15 октября 2018 18:04 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

ОПРОС

Чем для Вас являются события «горячей осени» 1993 года в Москве?

АРХИВ НОМЕРОВ

Репортаж

Автор: Елена БАДЯКИНА
ТЕРСКИЙ РУБЕЖ

31 Января 2013
ТЕРСКИЙ РУБЕЖ
Фото: Терские казаки — исконные жители Кавказа

Незадолго до отправки в отставку президента Дагестана Магомедова я побывала в этой республике, с которой связано столько воспоминаний, где жили и похоронены мои родные. Обстановка там тревожнее день ото дня. Но разговор о Дагестане — впереди. А сейчас хочу поделиться путевыми раздумьями по дороге туда и обратно.

КАЗАЧЬИ ЗЕМЛИ

Сколько раз в детстве я проезжала по этой трассе, в гости к маминой сестре — тете Лиде. Так хотелось поскорее попасть на Каспий! Нередко ехала одна: родители сажали на поезд или в автобус, а в Махачкале уже встречала тетя. Не было ни страха, ни опасений, что с ребенком что-то случится.

Названия населенных пунктов, расположенных вдоль трассы, звучали как песня: Алпатово, Капустино, Мекенская, Ищёрская, Калиновская, Старо-Щедринская, Червленная-Узловая, Наурская, Гребенская… Исконно русские, казачьи старицы, воспетые еще Львом Толстым в его «Казаках», в стихотворениях Пушкина, Лермонтова.

Выходцами из этих мест были многие прославленные деятели науки и культуры, к примеру, великий русский пианист, дирижер нью-йоркского филармонического оркестра Василий Сафонов, дочь которого, Анна Тимирёва была гражданской женой Колчака. Из казачьих земель вышло и немало талантливых военачальников. Но, пожалуй, самым известным был атаман Наурский, Ищёрский и Галюгаевский Емельян Пугачёв, памятник которому установлен в одном из парков Моздока. В 1771 году он бежал с Моздокской гауптвахты, чтобы вскоре возглавить народное восстание.

В дореволюционное время территории нынешних Наурского и Шелковского районов были частью Терской области и входили в казачьи отделы. Станица Наурская была частью Азово-Моздокской линии еще в 70-х годах XVIII века. Однако в начале 1920-х Терская область была упразднена и раздроблена на несколько частей для «развития» национальных республик. Кабардино-Балкарии достался Прохладненский район, ингушам — Сунженский, Карачаево-Черкесии — станицы Зеленчукская и ряд других. Дагестану — Кизлярский округ, а Моздокский район был в 1944 году отторгнут от Ставропольского края и через тонкий перешеек прикреплен к Северо-Осетинской АССР.

Но самый щедрый подарок сделал ЧИ АССР генсек Хрущёв, подаривший республике два богатейших казачьих района — Наурский и Шелковской. С распадом в 1992 году Чечено-Ингушской АССР на два отдельных субъекта, эти земли должны были автоматически возвратиться в состав Ставрополья. Вместо этого, тогдашние власти Чечни начали решать этот вопрос по принципу — нет человека, нет проблем. Начался настоящий геноцид в отношении русского и казачьего населения.

Только по официальным, сильно заниженным данным, к примеру, существовавшего в тот период Министерства по делам национальностей и региональной политике РФ, в Чечне за период с 1996-го по 1998 год было убито более 21 тысячи русских. А число изгнанных вообще не поддается никакому исчислению, это, приблизительно, более трехсот тысяч человек. И, если чеченцам за утраченное имущество выделялись компенсации в размере 360 тысяч рублей, то русским беженцам полагалось в три раза меньше — 120 тыс. рублей. На эти деньги не то что обустроиться, закрепиться на новом месте невозможно.

Многие русские, бежавшие из Чечни, равно, как и армяне, украинцы, кабардинцы, так и не смогли обжиться в новых краях, пополнили ряды бомжей или умерли до срока.

ГРЕБЕНСКОЕ БРАТСТВО

Трагедия, происходящая на наших глазах, так и не получила должной правовой оценки. В то время, как российские и западные правозащитники не переставая горланят о «зверствах режима» по отношению к некоторым кавказским народам, припоминая России даже Кавказскую войну XIX века, подлинную трагедию казачества и русского населения Чечни они предпочитают не замечать.

Двойные стандарты особенно очевидны, когда речь идет об интересах России. Нередко от таких вот «омбудсменов» приходится слышать, что русские на Кавказе — оккупанты и жалеть их нечего…

Специально для этих господ хочу дать небольшую историческую справку. Поселения русичей на берегах Каспия видел еще князь Олег во время своих походов в 943-45 гг. А казаки, считающиеся потомками сарматских племен, смешавшихся с пришлыми гуннами, жили в этих краях еще с незапамятных времен. Сообщения о них есть в хрониках X-XII веков. В конце XV века в состав этого народа влились бежавшие на Кавказ «сторожевые казаки» и крестьяне Великого княжества Рязанского.

Воеводы Ивана Грозного после завоевания Астраханского ханства (1556 г.) встретили на Тереке издавна живших там казаков и заключили с ними военный союз. И поскольку казаки селились на восточных и северных склонах Терского хребта, т. н. «гребнях», они получили название «гребенские».Храм Архангела Михаила в Грозном основан в конце XIX веке терскими казаками. Освящен в 1868 году. Был одной из двух действующих церквей в Чечено-Ингушской АССР

Гребенцы оказали немалую помощь царским военачальникам при строительстве пограничной крепости Терки (Терского городка), основанного в 1567 году в устье реки Сунжа, а затем в 1599 году перенесенной в устье реки Терек близ впадения в него притока Тюменки.

В эти края в XVI столетии переселились и донские казаки c реки Калитвы, а с конца века прибыло немало казаков с Волги, Хопра. Они составили «низовое», терское казачество, возникшее позже гребенского. Официальной датой образования Терского казачьего войска считается 1577 год.

Казачьи поселения не раз подвергались набегу горских и кочевых племен, безжалостно истреблявших казаков, бравших их в плен. В 1685 году терские казаки были временно оттеснены с гор, а в 1707 году большинство старинных казачьих городков было уничтожено кубанским султаном Каибом. В 1712 году уцелевшие гребенцы расселились в низовьях Терека.

Во время персидского похода Петра I в 1722 году на реках Астрахани и Сулаке были расселены донские казаки с семьями, получившие название Астраханского войска (позже — «семейного войска»). В том же 1732 году была основана крепость Кизляр.

При поддержке терских казаков в период с 1735 по 1850 годы была возведена целая полоса станиц и военных укреплений, таких как Моздок (в этом году мой родной город отметит свое 250-летие), крепость Грозная, Владикавказ, Георгиевская, Усть-Лабинская, Екатеринодар.

В 1763 году была создана Азово-Моздокская линия, а в 1860 году образована Терская область. Причем казаками считали себя не только этнические русские, но и представители других народов, принявших православие и образовавшие Горский казачий полк.

В 1894 году численность терских казаков составляла 162 тысячи человек, а в 1916 году их было уже 255 тысяч. Проживали они в 70 городах, станицах и хуторах Терской области, были не только замечательными воинами, но и прекрасными земледельцами, виноградарями, охотниками и рыболовами. Во главе войска стоял наказной атаман, он же являлся начальником Терской области.

РАВНОДУШИЕ ВЛАСТИ

В XX веке история терского казачества была поистине трагичной. Казаки подверглись безжалостному истреблению, были изгнаны с родной земли. В результате «расказачивания» тысячи семей были сосланы в Сибирь, а их дома захватывали горские «пролетарии», сиречь бандиты. Но когда в 1944 году депортировали уже самих представителей горских народов, власть отнеслась к ним намного гуманнее, чем к казакам, позволив брать с собой и теплые вещи и скот.

Если переселение горцев принято считать «преступлением режима», — а потомки депортированных получили солидные компенсации, их республики приросли исконно казачьими землями, — то геноциду казачества и русского населения Кавказа так до сих пор нет должной оценки. Равно как не получили компенсаций за утраченное имущество и потомки изгнанных с родных земель казаков.

Более того, с приходом к власти Джохара Дудаева русские вновь подверглись беспощадному истреблению. Обезлюдели казачьи станицы. Особенно трагична участь русских жителей Грозного (напомню, русской крепости, основанной в 1818 году) и обитателей Наурского и Шелковского районов. Головорезы не жалели ни детей, ни стариков.

В своей статье «Русские на Тереке» («Спецназ России», № 10, 1999 г.) я рассказала, как был зверски убит последний русский житель станицы Шелковская. 90-летнего старика, не сумевшего заплатить боевикам продуктовую дань по причине полного отсутствия продуктов, озверелые боевики закололи ножницами для стрижки овец. К сожалению, факты массового истребления русского населения Чечни всячески замалчивались. Наши СМИ воспевали боевиков, представляя их чуть ли не «борцами за свободу».

После подписания т. н. Хасавюртовского мира истребление казаков и русских стало массовым явлением. По сути, эти земли стали нашим русским Косово, но об этой трагедии не принято вспоминать и говорить. Хотя ненаказанное зло, как известно, влечет новые преступления.

С восстановлением т. н. «конституционного порядка» у чудом уцелевших жителей этих районов забрезжила надежда, что наконец-то прекратится истребление русских. Но оно продолжилось и при новой власти. В 2003 году вместе с жителями станицы Ищерская я хоронила 47-летнего потомственного казака Николая Ложкина, похищенного и зверски убитого боевиками. Преступление это, как и многие другие, так и не было раскрыто. Зато российских офицеров, обвиняемых в убийстве «мирных жителей», наша безжалостная Фемида карала быстро и жестоко.

Казачество Наурского и Шелковского районов после похищения Николая Ложкина (тогда люди еще не знали, что он уже убит) приняли обращение к российским властям, которое даже сейчас, спустя десять лет после его написания, невозможно читать без волнения. Хочу процитировать выдержки из текста обращения.

«Мы, русские, проживающие к нашему несчастью и по злой воле судьбы на территории Чечни, безмерно уставшие от безропотного ожидания своей участи, принимаем это обращение, чтобы заявить всем, кто способен нас услышать, что мы прекращаем быть удобной для власти частью населения, которую принято не замечать во имя сиюминутных политических планов…

Расцениваем похищение атамана Ложкина как сигнал о том, что вновь вернулись те времена, когда русские были легкой добычей бандитов, наше имущество безнаказанно разграблялось, наш труд безвозмездно эксплуатировался, а людей с легкостью лишали жизни. Это время вновь вернулось с теми, кто глумился над нами, а сейчас носит милицейскую форму, с теми, кто перекрасился, сменив бандитские регалии на партбилеты «Единой России» и чиновничьи портфели, с теми, кто ошалев от безнаказанности, грабит страну, присосавшись к дыре в бюджете под названием «восстановление Чечни».

Мы устали высматривать в большой политике Кремля и Грозного хоть что-то, что могли бы расценить, как благодарность за пролитую кровь, покалеченные и утраченные жизни, украденное и отобранное у нас имущество и спокойствие за судьбы детей, за нашу помощь замерзающим «федералам», за непоколебимую преданность Родине, которая действиями властей в очередной раз предала нас, плюнув в душу. Нам надоело смотреть на комические потуги применить общероссийские стандарты жизненного уклада к Чечне. Противно смотреть, как амнистированные банды заканчивают дележ Чечни…

Мы пришли к выводу, что законопослушное ожидание светлого будущего в конце концов приведет к полному выдавливанию нас из наших станиц. Мы хотим, чтобы из Москвы хоть кто-нибудь сказал, для чего мы здесь. Мы хотим, чтобы у властей нашлось мужество сказать: «В наши планы не входит забота о русских, поскольку в настоящее время это политически невыгодно».

Если мы услышим такие слова, то потребуем, чтобы нас организованно вывезли отсюда вместе с названиями наших станиц, обеспечили жильем и работой. Мы не желаем мыкаться по стране в поисках пристанища и хлеба, как наши, ранее уехавшие земляки. Если вы скажете, что Россия нуждается в нас здесь, будьте готовы к честному диалогу, кропотливой работе, непопулярным решениям…

Мы не успокоимся, пока не начнется работа с нашими представителями над разрешением проблем русских в Чечне. Мы не успокоимся до тех пор, пока власть официально не признает, что в Чечне должна быть специальная политика федерального центра по отношению к русским и не приступит к ее реализации. Ждем ответа и оставляем за собой право на акции протеста, если наши требования будут в очередной раз проигнорированы».

Под тем обращением стояло более трехсот подписей. Но своеобразным ответом на него стало убийство одного из авторов – Михаила Мельникова и его больной сестры Веры. И люди поняли, что им нечего ждать от властей. Станицы покинули почти все, кто здесь жил, чьи предки возводили тут дома и заводы, возделывали землю и растили скот. Все имущество исконных обителей притеречных земель перешло в руки новых хозяев. Интересно, как живется им в захваченных домах, часто обагренных кровью их хозяев? Не грызут муки совести? Впрочем, вряд ли.

ЗАДУМАТЬСЯ О БУДУЩЕМ

И вот еду вновь по знакомой трассе. Названия станиц — те же, но только не видно больше русских лиц на их улицах. Изменился и их облик. Вместо традиционных саманных хаток и аккуратных кирпичных домов — обложенные дорогим красным кирпичом дворцы с огромными заборами. Лишь в станице Гребенская вижу полуразвалившийся казачий домик, хозяина которого, скорее всего, постигла трагическая судьба. Не осталось в станицах и русских церквей…

Справедливости ради следует сказать, что нынешний руководитель ЧР Рамзан Кадыров проявляет определенное внимание к «русскому вопросу», пытается привлечь в республику русских специалистов. При нем был восстановлен Храм Архангела Михаила в Грозном, разрушенный во время боевых действий. Но только молиться там уже некому.

О многовековом русском присутствии на этой земле напоминают лишь чудом сохранившиеся русские кладбища. Наверное, скоро не останется даже этих скромных могилок с православными крестами. Будут лишь прежние названия у станиц на терских берегах, напоминающие о былом величии терского казачества, но не будет самих русских и казаков.

Пора бы понять, что без русского народа, его мудрого, объединяющего начала нет будущего и у ныне здравствующих народов, любящих попенять России за ее «имперское прошлое». Только пусть знают, что вместо покидающих регион русских сюда придет бесконечная межплеменная бойня. И новые хозяева, которые будут управлять этими междоусобицами. Пора бы местным националам, опьяненным своими «успехами» и временной слабостью России, задуматься над своим будущим, которое вряд ли будет радужным. Ибо сотворенное зло имеет свойство возвращаться по принципу бумеранга.

При повреждении здания на трещины устанавливают особые скрепы, т. н. «маячки», разрыв которых сигнализирует о скором обрушении дома. Наурский и Шелковской районы — своеобразные «маячки», предупреждающие русских людей о грядущих вызовах времени. Без сохранения русского присутствия на Кавказе не будет и самой России. Чтобы понять это, надо побывать в покинутых казаками станицах.

У станицы Калиновская замечаю внезапно вылетевшего из заснеженных камышовых зарослей белого аиста. Водитель-чеченец, на маршрутке которого возвращаюсь из Махачкалы, проводил величественную птицу грустным взглядом: «Наверное, ранили его, вот и остался, не улетел». И вдруг я подумала, что не птица это, а мятежная казачья душа, которая кружит над родными краями и никак не хочет, не может их покинуть. Ибо Родина, как и мать, одна.

 

Оцените эту статью
5666 просмотров
9 комментариев
Рейтинг: 4.7

Написать комментарий:

Комментарии:

ЕСБ: "разговаривая с чеченцем - тот сказал - мы знаем что Русские вернутся и отомстят." --------- Когда верхи будут основательно подчищенны , а измена и предательство политиков будут наказываться смертью и безжалостным истреблением , вот тогда можно будет Русским вернуться на Кавказ без страха что правительство предаст народ и Армию , тогда и геноцид Русских на Кавказе можно будет расследовать и истреблять после суда поголовно всех кто участвовал в убийствах и истязаниях Русских на Кавказе , тогда и возвести в правило высказывание Ермолова " Лучше от Терека до Сунджи оставлю пустынные степи нежели потерплю разбой в тылу наших укреплений " . И если бы не обоссавшиеся правящие круги Петербурга после восстания декабристов, под предводительством Ермолова казаки истребили бы на корню воинствующих горцев и не было бы резни и вытеснения Русских с Кавказа которое произошло за последние 30 лет . Ермолов и так за десять лет правления на Кавказе напугал горцев на век, что они массово начали поднимать голову только в прошлом веке . А задержись Ермолов еще лет на 15-20 на Кавказе, то оставшиеся горцы бы еще лет 100-150 массово боялись бы поднять голову и пойти против Русских . Но пока, увы , у нас продажное правительство и вытекающие из этого последствия, Героя России Юрия Дмитриевича Буданова отдали под суд который лишил его всех званий и наград , а ваххабита Кадырова награждат орденами и медалями называют в его честь улицу Москвы и делают из него "героя" . Придет ли когда либо такое время ,когда эти все холено-лоснящиеся рожи предателей и изменников будут показывать не в кабинетах в Думе и Кремле после или во время заседаний , а в тюремных камерах перед расстрелом ?
Оставлен 25 Июня 2013 16:06:12
Олег: Brangwin, служилое сословие в России - в основном этнические русские.
Вся эта делёжь на "плохих" и "хороших" среди русских - на руку нашим недругам. Надо быть едиными, тогда выстоим и не исчезнем на свалке истории.
ПыСы: я допустим сам отношусь к "службе", наших "спецов" (СпН) уважаю, свой народ люблю превыше всего. А коммерцов разных недолюбливаю (и не я один, и есть за что) - но не время для счётов сейчас...
Оставлен 2 Марта 2013 02:03:41
Brangwin: Во все эти ОМОНы, спецназы, Рыси, Витязи и прочие преторианцы, на мой взгляд, идут за повышением социального статуса. Попав на службу даже в обычные полицаи, русский становится россиянином, членом корпорации. Он верно служит этой корпорации, а она его защищает. Это обычная феодально-цеховая организация общества. Аппеляция к служащим этих корпораций со стороны русских обычно бесполезна, ибо россиянин так же враждебен русскому как и членам других корпораций.
Оставлен 22 Февраля 2013 18:02:27
vlad: Если смотреть в корень проблемы, то можно сказать: Не хочешь кормить свою армию-будешь кормить чужую, не хочешь кормить своих детей-будешь работать на других, не хочешь молиться своему Богу (Исусу Христу-творцу всего сущего) - будешь служить антихристу и падшим ангелам(языческим идолам). Казаки сильны были верой. Они и сохранили православие, невзирая на гонения еретиков, атеистов и откровенных сатанистов. Вера в Христа, верность Роду(фамилии), Народу(союзу родов) и Родине.
Оставлен 8 Февраля 2013 18:02:23
Неравнодушный: Русских сейчас выгоняют отовсюду, даже в центральной части России жить стало опасно. "Храбрые джигиты" вооружённые ножами и пистолетами нападают на любого не понравившегося им человека, даже не смотря кто перед ними - женщина или ребёнок. И наказание им за это условно. Взять убийцу Мирзаева и студента Агафонова - оказывается виноват то асфальт, это об него ударился Агафонов, да и Агафонов то был якобы преступником и просто негодяем, а доблестный Мирзаев защищал девушку. А понять правозащитникам и судье, что было совершено убийство человека, за которое надо дать срок хороший, не дано. Вот если Русский мужик отдубасит кавказца - то тут всё, 282 статья, нацизм, фашизм и разжигание...лет на 10 хватит.

Рыба, как говорят, гниет с головы, всё это идёт сверху, с продажных чиновников, с купленных милиционеров...но изменить это можно вполне, я не хочу никого оскорбить, просто задам такой вопрос: тот же самый спецназ, обладающий и знаниями, которые недоступны обычным гражданам, и оружием, разве не в состоянии что-то изменить? Ведь эти ребята тоже из простого народа и они как никто другой понимают эту обстановку в России. Может быть это покажется глупым, но на Руси дружина всегда шла за князем - самым храбрым воином, который не оставался в стороне, а дрался со своими братьями бок о бок. Неужели сейчас нет таких воинов? Я думаю есть....не идти же народу, в самом деле, за продажным Навальным и его компанией.
Оставлен 5 Февраля 2013 11:02:28
Неравнодушная: Статья, действительно, затрагивает важную тему-угнетение и изгнание русских людей с их родной земли. Причем, это происходит не только на Кавказе. Об этом не принято говорить, но это правда, и надо бить в набат.
Спасибо атору и газете за правду и за смелость
Оставлен 4 Февраля 2013 23:02:00
Общественно-политическое издание