24 апреля 2024 12:03 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Антитеррор

Автор: Павел Евдокимов
ПОДРУЧНЫЙ ЧЁРНОГО ОГНЯ

28 Февраля 2010
ПОДРУЧНЫЙ ЧЁРНОГО ОГНЯ

Весна в Ингушетии — ранняя. Всегда. По сравнению с остальной Россией, конечно. Кавказ он на то и Кавказ, хотя и «Северный». Там, откуда прибыли бойцы Центра специального назначения ФСБ, не отступала русская зима, а в селе Экажево практически не осталось снега: сотрудники спецназа ФСБ, стреляя по укрывшимся террористам, лежали на пожухлой, прошлогодней траве.

ТРОПОЙ ШАМИЛЯ БАСАЕВА

Вообще, Экажево или, как произносят ингуши, Эккажакъонгий-Юрт, только по названию село. Здесь, на правом берегу реки Сунжа, у впадения в нее притока Кенч, проживает двадцать пять тысяч человек. Это второй по численности населенный пункт сельского типа в республике и тринадцатый по всей России. Напротив — Назрань. Новая столица Магас расположена несколько южнее от села, в трех километрах.

В 1919 году оно было сожжено Деникиным — за отказ пропустить его части в красный тыл. За это село наградили Почетной грамотой ЦИК — «за стойкость и мужество, проявленные жителями Экажево в борьбе с войсками белой гвардии».

В июле 2006 го на окраине Экажево нашел свой бесславный конец Шамиль Басаев в результате взрыва сопровождаемого им грузовика с оружием и боеприпасами. И вот еще одна знаковая фигура террористического подполья вывела название этого села в полосы и репортажи ведущих отечественных и мировых СМИ.

Расследуя акты террора, в подготовке которых принимал участие Александр Тихомиров (Саид Бурятский), сотрудники спецслужб выяснили, что он и люди из его окружения находятся в Ингушетии, скрытно перемещаясь по селениям Сурхахи, Галашки, Али-Юрт и Экажево. В этих населенных пунктах проживает немало сторонников «чистого ислама», предоставлявших сектантам убежище. Что им до слов шейха из Медины ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад аль-Бадра: «Какой же разум и религия могут назвать разрушения и взрывы джихадом?! О молодежь, опомнитесь!».

Разрабатывая план операции, в ФСБ располагали информацией, что Саид Бурятский, вероятно, находится именно в Экажево. В ночь на 2 марта, после всесторонней разведки, село было надежно блокировано федеральными силами. Мероприятия проводились на северной окраине населенного пункта.

Перед сотрудниками ФСБ была поставлена четкая и конкретная задача: захватить как можно больше представителей террористического подполья живыми. С учетом этого обстоятельства, а также при наличии сразу нескольких адресов, находившихся в густонаселенном селе, решено было привлечь спецназ ФСБ.

Группы знали каждая «свой маневр». Непосредственно в адреса, реализуя полученную оперативную информацию, заходили сотрудники Центра специального назначения. Они передвигались от строения к строению, прикрывая друг друга.

Дома — богатые, массивные, из красного кирпича…

Не трудно догадаться, что появление именно «спецназа Лубянки» в Экажево было неслучайно. Зная, что у клана Картоевых немало своих людей в местных правоохранительных органах, привлекать ингушских силовиков к спецоперации не стали, справедливо опасаясь утечки информации на сторону.

На часах было 6.15, когда началась активная фаза масштабной спецоперации. Оперативно-боевые группы профессионально выполнили свою работу и не оставили банде «Талибан» никаких шансов на спасение. В одном из адресов два ваххабита попытались прорваться, но это у них не получилось: один был убит, другой взят в плен. В другом пришлось уничтожать террористов, засевших в хорошо оборудованном и вписанном в строение схроне.

Если поверить утверждениям родственников убитых террористов, то бой пять часов кряду вели невинные жертвы, зарабатывавшие на жизнь честным трудом, которых, как зайцев на охоте, ослепили светом фар. Вот только вопрос: кто тогда лупил из подствольного гранатомета, пулеметов и разного стрелкового оружия?..

В ходе спецоперации несколько сотрудников силовых структур получили осколочные и пулевые ранения. Но, слава Богу, все живы-здоровы.

В подвале одного из домов засел боевик, который застрелил сотрудника Следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ юриста 2 го класса 27 летнего Сергея Васюковича (он родом из Новгородской области). Случилось это, правда, уже на следующий день.

Выполнив поставленную задачу, сотрудники ЦСН к вечеру 2 го марта покинули территорию республики и вернулись домой.

ПОСЛЕДНЯЯ НОЧЁВКА

В руинах одного из домов был обнаружен труп молодого бородатого мужчины с развороченной грудью. В кармане его одежды нашли два паспорта, общегражданский и заграничный, на имя уроженца Улан-Удэ Александра Тихомирова с местом постоянной прописки в столице Бурятии.

До «воскрешения» Саида Бурятского после кровавого подрыва здания ГУВД в Назрани, осуществленного якобы им лично, молодые северокавказские радикалы считали его своим кумиром. Настолько, что некоторым ветеранам сепаратистского движения еще 1990 х годов это казалось чрезмерным и несправедливым. На фоне неожиданной популярности Саида в умах новичков начали блекнуть имена многих погибших в первую и вторую войны.

Подпольные компакт-диски с его выступлениями расходились по Северному Кавказу многотысячными тиражами. Он писал не только религиозные тексты, но и исторические эссе и документальные зарисовки о жизни «ярких героев сопротивления».

Образ Тихомирова — не «бородатый дикарь», а этакий персонаж из компьютерной игры counter-strike, с таким же оружием. Виртуальный образ… знакомый многим тинейджерам.

Многие молодые неофиты рассматривают ваххабизм как новое модное течение, не понимая, что доведенная до логического конца идеология борьбы с «кафирами», «муртадами» и «мунафиками» заканчивается крайне жестоким режимом «яростных мулл» — как это было в Афганистане времен «Талибана», ввергнутом в средневековье, или в Сомали. Духовным приказчиком этих обманутых и стал Саид Бурятский.

В последние годы сказитель от Докки Умарова пытался воплотить на практике идеал «моджахеда будущего» (как его понимают пропагандисты «Аль Кайды»), сочетающего в себе владение тротилом и гранатометом, с одной стороны, и знанием сур Корана и хадисов — с другой. «Бурятский» стал кумиром и выразителем настроений тех молодых идеалистов, которые жаждут смерти и вызываются на подрывы, поскольку боятся, что потом их вера, спустя какое то время, растратится и ослабнет.

То, что это именно Саид, на допросах подтвердили захваченные в плен бандиты. Они сообщили: идеолог виртуального Имарата Кавказ появился в Экажево накануне поздно вечером и заночевал в одном из домов, по которому утром отработал спецназ. Помогла опознать Тихомирова и видеозапись на мобильном телефоне, найденная на месте боя. На ней отчетливо видно, как идеолог террористов читает молитву, а затем боевики прощаются друг с другом, явно не рассчитывая выйти живыми из окружения.

Он пришел из «ниоткуда» и ушел в «никуда»…

МАСТЕРСКАЯ СМЕРТИ

Среди уничтоженных в Ингушетии членов подполья — четверо братьев Картоевых (Тухан, Ахмет, Магомед и Назир), а также сотрудник ингушского республиканского казначейства Кодзоев. Он не только снабжал террористов нужной информацией, но и помогал решать финансовые вопросы.

Еще один убитый — Багаудин Далгиев, чье тело при штурме сильно пострадало. По наводке этого агента в Москве весной 2009 года был похищен сын вице-президента «Роснефти» Михаила Ставского.

Далгиев, по данным оперативников, был частым гостем в столичных ночных клубах, фитнес-центрах, имел там много знакомых, потом указывал на обеспеченных москвичей, которые могли стать легкой добычей для похитителей. В свое время он учился в Российском государственном университете нефти и газа имени И. М. Губкина, видел там несколько раз вице-президента «Роснефти». А потом узнал, что его сын тоже поступил в этот вуз, на занятия приезжает без охраны, — и сразу передал информацию своим подельникам.

Выручка бизнеса на заложниках направлялась, среди прочего, на финансирование деятельности некого цеха по производству бомб — они, как отмечают эксперты, были качественно изготовлены, почти никогда не отказывали.

Одна из первых бомб, сошедших с этого подпольного конвейера, использовалась при подрыве поезда «Невский экспресс» в 2007 году. Потом «адские машинки» применялись при терактах на Северном Кавказе, в том числе с участием смертников. Примечательно, что у всех этих изделий имелись характерные отличия, оригинальный почерк указывал на то, что произведены они в одном месте, одними и теми же кустарями-умельцами.

Сотрудники ФСБ установили, что Далгиев поддерживал весьма тесные отношения с Кодзоевым. Также они выяснили, что оба наведываются в Экажево, бывают в домах семейств Картоевых и Аушевых. Дальше практически все село было взято под неослабный контроль.

В конце февраля в домах, где отметились боевики, была замечена активизация — шла, очевидно, подготовка к очередному теракту. Возникло рабочее предположение, что в Экажево находится кто то из возможных лидеров террористов: этот некто периодически выходил на связь с главарями «джихада», а также пересылал материалы для подрывных сайтов. У оперативников возникли обоснованные подозрения, что в селе бывает собственной персоной Саид Бурятский.

Остальное было делом техники…

Впечатляет арсенал, обнаруженный в местах проведения «карательной акции кафиров»: гранатометы, пулемет Калашникова, пистолет-пулемет «Кедр», прочее стрелковое оружие и десятки гранат. Но главное не это, конечно. В Экажево было обнаружено более тонны аммиачной селитры и пластида.

В доме Зелимхана Аушева находилась подпольная мастерская, использовавшаяся для изготовления самодельных взрывных устройств. Каково! Девять 50 литровых бочек, наполненных натриевой селитрой. При небольшой доводке она превращается во взрывчатое вещество, схожее по характеристикам с аммоналом. Именно аммиачную селитру из за ее доступности боевики используют в фугасах и машинах-брандерах.

Очевидно, «мечи Аллаха» в Экажево готовились к очередному совершению масштабного жертвоприношения Иблису. Не вышло! 16 Раби аль-Авваль 1431 года спецназ ФСБ оправил «Шейха» Абу Саада Саида аль-Буряти и его подручных прямой дорогой в Джаханнам.

Как водится, террористы попытались навести тень на плетень. «В этом бою муджахиды нанесли серьезный урон врагу, уничтожив и ранив много кафиров», — говорится в заявлении подручных Докки Умарова по ингушскому филиалу Имарата Кавказ. В нем же содержится панегирик Саиду Бурятскому, чей «пример является живым укором тем ученым и ищущим знания, в частности ингушским, которые, придумав жалкие оправдания, отсиживаются от джихада дома или за границей». И тем, кто «своим поведением и своими словами отвращает мусульман от борьбы на пути Аллаха».

ПИСЬМА С ТОГО СВЕТА

После завершения работы судмедэкспертов тело Саида Бурятского закопают в безвестной могиле или, что вернее, кремируют. И это правильно: нежить не должна путать людей после жизни. Хотя остались многочисленные обращения этого «исламского Че Гевары бурятского разлива» (выражение известной ненавистницы спецслужб Юлии Латыниной), записанные на видео: они будут и дальше отравлять ядом сердца и души молодых людей.

Что знают они об иджме — согласном мнении Высшего совета ученых, сформулированного семнадцатью шейхами после взрывов в Эр-Рияде, в котором говорится: «Тот, кто утверждает, что различные теракты и убийства невинных — это джихад, тот является невеждой (джахиль) и заблудшим, ибо все это не имеет ни малейшего отношения к джихаду на пути Аллаха!».

Нелюди, подобные Саиду Бурятскому, исповедующие свою убогую, осколочно-фугасную идеологию, не способны любить по настоящему. Ради своих клишированных принципов, возведенных в абсолют, они готовы уничтожить все, что является помехой на их пути. Всех и каждого.

Террористы начала XX века буквально молились на народ. Во имя «светлого будущего» эсеры и максималисты взрывали и убивали, разрушая до основания старый, ненавистный им мир царской России. Однако они делали это ради общего, как им казалась, блага. Иное дело — нынешние последователи Усамы бен-Ладена. «Джихад» для них есть сугубо корыстное средство скорейшего достижения Бога. Взрыв, и ты на Небесах.

В одном из писем Александр Тихомиров сообщал жене: «Знаешь, я сильно устал от этой дунья, как будто бы прожил века, и не из за сложностей, а из за того, что каждый день вижу, как братья уходят в лучший мир, к довольству Аллаха, а я остаюсь здесь с этими испытаниями в проклятой дунья.

В последнее время у меня только одно желание — уйти отсюда на том уровне имана, который есть сейчас, ведь мы не можем гарантировать то, что умрем в имане, и что завтра он только окрепнет.

Знаешь, если только между нами, я давно прошу Докку, чтобы он разрешил мне пойти на истишхад, лучше которого ничего не может быть и уйти на встречу с Аллахом — но каждый раз мне в этом отказывают, мол, ты еще здесь нужен.

Правда я так не считаю, и завидую тем, кто ушел по этому пути… Я могу годами оставаться в лесу, я привык делать огромные переходы и полюбил эти горы и лес. Но еще больше и лучше это только встреча с Аллахом, и для этого я готов пойти на все».

И он действительно шел: убивал, калечил души, натаскивал смертников… Как же такое могло произойти, что из неприметного паренька, родившегося в далекой от Северного Кавказа Бурятии, вырос идеолог терроризма, сполна реализовавший свои комплексы неполноценности?..

«ПРОСТО МАЛЬЧИК...»

Его биография совершенно нетипична и заметно отличается от прочих главарей террористов. Как отмечают эксперты Института проблем терроризма и локальных конфликтов, вызывающим уже является сама нисба (т. е. имя со значением) «Бурятский».

Нисба в основном образовывалась от названия рода или племени. К примеру, Рабиа ал-Адавийа, что значит «Рабиа из Ади». Также и от наименования места, где родился человек — к примеру, Джафар Рудаки, что значит «Джафар из Рудака», или Мухаммад ат-Табари, соответственно «Мухаммад из Табаристана».

Могла быть нисба присоединена и к имени родоначальника династии. Скажем, Хашими, Самани… Многие происходили от названия профессии или рода занятия. К примеру, Сафари, что значит «медник». Значит, основатель этой династии когда то работал подмастерьем у медника.

Встречается и этническая самоидентификация. Например, бывший ментальный анархист Харун ар-Руси (Вадим Сидоров) из Национальной организации русских мусульман. Но обычно это делается в том случае, когда человек стремится подчеркнуть эмоциональную связь со своей этнической группой: в публикациях деятелей НОРМа были заметны симпатии к радикальному русскому национализму, поэтому и нисба «ар-Руси» смотрелась вполне естественной.

В исламе силен акцент на универсальный, надэтнический характер этой религии, и обращать внимание на свою этническую самоидентификацию у мусульманских авторов не принято. Тем более, Тихомиров лишь наполовину бурят. Конечно, человек сам волен выбирать, кем он себя считает, но в Интернете отсутствуют какие либо ссылки на его тексты на бурятском языке, упоминаний о его участии в национальном движении и пр. Похоже, малая Родина его абсолютно не интересовала, а нисба «Бурятский» — не очень честный пиар-ход, предпринятый с целью заинтриговать потенциальную паству.

…Отец Александра, бурят по национальности, умер после рождения сына в 1982 году, когда тому не было и года. Мать, Наталья (по другим сведениям Галина) Тихомирова, им особо не занималась — работала в «Бурятэнерго», потом стала заниматься челночной коммерцией: закупала вещи в Москве и продавала их в Улан-Удэ.

Один автор по поводу ликвидации Саида Бурятского пролил слезу: «А ведь если подумать, то на самом деле это был просто мальчик, который всего-навсего рос без отца и плохо учился в школе». Вот как, оказывается!

Будущего «Саида» воспитывали дедушка с бабушкой. Воспитывали, ясное дело, как могли: кормили, одевали — чистенько, опрятно… Они же ходили в среднюю школу № 51 на родительские собрания.

В классе Александр был не то чтобы парией, но непонятым одиночкой, это точно, серым и тихим. Меланхолик. «Вещь в себе». Друзьями не был богат, сидел один на последней парте, и все его сторонились. На уроках никогда не поднимал руку, на переменах не бегал, как все, учителю физкультуры принес справку (настоящую или липовую — неизвестно), что у него опухоль головного мозга. Часто болел.

Учителя сначала пытались поговорить с матерью Александра, они замечали, что с мальчиком что то не так. Педагоги вызывали Тихомирову в школу, но она не приходила ни на беседы, ни на родительские собрания. До парня никто не мог достучаться. Бабушка с дедушкой давали ему только самое необходимое: кров над головой и пропитание.

Старики умерли, когда Александру было тринадцать лет, и он перебрался к матери — в пятиэтажный дом на улице Хахалова, 8, что рядом с поликлиникой № 7 Железнодорожного района.

— Да все тут помнят Наталью Тихомирову, — рассказал корреспондентам «КП» бывший сосед. — Красивая была женщина. Только вела себя не очень хорошо. Я, конечно, не осуждаю: она рано осталась без мужа. Замуж потом так и не вышла. Свободно жила — сын у бабки с дедом, а у нее постоянно менялись кавалеры. Но потом стали у нее появляться подозрительные мужики, сплошь кавказцы. Песни громкие крутили, спать мешали… Пили много. Она тут практически притон устроила. Участковому жаловались, но ничего не изменилось…

Обычная, в общем то, картина.

«НАСТОЯЩИЙ МУЖЧИНА»

Когда Саше Тихомирову исполнилось одиннадцать лет, в Улан-Удэ открылся бурятско-турецкий лицей для мальчиков, в котором преподавали турецкий и арабский языки, после обучения обещали трудоустроить в Турцию или Египет. Поступить туда было очень сложно.

Связи появились чуть позже, когда матери Александра стали оказывать знаки внимания выходцы из Чечни и других республик Северного Кавказа. Причем, как говорят в школе, именно новые друзья матери и посоветовали парню идти в лицей, учиться языкам. Мол, у нас там друзья, поможем поступить — и взяток никаких не надо.

— Саша очень любил мать, ценил ее, уважал, часто приходил к ней в дом, — говорит классный руководитель Зоя Гавриловна Тулугоева. — Гости матери для него всегда были авторитетом. По понятиям парня, не могла мать общаться с плохими людьми.

Небольшое отступление. В 2003 году прокуратура Бурятии добилась закрытия лицея: согласно оперативным данным ФСБ, финансирующий учебное заведение турецкий фонд «Уфук» (имел филиал в Иркутске) был тесно связан с исламскими фундаменталистами из подрывной организации «Нурджулар». По словам тогдашнего директора ФСБ Николая Патрушева, действовала она в России через созданные ею фонды и коммерческие фирмы и «решала широкий спектр задач в интересах разведки».

По данным ФСБ, функционеры этой секты осуществляли тесные контакты с представителями действующих в Турции организаций, оказывающих помощь бандитским формированиям в Чечне, в том числе фонда «Кавказ». Кроме того, «Нурджулар» имела прочные контакты с боскуртами — османскими «Серыми волками».

Руководитель иркутского отделения фонда «Уфук» Боджа Тарык возглавил подобный лицей в Карачаево Черкесии, и, попав под подозрение, на допросе признался: лицей задумывался и действовал как структурное подразделение экстремистской секты «Нурджулар». Кстати, выпускниками подобных лицеев являлись многие чеченские боевики.

Вот такая картина маслом…

Один из новых друзей Тихомировой по имени то ли Муса, то ли Исмаил, чеченец по национальности, стал ее гражданским мужем. Трудно упрекать этого человека: он воспитал Александра, лишенного мужского внимания (да и внимания вообще), в духе своей вайнахской ментальности, по своим понятиям.

Отчим был внимателен, давал деньги на карманные расходы, чего раньше не водилось — старики жили скудно, едва сводили концы с концами.

— Мы пару раз слышали, как они сидели во дворе и говорили. Не таясь, не понижая голоса. Плевать им на нас было, — вспоминает сосед. — Этот его «отчим» говорил: «У нас на Кавказе мужчина должен быть настоящим бойцом. Нельзя прощать обиды. Если тебя в классе обижают — надо отомстить. Жестко, чтобы боялись. Иначе ты не мужчина. Бей русских, бей бурятов. Они должны знать, что настоящие мужчины — только на Кавказе!

Наставления эти Александр под сомнения не ставил. Всей душой хотел быть «настоящим мужчиной». И в тринадцать лет принял ислам. Так вместо Александра на свет появился Саид.

— В девятом классе с мальчиком произошли разительные перемены, — продолжает классный руководитель Зоя Гавриловна Тулугоева. — Его будто подменили: если раньше он худо-бедно разговаривал с нами, отвечал на вопросы, то теперь резко перестал. Учиться стал плохо, скатился на сплошные двойки и тройки, ни с кем не общался, сидел один, с уроков сразу домой, но не к бабушке, а к маме и ее сожителю.

Теперь уже Саид презирал тех, кто раньше дразнил его рохлей. Задирал парней, рассчитывая на заступничество сожителя матери, и ровесники с ним не связывались. Пройдет десяток лет, и новоявленный «шейх» и «алим» точно также будет презирать магометан Северного Кавказа за приверженность суфизму с их «языческими пережитками».

После девятого класса, как только Тихомиров получил аттестат о неполном общем образовании, «дядя Муса» или «дядя Исмаил» сорвал семью и увез ее в Ичкерию, где у него был дом. Только что закончилась первая «чеченская» война, и мятежная республика, славя Хасавюрт, получила фактическую независимость от Москвы. Наталья приехала в Улан-Удэ год спустя, чтобы забрать деньги у поселившихся квартирантов. Была вся в черном, сказала, что приняла тоже ислам. Сообщила о рождении дочери.

Тихомиров объявился в Улан-Удэ уже с женой-мусульманкой. Продал квартиру родителей и навсегда покинул свою малую Родину. Думается, такой он ее больше и не считал.

АРАБСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Тихомиров учился у мусульманских наставников в Москве, Иркутске и Бугуруслане (Оренбургская область). Уже тогда он попал под влияние проповедников из арабских стран — его учителем в Иркутске был сириец Мухаммад Ясир. Как впоследствии рассказывал о себе сам Саид Бурятский на одном из исламских сайтов, в 2002 м он отправился на учебу в Египет. Там он пробыл около полутора лет. Изучал теологию в знаменитом каирском университете «Аль-Азхар», самостоятельно обучался у популярных богословов.

Вот некоторые факты из биографии Саида Бурятского, которые содержатся в письменном ответе руководителя Главного следственного управления СКП по Южному федеральному округу Бориса Карнаухова: «Ранее Тихомиров проживал в Улан-Удэ, затем с 2007 года — в Московской области… В 2000 году Тихомиров поступил в духовное мусульманское учебное заведение «Расул Акрам» под патронатом Духовного управления мусульман азиатской части России. В этот же период обучался в Московском институте экономики, политики и права от института МВД России.

В 2003 году окончил Каирский центр изучения арабского языка «Фаджр», после чего работал в департаменте духовно-образовательной программы при Совете муфтиев России. Был заместителем помощника муфтия России, работал в издательском центре «Андамус». В 2005 2006 годах обучался в одном из религиозных учебных заведений Катара».

Если почитать в Интернете отзывы о проповедях Тихомирова до его перехода к террористам, может возникнуть образ интеллигентного и образованного проповедника, далекого от слепого фанатизма. Что тут можно сказать? Тихомиров умел грамотно построить речь на русском языке, в совершенстве владел арабским, ориентируясь в исламском вероучении.

По утверждению самого Тихомирова, бросить учебу в «Аль-Азхар» его вынудило пристальное внимание египетских спецслужб, причем их российские коллеги почему то не заинтересовались Тихомировым. Действительно, по прочтении нескольких его постов на форуме Андрея Кураева и статей на «Кавказ-Центре» можно было сделать вывод об авторе как о достаточно эрудированном апологете салафизма. Но не более. Эрудиция не равна интеллигентности и образованности.

Как следует из записей его бывших соучеников на нескольких арабских Интернет-форумах, чаще всего «бурята» видели на уроках у шейхов Махмуда аль-Масри, Мухаммада Юсри, и Мухаммада Хасана. Сам же Саид Бурятский из всех своих египетских наставников упоминал по имени лишь последнего из них.

Все трое известны своими радикальными взглядами, особенно по отношению к «неверным». При этом они избегают критики в адрес режима Хосни Мубарака, что позволяет им свободно вести свою деятельность. Среди них выделяется именно Мухаммад Хасан, часто выступающий на арабских сайтах и телеканалах (в том числе на «Аль-Джазире»).

Значительное внимание в проповедях он уделяет джихаду в Афганистане и Палестине. Мухаммад Хасан учит, что участие в нем является священной обязанностью афганских и палестинских магометан, а единоверцы в соседних странах обязаны оказывать им всяческую помощь.

Будучи выпускником того же университета «Аль-Азхар», Мухаммад Хасан беспрепятственно ведет свою деятельность в Египте и Саудовской Аравии, порой выступая с проповедями даже в Соединенных Штатах. В 1990 х — начале 2000 х он не скрывал симпатий к Усаме Бен-Ладену, и выступал в поддержку самоубийц-«шахидов».

Однако в последние годы, с подачи деятелей, приближенных к властям, Мухаммад Хасан, явно по политическим соображениям, публично отказался от прежних наиболее радикальных высказываний. Другой наставник Саида Бурятского, шейх Махмуд аль-Масри еще в марте 2005 го публично прославлял исполнителей терактов 11 сентября в Нью-Йорке.

Как сообщил порталу IzRus компетентный источник в одной из израильских структур, занятой, в том числе, вопросами международного джихадистского движения, Тихомиров в 2003 2004 годах действительно находился в поле зрения египетских спецслужб. Он обучался в Каире, вращался в кругах, известных своими радикальными взглядами. Его наставниками были богословы, которые балансируют на грани дозволенного, регулярно выступают с яростной антиизраильской пропагандой.

Студент поддерживал связь с другими студентами-мусульманами из России, которые были известны как приверженцы различных течений исламского фундаментализма. Этот молодой человек выделялся своей активностью и фанатизмом, и в силу обширных связей с неблагожелательными элементами, привлек внимание органов, отслеживающих деятельность иностранных граждан.

Египтянам он был известен под разными псевдонимами, но в основном как Саид аль-Буряти, Бурят Саид или Саид Абу Саад. Тот же источник портала IzRus добавил, что отрывочные сведения о нем, по разным каналам, поступали и к израильтянам: «Тогда был самый разгар интифады. Этот парень вроде даже носился с идеей организовать сбор пожертвований среди мусульман в России для помощи палестинцам. Он имел контакты со студентами из сектора Газы, находившимися в Каире, часть которых была связана с организаций ХАМАС. Через несколько лет стало известно, что, уже вернувшись в Россию, он и там установил связь с (неофициальными) представителями ХАМАСа».

СЛОВАРИК

Акыда — исламское вероубеждение, форма раскрытия имана.

Алим — знаток Ислама; дословно, «тот, кто знает, грамотей, ученый». Обычно этим словом называют человека, досконально изучившего Ислам и его источники — Коран и Сунну.

Джаханнам — исламский ад.

Дунья — мир, в котором мы сейчас находимся.

Куфр — неверие, отсутствие нравственного стержня, духовный вакуум, приводящий к саморазрушению личности и общества. Куфр означает рабство стереотипам и неспособность принять чудеса Бога. Согласно представлениям ислама, куфр — корень всех грехов — то, что делает человека кафиром.

Иджма — в суннитском исламе одна из основ мусульманского права, согласное мнение исламских авторитетов данной эпохи по вопросам, не урегулированным в прямой форме Кораном и сунной пророка Мухаммада.

Иман — убеждение в правильности исламских догматов. Его основа — вера в Единого Создателя.

Истишхад — «стремление к шахидству».

Мунафики — двуличные люди, которые вносят смуту в общество правоверных.

Муртад — вероотступник, бывший до этого мусульманином и покинувший веру.

Суфизм (от арабского «суф» — грубая шерстяная ткань, отсюда — власяница как атрибут аскета), мистико-аскетическое течение в исламе. Возникло в VIII IX вв. На территории бывшего СССР (в Средней Азии, Поволжье, на Северном Кавказе) исторически получили распространение несколько суфийских братств, прежде всего — Накшбандийя, Кадирийя и Ясавийя.

Фикъх — исламское право.

Окончание в следующем номере.

Оцените эту статью
7239 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 3.9

Читайте также:

28 Февраля 2010
ОБЛОМ «СЕЙФУЛЛАХА»

ОБЛОМ «СЕЙФУЛЛАХА»

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание