29 марта 2024 08:10 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Автор: Иса Магомадов
СТАВШИЙ ШАХИДОМ

30 Ноября 2010
СТАВШИЙ ШАХИДОМ

В Нальчике стал шахидом руководитель Духовного управления мусульман Кабардино­Балкарии Анас Пшихачёв — убежденный противник ваххабизма и экстремизма, мужественный религиозный деятель, который не боялся открыто высказывать свое мнение по самым острым вопросам.

Трагедия произошла вечером. Муфтия вызвали из его дома по улице Есенина, 2А (микрорайон Александровка) на улицу двое неизвестных — «на разговор». Для Пшихачева, по словам его сотрудников, подобные встречи с верующими были обычным делом — поэтому, не опасаясь нападения, муфтий вышел на улицу, где его хладнокровно расстреляли. Получив ранения в голову и грудь, он скончался на месте…

«Сердце разрывается, когда кто‑то совершает преступление под религиозным лозунгом, прикрываясь исламом, — говорил Анас­хаджи. — Это обидно и больно. Повинны в этом и сами мусульмане, потому что не знают свою религию, неправильно ее понимают. Одна из наших главных задач — объяснить молодым людям истину, истинный путь, сделать так, чтобы они на этот путь истинный встали.

Но, к сожалению, среди тех, кто дестабилизирует обстановку в республике, есть не только обманутые мусульмане. Есть и наемники, которые продались за деньги. С ними разговор должен быть короткий, и ими должны заниматься правоохранительные органы. Есть заблудшие, с ними должны вести работу мы. Сегодня каждый работник Духовного управления, каждый имам на своем месте выполняет свои обязанности».

На Совете муфтиев СКФО, который в декабре провел полпред Александр Хлопонин, духовный лидер мусульман Кабардино­Балкарии рассказал, что ему угрожали: «Вы знаете как неприятно, когда к тебе приходит парочка молодых ребят и говорит, знаешь, уважаемый муфтий, Шура вынесла решение о вашем убийстве? Как вы на это смотрите?»

И вот ваххабиты привели свой приговор в исполнение…

«В августе 2009 года в Сочи на встрече с главами республик Северного Кавказа президент России Дмитрий Медведев дал указание обеспечить муфтиев охраной, — рассказал глава Духовного управления мусульман Чеченской республики Султан­Хаджи Мирзаев. — Только в Дагестане, Чечне и Ингушетии власти выделили охрану мусульманским религиозным лидерам. Ни в КБР, ни в Адыгее, ни в Северной Осетии, ни в Карачаево­Черкесии муфтиям охрана не предоставлена. Поэтому, я считаю, что ответственность за убийство Анаса Пшихачева несут глава КБР Арсен Каноков, руководители региональных МВД и ФСБ, которые могли предотвратить эту трагедию…»

Кто внимательно следит за положением дел на Северном Кавказе, знает: ваххабиты периодически убивают тех имамов, которые, по их утверждению, сотрудничают с мунафиками и кафирами. Если посмотреть последние пятнадцать — двадцать лет, то покушения следуют одно за другим.

Пожалуй, наиболее громкое преступление произошло в 1998 году, за год до вторжения банд «моджахедов» в мирный Дагестан. В этот день, 21 августа, в Махачкале в результате взрыва бомбы был злодейски убит муфтий Дагестана Сайидмухаммад Абубакаров. В ночь на пятницу, возвращаясь из мечети, где читал прихожанам проповедь, он не доехал до дома буквально 100‑150 метров.

Сила взрыва была такова, что машину разворотило на две части — муфтий погиб на месте. От полученных ранений скончался и его родной брат Абдулла, во всем помогавший ему и в течение пяти лет, не отходя от него, работавший еще и личным водителем.

Весть о его гибели потрясла не только Дагестан, но и всю российскую общественность — настолько это был глубоко уважаемый и авторитетный человек во всех слоях общества. Сопредседатель Совета Муфтиев России, председатель Совета Муфтиев Северного Кавказа. Просто искренний и верный Аллаху человек.

А сколько крови невинных людей и слёз безутешных матерей пролилось за эти годы! Ведь все это предвидел Сайидмухаммад­хаджи. Он неустанно предупреждал о вреде чуждой для народов Дагестана идеологии, о вреде новшеств. Говорил о том, что из‑за границы к нам может проникнуть смута (фитна) и кровопролитие.

Большую работу муфтий Абубакаров проделал по укреплению дружбы между Чеченской Республикой и Дагестаном, большая просветительская деятельность была развернута им в Южном Дагестане. За неполные два года работы Сайидмухаммад­хаджи сумел поднять авторитет духовенства на тот уровень, на котором веками находился, но был незаслуженно подорван в годы безбожной власти.

Мы помним и то, что в том же предгрозовом 1998 году ваххабиты устроили в Октябрьском районе Грозного покушение на муфтия Чечни Ахмада Кадырова, но Аллах спас его для последующих дел.

Взрывное устройство направленного действия с дистанционным управлением сработало в двадцати метрах от здания муфтията республики в тот момент, когда мимо проезжал автомобиль Ахмада­хаджи. Автомашина сгорела, но муфтий и его охранники успели спастись, выскочив из горящей машины.

В последующие годы религиозных деятелей на Северном Кавказе взрывали и убивали из огнестрельного оружия, пытаясь, тем самым, запугать других. Военный «амир» Кабардино­Балкарии Анзор Астемиров в своем обращении к мусульманам республики, опубликованном на сайте «Кавказ­Центр» летом 2006 года, сообщил, что составляются списки «предателей из числа имамов, они будут предупреждены, им будет дано время исправиться. В случае, если они не воспримут предупреждение, они будут уничтожены».

И вот новая кровь…

Родился Анас­хаджи 11 октября 1967 года в семье рабочего в городе Нальчике. Семья, надо сказать, была очень религиозная, и начало исламскому образованию будущего муфтия заложил его дед, широко известный по всему Северному Кавказу богослов.

С 1975‑го по 1983 год Анас Пшихачев обучался в средней школе № 17 поселка Вольный Аул, а затем в школе №11 в Нальчике, где получил неполное среднее образование.

В 1983 году будущий муфтий поступил в Нальчикский строительный техникум (НСТ). С 1985‑го по 1987 год проходил срочную службу в Советской армии. В 1989 году окончил полный курс по специальности «техник­строитель».

Во время перестройки он служил имамом мусульманской общины села Черная Речка Урванского района республики. В последующие годы успешно окончил Институт Аби Нур в Дамаске — обучался арабскому языку и исламским наукам, и Международный Исламский университет «Призыв к Исламу» в городе Триполи (Ливия).

В России Пшихачева не было восемь лет. В сентябре 1998 года, вернувшись домой, он поступил на работу в Кабардино­Балкарский Исламский институт (КБИИ) на должность преподавателя. В 1999 году его назначили на должность заместителя директора по учебно­воспитательной работе этого вуза.

С 1 декабря 2000 года он занимает должность заместителя председателя Духовного управления мусульман Кабардино­Балкарии, а с 1 декабря 2002 года — и.о. председателя ДУМа КБР.

22 апреля 2004 года четвертый Съезд мусульман Кабардино­Балкарии избирает его муфтием республики. 25 марта 2009 года он был единогласно переизбран пятым Съездом мусульман Кабардино­Балкарии.

Большое внимание Анас­хаджи уделял не форме, но содержанию. «Да, мечети есть, и это хорошо, — отмечал он, — но в мечети должны приходить люди, и они должны были духовно чистыми. Они должны выходить из мечети со здравыми помыслами и мыслями. Из этих мечетей и от людей, которые в них ходят, не должна исходить угроза. В этом и заключается сегодня наша основная задача. Поэтому на имамов ложится большая ответственность.

Понимая это, мы стараемся каждый год повысить их уровень знаний. Каждый год мы проводим месячные курсы по повышению образовательного уровня имамов из населенных пунктов, на базе Университета имени имама Абу Ханифы в Нальчике действует Университет. Проводим лекции, раздаем литературу, чтобы имамы, в свою очередь, качественно готовили проповеди».

Он вел большую общественную работу, выезжал и за рубеж. Большое впечатление на Анас­хаджи произвело посещение в 2007 году, вместе с муфтиями Северной Осетии и Ингушетии, Соединенных Штатов, о чем он рассказывал: «В Госдепартаменте одна женщина, куратор образовательных программ, начала разговор с нами с того, что мусульмане из России чуть ли не бедные, убогие и вечно угнетенные. Они нам пытались навязать мысль, что мы эмигранты в собственной стране и поэтому должны бороться за свои права. Им, видно было, невдомек, что мусульманские народы в России — одни из коренных.

В Америке все вообще были удивлены, когда узнали, что у нас даже есть мечети, куда люди ходят. Там нет никакой информации об остальном мире. Они думают, что мы живем в советские времена, что у нас атеизм и все перекрыто. По американскому ТВ вечерами никакой информации о других странах вообще нет. Только шоу и местные новости. У них студенты не знают, что такое Мадагаскар, куда им до Северного Кавказа! При этом каждый из них считает, что США — это самое сильное и демократичное в мире государство, которое несет демократию другим странам».

Как известно, в последнее время активно ведется публичная кампания, целью которой заявлено объединение российских мусульманских структур. Позиция, которую по этому поводу занял муфтий Кабардино­Балкарии, была здравой и взвешенной. «Мы видим решение задачи объединения мусульман не в виде создания бюрократическо­распорядительной структуры с разделом постов. Мы хотим, чтобы на базе высшего консультативного органа мусульман России, например Верховного совета мусульман России, можно было бы создать тематические комиссии по образованию, по другим общим вопросам, ввести во всех исламских вузах единые образовательные стандарты и т. д.».

Анас­хаджи имел более пятидесяти монографий по богословско­правовым вопросам, он разработал образовательную программу для высших религиозных заведений. Его деятельность была отмечена многочисленными грамотами, благодарностями и медалями, в том числе медалью «За духовное единение» Совета муфтиев России и орденом «За заслуги перед уммой» II степени Координационного центра мусульман Северного Кавказа.

Анас Мусаевич был женат, имел троих детей. В совершенстве владел русским, кабардинским и арабским языками, а также разговорным английским.

С ваххабитами у муфтия был давний конфликт. Понимая всю степень угрозы, которую несет «чистый ислам», Пшихачев занимал по отношению к нему жесткую и принципиальную позицию. Противоречия с радикалами начались еще в то время, когда был жив один из организаторов нападения на Нальчик в 2005 году Анзор Астемиров.

До 2002 года в республике молодые люди захватывали мечети, банально перекрикивая участвующих в собраниях общин, добивались того, что имамами в мечети назначали их людей. «Мы переделали устав таким образом, что все назначения стал проводить муфтият республики, — рассказал Пшихачев, — хотя многие обвиняют меня в авторитаризме».

По словам муфтия, ваххабиты, несмотря на все усилия правоохранительных органов, продолжают терроризировать священнослужителей: «Боятся и имамы, у меня всего 154 имама, и их эти бородатые могут вырезать за одну ночь».

В республике по инициативе духовного руководителя были открыты «курсы повышения квалификации» для имамов. Тем, кто их посещал, он сам объяснял, как отличить ваххабита от обычного мусульманина: «Длинная нечесаная борода, короткие по длине брюки (они не должны касаться щиколоток), при общении они достаточно резкие, порой агрессивные, речь пересыпана арабскими словами, употребляемыми к месту и не к месту, не приемлют разномыслия, при обсуждении каких‑то вопросов совершенно не слышат оппонента».

Вообще, как подчеркивал Пшихачев, «экстремиста можно выявить только в процессе долгого, терпеливого общения, — объяснял он, — задавая одни и те же вопросы, провоцируя на откровенность. Эта работа требует крайней аккуратности и терпения. Насколько я знаю, в МВД таких специалистов нет», — с горечью говорил он.

То, что происходило в Москве, не могло оставить равнодушным Анас­хаджи. «События, произошедшие в эти дни в Москве, кроме печали и скорби ничего вызвать не могут, — сказал он. — Более того, для меня лично не менее прискорбным является и то, что предполагаемый убийца Егора Свиридова является уроженцем моей родной республики. Однако хочу заметить, что его мать уже выразила лично соболезнования семье погибшего».

По словам муфтия, «самый главный урок, который стоит всем нам извлечь из событий, произошедших на Манежной площади, это то, что преступники не имеют ни национальной, ни конфессиональной принадлежности. Перед законом все равны! А те СМИ, которые так широко разрекламировали это преступление, как межнациональный конфликт, были неправы, поскольку нельзя делать акцент на национальной принадлежности. Именно этим моментом и воспользовались радикально настроенные организации, чтобы учинить прошедшие в центре столицы беспорядки».

Как завещал Анас­хаджи, «государство совместно с общественными и религиозными организациями должны предпринять все возможные меры, чтобы избежать повторения трагедий не только на Манежной и Кронштадтском (бульваре), но и в Кущёвке, и в Кондопоге». По его глубокому убеждению, «перед законом все равны, однако коррупция препятствует этому».

А дальше были подлые выстрелы трусливых шакалов, попирающих своими презренными ногами заветы Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)!

«Современный мусульманин должен быть набожным, общительным, — наставлял Анас­хаджи, — он должен разбираться во всех науках, он — патриот своей Родины, а по‑другому нельзя сегодня. С мусульманином должно быть интересно общаться, причем не только на религиозные темы. Многие думают, что мусульманин — тот, кто постоянно сидит на коврике и читает молитвы, Коран, и больше ничего не знает. Мы должны развеять такое представление.

Приведу пример. Я зашел в один из книжных магазинов в Москве. Взял книги по педагогике, по философии, об исламе на русском языке. Когда расплачивался, кассир удивилась. Говорит: я давно работаю в книжном магазине, и когда люди выбирают книги, я могу определить, кто он и по профессии или в какой сфере трудится. А вы набрали много разных книг, и я не могу определить, где вы работаете. Я достал удостоверение муфтия и показал. Она очень удивилась. Неужели мусульмане читают такие книги? Я ей объяснял, что мусульманин должен знать все».

Нет сомнения, что такие люди, как муфтий Абубакаров и его кабардино­балкарский брат Анас­хаджи, отдали жизни во имя Веры, они также боролись с невежеством, исламской безграмотностью, всеми силами старались просветить свои народы. Вот главное, что в их деятельности мешало противникам Ислама! Ведь никому из врагов не нужен грамотный и сведущий в вопросах веры человек. Грамотного и в заблуждение ввести трудно.

Говоря об этих, поистине, великих сыновьях Кавказа, мы вспоминаем Всевышнего. Когда спрашивают, кто является лучшим из людей, отвечают, это те, при виде которых ты вспоминаешь Аллаха. Вот и мы свидетельствуем, что они — лучшие среди людей.

Каким именно образом они покинули сей бренный мир — на то воля нашего Создателя. Самое же ценное для нас — что они оставили после себя для уммы. А это, в первую очередь, ученики, сделавшиеся алимами. Это книги, ставшие настольными для всех мусульман. Это проповеди, которые мы слушаем и по сей день. Это мечети, которые построены их стараниями. Это дружба, которую они укрепили в наших сердцах, толерантность, которую соблюдаем по их примеру. Это много­много полезного, что они еще сделали. И могли совершить.

Теперь, произнося имя нового شَهيد — не тех фальшивых «шахидов», этих одержимых самоубийц, которые из личной корысти взрывают, убивают и калечат ни в чем неповинных людей, мы добавляем «рахимахуЛлах»: да смилуется над ним Аллах. Этим мы свидетельствуем о его высоком звании истинного шахида, принявшего мученическую смерть на войне с опасным и коварным врагом, погибшим за правое дело.

«Я и в 2005 году (нападение на Нальчик — Ред.), и в США говорил, что за самыми крупными операциями против России стоят спецслужбы. В том числе и США, — отмечал муфтий Анас Пшихачев. — Сегодня Российское государство становится на ноги, кому‑то это не нравится. Мы знаем из истории, что любое государство можно развалить, используя либо национальный фактор, либо религиозный. Вот и на Кавказе уже давно запущен механизм распада. Многие скажут, что я чересчур сгущаю краски. Но я вас уверяю, достаточно хорошо знать историю, чтобы знать, что я не преувеличиваю».

Как и Сайидмухаммад­хаджи, своим уходом из земной жизни он подтвердил свое высокое назначение — быть распространителем Ислама и личным примером доказал, насколько самоотверженно можно трудиться во имя Всевышнего.

Да примет Аллах его Шахаду!

Оцените эту статью
3785 просмотров
1 комментарий
Рейтинг: 0

Читайте также:

30 Ноября 2010
МЫ — ЛЮДИ ВОЕННЫЕ

МЫ — ЛЮДИ ВОЕННЫЕ

Написать комментарий:

Комментарии:

Shoon: Высокотехнологичные инструменты для заработка на криптовалютных активах
Оставлен 20 Мая 2020 06:05:58
Общественно-политическое издание