25 июня 2017 13:16 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

ОПРОС

ЧЕМ ДЛЯ ВАС, УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ, ЯВЛЯЕТСЯ ДЕНЬ 12 ИЮНЯ?

АРХИВ НОМЕРОВ

Аналитика

Автор: Юрий Жучков
ИГРА БЕСПОЩАДНА К НОВИЧКАМ

1 Марта 2012
ИГРА БЕСПОЩАДНА К НОВИЧКАМ

По историческим меркам, совсем недавно, каких‑нибудь пару-тройку десятков лет назад, мало кто мог помыслить о том, что миллионы людей будут сутками напролет просиживать возле компьютеров и игровых приставок, устремив взор в глубины виртуальных миров.

Тем более сложно было предположить, что значительная часть таких миров окажется разнообразными по жанру и тематике играми. Уже теперь, когда существует довольно богатая повседневная и ежегодная статистика посещаемости различных Интернет-ресурсов, стало очевидно, что после бесспорного лидера просмотров — порно-сайтов, следующее место прочно удерживается онлайновыми и другими игровыми порталами.

 

Чем же столь привлекательны компьютерные — или видео игры? Прежде всего, тем, что игры и игровые миры довольно разнообразны, и любой желающий, немного поискав, может подобрать то, что интересно именно ему. Игр с каждым днем становится больше. Они становятся технически сложнее. Их графическая, программная и функциональная изощренность увеличивается, что влечет за собой все возрастающие требования к аппаратным средствам, то есть к так называемому компьютерному «железу».

 

Забредя в какую‑либо из многочисленных лавок, торгующих видеоиграми, неподготовленный пользователь теряется перед изобилием продуктов, выставленных в витринах и на лотках. Тем не менее, это же изобилие позволяет каждому расширить горизонты поиска, сообразно своим индивидуальным запросам.

 

Ни для кого не секрет, что помимо развлекательных, игры несут и множество других функций. Среди наиболее часто упоминаемых принято отмечать обучающие (как в плохом, так и в хорошем смысле) свойства видеоигр. Изначально предполагалось, что, например, перенесение проектных и конструкторских изысканий с огромных кульманов внутрь компактных ПК станет несомненным благом.

 

Собственно, ПК того вида, в котором они сейчас существуют, в том числе для этого и создавались. А вот возникновение новых направлений суб-игровой деятельности доселе не прогнозировалось ни одним фантастом. Среди таковых, конечно, наиболее заметен киберспорт.

 

Вообще, околоигровая тематика столь многогранна, что ей посвящены многочисленные отдельные труды и исследования, часто публикуемые в соответствующих изданиях и на профильных Интернет-ресурсах. Интересующихся этими аспектами проблематики, связанной с видеоиграми, сразу же переадресуем туда. Наше же повествование будет посвящено в основном т. н. ВАРГЕЙМАМ (Wargame). То есть играм про войну, о войне и всему, что с ней связано.

 

Среди варгеймов, что, впрочем, относится и к другим видеоиграм, наиболее распространенными являются жанры ТБС, РТС, РПГ, шутеры и симуляторы. Здесь хотелось бы вкратце пояснить некоторые жанровые отличия таких игр.

 

Стратегии

 

К Strategy можно отнести игры, требующие выработки стратегических решений, — чаще всего по управлению войсками и ведению боевых действий. Хотя теперь выделяют еще и экономические стратегии. В стратегиях под управлением игрока оказывается не один персонаж, а целые подразделения, полки или даже армии.

 

Принято различать походовые или пошаговые стратегии (Turn-Based Strategy, TBS), и стратегии в реальном времени (Real Time Strategy, RTS). В TBS игроки поочерёдно делают ходы, и каждому игроку отводится неограниченное или ограниченное (в зависимости от типа и сложности игры) время на свой ход. В RTS-ах все игроки выполняют свои действия одновременно, и ход времени не прерывается.

 

Пошаговые стратегии (TBS) появились несколько раньше RTS-ов и до определенного момента времени были разнообразнее. Обладая разделением игрового процесса на ходы, лишающих их динамизма, эти игры не так популярны, как стратегии в реальном времени. Однако в этом жанре имеются и некоторые преимущества — у игрока гораздо больше времени на размышление, во время совершения хода его ничто не торопит.

 

Реал-тайм стратегии (RTS) появились несколько позже пошаговых. Среди первых игр этого жанра, получивших известность, были: «War Kraft», «Com and Conquer» и «Dune». Кстати, «Dune» примечательна тем, что она стала первой РТС, в основе сюжета которой лежит одноименное литературное произведение Фрэнка Герберта. Небезынтересно отметить — самыми известными РТС, созданными на территории бывшего СССР стали «Блицкриг» московской компании «Nival Interactive» и «Казаки» украинской «GSC».

 

Наиболее сложные стратегии, в которых игрок управляет государством, принято выделять в отдельный подкласс — Глобальные стратегии.

 

Ролевые игры

 

В таких играх у главного героя (героев), других персонажей и их врагов присутствует некоторое количество параметров (умений, характеристик, навыков) которые определяют их силу и способности. Все эти параметры надо совершенствовать путём таких действий, как: уничтожение других персонажей и врагов, выполнение заданий и использование этих самых навыков. В РПГ, как правило, проработанный и обширный мир, сильная сюжетная линия, разветвлённые диалоги с разными вариантами ответов, множество разных персонажей со своими целями и характерами. Большое количество разных предметов: экипировки, зелий, артефактов и т. д.

 

Применительно к варгеймам наибольший интерес вызывает такой раздел данного жанра, как тактические RPG. Тактические RPG немного напоминают пошаговые стратегии. Игрок управляет небольшой группой персонажей, хотя в некоторых тактических RPG их число может доходить до нескольких десятков. Наиболее яркими и известными в данном жанре являются такие игры, как: «Jagged Alliance», «Silent Storm», «X‑COM» (UFO) «Горький 17» и «Горький 18».

 

В минувшую «пятилетку» лидирующие позиции среди компьютерных игр заняли on-line игры. В немалой степени этому способствовал мировой финансовый кризис 2008‑2009 годов, разрушивший экономические устои, складывавшиеся на стремительно росшем целое десятилетие рынке.

 

Многие «монстры» индустрии off-line игр до сих пор не смогли преодолеть катастрофические последствия продолжающегося кризиса (вряд ли можно утверждать, что software рынок преодолел минувший финансовый кризис, вернувшись к докризисным темпам роста), уступив львиную долю рынка технически менее совершенным, но более технологичным и удобным для пользователя on-line играм. По иронии судьбы, сейчас солидная доля продаж off-line игр осуществляется через on-line магазины.

 

Среди пока ещё не очень богатого жанрового ассортимента on-line игр особо следует выделить ММОРПГ — массовую многопользовательскую ролевую игру (англ. massively multiplayer online role-playing game, MMORPG).

 

Симуляторы

 

Данный игровой жанр посвящен, возможно, наиболее полной и точной имитации на компьютере физического поведения и управления какой‑либо сложной технической системой. Например, боевым истребителем, кораблем, автомобилем и т. д. Если аркадные игры стремятся развлечь игрока при помощи разных невозможных явлений, трюков и остроты сюжета, то главный критерий качества симуляторов — полнота и реалистичность моделирования объекта, имитация управления.

 

Наиболее известным симулятором, созданным на территории бывшего СССР, стал «Ил-2 штурмовик», разработанный студией «Maddox Games» московской компании «1С».

 

В командно-штабном плане наиболее интересными представляются РТСы (Real Time Strategy). По сути, в похожие игры играют уже с незапамятных времен военные штабы практически всех стран мира. Только обычные КШУ, в отличие от РТС, пока не обладают столь хорошей графикой, звуком и спецэффектами.

 

Один мой хороший приятель, дослужившийся до крупных чинов во флоте, еще в 1990‑х годах ХХ века приобрел ставшую теперь легендарной игрушку «Гарпун», в которую с интересом играл. Не скажу, что игра не вызвала никаких замечаний этого, тогда ещё флагманского специалиста. Однако отмечалось, что система оценки перспектив ракетного обстрела воспроизведена в этом «Гарпуне» великолепно.

 

Высказывалась также негативная оценка реально существующих на флоте методик, применяемых для аналогичных игровым учебно-тренировочных целей. «В сердцах» офицер сказал:

 

— Почему бы не переработать эту игрушку в учебное пособие для флота?! Далее, в соответствии с нашей национальной традицией, последовали нелестные эпитеты в адрес тогдашнего, ельцинского руководства страны и командования ВМФ.

 

Сказать честно, в те, теперь уже далекие годы, ничего определенного по поводу «Гарпуна» я не знал, ибо делал первые робкие шаги в еще юной, непонятной и малочисленной отечественной игровой индустрии. Лишь позднее, подойдя вплотную к работе над играми, связанными с военной тематикой, довелось узнать, что «Гарпун» — даже не игра, а целая серия легендарных игр, состоящая из четырех частей.

 

«Гарпун» — сбалансированная комбинация точности и играбельности, позволяющая изучить природу и возможные исходы невероятного количества боевых столкновений с участием ВМС на основе моделирования действий флота.

 

Игра показывает, какого типа решения должен принимать командир корабля или эскадры во время боевых действий, какой информацией обладает командир и как он её использует для принятия решений. Самое главное, она позволяет игроку самому принимать решения и видеть их результаты.

 

«Альфа-Антитеррор»

 

В качестве примера одной из ряда специфических игр сугубо развлекательного характера, с незаслуженно громким, рекламным именем, эксплуатирующую антураж спецподразделения «Альфа», можно привести ТБС российского разработчика МиСТ ленд-ЮГ «Альфа-антитеррор». Вот что писала игровая журналистика на момент релиза этого проекта: «Сюжет одиночной кампании посвящен судьбе офицера, прошедшего Афганистан и Чечню. Он рассматривает слайды и вспоминает прошлое, а мы тщетно пытаемся сообразить, к чему эти сантименты — все персонажи игры одинаково безлики, и выделить главного никак не получается. Прочитав боевой приказ, выбираешь оружие, переносишься на поле брани. Игра беспощадна к новичкам. Никто не собирается разжевывать очевидные, с точки зрения авторов, вещи».

 

Состояние полного отчаяния следует за нами на протяжении всей игры — неизвестно, как поведут себя герои после нажатия на кнопку окончания хода. Можно смириться с тем, что для командира спецподразделения умственных извилин игрока не хватает, но когда исполнению задуманного мешают компьютерные недоработки, это не лезет ни в какие ворота.

 

«Альфа-антитеррор» может служить характерным примером игр сугубо развлекательной направленности, «маскирующимися» под Варгеймы, но не имеющими ничего общего как с воспроизведением тактики, стратегии и характерных приёмов ведения боевых действий, так и с историческими, а равно и с техническими реалиями воспроизводимого временного периода и событий. К сожалению, подобных проектов, адресованных целевой аудитории «казуалов», немало и становится всё больше.

 

«Мир танков»

 

World of Tanks представляет собой развивающуюся в обстановке, стилизованной под Вторую мировую войну, массовую многопользовательскую онлайн-игру. World of Tanks позиционируется как MMO-экшен с элементами симулятора, шутера, РПГ и стратегии. К чистому жанру MMORPG World of Tanks отнести сложно.

 

Игра сессионная — зашли, повоевали, сражение закончилось. Нет никакого игрового мира, который живёт своей жизнью, пока вы в оффлайне. «Мир танков» располагает внушительным парком боевых машин, числом около двух сотен. Тут есть танки, спроектированные и выпущенные в СССР, Третьем Рейхе и США.

 

Также в World of Tanks можно повоевать на экспериментальных прототипах, которые так и не попали в серийное производство, оставшись лишь в чертежах конструкторских бюро. Одиночного режима в World of Tanks нет. В «Мире танков» всё решают слаженные коллективные действия, а победу празднует та команда, чьи игроки более уверенно и чётко действуют в бою.

 

Скажем прямо — особенной военно-исторической, патриотической или же пропагандистской нагрузки эта игра не несёт. Также бессмысленно рассчитывать, что играя в неё можно познать технические особенности или боевые возможности танков Второй мировой войны. Однако World of Tanks служит хорошим «полигоном» для отработки слаженности действий команды, дистанционно управляющей техникой на поле боя.

 

Окончание в следующем номере.

 

Из досье «Спецназа России»

 

Юрий Жучков — наиболее успешный среди сценаристов отечественной игровой индустрии. Участник проектов: «Блицкриг» и «Silent Storm» компании «Nival Interactive», «Карибский Кризис», «Карибский Кризис — Ледниковый поход» компании «G5 Software», «Метро-2», «Морской охотник», «Операция «Валькирия» и многих других.

Оцените эту статью
4771 просмотр
нет комментариев
Рейтинг: 3.8

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание