22 июля 2017 05:38 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

ОПРОС

ЧЕМ ДЛЯ ВАС, УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ, ЯВЛЯЕТСЯ ДЕНЬ 12 ИЮНЯ?

АРХИВ НОМЕРОВ

Критика

Автор: ЮРИЙ НЕРСЕСОВ
«АВАТАР» NOW

28 Апреля 2017
«АВАТАР» NOW
Фото: В клипе одного из поклонников фильма кадры были смонтированы под речь Сталина 3 июля 1941 года и песню «Вставай, страна огромная»

ИЛИ СИНИЙ СТАЛИН НА КРАСНОМ ДРАКОНЕ

То, как «атлантисты» воспринимают мир, и не просто воспринимают, но ломают его под себя, подвергая эксплуатации, а когда требуется, igni etferro — «огнем и железом» — выкорчевывают все противное им, наглядно показано в фильме «Аватар». Об этом материал Юрия Нерсесова.

 

БИТВЫ ПАТРИОТОВ

Самый дорогой и кассовый фильм мира перессорил российских патриотов. С первых же дней проката снятый с применением новейших электронных технологий фильм Джеймса Камерона «Аватар» по темпам сбора обогнал прежнего мирового рекордсмена — снятый тем же Камероном «Титаник».

Картина о разлученных холодным айсбергом возлюбленных собрала в прокате во всем мире свыше 1,8 миллиардов долларов и удерживала это достижение двенадцать лет, пока оно не было побито «Аватаром». В России же рекорд «Титаника» был превышен многократно!

Нейтири обучает стрельбе из лука Джейка Салли  (в теле его аватара)

Конечно, количество российских кинотеатров с тех пор изрядно выросло, но «Аватар» в отличие от «Титаника» еще и вызвал настоящий взрыв страстей среди политически активных граждан. Обитатели интернета, ранее ссорившиеся то из-за белых и красных, то из-за православия и неоязычества, теперь оказались по разные стороны баррикад из-за вымышленной войны на планете Пандора.

По мнению противников «Аватара», картина отражает точку зрения сторонников всемирной глобализации, учит белых людей предавать свою расу в пользу цветных и в этой связи напоминает вышедший на экраны несколько раньше южно-африканский «Район № 9» (2009 года) другого американского режиссера Нила Бломкампа.

Недаром, дескать, отрицательные герои «Аватара» сплошь белые, а среди положительных персонажей заметны негр, индус и латиноамериканка, притом что большинство их и вовсе синекожие инопланетяне с хвостами.

Доктор Грэйс Огустин — научный руководитель программы «Аватар». Была смертельно ранена при бегстве с базы Корпорации

Однако общего между фильмами на самом деле немного. У Камерона, если позабыть о переносе действия в космос, мы увидим очередной вариант истории о жадной корпорации, изгоняющей благородных дикарей из родной деревни, чтобы поживиться находящимися на их земле полезными ископаемыми. В решающий момент самый крутой буржуйский наемник, влюбившись в прекрасную туземку, переходит на сторону ее племени и, организовав местных воинов, показывает оккупантам кузькину мать.

Точно по такой же схеме были выстроены десятки других лент — типа «Солдата удачи (фортуны)» с Дольфом Лундгреном, снятого в 1994 году. Разница лишь в том, что сознание героя «Аватара», получающего на Земле грошовую пенсию, инвалида-морпеха с парализованными ногами, в ходе фильма переносят в искусственно созданное громадное тело пандорского туземца.

Особенно фильм Камерона напоминает снятую еще в 1952 году американскую картину «Большие деревья». Там действие происходит не в 2157 году на планете Пандора, а лет за двести до того, на западе США, и война идет не с хвостатыми обитателями джунглей, а с ортодоксально-протестантской деревней не то баптистов, не то квакеров, но все остальное очень похоже.

Два военных антипода: хладнокровный убийца полковник Майлз Куоритч и бывший морпех-инвалид Джейк Салли

Аборигены, почти обожествляющие растущие рядом с их домами гигантские секвойи; «распальцованная» полукриминальная фирма, желающая их вырубить; главный герой в исполнении Кёрка Дугласа, плюющий на бизнес ради сердца прекрасной квакерши; трагическая смерть отца возлюбленной и финальный разгром захватчиков.

Конечно, компьютерной графики в «Больших деревьях» нет и в помине, но фильм смотрится до сих пор. Секвойи величавы, поезд под откос летит красиво, Дуглас обаятелен, а эпизоды, связанные с американским судопроизводством, смешны до икоты и хоть сейчас могут быть использованы для практических занятий по юриспруденции.

В финале, как и положено — последний бой. Благостные квакеры, сокрушаясь о жестокости грешного мира, с грустью достают из сундучков заныканные винчестеры, а одна девица героических пропорций прекрасно обходится без ствола. Разнеся наймиту корпорации голову камушком размером с хороший арбуз, она садится на орудие убийства, вытирает вспотевшее лицо платочком и, гордо глядя на восхищенных подруг, нравоучительно произносит: «И никакой, сестры мои, это не грех!»

Изящная синекожая обитательница планеты Пандора в «Аватаре», нашпиговав тушку американского полковника отравленными стрелами, ограничилась торжествующим рычанием, однако суть у нее та же: «Я девушка мирная, никуда из лесу не лезу, но ежели какая сволочь сунется, зараз глотку порву!»

Именно пропагандой подобного — традиционалистского, но неагрессивного — мироощущения фильм Камерона отличается от «Района № 9». Там тоже разоблачался жадный олигарх и его наймиты, но тараканоподобные инопланетяне не копошились у себя, а «поналетели» на землю и стали на ней свинячить.

В отличие от симпатичных пандорцев, тамошние пришельцы тошнотворны на вид, тупы, вороваты, агрессивны, грязны, неудержимо плодятся и, в отличие от гастарбайтеров, еще и ничего не делают. Столь неприглядными особями правят немногочисленные интеллектуалы, но они куда-то исчезли, и землянам приходится иметь дело исключительно с межзвездным быдлом.

Пилот Труди Чакон. Единственная из всех пилотов, отказавшаяся уничтожать священное Древо Дома на Пандоре. Погибла в бою с карателями Корпорации

Однако уже по первым эпизодам можно предположить, что люди окажутся еще хуже (за исключением готовых погибнуть за счастье космических уродцев). Так и получается. Земляне с криками «Поналетели тут!» требуют выселить пришельцев из лагеря в пригороде Йоханнесбурга. Корпорация проводит над ними изуверские опыты. Мафия грабит и убивает.

Бездушно относится к креветкам и главный герой — неказистый клерк с мерзкими усиками, похожими на гитлеровские. Но ближе к середине картины в ходе обыска одной из креветковых хижин усатый бюрократ обливается какой-то черной гадостью, — и дальнейшее предугадывается без труда.

Постепенно мутируя в креветку и став жертвой бывших коллег, недостойный представитель офисного планктона проникается проблемами новых соплеменников и решает пожертвовать жизнью ради обнаруженного среди пришельцев интеллигента и его маленького креветенка, слегка напоминающего спилбергского инопланетянина.

В финальных кадрах, окончательно перевоплотившись, изуродованный, но одухотворенный герой делает для бывшей жены металлическую розочку, а зрителям предлагается умиленно сморкаться в платочки и подавать, не скупясь, нашим «креветкам». Вы каждый день можете наблюдать, как они таскаются по вагонам метро с жалостливыми призывами: «Граждане, поможите…», в свободное от «работы» время снабжая страждущих наркотой.

Подобное кино действительно вредно и сейчас характерно, прежде всего, для Западной Европы, откуда косяком идут разного рода «Ямакаси» и прочие картины о трагической судьбе несчастных мигрантов, которые просто вынуждены убивать и грабить! Потому что жизнь тяжелая, а французские и немецкие аборигены в душе сплошные фашисты!

Пожар после удара ВВС США и НАТО, Белград, 1999 год

АПОСТАСИЯ ПРОТИВ ЭЙВЫ

В отличие от бломкамповских креветок жители Пандоры никуда не лезут. Напротив, это к ним прибыли, чтобы согнать с родных мест и уничтожить общее для всего народа святилище, являющееся одновременно центром взаимодействия биосферы и духовной связи ее обитателей.

Критики утверждали, что минерал, ради которого началась война, жизненно необходим для вымирающего человечества и добывается в его интересах. В этом случае рассуждения о гуманизме и вправду можно оставить. Однако ничего подобного в фильме нет.

На Пандору прилетели представители транснациональной корпорации с американскими именами под охраной американской морской пехоты. Причем на Земле США застроили под себя весь остальной мир, довели планету до жесточайшего кризиса, а сопротивляющихся беспощадно давят.

В первых же эпизодах командующий морпехами полковник Майлз Куоритч с гордостью сообщает, что его ни разу не ранило во время зачистки Венесуэлы, а операция на Пандоре называется «Шок и трепет», как и вторжение в Ирак в 2003 году. (В русском переводе это название как-то скромно пропустили).

Минерал уже добывается, и речь идет только о расширении проекта. При этом представитель компании ни слова не говорит о том, что без пандорских недр человечеству конец, — речь идет исключительно о неудовольствии акционеров сокращением дивидендов.

Нейтири, принцесса клана Оматикайя. Наставница, боевая подруга и возлюбленная Джейка Салли, спасшая его от смерти

Поэтому, когда глава наймитов корпорации клеймит главного персонажа за предательство человеческой расы — это дешевая демагогия. Даже с формальной точки зрения инвалид подчиняется не корпорации, а начальнице научной экспедиции, работающей на Пандоре, которая категорически против силовой акции. После изгнания с планеты захватчиков ученые на ней остаются, а значит, сохраняется возможность диалога с неподконтрольными транснациональным монстрам землянами.

Диалог этот необходим, поскольку и земная цивилизация, похоже, заходит в тупик, и обитатели Пандоры не так уж самодостаточны, как кажется на первый взгляд. Их общество гармонично природе своей планеты, но совершенно не развивается, а потому чрезвычайно уязвимо. Лишь переход на сторону аборигенов части землян и относительная слабость карателей обусловили победу над ними, однако самостоятельно выдержать удар полноценной военной экспедиции Пандора не сможет.

Скорее всего, конфликт будет развиваться по схеме: пандорцы и «хорошие» земляне против «плохих», как и положено в подобных картинах, а потому объявлять Камерона предателем рода человеческого смешно.

Не менее нелепы были и обвинения «Аватара» в подрыве христианских традиций путем пропаганды учения Рериха, теософии, изуверского культа фригийской богини Кибелы и, конечно, сатанизма.

Действительно, название народа Пандоры — На’Ви — сразу заставляет вспомнить о древнеславянских навьях. Согласно академику Борису Рыбакову, это «чужие, иноплеменные мертвецы, души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что-то покарали силы природы (души утопленников, съеденных волками, «с дерева падших», убитых молнией и т. п.)», иногда являющиеся и вампирами.

Да и крылатые драконы, на которых рассекают в небесах пандорцы, зовутся «икранами» и «банши». В ирландском фольклоре банши — вестницы смерти, плачущие возле дома обреченного человека. Хотя Камерон вряд ли досконально разбирается в ирландских и уж, тем более, в славянских верованиях, определенный религиозный подтекст в «Аватаре» отыскать можно.

Два момента делают это ползанье по киноэкрану с лупой малопродуктивным.

Прежде всего, религия пандорцев: она принципиально не приспособлена к распространению среди иноземных адептов. В отличие от новомодных тоталитарных сект, в пропаганде которых уличают «Аватар», прозелитизм тут не просто противоречит основам местного мироздания, но и невозможен даже по чисто физиологическим причинам. Жители Земли не имеют в своих волосах нервных окончаний, с помощью которых синекожий народ вступает в контакт с душой своей планеты, сконцентрированной в священном дереве, — Эйве, дереве жизни планеты Пандора, центре экосистемы, хранителе памяти всех душ.

Кстати, этакой «индийской Эйвой» является баньян — так называют деревья, на ветвях которых образуются многочисленные воздушные корни. Со временем воздушные корни достигают земли, укореняются и становятся дополнительными стволами, разрастаясь в целые рощи, объединенные одной кроной.

Последствия одного из многих ударов сил НАТО в Югославии

Баньян для Индии также является символом вечной жизни, гармонии и порядка и сам по себе — экосистема. В таком дереве-лесу находит себе пропитание и прибежище большое количество птиц, животных и насекомых. Да и людям под баньяном хорошо — тень, прохлада, красота. По легенде, именно под баньяном обрел просветление Сидхартха Гаутама, став Буддой.

Перевоплощение главного героя «Аватара» — редчайшее исключение. Но самое главное, — ни в едином эпизоде англоязычные противники пандорцев не показывают свою причастность к христианам. Напротив, по всему выходит, что мир их давно уже поражен неодолимой апостасией, то есть массовым отходом от Веры, и Страшный Суд для него уже близок.

Представитель корпорации говорит только о прибылях акционеров. Полковник, уговаривая малоимущего инвалида сливать ему полученную информацию, обещает за них деньги для операции, а в конце фильма обвиняет его в предательстве расы, но о Боге тоже молчит. И остальные персонажи — помалкивают!

С христианской точки зрения, перед нами война народа, не знающего Иисуса, против давно забывших о Нем. Поневоле вспоминается неполиткорректное высказывание Белинского об Америке. По словам российского литературоведа, его «кровь кипела от негодования на это гнусно-добродетельное и честное общество торгашей, новых жидов, отвернувшихся от Евангелия и признавших Старый Завет».

Группа землян, отказавшихся уничтожать мир Пандоры ради хищнических интересов Корпорации

Защита подобных персонажей со стороны людей, именующих себя русскими патриотами, совершенно нелепа. В будущем именно наша страна с ее богатейшими ресурсами может оказаться их жертвой, а значит, любое противостояние им с оружием в руках, как в Ираке, Афганистане или Сирии, или подрыв их морального духа полезны России.

Это справедливо относительно стран евро-американской цивилизации (НАТО-Евросоюз и примкнувший Израиль), ведущих тихоокеанских держав в лице, прежде всего, Китая и Японии, а также ориентированных на экспансию течений ислама.

Если фильм левого либерала и противника политики Вашингтона бьет по зубам вожаков собственной стаи — радоваться надо! И учиться работать у настоящих мастеров своего дела, чтобы, наконец, покончить с господством на экране михалковских и бондарчуковских уродцев.

ОДИНОЧНОЕ ПЛАВАНИЕ

Кинематографистам стоит помнить, что выбранный Камероном сюжет для России подходит идеально. О том свидетельствует и успех «Аватара», и восторг, с которым зрители в свое время встретили снятые на ту же тему «Окраину» Петра Луцика и «Любить по-русски» Евгения Матвеева, где герои защищали свою землю столь же отчаянно (правда, исключительно от криминального бизнеса и представителей местной власти).

Одна из улиц Белграда после бомбардировки. Весна 1999 года

Но Луцик и Матвеев умерли, а продолжателей пока не видно. Подобное творчество сейчас не поощряется. Отстреливать наймитов западных корпораций на российском экране и вовсе нельзя (единственное исключение «Брат-2»), да и в Советском Союзе, несмотря на ритуальные проклятия мирового империализма, подобных картин не снималось. Убить несколько американцев советским киношникам дозволили лишь в снятом на последнем издыхании СССР «Одиночном плавании», одном из лидеров советского кинопроката 1986 года — 40,7 миллионов зрителей.

По сценарию, между СССР и США намечаются долгожданные переговоры о разрядке. Планы руководства США вызывают резкое недовольство у группы военных, сотрудников ЦРУ и промышленников, получающих прибыль от военных заказов. Полковник ЦРУ Краудер предлагает план — его люди осуществляют пуск ракеты с секретной американской базы на необитаемом острове в зоне учений. Ракета должна поразить круизный лайнер, идущий в Сингапур. Затем вина будет возложена на советскую эскадру, — соответственно, о мирных переговорах можно будет забыть.

Семена Древа Душ (чистые души) садятся на Джейка Салли, воплощённого в теле  аватара

Для исполнения этого задания Краудер привлекает майора Джека Хэссолта. Во времена войны во Вьетнаме, исполняя приказ Краудера, группа Хэссолта устроила резню во вьетнамской деревне. Их признали преступниками и объявили в розыск. С тех пор Краудер, помогший Хэссолту и его людям уйти от ответственности, использовал их в тайных операциях ЦРУ по всему миру. Краудер обещает, что это будет их последним заданием.

В итоге нашим морпехам удается зачистить базу и ликвидировать мятежников, правда, в конце, согласно законам жанра, один из негодяев убивает выстрелом в спину командира группы майора Шатохина, которого сыграл Михаил Ножкин.

…Подобные табу на выбор сюжета изрядно способствуют смирению населения перед лицом чиновно-корпоративного беспредела. Если в США угроза массового явления персонажей типа Тимоти Маквея и Марвина Химайера не дает властям опустится до абсолютного свинства, то в России, где это свинство относительно собственного населения многократно выше, подобного не наблюдается.

В российском триумфе «Аватара», кроме безумно красивого видеоряда, сыграл роль и зрительский голод по фильмам о борьбе не с абстрактными злодеями из вымышленных миров, а с вполне земной, высокопоставленной и легкоузнаваемой сволочью. Недаром в клипе одного из поклонников фильма его кадры смонтированы под речь Сталина 3 июля 1941 года и песню «Вставай, страна огромная».

Да и сам синекожий вождь перед финальной атакой, опираясь на крыло боевого красного дракона, воззвал к своему воинству: «Братья и сестры мои!» Само собой, снимая фильм, Камерон не думал о человеке, произносившем похожие слова в реальности, но совпадение получилось очень многозначительным. 

Бомбардировки Югославии — первые военные действия в Европе после 1945 года

ЭПИЛОГ. ПОСЛЕДНЯЯ ТЕНЬ

«Земляне вернулись в свой умирающий мир. И только немногим разрешили остаться. Кончилось время Великой скорби. Турук Макто был больше не нужен.

Похоже, это моя последняя запись. Чтобы сегодня не случилось, сюда я по-любому не вернусь. Ну, я пошел? Не хочу опоздать на свой праздник: у меня день рождения все-таки.

Джейк Салли. Конец связи!» 

 

 

Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»

Ежедневно обновляемая группа в социальной сети «ВКонтакте».

Свыше 68 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

http://vk.com/specnazalpha

 

 

 
Оцените эту статью
10784 просмотра
3 комментария
Рейтинг: 4.5

Написать комментарий:

Комментарии:

Быстров Владислав 300001: Думаю без иконописи Р-л-кк+ОМАНосОВа (пешехода от сторожевой насрати до шайбы японского меча - подержите в руках мою конструкцию VK): Менделеев Дмитрий Иванович нет поколено некст безРуси - поэтому 132 форму таблицы от зрительной полноценности мужества для женственности в труде защите и отдыхе оставил интроверсии человечности, которую пытаются отнять Уватаровцы наездничеством на собственной продажности и невежестве MILдрево(или антираб)LEZмельняIжелезоUM.
Оставлен 28 Июня 2017 17:06:55
Быстров Владислав 300001: русский город Москва (можете оспорить) - это интегрированная неползучесть россии ( полноценность наукоемкого труда и развития контрнахлебничество регионов) - А сегодня это подстрекательство фондовых грабежей и захватничества продпаем антитаможни разоренных деревень и перлюстрированных объедков с барского стола: короче указующий перст спецназу всегда в разоренные до безпограничности регионы 7015587785.
Оставлен 28 Июня 2017 17:06:48
Андрей Миньков: Какая разница, между обычным физическим миром и миром виртуальным? Ну тем который в интернете? Многие уже не видят разницы, потому что стали Аватарами. В ближайшем будущем наверно люди переселятся в интернет (в котором неограниченные возможности, а здесь вообще никаких) и отправятся к другим мирам, на другие планеты. План ЦРУ идёт по графику....
Оставлен 1 Мая 2017 20:05:38
Общественно-политическое издание