28 марта 2024 23:58 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Политика

Автор: ФЁДОР БАРМИН
ЛИТОВСКОЕ КРИВОСУДИЕ

31 Января 2021
ЛИТОВСКОЕ КРИВОСУДИЕ
Фото: Литовские СМИ не любят публиковать вот такие фотографии «мирных» участников январских событий 1991 года

«КОГДА ГОВОРЯТ, ЧТО СОЛДАТЫ СТРЕЛЯЛИ В ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ, ЭТО НЕПРАВДА»

То, о чем годами говорили ветераны Группы «А» в отношении январских событий 1991 года в советской Литве, а также о яростной русофобской политике официального Вильнюса, — правда об этом становится достоянием широкой общественности.

К сожалению, было упущено время, когда отсутствие внятной позиции Москвы поощряло литовских «ястребов» во власти к действиям против России. И хотя обвинительный приговор бы озвучен в отношении конкретных лиц — бывших партийных деятелей, военных и сотрудников КГБ СССР, не вызывает никаких сомнений, что удар нанесен по России как таковой.

«Держава может оцениваться как великая только в том случае, если она защищает каждого своего человека» (Владимир Плигин)

Об этом говорили, предупреждали… Один только «Спецназ России» на протяжении десяти лет публиковал четкие, документально выверенные материалы бывшего 2-го секретаря Компартии Литвы / КПСС Владислава Николаевича Шведа, которые камня на камне не оставляли от юридических построений литовской стороны.

«Гром грянет, мужик не перекрестится». Только сейчас российские власти стали разворачиваться в эту сторону. Однако не Министерство иностранных дел, а Следственный комитет России. А на Смоленской площади фактически самоустранились от защиты соотечественников, проходящих по январскому делу, — то есть от того, чем конкретно должен заниматься МИД.

В декабре 2020 года СКР заочно выдвинул обвинения против литовских судей, которые выносили приговор в отношении россиян, участвовавших в событиях 1991 года в Вильнюсе. Их решение сочли поводом для уголовного дела по части 2-й статьи 305-й Уголовного Кодекса РФ («вынесение заведомо неправосудного приговора»).

«События в Вильнюсе, участие в которых инкриминировалось гражданам Российской Федерации, имели место в тот период, когда Литовская ССР не была независимым государством и входила в состав СССР (независимость Литовской Республики была признана лишь в сентябре 1991 года). В январских событиях 1991 года в Вильнюсе военнослужащие СССР выполняли свой служебный долг и действовали в соответствии с законодательством СССР в целях обеспечения общественного порядка», — отмечают в СКР.

ИЗ СЕКРЕТНОГО ОТЧЁТА ГРУППЫ «А»

«7 января 1991 года сотрудники группы: заместитель начальника группы «А» подполковник Головатов М. В., начальник 4-го отделения майор Мирошниченко А. И. и старший оперуполномоченный 1-го отделения капитан Орехов И. В. находились в командировке в г. Вильнюсе для проведения рекогносцировки и других подготовительных мероприятий по планированию чекистско-войсковой операции с участием сотрудников группы «А».

11 января 1991 года, в 17 час. 30 мин., в соответствии с решением руководства КГБ СССР в подразделении была объявлена боевая тревога, и в 20 час. 00 мин. 65 сотрудников во главе с начальником 3-го отделения подполковником Чудесновым Е. Н. выехали в аэропорт Внуково. На двух самолетах (бортовые номера 65994 и 65998) в 21 час. 30 мин. сотрудники группы «А» вылетели в Вильнюс, прибыли туда в 23 час. 00 мин. (время московское, далее указано местное время).

В г. Вильнюсе группу сотрудников возглавил зам. начальника группы «А» подполковник Головатов М. В.

Активные сторонники независимости Литвы, участвовавшие в событиях января 1991 года, имели на руках вполне конкретное огнестрельное оружие

В соответствии с разработанным оперативным штабом КГБ Литвы и Прибалтийским военным округом МО СССР планом, исходя из складывающейся критической политической обстановки в республике, перед сотрудниками Министерства обороны и МВД СССР была поставлена задача по деблокированию ряда объектов, недопущению вывода их из строя сторонниками движения «Саюдис», прекращению вещания провокационных и подстрекательских теле- и радиопередач и взятию этих объектов под охрану ВВ МВД СССР.

Объектами были определены следующие государственные учреждения: объект № 1 — Комитет по радиовещанию и телевидению, объект № 2 — телевизионная приемопередающая вышка, объект № 3 — радиопередающий центр».

СЛОМАННЫЙ ЗАБОР

Вот уже несколько лет Общественная палата РФ уделяет пристальное внимание ситуации с российскими гражданами, которых коснулось литовское кривосудие. Проводятся слушания, действует рабочая группа, подготовившая ряд документов. Была проанализирована ситуация и выданы рекомендации.

В наметившемся повороте большую роль сыграл участник событий в Вильнюсе, командир Группы «А» КГБ-ГУО Михаил Головатов. Он один из тех, на кого ополчилась литовская Фемида. Однако предпринятая в 2011 году попытка его задержать в Австрии и депортировать в Вильнюс не увенчалась успехом.

Несмотря на европейский ордер, выписанный Литвой, Михаила Васильевича продержали меньше суток и отпустили в Россию. Вспомнились тогда крылатые слова Глеба Жеглова: «Дырку ты от бублика получишь, а не Шарапова!» А в Литве случился скандал, который по своим масштабам можно сравнить разве что с историей секретных тюрем ЦРУ.

Командир Группы «А» в 1991‑1992 годах Михаил Головатов

Пылая злобой и местью, 27 марта 2019 года окружной суд Вильнюса признал Михаила Головатова виновным… в «военных преступлениях и преступлениях против человечности». Коллегия из трех «роботов-исполнителей» заочно осудила его на двенадцать лет заключения.

Десять лет получил ветеран Группы «А» КГБ СССР полковник Евгений Чудеснов.

Вдумаемся, эти неправосудные приговоры были вынесены в отношении сотрудников Группы «А», которые не произвели в Вильнюсе ни одного выстрела!

В литовских застенках находится полковник запаса Юрий Мель, задержанный литовскими властями в марте 2014 года. Российский офицер, с честью защищавший мир и безопасность в постсоветском Таджикистане, обвинен в том же «преступлении против человечности». Однако в советской Литве Юрий Николаевич, тогда молодой офицер, никого не убил, не покалечил, а выполнил свой воинский долг и исполнил имевшийся приказ.

Юрия Меля осудили по законам страны, которой тогда не существовало, по статьям Уголовного кодекса, который был принят много позже января 1991 года — через двадцать лет. Если посмотреть материалы уголовного дела, то все, что можно было инкриминировать Мелю, — это сломанный забор.

Российские власти проявили поразительное слабоволие в этой ситуации. А «демократической Европе» плевать с высокой колокольни на творящийся произвол, равно как стадам записных правозащитников — у нас и за границей, которые занимаются только тем, что отрабатывают выделяемые им деньги. Людские судьбы, как таковые, им абсолютны безразличны.

И уж, конечно, никто не трогает двух главных виновников событий в Вильнюсе: Михаила Горбачёва, первого и последнего президента СССР, отдавшего санкцию на силовую акцию в Вильнюсе, и Витаутаса Ландсбергиса — главу «Саюдиса», устроившего со своими людьми эту кровавую провокацию, когда «свои стреляли по своим». Настоящий упырь в благообразном обличье.

В день очередной годовщины Вильнюсских событий в Общественной палате Российской Федерации, в Москве, собрались очевидцы, участники того, что происходило тогда в столице Литовской ССР.

Предлагаем материал, размещенный на сайте Общественной палаты РФ.

«МЫ НЕ ШТУРМОВАЛИ…»

«В Общественной палате РФ 13 января открылась фотовыставка «Тридцать лет со дня событий в Вильнюсе в январе 1991 года. Правда и вымысел» и прошла пресс-конференция участников столкновений между сторонниками независимости Литвы и военнослужащими ВС СССР, и деятелями Комитета национального спасения Литовской ССР.

«К сожалению, события в Вильнюсе за прошедшее время обросли огромным количеством исторической неправды, передергиванием фактов, искажением исторической действительности. Мы в Общественной палате считаем, что, прежде всего, это представляет угрозу национальной безопасности России», — заявил, открывая фотовыставку, первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Михаил Аничкин.

«Литва не скрывает своих намерений и отметает объективный материал, свидетельствующий о невинности наших соотечественников» (Михаил Аничкин)

Он напомнил, что Общественная палата РФ проводит последовательную работу по поддержке соотечественников — участников тех событий, которые подвергаются преследованию со стороны литовских властей. Задача фотовыставки, подчеркнул Михаил Аничкин, — подробно изложить факты и не допустить распространения исторической лжи.

О судьбе россиянина Юрия Меля, приговоренного в Литве к семи годам по делу о событиях в январе 1991 года, напомнил председатель Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, бывший посол РФ в Литве Александр Удальцов.

«Юрий Мель — настоящий патриот своей страны, который с достоинством переносит выпавшие на него невзгоды. Осталось два месяца до истечения срока его семилетнего заключения. 15 марта будет оглашен вердикт Вильнюсского окружного суда, и я надеюсь, что мы не станем свидетелями очередной провокации и сможем, наконец-то, увидеть его», — сказал он.

О недопустимости фабрикации исторических мифов и выстраивания юридических фикций высказался председатель Ассоциации юристов России Владимир Плигин, который особо отметил, что Юрия Меля судили не по законам, действовавшим в период тех событий, а принятым гораздо позже: «Обратная сила недопустима.

Недопустимо и то, что по делу Юрия Меля принимаются меры, чтобы по тому же делу принять еще одно судебное решение. Российская Федерация в соответствии с ч. 2 ст. 61 своей Конституции обязана поддерживать соотечественников за рубежом.

Держава может оцениваться как великая только в том случае, если она защищает каждого своего человека. Совместно с Общественной палатой нам удалось добиться освобождения ряда граждан России. И эта работа будет продолжена».

Михаил Аничкин задался вопросом, почему долгое время не было должной оценки, должного отпора действиям литовского правосудия: «Литва не скрывает своих намерений и отметает объективный материал, свидетельствующий о невинности наших соотечественников. Основная цель — нанести урон репутации нашей страны, нанести определенный ущерб ее политическому имиджу, морали».

По словам командира Группы «Альфа» в 1991-1992 гг. Михаила Головатова, единственной задачей структур, участвовавших в событиях января 1991 года, было восстановить в республике телерадиовещание и допустить в телецентр журналистов: «Это мы и сделали. Мы не штурмовали, а восстанавливали вещание и давали работать журналистам. Советский Союз просуществовал по 26 сентября 1991 года. Этот факт подтверждается всеми соглашениями, подписанными между Литвой и ЕС и США».

Генеральный прокурор Литовской ССР в 1991 году, адвокат, генерал-майор юстиции Антанас Пятраускас рассказал о том, как проходило расследование непосредственно после событий у телецентра. Уже в июле 1991 года были собраны материалы, подтверждающие, что военнослужащие не применяли оружие и не виноваты в гибели людей. Более того, показания свидетелей и направления раневых каналов погибших указывали на то, что стрельба велась с крыш, а у одного из погибших за пазухой взорвался взрывпакет.

Антанас Пятраускас убежден, что и эти жертвы, и эти события были запланированы: «На Верховном совете обсуждался вопрос, и некоторые потом говорили: нужна кровь, чтобы получить свободу. Кроме того, так была дискредитирована Советская армия».Вдумаемся, неправосудные приговоры были вынесены в отношении сотрудников Группы «А», которые не произвели в Вильнюсе ни одного выстрела!

Рассуждая о возможностях противодействия фальсификации истории, Михаил Аничкин напомнил, что благодаря участию общественников, экспертов в РФ были возбуждены уголовные дела против судей и прокуроров, которые вели это дело, а соответствующий запрос Следственного комитета РФ принял в исполнение Интерпол. Аничкина поддержал Владимир Плигин, который считает, что применение закона, написанного через десять лет после произошедших событий, искажает сам порядок применения права, его гуманитарный аспект.

«Когда говорят, что солдаты стреляли в гражданское население, это неправда, — рассказывает третий секретарь ЦК КП Литовской ССР в 1991 году Альгимайтис Науджюнас. — Я был на Верховном Совете перед началом действий по очистке Дома Советов и телецентра. Было ясно сказано маршалом Язовым, что дано разрешение на применение силы, но без применения силы по отношению к людям. И все было сделано без единого выстрела».

Вопиющим нарушением всех норм права называет дело участников событий января 1991 года в Вильнюсе президент фонда информационной поддержки и правовой помощи соотечественникам «Наши соотечественники», ветеран Группы «А», адвокат Владимир Деревнин.

Он рассказал, что в 2010 году в литовское законодательство было внесено изменение, переквалифицировавшее «воинские преступления», инкриминируемые гражданам России, Белоруссии, Украины, в преступления, не имеющие срока давности. Кроме того, Вильнюсский окружной суд вынес определение о привлечении к уголовной ответственности без права обжалования в вышестоящих инстанциях, а приговор был вынесен, в том числе в отношении лиц, которых уже нет в живых.

«Это противоречит не только всем нормам права, но и законодательству Литвы и Конституции Литовской республики», — утверждает он.

Завершая пресс-конференцию, Михаил Аничкин рассказал, что Общественная палата РФ присоединилась к обращению трех общественных организаций к президенту страны о награждении Юрия Меля Орденом Мужества, а также рассказал журналистам, что в настоящее время расширены компетенции рабочей группы по мониторингу ситуации и анализу материалов, связанных с событиями 13 января 1991 года в Вильнюсе.

«Основная задача — разработать комплексный алгоритм, чтобы все службы, общественность, исполнительные органы власти, внешнеполитические ведомства, имели определенную схему, как включиться в работу по защите соотечественников, которые попадают в непростые ситуации за рубежом», — пояснил он».

ИЗ СЕКРЕТНОГО ОТЧЁТА ГРУППЫ «А»

«После принятия инстанциями решения о проведении операции в ночь с 12 на 13 января был произведен боевой расчет сил и средств сотрудников группы «А», им в оперативное подчинение передавались силы 234-го полка 76-й Псковской воздушно-десантной дивизии МО СССР и сотрудники ОМОНа МВД Литвы.

Маршал СССР Дмитрий Язов: «Горбачёв человек неглупый. Он действительно был изменник в полном смысле этого слова. Его обработали хорошо в своё время Маргарет Тэтчер, Яковлев…»

В 23 часа 00 минут подполковником Головатовым М. В. проведен инструктаж сотрудников группы «А» по расстановке сил и средств, взаимодействию с военнослужащими СА и МВД Литвы, по организации и поддержке связи. Было обращено внимание на неприменение стрелкового оружия, недопущение жертв среди населения и определен порядок использования спецсредств».

«Оперативная обстановка характеризовалась следующим образом. Вокруг объектов несли круглосуточное дежурство толпы людей (в ночь на 13.01.91 г. доходившие до 5-6 тысяч человек), агрессивно настроенных и возбужденных постоянными заявлениями представителей «Саюдиса», дороги были блокированы грузовиками, автобусами и легковыми автомобилями. Здания теле- и радиоцентра, телевышки оказались подготовленными на случай попытки захвата, усилена охрана милиционерами города и сотрудниками службы безопасности «Скучиса», имеющими пистолеты и автоматическое оружие. В большом количестве были подготовлены камни, дубинки, «заточки», бутылки с бензином, приведены в готовность пожарные системы и брандспойты. Не исключено, что имели оружие и лица, окружавшие объекты».

«Лишь восемь сотрудников из группы подполковника Е. Н. Чудеснова проникли на 2-й этаж телецентра, прервали передачу из центральной аппаратной.

В помещении телевышки сотрудники столкнулись с организованным сопротивлением со стороны охраны «Скучиса». Охрана пустила в ход брандспойты с холодной водой, раздавались хлопки выстрелов. Двери и лестницы оказались забаррикадированными мебелью и различными устройствами.

Отступив на второй этаж, охрана включила противопожарную систему, и в помещение под давлением стал подаваться газ фреон.Против сотрудников были использованы дубинки, «заточки», тяжелые бытовые предметы. Все, кто был в здании телецентра, надели противогазы. На первом этаже обнаружены бутылки с бензином. Все лифты оказались отключенными.Всецело поддерживаем предложение о награждении полковника Юрия Меля орденом Мужества!

Общее руководство операцией осуществлял подполковник Головатов М. В.».

«После выполнения задания обе группы в 03 час. 30 мин. возвратились в расположение войсковой части 22238.

На обратном пути колонну обстреляли из автоматического оружия, один из БТРов пытались поджечь».

ОТ РЕДАКЦИИ «СПЕЦНАЗА РОССИИ»

Наша страна вошла в цикл подготовки к выборам в Государственную Думу РФ. Считаем необходимым направить обращения к руководителям основных политических сил по защите прав граждан России, которых преследует Литва в контексте событий января 1991-го. И, соответственно, в зависимости от полученных ответов, наполненных реальным содержанием, делать выводы относительно соответствия слов и дел.

Поддерживаем предложение о награждении полковника Юрия Меля орденом Мужества! 

 

Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:

Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha

Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/

Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz

Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/

Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586

Телеграм: https://t.me/specnazAlpha

Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

Оцените эту статью
8075 просмотров
1 комментарий
Рейтинг: 5

Читайте также:

Автор: НИКИТА ПАНИН
31 Января 2021
ВСАДНИК БЕЗ ГОЛОВЫ

ВСАДНИК БЕЗ ГОЛОВЫ

Написать комментарий:

Комментарии:

Владимир: Глаза предателя, "окна" душонки поганой,даже не зная человека,образ уже отталкивает. По плодам их, узнаете их. А по сотворённому вреду для СССР так никакие оправдания не прокатывают.
Оставлен 7 Марта 2021 14:03:31
Общественно-политическое издание