22 июля 2018 02:04 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Автор: Павел Евдокимов
ВОЗВРАЩЕНИЕ КОННЕТАБЛЯ

1 Января 2012
ВОЗВРАЩЕНИЕ КОННЕТАБЛЯ

«Абхазский сон Чёрного Гранд-Коннетабля». Так называется создаваемая книга Ольги Егоровой. Зачин был положен одноимённой публикацией на страницах газеты «Спецназ России» ещё в сентябре 2002 года.

Выход книги приурочен к 20‑летию начала грузино-абхазской войны и гибели в сентябре 1992 года замечательного поэта, кавалера ордена Леона Александра Викторовича Бардодыма, вкушающего вечный сон на Новом Афоне.

Выпускник абхазской переводческой группы Литературного института имени М. Горького. Единственный сын своих родителей… На следующий день после начала войны, выправив командировку от газеты «Куранты» и Би-Би-Си, Александр отправился защищать «свою маленькую родину». Выехав в Новочеркасск, оттуда через Черкесск до Грозного, в составе команды Шамиля Басаева он горными перевалами добрался до Гудауты. До начала Первой чеченской войны оставалось два года, и Бардодым, естественно, не мог предполагать, какую роль в ней сыграет «герой» Будённовска. Как и никто тогда.

«Звание Чёрного Гранд-Коннетабля, полученного им в Ордене куртуазных маньеристов, как нельзя лучше подходило к нему, — пишет Ольга Егорова. — Он был истинным Поэтом, и неслучайно за год до смерти его приняли в эту маленькую поэтическую державу, которая поражала московскую и провинциальную публику искромётным весельем, элегантностью лукаво-простодушного, но куртуазного слога, остроумием и атмосферой непрерывного карнавала. Когда Саша в своих надраенных до блеска сапогах и казачьей форме, сидевшей как влитая, появлялся на вечеринках и поэтических концертах, ни у кого не возникало сомнения: вошёл Поэт».

…Этим проектом мы преследуем две цели. Во-первых, открыть через призму уникальной личности Саши мир Апсны для нынешней России. Во-вторых, рассказать Абхазии о том Бардодыме, каким он был здесь, в России. Взглянуть на него глазами друзей и знакомых.

Сразу хочу внести ясность: личность Бардодыма будет дана в реальном историческом контексте событий и фамилий, как это было на самом деле — без каких‑либо изъятий. Ведь о Саше писали и говорили террорист № 1 Шамиль Басаев, создатель НБП Эдуард Лимонов, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, Пётр Хомяков («Доктор Зло») … Мы не можем, не имеем права редактировать историю. Она уже состоялась.

К личности Бардодыма «Спецназ России» обращался не один раз. Крайней публикацией на эту тему была статья «Поэт и солдат Абхазии» в августе 2010 года. Её написала Анна Бройдо — автор документальной повести «Дорога, ведущая к Храму, обстреливается ежедневно», оказавшаяся на войне и ставшая участницей тех событий.

«За месяц активного участия в боевых действиях Александр Бардодым успел прославиться мужеством и отвагой, — констатирует Анна Ильинична. — Вместе с тем, очевидно, что воинский подвиг — не определяющая, но завершающая черта его образа. Характерная черта абхазской ментальности — перенос положительных качеств одного представителя народа на весь народ — обусловила ситуацию, когда молодой человек стал для сражающейся Абхазии символом России и символом надежды на Россию.

Действительно, свойственные Александру Бардодыму негромкая мужественность, верность в дружбе, последовательность в словах и поступках, решительность и отвага, самоотверженная готовность защитить слабого, скромность, деликатность, немногословность, строгая внешняя красота — являются воплощением традиционных ценностей русской культуры».

И хотя в ходе неожиданно оживленной дискуссии («Не ставший русским героем») радикальные националисты вынесли Бардодыму свой вердикт, высокая концентрация ценностей именно русской культуры в одной личности, яркость проявлений, делают его Героем нашего времени.

«Мы народ не бизнесменов, а поэтов. Саша ушёл, как «невольник чести», как человек не только слова, но и поступка, то есть поэт. Поэт на то и поэт, что осуществляет народное представление о чести и достоинстве… Это был характер, в котором сочетаются черты казака из Запорожской Сечи (таков род Бардодымов) с чертами русского потомственного интеллигента», — подчеркивал его литературный учитель Лев Озеров.

Вместе с тем особенность ситуации заключается в том, что Бардодым выступил выразителем идеального стереотипа жизни и поведения мужчины-абхаза. Про таких редких людей абхазы говорят: «в него проник дух Апсуара».

Стихи Александра Бардодыма «Дух нации», «Над грозным городом раскаты», «Кавказ седоглавый», написанные уже в ходе боевых действий, печатались в боевых листках, становились любимыми фронтовыми, а потом и народными песнями. Классически русские по форме, они, очевидно, продолжают традиции абхазских народных эпических песен — не только по образному строю, но и по выполняемой ими социальной функции.

Об этом и многим другом — книга «Абхазский сон Чёрного Гранд-Коннетабля».

Оцените эту статью
3776 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 5

Читайте также:

Автор: Ольга Егорова
1 Января 2012
РАЗГРОМ В ИЗМАЙЛОВО

РАЗГРОМ В ИЗМАЙЛОВО

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание