14 августа 2020 22:21 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

ОПРОС

Поддерживаете ли Вы идею о переносе даты празднования Дня России на 1 июля?

АРХИВ НОМЕРОВ

Автор: Елена Бадякина
НАРОДНЫЙ АКТЁР

31 Декабря 2010
НАРОДНЫЙ АКТЁР

ВСПОМИНАЯ ВЕЛИКОГО АРТИСТА НИКОЛАЯ КРЮЧКОВА

В предновогодней суете юбилейная дата – столетие Николая Афанасьевича Крючкова, которая была 24 декабря, осталась почти незамеченной. О ней сообщили лишь в нескольких новостных выпусках, а телеканал «Культура» в канун Рождества показал фильм «Трактористы» и передачу «Острова».

На других каналах подобающей такому случаю ретроспективы фильмов с Николаем Крючковым (а им было сыграно более ста двадцати ролей!) не было и в помине. А ведь на этих кинолентах выросло не одно поколение! «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Фронт», «Парень из нашего города», «Небесный тихоход» и многие другие стали классикой нашего кино — они воспитывали в людях мужество, патриотизм, а в годы Великой Отечественной войны помогали бить врага.

Его имя навсегда останется в истории отечественного кино. Крючкова любили, любили все и по настоящему. Такой поистине всенародной славы не было ни у одного актера. Его по праву можно назвать самым народным артистом.

По воспоминаниям очевидцев, после боев, если выдавалась такая возможность, солдаты смотрели и пересматривали фильмы с участием Крючкова. А потом, вернувшись к суровой реальности, защищали свою истерзанную Родину. Так своим творчеством Николай Афанасьевич приближал Великую Победу.

Как верно кем то подмечено, чтобы понять русский характер, надо непременно посмотреть хотя бы один фильм с участием Николая Крючкова. который не играл, а словно проживал каждую роль, пропуская ее через свое сердце. Он один из «трех богатырей русской культуры советского периода» — рядом с Борисом Андреевым и Петром Алейниковым.

На вечере памяти в столичном Доме кино, организованном при поддержке Министерства культуры РФ, Союза кинематографистов, Гильдии киноактеров и других организаций, собрались поклонники творчества великого артиста, его друзья и коллеги. Они вспоминали его удивительные человеческие и актерские качества.

Даже сложные трюки в фильмах Николай Афанасьевич делал сам. На съемках фильма «Фронт» режиссер сказал ему: «А что, Коля, слабо тебе, в самом деле, под танк лечь?» — «Надо, так лягу», — ответил тот. Николай Афанасьевич вспоминал: «Вырыли мне ямку и успокоили: грунт твердый, все обойдется. Сюда я должен был, как только машина на меня наедет, упасть. И вот я иду с гранатами во весь рост на фашистский танк, и такая злоба меня охватила. Не пройдешь, гад! — кричу. Бросаю связку и прыгаю в ямку. Танк прошел, но меня всего засыпало — не таким уж твердым оказался грунт. С грехом пополам откопали, и только тут на меня настоящий страх навалился: ведь действительно под танком лежал. А в момент съемки одна была задача — врага не пропустить».

На съемках «Жестокости» при обострившемся тромбофлебите Крючков целые дни проводил в седле да еще на морозе. А в фильме «Суд» много раз прыгал в ледяную воду и на очередном дубле сломал ногу. Но на второй день Николай Афанасьевич уже был на площадке: «Снимайте крупные планы». Когда те кончились, распилил гипс и продолжил работу — только после каждого дубля ложился на раскладушку.

Крючкову было уже за семьдесят, когда Евгений Матвеев пригласил его в фильм «Особо важное задание». Для эпизода, в котором герой Крючкова вскакивает на крыло самолета, режиссер распорядился поставить стремянку. «Женя, ты что? — обиделся старый артист. — Рано еще меня жалеть!» Подпрыгнул и оказался на крыле. Никто не знал, чего ему это стоило.

Николай Афанасьевич не только водил машины, но и сам пел песни в фильмах — исполненные его неповторимым хрипловатым голосом они, эти песни, уходили в народ, где звучат и поныне.

Попурри из немеркнущих произведений подарил в этот вечер Академический хор имени Александрова, и зал дружно подхватывал: «Первым делом, первым делом — самолеты, ну а девушки, а девушки потом!», «Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим!», «На границе тучи ходят хмуро», и многие другие. Разве сравнятся с ними нынешние попсовые однодневки? Нет, конечно!

И до чего обидно, что молодежь отторгнута от этого великого наследия. Телевидение если и покажет фильмы с участием Крючкова, то только в день Победы или в крайне неудобное время, при этом их безжалостно прерывает пошлейшая реклама.

Людей сознательно отупляют, отрывая от нашей истории и культуры. Не в этом ли причина роста агрессии в нынешнем российском обществе, особенно среди молодежи? Именно в этом, считает великая русская актриса Римма Маркова, которая произнесла пламенную речь в защиту нашей Родины. Сейчас культура в загоне, не получает должной поддержки. Хотя с ее помощью, считает Маркова, можно и с криминалом, и с коррупцией бороться. «Но трудно победить коррупцию, когда во главе этой борьбы стоят сами коррупционеры!» — без обиняков заявила Римма Васильевна, вызвав поддержку зала.

Маркова призвала собравшихся не быть равнодушными, подниматься на борьбу ради спасения детей и внуков. Так, как это делали герои Крючкова, которого Римма Васильевна назвала «маршалом нашего кино».

О непростом, но героическом времени, когда создавались фильмы с участием Крючкова, вспоминал и другой великий актер — Владимир Зельдин. В свои девяносто пять он поражает энергией, жизнелюбием, искрометным юмором и талантом. Годы словно не властны над этим человеком, который все так же строен и прекрасен, как и его пастух из киноленты «Свинарка и пастух», где он снимался вместе с Крючковым и Ладыниной. Это было военное время, но на экране их герои пели, шутили, внушая зрителям оптимизм и веру в скорую Победу.

Зельдин блистательно исполнил «Песню о Москве», звучавшую в фильме. И голос его был так же обворожителен, как и семьдесят лет назад — зал долго не отпускал любимого актера, аплодируя ему стоя.

А потом зрители могли видеть кадры из незабываемых кинокартин с Николаем Крючковым. Ни один телевизор не в состоянии передать тот поток энергии и силы, которые дает просмотр фильмов на большом экране. Именно в кинозале возникает чувство сопереживания, сопричастности той великой эпохе.

…Эти фильмы формировали образ Советского человека, подвергаемый ныне поношению и осмеянию. Но именно советские люди одержали победу над фашизмом, построили великую страну, которую мы не смогли сберечь.

Боль за поруганную Отчизну звучала и в стихах, прочитанных заслуженной артисткой Зинаидой Кириенко, в спетой ею песне «Эхо», которую так любил Николай Афанасьевич. Он вообще очень тонко чувствовал музыку, любил русские песни и романсы. В его честь искрометную «Городскую кадриль» исполнил ансамбль песни и пляски имени Игоря Моисеева. А Зураб Соткилава, исполнив арию из оперы, рассказал о своей встрече с Крючковым и о том, как они вместе пели романс «Ямщик, не гони лошадей!»

Песню «Очаровательные глазки» подарила собравшимся заслуженная артистка России Анна Баннова, после чего низко поклонилась портрету Крючкова, отдавая дань искреннего уважения.

Свою совместную с ним работу вспоминали Людмила Хитяева, Татьяна Конюхова, Евгений Герасимов и многие другие товарищи по актерскому цеху. Армен Медведев предложил установить на доме, где родился и жил Крючков (дом этот и поныне стоит на Красной Пресне), мемориальную табличку.

На вечере памяти царила необыкновенная атмосфера. Образы Крючкова словно объединяли людей, даря свет надежды и гордости за нашу Родину. Вдова актера, Лидия Николаевна, его дочь и внучка поблагодарили собравшихся за то, что они пришли почтить память артиста, несмотря на гололед и снегопад.

Фильмы с участием Николая Крючкова, Бориса Андреева, Петра Алейникова и многих других советских актеров входят в золотой фонд не только отечественного, но и мирового кинематографа. Актеров такого масштаба сейчас трудно сыскать. И нужно сделать все ради сохранения и популяризации этого бесценного наследия для будущих поколений, чтобы дети росли не «манкуртами», непомнящими родства, а становились истинными патриотами своей Родины. Такими, как великий русский актер Николай Крючков!

Оцените эту статью
2172 просмотра
нет комментариев
Рейтинг: 0

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание