26 сентября 2018 13:51 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

ОПРОС

Чем для Вас являются события «горячей осени» 1993 года в Москве?

АРХИВ НОМЕРОВ

Критика

Автор: АННА ШИРЯЕВА
ЛИКВИДАЦИЯ ЗЛА

31 Мая 2018
ЛИКВИДАЦИЯ ЗЛА
Фото: Шамиль Басаев (слева) с боевиками и заложниками в больнице Будённовска. Фото Владимира Машанина /AFP

Шамиль Басаев, «террорист номер № 1». В середине 1990-х его имя знал весь мир. Однако нынешнее подрастающее поколение о нем не знает практически ничего. Виной тому — государство, которое до последнего времени не считало военно-патриотическое воспитание молодежи одной из основ безопасности страны.

Проведите опрос среди нынешних учащихся школ — что они знают о теракте в Будённовске, и кто его осуществил? Ответ будет обескураживающий, хотя и вполне закономерный.

Да, у школьников на слуху трагедия Беслана, но далеко не все помнят, что за ней стоял Шамиль Басаев. А трагедия небольшого городка Будённовска и вовсе остается вне поля их зрения… Потому что об этом, в отличие от Беслана, не рассказывают — за исключением Ставрополья и тех учебных заведений, где руководители и педагоги-энтузиасты уделяют пристальное внимание героике отечественного спецназа и теме борьбы с терроризмом.

Образ Шамиля Басаева на экране воплотил талантливый грозненский актер Аюб Цингиев (справа)

Все «лихие девяностые» военно-патриотическим воспитанием занимались только ветеранские организации легендарных спецподразделений — «Альфы», «Вымпела» и «Витязя», а также многие неравнодушные люди по всей России. Честь им и хвала за это! Да что там говорить, если само понятие «патриот» являлось в те времена бранным, ругательным.

В последние же годы, особенно с 2014-го («возвращения Крыма в родную гавань»), наметились очевидные положительные подвижки… Одним из свидетельств этой тенденции стал выход на экраны остросюжетного боевика о спецоперации ФСБ по ликвидации в 2006 году Шамиля Басаева.

ПЕРЕЙДЯ РУБЕЖ

Создатели картины — режиссер Александр Аравин и продюсер Карен Шахназаров — консультировались с сотрудниками ФСБ, принимавшими участие в той операции.

Александр Аравин когда-то ярко начал свою карьеру фильмом «Письма в прошлую жизнь», герой которого после взрыва в метро остался жив, но никто об этом не знал, так что у него появился шанс начать все сначала. Теперь он снял триллер, использовав весь ресурс «Мосфильма».

Игорь Петренко в роли Егора, сотрудника ФСБ

Фильм начинается со сцены убийства Шамилем Базгаевым (такая фамилия у террориста в фильме) пленного русского солдата. А второго пленника — офицера ФСБ Егора (Игорь Петренко) — спасает местный житель, который хочет обменять его на своих родных.

После возвращения из плена Егор сначала собирается уйти в отставку, однако все же принимает нелегкое решение остаться на службе, чтобы выполнить самое тяжелое задание в своей жизни — поймать и ликвидировать Базгаева.

В фильме показана напряженная работа сотрудников госбезопасности на Северном Кавказе. В процессе поисков террориста они узнают, что Базгаев планирует очередной крупный теракт: сбить самолет президента России во время саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге.

В логове бандитов подготовка идет полным ходом, уже оплачены и ждут своей отправки из Грузии комплексы ПЗРК. Оперативникам удается получить поддержку от местного жителя и доверенного лица Базгаева Исы, которого сыграл Дмитрий Парастаев. Он — Заслуженный артист Южной и Северной Осетии, блистательный актер Юго-Осетинского Государственного драмтеатра имени Коста Хетагурова, депутат парламента РЮО. Выпускник Щепкинского театрального училища.

— Мой персонаж, конечно же, не герой — он, скорее, раскаявшийся преступник. Иса сгорблен ранениями и болезнью. Параллельно он работает — у него овощная база, он воспитывает дочурок, хочет дожить жизнь до старости, но у него не остается сил, ни физических, ни моральных. Иса и Шамиль перешли рубеж, рубеж вседозволенности, посягнув на символ святости — детей. Они переступили ту грань, за которой уже нет обратного пути — это беззащитные дети Беслана. И после трагических событий 2004 года с Исой происходит большой надлом, он все больше и больше отторгается от того, во что свято верил и в чем разочарован…

Именно в переломный психологический момент, в период разочарования в своих идеалах и в способах борьбы за них на него выходит герой Игоря Петренко — фээсбэшник Егор. Егор убеждает Ису в утопическом характере выбранного пути. В фильме эта встреча и случившаяся беседа — один из ключевых моментов, после которого Иса все же решается избавиться от Базгаева… Однако судьба обоих предрешена — выжить в этом аду и вырваться Иса уже не может. Фильм заканчивается тем, что он взрывает всю группировку во главе с Шамилем и погибает сам.

Шамиль Басаев с главарями арабских наёмников в Чечне  (все трое уничтожены)

К слову, до этого в активе югоосетинского актера была работа в сериалах «Солдаты» и «Тайная стража».

«НЕ ПОВТОРЯТЬ СТАРЫХ ОШИБОК»

По мнению непредвзятых экспертов, авторам фильма удалось показать спецоперацию максимально правдиво, реалистично, без нелепых преувеличений и украшательств.

Одна из сильнейших сторон картины — это, безусловно, игра северокавказских актеров, неизвестных до этого широкому российскому зрителю, и абсолютно незаслуженно. Созданные ими образы заслуживают высокой оценки!

— Так уж сложилось, что северокавказские актеры не были так востребованы в нашем кино, как грузины и армяне, — говорит Карен Шахназаров. — И теперь они стали для меня открытием. Там столько харизматичных и темпераментных актеров! На Северном Кавказе появилась целая школа.

Образ Шамиля Басаева на экране воплотил талантливый грозненский актер Аюб Цингиев, ставший в свои тридцать два года Заслуженным артистом Чеченской Республики.

— В 2017 году во время гастролей в Москве я был приглашен кастинг-директором «Мосфильма» на кинопробы на главную отрицательную роль в будущем фильме «Решение о ликвидации», — рассказывает Аюб Цингиев в интервью «Спецназу России». — После второй пробы меня утвердили на роль Шамиля, и это стало моей первой масштабной работой в кино. Насколько правдиво мне удалось воплотить этот сложный образ на экране, будет решать зритель. Вообще, этот первый в своем роде художественный фильм, поднимающий сложную и очень актуальную для России тему борьбы с терроризмом в конкретном личностном и историческом контексте, имеет непреходящее значение — он учит не повторять старых ошибок, жить в мире, созидать и работать на благо своей страны.

…Герои спецназа, герои советских, российских силовых структур — те, кто явили чудеса самопожертвования и героизма в Афганистане, на Северном Кавказе и в Сирии, — вот о ком нужно снимать фильмы и писать книги.

К. Шахназаров: «Так уж сложилось, что северокавказские актеры не были так востребованы в нашем кино, как грузины и армяне. И теперь они стали для меня открытием».  Фото Анны Ширяевой

— Наша страна не обеднела героями, — констатирует режиссер фильма Александр Аравин. — Пришло время рассказать о тяжелейшей работе настоящих героев от российских спецслужб. Очень надеюсь, что, посмотрев этот фильм, молодое поколение оценит тяжелую романтичность этой профессии.

По словам Игоря Петренко, сыгравшего своего героя талантливо, нервно и взвинчено, ему «так не хотелось что-то упустить, что-то сделать неправильно. Хотелось, чтобы у нас максимально все получилось. Потому что история очень важная, очень нужная и… страшная».

БЕЗ ПАФОСА И УРА-ПАТРИОТИЗМА

Съемки «Решения о ликвидации» проходили среди красивейших горных пейзажей Северной Осетии. Как уже было сказано, создателей картины консультировали сотрудники ФСБ. Поэтому, представляя ее перед показом в столичном кинотеатре «Октябрь», Карен Шахназаров подчеркнул, что кинолента снята не просто по мотивам:

— Это, по сути, экранизация совершенно потрясающей операции, которую проводили наши спецслужбы в борьбе с самыми страшными террористами мира. Что ценно, у режиссера, замечательных актеров и всей команды получилось показать реальных живых людей, из которых и состоят эти спецслужбы.

Самого молодого участника спецоперации Тимура сыграл сын руководителя «Мосфильма» Иван Шахназаров. Он и сам режиссер, год назад дебютировавший картиной «Рок», уже имеет актерский опыт, в том числе в картине «Исчезнувшая империя».

К сожалению, тема Будённовска оказалась за скобками киноповествования. А ведь именно после кровавого налета на Будённовск (город Святого Креста) и массового захвата заложников, включая беременных и рожениц, в городской больнице Басаев стал тем самым «террористом № 1», о котором узнал весь мир.

Равно как беспримерный по мужеству и героизму штурм, предпринятый сотрудниками Группы «А», отнюдь не закончился провалом, как это у нас утверждается повсеместно: именно после него Басаев снял все политические требования и думал уже только о том, как убраться восвояси.

Летом 1997 года Шамиль Басаев в разговоре с главным редактором журнала «Профи» и пресс-секретарем Клуба ветеранов госбезопасности Павлом Евдокимовым, состоявшемся в поселке Новогрозненский, обронил такую фразу: «Я понял, что такое «Альфа», в Будённовске, после штурма больницы…»

Как отмечают участники операции в Будённовске, если бы Басаева с его поредевшим отрядом, создав прецедент, не отпустили с территории Ставропольского края, то в последующем не было бы захватов в селе Первомайском, на Дубровке и в Беслане.

Подводя итог, хочется заметить, что в картине, несомненно, присутствуют некоторые штампы, неизменно сопутствующие любому фильму жанра «боевик». Однако авторам удалось соблюсти меру во всем, а также сделать фильм динамичным, захватывающим, «нашим».

Как уже было сказано, молодое поколение почти ничего не знает о событиях в Будённовске. Но будем справедливы: эта важная и обширная тема, очевидно, не уместилась в сжатые рамки фильма и достойна отдельного осмысления в отечественном кинематографе. Главное, что начало художественному осмыслению терроризма и борьбы с ним российскими спецслужбами положено.

Актеры Аюб Цингиев, Игорь Петренко и Адам Дадберов на примьере в кинотеатре «Октябрь». Май 2018 года. Фото Анны Ширяевой

Дмитрий Парастаев выразил огромную благодарность всем сотрудникам спецслужб и офицерам, которые исполняют свой профессиональный долг перед Отечеством и, рискуя собственной жизнью, спасают жизни многих людей:

— Нам, творческим людям, необходимо создавать и творить такие фильмы, чтобы нынешнее поколение знало и гордилось офицерами спецслужб. Если не воспитывать нынешнее поколение на патриотизме наших героев, то жизнь может потерять свою ценность.

Также к достоинствам ленты можно отнести то, что она не противопоставляет мусульман и христиан, движется без провисаний и заканчивается на позитивной ноте без пафоса и чрезмерного ура-патриотизма.

 

 

Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:

Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha

Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/

Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz

Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/

Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586

Телеграм: https://t.me/specnazAlpha

Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

 
Оцените эту статью
5264 просмотра
нет комментариев
Рейтинг: 5

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание