18 апреля 2024 08:35 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Наша Память

Автор: ПОЛИНА СЕРГЕЕВА
«ШАТУН»

30 Июня 2020
«ШАТУН»
Фото: «Максим никогда не унижал подчинённых, как это бывает в армии. И был очень справедливым. Наказывал всегда за дело. Например, за нарушение дисциплины»

ПАМЯТИ МАЙОРА МАКСИМА ШАТУНОВА

Одиннадцать лет назад в Чечне погиб майор Шатунов. Максим входил в группу сотрудников «Альфы», осуществлявших личную охрану главы республики Рамзана Кадырова. Они возвращались к месту расположения, когда в районе города Гудермес на трассе произошло лобовое столкновение…

За семь лет службы в «Альфе» Максим Юрьевич неоднократно выезжал в командировки на Северный Кавказ, где участвовал в специальных мероприятиях и выполнял сложные оперативно-боевые задания. Когда во время уничтожения подручного Шамиля Басаева, отвечавшего за вербовку смертниц для «Норд-Оста», был смертельно ранен Юрий Данилин (посмертно награжден Золотой Звездой Героя России), Максим вытащил его из дома…

Его личный вклад в обеспечение безопасности страны отмечен медалями Суворова (2007 г.), «За спасение погибавших» (2005 г.), «За отличие в специальных операциях» с изображением мечей (2005 г.), «За отличие в военной службе» III степени (2006 г.), нагрудным знаком ЦСН ФСБ России.

Посмертно майор Шатунов был награжден орденом Мужества.

«Парень был талантливый, а главное — влюблённый в подразделение и в то дело, за которое отдал свою жизнь. На таких офицерах строится наше подразделение»

По словам офицеров Управления «А» ЦСН ФСБ России, он еще при жизни заслуживал эту награду, потому что не раз проявлял отвагу и рисковал собой ради товарищей в решающих ситуациях. Но, к сожалению, награда нашла своего героя только после его гибели.

Публикуем воспоминания о нем жены Екатерины и его первого командира — полковника Александра Михайлова.

Ветеран Группы «А» Александр Михайлов:

— В один из летних дней мне позвонила секретарь подразделения и сказала, что есть хороший парень, курсант Московского ВОКУ, отличник, который очень хочет служить в Группе «А». Это было удивительно, потому что отличники, как правило, стремились попасть на службу либо в штаб, либо на какое-нибудь «теплое» место. Стало интересно — взял его данные и поехал в училище. Расспросил о нем у преподавателей, ротного офицера. И наконец, увидел Максима.

Мне сразу понравились его выправка, опрятность, дисциплинированность, четко поставленный командирский голос. Было понятно, что из него выйдет хороший офицер. Через месяц снова состоялась наша встреча. Но уже в нашем подразделении и в расширенном составе, чтобы руководители сами оценили кандидата, пообщавшись с ним. К этому моменту он уже неплохо сдал нормативы, которые требуются для поступления в подразделение. В ходе беседы мы стали задавать ему вопросы из разных областей военного дела и вообще о жизни. Он очень четко, грамотно отвечал, уверенно держался. И комиссия охарактеризовала его как эрудированного, грамотного и умного человека. По бронетехнике его «экзаменовали» Сергей Придиус и Александр Батанов — знатоки и специалисты этой дисциплины.

Екатерина Шатунова:

— Мы познакомились на студенческой дискотеке после игры КВН. Максим покорил меня своей настойчивостью. Он пригласил меня на танец, а получилось, что на всю жизнь.

Ветеран Группы «А» Александр Михайлов:

— В 2001 году вышел указ, согласно которому Министерство обороны не стало отдавать выпускников своих вузов в подразделения МВД, ФСБ и других ведомств. Так и получилось, что лейтенант Максим Шатунов уехал служить на Урал. Конечно, были письма, разговоры, просьбы, звонки — мы сами были заинтересованы, чтобы он служил у нас. Да и у него самого было огромное стремление и желание попасть и продолжить службу в подразделении. Максим звонил мне почти каждую неделю и интересовался о том, как идут дела с его переводом.

Екатерина Шатунова:

— Когда мы приехали на Урал, где находилось его первое место службы, конечно, первое время было тяжело и в финансовом плане, и в бытовом. Но это все ерунда, на самом деле. Главное — любимый человек был рядом.

Офицером Максим был очень ответственным. Постоянно самосовершенствовался, учился чему-то новому, потому что понимал важность знаний для того, чтобы грамотно руководить составом. Как только мы приехали в Елань, ему сразу дали взвод. Назначили взводным в первой показательной роте. Максиму очень хотелось научить солдат всему, что он знает, а он знал очень много. С ним, вчерашним курсантом, иногда даже советовались опытные офицеры, что уже является большим показателем.

Еще Максим никогда не унижал подчиненных, как это бывает в армии. И был очень справедливым. Наказывал всегда за дело. Например, за нарушение дисциплины. Однако наказания носили спортивный характер и никогда не были жестокими. Его очень уважали и любили в части. Мы с некоторыми его солдатами, еще с того первого взвода, до сих пор общаемся, дружим семьями.

Я даже знаю, что, когда он уже служил в «Альфе», то в одной из командировок случайно увидел в части солдат, которые были у него в учебке. Рассказывая про этот случай, он с воодушевлением сказал: «Представляешь, люди, которых я обучал, сказали, что мои советы спасли им жизнь в какой-то момент».

Ветеран Группы «А» Александр Михайлов:

— Через год после его выпуска мы добились того, чтобы Максим попал в «Альфу». Поначалу ему, лейтенанту-отличнику, привыкшему к жесткой военной дисциплине, было сложно понять наши взаимоотношения в подразделении. Да, у нас воинский коллектив, но не такой, как в кадровых частях, где, к примеру, командир роты бог и царь. У нас капитан, майор вместе с прапорщиком может на равных мыть машину, наводить порядок, заниматься уборкой и чистить оружие, потому что сегодня мы вместе делаем какие-то бытовые, хозяйственные вещи, а завтра также вместе всем коллективом оправляемся выполнять оперативно-боевые мероприятия или специальные задания.

Хочется отметить, что когда он начинал службу в «Альфе», то у него была неустойчивая стрельба и хромал рукопашный бой. Однако он приложил все усилия, чтобы это исправить в кратчайший срок. Уже через год он стал полнокровной боевой единицей второго отдела. А это, к слову, не каждому сразу удается. Обычно на это уходит два-три года службы в нашем подразделении. Я всегда говорил молодым сотрудникам: «Как вы будете относиться к своей работе: как зарекомендуете себя в спортзале, в тире, на тактико-специальной подготовке или тактических занятиях, так к вам и будут относиться».

Максим прекрасно себя показал. Он поставил себе задачу стать боевой единицей в любой боевой операции и добился своего. Он действительно пришел в подразделение по призванию, пришел работать на все сто процентов. И все свои огрехи в рукопашке или стрельбе Максим наверстывал в свободное от работы время: очень часто оставался после службы для тренировок, для повышения своего профессионального мастерства. А это еще раз доказывает, что он был очень напористым и целеустремленным.

Очень скрупулезно подходил ко всему: будь то разборка автомата или пистолета — разбирал все до самой мелкой детали; а при изучении специального оружия вникал до самой сути изучаемого предмета. Со дня создания подразделения у каждого сотрудника была так называемая рабочая тетрадь, в которую записывались те или иные данные, схемы, планы по штурму автобуса, самолета, здания и других объектов. С течением времени в эти тетради вносились коррективы, поправки, замечания. Так вот у Максима была одна из лучших рабочих тетрадей.

«Максим жил службой, жил Группой «А». Он действительно пришёл в подразделение по призванию, пришёл работать на все сто процентов»

Подчеркну еще одну положительную черту Максима — он умел доходчиво и грамотно преподавать и объяснять тот или иной предмет. Уже через два года ему доверяли проводить занятия по бронетехнике, в которой он отлично разбирался. Однако и сам продолжал совершенствоваться: поступил в Академию ФСБ, окончил курсы минно-подрывного дела и прошёл курсы медицинской подготовки.

Парень был талантливый, а главное — влюбленный в подразделение и в то дело, за которое отдал свою жизнь. На таких офицерах строится наше подразделение. Максим относился к работе так, как в 1970-х и 1980-х годах относились многие наши сотрудники. Он жил службой, жил Группой «А».

Екатерина Шатунова:

— Максим считал, что «Альфа» — это люди, которые в любой жизненной ситуации смогут помочь другим. Это настоящие воины. И он всегда стремился соответствовать этому идеалу, как бы пафосно это ни звучало.

 

Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:

Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha

Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/

Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz

Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/

Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586

Телеграм: https://t.me/specnazAlpha

Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

Оцените эту статью
15045 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 4.9

Читайте также:

Автор: СЕРГЕЙ ГОНЧАРОВ
30 Июня 2020
«ПОБЕДНАЯ СЛАВА ГОРЬКА И...

«ПОБЕДНАЯ СЛАВА ГОРЬКА И...

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание