23 апреля 2024 11:08 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Репортаж

Автор: ВЛАДИМИР СЕМИРЯГА. ФОТО АВТОРА
АРКТИЧЕСКАЯ РУСЬ

31 Мая 2014
АРКТИЧЕСКАЯ РУСЬ

В России создается принципиально новый центр арктической боевой подготовки подразделений, предназначенных для действий в условиях Крайнего Севера. Об этом недавно сообщил министр обороны генерал армии Сергей Шойгу.

 

 

Министр пояснил, что создание центра необходимо и касается всех без исключения: летчиков, десантников, моряков, артиллеристов и всех, кто занимается эксплуатацией сложной техники, которая в ближайшие годы будет поставляться на вооружение за Полярным кругом.

В начале мая Владимир Путин подписал указ о сухопутной границе Арктической зоны, куда вошел и Ямал. В декабре прошлого года — поручил военным уделить особое внимание развертыванию воинских частей на арктическом направлении. Были даны указания ФСБ относительно развития пограничной инфраструктуры в Арктике.

Недавно, в начале мая, в районе Северного полюса военнослужащие ВДВ впервые в истории успешно десантировались на дрейфующие льды.

Да, этот регион обладает огромными запасами углеводородов. За них-то и может развернуться нешуточная борьба, в которую помимо государств, имеющих прямой выход к Арктике, могут присоединиться и страны, расположенные очень далеко, но которым также понадобились арктические богатства.

Овчинка, как говорится, выделки стоит. По оценкам аналитиков, в недрах Арктики сосредоточено почти 15 % мировых запасов нефти и 30 % газа.

ОНИ И МЫ

Сторона, которая сможет в короткие сроки обеспечить мощное военное присутствие в арктическом регионе, безусловно, получит весомые, если не решающие преимущества. Именно поэтому на тот случай, если дипломатических аргументов в предстоящем разделении арктических природных ресурсов будет не хватать, США, Норвегия, Канада и сотоварищи наращивают военные мускулы, демонстрируя, таким образом, решимость отстаивать свои геополитические интересы не только за столом переговоров.

Среди стран, расположенных далеко, но пристально интересующихся Арктикой, можно назвать Китай, Корею и Индию. Пекин, например, в 2003 году открыл на Шпицбергене станцию «Хуанхэ чжань». И хотя утверждается, что китайские ученые занимаются исследованием северного сияния и замерзших микроорганизмов, ясно, что их присутствие в Арктике носит не только научный интерес.

Помимо углеводородов Пекин явно возбуждают и возможности Северного морского пути, который он не прочь сделать Северным шелковым путем. Китай уже обладает самым большим в мире дизель-ледоколом «Снежный дракон» («Сюэлун»). Строит еще один. Корея тоже решила не оставаться в стороне и построила себе ледокол «Араон». Казалось бы: где Арктика и где Южная Корея. Тем не менее…

А что мы? После длительного забытья Россия также обратила внимание на свои арктические территории. О некоторых шагах уже сказано выше. В феврале 2013 года Владимир Путин утвердил Стратегию развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.

В Арктике будет наращиваться наша группировка сил ядерного и неядерного сдерживания, в том числе и за счет строительства новых кораблей, создания специализированных соединений «арктического типа». Также в ближайшие годы мы станем свидетелями энергичного освоения месторождений нефти и газа, строительства промышленной инфраструктуры, портов, транспортных магистралей.

Подразделение арктического спецназа и мотострелковая бригада будут размещены на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Эту информацию в ходе прямой линии с населением подтвердил губернатор региона Дмитрий Кобылкин. Воинские подразделения появятся в Салехарде к 2016 году. Мотострелковая часть будет насчитывать 3,6 тысячи человек, местом дислокации, скорее всего, станет поселок Лабытнанги.

Дмитрий Кобылкин подчеркнул, что появление крупной воинской группировки в ЯНАО означает не только укрепление северных рубежей РФ, но и новые рабочие места для местного населения. Предполагается, что на военной базе в качестве обслуживающего персонала смогут трудиться около 3 тысяч ямальцев.

Присутствие военных и экономическая активность — это, безусловно, хорошо. Но любая деятельность человека в Арктике создает реальные предпосылки для ЧС при разливах и возгораниях нефтепродуктов и газа, при авариях на предприятиях добычи и переработки углеводородов, энергетики, ЖКХ, транспорте, АЭС и т. д.

Кроме того, в Арктике существуют климатические и природные источники чрезвычайных ситуаций, как-то: деградация вечной мерзлоты, снежные лавины, наводнения, ледяные заторы, штормы.

Последствия таких ЧС могут быть катастрофичными в силу ряда причин, таких как, например, отдаленность от дислокации основных сил реагирования, физическая невозможность перекинуть необходимые силы спасателей в регион бедствия, неразвитость инфраструктуры.

НАШ ОТВЕТ ЧС

Для поиска и спасения людей, предотвращения техногенных катастроф и ликвидации их последствий в арктической зоне сформирована группировка сил и средств МЧС России, других ведомств и субъектов РФ общей численностью около 20 тыс. человек. Однако стоит взглянуть на карту России, чтобы понять, что такими силами прикрыть наше Заполярье очень сложно: его протяженность составляет 19,7 тыс. километров. Да еще сотни километров вглубь материка…

Поэтому чрезвычайное ведомство в настоящее время создает систему безопасности населения и территорий на базе сети арктических комплексных аварийно-спасательных центров (АКАСЦ). В Архангельске, Нарьян-Маре и Дудинке они уже функционируют. К концу 2015 года АКАСЦ будут построены в Мурманске, Воркуте, Надыме, Тикси, Певеке, Провидении и Анадыре.

Для выполнения своих функций в каждом из создаваемых центров будут подразделения из спасателей, водителей плавсредств и автомобилей, специалистов информационно-аналитического и прогностического обеспечения, оперативных дежурных, медицинских работников и психологов, а также обеспечивающие подразделения. Что касается технической оснащенности, то предпочтение будет отдаваться транспортным средствам высокой проходимости, технике специального назначения, многоцелевым катерам, другому снаряжению и инструментам, предназначенным для работы в экстремальных условиях.

Важным является также и то, что сотрудники центров будут осуществлять мониторинг объектов окружающей среды, чрезвычайных ситуаций и их источников. На основании этих данных будет осуществляться прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий, создаваться банк данных по чрезвычайным ситуациям на территории России.

По функционированию спасательных центров в крупных городах (Мурманск, Архангельск или Анадырь) особых вопросов нет. Квалифицированные строительные кадры и техника здесь в наличии, стройматериалы, что называется, в пределах досягаемости, да и подобрать специалистов разного профиля для работы в городских центрах особого труда не составит.

Кроме того, и это немаловажный факт, специалисты уже обеспечены жильем, их жены и мужья работают, а дети ходят в детские садики или учатся в школах. Таким образом, социальный блок вопросов — наиболее чувствительный и тяжело решаемый — здесь снимается.

Однако все эти проблемы наиболее остро встают в отдаленных населенных пунктах: Тикси, Певеке и Провидении. Туда-то и направилась группа сотрудников центрального аппарата министерства, чтобы посмотреть, насколько правильно выбраны места для строительства центров, а заодно обсудить с местной властью накопившиеся вопросы. Корреспонденту «Спецназа России» удалось, как говорится, сесть эмчеэсовцам «на хвост» и увидеть все своими глазами.

ЯКУТСК. ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ

В Тикси мы попали через Якутск, где пересели на борт Ан-74 Авиационно-спасательного центра Дальневосточного регионального центра МЧС России. В поездке нас сопровождал начальник Главного управления МЧС России по Якутии генерал-майор Александр Горкун.

Небольшой поселок Тикси вновь «прозвучал» после решения Анатолия Сердюкова закрыть местный аэродром. Военные ушли и, хотя средства навигации и системы захода на посадку они оставили, обслуживать их было некому. В результате почти 8 тысяч жителей района остались без авиасообщения и, как следствие, возникли проблемы с доставкой продуктов питания, медикаментов и всего необходимого.

На аэродроме нас встречал глава администрации муниципального образования «Булунский улус (район)» Константин Шахурдин. Вместе с ним группа сотрудников сразу же отправилась на место, отведенное для аварийно-спасательного центра. Его штатная численность должна составлять 65 человек. Встал вопрос: где же в Тикси набрать такое количество квалифицированных спасателей и других специалистов. Однако Шахурдин заверил, что имеется реальная возможность подобрать около половины штатной численности центра из числа местного населения, более того — полностью обеспечить штатную численность центра служебным жильем.

Главу Булунского улуса дополнил генерал Горкун: «Оставшаяся часть сотрудников будет набираться из числа действующих спасателей аварийно-спасательных формирований других районов республики с переездом на постоянное место жительства в поселок Тикси».

Сам поселок Тикси произвел двойственное впечатление. С одной стороны, много заброшенных домов. По их количеству можно судить о том, что в прошлом здесь была совершено другая — активная — жизнь: через порт Тикси, который был важным звеном Северного морского пути, снабжалась почти вся наша Арктика.

С другой стороны, поселок возрождается. В прошлом году была открыта научная станция «Остров Самойловский», возобновлены авиарейсы Тикси-Якутск, построена новая котельная и фельдшерско-акушерский пункт в селе Сиктях. Если же будет возведен аварийно-спасательный центр, то можно будет и безработицу сократить, и связь с Большой землей наладить.

АТОМНЫЙ «АКАДЕМИК ЛОМОНОСОВ»

Следующим пунктом нашей поездки был Певек — город в Чукотском автономном округе и столица Чаунского муниципального района. Певек примечателен тем, что является самым северным городом России.

Сейчас горожане живут в ожидании 2016 года, когда, как сообщалось в прессе, именно в Певек будет доставлена и смонтирована первая плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов», которая в перспективе заменит Билибинскую АЭС.

Плавучая атомная теплоэлектростанция — устойчивый к суровым климатическим условиям источник генерации энергии. Два реактора «Академика Ломоносова» способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 300 МВт тепловой энергии, этого достаточно, чтобы обеспечить территорию с населением в 200 тысяч человек.

Изучив обстановку, сотрудники МЧС пришли к выводу, что в Певеке можно организовать базу для размещения материальных запасов (техники и имущества), необходимых для реагирования на ЧС.

В поселке Провидении с учетом имеющихся помещений целесообразнее реконструировать объекты существующей материально — технической базы, закрепленные за Дальневосточным региональным поисково-спасательным отрядом МЧС России. И здесь, впрочем, как и везде, поднимался и уточнялся вопрос: какие конкретно силы и средства нужны в центрах для прикрытия отведенных им зон ответственности?

Эти вопросы обсуждались с руководством Чукотского автономного округа и начальником главного управления МЧС России по ЧАО полковником Любомиром Мухой, который присоединился к нам еще в Певеке.

Перелет из бухты Провидения до Анадыря занял чуть более часа. Аэропорт и сам город расположены на противоположных берегах бухты. При выборе такого места расположения аэродрома в советское время руководствовались, в первую очередь, военными соображениями. Предполагалось, что на нем могут заправляться и пополнять вооружение стратегические бомбардировщики Ту-95МС, базирующиеся в Энгельсе.

Для хранения ядерных боеприпасов в вечной мерзлоте даже было построено подземное хранилище «Портал». Как сейчас обстоит дело, я не знаю, но восточная часть аэродрома с момента постройки была отведена для самолетов гражданской авиации.

НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ В АНАДЫРЕ

Безусловной достопримечательностью Анадыря является памятник Святителю Николаю Чудотворцу, архиепископу Мир Ликийских. Памятник был открыт 11 августа 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Мне посчастливилось быть в составе делегации, которая прилетела из Москвы на открытие памятника. Ее возглавлял митрополит Волгоградский и Камышинский Герман.

Несколько слов следует сказать о самом памятнике — чтобы установить его в сложных климатических условиях, для этого потребовались нестандартные инженерные решения. Высота памятника составляет более 25 метров, из них на поверхности находится десять метров, а большая часть железобетонного монолитного постамента уходит в землю — в условиях вечной мерзлоты и шквальных ветров иначе нельзя. Кроме того, памятник сконструирован со смещенным центром тяжести. Выступающая на поверхность часть постамента облицована черным лабрадоритом.

Рядом с ним возведен кафедральный собор Анадырской епархии во имя Святой Живоначальной Троицы — крупнейший в мире православный деревянный храм, построенный на вечной мерзлоте. Храм вмещает около тысячи верующих.

Создание в Анадыре спасательного центра обусловлено рядом существующих в регионе угроз возникновения чрезвычайных ситуаций. Так, на территории Чукотского автономного округа и Якутии находятся более трех десятков потенциально опасных объектов, в том числе Билибинская атомная станция.

В подавляющем большинстве населенных пунктов для систем жилищно-коммунального хозяйства и электроэнергетики имеются склады и базы хранения нефтепродуктов. Они представляют возможную угрозу для жизни, здоровья людей и окружающей среды. И все это на фоне слабой заселенности земель, недостаточной развитости транспортной инфраструктуры и дорожной сети.

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ

Из Анадыря наш путь лежал в Южно-Сахалинск через столицу Камчатского края, где мы посетили специализированную пожарно-спасательную часть. На построении заметил симпатичную девушку с псом непонятной породы. Когда последовала команда «Вольно, разойдись!», я подошел к девушке и представился.

«Меня зовут Светлана Власова, — ответила девушка на мой вопрос. — Когда училась в институте, то с Масяней (так звали псину) занималась на курсах в РОСТО. Потом поступило предложение поработать с профессиональными спасателями. В 2011 году получила допуск к участию в спасательных операциях. Мы с Масяней неоднократно выезжали на поиски: искали двух пропавших девочек, ребят на снегоходах… На данный момент собака работает по поиску живых людей в техногенных и природных зонах».

Стали прощаться. Я пожелал Светлане успехов в работе. Псина тем временем внимательно смотрела мне в глаза. Почему-то показалось, что она ждет — не дождется, когда я уйду. «Ревнует?», — спросил я. «Ревнует, — улыбнулась Светлана».

ДОМОЙ. ФОТО НА ПАМЯТЬ

В Южно-Сахалинске, покидая Ан-74, решил сделать снимок экипажа. Все-таки, благодаря их мастерству, мы совершили наш арктический полет без единой задержки, поломки или нештатной ситуации. А о том, как наш самолет садился — мягко, уверенно, без судорог — на аэродромы Тикси, Певека и Провидения вообще можно написать отдельный материал.


Летчики вначале воспротивились фотографированию. Пришлось убеждать их знанием авиационных примет: фотографироваться нельзя перед полетом, а после — можно. Пилоты согласились со мной, дисциплинированно спустились вниз, встали под крылом самолета, поправили волосы…

Такими их и запечатлел беспристрастный фотоаппарат: в рабочей одежде, немного уставшими и все еще сосредоточенными, как во время выполнения сложного полета: (слева — направо) — командиры корабля Сергей Колесниченко и Александр Пустовой (они вели самолет попеременно), штурман Анатолий Колинько, бортинженер Андрей Кондратенко, бортоператор Александр Марков.

…Уже возвратившись в Москву, посчитал расстояние, которое нам пришлось преодолеть за прошедшие шесть дней: 27.700 км!

Велика Россия-Русь! И ее надо не только обустроить, но и остеречь от всяких бед. Периоды безвременья, а затем скрытого собирания сил прошли. Наша срединная цивилизация, сохраняя Мир, выходит на оперативный простор.

Москва — Якутск — Тикси — Певек — Поселок Провидения — Анадырь — Петропавловск-Камчатский — Южно-Сахалинск — Москва.

СЕМИРЯГА Владимир Михайлович, родился в ГДР. Военный журналист, эксперт по вопросам безопасности и аналитик.
Находился в командировках во многих горячих точках. Печатался в газетах «МК», «Красная Звезда», «Независимая газета», «Россiя», «Труд», в журналах: «Солдаты России», «Столичный депутат», «Офицерское собрание». Автор общественно-политической газеты «Спецназ России».
Лауреат премий «Золотой венец границы» ФПС и «Золотые перья России». Награжден Крестом «За службу на Кавказе», медалями «За боевое содружество» МВД, М. Ю. Лермонтова, знаками «За службу в Таджикистане» и «За охрану государственной границы».

 

 

 

 

Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»

Ежедневно обновляемая группа в социальной сети «ВКонтакте».

Свыше 32.500 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

http://vk.com/specnazalpha

Оцените эту статью
7731 просмотр
1 комментарий
Рейтинг: 5

Написать комментарий:

Комментарии:

diuro: авто бу владивосток
Оставлен 17 Сентября 2021 18:09:29
Общественно-политическое издание