19 апреля 2024 19:24 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Главная тема

Автор: НИКИТА ИЗВЕКОВ
КОНЕЦ ЛИБЕРАЛИЗМА

30 Июня 2019
КОНЕЦ ЛИБЕРАЛИЗМА
Фото: «Современная так называемая либеральная идея, она, по-моему, себя просто изжила окончательно» (Владимир Путин). Фото kremlin.ru

В преддверии саммита «Группы двадцати» в японском городе Осака Владимир Путин ответил на вопросы представителей газеты The Financial Times: редактора Лайонела Барбера и главы московского бюро Генри Фоя.

Высказанная в ходе этого интервью главой российского государства мысль о конце либерализма вызвала большие толки в стране и мире. Российские носители этих ценностей «выстроились в очередь» для разноречивых комментариев, а глава Европейского Союза Дональд Туск чуть ли не спал всю ночь, негодуя и перечитывая безжалостное утверждение российского лидера.

Между тем, у высказывания Путина был конкретный адресат, и он слова относительно краха либерализма услышал и воспринял. Этот адресат — президент США Дональд Трамп.

Хозяин Белого дома отметил, что столь бурно обсуждаемое высказывание демонстрирует суть политики Старого Света. Путин видит то, что происходит сейчас в Европейском Союзе и отдельных штатах Америки. В Штатах есть крупные города, которые управляются группами «невероятных» людей с откровенно либеральными взглядами. По словам Трампа, это Лос-Анджелес и Сан-Франциско — там традиционно управляет либеральное большинство, и городская обстановка остается неудовлетворительной.

«…Для нас тоже всё непросто, но мы делаем, хотя бы стараемся, работаем в этом направлении. Но эта либеральная идея предполагает, что вообще ничего не надо делать»

Относительно самой цитаты главы российского государства, то стоит не вырывать ее из общего контекста беседы, а ознакомиться полностью, чтобы самостоятельно сделать выводы — что конкретно сказал Владимир Путин.

Имеющий уши, да услышит.

Итак, фрагмент интервью с представителями газеты The Financial Times…

«В. Путин: Потом есть современная так называемая либеральная идея, она, по-моему, себя просто изжила окончательно. По некоторым ее элементам — наши западные партнеры признались, что некоторые ее элементы просто нереалистичны: мультикультурализм там и так далее. Вот когда началась проблема с миграцией, многие признали, что да, это, к сожалению, не работает, и надо бы вспомнить об интересах коренного населения.

Хотя понятно, нужно думать о тех людях, которые оказались в трудном положении, в трудной жизненной ситуации в силу различных политических причин в своей родной стране. Замечательно, но как же интересы своего собственного населения, когда речь идет уже не о двух, трех, десяти человеках, а речь идет о тысячах, о сотнях тысяч людей, которые прибывают в страны Западной Европы?

Л. Барбер: Ангела Меркель допустила ошибку?

В. Путин: Кардинальную ошибку. Вот сейчас можно того же Трампа критиковать сколько угодно за его желание построить стену между Мексикой и США. Может быть, это излишне, не знаю. Наверное, может быть, я не спорю. Но ведь что-то он должен делать с этим потоком мигрантов, с потоком наркотиков он что-то делать должен?

Никто же ничего не делает. Это плохо, это плохо, но скажите: что хорошо тогда? что надо делать? Никто же ничего не предлагает. Я сейчас не говорю, что нужна стена или нужно на 5 процентов ежегодно повышать тарифы в экономических отношениях с Мексикой, я так не утверждаю, но что-то надо [делать], и он хотя бы что-то ищет.

Я к чему веду? Люди, которые озабочены этим, рядовые граждане США, они, конечно, смотрят, говорят: вот молодец мужик, хоть что-то делает, хоть что-то предлагает, ищет решение.

А эта либеральная идея, сейчас не говорю о носителях этой идеи, но носители ничего не делают. Говорят, что так надо, так хорошо. А что хорошего? Им хорошо, они сидят в удобных кабинетах, а тем, кто сталкивается с этим напрямую каждый день в Техасе или во Флориде, — им не очень, у них свои проблемы будут возникать. О них кто подумает?

Так же и в Европе. Я со многими коллегами разговаривал на этот счет, но никто не говорит. Говорят, что нет, мы не можем более жесткую политику проводить потому-то и потому-то. Почему? Потому, не знаю почему. Закон такой. Ну поменяйте закон.

У нас ведь тоже немало проблем в этой сфере. У нас открытые границы с республиками бывшего Советского Союза, но они хотя бы все по-русски говорят, понимаете? И то мы сейчас предпринимаем определенные шаги, для того чтобы навести порядок в этой сфере, даже в России. Мы работаем в странах, откуда исходят эти мигранты, мы там русском языку начинаем учить и здесь работаем с ними. Где-то ужесточаем законодательство: если приехал в страну, пожалуйста, уважай законы страны, ее обычаи, культуру и так далее.

То есть для нас тоже все непросто, но мы делаем, хотя бы стараемся, работаем в этом направлении. Но эта либеральная идея предполагает, что вообще ничего не надо делать. Убивай, грабь, насилуй — тебе ничего, потому что ты мигрант, надо защищать твои права. Какие права? Нарушил — получи наказание за это.

Поэтому сама эта идея себя изжила, и она вступила в противоречие с интересами подавляющего большинства населения.

Потом традиционные ценности. Я не хочу никого обидеть, понимаете, нас и так делают гомофобами и так далее. А мы ничего не имеем против людей нетрадиционной сексуальной ориентации. Дай Бог здоровья, пусть живут так, как считают нужным. Но некоторые вещи для нас кажутся избыточными.

Что касается детей, напридумывали, я не знаю, там пять полов уже или шесть полов. Я даже не могу их воспроизвести, я не знаю, что это такое. Хотя пускай всем будет хорошо, мы ничего против никого не имеем. Но нельзя за этим забывать и культуру, и традиции, и традиционные устои семей, которыми живут миллионы людей коренного населения.

Л. Барбер: Это очень важно, то, что Вы говорите, конец либеральной идеи. Что еще Вы бы сказали? Определенно неконтролируемая эмиграция, открытые границы, определенная диверсификация как организующий принцип общества. Что еще, на Ваш взгляд, закончено в части, касающейся либеральной идеи? И если можно добавить, есть ли религия, то должна ли она играть важную роль в национальной культуре и сплоченности?

«Нужно дать возможность существовать и проявлять себя различным идеям и различным мнениям, но никогда не забывать всё‑таки про интересы основного населения, миллионов людей, чем они живут»

В. Путин: Она должна играть ту роль, которая сложилась на сегодняшний день. Ее [религию] нельзя выталкивать из этого культурного пространства. Нельзя злоупотреблять ничем.

Мы православный народ в России, и между православием и католическим миром всегда были проблемы. Но я именно поэтому сейчас скажу о католиках. Ну есть там проблемы? Есть. Но нельзя их выпячивать и с помощью этих проблем пытаться уничтожить саму Римскую католическую церковь — вот чего нельзя делать.

А мне кажется иногда, что отдельные элементы, отдельные проблемы в католической церкви начинают вот этими либеральными кругами использоваться как инструмент уничтожения самой Церкви. Вот что я считаю неправильным и опасным.

Ну хорошо, мы что, забыли, что мы все живем в мире, который основан на библейских ценностях? Даже атеисты, но мы все живем в этом мире. Можно об этом не вспоминать каждый день и не ходить в церковь, там лоб не бить об пол, показывая, какой ты христианин или мусульманин, или иудей, но в душе, в сердце должны быть какие-то основополагающие человеческие правила и моральные ценности. В этом смысле традиционные ценности стабильнее, важнее для миллионов людей, чем эта либеральная идея, которая, на мой взгляд, прекращает свое существование, действительно.

Л. Барбер: Религия не является опиумом народа?

В. Путин: Нет, не является.

Но я чувствую, что Вы далеки от религии, потому что уже без пятнадцати час ночи по московскому времени, а Вы все продолжаете меня мучить. Как у нас говорят, креста на Вас нет. (Смех.)

Л. Барбер: Это же история, я ждал очень долго этого интервью. У нас есть один последний вопрос.

В. Путин: Пожалуйста.

Г. Фой (как переведено): Господин Президент, я бы хотел поразмышлять над тем, что Вы только что сказали. Некоторые темы, которые Вы упомянули, они находят отклик и у господина Трампа, и в других группах в Европе, которые пришли к власти. Как Вы думаете, учитывая, что проходит время либеральной идеи, появляются ли в Европе союзники вот этой делиберализации?

В. Путин: Вы знаете, мне кажется, что не было же никогда чисто либеральных идей или чисто традиционных. Были, наверное, в истории человечества, но это все очень быстро заходит в тупик, когда нет многообразия. Все начинает сводиться к каким-то крайностям.

Нужно дать возможность существовать и проявлять себя различным идеям и различным мнениям, но никогда не забывать все-таки про интересы основного населения, миллионов людей, чем они живут. Вот этого нельзя забывать.

Тогда, мне кажется, мы избежим каких-то внутриполитических крупных потрясений и передряг. Это касается и либеральной идеи. Это не значит — она сейчас, как я считаю, перестает доминировать, — что ее нужно немедленно начать уничтожать. Надо относиться тоже с уважением и к этой точке зрения, к этим позициям.

Просто они не могут диктовать никому и ничего, что они пытаются делать последние десятилетия. Диктат же практически наступил везде: и в средствах массовой информации, и в реальной жизни. По некоторым вопросам считается неприличным рот открыть даже. А почему?

«Не хочу называть «бандой» людей, которые руководили Россией в 1990‑е, но они развалили социальную сферу, оборонку, армию, фактически началась гражданская война на Кавказе…»

Поэтому я не сторонник того, чтобы немедленно все заткнуть, завязать, закрыть, распустить, всех арестовать, разогнать. Нет, конечно. Либеральную идею тоже нельзя уничтожать, она имеет право на существование, и даже поддерживать нужно в чем-то. Но не надо считать, что она имеет право на абсолютное доминирование, вот о чём речь» (цитата по сайту kremlin.ru).

ИЗ ДОСЬЕ

Либерализм (от лат. liberalis — свободный) — философское и общественно-политическое течение, провозглашает права и свободы каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка.

Мы, в России, хорошо прочувствовали на себе радикальный либерализм, который, обслуживая олигархический режим, едва не угробил страну в «лихие девяностые».

Об этом президент Владимир Путин напомнил во время Прямой линии, когда сам выбрал и озвучил заданный ему вопрос: «Куда нас ведет банда патриотов из «Единой России»?» Глава государства отметил, что эта партия берет на себя ответственность за происходящее, пытается улучшить жизнь людей.

И далее продолжил: «Не хочу называть «бандой» людей, которые руководили Россией в 1990-е, но они развалили социальную сферу, оборонку, армию, фактически началась гражданская война на Кавказе, в результате Россия чуть не утратила суверенитет. Кто-то должен нести за это ответственность».

Остается добавить, что наглядным подтверждение путинских слов относительно заката либеральной практики является само появление в Белом доме Дональда Трампа. Не будь этого, и мистер Трамп никогда бы не стал во главе идейно, идеологически и ментально расколотого государства, заручившись, однако, необходимой для избрания поддержкой.

Кризис либерализма, о котором говорит Владимир Путин, и породил Трампа как симптом того, что произошло с Америкой после гибели главного идейного соперника и геополитического конкурента — Советского Союза.

Америка уже не будет прежней.

У нас этот кризис также имеет свое человеческое измерение, доставшееся еще со времен горбачёвской перестройки и Шоковых реформ имени Егора Гайдара. В настоящее время идеология радикального либерализма, взятая на вооружение многими чиновниками («что хочу, то и ворочу»), вступила в противоречие с интересами подавляющего большинства населения России.

 

Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:

Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha

Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/

Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz

Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/

Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586

Телеграм: https://t.me/specnazAlpha

Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

Оцените эту статью
5235 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 4.8

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание