07 декабря 2024 11:06 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Критика

Автор: ЮЛИЯ АНОСЕНКО
ДОНБАСС. ОКРАИНА

29 Апреля 2019
ДОНБАСС. ОКРАИНА
Фото: "Мои опасения были напрасны. Фильм, вопреки ожиданиям, оказался по-человечески пронзительным и правдивым"

«МАЛЕНЬКОЕ» КИНО О БОЛЬШОЙ ВОЙНЕ

Недавно я побывала на закрытом предпремьерном показе фильма в Культурном центре ФСБ России на Лубянке. На суд зрителей был представлен художественный фильм режиссера Рената Давлетьярова «Донбасс. Окраина».

Интересные впечатления, хочу вам сказать. Смотришь фильм, который еще несколько месяцев не появится в кинотеатрах страны, и имеешь возможность пообщаться с режиссером, снявшим этот фильм. Очень необычные ощущения!

Вопреки моим ожиданиям — по названию фильма я заключила, что он должен быть документальным, — фильм оказался художественным. Что сильно меня удивило. До сей поры, начиная с 2014 года, мы знакомились с событиями на Украине и наблюдали за войной на Донбассе благодаря документальному кино. Мне казалось, что сейчас еще рано снимать художественные фильмы об этой войне: все еще слишком свежо, не переосмыслилось, не улеглось, не осело. Мы еще не готовы. Слишком живо и больно.

Самый подходящий формат для нас, еще не привыкших к мысли о том, что на Украине идет самая настоящая война, как мне казалось, был найден режиссером Сергеем Урсуляком в его «Тихом Доне». Этот фильм, возвращая нас к событиям начала XX столетия, иносказательно обращал наше внимание на трагедию гражданской войны. Тогда в 2014-м мы еще не были готовы смотреть фильмы об этой «локальной» войне.

Реальная Марьинка на Донбассе. Десятки её жителей были убиты и ранены под обстрелами. Фото 2014 года

В своем предисловии к фильму режиссер Ренат Давлетьяров сказал именно об этом. О том, что такие фильмы не снимаются по горячим следам. Нужно дать время на переосмысление. И вот, спустя пять лет с начала войны на Донбассе, появилась эта кинолента… Как оказалось, теперь мы уже готовы смотреть фильмы об этой войне, которая продолжается, унося все новые и новые жертвы.

Предваряя показ, Давлетьяров также рассказал о том, что фильм уже представлял Россию на Римском Международном кинофестивале, который по праву считается одним из самых престижных в Европе, и собрал высокие зрительские оценки. По-своему высоко, но своеобразно оценили творческую работу режиссера даже украинские националисты. За эту работу Ренат включен в списки скандально-известного сайта «Миротворец».

Надо сказать, что, когда я шла на просмотр, то немного побаивалась в очередной раз повстречаться с пропагандистской машиной, где мне вновь предложат ознакомиться с основными позициями «нашей точки зрения на происходящее». И снова будет вот это вот все: здесь они, здесь мы; это «наши», это «враги»; все просто и понятно. Бей врага, спасай Россию!

Однако мои опасения были напрасны. Фильм, вопреки ожиданиям, оказался по-человечески пронзительным и правдивым.

Скажу прямо, меня удивила игра актеров. Ни одного громкого имени — по словам режиссера, с подбором актерского состава по известным причинам были проблемы. Гела Месхи, Анна Пескова, Евгений Михеев, Сергей Холмогоров. Пожалуй, только Евгения Малахова — единственная, кто оказался мне знаком. Она была мне знакома по роли Женьки Камельковой в новом фильме «А зори здесь тихие».

Тем не менее, на мой взгляд, актеры прекрасно справились с поставленной режиссером задачей, им удалось очень живо и правдоподобно сыграть свои роли. На протяжении всего фильма у меня не промелькнуло ни одной мысли о том, что это вообще была актерская игра.

Фильм оказался до боли правдив. И это неудивительно. Сценарий написан на основе реальных событий. Сценарист Алексей Тимошкин прожил около восьми месяцев на Донбассе в самом начале конфликта и изложил ровно то, чему сам был непосредственным свидетелем.

Сказанное подтвердила женщина, которая после окончания показа подошла к микрофону и поблагодарила режиссера за правдивость изложения событий. Рассказала, что она — учительница с Донбасса, была свидетелем подобных историй. И не могла сдержать слез — настолько живо и жизненно показано все в фильме.

Взгляд режиссера на войну мне близок и понятен. Я с ним согласна. Так и следует рассказывать о войне. Особенно тем, кто наблюдает за ней со стороны. В своем фильме он предлагает отойти в сторону от официальной позиции враждующих сторон и посмотреть на развернувшуюся трагедию, заставшую врасплох народы России и Украины, через призму человеческих судеб.

«Упоротая бандеровка», «сепары», «оккупант», «доблестный» полковник СБУ, «защитники» украинского суверенитета, «строитель» великого и светлого европейского будущего, а также «сепарские» старики и дети — все оказываются в одном котле войны, зажаты, спрессованы обстоятельствами, лишены возможности разбежаться к «своим». И каждый проявляет свою человеческую суть вне зависимости от того ярлыка-образа, в котором предстает перед нами. Не все так просто, как многим хотелось бы. Не все так однозначно. Давайте заглянем вглубь.

…Сюжет фильма разворачивается в небольшом поселке Марьинка где-то «на окраине Донбасса» — нейтральной территории, которая уже «ничья». Здесь были ополченцы, затем «Азов». Стороны разошлись, а люди остались — защемленные в клещах боевых действий, откуда так просто не вырваться. Действие длится всего одни сутки. Однако за день и ночь люди успевают пережить «маленькую» жизнь. Жизнь на войне. А кому-то не дано пережить и эти сутки.

Картина ставит перед зрителем много вопросов, главный из которых, на мой взгляд, — цена…. Цена убеждений, например. Как дорого стоит их отстоять? И стоят ли они того, если цена — человеческая жизнь? Чего вообще она, эта человеческая жизнь, стоит?

Для полноты ощущений не хватало разве что истошного вопля: «Немцы!» А в остальном она та самая война, зашитая у каждого русского человека в подсознании

— Только и слышишь сейчас: «Убит. Умерла», — почти безучастно говорит старая женщина, получившая тяжелое ранение при артобстреле.

Глядя на все это, думаешь: за что на самом деле стоит стоять насмерть? Какие ценности выше и дороже отдельно взятой человеческой жизни?

— Так он же «сепар», — с негодованием говорит украинский ВСУшник ополченцу, указывая на труп, у которого нужно забрать автомат, — у него же ленточка!

— Ленточка?! Вот такая?! — ополченец протягивает ему георгиевскую (гвардейскую) ленту — символ воинской доблести поколений русских и советских людей. И вот уже оба готовы сцепиться в смертельной схватке…

Странное ощущение нереальности происходящего и недоумения меня не покидало весь фильм. Как будто два времени, две разных эпохи пересеклись в одной точке пространства-времени. Вроде бы вот она современная, так знакомая нам, мирная жизнь: обычный поселок, улицы, дома, квартиры, красивая и ухоженная девушка в джинсах, симпатичные современные парни, самые современные сотовые телефоны у них в руках.

Только вот связи сотовой уже нет. Мирная жизнь здесь была. Вчера. А сегодня здесь — война!

Прямо та самая, настоящая, по книгам и фильмам до боли знакомая: с бомбежками и осколками, со страшными карателями, от которых нужно прятаться, чтобы выжить. С сырыми, холодными подвалами и мерцающим освещением; ранами, которые нечем лечить. Война… с людьми, которых нечем кормить и непонятно, как спасти и защитить от «своих».

Для полноты ощущений не хватало разве что истошного вопля: «Немцы!» А в остальном она та самая, зашитая у каждого русского человека в подсознании. Та война. Здесь. Рядом. Сейчас.

— Не греми ведрами, — два бойца, матерый мужчина-ополченец из местных и молодой парень-солдат из Харькова — пробираются за водой через пустынный вымерший поселок. — Не греми ведрами, я сказал!

«Господи! Да что ж он так гремит! Пристрелят же из-за дурака!» Мороз по коже. И нервы натянуты как струна. Страшно.

Странная и совершенно неожиданная развязка и концовка фильма… «Ага?! Дошло-таки до тебя?! Жаль, что так поздно»… Мирный немолодой мужчина в штатском оказывается полковником СБУ, стреляющим в спину одному из героев. И снова боль.

И снова все те чувства, которые всколыхнулись во мне, когда начались события на Украине, поднялись в сознании новым цунами. «Как, опять война? Этого не может быть!» — «Нацисты-каратели, кто?» — «Украинцы? Пытают? Убивают? Свои? Этого не может быть!» — «Гибнут дети и старики? И снова мы их не можем защитить? Этого не может быть!» — «Где? Здесь? На Украине? У нас? Этого не может быть!»

И да… Это может быть. Снова война. Здесь и сейчас, до сих пор. Рядом. Руку протяни. Окраина Донбасса.

Завершающие кадры.

Под звуки известной и любимой миллионами советской песни из фильма «Большая жизнь» (1939 год) камера медленно перемещает нас по разрушенному и обезлюдевшему поселку.

Спят курганы темные,

Солнцем опаленные,

И туманы белые

Ходят чередой…

Через рощи шумные

И поля зеленые

Вышел в степь донецкую

Парень молодой…

Черно-белые кадры. Здесь время застыло, и жизнь остановилась. Здесь идет война.

…После просмотра фильма зрители плотным кольцом окружили режиссера, чтобы поблагодарить и задать ему вопросы.

В ходе обсуждения главный редактор газеты «Спецназ России» Павел Евдокимов охарактеризовал картину как фильм-притчу о гражданской войне. И Давлетьяров разделил такое видение «Окраины».

Запомнилось, что на вопрос о том, почему фильм — неожиданно! — посвящен Станиславу Говорухину, Ренат ответил, что считает Станислава Сергеевича своим другом, наставником и учителем.

Ренат Давлетьяров был приглашён в 2018 году с фильмом на Римский Международный кинофестиваль. На фото с актрисой Евгенией Малаховой

Творческий путь Давлетьярова с самого начала тесно переплетен с именем этого великого режиссера. Еще в 1987 году Ренату довелось работать рабочим-постановщиком декораций на съемках фильма «Асса». А за три дня до смерти Говорухина у них состоялся разговор, и они договорились о показе нового фильма Станиславу Сергеевичу. Однако этим планам не суждено было сбыться…

Сам режиссер оценил свой фильм как «проукраинский», так как главным пострадавшим в этой схватке является простой украинский народ. То его большинство, составляющее Великую Русь. Как с ним не согласиться?

Мне, как и зрителям, хочется выразить свою глубокую сердечную благодарность режиссеру и всей команде, работавшей над фильмом, за проделанную работу. Фильм удался! Некоторые зрители благодарили режиссера со слезами на глазах — особенно те, кто пережил события на Донбассе и у кого своя Марьинка, своя окраина Донбасса. По-моему, это самая высокая оценка работы для любого режиссера. Что может быть красноречивее, чем сопереживающая задумчивость и искренние эмоции?..

Спасибо вам, Ренат! 

 

Захар Прилепин

— Вчера посмотрел фильм Рената Давлетьярова «Донбасс. Окраина». К фильму есть вопросы, много мелких вопросов, но как миф?— это любопытно. Есть несколько сильных кусков, несколько очень узнаваемых персонажей, и, самое важное, в Европе на фильм реагируют отлично. Так что не Лозницей единым (это у украинского режиссера тоже есть фильм «Донбасс»?— про звероподобных ополченцев).

У Рената — все люди, Ренат человечен, и это делает нам честь.

…Но вообще я не об этом.

Первые два фильма в России о Донбассе сняли Ренат Давлетьяров и Ленар Камалов.

Многонационалочка, все как я люблю.

Представители титульной нации в то время «левиафанили» потихоньку.

 

АНОСЕНКО Юлия Владимировна, основатель, директор и действующий специалист агентства IT4U Technologies. Специалист в сфере информационных технологий и бизнес-консультирования.

Управленец, окончила МАИ. Начинала свой профессиональный путь программистом в ФАПСИ (ФСО).

Принимала активное участие в военно-патриотической внутриведомственной работе. Награждена грамотой начальником Управления президентской связи Службы специальной связи и информации ФСО России Юрием Корневым.

 

 Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:

Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha

Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/

Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz

Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/

Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586

Телеграм: https://t.me/specnazAlpha

Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

 
Оцените эту статью
24465 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 5

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание