29 марта 2024 18:30 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

История

Автор: МАТВЕЙ СОТНИКОВ
КАЗНЬ РОМАНОВЫХ

30 Июня 2018
КАЗНЬ РОМАНОВЫХ
Фото: Следственный комитет России повторно исследует все обстоятельства убийства последнего российского императора Николая II и членов его семьи

Сто лет назад, летом восемнадцатого года, ставшего началом гражданской войны в распавшейся Российской империи, большевиками и левыми эсерами были казнены царская семья и представители Дома Романовых — под Екатеринбургом, в Алапаевске и Перми.

Расстрел царской семьи был осуществлен в полуподвальном помещении дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года во исполнение постановления исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, возглавлявшегося большевиками.

Вместе с царской семьей были расстреляны и члены ее свиты.

Большинство современных историков сходятся во мнении, что принципиальное решение о расстреле Николая II было принято в Москве. При этом обычно указывают на вождя партии большевиков, председателя Совета народных комиссаров (СНК) Владимира Ульянова-Ленина и руководителя советского государства — Председателя Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК), члена ЦК РКП (б) Якова Свердлова. Впрочем, единства на этот счет среди историков нет. Равно как была ли дана санкция на расстрел всей царской семьи или только императора и его супруги.

Мужской монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме. Место, куда после расстрела первоначально были сброшены тела казнённых Романовых

Вечером 16 июля, за несколько дней до сдачи города белым, в здании уральской ЧК, располагавшейся в Американской гостинице города Екатеринбурга, заседал в неполном составе областной Совет.

«Когда я вошел, присутствующие решали, что делать с бывшим царем Николаем II Романовым и его семьей, — вспоминал в декабре 1963 года участник расстрела царской семьи М. А. Медведев (Кудрин). — Сообщение о поездке в Москву к Я. М. Свердлову делал Филипп Голощекин. Санкции Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета на расстрел семьи Романовых Голощекину получить не удалось. Свердлов советовался с В. И. Лениным, который высказывался за привоз царской семьи в Москву и открытый суд над Николаем II и его женой Александрой Федоровной…»

Он же: «Не имея санкции ВЦИКа на расстрел, мы не могли ничего сказать в ответ, а позиция оттягивания без объяснения причин еще больше озлобляла рабочих. Дальше откладывать решение участи Романовых в военной обстановке означало еще глубже подрывать доверие народа к нашей партии. Поэтому решить наконец участь царской семьи в Екатеринбурге, Перми и Алапаевске (там жили братья царя) собралась именно большевистская часть областного Совета Урала. От нашего решения практически зависело, поведем ли мы рабочих на оборону города Екатеринбурга или поведут их анархисты и левые эсеры. Третьего пути не было.

Обсудив все обстоятельства, мы принимаем решение: этой же ночью нанести два удара: ликвидировать две монархические подпольные офицерские организации, могущие нанести удар в спину частям, обороняющим город (на эту операцию выделяется чекист Исай Родзинский), и уничтожить царскую семью Романовых.

Яков Юровский предлагает сделать снисхождение для мальчика.

— Какого? Наследника? Я — против! — возражаю я.

— Да нет, Михаил, кухонного мальчика Леню Седнева нужно увести. Поваренка-то за что… Он играл с Алексеем.

— А остальная прислуга?

— Мы с самого начала предлагали им покинуть Романовых. Часть ушла, а те, кто остался, заявили, что желают разделить участь монарха. Пусть и разделяют…

Постановили: спасти жизнь только Лене Седневу. Затем стали думать, кого выделить на ликвидацию Романовых от Уральской областной Чрезвычайной комиссии…» (Воспоминания Медведева хранятся в российском Центре хранения и изучения документов новейшей истории).

ПОСЛЕ КАЗНИ

Из шифротелеграммы председателя исполкома Уральского областного совета А. Г. Белобородова в Москву, 17 июля 1918 года: «Кремль. Секретарю Совнаркома Горбунову. С обратной проверкой.

Передайте Свердлову, что все семейство постигла та же участь, что и главу.

Официально семья погибнет при эвакуации».

Из протокола заседания Президиума ВЦИК, 18 июля 1918 года.

«Слушали: Сообщение об расстреле Николая Романова. (Телеграмма из Екатеринбурга.)

Постановили: По обсуждении принимается следующая резолюция: ВЦИК, в лице своего президиума, признает решение Уральского областного Совета правильным. Поручить тт. Свердлову, Сосновскому и Аванесову составить соответствующее извещение для печати. Опубликовать об имеющихся в ЦИК документах (дневник, письма и т. п.) бывшего царя Николая Романова. Поручить тов. Свердлову составить особую комиссию для разбора этих бумаг и их публикации».

В 1975 году Политбюро ЦК КПСС приняло секретное постановление о сносе дома Ипатьева, что было выполнено в сентябре 1977 года. Фото конца 1920‑х годов

На следующий день после казни газета «Известия» сообщила: «18-го июля состоялось первое заседание Президиума Ц. И. К. 5-го созыва. Председательствовал тов. Свердлов. Присутствовали члены Президиума: Аванесов, Сосновский, Теодорович, Владимирский, Максимов, Смидович, Розенгольц, Митрофанов и Розинь.

Председатель тов. Свердлов оглашает только что полученное по прямому проводу сообщение от Областного Уральского Совета о расстреле бывшего царя Николая Романова.

В последние дни столице Красного Урала Екатеринбургу серьезно угрожала опасность приближения чехословацких банд. В то же время был раскрыт новый заговор контрреволюционеров, имевший целью вырвать из рук Советской власти коронованного палача. Ввиду этого Президиум Уральского Областного Совета постановил расстрелять Николая Романова, что и было приведено в исполнение 16-го июля.

Жена и сын Николая Романова отправлены в надежное место. Документы о раскрытом заговоре высланы в Москву со специальным курьером.

Сделав это сообщение, тов. Свердлов напоминает историю перевода Николая Романова из Тобольска в Екатеринбург после раскрытия такой же организации белогвардейцев, подготавливавшей побег Николая Романова. В последнее время предполагалось предать бывшего царя суду за все его преступления против народа, и только события последнего времени помешали осуществлению этого.

Президиум Ц. И. К., обсудив все обстоятельства, заставившие Уральский Областной Совет принять решение о расстреле Николая Романова, постановил:

Всероссийский Ц. И. К., в лице своего Президиума, признает решение Уральского Областного Совета правильным».

МНЕНИЕ ЮРИСТОВ И ИСТОРИКОВ

Среди юристов и историков нет единства по поводу того, был ли расстрел санкционирован высшим советским руководством. Эксперт-криминалист Ю. Жук считает не подлежащим сомнению фактом то, что исполком Уральского областного Совета действовал в соответствии с инструкциями первых лиц советского государства.

Напротив, старший следователь по особо важным делам Владимир Соловьёв, который с 1993 года вел расследование, в своих интервью утверждал: расстрел Николая II и его семьи проводился без санкции Ленина и Свердлова.

Великий князь Михаил Александрович. Казнён близ Перми в июне 1918 года

Видный советский и российский историк Г. З. Иоффе согласен с мнением белогвардейского следователя Николая Соколова, который писал: «И екатеринбургское, и алапаевское убийство — продукт одной воли одних лиц».

До решения Президиума Верховного суда России от 1 октября 2008 года считалось, что Уральский областной Совет не являлся судебным или иным органом, который имел полномочия выносить приговор. Поэтому произошедшее долгое время рассматривалось с юридической точки зрения не как политические репрессии, а как убийство, что препятствовало посмертной реабилитации.

1 октября 2008 года Президиум Верховного Суда России признал Николая II и его семью жертвами политических репрессий и реабилитировал их.

Что касается места расстрела, то в доме Ипатьева в 1927-1932 годах располагался музей Революции, затем — конторы, относившиеся к разным ведомствам.

В 1975 году Политбюро ЦК КПСС приняло секретное постановление о сносе дома, что было выполнено первым секретарем Свердловского обкома КПСС Борисом Ельциным в сентябре 1977 года.

В 2003 году на месте, где ранее располагался дом, был построен Храм на Крови.

РАССТРЕЛ В АЛАПАЕВСКЕ И ПЕРМИ

О том, что предшествовало расстрелу, вспоминал уже упомянутый чекист Михаил Медведев (Кудрин): «…Выбрали комнату в нижнем этаже рядом с кладовой, всего одно зарешеченное окно в сторону Вознесенского переулка (второе от угла дома), обычные полосатые обои, сводчатый потолок, тусклая электролампочка под потолком. Решаем поставить во дворе снаружи дома (двор образован внешним дополнительным забором со стороны проспекта и переулка) грузовик и перед расстрелом завести мотор, чтобы шумом заглушить выстрелы в комнате. Юровский уже предупредил наружную охрану, чтобы не беспокоилась, если услышат выстрелы внутри дома; затем раздали наганы латышам внутренней охраны, — мы сочли разумным привлечь их к операции, чтобы не расстреливать одних членов семьи Романовых на глазах у других. Трое латышей отказались участвовать в расстреле. Начальник охраны Павел Спиридонович Медведев вернул их наганы в комендантскую комнату. В отряде осталось семь человек латышей.

Далеко за полночь Яков Михайлович проходит в комнаты доктора Боткина и царя, просит одеться, умыться и быть готовыми к спуску в полуподвальное укрытие. Примерно с час Романовы приводят себя в порядок после сна, наконец — около трех часов ночи — они готовы. Юровский предлагает нам взять оставшиеся пять наганов… Оставшийся револьвер берет сначала Юровский (у него в кобуре десятизарядный маузер), но затем отдает его Ермакову, и тот затыкает себе за пояс третий наган. Все мы невольно улыбаемся, глядя на его воинственный вид…»

Первым же из Романовых летом 1918 года был казнен Великий князь Михаил Александрович. Он и его секретарь Брайан Джонсон были убиты в Перми, где они отбывали ссылку.

Согласно имеющимся свидетельствам, в ночь с 12 на 13 июня 1918 года в гостиницу, где жил Михаил, явились несколько вооруженных людей, которые вывезли Михаила Александровича и Брайана Джонсона в лес и застрелили. Останки убитых до сих пор не обнаружены.

Убийство было представлено как похищение Михаила Александровича его сторонниками или тайный побег, что было использовано властями в качестве предлога для ужесточения режима содержания всех сосланных Романовых: царской семьи в Екатеринбурге и великих князей в Алапаевске и Вологде.

В. И. Ульянов-Ленин и Я. М. Свердлов на открытии мемориальной доски «Павшим за мир и братство народов». Москва. 7 ноября 1918 года

В 2009 году Михаил Александрович и лица его окружения были реабилитированы решением Генеральной прокуратуры РФ.

Почти одновременно с расстрелом царской семьи было совершено убийство великих князей, находившихся в городе Алапаевске, в 140 километрах от Екатеринбурга. В ночь на 5 (18) июля 1918 года арестованные были вывезены к заброшенной шахте в 12 км от города и сброшены в нее.

В 3 часа 15 минут утра исполком Алапаевского Совета телеграфировал в Екатеринбург, что князья были якобы похищены неизвестной бандой, совершившей налет на школу, где они содержались.

В тот же день председатель Уралоблсовета Белобородов передал Свердлову (в Москву) и Зиновьеву и Урицкому (в Петроград): «Алапаевский Исполком сообщил [о] нападении утром восемнадцатого неизвестной банды [на] помещение, где содержались под стражей бывшие великие князья Игорь Константинович, Константин Константинович, Сергей Михайлович и Полей [Палей]. Несмотря [на] сопротивление стражи, князья похищены. Есть жертвы с обеих сторон поиски ведутся».

Почерк убийства был похож на екатеринбургский. В обоих случаях жертв сбрасывали в заброшенную шахту в лесу, также в обоих случаях предпринимались попытки обрушить эту шахту гранатами.

Вместе с тем алапаевское убийство отличалось значительно большей жестокостью: жертвы, за исключением оказавшего сопротивление и застреленного великого князя Сергея Михайловича, были сброшены в шахту, предположительно, после нанесения ударов тупым предметом по голове. Затем шахту забросали гранатами, завалили жердями, бревнами и присыпали землёй.

Когда тела были извлечены, то оказалось, что некоторые жертвы жили и после падения. При этом рана князя Иоанна, упавшего на уступ шахты возле великой княгини Елизаветы Фёдоровны, была перевязана частью ее апостольника. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв.

8 июня 2009 года Генеральная прокуратура России посмертно реабилитировала всех убитых под Алапаевском.

УТВЕРЖДЕНИЕ ЛЬВА ТРОЦКОГО

В середине 1930-х годов в дневнике «демона революции» Льва Троцкого, высланного из страны, появляются записи о событиях, связанных с расстрелом царской семьи.

По словам Троцкого, он еще в июне 1918 года предлагал Политбюро РКП (б) все-таки организовать показательный процесс над свергнутым царем, причем Троцкого интересовало широкое пропагандистское освещение этого процесса.

Однако его предложение не встретило большого энтузиазма, так как все большевистские лидеры, включая и самого Троцкого, были слишком загружены текущими делами. С восстанием чехов физическое выживание большевизма оказалось под вопросом, и организовать в подобных условиях суд над царем было бы затруднительно.

В дневнике Троцкий утверждал, что решение о расстреле было принято В. И. Ульяновым-Лениным и Я. М. Свердловым: «Белая печать когда-то очень горячо дебатировала вопрос, по чьему решению была предана казни царская семья… Либералы склонялись, как будто, к тому, что уральский исполком, отрезанный от Москвы, действовал самостоятельно. Это не верно. Постановление вынесено было в Москве. (…) Следующий мой приезд в Москву выпал уже после падения Екатеринбурга. В разговоре со Свердловым я спросил мимоходом:

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, настоятельница Марфо-Мариинской обители. Казнена под Алапаевском в июле 1918 года

— Да, а где царь?

— Кончено, — ответил он, — расстрелян.

— А семья где?

— И семья с ним.

— Все? — спросил я, по-видимому, с оттенком удивления.

— Все, — ответил Свердлов, — а что?

Он ждал моей реакции. Я ничего не ответил.

— А кто решал? — спросил я.

— Мы здесь решали. Ильич считал, что нельзя оставлять нам им живого знамени, особенно в нынешних трудных условиях».

(Запись в дневнике Троцкого от 9 апреля 1935 года).

СУДЬБА ОРГАНИЗАТОРОВ РАССТРЕЛА

Члены Президиума Уральского областного Совета.

Александр Белобородов — член Екатеринбургского комитета РСДРП (б). В 1927 году был исключен из ВКП (б) за участие в троцкистской оппозиции, в мае 1930-го восстановлен, в 1936 году вновь исключен. В августе 1936 года арестован, 8 февраля 1938 года Военной коллегией Верховного суда СССР приговорен к расстрелу, на следующий день расстрелян. В 1958 году реабилитирован.

Филипп Голощёкин (Ицикович) — военный комиссар Екатеринбурга, член Екатеринбургского комитета РСДРП (б). В 1925-1933 годах — секретарь Казахского краевого комитета ВКП (б). Осенью 1939 года был арестован, а 28 октября 1941 года расстрелян. Реабилитирован в 1961 году.

Борис Дидковский — заместитель председателя Уралсовета. 3 августа 1937 года приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к расстрелу как активный участник антисоветской террористической организации правых на Урале. Расстрелян. В 1956 году был реабилитирован. В честь Дидковского названа горная вершина на Урале.

Георгий Сафаров — член Президиума Уральского областного комитета РКП (б), редактор газеты «Уральский Рабочий». В 1927 году на XV съезде ВКП (б) исключен из партии «как активный участник троцкистской оппозиции», выслан в город Ачинск. После заявления о разрыве с оппозиционерами по решению ЦК ВКП (б) восстановлен в партии. В 1930-е годы вновь был исключен из партии, неоднократно арестовывался. В 1942 году расстрелян.

Николай Толмачёв — в 1919 году в бою с войсками генерала Юденича близ Луги сражался, находясь в окружении; чтобы не попасть в плен, застрелился. Похоронен на Марсовом поле в Петрограде.

Входившие в состав Уральского Совета левые эсеры Хотимский и Сакович остались в Екатеринбурге при приходе белых и были расстреляны.

Посол Советской России в Польше Пётр Войков (летом восемнадцатого — член Уралсовета) был убит 7 июня 1927 года в Варшаве белоэмигрантом Борисом Ковердой. Торжественно похоронен у Кремлёвской стены. В честь Войкова названа станция метрополитена «Войковская» в Москве (была открыта в 1964 году) и ряд улиц в городах Советского Союза.

ЦЕРКОВНОЕ ПОЧИТАНИЕ

19 октября (1 ноября) 1981 года император Николай и его семья были канонизированы Русской Зарубежной Церковью (РПЦЗ), тогда не имевшей церковного общения с Московским Патриархатом в СССР.

Решение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 14 августа 2000 года: «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских царскую семью: императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию» (их память — 4 июля по юлианскому календарю).

Русская Православная Церковь за границей канонизировала всех убитых под Алапаевском (кроме Фёдора Ремеза) в лике мучеников.

Русская Православная Церковь (МП) причислила к лику святых только двух из них — великую княгиню Елизавету Фёдоровну и инокиню Варвару (в лике преподобномучеников).

Члены президиума Уральского областного Совета Н. Г. Толмачёв, А. Г. Белобородов, Г. И. Сафаров, Ф. И. Голощёкин, 1918 год

В число лиц, убитых под Алапаевском, входят:

великая княгиня Елизавета Фёдоровна — основательница и настоятельница Марфо-Мариинской обители сестер милосердия на Ордынке (Москва). Родная сестра императрицы, немка по крови;

великий князь Сергей Михайлович;

князь императорской крови Иоанн Константинович;

князь императорской крови Константин Константинович (младший);

князь императорской крови Игорь Константинович;

князь Владимир Павлович Палей (сын великого князя Павла Александровича от его морганатического брака с Ольгой Пистолькорс);

Фёдор Семёнович (Михайлович) Ремез, управляющий делами великого князя Сергея Михайловича;

сестра Марфо-Мариинской обители Варвара (Яковлева), келейница Елизаветы Фёдоровны.

В сентябре 2000 года урочище Ганину Яму — место расстрела царской семьи — посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Патриарх Алексий II и благословил создание на этом месте храма и монастыря.17 июля 2018 года 100 тысяч паломников во главе с Патриархом Кириллом прошли крестным ходом от Храма на Крови (на месте бывшего дома Ипатьева) до Ганиной Ямы

В настоящее время Монастырь Святых Царственных Страстотерпцев состоит из семи деревянных храмов, по числу погибших членов царской семьи. На его территории также установлены три памятника: императору Николаю II, императрице Александре Фёдоровне и их детям.

Монастырь, называемый также «Царским монастырем» и «Царской обителью», стал главным, после Храма на Крови в Екатеринбурге, центром православного почитания царской семьи.

 

 

Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:

Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha

Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/

Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz

Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/

Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586

Телеграм: https://t.me/specnazAlpha

Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

 
Оцените эту статью
7318 просмотров
1 комментарий
Рейтинг: 4.8

Написать комментарий:

Комментарии:

Сергей Саханский: Неправда!!! Не большинство историко склоняются к версии, что санкция на расстрел была дана в Москве. Это антисоветские и либеральные историки об этом говорят.

Последние исследования опровергают эту версию, хотя и не дают однозначного ответа.
Оставлен 15 Августа 2018 15:08:23
Общественно-политическое издание