14 ноября 2018 00:03 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

ОПРОС

В государстве с каким названием Вы бы хотели жить?

АРХИВ НОМЕРОВ

Политика

Автор: Полковник Василий Верещак
ВТО У ВОРОТ

5 Июня 2012
ВТО У ВОРОТ
Фото: В одиночку вылетишь в «трубу безопасности»

 Россию изо всех сил тянут в ВТО. Как указывают эксперты и практики, от этого пострадают многие отечественные отрасли экономики. А как обстоят дела с негосударственными предприятиями безопасности? И что вообще представляет собой нынешний рынок охранных услуг?

Рынок без рынка

Весной 2012 года исполнилось двадцать лет Федеральному Закону «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». По существу, это двадцать лет с начала деятельности частных охранно-сыскных структур в России.

Практически с нуля сформировался охранно-сыскной бизнес как таковой. Произошли коренные изменения в сфере безопасности личности и бизнеса: от неуправляемого «крышевания» полукриминальными организациями до создания основ цивилизованного рынка охранных и детективных услуг в различных областях предпринимательской деятельности.

Немного статистики на настоящее время. Фактически оказывают услуги безопасности около 24 000 частных охранных организаций (ЧОО) и 1 650 частных детективов (в Москве: 4 440 негосударственных структур безопасности и 217 частных детективов). Из этого числа работают с использованием оружия 5 200 структур, на рынке действуют 74 холдинга и ассоциаций.

Услуги по подготовке и повышению квалификации частных охранников и детективов, руководителей профильных фирм оказывают четыреста негосударственных образовательных учреждений (НОУ).

«Армия» частных охранников (тех, кто официально имеет удостоверения частного охранника!) насчитывает 654 300 человек, из них более 20 % — в прошлом сотрудники силовых структур. На ее вооружении имеется 94 500 единиц оружия и в НОУ — 2 900 единиц оружия.

Силами частников обеспечивается безопасность более 536 800 различных объектов (объекты промышленности, банки, объекты торговли, образования, здравоохранения, спортивные объекты).

Но основы — это еще не полноценные рыночные отношения, отвечающие международным требованиям. Будем честны: в настоящее время рынка частных охранных услуг как такового в России не сложилось. Существует административный ресурс и жесткое администрирование со стороны МВД, являющегося одновременно одним из крупнейших игроков этого «рынка».

В этой связи задачей частного охранного сообщества является разработка общего закона. Его цель — регулировать отношения в сфере предоставления услуг безопасности между частными охранными организациями и государством, между предпринимателями и структурами безопасности.

Теперь посмотрим, каков на сегодняшний день расклад сил на рынке коммерческой охраны? Каковы основные игроки и насколько весомую долю рынка занимает каждый из них?

Установка руководства страны на развитие и поддержку малого и среднего бизнеса, особенно в сфере услуг, к которой относится охранный бизнес, — это правильно. Но что мы имеем в реальной жизни?..

На сегодняшний день основные участники рынка таковы. Начну с частных охранных организаций. Это «карманные» структуры крупных предприятий и организаций, также фирмы, созданные выходцами из силовых структур и пользующиеся административным ресурсом этих структур. Особо хочу отметить «рыночные» ЧОО с современным менеджментом, ориентированные на клиентов, с развитой службой персонала.

Другая группа игроков — УВО, ФГУП «Охрана» МВД, ведомственные службы безопасности («Росатом», Минтранс, РЖД, «Ростехнологии», «Газпром», «Лукойл») крупных предприятий (управления «по работе с активами»).

И третья категория… Ее необходимо упомянуть: сторожа, контролеры, администраторы-швейцары, вахтеры, операторы, консьержи.

Такая сложная и запутанная структура отечественного рынка объективно порождает проблемы частной охранной деятельности в России, в первую очередь для «рыночных» предприятий безопасности.

Каковы мы есть

Вступление нашей страны в ВТО выдвинет перед отечественными фирмами дополнительные проблемы и, по идее, скорректирует структуру рынка охранных услуг. Среди участников появятся зарубежные игроки. В их услугах будут заинтересованы в первую очередь транснациональные корпорации.

Выскажу свой прогноз: многие российские игроки окажутся не готовыми к конкуренции с иностранными компаниями в плане ресурсов, репутации (имиджа), технологий обеспечения качества. Кстати, некоторые известные зарубежные фирмы уже давно осваивают отечественные просторы, открывая общества с ограниченной ответственностью, зачастую со своим международным именем, например, «Бринкс».

Описанная структура подразумевает заметное неравенство конкурентных позиций для различных участников рынка. Какие именно проблемы могут возникать и уже возникают для «рыночных» структур в связи с этим? Каковы пути решения этих проблем?

Многие российские фирмы окажутся не готовыми к конкуренции с иностранными игроками в плане ресурсов, репутации (имиджа) и качества. Но это послужит импульсом и даст возможность многим российским компаниям более пристально взглянуть на процесс ведения своего бизнеса.

Да, именно в этих условиях у руководителей «рыночных» фирм, крупных охранных структур и возникают вопросы классиков литературы: «Быть или не быть?» и «Что делать?» Однозначных рецептов («делай так-то») быть не может. Но от того, насколько глубоко руководители вникают в проблемы, анализируя тенденции рынка, зависит правильность принимаемых решений.

Развивать бизнес или сворачивать. Если развивать, то «что делать?», как строить охранную кампанию, чтобы она была конкурентно способной на рынке. Какие пути выбрать для достижения этой цели: использовать старые связи или отстроить систему? Возникает целый букет вопросов.

Упомянутая выше нынешняя структура рынка объективно порождает проблемы частной охранной деятельности в целом. Начну с ограниченности инвестиций в отрасль — это низкий уровень ликвидности материальных активов и ограниченность нематериальных активов, отсутствие брендов и независимых экспертных оценок, низкий уровень прозрачности рынка, низкие расходы на рекламу.

Обращает на себя внимание закрытость рынка, произвольное, ведомственное ценообразование. Частная охранная деятельность — рынок, в основном, «договоренностей».

Далее. Наблюдается сокращение числа крупных заказчиков — конкуренция не за объем рынка, а за «доступ к телу» заказчика (формализация закупок).

Налицо демпинг со стороны небольших ЧОО и УВО, в результате получаем низкое качество услуг — отказ или значительное сокращение заказчиков от расходов на охрану, переход на штатных контролеров. По оценкам авторитетных экспертов, западные компании вкладывают в безопасность бизнеса до 25 % прибыли, а российские — не больше 1-2 %.

На сегодняшний день государство не готово иметь частный охранный бизнес в качестве равноправного партнера. Не приходится говорить о конкуренции как таковой. Как было отмечено выше, рынок жестко администрируется. МВД, являясь его активным участником, одновременно осуществляет контроль, необходимость получения лицензий и сдачи платных экзаменов охранниками.

Идем дальше по перечню проблем. Значительные расходы на страхование частной охранной деятельности, большой в сравнении с обычным ООО уставной капитал (до 250 000 рублей), расходы на вооружение, группы быстрого реагирования, пультовую охрану — все это создает существенные трудности для предприятий безопасности на стадии разворачивания своего бизнеса. Тем самым сокращается число участников рынка, снижается конкурентная борьба.

Процессы обучения, переподготовки охранников, получения квалификации также жестко контролируются органами МВД и требуют значительных затрат.

Отсутствие флагманов на рынке. Многие фирмы позиционируют себя лидерами, уповая исключительно на широкий спектр услуг, а не на общепринятые показатели — оборот компании и контролируемую долю рынка.

Профанация безопасности

Опыт работы возглавляемой мною охранной структуры, известные проблемы и трудности в работе других негосударственных предприятий безопасности позволяют прокомментировать некоторые из них.

«Закон о частной детективной и охранной деятельности» в России и дополнения к нему, как уже было отмечено, действуют уже почти двадцать лет. Многие нестыковки и проблемы практического провоприменения его положений скорректированы и уточнены дополнениями. То есть правовая база развития рыночных отношений в сфере охранного бизнеса сформирована и продолжает совершенствоваться.

В тоже время существуют «Закон о полиции» и ряд подзаконных актов, в соответствии с которыми в структуре МВД имеются вневедомственная охрана, ФГУП «Охрана», которые работают «вне конкуренции».

«Законом о полиции» структурам МВД дано право заключения прямых договоров на охранные услуги с физическими и юридическими лицами. Кроме этого существует перечень объектов, охрана которых осуществляется только государственными органами, т. е. указанными выше структурами (объекты энергетического комплекса, посольства и дипломатические миссии).

Таково расхожее и обманчивое представление о частной охране и системе негосударственной безопасности в целом

В ряде крупных отраслей созданы собственные ведомственные службы безопасности, распределение объектов охраны между которыми осуществляется на основании проведения закрытых торгов (тендеров).

Отдельными постановлениями Правительства РФ такие структуры созданы в Минтрансе, РЖД, «Росатом», «Ростехнологии» и в некоторых других крупных корпорациях («Лукойл», «Газпром»). А это значит своя ценовая политика, централизованное распределение объектов охраны и все это вне рынка.

«Закон о регулировании госзакупок товаров, работ и услуг» есть и призван способствовать развитию в России здоровой конкурентной борьбы между организациями за получение заказов, в частности, на оказание охранных услуг (ФЗ № 94).

На практике главный критерий — это снижение стоимости охранных услуг. Даже введенное в 2011 году обязательное требование обосновывать минимальную цену услуги не привело к положительным результатам, т. к. расчет строится на МРОТ с практически нулевым маржинальным доходом. Именно этот уровень берется за основу, хотя привлечь квалифицированного, лицензированного охранника такой зарплатой не представляется возможным.

И что в результате? Победителями конкурсов зачастую оказываются фирмы с серыми схемами, охранниками без лицензии и низким качеством услуг. Декларируемый комплексный подход при оценке участников торгов входит в противоречие с установками на экономию государственных средств.

Компании, обеспечивающие высокий уровень качества услуг и стоящие, естественно, дороже, не видят перспектив участия в таких тендерах, заведомо понимая, что на практике Заказчик смотрит, прежде всего, кто предлагает более низкую цену.

В результате получается такая аналогия: заказчик покупает автомат Калашникова по низкой цене, но без затвора — оружие есть, но некачественное, может использоваться только в рукопашном бою. Фирма продает свои услуги по демпинговым ценам — в результате охрана на объекте формально есть, но практически никакая: охранники на постах спят, контроля никакого и т. д.

Таким образом, система торгов (госзакупок) товаров, работ, услуг есть, но практика подсказывает, что специфическую услугу — обеспечение безопасности, критерии ее оценки, минимально допустимые расценки при заданных требованиях по качеству (уровень качества) необходимо в правовом плане детализировать в виде подзаконных актов, регламентов.

Существует противоречие: законом регламентирована деятельность охранно-сыскных структур в условиях свободного рынка. В тоже время в нем определены жесткие контрольные функции органов МВД за деятельностью ЧОО. И при этом они же, органы МВД, имею право оказывать охранные услуги на коммерческой основе по прямым договорам. На практике это ставит остальных игроков в неравные условия и не способствует развитию цивилизованного бизнеса.

Правовая коллизия: в России госслужащим запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, а госструктурам, в лице организаций МВД, — это законодательно разрешено! Таким образом, значительные сектора рынка охранных услуг являются недоступными для рыночных охранных структур (наша компания в их числе).

Повод для перемен

Мы имеем хороший опыт сотрудничества с канадской охранной структурой «Паладин Секьюрити Групп» во время обеспечения безопасности Русского Дома при проведении Зимних Олимпийских Игр в Ванкувере в 2010 году.

Общаясь с руководством этой компании, мы интересовались вопросами охранного бизнеса в Канаде. В результате мы еще больше укрепились в мысли, что органы МВД должны заниматься правопорядком и борьбой с преступностью, государственную безопасность обеспечивают ФСБ и Минобороны. Что касается бизнеса, то тут должны работать негосударственные предприятия безопасности, действующие в условиях свободных рыночных отношений.

Кстати, под охраной «Паладин Секьюрити Групп» находится международный морской порт Ванкувера. Это говорит о том, что стратегические объекты Страны Кленового листа обеспечиваются частными охранными структурами.

Основная тенденция, над реализацией которой необходимо работать в законодательном плане — расширение свободного рынка охранных и сыскных услуг. Это будет способствовать здоровой конкуренции, минимизация закрытых зон для частного бизнеса. Решение по ВТО практически принято, это данность, которую необходимо всесторонне проанализировать и адекватно на нее отреагировать, и — действовать.

С одной стороны, вступление России в ВТО неминуемо повлечет за собой ряд дополнительных корректировок нормативно-правовой базы. В этом плане активная позиция комитетов по безопасности Государственной Думы и Торгово-промышленной палаты РФ в тесной связи с экспертами-практиками даст положительный эффект.

Еще один момент — расширение рынка охранно-сыскных услуг и здоровых конкурентных отношений по критерию «качество-цена» и, как следствие, отсеивание демпинговых охранных компаний, и, в целом, повышение качественного уровня охранного бизнеса в России.

С другой стороны — вступление в ВТО чревато экспансией зарубежных охранных агентств. В первую очередь в их услугах будут заинтересованы транснациональные корпорации, уже представленные в России.

Многие фирмы, чего греха таить, окажутся не готовыми к конкуренции с иностранными игроками в плане ресурсов, репутации (имиджа) и качества. Но это, опять же, послужит импульсом и даст возможность многим российским компаниям более пристально взглянуть на процесс ведения своего бизнеса.

Большое значение для существования охранной структуры на рынке имеет активная позиция и участие в процессе совершенствования законодательной базы — через ассоциации охранных структур, парламентский Комитет по безопасности, Комитет ТПП по безопасности.

Потенциал рынка определяется объемом возможных продаж и темпом изменения емкости рынка, которая зависит от спроса, его размера и числа занятых в отрасли. Спрос, в свою очередь, можно определить по объему продаж конкурентов.

В настоящее время рынок охранных услуг в России оценивается в $ 5 млрд. (25 % оборота приходится на ФГУП «Охрана» МВД). Через десять лет ожидается 3-х кратный рост объема рынка — до $ 15 млрд. Для сравнения: объем аналогичного рынка Германии составляет 10,3 млрд. евро, а мировой рынок безопасности — $ 100 млрд.

С полной ответственностью могу констатировать: в нашей стране много структур, отвечающих международным стандартам качества охранных услуг, постоянно совершенствующих свои бизнес-процессы. Мы только «за» честную конкурентную борьбу!

России нужно двигаться в направлении расширения сектора свободных рыночных отношений, минимизации закрытых зон для частного охранного бизнеса.

Связи или качество?

Что эффективнее: хорошие связи, а значит и гарантированные на определенном отрезке времени клиенты, или отлаженные бизнес-процессы? В свою очередь, что важнее, что является главным капиталом: материальные активы, персонал или отлаженный корпоративный механизм в компании?

Охранная фирма — это сервисная компания, ее продуктом являются профильные услуги. Ценность такой структуры, в которой персонал фактически является основным экономическим активом, приносящим прибыль, определяется наличием отработанных эффективных технологий и практик.

Стоимость такой рыночной единицы возникнет только тогда, когда независимые инвесторы смогут констатировать наличие современных систем бизнес-процессов в базовых областях: поиск и привлечение клиентов, предоставление основных услуг, учет и планирование деятельности.

Иными словами, в компании должна быть создана совершенная технология предоставления базовых услуг. При таком уровне учредители, независимые наблюдатели (эксперты, потенциальные покупатели) смогут с удовлетворением отметить наличие у нее независимой от конкретных персоналий и рыночных обстоятельств системы бизнес-процессов. То есть рентабельной системы, способной развиваться, честно относящейся к выполнению компанией своих обязательств перед клиентами.

Высший менеджмент компании должен, во-первых, помнить, что основным долгосрочным конкурентным преимуществом может являться только совершенство управленческих и технологических бизнес-процессов. Во-вторых, внимательно отслеживать внедрение, функционирование современных практик, а также координировать, концентрировать усилия, ресурсы и в необходимых случаях помогать менеджменту решать возникающие проблемы.

Система такой компании должна быть динамичной, с высокой скоростью реакции на изменения внешней среды. Как пример того, что отлаженная операционная технология охватывает и заставляет задуматься над всеми вопросами, можно привести такой факт из нашей практики. Мы озадачились и разработали новые модели формы одежды для охранников.

Быть может, возникнет вопрос: «Что им, делать нечего? Заказывай, покупай, одевай уже давно разработанную форму». Но в том-то и дело, что существующая форма одежды практически взята у спецназа, когда бойцы должны быть незаметными при выполнении своих задач.

Отличительными особенностями наших моделей является то, что они выделяют сотрудника цветовой гаммой из общей массы людей на объекте. Идея состоит в том, что охрана должна работать в первую очередь на предупреждение правонарушений, а потом уже на их пресечение. Злоумышленник сразу должен видеть, что тут ему ловить нечего. Опять же, внешний вид сотрудника — это один из показателей качества оказываемых услуг.

Корпоративный дух

Не секрет, что профессия рядового охранника сейчас в России считается, мягко говоря, не самой престижной. Потому возникают трудности с подбором и удержанием квалифицированных кадров.

Для нас персонал фактически является основным экономическим активом, приносящим прибыль. Поэтому одним из элементов операционной технологии является Дирекция управления персонала (HR — директор со службой персонала).

Не могу сказать, что проблемы с персоналом у нас решены на 100 %. Но преимущества системного подхода к ведению бизнеса и в этом вопросе налицо. Это выстроенные в систему общеизвестные подходы в работе с персоналом, но преломленные, как сейчас модно говорить — инсталлированные, к конкретной нашей управленческой структуре и с нашими «ноу-хау», естественно.

Остановлюсь на четырех позициях.

Во-первых, система грейдирования зарплат, полный социальный пакет, система мотивации и стимулирования.

Во-вторых, применение разработанной в компании системы ключевых показателей эффективности, так называемых KPI, для различных категорий сотрудников.

В-третьих, тесное взаимодействие Дирекции управления персонала с руководителями производственных подразделений, гибкая система ротации кадров.

В-четвертых, создание здоровой корпоративной атмосферы, возможности карьерного роста.

Все это в комплексе позволяет нам иметь довольно солидный состав высококвалифицированных сотрудников, работающих в компании свыше нескольких лет. Три директора управлений охраны, более 60 % начальников отделов, более 80 % начальников групп (старших смен), что называется, взращены в нашем коллективе. Они начинали трудиться простыми сотрудниками.

Для нас корпоративный дух — это не просто лозунг, это кропотливая работа Дирекции управления персонала, руководителей подразделений, по большому счету — всех структурных единиц компании. Эта работа имеет целью поддержание высокого уровня ее привлекательности для рядовых сотрудников охраны.

Основной стимулирующий фактор — материальное вознаграждение сотрудников, которое непременно сопровождается поощрениями: благодарности, грамоты… У нас существует такое понятие как «подвиг». На сайте фирмы размещается информация об отличившемся сотруднике, его профессиональных действиях.

Насколько важна на рынке охранных услуг специализация? Если, скажем, фирмы специализируется на охране оптовых рынков, то сможет ли она обеспечить должное качество услуг на объектах совсем другого профиля, например, в детских садах?..

Повторюсь, «рыночная» компания должна быть динамичной, с высокой скоростью реакции на изменения внешней среды. Узкая специализация характерна для ведомственных охранных структур. Их не заботят вопросы конкурентной борьбы, оптимизации по критерию «цена-качество». Почему? Своя ценовая политика, централизованное распределение объектов охраны. Выделяемый бюджет, как правило, особо не обосновывается, рассматривается в общем контексте затрат по ведомственному холдингу.

«Рыночная» компания потому и рыночная, что отталкивается от реальной ситуации. Ее конкурентными преимуществами являются универсальность и комплексность.

Универсальность — это значит, что мы умеем охранять все: от крупных логистических комплексов, торгово-развлекательных и офисных центров до малых розничных торговых точек. Умеем — это значит, что у нас есть отработанные и постоянно совершенствуемые операционные технологии охраны этих объектов.

Комплексность — когда клиент обратился в компанию со своими проблемами и получил полный спектр услуг, решающих его проблемы: безопасность бизнеса и личности, консультации в этой сфере.

И еще на одну характеристику «рыночной» компании хотелось бы обратить внимание — контроль качества, причем независимо от объемов оказываемых услуг. Объемы приходят, когда клиенты видят и слышат от партнеров о высоком качестве. На деле.

Одним из элементов операционной технологии является многоуровневая система контроля качества. Перечислю ее основные составляющие.

Методология оказания услуг, доведенная до пошагового мануала для охранника — то, что обеспечивает качество услуг, и то, что контролирует система.

Методология проверок и оперативного устранения недостатков — кто, когда, что проверяет, механизм устранения недостатков и информирования клиентов.

Аппарат руководителей среднего звена: директора управлений охраны, начальники отделов охраны, начальники охраны объектов, начальники групп охраны.

Служба оперативных дежурных, независимые проверяющие…

Понятно, что даже в самой отлаженной системе человеческий фактор дает иногда сбои в виде нарушений инструкций. В этой связи для клиента важны оперативность и эффективность реакции системы контроля качества исполнителя, готовность отвечать за срыв или отклонения от договорных обязательств.

Да, у нас тоже случаются проколы со стороны охранников, нештатные ситуации на объектах, однако происходят они крайне редко. Именно благодаря отлаженной системе контроля нам удается во многих случаях срабатывать на упреждение и поддерживать высокий уровень охранных услуг.

Существующие проблемы в сфере охранно-сыскной деятельности у нас в стране не должны пугать руководителей. Выход один — активная позиция. Как в вопросах отработки и совершенствования собственных технологий оказания услуг, так и участие в процессе совершенствования нормативно-правовой базы охранного бизнеса. И действовать нужно, прежде всего, через ассоциации охранного бизнеса. В одиночку вылетишь в «трубу» ВТО.

Оцените эту статью
3797 просмотров
5 комментариев
Рейтинг: 3.9

Читайте также:

Автор: Алексей Филатов
5 Июня 2012
УБИЙСТВО НА РУБЛЁВКЕ

УБИЙСТВО НА РУБЛЁВКЕ

Написать комментарий:

Комментарии:

Евгений: Может быть, кто-нибудь разъяснит мне, а заодно и остальному народу, как может пульт что-либо охранять? Пульт - это такая штука, которая сообщает сидящему (или спящему) перед ним человеком, что где-то что-то произошло, и только. Очень меня раздражает современные названия, придуманные малограмотными и невежественными провинциалами.
Оставлен 19 Марта 2014 16:03:37
Общественно-политическое издание