25 февраля 2021 19:50 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

ОПРОС

РЯД ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ ПРИЗВАЛИ ВЕРНУТЬ ПАМЯТНИК ДЗЕРЖИНСКОМУ НА ЛУБЯНСКУЮ ПЛОЩАДЬ, Ваше мнение, читатели?

АРХИВ НОМЕРОВ

Главная тема

Автор: МАТВЕЙ СОТНИКОВ
КРЕЩЕНСКАЯ КУПЕЛЬ

31 Января 2021
КРЕЩЕНСКАЯ КУПЕЛЬ
Фото: Иордан здесь и сейчас. При таком символическом отношении человек действительно приобщается тем самым евангельским иорданским водам

Крещение Господне, окунание в Иордань — проявление силы русского духа. В нынешней России это действо связано с возрождением и переосмыслением вековых традиций — что особенно важно в условиях нарастающего кризиса ветхого, ветшающего на глазах мира.

«МАРГИНАЛЬНАЯ» ТРАДИЦИЯ

Каждый раз перед Богоявлением раздаются голоса, которые с высоты своего высокомерия предаются осуждению «плебейскую» традицию окунаться в прорубь. Дескать, это язычество, суеверие. Молодецкая забава. «Народный аттракцион». А тут еще «ковид» и связанные с ним запретительные меры. Куда полезли! Сидите по домам. «Опасно для жизни!», — предупреждали рекрутированные врачи.

 Окунание Владимира Путина в прорубь вызывало дичайшую истерику «либерды» в интернете и социальных сетях

Направление задал глава ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). «В нынешней ситуации, когда свирепствует вирус, когда у многих людей организм ослаблен из-за перенесенной болезни, я бы никому из православных верующих не рекомендовал погружаться в прорубь», — заявил он в передаче «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24».

Тему развил соработник владыки Илариона, глава отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш). Будучи приглашен на прямой эфир радиостанции «Говорит Москва», сей радетель чистоты Православия рубанул: «Купание — это, в общем, обычай маргинальный. Купайся — не купайся, если ты веришь в Бога, значит, будь христианином — молись ему, ходи в храм, насколько возможно в условиях эпидемии, <…>, читай Евангелие, будь христианином в главных направлениях», — сказал Макарий.

По его мнению, если человек христианин, то он прекрасно обойдется и без крещенской проруби. Желание во что бы то ни стало окунуться в прорубь и «совершить что-то купательное» священник назвал суеверием. Вот как, оказывается!

Но всю эту либеральную «обедню» испортил президент Владимир Путин, который окунулся на морозе в прорубь, устроенную в его резиденции в Ново-Огарево. «Это его традиция. Традициям он не изменяет», — подчеркнул Дмитрий Песков.

Священнослужители освящают Иордань в посёлке Вырица Ленинградской области. Место служения преподобного Серафима Вырицкого. Январь 2021 года. Фото Дарьи Драй / ИА Regnum

В 2018 году глава государства на Крещение окунулся в прорубь на озере Селигер в монастыре Нило-Столобенская пустынь, что в Тверской области.

На следующий год президент тоже погружался в Иордань, однако неизвестно, где именно это происходило. Сообщалось только, что в Подмосковье. Без фотографий и видео. Приватным образом.

В 2020 году холодной зимы не было. И не было даже крещенских морозов. Соответственно, не было и окунания в прорубь. В центральной России, во всяком случае.

Незабываемые ощущения! Крещенские купания в Центральном парке культуры и отдыха имени П. П. Белоусова. Город-Герой Тула.  Фото Алексея Пирязева / Myslo.ru

А в 2021 году ударили настоящие Крещенские морозы, как это было всегда, и глава государства остался верен народной традиции, которую Макарий и ему подобные «ревнители» считают «маргинальной».

К слову, окунание Путина в прорубь вызывало дичайшую истерику «либерды» в интернете и социальных сетях. А скорбные на голову пытались опровергнуть сам факт произошедшего — все это, дескать, постановка, видео не того года и так далее.

ВОПРЕКИ ВСЕМУ

Православных не остановили ни морозы, ни ковид, ни противодействие чиновников. Хотя в ряде регионов страны погружение в специальные купели в водоемах решили отменить из-за пандемии. По данным МЧС, в 2021 году в России было открыто немногим более 2,5 тысяч мест для купания, в то время как в прошлом году их было как минимум на тысячу больше.

Складывается впечатление, что вопрос не в пандемии, а в чем-то ином. Иначе трудно объяснить разнобой в подходе к купаниям — в зависимости от регионов. А люди такое не забывают. Равно как вторжение в религиозную сферу. Особенно, если она является частью народной традиции.

В Крещенских купаниях на территории главного храма ВС России приняли участие более 2 тысяч человек. Несмотря на мороз, желающих было много. Фото Зураба Джавахадзе / «Известия»

В Красноярском крае запретили нырять в прорубь на Крещение под угрозой штрафов.

«Да кто ж остановит этих русских! — восклицал «МК-Красноярск». — Красноярцы, невзирая на запрет, окунались в Иордань в ночь на Крещение. Они рассказывали об этом на своих страницах в социальных сетях. Напомним, что в этом году из-за пандемии коронавируса не было официально разрешенных мест для крещенских купаний.

Об этом заявляла Красноярская Епархия РПЦ. Полиция обещала штрафовать непослушных красноярцев. Но это не возымело действия, и жители города окунались в воду, которая после наступления полуночи становится святой на всей земле».

В целом ряде регионов традиционные купания отменили вовсе и сократили число Иорданей. Так поступили в Камчатском, Хабаровском, Пермском, Приморском краях, Магаданской, Пензенской и Калининградской областях, а также Бурятии, Якутии и Адыгее.

Люди не смогли организованно окунуться в Ростове, Оренбурге, Иркутске, Петрозаводске…

Примечательно, что в ряде случаев это была инициатива местных епархий. Так, священнослужители Тольяттинской и Норильской епархий не стали освящать Иордани. Не благословили погружаться в купель и верующих Омской митрополии.

В Воронеже за несколько дней до Крещения представители МЧС, мэрии, епархии распространяли в СМИ и социальных сетях настоятельную просьбу к воронежцам отказаться от участия в Крещенских купаниях. Хотя места для этого были оборудованы, то есть прямого запрета не было.

На Волге, в Самаре, несмотря на сильный мороз, к проруби выстроилась очередь желающих окунуться. Январь 2021 года. Фото Романа Данилкина / «63.ру»

«В праздник Крещения, который для всех православных христиан наступил 19 января, томичи решились устроить купания. Даже несмотря на то, что из-за пандемии коронавируса официально было запрещено купаться во многих местах, — сообщает МК-Томск. — Прорубь по традиции была сделана на озере Боярском. Также импровизированная купель открылась в Северске.

Первопроходцами, как и каждый год, стали «Томские моржи». Позже к ним присоединились многие желающие. Организация отметила, что в этом году они не проводят крещенские купания. Но скрывать того, что на озере Боярском всегда есть очищенная прорубь с лестницей, тоже не могут. МЧС при этом не дежурило, как и врачи».

Несмотря на пандемию, власти Тюменской области благоразумно разрешили провести Крещенские праздники, продолжающиеся по традиции два дня — 18 и 19 января. И не только разрешили, но и помогли в их организации.

Всего в Тобольско-Тюменской и Ишимско-Аромашевской епархиях Русской Православной Церкви по данным приходов приняли участие в крещенских купаниях более 18.300 человек.

9 января более 2 тысяч человек приняли участие в крещенских купаниях на территории главного храма Вооруженных сил России. Среди них были военнослужащие гвардейской танковой армии ЗВО, жители и гости Московского края. Несмотря на мороз, желающих совершить омовение в ледяной воде было много.

Согласно официальным данным МЧС, участниками крещенских купаний в Московской области в 2021 году стали более 175 тысяч человек. В обеспечении безопасности купающихся было задействовано около 2.400 спасателей и 70 единиц техники.

Троекратное погружение. В купели на «Юбилейном» пляже воду освятил священник. В 2021 году на Спортивной набережной в яхт-клубе «Тихий океан» прорубь не была подготовлена. Фото с сайта NewsVL.ru

В прорубь окунулись 36 тысяч петербуржцев. В Северной столице было оборудовано восемнадцать мест для крещенских купаний. Возле купелей дежурили спасатели, полицейские и медики, все площадки подготовили с учетом мер безопасности. 175 спасателей и 21 единица техники. Нештатных ситуаций и происшествий не произошло.

Традиционные крещенские купания в проруби состоялись в Кронштадте. На смотровой площадке набережной Петровского парка оборудовали купель. После освящения воды верующие по очереди направлялись к Иордани.

Первыми окунулись курсанты военно-образовательных учреждений ВМФ. Всего более четырехсот человек. На набережной разместилась полевая кухня. Всех желающих угощали кашей и горячим чаем. Для моряков и жителей города выступили военные оркестры.

В крещенских купаниях в Тульской области, несмотря на крепкий мороз, приняли участие более 4700 человек. Для этого заранее были подготовлены 34 проруби и купели.

«Раньше выход к купели был организован по льду, но в этом году мы сделали его на деревянном настиле, — рассказал государственный инспектор ГИМС города Тулы Игорь Преображенский. — Это более безопасно и менее травмоопасно и для тех, кто купается, и для дежурящих сотрудников. Купели в этом году были расположены по-новому. Раньше люди выходили в сторону открытой воды, а сейчас — вдоль берега. Каждый год сюда приходят окунуться в среднем до 1500 человек».

И таких положительных примеров — множество!

«ТАИНСТВО СОПРИКОСНОВЕНИЯ СВЯТЫНЕ»

А теперь — внимание! Публикация от 19 января 2015 года под заголовком: «Патриарх Кирилл раскритиковал воспринимающих крещенские купания как предрассудки».

«Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рад, что все больше людей окунаются в купели в праздник Крещения и критикует тех, кто воспринимает это с озлоблением.

«Иногда бывает так, что наши злые мысли, дела, наша ненависть к людям ожесточает сердце настолько, что человек не способен воспринимать силу благодати, даже даруемую ему бесплатно, без всяких усилий с его стороны самим Богом. А иногда вместо умиления и радости — озлобление, борьба с религиозными предрассудками: «Что это такое? У нас что, народ с ума сошел? Еще детей тащат в купели! О здоровье бы позаботились!» — сказал патриарх в понедельник, в праздник Крещения, после литургии и чина освящения воды в Богоявленском соборе Москвы.

По его словам, такие люди не о здоровье заботятся, они «не могут душой своей принять благодать Божию».

«В последнее время все больше и больше людей в холодную крещенскую ночь идут на открытые водоемы, чтобы погрузиться в эти воды», — заявил предстоятель.

Как он отметил, сегодня очевидно, что те, кто окунулись в крещенскую купель, «не столько к традиции народной приобщились, не столько к обычаю предков, как к чему-то для них самих неведомому», и из этой купели многие стали выходить «другими, почувствовав силу Божественной благодати» (цитата по агентству «Интерфакс»).

Накануне Богоявления 2011 года Патриарх Кирилл также высказывался на эту тему: «Многие люди в течение суток с 18 на 19 января идут на естественные Иордани, на водоемы, где освящалась вода, чтобы с благоговением эту воду почерпнуть и даже окунуться в ней. Все больше и больше людей следует этому благочестивому обычаю. Но когда будете входить в иорданские воды, помните, что это не развлечение, не народный обычай, не часть нашего фольклора, но участие в таинстве соприкосновения святыне», — напомнил Святейший» (цитата по «Комсомольской правде» от 18 января 2011 года).

Так что все уже сказано. Любопытно узнать мнение хулителей крещенского купания, хулителей в рясах, чьи высказывания противоречат мнению главы Церкви. Или Патриарх Кирилл заблуждается, или эти господа.

А что касается оскорбления людей, следующих традициям, возрожденным в 1990-х годах, то это пусть останется на совести тех, кто позволяет себе высказываться в подобном роде.

«Я С ТОБОЙ, ГОСПОДИ!»

По преданию Православной Церкви, в день Богоявления (Крещения) Иисус Христос был крещен в реке Иордан. В этот день человечеству в виде Святой Троицы явился Бог — Отец Вседержитель гласом с неба, Иисус Христос стоял в водах Иордана, Дух Святой спустился на Крещаемого Иоанном Предтечей.

По окончании литургии в храмах совершается чин великого водоосвящения с чтением и пением торжественных молитв, в которых просят Господа прийти и наитием Святаго Духа освятить воду, чтобы она была во очищение, благословение и здравие всем, кто будет ее пить, мазаться и окропляться ею.

В купели окунулись и взрослые, и дети. Затон, единственная купель в Новосибирске в 2021 году. Фото Алёны Мартыновой / 

Затем совершается крестный ход на ближайший водоем (ход на Иордань), где священнослужитель совершает то же самое водоосвящение, что и в храме.

Христос вошел в воду реки Иордан, чтобы креститься. Да, у нас в это время не пляжный сезон. Но люди, несмотря ни на что, жаждут хотя бы таким внешним поступком показать, что они рядом с Христом. Это традиция. Как красить яйца на Пасху, идти в храм с березовыми ветками на Троицу.

Окунаясь в воду, христианин, как и в день своего собственного крещения, как бы вновь говорит: «Я с Тобой, Господи! верую!» — и просит у Бога благословения.

Многие из тех, для кого Крещенские купания уже стали многолетней традицией, говорят о неповторимых ощущениях и радости. Хотя, конечно же, причастие в этот праздник — это лучшее проявление любви к Богу.

«ТРИТЕ ЕГО СУКОНКОЙ, ДА ПОКРЕПЧЕ!»

У восточных славян был обычай, перешедший от скифов, окунать маленьких мальчиков для закаливания, приучения их к суровым будням воина.

Царь Иван Грозный в честь воинских традиций устраивал купания боярам, демонстрируя иностранным послам силу воли и духа русского человека.

Английский путешественник, дипломат и купец Энтони Дженкинсон описывает купание в прорубях при Иване Грозном. По свидетельствам иностранца, в обряде у самых стен Кремля принимал участие сам царь, его придворные и московская знать. Однако они не купались — их лишь окропляли освященной водой. Затем простой народ устремлялся в прорубь в огромном количестве.

Издавна по православной традиции повсеместно 19 января во льду замерзших рек вырубали полыньи в виде креста, называвшихся «Иорданью». К ним в больших городах и селениях с раннего утра совершался Крестный ход.

В основном, окунались в студеную воду те, кто «святошничал», колядовал и грешил на Святках, дабы очиститься от греховной скверны в освященной воде. На это указывали писатели Александр Куприн, Иван Шмелёв и Владимир Даль.

У Николая Лескова в произведении «Соборяне» есть строки, описывающие купание барыни. Автор удивляется факту купания после освящения воды. Следовательно, можно сделать вывод, что окунания в прорубь не были широко распространены в XIX веке. Хотя в Санкт-Петербурге в XVIII-XIX веках на водоосвящении Невы присутствовала царская чета, многочисленные военные, духовенство и несколько тысяч обычных горожан.

В XVIII веке крещенское купание в Петербурге было очень популярным. «Люди были абсолютно уверены, что купание в иордани исцелит их от всех болезней и принесет счастье в году, — объясняет краевед, доктор исторических наук Аркадий Васильев. — В иордань окунали даже маленьких детей в сильные морозы. Причем матери сами не купали новорожденных детей — это обязательно должен был сделать представитель церкви».

Накануне Крещения в Петербурге устраивали две купели — на набережной у Зимнего дворца и около Петропавловской крепости. Вокруг Иордани у Зимнего дворца выстраивали большой деревянный павильон. Его украшали позолотой и большими иконами, изображающими Христа, апостолов и Иоанна Крестителя. Над купелью размещали изображение Святого Духа.

«Сейчас даже некоторые священники выходят к иордани, накинув шубу или пуховик, — отмечает Аркадий Васильев. — А в то время даже государственные деятели не могли позволить себе в 20-градусный мороз надеть пальто или шинель, головной убор».

Известно, что император Александр I присутствовал на водоосвящении в одном лишь мундире, а императрица совершала крестный ход в 18-градусный мороз с одной лишь легкой вуалью на голове. Пример с императорской четы брали и обычные жители города.

После водоосвящения начинался церковный парад войск. Потом государь покидал Иордань и отправлялся обратно в резиденцию. С этого момента окунуться могли все желающие.

«На льду около иордани собиралось столько людей, что удивительно, как лед ни разу не проломился под ними, — рассказывает Аркадий Васильев. — Особенно торопились окунуться молодые люди и девушки, которые гадали на картах в святочные дни. Гадание считалось большим грехом, и молодежь хотела поскорее «смыть» его с себя. Некоторые, находясь в иордани, пили воду прямо из Невы».

Вода простодушно считались святой в течение трех дней. Люди окунались в Неву, приносили с собой разную тару, черпали воду и забирали ее домой.

В газете Петрозаводска от 10 января 1870 года сообщалось: «В праздник Крещения… был порядочный мороз. … Много охотников после водосвятия купались в иордани… Каждый год повторяются крещенские купания, несмотря ни на какой мороз, и обычай этот повсеместен в губернии. Наш народ так привык к этим своеобразным душам, что ему зимнее купание нипочем».

Замечательный писатель Иван Шмелёв (1873-1950) передает атмосферу церковно-народного праздника в Москве: «Впервые везут меня на ердань, смотреть. Потеплело, морозу только пятнадцать градусов. Мы с отцом едем на беговых, наши на выездных санях. С Каменного моста видно на снегу черную толпу, против Тайницкой Башни. Отец спрашивает — хороша ердань наша? Очень хороша. На расчищенном синеватом льду стоит на четырех столбиках, обвитых елкой, серебряная беседка под золотым крестом. Под ней — прорубленная во льду ердань. Отец сводит меня на лед и ставит на ледяную глыбу, чтобы получше видеть. Из-под кремлевской стены, розовато-седой с морозу, несут иконы, кресты, хоругви, и выходят серебряные священники, много-много.

Северная столица. Первыми окунулись жители Кронштадта. В историческом центре — только у Петропавловской крепости и на Аптекарской набережной. Фото Петра Ковалёва и Анатолия Мальцева / DP.RU

В солнышке все блестит — и ризы, и иконы, и золотые куличики архиереев — митры. Долго выходят из-под Кремля священники, светлой лентой, и голубые певчие. Валит за ними по сугробам великая черная толпа, поют молитвы, гудят из Кремля колокола. Не видно, что у ердани, только доносит пение да выкрик протодиакона. Говорят — «погружают крест!». Слышу знакомое — «Во Иорда-а-не… крещающуся Тебе, Господи-и…» и вдруг грохает из пушки. Отец кричит — «пушки, гляди, палят!» — и указывает на башню. Прыгают из зубцов черные клубы дыма, и из них молнии… и — ба-бах!.. И радостно, и страшно. Крестный ход уходит назад под стены. Стреляют долго.

Отец подводит меня к избушке, из которой идет дымок: это теплушка наша, совсем около ердани. И я вижу такое странное… бегут голые по соломке! Узнаю Горкина, с простынькой, Федю-бараночника, потом Павел Ермолаич, огородник, хромой старичок какой-то, и еще незнакомые… Отец тащит меня к ердани. Горкин, худой и желтый, как мученик, ребрышки все видать, прыгает со ступеньки в прорубь, выскакивает и окунается, и опять… а за ним еще, с уханьем Антон Кудрявый подбегает с лоскутным одеялом, другие плотники тащат Горкина из воды, Антон накрывает одеялом и рысью несет в теплушку, как куколку. «Окрестился, — весело говорит отец. — Трите его суконкой, да покрепче! — кричит он в окошечко теплушки…» («Лето Господне»).

ОСКУДЕНИЕ ВЕРЫ

В собрании очерков Куприна «Листригоны» (над ними писатель работал в 1907-1911 годах) о жизни балаклавских греков тоже есть описание Крещенского купания.

«Молодые рыбаки стояли каждый на носу своего баркаса, все полураздетые, наклоняясь вперед в нетерпеливом ожидании. Во второй раз пропел священник, и хор подхватил стройно и радостно «Во Иордане». Наконец, в третий раз поднялся крест над толпой и вдруг, брошенный рукой священника, полетел, описывая блестящую дугу в воздухе, и звонко упал в море.

Погрузиться в ледяную воду дано не каждому… Впрочем, не каждому нужно стремиться к этому, главное — желание, мотивация: ради чего? Санкт-Петербург. Фото Артёма Килькина / «КП»

В тот же момент со всех баркасов с плеском и криками ринулись в воду вниз головами десятки крепких, мускулистых тел. Прошло секунды три-четыре. Пустые лодки покачивались, кланяясь. Взбудораженная вода ходила взад и вперед… Потом одна за другой начали показываться над водою мотающиеся фыркающие головы, с волосами, падающими на глаза… Позднее других вынырнул с крестом в руке молодой Яни Липиади.

Веселые итальянцы не могли сохранить надлежащей серьезности при виде этого необыкновенного, освященного седой древностью, полуспортивного, полурелигиозного обряда. Они встретили победителя… дружными аплодисментами».

Однако в начале XX века крещенские купания, если не прекратились, то не имели прежнего размаха. Оскудение веры коснулось всех сторон жизни общества, в первую очередь — элиты и образованных слоев общества. Верхи и низы стремительно расходились в разные стороны.

В книге А. А. Коринфского «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа», опубликованной в начале XX века, сказано, что обычай купаться в праздник Крещения бытует в народе «с древних времен», и что особенно придерживаются его те, кто в Святки «рядился», облачался в личины, мазал лицо золой и в таком виде ходил колядовать. Считалось, что купание в проруби смывает скверну святочных непотребств.

Образованные круги, интеллигенция воротили нос от этого, как они считали, варварства и дикости. А сами при этом все дальше и дальше отдалялись от живой, сердечной Веры. «Когда ученики спросили Христа: кто больше всех в Царстве Небесном, то Он, поставив дитя посреди них, сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное…» (Евангелие от Матфея).

«Хождение на Иордань», но без окунания, было традицией императора Николая Александровича, включая годы первой русской революции и мировой войны. Впрочем, Царская семья и семья Великого князя Константина Константиновича, также истово верующая, были исключениями среди Романовых.

В настольной книге для церковных служителей отца Сергия Булгакова содержится прямое осуждение Крещенских купаний: «…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем» (1913 год).

На следующий год началась Мировая война. А затем две революции и гражданская бойня. Гибель Россiи. Но и в Советском Союзе традиция окунаться в прорубь на Крещение сохранялась. Хотя никаких «игрищ» давно уже не происходило, осталось главное — верность Христовой Церкви. То народное православие, которое, в итоге, сохранило Церковь в годы гонений.

Русские люди — русские по духу, а не по крови! — усматривают в Крещенском купании преодоление себя, испытание своего духа и тела, увеличение любви в душе. Челябинск. Фото Кирилла Садыкова / «КП»

По данным «опальной» переписи 1937 года, в СССР верующих среди лиц в возрасте шестнадцати лет и старше оказалось больше, чем неверующих: 55,3 млн. против 42,2 млн., или 56,7 % против 43,3 % от всех выразивших свое отношение к религии. В действительности верующих было, конечно, еще больше.

В эмиграции о Крещенских купаниях в проруби упоминает священник Николай Падерин: «Ежегодно в праздник Крещения Господня в Благовещенский храм устремлялось почти все православное население города. Отсюда в этот день после Божественной литургии на лед реки Сунгари выходил объединенный крестный ход пяти ближайших церквей для совершения там Великого водосвятия… Вот спускается с ледяной кафедры святитель и опускает святой Крест в прорубь реки Сунгари».

Он же: «Несколько в стороне, в специально изготовленной проруби, десятки людей молодых и пожилых опускаются в освященную воду с верой в ее укрепляющее и исцеляющее болезни действие. Этот день считался поистине общегородским праздником и свидетельством православного торжества Веры».

ЧИСТЫЕ ПОМЫСЛЫ

Как уже было сказано, к началу XX века Крещенские купания сократились по своему масштабу, чтобы в конце столетия, когда повсеместно началось возрождение Православия, принять широкий размах.

Возродили и обновили эту вековую традицию простые православные люди. Церковь поддержала их в этом. За исключением отдельных иерархов и священников, видевших в этом «пережитки язычества» и некий «русский экстрим».

Что касается попыток навести в деле Крещенского купания единообразие и порядок: «Это язычество!» или «Это исконное православие, только бесы святой воды боятся!», то они растут из одного корня — отсутствия свободного и осознанного отношения к жизни, из желания, чтобы раз и навсегда сказали, «как правильно». Нужно помогать людям обретать душевное здравие, особенно в условиях прогрессирующей виртуальной «реальности».

Кто окунулся просто «по традиции» или вообще впервые, без креста, а кто стоял рядом, переживая за своего любимого, родного человека. Челябинск. Фото Ильи Бархатова / «74.ру»

Иордань для православных — это то, что связывает его с тем самым Крещением Христа. Прорубь не просто как место обрядового моржевания, а окно в тот самый евангельский день. Иордан здесь и сейчас. При таком символическом отношении человек действительно приобщается тем самым евангельским иорданским водам.

Совершая «малый подвиг», окунаясь, человек думает о Боге, ради Него он это совершает. И тогда это окунание — форма приобщения благодати Духа Святого.

Христос дарует свободу и личный выбор. Когда человек, несмотря на крещенские морозы, погружается в купель, он стремится приобщиться к иному миру. Возможно, что в какой-то мере так воплощаются его мистические ожидания. А христианская мистика — это как раз то, что связано с миром духовным, горним.

Русские люди — русские по духу, а не по крови! — усматривают в Крещенском купании преодоление себя, испытание своего духа и тела, увеличение запасов любви в душе. Злой, ожесточенный человек после окунания в прорубь заболеет.

Да, погрузиться в ледяную воду дано не каждому… Впрочем, не каждому нужно стремиться к этому, тут главное — желание, мотивация: ради чего это делается? Главное — чтобы у человека были чистые помыслы и Вера.

«Но когда будете входить в иорданские воды, помните, что это не развлечение, не народный обычай, не часть нашего фольклора, но участие в таинстве соприкосновения святыне» (Патриарх Кирилл). Иордань в посёлке Тярлево Пушкинского района Санкт-Петербурга

А для кого-то это первый шаг к Богу. Кто окунулся просто «по традиции» или вообще впервые, без креста, или кто стоял рядом, переживая за своего любимого, родного человека. Как сказал апостол Павел: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!»

P. S.

На Крещение 2021 года окунулись в проруби руководители ветеранских организаций силовых структур, в их числе — Первый вице-президент Международной Ассоциации «Альфа» Владимир Березовец и президент Ассоциации Группы «Вымпел» Владимир Попов. 

 

Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:

Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha

Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/

Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz

Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/

Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586

Телеграм: https://t.me/specnazAlpha

Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

Оцените эту статью
3127 просмотров
1 комментарий
Рейтинг: 5

Написать комментарий:

Комментарии:

Александр: При всем уважении.Митрополит Илларион очень мудрый духовный наставник, сам в своё время много лет ходил в храм возле метро Третьяковская, всех скорбящих радости, он призывает подходить к этому мероприятию с большой ответственностью.Сам занимаюсь моржеванием с 2009 года, это не просто традиция, это состояние духа , к которому надо начинать готовиться летом, постоянно плавая в открытой воде, потом осенью , а зимой ты будешь готов погрузиться в прорубь.И все переболели в разной степени тяжести.Как это было , пошёл я 18, в 12,ночи к проруби на Белое озеро, умыться, ни что не предвещало беды, люди в лесу навстречу не попадались, к удивлению, прокрался к проруби , а в меня свет фар, машины полицейских и все говорят купаться нельзя,запрет.И прорубь накануне заморозили, не пускали , она и замёрзла.А это Москва Вао.И все даже водички не набрать.И во всем округе отменили купание, не пускали.Это личное впечатление, которым я делюсь.К сожалению закаливанием занимаются очень немногие.
Оставлен 14 Февраля 2021 02:02:38
Общественно-политическое издание