26 апреля 2024 16:07 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

История

Автор: Елена Бадякина
НАШ КАВКАЗ

1 Декабря 2011
НАШ КАВКАЗ

Когда в очередной раз слышу призыв «немедленно отделить Кавказ от России!», хочу спросить его авторов: а куда они собираются деть миллионы русских, чьи предки издревле жили в этом регионе, для которых Кавказ — родная земля?

Что намерены делать с казаками, которые всегда верой и правдой служили России? Хотят оставить нас на растерзание местным националистам? А может, лучше не отделять Кавказ, а наоборот, усиливать здесь русское присутствие и влияние — что, кстати, приветствуется и здравомыслящими кавказцами, понимающими, что без России, без русских, этот край навеки погрузится в кровавую бойню.

 

И потому событие, которое произошло в Моздоке в канун православного праздника Архангела Михаила, на первый взгляд, кажется не слишком значимым, но, тем не менее, являет, в очередной раз, силу русского духа. В Успенско-Никольской церкви прошел торжественный прием в казаки. Подобное событие случается раз в году, но если поступит много заявлений, его могут провести и дважды.

 

На сей раз удостоверения о членстве в Моздокском городском казачьем обществе (МГКО), структурно входящем в состав Терского казачьего войска (ТКВ), получили двенадцать юношей и три девушки. Претендентов отобрали из пятидесяти кандидатов после обсуждения на правлении и по итогам их работы в обществе.

 

Получить удостоверение казака — почетно и ответственно!

 

Наравне с ребятами ратную службу несут и девушки. Лилия Журавлева — старший прапорщик; ранее служила в Новочеркасске, там подала заявление о вступлении в казаки. Сейчас живет в Моздоке, здесь же получила удостоверение.

 

Моздокчанки, а их в городском казачьем обществе уже десять, создали женсовет, ведут большую работу: помогают малоимущим, старикам, патронируют неблагополучные семьи, участвуют в построениях и сходах. Дел хватает.

 

Раньше казачество было сугубо мужской организацией. Само слово «атаман», в переводе с тюркского, состоит из двух слов — «отец» и «мужчина». Но все меняется, и сейчас женщины играют все более значимую роль в жизни страны и казачества. Есть в России даже женщина-атаман. Вот и моздокчанки от мужчин не отстают, работоспособности им не занимать.

 

Работа эта строится, в основном, на энтузиазме, поскольку МГКО — некоммерческая организация, финансирование которой осуществляется, в основном, за счет членских взносов, 350 рублей в год с каждого обладателя членской книжки. А это — около четырехсот человек. Изредка казаки получают помощь от бизнесменов и городской администрации, хотя эта поддержка должна быть более весомой. Депутат Госдумы, представляющий Северную Осетию, пожертвовал 20 тысяч рублей. Деньги пошли на оплату казачьих мундиров.

 

Казаки за свой счет должны пошить себе форму, а это немалые расходы. К примеру, атаманская черкеска стоит около трех тысяч рублей. Помимо прочего, всем нужны форменные фуражки, прочая амуниция. И потому подспорью казаки рады, хотя об одолжении никого не просят, сами стремятся помогать городу, — по двое казаков прикреплены в качестве дружинников к опорным пунктам милиции (их всего семь).

 

Готовы казаки развивать собственные производства, фермерские хозяйства, открывать торговые точки. Хотя поддержка со стороны государства не помешала бы. Республиканские власти тоже должны больше внимания уделять казачеству.

 

Наравне с отцом

 

Моздокский район традиционно считается русским, до 1944 года он входил в состав Ставропольского края и был передан Северо-Осетинской АССР волевым решением тогдашнего партийного руководства. И если на тот момент русские составляли в районе около 90 %, то сейчас их осталось менее половины.

 

По оттоку русского населения Северная Осетия на лидирующих позициях в регионе. Русских пугает не только политическая нестабильность, но и отсутствие работы, жизненных перспектив.

 

Почти нет русских представителей на руководящих постах, хотя по уровню образования и в профессионализме они нередко превосходят национальные кадры.

 

Русских почти нет в судах, полиции.

 

Русские зачастую подвергаются незаслуженным унижениям и притеснению.

 

Подобное отношение могло бы измениться, если б федеральный Центр больше внимания уделял русским общинам в республиках, защищал их в правовом и финансовом плане. А русским патриотам лучше не вопить о «немедленном отделении гангренозного Кавказа», а оказать реальную поддержку своим собратьям.

 

По нашему разумению, источник заразы не здесь, а там, где сконцентрированы почти все капиталы страны, где основной источник коррупции, криминала. А здесь, на Кавказе, вопреки всему, сохранились нравственные начала, столь необходимые для возрождения России. Здесь живут крепкие духом люди, готовые верой и правдой служить нашему Отечеству.

 

Несмотря на все трудности и отсутствие материальных стимулов, желающих стать казаками не становится меньше. Общество даже вынуждено отказывать в приеме некоторым подателям заявлений. Все больше молодых мечтает надеть казачью форму.

 

Среди тех, кто получил членские удостоверения в этом году, пройдя предварительный трехмесячный испытательный срок и заручившись рекомендацией старейшин, — представители разных профессий и возрастных групп, — от 16 до 60 лет.

 

Удостоверения обычно выдаются по достижении 18‑летнего возраста, но на сей раз для трех ребят 16‑17 лет, учащихся старших классов, было сделано исключение, поскольку они принимают активное участие в жизни общества.

 

Максим Жилкин учится на программиста в колледже в Ставропольском крае, его отец Павел — потомственный казак. Теперь, получив членскую книжку, Максим наравне с отцом станет участвовать в работе казачества, продолжит династию.

 

Отец первым поздравил сына, благословив его святой иконой. Максим признается, что во время построения и принятия присяги немного волновался. И чувствует особую ответственность, постарается сделать все, чтобы не подвести родных и поверивших в него казаков.

 

Парень хорошо учится, теперь будет выполнять еще и общественную работу. Но ему это нравится, поскольку он с детства узнавал казачьи традиции и обычаи. В городском обществе немало казачьих династий.

 

А Юрий Иванов переехал в Моздок из Ингушетии. В его родной станице Вознесенской, где веками жили гребенские казаки, сейчас русских почти не осталось, — кто уехал, кого убили. Сейчас парень живет в общежитии, работает строителем. Он — потомственный гребенской казак и по праву получил красную членскую книжечку.

 

Гребенцы и терцы

 

Тут следует вспомнить историю гребенских казаков, о которых писали классики русской литературы — Толстой, Лермонтов, Пушкин. Их предки жили на кавказских землях еще с глубокой древности, — известно об их поселениях еще с десятого века, а в конце XV века в их состав влились бежавшие на Кавказ «сторожевые казаки» и крестьяне Великого княжества Рязанского.

 

Воеводы Ивана Грозного после завоевания Астраханского ханства в 1556 году встретили на Тереке издавна живших там казаков и заключили с ними военный союз. Гребенские казаки веровали во Христа и говорили по‑русски.

 

Поселения располагались за Тереком «на гребнях», т. е. на восточных и северных склонах Терского хребта, у впадения реки Аргун в Сунжу, отсюда и название — «гребенские». Казаки строили поселки, городища на берегах Терека, Сунжи. А с XVI века их ряды пополнили переселенцы с Дона, Волги, Хопра. Они и составили «терское казачество», которое сформировалось позже гребенского.

 

Официальной датой образования ТКВ считается 1577 год. К казакам присоединялись и представители других христианских народов Кавказа: спасавшиеся от османского и персидского ига грузины, армяне. Казаки налаживали контакты с горцами, брали на воспитание детей — сирот из ногайцев, калмыков, горцев. Повзрослев, они становились настоящими казаками, могли жениться на казачках. Русское правительство активно использовало их для борьбы с крымскими и ногайскими татарами и горскими феодалами.

 

Но набеги иноземных захватчиков разоряли терские поселения. Более десяти казачьих городков были уничтожены в 1653 году во время похода персидского хана и его союзников. Многие казаки были убиты или взяты в плен. Они были оттеснены с гор и переселились на терскую равнину.

 

В 1832 году терцы вошли в состав Кавказского линейного войска из шести терских и четырех кубанских полков, в 1863 году были снова объединены в Терско-семейный и Кизлярский полки, а позже в Горский и Моздокский.

 

К концу девятнадцатого века численность терских казаков составляла более 162 тысяч, а в 1916‑м — 255 тысяч человек, проживавших в 70 станицах и на многочисленных хуторах Терской области. Занимались казаки земледелием, виноделием, рыболовством, охотой. Во главе войска стоял наказной атаман, он же начальник Терской области.

 

В 1905 году Терская область с центром во Владикавказе делилась на четыре казачьих отдела (Пятигорский, Моздокский, Кизлярский, Сунженский) и шесть национальных округов. После революции станицы оказались под ударом спустившихся с гор чеченцев, ингушей, которые грабили казачьи хозяйства, убивали, насильничали.

 

На съезде народов Терской области 17 ноября 1920 года И. Сталин пообещал покончить с разгулом преступности, восстановить порядок. Но на том же съезде была упразднена Терская область, а вместо нее создана Горская АСССР, состоящая из национальных округов.

 

Тысячи семей казаков были выселены в Сибирь, а их имуществом завладели горцы. Хотя в 1944 году чеченцам и ингушам пришлось самим пережить отселение. Но при Хрущеве они вернулись и даже прирастили свои территории за счет расформированной Грозненской области.

 

В состав Чечено-Ингушской АССР были включены незаконно присоединенные к ней город Грозный (русская крепость, построенная русскими солдатами и казаками в 1818 году), казачий Сунженский округ, а так же отобранные у Ставрополья и никогда не входившие в состав Чечни Шелковской и Наурский районы, считавшиеся цитаделью гребенских казаков. Большинство его исконных обитателей были убиты или изгнаны из родных мест. Об этой трагической странице истории я не раз писала на страницах «Спецназа России».

 

Верно служить России

 

Сейчас казачество стремится к возрождению. Об этом сказал в своем выступлении войсковой старшина Владимир Александрович Анацкий. Казаки ведут большую просветительскую работу, рассказывают молодежи о славном прошлом терского казачества. А для совсем юных в последние семнадцать лет в районе во время летних каникул организуется лагерь «Казачок Терека», где ребятишки, — а за сезон там отдыхает до двухсот человек, — живут в палатках, узнают историю казачества, своего родного края, ходят в походы, постигают азы верховой езды. Для многих ребят это возможность и отдохнуть, и узнать много нового. Среди тех, кто впоследствии получил удостоверение казака, немало тех, кто в детстве отдыхал в этом лагере.

 

Обращаясь к пополнению, атаман, подъесаул Валерий Кислицын призвал казаков верно служить России. Сам он — бывший военнослужащий, сейчас в отставке, много сил и средств отдает общественной работе. Родные сетуют, что редко видят его дома. Но Валерий считает, что иначе нельзя относиться к избранному делу.

 

Казаки сотрудничают с районным Домом дружбы, другими национальными обществами. Налажены у них добрые контакты с казаками из соседних районов, священноначалием. Прием в казаки проходит именно в православном храме.

 

После принятия Присяги (текст которой, кстати, был утвержден на Круге ТКВ 3 июля 1919 года и с тех пор не менялся) отец Антоний благословил новобранцев и окропил их святой водой. В напутственной речи он пожелал казакам сил и крепости духа.

 

Отец Артемий в своем приветственном слове так же призвал казаков гордо нести свое звание, быть активными членами общества. После присяги и построения казаки делом подтвердили свой статус и подняли на колокольню 200‑килограммовый колокол, отлитый в Воронеже для звонницы Успенско-Никольской церкви.

 

Моздокский район — многонациональный, здесь живут представители разных народов. Среди членов районного казачьего отдела, который возглавляет атаман В. Косенко, — русские, украинцы, армяне, осетины… Будучи основанным в 1763 году по приказу Екатерины II на левом берегу Терека, Моздок всегда был форпостом России, здесь в годы Великой Отечественной войны проходил основной рубеж битвы за Кавказ.

 

В районе несколько станиц, которые традиционно считаются казачьими. В станице Луковская Моздокского района у храма, названого в честь Архангела Михаила, и построенного в основном на средства станичников и их руками, в день памяти этого святого прошел торжественный молебен и крестный ход, в котором приняли участие и казаки.

 

Мы переживаем сейчас непростые времена. Но казачество свято хранит вековые традиции и трудится на благо Отчизны, являя пример мужества и стойкости. У нас одна родина — Россия, и без Кавказа ей не жить!

Оцените эту статью
3997 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 4.8

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание