19 марта 2024 12:28 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Критика

Автор: Дмитрий БЕЛЯЕВ
СТАЛИНГРАД – 2013

31 Октября 2013
СТАЛИНГРАД – 2013

МОДА НА ГЛЯНЕЦ ПРОШЛА, ПРИШЛО ВРЕМЯ ИСКАТЬ СМЫСЛЫ

Последнее время многие ожидают чего-то нового от громких премьер. Но по какой-то зловещей иронии они оборачиваются сплошным разочарованием. Трудно без сожаления вспоминать, какие чувства испытали знающие историю своей страны люди, когда смотрели продолжение «Утомлённых солнцем».

ПОСЛЕ МИХАЛКОВА

Фильм — на грани «научной фантастики» — вобрал в себя все русофобские мифы. Каждый русский в нем был или пьяницей, или трусом, или идиотом. Картина, а точнее обе ее части, стали примером того, до каких чертиков можно добороться со своим собственным прошлым.

Но, снимая фильм о Сталинграде, Фёдор Бондарчук заявил, что осмыслил все ошибки Никиты Михалкова. Так ли это на самом деле? Со вчерашнего дня показы этого фильма начались по всей стране.

Начнем с того, что Бондарчук позиционирует себя как режиссер блокбастеров — «9 рота», «Обитаемый остров», «Шпион». Поэтому ожидать какой-либо исторической достоверности не приходится. Фильм производит впечатление качественно снятой картины. Но только снятой — картинка на уровне пресловутого Голливуда. Однако речь не идет о сценарии.

«Бондарчук заявил, что внимательно изучил недостатки предыдущих военных картин, понял, от чего именно устал зритель, и идти вслед за Михалковым не собирается.

— Мы снимаем эмоциональное кино для молодых людей, которые любят смотреть фильмы в кинотеатрах, — заявил продюсер картины Александр Роднянский. — Мы не делаем идеологическую, дидактическую картину, а просто делаем кино, которое заставит переживать и плакать. Это универсальная история о людях, о том, как жить в условиях войны и как умирать достойно, если суждено умереть».

В принципе, не стоит ожидать большего, нежели сами авторы в картину закладывают.

Многие разразились праведным гневом после просмотра картины. Во время сеанса в зале присутствовал ветеран Великой Отечественной войны, который то и дело во весь голос кричал: «Нет! Это не правда! Такого не было!»

Еще бы, ведь одна из основных сюжетных линий — любовь между «благородным нацистским офицером» и «русской потаскухой».

Заранее было ясно, что Бондарчук начнет двигать свою киноленту на международную арену. Зачем создавать такой образ русской женщины?!

Весь фильм, за исключением пары сцен, снят в отдельно воссозданном районе. И это за бюджет в $ 30.000.000! Отцу Фёдора, Сергею Бондарчуку, не нужны были такие сумасшедшие денжищи, чтобы снять прекрасные с исторической точки зрения аутентичные фильмы «Они сражались за Родину» и «Судьба человека».

С тридцати же миллионов долларов мы получаем парочку компьютерных сцен с высоты птичьего полета, кусочек переправы и целый воссозданный район, где разворачивается несколько любовных сюжетов.

«ОБРАЗ» РУССКИХ ЖЕНЩИН

Вопрос к авторам сценария. Вы локализуете Сталинградскую битву до одного двора, следовательно, из тысяч оставшихся в живых жителей Сталинграда (напомню, что из 900.000 проживающих на момент начала нацистами бомбардировок в живых осталось только около 40.000 жителей), вы показываете наиболее характерные образы, сведя все к десятку персонажей.

Зачем вместо тех русских женщин, которые честь предпочитали жизни «по-немецки», вы позволяете себе четверть времени фильма показывать сцены предательства, причем не только морального, но и физического? И это на весь мир.

Миллионы людей по всему миру (которые не знают подлинной истории Второй Мировой, кроме как из фильмов), посмотрят картину, и у них останется в голове четко сформированный образ, что ровно половина (т. к. любовных линий в фильме две) русских женщин ложилась под фрицев, а вторая половина — сожительствовала с советскими солдатами в пропорции пять к одному.

Да ведь Бондарчук решил задействовать «гениальный» прием: фильм начинается с… Фукусимы. Отряд МЧС прибывает на место катастрофы, чтобы спасти жителей разрушенного дома, оказавшихся под обломками. Старый 70-летний офицер рассказывает по телепередатчику находящимся под обломками девочкам историю своей жизни. У него было… пять отцов… в Сталинграде.

Это нам, русским людям, может быть понятно, что имеется в виду некоторое духовное опекунство над его молодой матерью пяти солдат. Но ведь в фильме каждый второй солдат так и норовит «воспользоваться» бедной найденной в занимаемом доме 19-летней девчушкой. Западный же обыватель к духовным тонкостям не приучен, поэтому пять отцов он будет воспринимать в буквальном смысле. История достойна Маши Гессен, у нескольких детей которой тоже пять отцов.

Нацистский капитан Канн, кавалер железного креста, представлен как доблестный рыцарь, которого «русские свиньи» довели до отчаяния. Вообще через весь фильм проходит эта нить — доблестные тевтонские рыцари против русских варваров, которые «воюют не по чести».

«Для русских это не битва, это месть» — говорит наш «благородный» капитан Канн, как бы забывая о том, какие зверства творили нацисты на территории СССР со славянским населением.

СУХОЙ ОСТАТОК

Не буду отнимать у вас много времени, сразу подведу итог. Сухой остаток после просмотра.

Во-первых, «мы снимаем эмоциональное кино для молодых людей». Продюсеры сказали все еще до премьеры.

Во-вторых, фильм рассчитан на тех, для кого настоящая история большой роли не играет. Не надо принимать его за исторически аутентичный фильм.

В-третьих, зрелищно, но не более. Картина для обывателя. Посмотрел и забыл.

В-четвертых, для фильма о Сталинградской битве слишком мелкий масштаб действий — два дома друг напротив друга, да пара компьютерных сцен.

В-пятых, фильм лучше, чем «Предстояние». Уровень оплёвывания прошлого в нем ниже. Бутафорских сцен в нем нет. Русские — не пьяницы и не трусы. Конечно, «звери» не подстать немецким рыцарям. Но все же… не идиоты.

В-шестых, картина отдает душком мифотворчества и порочит честь русской женщины в Великой Отечественной войне.

В-седьмых, она снята по современным лекалам блокбастеров, ожидать откровений от него не стоит.

В итоге можно заключить, что Бондарчук отчасти прав, а отчасти ошибся, сказав, что знает, от чего устал зритель. Да, в фильме нет зловредного мифа, когда половина страны сидит, а другая половина ее охраняет. Он прав, что не стал муссировать эту надоевшую всем тему.

Однако все устали от фильмов с ограниченным смыслом, от «эмоционального кино для молодых людей». Лучше картинку попроще сделать, поменьше эффектов, но вложить в дюжину раз больше смысла. Как это было в старых советских фильмах, которые снимал отец Фёдора, Сергей Бондарчук. Вот тогда-то, действительно, отношение к современному кинематографу изменится.

Мода на глянец прошла, пришло время искать смыслы.

Я не отношусь к числу тех, кто призывает бойкотировать фильм. Это личное дело каждого — ходить или не ходить на просмотр. Но помните, что этот фильм не претендует быть «идеологическим и диалектическим», со слов самих авторов.

 

Поэтому, если вы ищите чего-то большего, то посмотрите следующие фильмы: «Битва за Сталинград» (1943 год), «Они сражались за Родину». И еще порекомендую «Судьбу человека» — фильм Сергея Фёдоровича Бондарчука, его творческий кинематографический дебют. 

Оцените эту статью
10911 просмотров
7 комментариев
Рейтинг: 4.6

Написать комментарий:

Комментарии:

валентин алексеевич: солидарен полностью
Оставлен 28 Декабря 2013 16:12:19
владимир: воспитанный на голивудских стрелялках от него нечего было ожидать больной на голову
Оставлен 12 Декабря 2013 20:12:53
Артур: Согласен, но не во всём. Всё же фильм не так плох, как считает автор. Могло быть и хуже. Если сравнивать с голливудским "Враг у ворот", то "Сталинград" - в 100 раз лучше.
В фильме показаны бои диверсионных групп, масштаба сталинградской битвы и правда нет, спецэффектов могло бы быть и побольше. Зато игра актёров очень дажне неплоха...
Про "русских женщин" даже писать не хочется - в фильме о войне эти любовные драмы вообще ни к месту.
Оставлен 21 Ноября 2013 16:11:29
Евгений: Так пусть назовет его не Сталинград, а как нибуть подругому !!!
Оставлен 21 Ноября 2013 12:11:58
Андрей: Спасибо за статью! Читал с удовольствием.
Оставлен 20 Ноября 2013 12:11:37
Михаил Митаев: С. БОНДАРЧУК- это гениальный режиссер. И. Скобцева- актриса, воплощение русской женщины. А Федя- ублюдок, не их сын, иначе ему было бы совестно. Большего внимания и не достоин.
Оставлен 11 Ноября 2013 13:11:35
вася: а хреналь от паркетного "кавалергарда" ждать? это кино ))) достойно обсуждения спецов по эффектам ))
Оставлен 8 Ноября 2013 23:11:59
Общественно-политическое издание