07 декабря 2024 00:05 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Критика

Автор: ПОЛИНА СЕРГЕЕВА
Т-34 «ЖАВОРОНОК»

31 Января 2019
Т-34 «ЖАВОРОНОК»
Фото: В боевом крещении главный герой со своим экипажем уничтожает почти всю роту фашистских танков

В первый день 2019 года в кинотеатрах страны состоялась премьера фильма Алексея Сидорова «Т-34». Один из показов прошел в Культурном центре ФСБ России на Лубянке. Только за 1 января кассовые сборы составили более ста миллионов рублей.

ЧТО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ

Впечатления о фильме разные: кто-то аплодировал стоя, а кто-то пожалел, что вообще отдал деньги за билет.

Попробуем разобраться. Стоит сразу отметить, что это не ремейк на фильм «Жаворонок» (1965 г.), как многие думают. Нет, это другая картина. Но они обе описывают одни и те же события, происходившие в тылу нацистов. В основу двух фильмов положена легенда о «сбежавшей» тридцатьчетверке.

В городе Ордруф был полигон, где фрицы испытывали новые противотанковые орудия (по другой информации, секретные испытания проводились на Куммерсдорфском полигоне). Настоящей проблемой для них была непробиваемая лобовая броня танка Т-34. Чтобы узнать ее секрет, они использовали трофейный танк в качестве живой мишени. Из узников концлагеря отобрали экипаж смерти.

Командиром экипажа нацисты назначили захваченного советского танкиста, капитана. Показали маршрут: пройти следовало под огнем артиллерийских орудий. Пообещали свободу, если смогут остаться в живых. Конечно, шансов выжить практически не было.

Съёмки шли три года. Главного героя Николая Ивушкина сыграл Александр Петров — медийное лицо, как сейчас принято говорить

Однако все пошло по другому сценарию. Пленные советские солдаты не стали подчиняться приказу немцев. Экипаж сразу свернул с заданного маршрута и на полной скорости стал разносить артиллерийские орудия. Фрицы, ожидавшие танк с другой стороны, не успели их развернуть, поэтому, сравняв технику с землей, тридцатьчетверка вырвалась за пределы полигона и понеслась по шоссе. Но далеко уйти не удалось — топлива в баке было немного.

Существует три версии развития дальнейших событий. По одной из них, узников избили и вернули обратно в концлагерь. По другой — расстреляли. Третья версия вышла в газете «Правда» 8 сентября 1963 года. В День танкиста была опубликована заметка Г. Миронова «Подвиг капитана». Автор, со слов майора запаса Александра Ушакова, описывает смерть танкиста немного иначе. Генерал Гудериан, который наблюдал за испытанием, до того рассвирепел, что разрядил в танкиста всю обойму пистолета со словами: «Ты лучший танкист из тех, которых я видел. Именно поэтому…»

Есть подтверждение этой истории и в мемуарах Николая Кирилловича Попеля, генерал-лейтенанта танковых войск. В частности, в книге «Впереди — Берлин!» читаем: «Еще на Сандомирском плацдарме мне довелось слышать рассказ раненого радиста. Это был наш радист, взятый немцами в плен и сумевший бежать от них. Его с двумя товарищами эсэсовцы привезли на Кунерсдорфский полигон и заставили участвовать в испытании танка на бронестойкость.

Я уже тогда докладывал об этом члену Военного совета. Перед испытанием председатель фашистской комиссии очень хвалил наш экипаж — так быстро и четко они выполняли все команды. Вот, мол, она, «рюс» смекалка! Обещал танкистам полную свободу, если останутся живы. Когда перед расстрелом люди сели в танк, командир погладил броню и приказал механику-водителю: «Слушать только мою команду!» И танк рванулся на третьей скорости прямо на наблюдательную вышку.

Артиллеристы не стреляли, чтоб своих начальников не побить: командир танка оказался и отважным, и умным человеком, все рассчитал. Набезобразничали они там, это он так говорил: «набезобразничали». Какие-то дураки эсэсовцы по тревоге на бронетранспортере прикатили — решили танк усмирять! Он их гусеницами с ходу подавил — снарядов-то не было.

Потом махнули бойцы на восток. Когда горючее кончилось, стали пешком по лесам пробираться. И командир, и механик-водитель в пути погибли, радист один живой дополз. Но тоже был ранен и, главное, истощен до крайности…

До сих пор совесть мучает: не довел это дело до конца! Мне пришлось тогда срочно лететь в окруженную группу Бабаджаняна. Когда вернулся, радист умер. В госпитале даже фамилию не успели записать. Но теперь нам уже точно известно, что для испытания танков на бронестойкость в движении гитлеровцы много раз использовали экипажи, составленные из наших военнопленных. <…> Я пытался что-нибудь выяснить у местных жителей.

Один старик, дряхлый и больной, его даже в фольксштурм не взяли, дал интересные показания. И жена его подтвердила. Будто бы в конце сорок третьего года с полигона вырвался танк, домчался до ближайшего лагеря, раздавил проходную будку, порвал проволоку, и много военнопленных тогда бежало: по всей округе гестаповцы с собаками рыскали.

Особенно местных людей поразило, что когда на пути танка оказались игравшие на мосту детишки, то их не раздавили, а прогнали с моста, хотя беглецам, разумеется, была дорога каждая секунда. Очень бесилось тогда начальство полигона, и куммерсдорфцы догадались, что это был, наверно, экипаж из русских пленных. Ходили слухи, что гестаповцы их все-таки поймали и расстреляли. Так косвенно подтверждается рассказ того радиста».

Однако сегодня многие историки высказывают сомнения по поводу подлинности этого подвига. Дело в том, что не найдено ни одного документа, подтверждающего как «побег» тридцатьчетверки, так и вообще существование подобных испытаний.

В 1964 году снова выходит статья, посвященная этому подвигу, в «Комсомольской правде». Появляется четвертая версия гибели экипажа. Тридцатьчетверку настигают нацисты: артиллерийскими расчетами «распинают» танк, а командира экипажа вешают на стволе Т-34. Так или иначе, если рассматривать эту историю как реальные события, важен сам факт побега от унизительной участи пленных, наличие огромной силы духа советских воинов. Вдохновившись подвигом, Никита Курихин и Леонид Менакер снимают фильм «Жаворонок», ставший шедевром советского кинематографа.

Тандем режиссеров возник не случайно. Леонида Менакера пригласили участвовать в съемках, чтобы он помог по работе с актерским составом. Дело в том, что Никита Курихин, фронтовик, не умел делать замечания или указывать на ошибки, он иногда даже побаивался актеров. Во всяком случае, такие слухи ходили на студии «Ленфильма». Но Никита Фёдорович был замечательным монтажером.

Поэтому Леонид Исаакович и Никита Фёдорович образовали творческий союз, картинами которого стали «Жаворонок» и «Не забудь: станция Луговая». К сожалению, мы не увидели больше их совместных работ. Никита Курихин погиб в автомобильной аварии.

Вообще, неудивительно, что «Жаворонок» не просто стал одной из самых популярных картин в Советском Союзе, но еще и номинировался на Каннском фестивале в 1965 году, а также переведен на многие языки. Дело в том, что его снимали фронтовики. Те, кто не понаслышке знал, что такое война и какой ценой досталась Победа.

Авторы фильма максимально точно воссоздали танковые бои. В съёмках принимали участие многие специалисты по истории бронетехники и военные историки

Режиссер фильма, стрелок-радист бомбардировочной авиации Никита Курихин, награжденный двумя орденами Красной Звезды (1944 и 1945 годы), медалями «За оборону Москвы» и «За оборону Сталинграда».

Сценарист Сергей Орлов был командиром взвода тяжелых танков КВ, он трижды горел в танке, получил тяжелые ожоги и ранения. За боевые заслуги был награжден орденом «Великой Отечественной войны 2-й степени», медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Пехотный капитан Михаил Дудин, соавтор сценария, воевал с 1939 года, сначала на Финской войне, потом на фронтах Великой Отечественной. С 1942 года военный корреспондент, работал в осажденном Ленинграде. О себе он позже написал такие строки:

Я воевал, и, знать, недаром

Война вошла в мои глаза.

Закат мне кажется пожаром,

Артподготовкою — гроза.

На взгорье спелая брусника

Горячей кровью налилась.

Поди, попробуй, улови-ка

И объясни мне эту связь.

СОВЕТСКИЙ «ЖАВОРОНОК»

Идея создания фильма «Жаворонок» принадлежит поэту Сергею Орлову. Из «Комсомольской правды» он узнал о подвиге танкистов и решил написать киносценарий. В соавторы пригласил своего друга, Михаила Дудина, с которым уже были написаны совместные поэмы на страницах «Ленинградской правды».

На встрече в редакции газеты «Кинонеделя Ленинграда» поэты рассказали, как работали над сценарием: «Нам стал известен только сам факт: танк «сбежал» с немецкого полигона. Остальное, конечно, пришлось домысливать: как сумели договориться между собой эти люди, что делали они за короткие 90 минут свободы, как встретили смерть <…> Самое удивительное, что этот факт запомнили и сохранили для истории сами немцы, потрясенные мужеством советских людей, для которых плен стал продолжением борьбы… Как поэты, мы стремились из этого факта извлечь поэтический смысл. Наши герои совершают подвиг, пройдя через ад нечеловеческих испытаний, которые не смогли их сломить… Мы писали сценарий не о войне. До тех пор, пока будет живо человечество, ему будет необходимо мужество. А война была для нас тем фоном, на котором виднее, как проявляет свою душу, свой характер Человек». Для них это был первый опыт в написании сценария. Никогда прежде не работая в этом жанре, им удалось сделать настоящий шедевр кинодраматургии.

Премьерный показ «Жаворонка» состоялся на XVIII международном Каннском фестивале и был приурочен к юбилею Победы в мае 1965 года. Режиссеры-постановщики, Никита Курихин и Леонид Менакер, говорили о своей картине так: «Для нас этот фильм современен своим философским конфликтом, столкновением двух точек зрения на жизнь. «Мы солдаты, чему научат, то и поем», — говорит один из героев фильма. «Ну, ты это брось! Я и с тебя ответа за Россию не снимаю», — отвечает второй. Эта мысль об ответственности каждого за судьбу своей страны утверждается всем художественным строем фильма».

Картина начинается со съемок памятников советским воинам, на фоне которых Майя Кристалинская поет песню на стихи Сергея Орлова «Его зарыли в шар земной». Эти строки он написал на фронте в 1944 году, оттого они особенно проникновенны:

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля —

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой…

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей…

Тогда же, в 44-м, он горел в танке, освобождая Новгород. Солдаты чудом спасли своего командира. Лицо было обезображено, поэтому он до конца жизни прятал свои шрамы, отращивая бороду.

Советский фильм «Жаворонок» 1964 года. В 1965‑м номинировался на Каннском фестивале


По фильму, испытания танка назначены на 22 июня 1942 года, поэтому побег из концлагеря становится делом чести. Это демонстрация фрицам силы русского духа.

Главных героев сыграли Вячеслав Гуренков (танкист Иван), Геннадий Юхтин (танкист Пётр), Валерий Погорельцев (молодой танкист Алексей), Валентинс Скулме (француз). Экипаж танка, вырвавшись на свободу, попадает в город, где на местной площади Победы равняет с землей памятник немцу-победителю.

Сильным моментом фильма был переезд танка поля, где работали русские женщины-остарбайтеры. Они увидели родной Т-34 и побежали за ним, что было психологически тяжело для экипажа. Остановиться и спасти их всех у них бы не получилось. Тем не менее, вера в Победу была возвращена этим женщинам, и отныне они по-другому смотрели на своих надсмотрщиков с хлыстами.

Один танк стал целой Армией. И в маленьких городах гитлеровского Рейха, которые экипаж успел проехать, русские воины показали нацистам, что будет в 1945-м.

Помимо впечатляющих эпизодов и психологических моментов в фильме есть и символические детали. К примеру — полевая ромашка. В самом начале картины нацист, отбирая экипаж смерти, теребит в руках ромашку, которую выдрал с корнем. Именно по ромашковому полю бегут женщины с нашивками ost. Далее француз из шапочки робы делает пилотку, а вместо звезды вставляет ромашку, символ русской природы.

Трагическим и ярким был финал. Танк мчится по дороге, а на нее упал маленький немецкий мальчик, который плачет и смотрит на Т-34. Иван выпрыгивает из машины. Он понимает, что это последний его подвиг, ведь был под прицелом, но, тем не менее, убирает мальчика с дороги. Советский солдат воин, а не убийца. Конечно, нацисты не оставляют его в живых… «Родина не забудет своих героев» — гласит надпись на памятнике.

У Никиты Курихина и Леонида Менакера получился настоящий фильм-мемориал всем погибшим в Великой Отечественной войне.

«Т-34». НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ

И вот спустя полвека появляется новая интерпретация тех событий. Фильм-посвящение всем танкистам, кто ковал для нас Победу. Алексей Сидоров, режиссер-постановщик и сценарист «Т-34», известен как создатель фильмов «Бригада» и «Бой с тенью». По его словам, он хотел увлечь молодежь историей Великой Отечественной войны.

Не стоит всё‑таки забывать, что фильм «Т-34» рассчитан на ту часть молодёжи, которая не знакома с советской военной киноклассикой

На показе в Музее Победы Алексей Леонидович так прокомментировал свою картину: «Дети должны понимать с самых первых дней, когда они вступают в мир, то, что нельзя предавать своих, нельзя предавать свою Родину, нужно стоять до конца и быть честным в том, что ты делаешь. Было желание, чтобы подростки, смотря этот фильм, вдруг задумались, а что было бы, если бы такая ситуация, не дай Бог, произошла сегодня? И как бы вели они себя, когда немец стоял бы в Химках? И когда ты начинаешь об этом думать, то понимаешь, насколько великие люди жили в то время и насколько великая страна отстояла свою свободу, свою Родину, свою землю».

Съемки шли три года. Главного героя Николая Ивушкина сыграл Александр Петров — медийное лицо, как сейчас принято говорить. Причем роли ему достаются в совершенно разных по жанрам фильмах: сериалы «Гоголь», «Полицейский с Рублевки», «Звоните ДиКаприо!», «Пока цветет папоротник», фильмы «Лёд», «Август. Восьмого» и другие картины.

Неожиданно было увидеть в роли героя, смелого танкиста-пулеметчика, Антона Богданова, больше известного по комедийным фильмам. В частности, славу ему принесли сериал «Реальные пацаны» и роль гопника Антона. Тем не менее, образ танкиста-героя ему удался.

Виктор Добронравов, актер с богатой фильмографией, сыграл белоруса мехвода Степана Савельевича Василенка. Самого старшего по возрасту из всех членов экипажа.

Роль Серафима Ионова досталась Юрию Борисову, известному по сериалу «Мотыльки». Он хорошо представил образ очень доброго, верующего солдата.

Авторы фильма максимально точно воссоздали танковые бои. Принимали участие в съемках многие специалисты по истории бронетехники и военные историки. Более того, в фильме мы видим настоящий боевой Т-34, подбитый во время войны. Вообще, огромное внимание уделялось точности использования той или иной техники в контексте времени.

Фильм начинается с боя за подмосковное село Нефёдово. Танковое сражение производит сильное впечатление, зритель погружается в атмосферу ноябрьских боев на подступах к столице. Кстати, сами съемки проходили в Калужской области, где художник-постановщик Константин Пахотин построил село. Эти дома будут разрушаться в бою, но, несмотря на это, художник старательно подобрал реквизит и создал для каждого строения свой уникальный стиль.

ЗАПИСКИ ПРИДИРЫ

Несмотря на огромную работу, проделанную съемочной группой, множество моментов содержат исторические неточности. Стоит также понимать, что сегодня большинство молодых людей воспринимает художественный фильм как исторический источник: если он «основан на реальных событиях», то кажется, что в действительности все было так, как показано на экране. Поэтому разберем картину с этих позиций.

Начнем с того, что сомнение вызывает высокое мастерство в бою под Москвой главного героя. По сюжету это младший лейтенант Николай, прибывший после командирских курсов. «Фронт не бачит», — характеризует его один из членов экипажа танка. Тем не менее в боевом крещении он кладет почти всю роту фашистских танков, причем одним выстрелом подбил сразу два танка. Чуть позже его все-таки ранит штандартенфюрер СС Клаус Ягер. Так он оказывается в плену и отправляется в концлагерь.

А потом начинается красивая история на фоне событий Великой Отечественной войны. Нацисты наивные и глупые, иногда даже добрые: штандартенфюрер СС может запросто в своем личном кабинете выпить рюмку коньяка с узником концлагеря. Причем этому узнику (главному герою) с 1941-го по 1944 год удавалось бежать семь раз! И все нипочем.

Фрицы могут дать пленным трофейный танк Т-34, заранее не проверив его на наличие оставшихся боеприпасов. Могут оставить экипаж смерти на полигоне совсем одних, без охраны. Даже разрешают поговорить друг с другом, не удосужившись перевести и узнать, о чем разговор. А они, между прочим, открыто обсуждали план побега. Не верится как-то в такую наивность нацистов.

В этом заключается проблема современного военного кинематографа. Перестали показывать психологию, философию, убеждения нацистов. Перестали говорить об ужасе нацизма, об их отношении к военнопленным, гражданскому населению. Но смягчение событий Великой Отечественной войны, замалчивание реальных фактов могут привести к необратимым последствиям. В дальнейшем это может вылиться в обеление, оправдание фрицев, как случилось в Прибалтике и на Украине. Общество перестанет понимать, насколько катастрофична «коричневая чума», за что и с кем сражались наши деды и прадеды.

Неправдоподобным представляется и тот факт, что девушка-остарбайтер Аня Ярцева (ее сыграла Ирина Старшенбаум), занимая должность переводчицы, помогала нашим танкистам и украла для них карту из кабинета Ягера. Дело в том, что это административная должность, то есть туда брали не просто так. Эти люди переставали быть рабочей силой или прислугой и становились пособниками нацистов. Как правило, таковыми были идейные противники советской власти. В фильме же, наоборот, на должности переводчицы обычная советская девушка-патриотка. Правда, зритель так и не узнает ее историю, как и почему она попала в лагерь и в его администрацию.

Не обошлось и без любовной канвы. Конечно, Коля Ивушкин влюбляется в Аню, и экипаж танка спасает ее из концлагеря. Все бы ничего, только не могла советская девушка после непродолжительного знакомства так запросто заночевать с главным героем. Это скорее в духе картин о современности.

Коля Ивушкин, который находится в лагере с 1941‑го года, сразу узнаёт новейший танк. И весь экипаж его без особого труда быстро осваивает и показывает пируэты начальству концлагеря

Странное впечатление произвел момент с передачей трофейного танка экипажу смерти. Коля Ивушкин, который находится в лагере с 1941-го года, сразу узнает в нем новейший танк 85-го калибра. И весь экипаж, несмотря на достаточно большие отличия в управлении от предыдущей тридцатьчетверки, без особого труда быстро осваивает его и показывает пируэты начальству концлагеря.

Интересный ответ прозвучал от Василенка на благодарность командира: «Служу трудовому народу!» Но так говорили до 1937 года. На время начала войны уже была введена привычная многим уставная фраза «Служу Советскому Союзу!» Что за этим стоит? Желание показать время службы Степана Савельевича или нежелание героя служить стране? Неоднозначно получилось.

Финал картины тоже вызывает сомнения. Согласитесь, вряд ли человек, который пробыл в концлагере три года, подал бы руку эсэсовцу.

Но исторические факты в картине тоже были. Те проблемы, которые существовали в Красной Армии на период начала войны, показаны: нехватка людей, приказ стоять насмерть, имея один танк против роты немецких.

В плане отношения фрицев к русским показали такой эпизод: Аня Ярцева пришла на остановку, чтобы дождаться «сбежавший» танк. Немецкие женщины стали брезгливо коситься и отодвигаться. Она для них была унтерменшем, то есть недочеловеком.

К этой же теме можно отнести другой эпизод. Открыв кабинет дубликатом ключей, Ярцева достала из ящика карту. Но, услышав, как кто-то направляется в кабинет, оголила плечи и легла в постель, притворившись спящей. Незакрытая дверь насторожила эсэсовца, он побежал к столу проверить документы, но увидел Аню. Осознание того, что Ягер, немецкий герой, обладатель рыцарского креста, делит постель с неарийкой, вызвало в нем отвращение.

Расовые законы в нацистской Германии соблюдались достаточно строго. Половые отношения между представителями арийской и неарийской рас строго преследовались и не одобрялись обществом. За это преступление можно было попасть в концлагерь. И реакция немца была правдоподобной.

Но не стоит забывать, что фильм рассчитан на подростков, то есть на тех, кто «не в теме». Получилась красивая история на фоне войны. Однако школьникам постарались передать образ непобедимого русского солдата. Зрелищными танковыми баталиями стремились вызвать интерес к истории Великой Отечественной войны. И если после просмотра фильма хотя бы один юноша или одна девушка расспросит родителей о воевавших родственниках, откроет ссылку по запросу «Битва за Москву», а может, увлечется чтением военной прозы, то картину можно и нужно считать успешной. Она достигла своей цели.

P. S.

Недавно Лаос передал России тридцать танков «Т-34-85». Эшелон преодолел путь по железной дороге через всю страну и прибыл в подмосковный город Наро-Фоминск. Зачем нужны эти танки и в чем их значимость, рассказал главный редактор газеты «Спецназ России», советник президента Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Павел Евдокимов:

— Посмотрел репортаж по ЦТ и решил оформить свои мысли в пост. Дело нужное, дело важное — что тут говорить! Но русофобы, тролли и просто недоумки как с цепи сорвались. Что, впрочем, лишний раз подтверждает значение этой акции. К сожалению, не обошлось и без восторженных благоглупостей отдельных чиновников, журналистов и активистов, которые порой несли ахинею.

Премьера фильма в СССР на киноэкранах состоялась 1 мая 1965 года, на ЦТ — в августе того же года

У зрителей и читателей могло сложиться (и складывалось) впечатление, что эти тридцать боевых машин участвовали в сражениях на полях Великой Отечественной войны.

Нет, конечно! Это машины марки Т-34-85 начала 1950-х годов произведены в Чехословакии.

До недавнего времени Лаос оставался одной из немногих стран, где Т-34-85 оставались на вооружении, однако для России их главная ценность, естественно, не боевая, а именно военно-историческая.

На основании указаний Министра обороны РФ и начальника Генерального штаба принято решение о создании батальона Т-34, который будет дислоцироваться в Городе воинской славы Наро-Фоминске.

Военнослужащие будут переучены для вождения Т-34. Ну а сами танки будут использоваться на парадах и в съемках исторических фильмов — и это, несомненно, здорово!

Так что, если оставить за скобками глупости и неточности в комментариях, то на наших глазах произошло знаковое, знаменательное событие. При Ельцине и тех, кто ностальгирует по его «лихим» временам, такого не произошло бы в принципе.

Жаль, что гордость Победы, изготовленная в Чехословакии, была сохранена в таком масштабе в далеком Лаосе… В отличие от многих советских танков Т-34, пущенных в 1990-х на металлолом.

И еще: «эшелон танков Победы» нужно было вести под двумя, а не одним знаменем — под красным и нынешним российским триколором. Так, как это принято при открытии военных парадов на Красной площади в Москве, начинающихся с торжественного прохождения знаменной группы с красным стягом Победы. 

 

СЕРГЕЕВА Полина Дмитриевна, выпускница Свердловской средней общеобразовательной школы имени офицера «Альфы» Михаила Марченко Щёлковского района Подмосковья (2015 г.). «Золотая» медалистка.

Режиссер документального фильма «Герой антитеррора», посвященного М.П. Марченко. Спецкор газеты «Спецназ России». Студентка Московского государственного областного университета (бывший МОПИ имени Н.К. Крупской).

 

Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:

Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha

Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/

Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz

Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/

Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586

Телеграм: https://t.me/specnazAlpha

Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

 

Оцените эту статью
25680 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 4.7

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание