19 апреля 2024 23:43 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Репортаж

Автор: АННА ШИРЯЕВА. ФОТО АВТОРА
В «ГАИ НКВД»

30 Ноября 2017
В «ГАИ НКВД»
Фото: Сотрудник ОРУД в Москве. Начало 1930-х годов

ЭКСКУРСИЯ ГЕНЕРАЛА КОВАЛЕНКО

В советское время не нужно было объяснять, кто такой дядя Стёпа. Все знали стихотворение поэта Сергея Михалкова, знали и его героя — участкового милиционера, который помог сотруднику ОРУД починить светофор.

«ТУТ СОТРУДНИКУ ОРУДА…»

Спроси сейчас, что такое ОРУД? Ответ дадут только те, кто жил в то время, вот они-то скажут, что это — Отдел по регулированию уличного движения.

Немного истории. Первая в стране автоинспекция была организована в Москве еще в 1919 году при авточасти транспортного отдела Моссовета.

В связи с увеличением количества автотранспорта в Советском Союзе к началу 1930-х годов возникла необходимость организации движения транспортных средств. В мае 1931 года в Москве был образован специализированный отряд регулирования уличного движения, начальником которого был назначен депутат Моссовета Борис Михайлович Соколов, а старшим инспектором — Василий Сергеевич Чугунов.

Аббревиатура «РКМ» – это Рабоче-крестьянская милиция

Что касается ГАИ. 5 ноября 1934 года Совет народных комиссаров Союза ССР принял решение «организовать при ЦУДорТрансе Государственную автомобильную инспекцию (ГАИ), имеющую свои органы в союзных и автономных республиках, краях и областях, а также в районах со значительным количеством автомашин». Цель — «решительная борьба с неправильным использованием и хищническим отношением к автомобильному транспорту во всех ведомствах и организациях СССР».

Собственно Госавтоинспекция Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) была создана 3 июля 1936 года, когда СНК СССР утвердил постановлением № 1182 «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР».

Первыми руководителями Отдела ГАИ НКВД были Владимир Яковлевич Рубинштейн, майор госбезопасности Иван Ефремович Жуков и комиссар милиции 3-го ранга Николай Васильевич Соколов, который возглавлял отдел Госавтоинспекции Главного управления милиции шестнадцать лет — до Великой Отечественной войны, во время нее и в последующие годы.

Любители кино помнят сцену из культового фильма «Место встречи изменить нельзя», когда герой Шарапова, засланный в банду «Чёрная кошка» под видом освободившегося из тюрьмы шофера, рассказывает Горбатому свою «легенду»: «Разгрузился, возвращаюсь назад, а на Сущёвском на красный свет выскакивает ЗИС-101 и в меня с полного ходу. Шарах! Мне-то, конечно, хоть бы хны, малость поцарапало, и все. А их, в легковой, там всех в кашу. Ну, конечно, орудовцы, хмыри из ГАИ, подполковник на «Виллисе» приехал. Крик, шухер. До небес! Хватают меня и в кутузку. А у меня с утра маковой росины…»

Автомобиль ОРУД марки «Москвич»

Заметили? ОРУД и ГАИ фигурируют как разные структуры. Их принадлежность различным наркоматам затрудняла совместные согласованные действия по организации работы автомобильного транспорта и контролю за ним. Так оно и было, пока в 1961 году их не объединили в единую структуру.

Основными задачами ГАИ НКВД была борьба с аварийностью, разработка технических норм эксплуатации транспорта и его учет, контроль подготовки и воспитания шоферов. Если ОРУДы в городах создавались и финансировались местными властями, то ГАИ представляла собой систему органов, содержащихся за счет средств госбюджета.

То, что сейчас является нормой, обычным делом, в те годы только создавалось, пробовалось «с колес». В соответствии с новыми нормативными актами в 1937-1938 гг. был произведен обмен водительских удостоверений, технических паспортов и номерных знаков транспортных средств.

Начальник УГИБДД по Москве генерал-майор полиции Виктор Коваленко проводит экскурсию

С того самого времени при надзоре за дорожным движением принадлежность транспортных средств к тому или иному региону можно было установить не по его сокращенному наименованию на номерных знаках, а по буквенной серии. Все было в первый раз! Методом проб и ошибок.

Особое внимание по линии ГАИ НКВД уделялось повышению уровня технического состояния автомобильного парка. С этой целью два раза в год стали проводить технический осмотр всех транспортных средств. Автохозяйства ежегодно подвергались углубленному обследованию.

Одновременно в Москве и по стране осуществлялись организационно-структурные мероприятия. Так, для обеспечения единого руководства городские ОРУДы передали в подчинение региональным аппаратам ГАИ.

И еще — малоизвестный, наверное, факт: только с 1939 года для регулировки уличного движения стали применять знаменитый жезл черно-белого цвета.

Кстати, первый отечественный жезл датируется 1907 годом, когда градоначальник Санкт-Петербурга издал распоряжение, согласно которому городовые получали специальную палку — белую деревянную трость. Ее нужно было носить с собой в кожаном чехле и подавать два сигнала: указывать на экипаж, которому нужно остановиться, или поднимать трость вверх и делать вращательные движения. Последний сигнал означал, что остановиться должны все без исключения участники дорожного движения.

ОТ ГАИ ДО ГИБДД

В первые же недели войны Госавтоинспекция перестроила свою деятельность на военный лад. Четверть личного состава милиции были мобилизованы на строительство военных и других сооружений. Да и те, кому дали «бронь», рвались на фронт. Их места в подразделениях занимали женщины.

Дети были в восторге от всего увиденного

Сотрудники ГАИ осуществляли мобилизацию автотранспорта для нужд фронта, вели учет горюче-смазочных материалов, руководили подготовкой военных водителей. Они же осуществляли надзор за внедрением газогенераторных установок в автомобили, проводили выбраковку и списание автомобилей с целью их точного учета и определения их технического состояния, решали вопросы упорядочения работы автотранспорта.

Но и в эти трудные годы продолжалась деятельность по развитию организации дорожного движения. Так, Мосгорисполком утвердил и с 1 сентября 1944 года ввел в действие новые правила уличного движения. В них предусматривался целый ряд изменений, повышалась требовательность к пешеходам и водителям, а 30 марта 1945 года Моссовет начинает мероприятия «по улучшению внешнего вида автомашин, работающих в г. Москве».

В послевоенные годы система ОРУД-ГАИ активно принимала участие в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства. При этом не только был восстановлен довоенный круг деятельности и уровень работы Госавтоинспекции, но были заложены передовые для своего времени правовые основы безопасности жизнедеятельности советского общества.

И в кресле главы ГИБДД Москвы посидели

ГАИ Министерства государственной безопасности (МГБ), действуя в связке со службой ОРУД, обновляет порядок учета дорожных происшествий, правила по учету автомобильного и мотоциклетного парка СССР. В эти же годы специалистами разрабатывается «Наставление по надзору за техническим состоянием и использованием автотранспорта народного хозяйства СССР» и «Положение о квалификационных комиссиях Госавтоинспекции управлений милиции УМГБ-МГБ».

В конце 1960-х — начале 1970-х годов, с появлением новых, массовых моделей легковых автомобилей, в структуре ГАИ происходит выделение отдельных подразделений конкретно для дорожно-патрульной службы, регистрации транспортных средств, техосмотра, организации движения, экзаменационных действий для приема экзаменов у водителей.

 

В 1998 году ГАИ была переименована в ГИБДД — Государственную инспекцию безопасности дорожного движения, что, по мнению инициаторов, точнее отражало суть деятельности инспекции и позволило бы оставить в прошлом в целом негативное отношение населения к ней.

Однако это название «не прижилось» у спецов и в народе, и в 2002 году в Указ Президента России № 711 от 15 июня 1998 года были внесены изменения, согласно которым наименования ГИБДД и ГАИ стали равнозначными.

В 2011 году во время реформы МВД было предложено переименовать Госавтоинспекцию в дорожную полицию, однако ведомство сохранило свое наименование.

«В СВЯТАЯ СВЯТЫХ»

Недавно детям из семей погибших сотрудников «Альфы» и «Вымпела» была предоставлена уникальная возможность — побывать с экскурсией в «святой святых» ГАИ, а именно, в Ситуационном центре Управления ГИБДД по Москве. Причем экскурсию для ребят провел сам руководитель — генерал-майор полиции Виктор Коваленко. Встречу организовал Благотворительный фонд «Защитник счастья».

А вот аббревиатура «ГАИ» прочно прижилась в народе

Сотрудничество Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» и Фонда «Защитник счастья» крепнет, возрастает количество мероприятий и проектов, реализуемых совместно.

За два года руководитель фонда Александр Антоненко успел организовать десятки замечательных встреч и экскурсий для детей погибших сотрудников подразделений «Альфа» и «Вымпел», а также МЧС России и ГИБДД. Каждый раз дети, оставшиеся без отцов, окружены его вниманием и заботой, получают новые впечатления и, конечно же, подарки.

На этот раз мероприятие было особенно впечатляющим не только для детей, но и для сопровождавших их взрослых. Сам начальник УГИБДД Москвы Виктор Коваленко пригласил подопечных Фонда «Защитник Счастья» на обзорную экскурсию в свое ведомство.

Сперва, как радушный хозяин, Виктор Васильевич открыл для всех ребят двери своего рабочего кабинета. Кажется, никто не упустил возможности сфотографироваться за рабочим столом генерал-майора, а кому-то даже повезло водрузить себе на голову его форменную фуражку.

Затем он повел ребят и их родителей к экспозиции, где представлены спортивные достижения сотрудников Управления ГИБДД, составляющие особую гордость для ведомства. Виктор Васильевич не только рассказал о победах и наградах своих сотрудников, но и сумел заинтересовать ребят темой современного российского спорта высоких достижений.

У пульта сын офицера «Альфы» Сергея Чернышова

В тренажерном зале, предназначенном для поддержания физической формы, генерал Коваленко вместе с Александром Антоненко показывали принципы работы тренажеров и обучали ребят правильной технике выполнения упражнений.

Главный пункт экскурсии — музей с его прекрасно организованной экспозицией. Виктор Васильевич показал себя блестящим экскурсоводом и знатоком российской истории. Он рассказал о пути Госавтоинспекции с момента ее возникновения в 1936 году. Погружение в другие эпохи и события отнюдь не заставило ребят скучать — здесь же они могли увидеть униформу инспекторов дорожного движения разных лет, их оружие, транспорт и различные профессиональные принадлежности.

В центре зала расположился мотоцикл «Урал» с коляской — на таком же ездил Георгий Жжёнов в фильме «Берегись автомобиля», а неподалеку от него стоит прекрасно сохранившийся трофейный мотоцикл, использовавшийся в послевоенные годы.

Большое внимание Виктор Васильевич уделил экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне и роли, которую выполняли сотрудники московской Госавтоинспекции в те тяжелые, суровые и судьбоносные годы. Все мы с огромным интересом разглядывали широко представленное на стендах стрелковое оружие того времени, снаряжение, макеты со сценами боев, особое внимание привлекло внушительное по размерам противотанковое ружье Дегтярёва.

Для нынешнего молодого поколения это экспонаты уже совсем другой, далёкой эпохи

И, конечно же, особое место в экспозиции музея отведено всем сотрудникам столичной Госавтоинспекции, погибшим при выполнении служебного долга в разные годы.

Видя, что юные гости нисколько не утомились после долгой экскурсии по музею и явно не хотят уходить домой, Виктор Васильевич принял решение показать им «святую святых» здания — Ситуационный центр Управления ГИБДД по Москве: просторное помещение с огромными видеоэкранами на стенах.

Почти безграничные возможности наблюдения и контроля за дорожной ситуацией Москвы, открывающиеся из этого помещения, оказались впечатляющими. Генерал Коваленко наглядно продемонстрировал нам, как, сидя за компьютером Ситуационного центра ГИБДД, можно переключиться на любую дорожную камеру в столице, просматривать происходящее с авторегистраторов из машин ДПС.

Такой же мотоцикл водил Георгий Жжёнов в фильме «Берегись автомобиля». Рядом — генерал Виктор Коваленко и Александр Антоненко

Побывать за пультом «управления столицей» посчастливилось всем ребятам без исключения: Виктор Васильевич дал возможность «порулить» и почувствовать себя настоящим сотрудником Ситуационного центра ГИБДД.

— Благодаря Александру Антоненко мы уже не в первый раз посещаем такие места, куда вряд ли могли бы попасть самостоятельно, — говорит Наталья, жена погибшего сотрудника Управления «А» ЦСН ФСБ России майора Сергея Чернышова (кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени с мечами). — Я думаю, что сыну Андрею запомнится эта экскурсия. Надеюсь, что он сможет побывать и там, где служил его отец… Во время таких посещений наши дети, в первую очередь мальчишки, общаются с настоящими мужчинами, слушают их рассказы и задумываются о будущей профессии и вообще о своем пути в жизни.

Да, здорово, что руководитель такого уровня, как Виктор Васильевич Коваленко, сумел найти в своем напряженном рабочем графике несколько часов, чтобы полностью посвятить их общению с детьми. К слову, такая детская экскурсия стала для сотрудников УГИБДД МВД России по Москве первой!

Регулировщик ОРУД в центре Москвы. 1930‑е годы

Президент Фонда «Защитник счастья» Александр Антоненко от имени Героя Советского Союза Геннадия Зайцева и себя лично передал в музей коллекционное издание книги «Спецназ России. История и современность».

— Я благодарю Виктора Васильевича Коваленко за неформальный подход и то душевное внимание, которое он уделил нашим детям. Отдельное спасибо его заместителю, Александру Викторовичу Сластенко, который помогал в организации этой замечательной встречи. В декабре наш Фонд «Защитник счастья» организует экскурсию для детей в Управление ЦСН ГАИ России, которая, я надеюсь, станет для них такой же незабываемой!

 

Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»

Ежедневно обновляемая группа в социальной сети «ВКонтакте».

Свыше 72 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

http://vk.com/specnazalpha

 
Оцените эту статью
6085 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 4.4

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание