25 апреля 2024 07:56 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

История

Автор: Владислав ШВЕД
РОДИТЬСЯ РУССКИМ СЛИШКОМ МАЛО…

31 Октября 2013
РОДИТЬСЯ РУССКИМ СЛИШКОМ МАЛО…
Фото: Воинской славой покрыл себя герой Куликовской битвы, сын литовского князя Кориата (Михаила) Гедиминовича — Дмитрий Боброк Волынский, воевода князя Дмитрия Донскогою Автор картины: Виктор Маторин

ШЛЯХТА КАК МОГИЛЬЩИК ВКЛ

В 1569 году состоялась Люблинская уния, объединившая ВКЛ и Королевство Польское (КП) в конфедерацию Речь Посполитая. Новое государство обладало территорией почти в миллион квадратных километров. Ее население насчитывало около 8 млн. человек. Это было одно из самых могущественных государств средневековой Европы.

Русское царство в этот период превосходило Речь Посполитую по территории лишь за счет Сибири, но по населению (5 млн. чел) и по экономическому потенциалу существенно уступало ей. Ведь земли западных русских княжеств, ставших частью ВКЛ и Речи Посполитой, были богаче и обустроеннее земель северо-восточной Руси.

Учитывая это обстоятельство, а также то, что после смерти Ивана IV Грозного на Руси воцарилась Смута, усугубленная неурожаями нескольких лет, Речь Посполитая усилила свою экспансию. Началось с того, что польско-литовские магнаты поддержали самозванцев на русский престол, выступавших под именем Лжедмитрия.Резной герб Великого княжества Литовского

Ну, а летом 1609 года польско-литовское войско под командованием короля Сигизмунда III вторглось в пределы русского государства, мотивируя это необходимостью «установить мир и порядок». Следует иметь в виду, что поляки всегда были убеждены в своем безусловном первенстве среди славян, что якобы давало им право выступать в роли «старшего брата», готового навести порядок на землях «младших братьев».

В сентябре того же года войско коронного гетмана Льва Сапеги начало осаду Смоленска. В июне 1610-го конный корпус «крылатых гусар» гетмана Стефана Жолкевского под Клушином наголову разбил армию, посланную царем Василием Шуйским на помощь Смоленску.

Воспользовавшись этим обстоятельством, Семибоярщина свергла Шуйского и постригла его в монахи. Затем «Семь бояр» и патриарх Филарет заключили договор с королем Сигизмундом III и пригласили на престол его сына, королевича Владислава.

Дальше — больше. В ночь с 21 на 22 сентября 1610 года польско-литовские войска с согласия московских бояр вошли в Кремль. Поляки и литвины получили реальную возможность включить Русское царство в состав Речи Посполитой и создать величайшую в мире империю.

Но… Королевич Владислав не спешил принимать православие. Его отец, католик король Сигизмунд, управлял Россией от его имени. А служивые поляки и литвины, а точнее польско-литовская шляхта, засевшая в Кремле, творила такие «непотребства», что они возмутили не только москвичей, но и большинство жителей земли Русской.

В основе поведения шляхтичей лежало убеждение, что только они являются «политическим и цивилизованным народом», живущим по демократическим законам. Правда, это была демократия только для шляхетского сословия. Современник Пушкина, обрусевший шляхтич Фаддей Булгарин (урожденный Ян Тадеуш Кшиштоф Булгарин) так писал о шляхетской демократии в Речи Посполитой:

«В Польше искони веков толковали о вольности и равенстве, которыми на деле не пользовался никто, только богатые паны были совершенно независимы от всех властей, но это была не вольность, а своеволие…

Мелкая шляхта, буйная и непросвещенная, находилась всегда в полной зависимости у каждого, кто кормил и поил ее, и даже поступала в самые низкие должности у панов и богатой шляхты, и терпеливо переносила побои — с тем условием, чтобы быть битыми не на голой земле, а на ковре…

Поселяне были вообще угнетены, а в Литве и Белоруссии положение их было гораздо хуже негров…»

Русских шляхтичи считали не просто быдлом, а варварским быдлом, которое следовало «воспитывать» только «огнем и мечом». На самом деле именно «цивилизованные» вельможные шляхтичи нуждались в воспитании «огнем и мечом».

Об их поведении в Кремле свидетельствуют следующие факты. Польско-литовские шляхтичи разграбили и загадили древние церкви Кремля, невзирая на то, что там были иконы Иисуса и Богоматери, которые почитала и Римская Церковь.

Это произошло уже в начале их обоснования в Кремле. Причем эти действия не были спровоцированы вооруженным сопротивлением русских. Ну, уж когда такое началось, оккупанты не стеснялись. В марте 1611 года в ответ на начавшееся восстание москвичей шляхта без всяких колебаний сожгла пол-Москвы.

Но подлинная суть шляхетского характера проявилась позже, когда среди блокированного в Кремле польско-литовского гарнизона начался голод. Очевидцы событий описывали страшные картины. В больших чанах лежали разделанные и засоленные человеческие трупы.

Взятый в плен литовский хоружий Осип Будзила в дневнике «История Дмитрия фальшивого» писал: «…поручик Трусковский съел двоих своих сыновей, один гайдук тоже съел своего сына, один товарищ съел своего слугу; словом, отец сына, сын отца не щадил… кто кого мог, кто был здоровее другого, тот того и ел».

Напомню, что в осажденном Смоленске в 1609-1611 гг. или в блокадном Ленинграде в 1941-1942 гг. голод был не менее страшным, но до массового людоедства не дошло. Тем не менее, поляки до сих пор преподносят свое пребывание в Кремле, как великую миссию приобщения азиатской Московии к цивилизованному миру.

Говоря о Смоленске, нельзя не вспомнить, что когда 2 июня 1611 года поляки ворвались в осажденный град, то часть смолян, укрывшаяся в соборе Богородицы, совершила великий подвиг: они взорвали себя вместе с врагами. Но через год возмездие настигло и поляков.

26 октября 1612 года (по старому стилю) Второе русское ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского и нижегородского земского старосты Кузьмы Минина заставило капитулировать польско-литовский гарнизон в Кремле.

Так Речь Посполитая, обладая в начале XVII века несравненно более мощным экономическим и человеческим потенциалом, нежели Русское царство, упустила шанс стать великой державой, объединившей польские, литовские и русские земли. Но это не мешает современным польским политикам представлять виновниками всех польских бед внешние силы и, прежде всего, Россию.

 
В период своего расцвета ВКЛ было крупнейшим государством Европы, однако ставка на католический Запад привела его к гибели

Добавлю, что надменно-господское отношение к другим народам сохранилось у польских шляхтичей и в ХХ веке. В 1925 году известный польский публицист Адольф Невчинский на страницах газеты «Слово» заявлял, что с белорусами, восставшими против польского гнета, нужно вести разговор языком «висельниц и только висельниц… Это будет самое правильное разрешение национального вопроса в Западной Белоруссии». Возникает вопрос. Сколь долго могло существовать государство, в котором главным инструментом обеспечения национального согласия являлись виселицы?

Но вернемся к средневековой Речи Посполитой. Анализируя ее устройство, неизбежно приходишь к выводу, что это государство изначально было обречено на гибель. Главная причина этого таилась в польской шляхте, ряды которой пополнили литвинские бояре.

К XVII веку знаменитая шляхетская демократия в Речи Посполитой превратилась в анархическую вольность. А принцип «liberum veto» (право свободного запрета или требование единогласия при принятии законов в Сейме) привел к фактическому параличу власти — в итоге практически ни одно решение не могло вступить в силу.

Сорвать заседание Сейма мог любой депутат, или как его называли посол. Например, в 1652-м году шляхтич-посол от Упитского повета Трокского воеводства Владислав Сицинский потребовал закрыть Сейм. Депутаты без возражений разошлись! Подобным образом завершились 53 заседания Сейма (около 40 %!) Речи Посполитой.

Свою лепту в закат Речи Посполитой внес непомерный гонор польской шляхты и ее презрение к холопам и хамам, которыми шляхтичи считали всех инородцев и еретиков-православных. Такая нетерпимость вызывала неприятие у значительной части населения ВКЛ, особенно православного, которое после Брестской унии 1596 года оказалось крайне ущемленным в правах.ВКЛ по условиям Люблинской унии пришлось уступить три богатейших южных воеводства — Киевское, Волынское и Подольское. Картина Яна Мотейко

В итоге многие с надеждой смотрели на православную Московию, а наиболее решительные спасались бегством на юг, в район Запорожья, ставшего в XVI веке средоточием казацкой вольницы. Там возникло православное Запорожское казачество, которое поспособствовало закату Речи Посполитой.

Известно, что для вступления в Войско достаточно было правильно креститься и говорить по-русски, неважно на каком диалекте. Наиболее образно этот обряд описал Николай Васильевич Гоголь: «В Христа веруешь? Верую! Горилку пьешь? Пью! А ну перекрестись! Истинно христианская душа, пиши его в третий курень…»

Великое княжество Литовское, следуя в кильватере Польского Королевства, постепенно становилось его младшим партнером, теряя остатки своей государственности. ВКЛ по условиям Люблинской унии пришлось уступить полякам три крупнейших и богатейших южных воеводства — Киевское, Волынское и Подольское.

Польша сумела присвоить не только часть территории ВКЛ, но и историю пребывания этого княжества в Речи Посполитой. Во многих исторических источниках, посвященных этому государству, литовцы просто отсутствуют. Все знаковые фигуры Речи, имевшие литовское, белорусское или украинское происхождение, преподносятся как поляки. Присвоенным оказался даже девиз «От моря до моря». Между тем известно, что именно земли ВКЛ обеспечили Польше в рамках Речи Посполитой выход к Балтийскому и Черному морям.

Не вызывает сомнений, что Московская Русь для большинства православных литвинов оказалась более приемлема, так как была близка им духовно. Да, и веротерпимость в Московской Руси была несравненно выше, нежели в Речи Посполитой. Хотя и тяжела была рука московских самодержцев, но она страшила меньше, нежели ничем не обузданная гордыня и религиозно-национальная нетерпимость польско-литовской шляхты. Видимо, это и решило победу Московской Руси, а затем Российской империи в противостоянии с Речью Посполитой.

РУССКО-ЛИТОВСКИЕ И ЛИТОВСКО-РУССКИЕ КНЯЗЬЯ

Уже говорилось, что возвышение ВКЛ во многом было обусловлено русскими православными мужами, в том числе и Рюриковичами, избравшими литовское княжество своей Отчизной. Так, документально подтверждено, что Великий гетман Литовский, имевший полномочия на уровне Великого князя Литовского, князь Константин Острожский (1460-1530) свою родословную вел от киевского князя Ярослава Мудрого, то есть был Рюриковичем.

Известность Острожский получил как полководец, выигравший 33 сражения, в том числе и известную битву против Московского войска под Оршей в сентябре 1514 года. В эпитафии на его смерть инок Киево-Печерского монастыря Афанасий Кальнофойский (1638 г.) называл Острожского «Русским Сципионом», хотя для России он был литвином.

Князь Острожский, как человек православный, был похоронен в главной православной святыне — Успенском соборе Киево-Печерского монастыря. Его сын, киевский воевода Константин Константинович, прослыл в Речи Посполитой защитником православия и был запечатлен на памятнике «Тысячелетие России».

Приведу еще один любопытный факт. В 1512 году Великое Московское княжество решило вернуть Смоленск, попавший в 1404 году под власть ВКЛ. Поход возглавил московский князь-воевода Даниил Щеня, взявший город в июле 1514 года. Чуть позднее, в сентябре, литовский князь Константин Острожский попытался вернуть Смоленск под Литву. Но неудачно. Вот такая ирония судьбы.

К этому следует добавить рассказ об известном литовском гетмане Яне Кароле Ходкевиче (1560-1621). Тот известен своими походами на Москву во времена Смуты и польско-литовского нашествия. Его предком был православный киевский боярин Ходка (Фёдор).

Внук Ходки Григорий Александрович Ходкевич (1505-1572), будучи Великим гетманом ВКЛ, в 1568 году устроил типографию при православном монастыре в местечке Заблудово. Там продолжили свою деятельность московские первопечатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец. Ну, а правнук Ходки Ян Кароль Ходкевич запомнился уже как враг России.

Известно, что русско-православные корни имели княжеские роды, представители которых в течение столетий составляли правящую элиту Речи Посполитой. Это Вишневецкие, Огинские, Сапеги, Ходкевичи, Чарторыйские и графы Тышкевичи. Со временем они приняли католичество. Шляхетские вольности и блеск дворов ясновельможных панов оказались для них привлекательнее веры дедов.

Следует признать, что процесс обмена боярами был обоюдным. Могущество Руси Московской также прирастало благодаря знати ВКЛ, избравшей Москву в качестве новой Отчизны. Пример этому в XIII веке подал литовский нальшанский князь Довмонт. У него великий князь Миндовг прилюдно забрал жену. Довмонт не стерпел обиду и присоединился к заговору князей Товтивила и Тройната, в результате которого Миндовг в 1263 году был убит.

Опасаясь мести сына Миндовга Войшелка, Довмонт с вновь обретенной женой и 300 семьями ближайшего окружения в 1265 году направился в Псков. Там он крестился и принял православное имя Тимофей.

Псковское княжество в то время было форпостом российских земель и постоянно подвергалось набегам датчан и ливонских рыцарей. Военные таланты Довманта были замечены псковичами, и через год он был избран князем Псковским. Под его руководством псковичи успешно отражали набеги непрошенных гостей. Для защиты Пскова от вражеских нападений Довмонт укрепил его новой каменной стеной, которая до XVI века называлась Довмонтовой.

В энциклопедии Брокгауза и Ефрона отмечается, что «ни один князь не был так любим псковитянами, как Довмонт. Он был очень религиозен, судил народ право, не давал в обиду слабых, помогал бедным». После смерти Русская Церковь причислила Довмонта к лику святых. Его тело погребено в Троицком соборе Пскова. Там же хранятся его меч и одежда. Довмонт Псковский увековечен на памятнике «Тысячелетие России».

Помимо Довмонта, некоторые потомки литовского князя Ольгерда Гедиминовича и его братьев Нариманта Гедиминовича и Евнута Гедиминовича избрали своим Отечеством Великое княжество Московское. Их отъезд из ВКЛ был вызван политикой князя Витовта, который ради централизации государства стремился устранить удельных князей. Помимо этого, решение об отъезде определяло и то, что православную Московскую Русь Гедиминовичи не считали чуждой. Отношение к литовским князьям в Москве было более чем радушным.

Массовый отъезд православной литовской шляхты в московские владения начался уже после Витовта. Это произошло вследствие обострения конфликта между набирающим силу католическим окружением литовских великих князей и православной литвинской знатью, права которой все более ущемлялись.

В России Гедиминовичи стали второй по знатности после Рюриковичей княжеской ветвью. Практически все они, будучи важной частью русской высшей аристократии, с XV века играли видную роль во многих событиях истории России.

Воинской славой покрыл себя сын литовского князя Кориата (Михаила) Гедиминовича Дмитрий Михайлович Боброк Волынский, воевода князя Дмитрия Донского (умер после 1389 года).

В 1379-1380 годах князь Боброк Волынский успешно воевал с Литвой. Но особо отличился в битве на Куликовом поле (1380 год). Там он командовал засадным полком и удачным выбором времени нападения решил эту кровопролитную битву в пользу русских.

Известным русским полководцем времен Ивана III и Василия III был праправнук Наримунта Гедиминовича, ранее упомянутый князь-воевода Даниил Васильевич Щеня (ориентировочно 1440-1519 гг.). В 1493 году он отбил у «литовцев» Вязьму.

Позже Щеня принимал активное участие в войне с Литвой за Черниговскую и Северскую земли (1500-1503 гг.). Тогда он нанес «литовцам» чувствительное поражение под Дорогобужем. Затем Щеня бил рыцарей Ливонского ордена. И, как уже говорилось, обеспечил присоединение к Москве Смоленского княжества. Щеня увековечен на памятнике «Тысячелетие России».

Потомком старшего внука Гедимина — Патрикея Наримантовича являлся генерал-фельдмаршал Михаил Михайлович Голицын, сподвижник Петра I, отличившийся в войне со шведами. Он также присутствует на памятнике «Тысячелетие России».

Добавлю, что Патрикей Наримунтович был родоначальником княжеско-боярских родов Патрикеевых, Хованских, Булгаковых, Щенятьевых, Куракиных, Голициных и Корецких. От других Гедиминовичей пошли роды Трубецких, Бельских, Волынских и Мстиславских.

О том, какую роль играли представители этих родов, свидетельствует история рода князей Трубецких. Они ведут свое начало от внука Гедимина, Дмитрия Ольгердовича, участника Куликовской битвы. Известно, что князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, потомок Дмитрия Ольгердовича, был одним из руководителей Первого народного ополчения (1611 г.), пытавшего выбить из Москвы польско-литовский гарнизон. Он же до избрания в 1613 году Михаила Фёдоровича был правителем Российского государства.

За свою деятельность Дмитрий Трубецкой получил титул «Спасителя Отечества» и был одним из претендентов на царский престол на Земском соборе 1613 года.

Судьбы вышеперечисленных литовско-русских и русско-литовских княжеских родов показывают, насколько тесно в истории ВКЛ и Московского княжества были переплетены судьбы русских и литвинов. В этой связи оценивать противостояние исторических личностей и, соответственно, возглавляемых ими государств в тот период, исходя лишь из этнонационального признака, как это делают литовские историки, не вполне корректно. Войны тогда велись не столько по причине национальной розни, сколько за власть и влияние.«Родиться Русским слишком мало. Им надо быть. Им надо стать!» Игорь Северянин

Причем нередко враждующие были из одного родового гнезда. Но судьба, как нередко бывает, развела их. Напомним, что противостояние тверских и московских князей, имевших общих прародителей, было весьма длительным и отличалось особой жестокостью. Известно, что Михаил Ярославович Тверской, дважды (1305 и 1308 гг.) ходил походом на Москву, пытаясь взять ее под свою руку. Но так и не смог. В Москве тогда княжил Юрий Данилович, дальний родственник тверского князя.

Противостояние этих двух русских князей закончилось разборкой жалобы московского князя Юрия хану Узбеку в Золотой Орде. В результате тверской князь Михаил был казнен. Спустя два года, сын Михаила Тверского Дмитрий Грозные Очи обратился с жалобой на Юрия Московского и добился права убить того прямо в ханском шатре. В те далекие времена такие кровавые разборки не были редкостью.

Завершая тему ВКЛ, можно сделать следующие выводы. Русско-православный компонент в ВКЛ был определяющим, что позволяет оценивать историю этого государства, как существенную часть истории Руси и России. При всем негативе, которым нередко наделяют ВКЛ некоторые российские исследователи, оно немало сделало для того, чтобы население русских княжеств пережило лихие времена и впоследствии стало органичной частью Российской империи.

Очевидно, что отнюдь не случайно литовские князья Гедимин, Ольгерд, Кейстут и Витовт были увековечены на памятнике «Тысячелетие России», открытом 8 сентября 1862 года Александром II в Новгороде Великом. Это была дань уважения имперской Руси Великим князьям Литовским за их вклад в сохранение культуры, самобытности и самих народов западных русских княжеств.

Следует иметь в виду, что Российская империя повторила опыт ВКЛ, с «приязнью» вбирая в свои границы новые территории, новые народы и новые верования. Новая «кровь» давала новый импульс развитию России. А доброе отношение русских первопроходцев коренные народы Сибири и Америки помнят до сих пор.

Американские индейцы на Аляске и в Калифорнии до сих пор остались верны православию, носят русские имена, и бережно хранят добрую память о русских поселенцах. Те, уважая обычаи и традиции американских аборигенов, научили их многому.

Хотя следует признать, что приязнь приязнью, а московские пушки нередко стреляли, обеспечивая присоединение новых территорий. Однако имелись русские особенности этого процесса. Так, потомки сибирского хана Кучума, с которым воевал Ермак, в России стали именоваться князьями Сибирскими и были занесены в родословную «Бархатную книгу» российского дворянства. Новому Отечеству они служили с усердием. Потомки вождей американских индейцев о подобном не могли даже мечтать.

РОДИТЬСЯ РУССКИМ СЛИШКОМ МАЛО

Подводя итог рассуждениям о Руси Великой и Великом княжестве Литовском, следует сделать вывод. Для любого многонационального государства, и особенно для Российской Федерации, смерти подобно делать одну нацию титульной, остальные второстепенными, одну религию — державной, другие — второстепенными.

Сегодня, когда межнациональная и религиозная рознь выплеснулась на улицы городов ряда стран мира, попытки реанимировать в Российской Федерации историческое содержание терминов «великороссы» и «Великороссия» неизбежно приведет к нарастанию межнациональной напряженности.

При этом не следует забывать, что русские являются государствообразующей нацией, что возлагает на них особую ответственность за судьбу России. Но это не свидетельствует об их исключительности или первородстве. Просто ответственности у них больше.

В этой связи я еще раз хочу отметить важность предложенного Павлом Евдокимовым нового содержания термина «Великая Русь», как триединого русского народа, объединяющего русских, украинцев и белорусов, а точнее, объединяющий всех «русских» России, Белоруссии и Украины. Не случайно поэт Игорь Северянин в начале ХХ века писал: «Родиться Русским слишком мало. Им надо быть. Им надо стать!»

В пользу нового содержания термина «Великая Русь» свидетельствует и историческое развитие Руси / России. На ее территории за минувшие столетия произошло поистине вавилонское смешение наций, народностей. В этой связи напыщенное заявление некоторых русских, что они «великороссы» вызывает улыбку. Назову несколько известных фамилий, представители которых без колебаний могут быть отнесены к подлинным «великороссам». Но…

Это сподвижник Петра I, граф Борис Петрович Шереметев (1652-1719), поэт Гаврила Романович Державин (1743-1816), первый президент Российской академии наук Екатерина Романовна Дашкова (1743-1810), прославленный адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков (1744-1817), историк и литератор Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), канцлер Александр Михайлович Горчаков (1798-1883), писатель Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883), писатель Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940). Их РУССКОСТЬ, казалось бы, не вызывает сомнений.

Однако малоизвестно то, что родоначальниками этих русских были татары-золотоордынцы. Это подтверждено документально. Например, вышеупомянутый историк Карамзин происходил из крымско-татарского рода Кара-мурзы. У писателя Тургенева предком был татарский мурза Арслан Турген, а у Булгакова — ордынский хан Булгак.

Добавлю, что русские дворяне Суворовы, Апраксины, Давыдовы, Юсуповы, Аракчеевы, Голенищевы-Кутузовы, Бибиковы, Чириковы вышли из рода хана Берке, брата Батыя. К концу XX века в России насчитывалось примерно 70 тысяч дворян, имеющих татарские корни.

Татарских предков имели российские ученые Менделеев, Мечников, Павлов, Тимирязев, исследователи Севера Челюскин и Чириков, композиторы Скрябин и Танеев. Кем их считать? История дала однозначный ответ на этот вопрос. Они — великие РУССКИЕ и всегда осознавали себя русскими, при этом зная и гордясь своей родословной.

Великими русскими стали и выходцы из других народов. Всем нам известен великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он замечателен не только своими литературными произведениями, но и огромным вкладом в формирование современного русского языка. Между тем, прадедом Александра Сергеевича был «арап Петра Великого», эфиоп Абрам Петрович Ганнибал.

Не менее значительный вклад внес в формирование современного русского языка Владимир Иванович Даль. Он в 1880 году издал «Толковый словарь живого великорусского языка». Этот словарь востребован до сих пор. Отцом Даля был датчанин Йохан ван Даль, матерью — француженка Мария Фрейтаг.

Предком Михаила Юрьевича Лермонтова был прославленный шотландец Лермонт, о подвигах которого Вальтер Скотт написал балладу. В советской школе всем был известен русский писатель Денис Иванович Фонвизин, автор знаменитого «Недоросля». Он происходил из ливонского рыцарского рода фон Визен (нем. von Wiesen). Но Пушкин сказал о нем, что он «из перерусских русской».

У Казанского собора в Санкт-Петербурге стоят две бронзовые фигуры — Михаила Илларионовича Кутузова и Михаила Богдановича Барклая-де-Толли. Один — представитель древнего русского дворянского рода, имеющего татарские корни, другой — такого же старинного шотландского рода. Оба — русские полководцы, внесшие огромный вклад в победу в Отечественной войне 1812 года.

Нельзя не вспомнить и другого русского полководца грузинского происхождения — Петра Ивановича Багратиона. Наполеон считал его лучшим русским генералом. Князь сложил голову после смертельного ранения на Бородинском поле в 1812 году, отдав жизнь за Россию.

Всем со школьной скамьи известны имена датчанина Витуса Беринга, обрусевших немцев Фаддея Беллинсгаузена и Адама фон Крузенштерна. Эти мореплаватели прославили Россию, побеждая океаны и открывая новые земли. Сегодня самый большой в мире российский парусный барк носит имя Крузенштерна.

История России свидетельствует об уникальной способности русского народа привлекать на службу иноземцев, способных существенно ускорить развитие страны. Фёдор Михайлович Достоевский назвал эту способность «всемирной отзывчивостью».Восставшие грузины похоронены на так называемом Русском кладбище под гербом Союза ССР. Остров Тексел, Норвегия

Позволю себе привести несколько фамилий наших современников. Людей русских по духу, но этнически не вполне русских. Россияне хорошо помнят безвременно погибшего русского генерала Льва Рохлина, вся жизнь которого была ярким примером служения России. Его отец был евреем. Известен своей борьбой за чистоту российской культуры артист балета, дважды лауреат премии РФ Николай Цискаридзе. Его родители — грузины. Ну, о Елене Исинбаевой говорить не приходится. Она прославляет Россию не только своими спортивными достижениями. Для многих в мире она эталон русской женственности и нравственности. Ее отец — дагестанец, мать — русская.

Перечень русских «иноземцев», внесших и вносящих большой вклад в процветание России, можно было бы продолжить. Но он слишком обширен. Добавлю лишь, что «иноземцев» в России всегда делили на две категории. Тех, кто умел и хотел работать на благо России, и тех, о ком Лермонтов писал: «Смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и нравы».

К сожалению, в последнее время в России наблюдается засилье последних. Соответственно, наблюдается оживление русских этнических националистов, которые считают, что людей следует оценивать не столько по их делам и отношению к Отчизне, сколько по чистоте крови. Это тупиковый для России подход, и статья Павла Евдокимова «От РФ к Великой Руси» развенчивает его.

В этой связи несколько слов о себе. В Литве за защиту прав русских (русскими там считают всех русскоговорящих) мне грозит пожизненное заключение. Как утверждают литовские прокуроры, заочный суд по этому поводу состоится в следующем году. Однако, если исходить из логики некоторых русских националистов, мне в Литве надлежало занять позицию стороннего наблюдателя.

Ведь я только по матери (воронежской крестьянки) Логуновой Марии Ивановны чистокровный русский. А по линии отца — Шведа Николая Андреевича — в моих предках числятся: гречанка Варвара, запорожский козак Василий Грунтенко, полька Анна Хреновска и неизвестный швед, подаривший нашей семье фамилию.

Поэтому еще раз хочу отметить важность мысли, изложенной в статье Павла Евдокимова. Он делает акцент на том, что русскими являются «все, кто считают себя РУССКИМИ». Этот вывод имеет концептуальное значение для формирования современной российской политики в отношении «русских» в широком понимании этого слова.

В завершение не могу не изложить еще один факт. 7 мая 2008 года газета «Аргументы и факты» опубликовала статью под названием «А тогда мы все были «русскими». В ней рассказывалось, как с 5 апреля по 20 мая 1945 года на голландском островке Тексел шло восстание советских военнопленных грузинской национальности.

Этих пленных местные жители называли «русские». Знаменательно, что грузины паролем для восстания выбрали русские слова «С днем рождения!». «Русские» грузины мужественно сражались с нацистами. Но силы были неравны. Немцы бросили на остров авиацию и около пяти тысяч солдат вермахта.

Пленных они не брали. Сотню захваченных грузин они заставили рыть могилу, а потом расстреляли. Перед смертью грузины на русском языке пели «Интернационал». Уцелело лишь 228 восставших. Остальные похоронены на так называемом Русском кладбище под гербом Союза ССР. Страны, в годы войны не просто сплотившей людей многих национальностей, но поднявшей их в едином строю, как «РУССКИХ» на защиту свободы и независимости советской Родины. Известно, что Иосиф Сталин (Джугашвили) называл себя «русским человеком грузинского происхождения».

Россиянам не следует забывать замечательные традиции межнациональной дружбы, имевшей место в стране Советов. И возродить их в новых исторических реалиях — задача каждого истинного патриота России. 

Оцените эту статью
16315 просмотров
15 комментариев
Рейтинг: 4.6

Читайте также:

Автор: Матвей СОТНИКОВ
31 Октября 2013
«КРОВЬ НА РУКАВЕ»

«КРОВЬ НА РУКАВЕ»

Написать комментарий:

Комментарии:

Челюскин Антон, потомок мореплавателя Семёна Челюскина: Статья откровенно не понравилась. Есть некоторые факты и хронологические рамки. Действительно Сигизмунд не собирался принимать православие, т.к. рождён был католиком о остался верен своей вере. Так же как Иван Грозный в будущем приняв под свою власть Казанское и Астрахонские ханства, чьё население в количестве было не меньше всей Московии, не принял ислам. Однако в среде тюркских ханств вопрос веры был принципиальным.
Второй момент, как бы не вели себя поляки и беларусы (а в статье ярко выражена очередная пропаганда, без доказательной базы и чётких аргументов) - их призвали российские бояре, не считая политику русских самозванцев - Лжедмитрия 1 и затем Тушинского вора.
Ели трупы и в блокадном Ленинграде и поляки в Кремле и осаждённые татары в Казани и остатки рыцарей во время Ливонской войны и таких случаев в истории миллион. Это неприятно, но это объективная реальность.

НО! Основная бездоказательная ложь статьи(нет н одной ссылки и аргумента), что Челюскины - выходцы из татарского рода. Так как это касается лично моей фамилии, я много интересовался и нашёл некоторые источники из описи младших дворян города Белёв(что ныне в Калужской области), что род Челюскиных принял московское подданство при Иване 3, до того они принадлежали к литовской малой знати, либо дружине местного воеводы. напрашиваются несколько вариантов происхождения: 1. наиболее вероятный - литовско-беларуское( при правлении Витовта эти земли были отбиты у орды и сюда переселялись шляхтичи Гродненского и Лидского повета). 2. автохтонные представители древнерусского мещанства(расселившиеся во времена Ярослава Мудрого во время расширения Руси на Северо-восток) и 3. судя по неопределённому корню фамилии - еврейского обрусевшего рода, однако сам я дануу версию практически не рассматриваю, так как город Белёв не входил в зону торговых путей, на которых могли оказаться еврейские общности.
Так что, при всём уважении к татарскому этносу, фамилию Челюскин не татарского происхождения, а исконно славянская!!!
Оставлен 21 Ноября 2017 02:11:33
Летов Антон Иванович: Кивскому шляхтичу:
1. Акт агрессии аморален в самом своем начале, поэтому братская помощь вопрос всегда сложный, заметьте даже сейчас, когда в Киеве льется кровь, Мы, русские в отличие от америкосов и гейропейцев не лезем в Киев с проповедями. Русские считают себя выше других Славян, потому что сильны в своей воле жить по-своему. То, что псевдоэлиты мечутся от западничества к азиатству, как известная субстанция в проруби, на историческое народное развитие влияет несильно.
2. Царь- помазанник божий. Для Царя все бояре самые богатые и властные и самые бедные крестьяне все одинаково равны были и миловал и казнил он своей Волей. Но Царь являлся олицетворением служения Богу, имел совесть и ответственность перед народом. Царь воплощение народной совести и его суд скорее и надежней и в сто крат справедливее, чем продажные дерьмократические суды старого и нового времени. Так было на Московской Руси. На Руси власть уважали не за силу, а за правду и не уважали самую сильную власть, если она неправа. На Руси из-за этого было много народных восстаний, если не знаете, то поинтересуйтесь.
Пример из Польши того времени, относительно бедный шляхтич Хмельницкий не мог судиться на равных с польским олигархом Чаплинским, отнявшим у него и жену и Субботово. Король польский ничем помочь не мог, только попенял, что у Хмельницкого есть сабля и есть шанс навести справедливость, чем Хмельницкий и воспользовался, так как дерьмократические процедуры его могли убить напрочь.
3. Вы говорите о польской воле к свободе....Напомню, что второе народное ополчение в Московии собирали в Нижнем Новгороде без царей и олигархов обошлось, под предводительством купца Минина, призвали военноначальником Пожарского, а вы говорите защищать было нечего и некому на Руси!
4. Напомню, что после нападения воровской шляхетско-казацкой шайки на пригороды Нижнего Новгорода, Минин Встал на прилавок в торговом ряду города и призвал горожан в ополчение, затем из соседних городов в Нижний потянулись отряды городовых ополчений, затем призвали князя Пожарского, лечившегося от ран недалеко от Нижнего, затем Объединенные силы освободили Москву, в которой, в Кремле, осажденные поляки людоедствовали, кстати, все олигархи московские были заодно с панами польскими, затем князь Пожарский имевший звание верховного диктатора Руси, обеспечил проведение Земского Собора 1613 года, Добровольно сложил свои полномочия, а купец Минин, вернулся в свою торговую лавку. Вот пример поистине Гражданского подвига и служения Народу, и Пример личной скромности и стремления к обеспечению народной воли, демократии по вашему!)
5. Проигрыш татаро-монголам закончился Куликовским полем и Угрой-рекой, взятием Казани, Сибирского, Астраханского, Крымского ханств. Проигрыш под Клушиным, освобожением Москвы, объединением Московской, Малой и Белой Руси. Проигрыш под Аустерлицем и сдача Москвы, взятием, Берлина, Парижа и других столиц, поменьше. Крымская война закончилась, но через 20 лет Русские войска освободили Болгарию и Сербию от владычества турок. Россия в одностороннем порядке вышла из ограничительных договоров по Черноморскому флоту, а Англия, Франция и Германия с Австрией умылись втихую. История еще много таких примеров узнает, то ли еще будет.
Оставлен 23 Февраля 2014 11:02:40
Шляхтич: "Потомки вождей американских индейцев о подобном не могли даже мечтать."

Из-за несговорчивости с завоевателями.
Оставлен 23 Февраля 2014 03:02:20
Летов Антон Иванович: Владислав Николаевич, интересное исследование истории появления древних татар и волжских болгар Венелин провел в 19 веке, это исследование к сожалению неполное.
Согласен, что цари и политики постоянно меняли, меняют и будут менять нашу историю.
Точные науки, такие как археология и историческая генетика не могут дать информационно исчерпывающих и хронологически точных ответов, тем более о социальных и духовных сторонах жизни. Поэтому я всегда приветствую людей, занимающихся самостоятельным изучением истории Родины, своего Дома.
Оставлен 20 Ноября 2013 16:11:31
Владислав Швед: Летову Антону Ивановичу. Нет предела совершенству. Не пытайтесь объять необъятное.
История не только России, но и всего человечества, это без сомнения яркий образчик фальсификации. Но пока другой истории нет, тем более, пока не выяснено, что на самом деле представляли древние татары.
Оставлен 19 Ноября 2013 22:11:22
Летов Антон Иванович: Вот указ Царя:
"В Польское королевство и Литовское княжество, матери нашей святой восточной церкви сынам, греческого закона православным архиереям, иереям и всего священного и иноческого чина и всем православным христианам всякого чина и возраста и достояния, по городам, местечкам, селам и весям: от многих времен от святые восточные церкви к нам, чадам ее, и от всех православных христиан Малыя России моление было, да законным вспоможением, елико верным по верных достоит помогать, поможем. И вот теперь умилостивились мы и Малую Россию, православных христиан, под единого словесных овец пастыря Христа бога нашего державу решились принять. И вот теперь всем извещаем, что богохранимое наше царское величество за божиею помощию, собравшись со многими ратными людьми на досадителей и разорителей св. восточной церкви греческого закона, на поляков, вооружаемся, дабы господь бог над всеми нами, православными христианами, умилосердился и чрез нас, рабов своих, тем месть сотворил, и св. восточная церковь от гонения освободилась и греческими старыми законами красилась, чтоб за многие королевские неправды и за нарушение вечного докончания воздалась месть. И вы бы, православные христиане, освободившись от злых, в мире и благоденствии прочее житие провождали; и сколько вас господь бог на то доброе дело восставил, прежде нашего царского пришествия разделение с поляками сотворите, как верою, так и чином, хохлы, которые у вас на головах, постригите, и каждый против супостат божиих да вооружается. Которые добровольно прежде нашего государского пришествия известны и верны нам учинятся, о тех мы в войске заказ учинили крепкий, да сохранены будут их домы и достояние от воинского разорения".
На Переяславской Раде основным условием перехода под московскую руку было православное вероисповедание московитян, но первым шагом к этой победе было изгнание ереси жидовствующих из Московского Царства в 15 веке.
Оставлен 19 Ноября 2013 19:11:00
Starover: Уважаемый Антон Иванович:
Ваш комментарий мне живо напоминает подвиг Ивана Сусанина.
Оставлен 19 Ноября 2013 16:11:47
Летов Антон Иванович: Очень интересное исследование, собрано много исторических фактов, идеологический посыл понятен, хочу обратить внимание на основные тезисы автора и его мировоззренческие суждения.
Итак, основные достоинства и недостатки статьи с моей точки зрения.
Достоинства:
1. Хронологически описаны военные и отчасти политические этапы развития и взаимодействия двух государственных образований, основу которых составляли русские люди.
2. Даны факты из жизни некоторых представителей княжьих родов двух государственных образований.
3. Представлена идеологическая трактовка конфликта между Польшей и Русью, как крах националистического проекта поляков и победа интернационального проекта русских.
Недостатки:
1. Представлена мифологизированная интернациональная родословная для знаменитых представителей русского дворянства. Мифологизированная, потомучто есть много НО.
В истории русских дворянских родов есть два основных сложных момента: а) дворянство, как класс, образовалось при Петре 1, на костях срельцов и боярских порядков. Поэтому важной особенностью родословных того политического момента стало наличие, например, цесарских, шведских, датских корней.
По докладу герольдического общества из порядка 540 поданных за год родословных именитых дворянских семей, только 35 имели смелость указать своими родоначальниками старорусских предков, остальные отписались западными корнями;
б) следующий перекос возник при Николае 1, когда стало модным измышлять свое происхождение от старотатарских мурз, перешедших на службу русским князьям в пику моде на западничество. Оба этих мутных герольдических фонтана, не имеют ничего общего с реальной генеалогией.
С результатами генетического исследования современного населения России можно ознакомиться всем интересующимся и сделать правильные выводы о том насколько и кто от кого и чего перенял.
Смешанные семьи в России, терпимость к иноверцам - общепризнанный факт на Руси, но не надо пересаливать, русские не перевелись, язык и культура остались и бояться смешанных браков нет смысла.
2. К сожалению автор, рассматривая политические и военные события, не описал основ взаимотношений средневековых государств. Война - это продолжение политики, но политика это не только концентрированная экономика, но и результат
мировоззренческого и исторического народного развития.Мировоззрение в средние века стопроцентно определялось отношением к Вере в Бога. Без рассмотрения конфликта католической, униатской и православной церквей все исследования автора
теряют фундамент.В этой связи жалко, что автор не рассмотрел такой краеугольный мировоззренческий конфликт как победа над ересью жидовствующих,
эту ересь в 15-м веке на Русь занесли из литовского княжества с целью раксолоть и уничтожить Русскую православную церковь и Русское государство.
Только найдя в себе Духовные Силы победить ересь жидовствующих, Русское государство отбило притязания Западной Европы и Польских предателей славянства, смогло провозгласить себя 3-м римом, стало Империей и присоединило к себе братьев из Белоруссии и Украины.
Мощнейший идеологический удар, пошатнувший основы Русского православия (даже митрополит Моссковский был уличен в ереси жидовствующих и богоборчестве) был отбит, сейчас о таком духовном подвиге только мечтать остается.Русские братья из Украины и Белоруссии
сами решили присоединиться к Московской Руси, именно из-за общей Веры в Бога и общих целей народного развития.
3.Хочется пожелать автору в дальнейших исследованиях истории использовать не только методы диалектического материализма, кстати заведшего СССР в тупик, а народ в потребительское стойло, но и учитывать влияние Веры на поведение людей и государств.


Оставлен 19 Ноября 2013 14:11:21
Starover: Уважаемый Павел Васин

Я вас правильно понял, что русские княжества, в понимании русского человека могли быть только те, которые были вассалами Орды, а русскими князьями - только получавшие ярлык в Золотой Орде? Иначе говоря Литва - это не объединение независимых западнорусских княжеств( не плативших дани Орде), а что то такое католическое,что было создано исключительно этническими литовцами, русские там не местные, и т.д.? "Они" на "нас" нападали и нападали,а мы их победили, а нападали они потому, что не были миролюбивыми. 1408 год памятен русским не походом хана Едигея и разорения княжества Василия Дмитриевича, а условиями пограничного договора с Литвой, в котором оговаривались условия перехода(одних к другим) на службу госслужащих ? Вами используемые высказывания,к примеру "питовская оккупация Смоленска", как по мне(!), свидетельствует о не понимании исторических процессов, происходящих на территориях русских княжеств. Посыл цикла статей автора предельно прост, он полностью соответствует слову и духу описываемой им частицы истории государственности России.
1. Литва -это западнорусские княжества, оставшиеся независимыми после порабощения Золотой Ордой Киевской Руси.Это не государство этнических литовцев. Литовец,литвин "тогда", это совсем даже не то, что значит литовец сегодня.
2, Польша никакой не союзник Литвы, Польша для Литвы это то же самое, что Польша для России в 1610 году, только последствия польской экспансии были другими.
3, Просто родиться русским мало.( в тему будет ознакомиться с судьбой Прокопия Петровича Ляпунова)

"Думай казак, думай"( это я к себе)
Оставлен 17 Ноября 2013 18:11:15
Павел Васин: Здравствуйте, уважаемый Владислав Николаевич!
Я внимательно изучил цикл Ваших статей о ВКЛ. Статьи интересные, много фактов, очень интересных выводов.
Но Владислав Николаевич, должен сказать, что всё-таки я с Вами не согласен. Не стоит идеализировать Великое княжество Литовское, не стоит рассматривать его как альтернативу Москве. Это было агрессивное государство и русским всегда там жилось не очень хорошо.
Например, один князь пришел в Москву с 1700 воинами, пришел в Москву князь Дмитрий Волынский. И это тогда, когда Литва еще не объединилась с Польшей.
Да даже чистокровные литовцы перебегали в русские княжества – князь Довмонт с 300 воинами.
И Литва долгое время пыталась захватить Москву – понимала, что это её главный соперник.
Ольгерд в 1368 году напал на Московское княжество – и так жестоко разорил, что в летописях отмечено, что не хуже золотоордынцев. И спасли Москву именно крепкие стены.
В 1370 году Ольгерд, по сути, провалился, поражение под Волоколамском, а когда подошел к Москве, московские и рязанские войска стали его окружать, и он был вынужден ретироваться, да так поспешно, что не успел предупредить все свои отряды и многие из них были уничтожены князем Андреем Храбрым.
В 1372 году последовал полный провал – поражение под Любутском и перемирие на московских условиях.
Извините, в течении 4 лет 3 военных похода! Это не свидельствует о литовском миролюбии.
В 1375 году Ольгерд собирался в поход на помощь своему союзнику – Тверскому княжеству и не пошел лишь потому, что узнал, что Тверь осадили 18 русских ратей.
Фактически война с Ольгердом шла 7 лет и закончилась его поражением – его нападения были отбиты, а Тверь стала союзником Москвы и Смоленск тогда, был спасен от литовской оккупации.
В 1379 году Москва нанесла успешный контрудар.
Князь Витовт был самым опасным завоевателем, его агрессия, агрессия Литвы, была окончательно остановлена русским войсками в 1408 году на реке Угра. Но и потом были нападения его войск на Псков в 1426 году и на Великий Новгород в 1428 году. При чем, если Новгород откупился серебром, то при нападении на Псков литовцы (а с ними были поляки, чехи, татары) потерпели поражение.
Потом была целая серия Русско-литовских войн – 1487-1494, 1499, 1500-1503, 1507-1508, 1512-1522, 1534-1537.
Литва объединилась с Польшей и противостояние с Россией продолжилось. И вновь в итоге победила Россия. Польша была разгромлена и даже стала частью Российской империи. И, слава Богу, что Москва и Россия оказались сильнее. Не думаю, что католическая альтернатива была бы лучше для России.

С уважением,


Оставлен 17 Ноября 2013 10:11:13
Михаил: Статья-то с "двадцать пятым кадром", как бы непритязательной вставочкой. - Оказывается, "великороссы" - это уже не часть народа, а "термин, которому нежелательно возвращать историческое содержание". - "А то нарастет межнациональная напряженность." - А где она, эта напряженность, нарастет? - На улицах РУССКИХ городов? Или в РУССКИХ деревнях? - Между кем и кем? - Для возрастания напряженности нужно обязательное наличие двух сторон. - То есть

АВТОР ОТКАЗЫВАЕТ РУССКИМ В ПРАВЕ ИМЕТЬ СВОЮ СОБСТВЕННУЮ ЗЕМЛЮ! В которой они - хозяева.

Почему так важны именно земли, населенные ТОЛЬКО ЭТНИЧЕСКИМИ русскими, где ТОЛЬКО ЭТНИЧЕСКИЕ русские - хозяева? Потому что как-то так получается, что раз за разом развал страны происходит после прохождения во власть "русских по духу" чужеземцев. Объединяющим центром остаются лишь земли, населенные этническими русскими. А они постепенно сокращаются и сокращаются... под яростные требования дать равные права инородцам.

ПОЧЕМУ АВТОР НЕ ПРИЗЫВАЕТ К РАВНЫМ ПРАВАМ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ? - Ведь это, в основном, исконно русские земли, переданные инородцам коммунистами меньше ста лет назад. ПОЧЕМУ ПРОХОДНОЙ ДВОР НАДО УСТРАИВАТЬ ТОЛЬКО НА ЗЕМЛЕ, НА КОТОРОЙ ЕЩЕ СОХРАНИЛИСЬ ЖИВЫЕ РУССКИЕ ЛЮДИ?

И, "на закуску", цитата из произведения упомянутого автором "великого русского историка Карамзина".
-"Угодно ли вам видеть кишки святого Бонифация, которые хранятся в церкви святого Иоанна?" - спросил у меня с важным видом наемный слуга. -"Нет, друг мой! - отвечал я. Хотя святой Бонифаций был добрый человек и обратил в христианство баварцев, однако ж кишки его не имеют для меня никакой прелести." - Карамзин Н. М. "Письма русского путешественника."

Про промышленный шпионаж "по духу русского" управляющего уральским заводом, передавшего чертежи паровой машины Ползунова в Англию, где позже была "изобретена" паровая машина Уатта, надо напоминать?

А, впрочем, непредвзятый человек сам видит "пользу" инородцев "по духу русских". А нежелающим видеть - не объяснишь.
Бесполезно.
Оставлен 14 Ноября 2013 21:11:33
AlexV: Совершенно верно, Старовер, потому и особая благодарность автору за статьи. Поскольку, видя повсеместное неприкрытое, мягко говоря, искажение истории, иногда, начинаю сомневаться в трезвости своего, если не ума, то понимания того, где ложь, а где правда. Конечно, показывать эти статьи "истинным литовцам" бесполезно, но, по крайней мере, вдумчиво ознакомившихся с ними будет труднее одурачить.
Оставлен 13 Ноября 2013 20:11:50
Starover: AlexV: у.

"Песня" не про них. Цикл статей предназначен для нас, русских. Какой может быт русский ответ современным прихватизаторам истории и культурного наследия русского мира?
В статье автора описан реальный эпизод истории, когда будущая супруга великого князя ВКЛ Витовта смоленская княжна Анна Святославовна спасла его от верной смерти, вызволив из темницы Кревского замка. Это же сюжет для для приключенческого фильма, Голливуд здесь отдыхает. А ведь Витовт для современных литовцев это как Ленин для коммунистов. Я спрашивал у самых отъявленных националистов, участников Литовских маршей (есть такие), кто такая святая Анна и почему ей построен храмовый комплекс в самом центре старого города Вильнюса. Ответа не получил. Та часть истории,которая не вписывается в мировоззрение современного литовца, просто не интересна, а то и не безопасна.В лучшем случае,будут принимать за дурака.
Надо только научиться уважать свое прошлое, найти способ говорить на ты с очевидцами событий минувших дней. Литература, театр,кино, памятники, да и наконец сама система образования.Работы непочатый край.
Оставлен 12 Ноября 2013 17:11:45
AlexV: Старовер, к сожалению, в Литве нынешней историком можно быть только будучи в "курсе политике партии" (понятно какой). Т.е. то, от чего бежали, "добывая независимость", нынешние "отцы литовского государства", теперь цветёт не менее буйным цветом в "республике победившей демократии".
Оставлен 12 Ноября 2013 16:11:34
Starover: Многие из читателей конечно же знают, а наверняка есть и такие, которые закончили ВВКУРЭ. Так вот, сейчас на его месте военная академия, проректором которого является (внимание!) историк по образованию профессор В.Ракутис. Неделю назад он предался горестным размышлениям, что литовская общественность СЛИШКОМ ПОЗДНО заметила угрожающие "тенденции" в трактовке исторического прошлого Литвы в соседнем государстве. "Тенденции" грозят устоям, самому идеологическому основанию современного государства литовцев.Самое интересное,что угроза исходит от ..., вот и не угадали, от белорусов!!! В преамбуле Литвы Конституции 1992 года заявляется: «Литовский народ, создавший много веков тому назад Литовское государство, основывая его правовой фундамент на Литовских Статутах и Конституциях Литовской Республики…»
Иными словами -"Литва для литовцев!",потому что все здесь создано исключительно ЛИТОВЦАМИ. Это нацизм, в самом откровенном своем проявлении. Но для этого нужно подтасовывать историю, переписывать ее до неузнаваемости. Для неандертальцев подобное может быть и прокатило, но как быть со нехорошими соседями, которые (о мама!) заявляют,что литовцами на самом деле являются они, а не те, которые сегодня приватизировали историческое наследие Литвы. Для титульной нации Литвы настоящий шок, когда белорусы заявляют, что литвины(литовцы) на самом деле они.Можно провести опрос на улицах современной Вильнюса, задавая только один вопрос - как называлась Великое княжество Литовское(ВКЛ)? Если вы попытаетесь разъяснить,что оно называлось(его полное название) Великим княжеством Литовским, Русским и Жемойтским(ВКЛ), то вас могут посчитать диверсантом и обратиться в полицию. Думаю,что вас обязательно обвинят, как минимум в попытке переформатирования сознания.
Историческим наследием ВКЛ титульная нация страшно гордиться. Современные белорусы, указывая на свое историческое название(литвины,литовцы), ввергают своих соседей в шизофреническое состояние. Если цикл статей автора сегодня представить в Литве, то пожизненное автору уже грозить не будет - таких только под расстрел.
Признаюсь честно.Всегда считал Владислава Николаевича талантливым человеком, но такой блестящей работы от него не ожидал. Описано действие каждой шестеренки привода исторических процессов, которые происходили в западных русских княжествах. Дано простое и логичное объяснение заявлениям литовских князей- «Вся Русь должна принадлежать Литве!», да это ведь по сути освободительный призыв русского народа- "Хватит кормить Орду!".
В принципе, комментарии на такую статью, должны занять гораздо больше места ,чем весь цикл статей. Уверен,многим есть что сказать, ведь здесь описаны зарождение и проанализированы причины Смуты в западных русских княжествах. Смуты,которая продолжается.
Оставлен 11 Ноября 2013 23:11:27
Общественно-политическое издание