовую скульптуру воина, Ковалёв возглавлял «миссию по установлению фактов». Перед отъездом из Москвы он попросил правительство Эстонии уйти в отставку — что либералы и «миротворцы» ставили ему в вину.

Остается добавить, что Николай Дмитриевич был председателем экспертного совета Общероссийской общественной организации «Офицеры России».

За годы службы генерал Ковалёв был награжден орденами: «За заслуги перед Отечеством» II и IV степеней, «За военные заслуги», Почёта и Красной Звезды.

Он — «Почётный гражданин Орловской области». Теперь уже навсегда.

 

Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:

Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha

Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/

Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz

Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/

Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586

Телеграм: https://t.me/specnazAlpha

Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

Оцените эту статью
9987 просмотров
1 комментарий
Рейтинг: 5

Написать комментарий:

Комментарии:

владимир: так жаль вот кто должен стоять во главе государства Российского Ковалев и ему подобные патриоты
Оставлен 8 Июня 2021 16:06:31
Общественно-политическое издание