29 марта 2024 16:41 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

«АЛЬФА» В БАГДАДЕ

31 Декабря 2009

20 января Виктор Ющенко подписал исторический документ. С этого дня решение об участии Украины в операции EU NAVFOR ATALANTA, которая предназначена для борьбы с пиратами Сомали, вступило в силу. Международная миссия предложила элитному спецназу СБУ разместиться на базе Кенийских военно-морских сил в Момбасе.

В район Аденского залива предполагается направить флагман украинского флота, фрегат «Гетьман Сагайдачный» и три десятка бойцов Центра специальных операций (ЦСО «А») Службы безопасности Украины (так называется украинская «Альфа), усиленных морской пехотой. По сообщениям силовиков, моряки и спецназ полностью готовы к бою. Слово за малым, нужно согласие Верховной Рады и чтобы Кабинет Министров выделил на вояж несколько десятков миллионов гривен.

Кого именно охранять украинцам — будет определять командующий EU NAVFOR ATALANTA, британский контр-адмирал Филипп Джонс. Операция длится в Аденском заливе второй год. Грузовые суда там уже сопровождают группы спецназа из Бельгии, Франции, Германии…

Впрочем, одного решения СНБО недостаточно, проект должна еще утвердить Верховная Рада. Сотрудники «Альфы» могут поехать хоть сегодня, они готовятся уже около года. Снайперская, десантная и водолазная подготовка у них на уровне. Остается лишь ждать, пока Кабинет Министров выделит деньги.

Для того, чтобы «Сагайдачный» сходил в Африку, потребуется 35 45 миллионов гривен, причем это лишь деньги на топливо для корабля. Весь поход будет длиться около двух месяцев: месяц на дорогу туда и обратно и месяц на работу. Всего в операции EU NAVFOR ATALANTA, участвует 1200 человек личного состава из разных стран, боевые корабли и палубная авиация.

Тем временем в Багдад на смену предыдущему отряду украинской «Альфы», прибыла новая, двенадцатая по счету группа. Через обкатку Ираком прошло более ста «альфовцев», которые меняются каждые полгода.

Уже почти шесть лет, начиная с февраля 2004 года, сотрудники «Альфы» выполняют специфические задачи на территории этой горячей точки. Там они круглосуточно обеспечивают безопасность посольства Украины, осуществляют физическую защиту дипломатов от нападений боевиков.

О специфике работы на Арабском Востоке журналисту Павлу Прохоренко рассказывает полковник Андрей Супрун — руководитель Центра спецопераций по борьбе с терроризмом, защиты участников уголовного судопроизводства и сотрудников правоохранительных органов.

— Полгода назад вернувшиеся из Багдада «альфовцы» в приватном порядке рассказывали о проблемах, с которыми им пришлось столкнуться. Например, о далеко не новых автомобилях, дефиците современного автоматического оружия, требующих замены технических средствах охраны посольства. Что то в этом плане изменилось?

— Мне докладывали о трудностях, но то, что увидел, просто поразило. Условия экстремальные. Задача группы из десяти человек — охрана здания нашего посольства, безопасность дипломатов и обслуживающего миссию персонала. Наши сотрудники находятся в Ираке дольше других — шесть месяцев, тогда как коллеги из других стран — от двух до четырех. Каждый день — испытание на профессионализм, выдержку, мужество. Это не просто работа вдали от Родины. Извините за высокопарность, но это ежедневный, ежечасный риск.

Я сам когда то начинал в «Альфе» простым бойцом, со многими мы делили радости, невзгоды, кого то учил, у кого то, наоборот, учился сам. Увиденное в Ираке потрясло суровой обыденностью, жесткой прозой жизни.

— Что именно?

— Практически каждый день осуществляется выезд кого то из наших дипломатов в Багдад или в другие города и районы страны, например, стремительно развивающийся Курдистан. Их обязательно сопровождают и прикрывают бойцы нашего подразделения. Обстановка в столице Ирака, ее окрестностях крайне нестабильна. В любой момент по ходу движения нужно быть готовым к взрыву, обстрелу, нападению террориста смертника.

Джипы, имеющиеся в распоряжении «альфовцев» (пределы диппредставительства можно покинуть только на автомобилях), давно нуждаются в ремонте и не отвечают элементарным требованиям безопасности. Из четырех машин одна годится разве что для курорта, чтобы к морю ездить — она не оборудована должным образом, не защищена броней. Остальные «Тойоты» «доработаны» благодаря смекалке и умелым рукам самих ребят.

— А вооружение? Не секрет, что сотрудники «Альфы» не раз попадали под обстрел, чудом уходили от автоматных очередей, шальных пуль…

— Это еще одна проблема. Стрелковое оружие, которое сейчас у ребят, завозилось еще первой нашей группой в 2004 м. Свой срок оно давно отслужило.

…Ирак — не Украина. Там такие песчаные бури, что никакие «стволы» не выдерживают. И песчаная пыль не смывается. К тому же длинноствольное оружие в автомобилях очень неудобно, его применение неэффективно, необходимо короткоствольное. Поэтому стоит задача замены вооружения более современным, более практичным.

— Зарплата «альфовца» в Багдаде составляет 1500 2000 долларов США. Это примерно вдвое больше, чем получали украинские миротворцы в Ираке, но в пять-шесть раз меньше, чем платят американцам.

— Из тех иностранных военных, кто находится сейчас в Ираке, наши получают меньше всех. Американские контрактеры (те, кто заключают с иракцами контракты) — $ 8 10 тысяч. Сотрудники спецслужб — по $ 600 в день. Но подчеркну и другое. Никто из наших офицеров не ехал в эту командировку только из за денег. Основное — приобрести боевой опыт. Чтобы попасть в Ирак, надо пройти большой конкурс, выдержать ряд серьезных проверок, тестов, медицинских обследований. Не каждому это удается. Так что не все измеряется деньгами.

— Те, кто вернулся вместе с Вами из одиннадцатой группы, ушли в отпуск?

— К сожалению, полноценного отпуска, который они заслужили, мы предоставить не можем. Все таки президентские выборы накладывают свой отпечаток на службу. Но по 10 законных суток дали. Офицеры отнеслись к этому с пониманием. Кое-кто, кстати, будет назначен на более высокую должность.

— Статус участников боевых действий у прошедших Ирак есть?

— Слава Богу, этот статус они заслужили сполна. Есть такая затертая от частого употребления фраза: «С ними можно идти в разведку». Эти люди из такого теста. А с теми, о ком так сказать нельзя, расстаемся без сожаления.

Фото Павла Прохоренко и из архива «Альфы»

Публикацию подготовил Павел ЕВДОКИМОВ

ИЗ ДОСЬЕ «СПЕЦНАЗА РОССИИ»

СУПРУН Андрей Анатольевич, сорок три года. После срочной службы в армии работал в органах внутренних дел, в «Альфе» — семь лет. Впоследствии занимался преподавательской деятельностью, возглавлял кафедру в Академии СБУ.

2 сентября 2009 года Указом президента Украины № 697 / 2009 назначен руководителем Центра специальных операций «А» СБУ. 23 января награжден государственной наградой-медалью «За воинскую службу Украине». Личное кредо: «Относись к другим так, как хотел, чтобы относились к тебе. И всегда помни, что ты — из «Альфы».

В сентябре 2009 года полковник Супрун, только что назначенный командиром спецназа СБУ, присутствовал в Москве на 75 летии Героя Советского Союза генерал-майора Г. Н. Зайцева.

КРАТКО

16 января 2009 года начальнику Управления государственной охраны Украины генерал-майору Бирсану Александру Семеновичу, Председателю Совета Ассоциации «Альфа», в прошлом — командиру украинской «Альфы», президентским Указом № 37 / 2010 присвоено звание «генерал-лейтенант».

Ветерану «Альфы» полковнику Сирыку Константину Николаевичу — первому заместителю начальника Центра специальных операций по борьбе с терроризмом, защиты участников уголовного судопроизводства и работников правоохранительных органов — члену Совета Ассоциации «Альфа» присвоено звание «генерал-майор».

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

30 января 2010 года исполняется тринадцать лет Международной ассоциации ветеранов подразделений антитеррора «Альфа». Сердечно поздравляем боевых товарищей с этой датой!

Оцените эту статью
2421 просмотр
нет комментариев
Рейтинг: 5

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание