04 декабря 2020 07:24 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

ОПРОС

МОЖНО ЛИ БЫЛО СОХРАНИТЬ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ?

АРХИВ НОМЕРОВ

Аналитика

Автор: АЛЕКСЕЙ ФИЛАТОВ
НЕСОКРАТИМЫЕ

31 Августа 2014
НЕСОКРАТИМЫЕ
Фото: С засильем чиновников боролись всегда: и при царях, и при коммунистах, и при «демократах». И только при Сталине аппарат не чувствовал себя в безопасности. Иллюстрация: «Калужские чиновники». Рисунок И. Алексеева, 1840е года

По сообщениям прессы, правительство столкнулось с сопротивлением федеральных органов власти при реализации поручения Дмитрия Медведева от 7 мая 2014 года, в котором ведомствам (головной исполнитель — Минфин) предлагалось 10 % сокращение численности госслужащих.

Минэкономики констатировало, что буквально выполнить поручение премьера о сокращении штатов на 10 % в 2015 году будет сложно — необходимо или сокращение числа ведомств, или отказ от части госфункций. Вот такое шантажистское заявление.

Стабильность государства во многом зависит от качества системы государственного управления. Когда исполнительная власть не рвется выполнять законы, принятые властью законодательной — это плохо. Но, когда исполнительная власть саботирует распоряжения вышестоящей исполнительной власти, то дело совсем плохо.

Тот факт, что значительная часть ведомств к назначенному сроку (1 июля) не смогла представить свои предложения, а Минэкономики выступило с предложением переформулировать задачу и отказаться от «лобового» сокращения госслужащих на 10 %, свидетельствует, по сути, о тихом саботаже распоряжения премьер-министра страны.

Впрочем, удивляться этому вряд ли стоит. И уровень и темп роста зарплат госчиновников существенно превышает темпы роста зарплат в экономике. Так кто же согласится на сокращение самого дикорастущего сектора — чиновничьей экономики, находясь внутри этого сектора? Вот Минэкономики и оправдывает необходимость сохранения штатной численности своих коллег. Это только дилетанты по всему миру могут думать о том, что будущее экономики — нанотехнологии, альтернативные источники энергии, и т. д.

Отечественные же чиновники от экономического развития ясно дают понять — будущее нашей экономики — это непрерывно растущий по численности и быстрее всех растущий по зарплатам чиновничий аппарат. Ведь он предоставляет столь важные и нужные госуслуги. Причем преимущественно сам себе.

А если серьезно, то в условиях нынешнего спада экономики, когда покупательная способность населения падает, малые предприятия стали закрываться, и предпринимательская прослойка общества постоянно сокращается, число чиновников не должно оставаться неизменным. Да и их зарплаты не должны расти в разы.

И если проблема сокращения чиновников не будет решена жестким административным решением, то эта каста изживет сама себя. И произойти это может либо из-за драки чиновников между собой за «обслуживание» сокращающегося числа отечественных предпринимателей, либо из-за социальных потрясений в обществе, когда уровень расслоения чиновников и простолюдинов превосходит все допустимые нормы. А такие потрясения, как правило, ничем хорошим для государства не заканчиваются.

Кроме того, как показывает практика, чем больше чиновников, тем больше их инициатив по «освоению» бюджета, а с его наполняемостью государство и так испытывает проблемы. Так что слуг народа, стремящихся к нему присосаться, надо однозначно сокращать.

САНКЦИИ И ЦЕНЫ

По сообщениям ИТАР-ТАСС, Росстат зафиксировал рост цен на продукты, ввоз которых в Россию был запрещен с 7 августа в ответ на санкции Запада.

Сам факт такого сообщения идет в разрез с безответственными заявлениями ответственных чиновников о том, что санкции Запада никак не скажутся на ценах на продукты в России. Подобными заявлениями наши чиновники фактически пытались отрицать существование законов рынка, определяющих взаимосвязь объемов спроса, предложения и цен.

Конечно, ситуация с враньем чиновников о ценах на продукты 2014 года не сопоставима с заявлениями времен 1998 года, когда за три дня до технического дефолта Президент РФ объявлял, что «рубль крепок как никогда. Девальвации не будет. Это я заявляю четко и твердо. И я тут не просто фантазирую, это все просчитано…» — уверял он. Но все же августовские заявления чиновников о стабильности цен подрывают доверие населения.

Конечно, те данные, которые предлагает Росстат, тоже не вызывают особого доверия. К примеру, данные о том, что с начала августа (по 18 число) цены на продукты выросли на единицы и доли процента (на куриное мясо выросли на 2,1 %, на свинину — на 0,8 %, говядина стала дороже на 0,6 %, рыба — на 0,5 %) сильно различаются с теми, которые люди наблюдают, приходя в магазины. Звонки возмущенных ростом цен на горячую линию Общественной палаты со всей страны — яркое тому подтверждение.

Попытка решить проблему цен, сказав «фас» ФАС, представляется малоперспективной. И дело даже не в том, что ФАС за все время существования так никого и не «загрызла», а в том, что всегда целесообразно бороться не со следствиями, а с причинами.

Санкции Запада и ответные отечественные санкции, по сути, дают России шанс решить проблему импортозамещения продукции. Только решать ее надо не командно-административными «держать и не пущать», а рыночными стимуляторами.

Вместо того, чтобы из года в год повышать ставки по налогам и увеличивать их число, что душит отечественный бизнес, нужно наоборот — отпустить вожжи, и дать людям возможность работать и зарабатывать. И огромный потенциал в решении этой проблемы связан с малым и средним бизнесом. Во всем мире этот бизнес не столько источник пополнения государственной казны (в России, кстати, тоже), сколько предоставление людям возможности обеспечить себя самим (рабочие места, заработок, насыщение рынка). Словом, это — предоставление людям возможности не сидеть на шее у государства, и иметь не единственную отечественную мечту — стать чиновником и доить других.

Если пойти по известному во всем мире пути, то, может быть, идеи раздавать пенсионные деньги стартапам (с непонятным исходом) не будут посещать головы отечественных чиновников.

АСИММЕТРИЯ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ

На фоне набивших оскомину американских и проамериканских обвинений России во всех бедах Украины, резонансным в последние недели стал случай в пригороде Сент-Луиса — Фергюсоне, где 9 августа белым полицейским был убит 18-летний афроамериканец Майкл Браун.

Одно дело, когда Обама санкционировал авиаудары по Ираку. Это же где-то там, далеко за океаном. И такой приказ невесть кем уполномоченным вершить судьбы мира Обама вполне оправдан. Ведь в Ираке лютуют боевики из суннитской группировки «Исламское государство» (ИГ), сунниты Ирака, военные из армии Саддама Хусейна, другие мелкие террористические группировки. Все они увеличивают угрозу безопасности в Ираке. Даже провозгласили в конце июня о создании «исламского халифата». А это уж совсем не годится для США.

Поэтому американцам было просто необходимо помочь братским иракским силовикам восстановить контроль над крупнейшей в Ираке дамбой в районе города Мосул. Ведь боевики ИГ, захватившие дамбу, могли с ее помощью повернуть реки вспять и затопить крупные города, а значит, могут пострадать американские граждане и объекты, в том числе посольство США в Багдаде.

И эта «железная логика» может оправдать все, что угодно. И боевые операции США в Ираке, и бомбардировки палестинских территорий Израилем, и необходимость введения санкций против России в поддержку Украины. Потому, что это где-то там, далеко, отсюда не видно. А значит, информационной лапши может быть в избытке.

Но, когда дело происходит под боком — все гораздо сложнее. В случае с убийством Майкла Брауна оказались свидетели, которые опровергают заявления полиции о том, что молодой человек получил несколько пулевых ранений в ходе завязавшейся борьбы с полицейским в машине, то есть оказания сопротивления представителю власти при исполнении. Свидетели утверждают, что Браун не был вооружен. Его застрелили, когда он стоял с поднятыми руками.

Но дело не только в этом. Масла в огонь подлил тот факт, что Майкл Браун — афроамериканец, которых в Фергюсоне подавляющее большинство, а стрелявший полицейский — белый. Этот факт, в общем-то, и стал ключевым, развеяв миф об американской межрасовой толерантности. Губернатор штата Миссури был даже вынужден объявить чрезвычайное положение и ввести комендантский час.

Судя по записи с видеокамеры магазина, Браун был далеко не ангел и совершал подобный грабеж далеко не в первый раз. Но о подобной истории, наверное, мир бы и не узнал, если бы грабитель был тоже белым, как и полицейский. А так сарафанное радио афроамериканцев пошло в разрез с официальной информацией полиции.

Но это, как говорится, издержки информационной индустрии. А вот когда речь идет о каком-то заокеанском медвежьем углу вроде России, которая имеет наглость проводить военные учения на своей территории, что, естественно, несет угрозу Миру, то здесь американское население все так и воспринимает, как это преподносят СМИ США.

И надо признать, что в затяжных информационных войнах американцы действуют очень успешно. Ибо чем больше расстояние, тем асимметричнее воспринимается информация. События на Украине последних лет это наглядно подтвердили. Сегодня же американские планы информационных войн все больше фокусируются на российском обществе. И России крайне важно не проиграть именно информационную войну с сильным и искушенным соперником.

ПРИНЕСУТ ЛИ СЧАСТЬЕ НЕСЧАСТЬЯ?

Желание Запада придушить Россию всевозможными санкциями, безусловно, не самый яркий пример развития международных дружественных отношений. Но из любой сложной ситуации можно и нужно извлекать пользу.

Санкции Запада, связанные с запретом поставок в Россию различной высокотехнологичной продукции и комплектующих, просто вынуждают правительство развернуться лицом к развитию импортозамещающего производства.

Существенное ограничение импорта сельхозпродукции, введенное Россией в результате ответа на санкции Запада, должно оживить отечественное сельское хозяйство.

События на Юго-Востоке Украины, где украинские батальоны де-факто представляют собой частные армии Коломойского, Кличко и другие, должны стимулировать наших парламентариев к принятию закона о частных армиях, поскольку в этом вопросе Россия существенно отстает. И так далее, и так далее.

Но удастся ли России воспользоваться невольно представившимися возможностями? Большой вопрос. Сегодня, когда Украина активно вынашивает планы о прекращении транспортировки российских нефти и газа, можно вспомнить о том, что вопрос о строительстве северных, южных и прочих потоков в обход «надежного транзитера» поднимался задолго до того, как появились проекты этих «обводных каналов».

Но тем, кто сидел на трубе, построенной еще в начале 1980-х, было и так хорошо. И возникает вопрос — а смогут ли люди, подсевшие на приватизированную «иглу», слезть с нее и созидать сами? Сомневаюсь.

Сможет ли рвануть сектор промышленного и сельскохозяйственного производства после десятилетий упования на потоки нефтедолларов, тратящихся на заполонившие Россию импортные товары? — Не факт. Медленно, постепенно — да. Но не мгновенно. Слишком много традиций утрачено.

Смогут ли чиновники «высших сословий» отказаться от коррупционной «привычки» лоббировать (разумеется, «в порядке исключения») импортные товары на российском рынке, если их недвижимость и счета — за рубежом, где учатся их дети и живут их родители? Думаю, нет.

Смогут ли мелкие чиновники и чиновники «средней руки» отказаться от пристрастия душить малый и средний бизнес бесконечными поборами, заставляя бизнес уходить не только в тень, но и за рубеж? Не похоже.

Сможет ли молодежь, наблюдая все эти полукриминальные и коррупционные проблемы, засучить рукава, чтобы самим поднимать отечественную экономику в созидательном секторе, а не рваться в чиновники-надсмотрщики? И здесь есть проблемы, особенно в условиях нынешнего идеологического вакуума.

А ведь ответ на санкции Запада должен был быть готов у России уже давно. В первую очередь, это воспитание гордости за свою страну, формируемую патриотическим воспитанием молодежи. Нужно не навязывать ей идеологию, а практически убеждать молодых людей в том, что процветание Родины обеспечивается предоставлением государством возможности работать и зарабатывать малому, среднему и крупному бизнесу. И делать это лучше, чем зарубежные компании.

Современная геополитическая ситуация дает стране шансы для развития патриотизма как основы роста экономики государства, процветания России. Но принесут ли счастье несчастья — покажет время.

ОХРАНА ШКОЛ: СТАНДАРТЫ ИЛИ БЕЗОПАСНОСТЬ?

На прошлой неделе «Известия» сообщили о том, что Общественная палата (ОП) планирует разработку единых стандартов обеспечения безопасности в школах и детских садах.

Дело охраны школ само по себе важное и нужное. И печально, что ни одна из структур исполнительной власти так толком и не взялась за решение этой серьезной проблемы.

Что же предлагает ОП как орган независимый и беспристрастный по своей природе. Планируется, что группа экспертов, привлекаемых ОП, определит нормативы безопасности, после чего стандарт будет предложен Министерству образования.

Но к чему сведутся предложения ОП по охране школ, в принципе, уже озвучено. Иду по пунктам. Закрывать внешний периметр образовательных учреждений во время занятий. Оборудовать все школы и детсады турникетами и видеодомофонами. Регламентировать места установки и качество средств видеонаблюдения. Утверждение стандартов безопасности. Мониторинг школ на соответствие новым нормам. А для финансирования исправления недочетов создать госпрограмму.

Вот на основе этого алгоритма и вырисовывается будущее безопасности наших детей в школах и детских садах.

Надо сказать, что закрытие внешнего периметра образовательных учреждений во время занятий — способ не то что далеко не самый эффективный, но и не факт, что вообще дающий положительный эффект на фоне множества минусов. Словом, предложение откровенно дилетантское.

Оборудование всех школ и детсадов турникетами и видеодомофонами — меры тоже далеко не самые действенные, а в купе с регламентацией мест установки и качества средств видеонаблюдения еще и лоббистские, отвечающие интересам определенных поставщиков такого оборудования.

К слову, все это многократно пройдено, включая историю с поставками камер для фиксации нарушений скоростного режима на дорогах, когда поставщиков по конкурсу было два юр. лица, правда находящихся по одному и тому же адресу и имеющих одних и тех же хозяев. Но, дескать, больше никто из поставщиков требованиям по качеству не удовлетворял.

Утверждение стандартов безопасности и следующий за ним мониторинг школ на соответствие новым нормам — трюк тоже не новый. Придумать новые правила и выявить несоответствие им школ (а это тоже время и деньги) — дело нехитрое.

Ну, а последнее предложение ОП, в общем-то, все и объясняет — создать госпрограмму. Вот так наведение порядка в очередной раз сводится к попытке залезть в бюджет страны. Причем попытке неумелой во всех отношениях. По заявлению представителя ОП деньги нужны для финансирования исправления недочетов в школах и детских садах.

То есть, любой нормальный директор образовательного учреждения сразу понимает, что если он выполнит требования новых стандартов своими силами, то денег из госпрограммы не получит. Зачем толкать руководителей образовательных учреждений на путь таких рассуждений?

Вот так, кто-то получит деньги на госпрограммы, кто-то на разработку стандартов, кто-то получит заказы на поставку оборудования… А что получат школы и детсады? Это большой вопрос. Даже если утвердят госпрограмму и примут стандарты (а их разработка — дело не одного месяца), то гарантий безопасности школ у нас все равно не будет. Ибо практически все преступления совершаются в нештатных (не предусмотренных стандартами) ситуациях.

А между тем, путь решения проблемы может быть гораздо более простым и эффективным. Нужно всего лишь изменить требования к конкурсным заявкам на предоставление охранных услуг в образовательных учреждениях.

До тех пор, пока самый весомый и единственно осязаемый критерий отбора заявки — это цена услуги, демпингующие организации с неквалифицированным персоналом будут получать заказы. И никакие стандарты безопасности не спасут школы и детсады с дешевыми охранниками. Ибо самое главное в обеспечении безопасности — это уровень квалификации персонала охраны.

Если будет самым весомым критерием в конкурсной документации качество услуг — придут профессионалы, и безопасность будет обеспечена. Останется самым весомым критерием в конкурсной документации на оказание охранных услуг цена услуг — все так и останется. И никакие госпрограммы, мониторинги и стандарты не помогут. 

Автор — вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» 

Дневник Алексея Филатова: http://alfafilatov.livejournal.com

 

ФИЛАТОВ Алексей Алексеевич, родился в Москве.
Вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа». Глава Экономического совета ветеранского сообщества Группы «А» КГБ-ФСБ.
Окончил Орловское военное командное училище связи имени М. И. Калинина, Российскую государственную Академию физической культуры и спорта, адъюнктуру Академии ФСБ.
Шеф-редактор газеты «Спецназ России». Главный редактор сайта Alphagroup.ru. Президент группы компаний «Альфа-Право-Консалтинг».
Кандидат психологических наук.
 
 
Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»

Ежедневно обновляемая группа в социальной сети «ВКонтакте».

Свыше 36 500 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

 http://vk.com/specnazalpha

Оцените эту статью
9270 просмотров
1 комментарий
Рейтинг: 4.2

Читайте также:

Автор: ПАВЕЛ ШИПИЛИН
31 Августа 2014
БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ...

БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ...

Написать комментарий:

Комментарии:

Вася: Если это аналитика, то я - испанский лётчик. Если такую "аналитику" несёт кандидат наук + вице президент + еще горстка титулов, то скоро конторка совсем потеряет дееспособность
Оставлен 3 Ноября 2014 23:11:41
Общественно-политическое издание