29 марта 2024 09:56 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Автор: Юрий Нерсесов
ПОСТОЯННЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ

31 Января 2010

Два года назад я писал, как собравшиеся в гостях у председателя Межпарламентской Ассамблеи СНГ и спикера Совета Федерации России Сергея Миронова «эксперты» изо всех сил пытаются втянуть Россию в новую Афганскую войну («Наркотрафик через Таврический дворец», «Спецназ России», № 4, 2008). Хотя Россия в лице секретаря Совета безопасности Николая Патрушева отвергла эти попытки, опасность продолжает расти. Тем более опыт у провокаторов огромный — более четырех столетий.

Впервые формулировку об отсутствии у любого государства постоянных врагов и друзей и о наличии у него исключительно постоянных интересов предложил глава правительства Великобритании Уильям Питт-младший. Его преемники — Генри Пальмерстон и Бенджамин Дизраэли особо подчеркивали неизменность этого принципа для Англии, которая, будучи расположенной на острове, была противопоставлена континентальной Европе самой природой.

Геополитическая ситуация требовала от островитян иметь флот, более мощный, чем военно-морские силы любой континентальной державы и постоянно противодействовать объединению этих держав, поддерживая их непрерывное противостояние.

Впервые такая политика проявилась в конфликтах, сотрясавших Европу в 1665 1675 гг. До этого Англия, которую в ходе революции и гражданской войны возглавил талантливый политик и военачальник Оливер Кромвель, сумела добиться выдающихся внешнеполитических успехов. Вооруженные силы ранее фактически независимых Ирландии и Шотландии были наголову разгромлены, обе страны превратились в английские провинции. У Испании английский флот отбил Ямайку, Франция передала Кромвелю важный порт Дюнкерк, а разбитые в серии морских сражений Нидерланды уступили ему первенство на океанских просторах. Закрепленный победой «Акт о навигации» 9 октября 1651 года гласил, что товары из Азии, Африки и Америки могли ввозиться в Великобританию только на британских судах, а европейские товары либо на британских, либо на судах страны-производителя. Основе могущества Нидерландов — посреднической торговле был нанесён тяжелейший удар, а британский торговый и военный флоты получали мощный стимул для развития.

После смерти Кромвеля и реставрации на британском престоле династии Стюартов, армия и флот страны существенно ослабли, поэтому в двух последующих войнах с голландцами англичане, в основном, терпели поражения. Однако военную слабость удалось компенсировать политическими маневрами, в чём Англия себя проявила как истинный виртуоз.

В 1665 году она нападает на Нидерланды. В 1668 ом, едва закончив войну, образовывает с бывшим врагом коалицию, направленную против Франции. В 1672 ом снова атакует голландцев в союзе с французами, но через два года выходит из войны, заключив с Голландией сепаратный мир.

В результате «Акт о навигации» продолжал действовать. Вскоре Англия окончательно становится ведущей морской державой, а Нидерланды на сто с лишним лет превращаются в ее младшего партнера, сыграв существенную роль в войне за Испанское наследство, покончившей с французской гегемонией в Западной Европе.

Вторично разрушив с помощью усилившейся Российской Империи гегемонию Парижа в Европе в 1814 году, Лондон с помощью Франции нанёс ей поражение в Крымской войне 1853 56 гг., а в ходе Первой мировой войны силами, главным образом, русской и французской армий сокрушил нового европейского гегемона — кайзеровскую Германию.

У России подобные политические комбинации, как вследствие совершенно иной географии, так и по причине порой чрезмерного идеализма некоторых правителей, получались куда реже. Среди удачных операций можно упомянуть действия Екатерины II в годы Французской революции. Когда европейские монархи наперегонки помчались штурмовать Париж, государыня только помахала им платочкам, ограничившись отправкой для наблюдения нескольких военных кораблей и финансовой помощью эмигрантам-монархистам.

На подавление французских мятежников, как и на подавление восставших против Англии американских сепаратистов двадцатью годами раньше Екатерина не дала ни единого солдатика. Мудро рассудив, что чем больше на Западе друг друга молотят, тем России лучше, царица использовала внутриевропейскую свару, чтобы прибрать к рукам плохо лежащие православные земли, ранее захваченные Польшей.

Прошло полвека, революционная буря обрушилась на Австрийскую империю, но Николай I поступил с точностью до наоборот. Хотя, рухни с престола коллега Франц-Иосиф, Западную Украину, тогда ещё православную и тяготеющую к России, можно было брать голыми руками.

Увы, Николай I даром судьбы не воспользовался. Послав в Австрию войска, разгромив бунтовщиков, потеряв 12 тысяч убитыми и умершими от холеры, он не взял у спасённых ни клочка земли, а через пять лет получил от Франца-Иосифа удар в спину. В разгар Крымской войны Франц-Иосиф, угрожая присоединением к англо-франко-турецкой коалиции, вынудил Россию прекратить наступление на Дунае и держать крайне необходимые в Крыму войска на австрийской границе.

Осознав ошибку, Николай отозвался о собственной персоне с горькой насмешкой. «Кто из польских королей, по твоему мнению, был самым глупым? — Спросил он своего генерал-адъютанта Адама Ржевусского. — Я тебе скажу, что самым глупым польским королём был Ян Собесский, потому что он освободил Вену от турок. А самый глупый из русских государей — я, потому что помог австрийцам подавить венгерский мятеж».

Впоследствии наследники Николая Павловича и менее титулованные особы не менее теплыми словами поминали походы за освобождение «православных братьев славян» на Балканах, в конечном счете принесшие стране одни расходы, и способствовавшие втягиванию ее в роковую Первую мировую войну. А выполнение «интернационального долга» в Афганистане, 65 лет спустя, обернулось уже для Советского Союза противостоянием с исламским миром, НАТО и Китаем одновременно, с последующим подрывом экономики, перестройкой и распадом.

Особую роль в этих событиях сыграла администрация основного геополитического наследника Британской Империи, Соединённых Штатов Америки, унаследовавших от прародительницы как выгодное географическое положение, так и успехи по части загребания жара чужими руками.

К примеру, в 1941 43 гг. на государственном уровне США помогали СССР, а через частные корпорации, курируемые заместителем государственного секретаря Самнером Уэллесом и ответственным за экономическую политику Госдепартамента Дином Ачесоном, торговали с Германией.

Пока американские танкеры везли нам авиационный бензин, суда нейтральной Испании входили в порты с нефтью для Рейха, который производил из нее авиабензин для себя. Поставлялась обеим сторонам и другая продукция, используемая в военных целях. Тем самым США способствовали как взаимному истощению двух крупных геополитических противников, так и эффективному переводу собственной экономики на военные рельсы.

Нечто началось в 80 х годах прошлого века. Тогда США смогли существенно ослабить Советский Союз, поддержав афганских моджахедов и уговорив арабские страны подорвать советскую нефтеторговлю, резко сбросив цены на «чёрное золото». Эти действия способствовали началу перестройки, а как следствие — развалу СССР, вступлению части его бывших республик в НАТО и появлению на постсоветском пространстве американских военных баз.

Почти одновременно настал черёд Югославии. Когда крах Союза стал вопросом ближайшего будущего, отпала необходимость в существовании социалистической европейской страны, держащейся особняком от остального соцлагеря.

Ранее поддерживающие Белград как образец «альтернативного» Москве социализма, Штаты содействовали межнациональному конфликту Югославии и ее распаду, одним из итогов которого стало появление в отделенном от Сербии Косово мощной американской военной базы Кэмп-Бондстил.

Особую роль в боях на территории Боснии и Косово сыграли поддержанные авиацией НАТО ветераны войны в Афганистане, состоявшие как из афганцев, так и из участвовавших в боях с советской армией добровольцев из других мусульманских государств. Среди их главных организаторов был ближайший партнёр Вашингтона в Афганистане, а затем щедрый спонсор дудаевских боевиков в Чечне, сын саудовского миллиардера Осама бен Ладен.

До того как стать международным диверсантом № 1, этот человек был не только большим другом ЦРУ, но и заслуженным деловым партнером семейства Бушей. Изучая подробности бизнеса бывших президентов США, американский журналист Майкл Рупперт подробно описал историю вложения денег семейства Бен Ладенов в принадлежащую Бушу-младшему нефтяную компанию Arbusto Energy.

После краха СССР и активного наступления радикального ислама Вашингтон обратил свои усилия против последнего. Охотясь за Бен Ладеном, объявленным главным организатором терактов 11 сентября 2001 года в Вашингтоне, американцы оккупировали Ирак и Афганистан.

Однако потеряв (с учётом союзников и гражданских лиц) около 8 тысяч только убитыми, они пытались втянуть Москву в новый виток противостояния с исламскими радикалами. Генеральный секретарь НАТО Андерс Расмуссен призвал Москву активнее снабжать и обучать афганскую армию. Сказанное звучит особо цинично, если вспомнить, что господин Расмуссен в 2002 году, будучи премьер-министром Дании, почти одновременно с захватом чеченскими боевиками артистов и зрителей спектакля «Норд-Ост» помогал организовывать в Копенгагене «чеченский конгресс» с участием многих лидеров этих самых боевиков!

Официально предложения Генсека НАТО не приняты, но втягивание России в Афганскую войну уже произошло. Как известно, советские войска покинули Афганистан в 1989 году. Движение «Талибан» с которым воюет НАТО возникло в 1994 ом. Многие его лидеры сражались против «ограниченного контингента», но как организация «Талибан» не мог иметь конфликтов с Советским Союзом и не имел их с Россией.

С Москвой продолжали сражаться лидеры Исламского общества Афганистана (ИОА), заклятый враг талибов, знаменитый полевой командир Ахмад Шах Масуд и его соплеменник, доталибский президент Афганистана Бурхануддин Раббани. Являясь таджиками по национальности, оба активно участвовали в гражданской войне в Таджикистане. Антироссийская «исламско демократическая» коалиция, боевики которой особо отличались в расправах с русским населением республики, ориентировалась именно на Раббани и Масуда.

В качестве базы таджикские исламисты использовали развернутую на таджикско-афганской границе 55 ю пехотную дивизию, которую возглавлял ставленник Раббани-Масуда, член ИОА Кази Кабир. Вожди моджахедов помогали соплеменникам оружием и людьми, а заодно и содействовали организации наркотрафика в Россию. Правительственные войска, российские пограничники и российская же 201 я мотострелковая дивизия вели тяжелые бои с боевиками и тут в тыл Масуду и Раббани ударили талибы.

Казалось, Кремлю было бы логично если не помогать добить своих заклятых врагов, то хотя бы не мешать талибам. Вместо этого Москва срочно передала Масуду большие партии оружия, а от президента Таджикистана добилась в 1997 году включения в структуры власти исламских оппозиционеров. Особенно лакомый кусок получил близкий к Масуду полевой командир Мирзо Зиеев, ставший министром чрезвычайных ситуаций. Разумеется, МЧС немедленно превратилось в оплот боевиков Зиеева, который использовал «спасателей» не только для расправ с врагами и помощи Ахмад Шаху, но и для экспорта в Киргизию и Узбекистан исламской революции.

Неудивительно, что политика в стиле «бей своих, чтоб чужие боялись» обозлила Ташкент и в 1999 году Узбекистан вступил в антироссийский блок ГУАМ. Талибы же в ответ на поддержку Москвой Масуда стали помогать чеченским сепаратистам, и теперь уже стало окончательно ясно: ничего кроме лишних расходов и жертв Россия от выступления против «Талибана» не получила.

К счастью, масштаб помощи талибов чеченским боевикам оказался не особенно велик, но их противники (они же старые враги СССР в Афганской войне) оказались куда опаснее. Когда войска НАТО, используя советские воздушные коридоры, в 2001 году вторглись в Афганистан и загнали «Талибан» в горы, ядовитый поток из оккупированных коалицией афганских провинций вырос многократно. Глава Федеральной службы наркоконтроля Виктор Иванов заявлял о 44 кратном росте, другие называют еще большие числа.

Если в 2001 году в российских диспансерах было зарегистрировано 369 тысяч наркоманов, то сейчас их числится уже более 550 тысяч, а количество неучтенных потребителей не поддается исчислению. Согласно последнему докладу Управления ООН по наркотикам и предупреждению преступности, Россия, в которой проживает чуть больше 2 % населения Земли, потребляет 21 % произведенного на планете героина. Каждый год только от передозировок на территории РФ погибает не менее 30 тысяч человек — вдвое больше, чем советские войска потеряли в Афганистане за 10 лет войны.

Почему американцы и их союзники не желают перекрыть хлещущий из Афганистана поток опия с подкупающей откровенностью разъяснил Тед Гэлен Карпентер — эксперт того самого либертарианского Института Катона в Вашингтоне, в котором обретается и бывший советник президента России, а ныне непримиримый оппозиционер Андрей Илларионов.

«Российское правительство просит США сделать невозможное, — разъяснил Карпентер, — если бы мы попытались это сделать, то для американской политики это было бы самоубийственно. Наркооборот составляет более трети афганской экономики и если мы будем пытаться уничтожить посевы опиумного мака, мы рискуем настроить против себя значительную часть населения страны.

Большая часть афганской элиты, вне зависимости от их идеологической ориентации, вовлечена в наркоторговлю. В наркоторговлю вовлечены Карзай и его окружение. Борьба сил международной коалиции в Афганистане с наркоторговлей носит вынужденно ограниченный характер. Если они перехватят наркотики, находящиеся под контролем региональных лидеров и полевых командиров, поддерживающих правительство Карзая, они тем самым рискуют подорвать миссию США по борьбе с терроризмом».

Многие российские политики, не скрывая, призывают поддержать американцев. Движение «Солидарность» возглавляемое экс-вице-премьером Борисом Немцовым и бывшим чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым требует активнее сотрудничать с Вашингтоном в «осуществлении миссии по противодействию реставрации варварского режима талибов» и, как ни странно, встречает понимание на самом высоком уровне.

Официальная власть в этом вопросе более сдержана и пока ограничивает помощь Коалиции лишь пропуском грузов через российскую территорию. «Мы подтвердили готовность содействовать в транзите грузов в Афганистан», — заявил, комментируя итоги состоявшегося 4 декабря заседания Совета Россия-НАТО, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. По словам Сергея Викторовича, действующие там контингенты США и их союзников «работают в тяжелых условиях и нуждаются во всяческой поддержке». И хотя формально грузы невоенные — наверняка сказать ничего нельзя. Российская таможня их не досматривает.

«Мы собираемся передать партию большегрузных грузовиков афганской армии — в свою очередь заявил представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин, выступая в эфире радиостанции «Эхо Москвы, — и сейчас мы все таки склонны поддерживать действия новой американской администрации в Афганистане. Потому что считаем, что если Обама действительно сдержит слово о том, что, добившись определенного успеха, после которого можно будет передать власть официальному правительству в Кабуле, американцы будут уходить из региона, — то, в принципе, нас это устраивает. Поэтому сейчас мы не будем публично спекулировать на тему, получится ли у него или не получится — должно получиться».

Правда в беседе с читателями сайта lenta.ru Дмитрий Олегович добавил, что «нас крайне возмущает нежелание натовцев уничтожать в Афганистане посевы опиумного мака» и даже пригрозил, что «нашему терпению в этом вопросе наступил предел».

Да вот только подобные увещевания в духе толерантного героя крыловской басни «Кот и повар» мы слышим уже лет пятнадцать. Между тем североатлантический кот Васька слушает да свои базы все дальше вглубь постсоветского пространства продвигает, а Россию помогает заваливать героином. Потому что понимает: все эти «последние предупреждения» не более чем маскирующий капитулянтскую политику ритуал.

Тем временем участие граждан России в транспортных и спасательных операциях расширяется, причем имеются и жертвы. Так, 19 июля прошлого года в Кандагаре разбился принадлежащий отечественной авиакомпании «Вертикаль-Т» вертолет Ми-8, 15 человек погибли, а точная причина катастрофы осталось неизвестной. Как и характер груза, который перевозился в рамках «обеспечения миротворческих сил». Более удачно завершилась эвакуация сбитого американского вертолета СН-47, которого вытащил из зоны боевых действий российский Ми-26. Повезет ли вертолетчикам в следующий раз? И не приведут ли подобные «гуманитарные» акции к следующему шагу — отправке для их обеспечения на первых порах хотя бы спецназа? Благо пропагандистские фильмы с возвращением российских спецподразделений в Афганистан, типа «Кода Апокалипсиса» и разоблачением талибов вроде «Кандагара» снимаются за казенный счет один за другим.

Хочется надеяться, что усилия поджигателей окажутся безуспешными и Россия избежит втягивания в чуждый ей конфликт, а также избежит планируемого за океаном использования ее в грядущем противостоянии с Китаем. Постоянные интересы страны напротив требуют с выгодой для себя способствовать взаимоистреблению своих северо-атлантических, южно-пустынных и дальневосточных врагов.

Столетия кровопусканий интернационального долга во имя солидарности европейских монархий, спасения братьев по православной вере и торжества мировой коммунистической революции обошлись слишком дорого, чтобы продолжать экспериментировать во имя борьбы с выращенным в ретортах ЦРУ «мировым терроризмом».

Оцените эту статью
3108 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 0

Читайте также:

Автор: Юрий Нерсесов
31 Января 2010

РОССИЙСКАЯ ФИГА ПРОТИВ...

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание