28 марта 2024 14:11 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Журнал «Разведчикъ»

Автор: Ирина Давыдова
ПЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

1 Февраля 2012
ПЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Туринская плащаница, она же «Пятое Евангелие». Сколько копий было сломано вокруг неё, сколько учёных в разных странах пытались раскрыть тайну её происхождения — подтвердить или, как это часто было, опровергнуть подлинность, поставив клеймо: «фальшивка».

Парадоксально, но факт: расставить все точки над «i» удалось специалистам Института криминалистики ФСБ. Иначе говоря, представителям той структуры, которая вышла из «шинели Дзержинского».

 

Об этом сенсационном исследовании много сообщалось в прессе, однако, рассказывая о разгадке тайны Туринской плащаницы, стоит обратиться к первоисточнику. Таковым (в данном случае) является доктор технических наук, генерал-майор Анатолий Фесенко, директор Института криминалистики ФСБ (1996‑2006 гг.).

 

В нашем разговоре Анатолий Владимирович, надо отдать ему должное, решительно ушёл от религиозной трактовки Плащаницы, чтобы не вторгаться в иную сферу. В фокус изучавшейся его группой проблемы был поставлен материал с места преступления, вещественное доказательство.

 

— Многие российские ведомства были заинтересованы в истине Туринской плащаницы и Нерукотворного образа Спасителя на ней. Кроме Российской академии наук наше мнение захотели узнать ещё представители Московской Патриархии и других религиозно-общественных организаций, которым были важны объективные результаты научных экспериментов, проводимых в университетах США, Англии, Швейцарии. Новости из этих лабораторий — по радиоуглеродной датировке история Плащаницы началась в ХIV веке, а не в библейском I веке.

 

Такой расклад оказался очень рискованным для христианского мировоззрения, ибо без настоящей Плащаницы фотографический негатив изображения тела Иисуса Христа, полученный в 1898 году итальянцем Секондо Пиа, полностью исключал документальную достоверность земной жизни Спасителя.

 

— Какая наука была взята за основу?

 

— Одной не ограничились. Понадобились химия, физика, математика, биология, — они прежде всего «поработали» с возрастом Плащаницы. В результате мы получили вполне логичное обоснование ошибок наших зарубежных коллег, напрочь забывших элементарное — после пожара в 1532 году полотно подверглось реставрации с помощью растительного масла. Мы не только теоретически доказали, что состоялся обмен углеродами между тканью и жирной жидкостью, «омолодивший» реликвию примерно на 1300 лет. Впервые в мире на современной ткани мы сумели смоделировать процесс аналогичного «старения». Сначала американцы с нами отчаянно спорили, потом начали думать и считать.

 

— А что можете сказать по поводу загадки святого Лика? Какие детали могли бы документально доказать евангельские истязания и распятие Иисуса Христа?

 

— Мы с вами договорились относительно версий. Исследуемый материал — о жертве насилия, которая в силу каких‑то причин оставила долгоживущие материальные следы: на длинном полотнище размером 4,3 на 1,1 метра имеется слабо проступающий желтовато-коричневый отпечаток двух проекций обнажённого мужчины спереди и сзади. Это льняная ткань ручного плетения с редкими включениями хлопковых волокон. Анализ всех отпечатков доказывает, что изображенного на ней человека бичевали плетьми римского образца, имевшими пять хвостов с закрепленными на концах свинцовыми пуговицами.

 

— Каков характер повреждений?

 

— На правом плече — широкая полоса, свидетельствующая о несении тяжёлого предмета, возможно, креста. Носовая кость перебита от удара с левой стороны. Левая щека сильно опухла — она касалась Плащаницы, и её отпечаток оказался гораздо сильнее, чем с правой. С левой стороны тело над скулой разбито, поэтому эта сторона отёчная… Подбородок ярко очерчен, особенно слева. Справа на нём пятно от крови или глубокой раны.

 

— То есть изображение лица ассиметрично?

 

— Да. Этот человек много страдал, и черты его лица после смерти не одинаково сократились. Отмечается много следов от ударов и увечий. На руке, пониже запястья, — большое пятно от раны… Раны на ногах и руках одного типа. Плечи приподняты. Грудь имеет такую форму, как и у людей, умирающих от удушья (уже установлено, что смерть от распятья на кресте наступает от удушья). На груди (на Плащанице — слева, значит, на теле — справа) пятно от раны между рёбер, окружностью 4,5 сантиметров. К нему снизу примыкает другое пятно, имеющее вид потёка крови.

 

— И кровь потекла…

 

— Когда человек находился в стоячем положении. Струя, очень обильная, имеет натуральное очертание, она дала ясный отпечаток на Плащанице. На левой руке рана и небольшой сгусток крови (правой не видно, на ней лежит левая). Оба запястья тёмные, так как обильно окрашены кровью от сквозных ран.

 

…Кровь текла по рукам по направлению к локтям. Гвоздь был вбит не посреди ладони, как принято изображать, но выше — в центре запястья, между костей. Раны на ногах видны обе. Очертания их очень чётки, так как кровь запеклась задолго до соприкосновения с полотном. В одном месте края кровяного пятна зубчатые, так как жидкость разошлась по ниткам полотна обильнее, поэтому на этом месте пятно светлее. Это пятно от сукровицы, которая вытекла из раны при снятии тела: обсохшая рана была повреждена освобождением от гвоздя.

 

Важный факт — телесное изображение не проникает вглубь ткани. Более того, на ней не обнаружены следы каких‑либо веществ, которые могли бы быть использованы при создании изображения. В отличие от изображения капли крови проникли вглубь ткани.

 

— Что это означает?

 

— Данный отпечаток — негативное изображение, тогда как кровь — позитивное. Эти данные плюс оптические плотности некоторых частей тела позволяют восстановить его трёхмерность и полностью исключают факт изготовления изображения художником.

 

— О чём ещё говорят эксперты?

 

— Их работа — проверить все гипотезы всеми доступными на сегодняшний день методиками. Относительно иностранцев хочу сказать, что они применили практически всё — от воздействия на ткань излучений различных длин волн до диффузии химических веществ. Увы, сии труды не смогли хотя бы отчасти продублировать изображения на Плащанице.

 

— А наши криминалисты?

 

— Они решили пойти по самому простому пути. В первую очередь с помощью опыта рассмотрели процессы, происходящие в волокнах льняной ткани при их соприкосновении с плотью человека, измождённого тяжёлыми физическими нагрузками или длительным истязанием, а также похороненного по канонам иудейской традиции. Здесь среди прочих высших и низших кислот, обычно выделяемых живым человеком в подобных условиях, наибольшую роль играет молочная кислота. Она вполне реально могла «нарисовать» изображение. Правда, в этом случае её контакт с тканью должен был быть максимальным. Это возможно, если тело присыпать землёй, хотя подобные действия нигде в Евангелиях апостолов не отмечены. И, тем не менее, наши сотрудники обратились к одному московскому раввину, который несколько прояснил нарисованную нами гипотетическую картину.

 

— Расскажите, пожалуйста!

 

— По иудейским законам того времени еврея, убитого неевреем, хоронили иначе, чем при убийстве соплеменником. В первом случае тело не обмывали, не облачали в саван, а вместе с остатками одежды клали на кусок льняной ткани, а другой её частью накрывали, после чего присыпали землёй. В нашем случае кровоточащее и потное после распятия тело, завёрнутое в такой погребальный лён, не меньше суток должно было пролежать под таким своеобразным прессом (возможно, землей), который обеспечил искомый нами максимальный контакт тела и Плащаницы.

 

Далее эксперты предполагают, что в силу каких‑то обстоятельств (быть может, было решено тело перезахоронить) произошло разделение тела и ткани, для которой дальнейшие события уже не имели никакого значения — полотно навсегда осталось с полной копией находившегося в нём тела.

 

— В таком случае, каков, на Ваш взгляд, механизм передачи такого изображения?

 

— Чтобы в этой части нашей работы не было двусмысленных определений, мы решили смоделировать процесс на ткани из растительных волокон. В ней находятся в различных соотношениях целлюлоза и лигнин, который в химической реакции с кислотами, а также при нагревании, превращается в сложное по своему составу и структуре вещество. При определённой температуре прежде бесцветный лигнин приобретает желто-коричневатый, а при очень высоких значениях — тёмно-коричневый колор.

 

Хочу подчеркнуть, что даже слюна, не говоря уже о более конкретных человеческих кислотах, по такой схеме легко оставляет свой «осенний» след на ткани или бумаге с большим содержанием лигнина. Его бесполезно кипятить или отбеливать — при 150‑200 градусах очертания становятся ещё более отчётливыми.

 

Надо отметить, что наши многочисленные эксперименты на макетах в температурных и временных режимах с нанесением исследуемых веществ (мы сделали близкий к человеческим потожировым выделениям состав из молочной, пальмитиновой, масляной, валериановой, пропионовой кислот), а также с «плотным» контактом, давали маске на ткани идентичное отображение объекта. При этом мы заметили разницу. Если использовались малолетучие кислоты, то из‑за плохой передачи полутонов страдало в первую очередь качество изображений.

 

— Какой из этого был сделан вывод?

 

— Полотно получает не «контактный» рисунок, а «контактно-диффузный», причём не из‑за прилипания, а благодаря испарению, диффузии и последующему закреплению выделенных паров. Это и объясняет место изображения на волокнистой поверхности ткани. В этом случае спектральные величины поглощения и флюоресценции отпечатка практически не отличаются от полученных с Туринской Плащаницы.

 

— Выходит, Лик логично вписывается в картину естественного мира, который подчиняется известным законам? Быть может, теперь можно спросить о главном — на Плащанице — Христос?

 

— Вы требуете невозможного от меня, специалиста, следующего букве Закона. Сегодня в нашем распоряжении нет ни одного идентификационного признака Спасителя, с помощью которого можно было бы установить или опровергнуть эту христианскую аксиому. Остаётся соотнести полученное изображение с иконописными ликами Иисуса Христа, которые увидели монахи-молитвенники своим духовным зрением. Лично меня проделанная работа удовлетворяет по всем статьям, так как мы нашли свидетельство о человеке, принявшего смерть ради торжества Божественной любви к человечеству. Как известно, это главный постулат христианской морали.

 

***

 

Бичевание

 

Экспертам удалось определить характер ран. Вдоль всей спины и таза, на предплечьях рук и на ногах видны следы от бича с гирьками на концах плётки. Эксперты насчитали девяносто восемь ударов. Палачей было двое — один более низкого роста, чем другой. Это видно по восстановленной траектории, с которой наносились удары. Палачи стояли сначала позади, потом впереди жертвы. По глубине ран ясно, что били с большой силой.

 

Венец

 

В области головы видны множественные отпечатки маленьких, но глубоких ранок. Их около трёх десятков. Такие следы уколов могли быть нанесены терновым венцом. Судя по отпечаткам, он сплетён не в форме венка, а в виде шапки. При каждом движении, каждом ударе острые жала вонзались в голову. Она вся покрыта ручейками запёкшейся крови. Извилистые — те, что текли при жизни, прямые — уже после смерти.

 

Крест

 

На отпечатках плеч видны следы от бруса, который нёс человек незадолго до смерти. Скорее всего, это только перекладина. Её вес — около 32 килограммов. Но избитому, исполосованному плетьми человеку и такая ноша была не по силам. Поэтому её привязали к рукам. Он не раз падал — об этом говорят раны на коленях, разбитое лицо и сломанный нос. Образцы из отпечатков в области ступней и коленей содержат арагонит с примесью железа и стронция. Такое вещество характерно для почвы Иерусалима.

 

Распятие

 

На отпечатках сложенных друг на друга рук нет следа большого пальца. Вбитые через запястья гвозди повредили нервы и сухожилие, от этого палец судорожно прижался к ладони. В храме Святого Креста в Иерусалиме хранился квадратный, кованый гвоздь, которым распяли Христа. И он точно соответствует форме отпечатка на Плащанице!

 

Смерть

 

Мучения на кресте были ужасны, потеря крови вызвала обезвоживание организма. Удары бичом по грудной клетке — разрыв альвеол лёгких. Они были заполнены плевральной жидкостью. Распятому на кресте приходилось подтягиваться на пробитых руках, чтобы сделать вдох.

 

Однако смерть наступила не от удушья и не от травматического шока — от невероятного напряжения порвалась сердечная сумка. Плевральные воды и лимфа смешались с кровью, заполнили грудь. Рана в сердце колющим предметом была нанесена уже после того, как оно перестало биться: кровь и околосердечные воды из раны на боку истекали без пульсации.

 

Лик

 

Длинные волосы, сплетённые в косичку, характерная бородка, раздвоенная посредине. Кровоподтёк на лбу в виде арабской цифры «3». Именно так отпечатался лик Иисуса Христа на Плащанице. Так изображают Иисуса Христа на ранних иконах и византийских мозаиках. Эксперты насчитали сорок пять совпадений с иконой Иисуса Христа в монастыре Святой Екатерины на горе Синай и шестьдесят пять — с изображением лика Иисуса Христа на монете императора Юстиниана II.

 

Пыльца

 

Учёные нашли ещё одно неоспоримое свидетельство подлинности Плащаницы. Это пыльца растений. По сути, она вечна; у каждого вида растений — индивидуальна. Поэтому, идентифицировав пыльцу, можно точно проследить путь Плащаницы. На ней найдена пыльца сорока девяти различных растений. Из них тринадцать видов растут только близ Иерусалима, в районе пустыни Негев и в области Мёртвого моря, двадцать — только на юго-западе Сирии и Северной Турции, шестнадцать видов произрастают и в Европе.

 

Более того. Учёные исследовали прочие реликвии — хитон Христа, хранящийся в Трире, и Сударь (платок) из Овьедо (Испания). На них тоже есть пыльца из Иерусалима!

 

Кровь

 

На Плащанице присутствуют следы крови человека. Удалось обнаружить её компоненты: это гемоглобин, билирубин и альбумин. Его повышенное содержание свидетельствует о том, что человек умер в состоянии стресса, под пытками. Удалось определить группу крови — IV (АВ). По набору хромосом в лейкоцитах был определён пол — мужской.

 

Второй кусок льняной ткани со следами крови Христа нашёлся в испанском городе Овьедо. Это Сударь (Sudarium) — льняной платок 84 на 53 сантиметра. Согласно Евангелию от Иоанна, платок вместе с пеленами (отождествляются с Туринской плащаницей) обнаружил апостол Петр, когда вошел посмотреть гроб Иисуса после его воскресения.

 

До 614 года Сударь хранился в Александрии, потом его перевезли в Испанию и поместили в кафедральном соборе Овьедо. Пятна крови и плевральной жидкости на нём точно совпали с пятнами на Плащанице! Совпадений на конфигурации — сто двадцать! Группа крови — та же, четвёртая. Более того — совпала ДНК!

 

Учёные предполагают, что Сударь был наложен на лицо Христа сразу же после смерти. На нём есть проколы, которые могли образоваться от колючек тернового венца. Потом, когда тело обернули плащаницей, Cударь сняли.

Оцените эту статью
3140 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 5

Читайте также:

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание