20 апреля 2024 05:12 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Автор: Юрий Нерсесов
УБЕЙ ЛЕЙТЕНАНТА РЕЙНА!

1 Августа 2009

Самый скандальные режиссеры США в особо извращенной форма измываются над американской версией Второй Мировой войны.

За десятилетия прошедшие с момента окончания самой кровопролитной войны западные страны детально отшлифовали ее альтернативные версии, согласно которой Третий Рейх победили именно они великие, а русские дикари маячили где то на заднем плане. Пропагандирующие эти концепции, кинокартины, делали главным событием великой бойни то высадку американцев в Нормандии, то преданное гадким Сталиным Варшавское восстание, то могучее французское сопротивление, то немецкие военные, выступившие против фюрера. Особая роль уделялась пресвятому Холокосту, а статус его потенциальной жертвы или антигитлеровская позиция автоматически делала киногероев носителями добра и света.

Первый заметный удар по благостной идиллии нанес в 2006 году знаменитый голливудский голландец Пол Верховен, порадовавший соплеменников своей «Черной книгой». Режиссер не стал реабилитировать гитлеровских оккупантов, даже самый приличный из них сотрудничал с антифашистским подпольем исключительно, чтобы спастись после краха Рейха, и все равно получал пулю. Однако и противостоящие нацистам персонажи, порой выглядели не лучше.

Главная героиня — мстящая за погибшую семью еврейская певица и любовница «доброго» эсэсовца Рахиль Штайн виртуозно сыгранная нидерландской актрисой Карис ван Хаутен, относится к голландцам, как к расходному материалу. Голландцы, даже спасая Рахиль, с трудом скрывают свое отвращение к ней. Подпольщики напоминают играющих в войну слабоумных подростков, а двое выделяющихся из их компании крутых парней — предатели и мародеры. Дрожавшие перед немцами обыватели, после победы измываются над обвиненными в пособничестве оккупантам, не различая правых и виноватых. Любовница главного убийцы евреев, успев перепрыгнуть в объятия освободителя-британца, процветает, а сами освободители охотно сотрудничают с гитлеровскими палачами. Грядущая война с русскими важнее их маленьких недавних разногласий.

Тон повествованию задается уже во втором эпизоде. Скрывающий Рахиль от немцев фермер решает заодно спасти ее душу. Поэтому свою пайку девушка получает, только после того как отбарабанит христианскую молитву под ханжески-благочестивым взором хозяина. Молитва произносится, но в следующую секунду спасаемая хватает соусник, рисует на овсянке крест, а затем рушит его, с остервенением перемешивая кашу.

Иудео-христианское благолепие длиться недолго. Позавтракав, спасаемая душа идет кадрить парней, и в эту минуту над деревней пролетает подбитый британский бомбовоз, расшвыривая куда попало содержимое своего объемистого брюха. Одна из бомб попадает в дом и богомольный хозяин, вместе с женой и стайкой белокурых детишек превращается в головешки. «Теперь не будут приставать с молитвами!» — поясняет Рахиль слегка обалдевшему кавалеру. Становится понятным, что не только душеспасительный куркуль, но и его совершенно неповинное в проповедничестве малолетнее потомство для барышни, не более чем докучливые тараканы.

Пейзаж вырисовывается запредельно мерзкий, но художнику и этого мало. Чтобы снизить сочувствие к главной героине Верховен пошел на разрушительную для интриги закольцовку сюжета. Фильм начинается с послевоенных кадров, где показана благостная жизнь успешно пережившей оккупацию Рахили в уютном израильском кибуце. Становится понятно, что ее дальнейшие приключения закончатся благополучно и волноваться нечего. Но идиллия оказывается мнимой, кибуц окружает колючая проволока, а в последних кадрах грохочут взрывы бомб: англо-франко-израильские войска вторгаются в Египет.

Было ли появление столь нетрадиционной для современного военного кино картины случайностью? Ответ на этот вопрос только что дал, не менее скандальный, чем Верховен, режиссер — Квентин Тарантино. Его фильм «Бесславные ублюдки» (по другой версии — «Законченные мрази») снят совершенно в иной манере. Тем не менее, сходство с «Черной книгой» налицо.

Главной героиней снова оказывается, мстящая за погибших близких еврейская девушка Сусанна с многозначительной фамилией Дрейфус. Подобно Рахили, Сусанне приходится развлекать оккупантов, и точно также она использует влюбленного немца. Разумеется сходство неполное: мадмуазель Дрейфус в отличие от героини «Черной книги» владелица кинотеатра, а к своему воздыхателю она не испытывает только ненависть и в итоге его пристреливает, но все же совпадений слишком много, чтобы быть случайными.

Даже первый эпизод «Бесславных ублюдков» разворачиваются на ферме, где скрывается еврейская семья, а один из главных героев — гестаповец, идущий на сотрудничество с подпольем, чтобы избежать наказания после разгрома Германии. Параллели с работой Верховена, недвусмысленно сигнализируют о намерении Тарантино показать Вторую Мировую войну в Западной Европе вразрез с наработанными десятилетиями штампами, что он с блеском и делает.

Рекомендуя насладиться тарантиновским творением, я делаю это с единственной, но принципиальной оговоркой. Не пренебрегайте советом Брэда Питта сыгравшего главного «ублюдка» — американского лейтенанта Альдо Рейна. Берите билет обязательно на версию с субтитрами! Это принципиально: в фильме общаются на четырех языках, и авторскому замыслу соответствует только вариант, где дублируется английская речь, а французская, итальянская и немецкая звучит в оригинале.

На быстром переходе с одного языка на другой выстроена вся роль штурмбанфюрера СС Ганса Ланде в феерическом исполнении австрийского актера Кристофа Вальца. Не буду называть его героя лучшей нацистской сволочью мирового кинематографа, но достойных конкурентов у Ланде только двое — Шелленберг Табакова и Мюллер Броневого из «Семнадцати мгновений весны». Можно еще вспомнить майора Ремера из «Валькирии», но у Томаса Кречманна там слишком маленькая роль, тогда как Вальцу Тарантино устроил роскошнейший бенефис его жизни.

Впрочем, плохо тут не играет никто. От Брэда Питта и Тиля Швайгера естественно ожидать высокого класса, но приятно удивила и почти неизвестная Мелани Лоран в роли Сусанны. Хороша даже фотомодель Диана Крюгер, судя по «Трое», обладающая дарованием среднего манекена. Похоже, Тарантино получает особый кайф, заставляя работать на уровне крепких профессионалок, то подобную блондинку, то каскадершу Зои Белл, блеснувшую в автороли во второй части «Неубиваемого».

На мой вкус, диалоги, посвященные кинематографу 30 х, в картине могли бы быть минут на десять короче, а перестрелка в кабаке, хотя бы на пятнадцать секунд длиннее, но особо придираться даже не хочется. Двух с половиной часовой фильм и такой, как есть — смотрится на одном дыхании, и потому смотреть его, куда лучше, чем читать даже самые умные рассуждения. Зато о некоторых идеях картины поговорить стоит. Совершенно неожиданно для поклонников Тарантино целенаправленно и последовательно довел американскую версию Второй Мировой войны до логического конца, выставив на посмешище ее лживость и убожество.

Гитлер истеричный идиот, непонятно каким образом возглавивший сильнейшую страну Европы? Однозначно! Войну выиграли главным образом американцы? Конечно, еще в 1944 году! И все они были евреями! Только в жилах командира кроме семитской жидкости, текла кровь индейцев племени апачи! Янкесам немножко помогли европейские союзники? Вот вам английский разведчик, немецкий антифашист и целых двое французов — еврейка и негр! Заслуги русских дикарей в победе ничтожны? Да никаких русских вообще не существует, Берлина они не брали, а бесноватого фюрера вместе с подельниками перебили во Франции американо-еврейские спецназовцы! Участвуя в боевых действиях, США не преследовали никаких корыстных интересов, а воевали из чистого идеализма, защищая демократию и спасая евреев? Только так и никак иначе! «Мы за мир, да, Иосиф?» — с умилением спрашивает американский командир своего подчиненного в последних кадрах. «Мы? Да! За мир!» — браво отвечает тот.

«Я прочел массу исторических трудов и знаю, что самые кровавые, наиболее судьбоносные битвы этой войны происходили у вас, в России. — Разъяснил режиссер корреспонденту «Комсомольской правды». — Но мой фильм показывает войну не с точки зрения жертв, что стало для современного кино общим местом. Он показывает ее с точки зрения победителей!»

Иначе говоря, Тарантино солидаризируется с точкой зрения, согласно которой народы континентальной Европы и Азии понесли такие потери, что даже для оказавшихся в победоносном лагере антигитлеровской коалиции издержки оказались слишком велики. Зато для Соединенных Штатов Вторая Мировая закончилась малой кровью и огромной прибылью. Затем возник соблазн присвоить себе и чужую славу, внушив населению, что нацистскую ось Берлин — Рим — Токио завязали в узелок исключительно славные парни с Техасчины и Оклахомщины. Благодаря гигантской киношно-пропагандистской машине операция удалась и в настоящее время большинство американцев даже не знают, что СССР и США когда то были союзниками. Сам Барак Обама во время своей избирательной компании ненавязчиво приписал американской армии освобождение Освенцима.

Учитывая тупость рядового американского кинозрителя, более чем вероятно, что он примет все происходящее за чистую монету. Режиссер это предвидел, и название фильма полностью соответствует образам главных героев. Тупые уголовные рожи, напоминающие не то бандитов из «Коза Ностры», не то антисемитские карикатуры из журнала «Дер Штюрмер», не то современную российскую гопоту, именующую себя «антифа», мгновенно вызывают инстинктивное отвращение, которое вскоре оправдывается.

Если среди показанных в кадре немцев, зверствуют лишь расправляющийся с еврейской семьей Ланде с подручными, то бойцы Альдо Рейна отъявленные садисты все до единого. Весь фильм еврейско-индейские спецназовцы разбивают головы пленным бейсбольными битами и вырезают у них на лбу свастики, а с трупов снимают скальпы. Поначалу делается это для деморализации врага, но с первых же кадров видно, что пытки и глумление над трупами, доставляют команде Рейна ни с чем ни сравнимое удовольствие. Заподозрив в предательстве свою соратницу, лейтенант мучает её столь же сладострастно. Даже финальный диалог о мире происходит во время снятия скальпа, а в самом конце Альдо, глядя на очередную истекающую кровью свастику, с чувством произносит: «Я думаю, что это — мой гребаный шедевр!»

Представишь, что такие красавцы явятся тебя «освобождать» и поневоле рука тянется к пистолету! Мало того: союзнички в фильме не только садистски жестоки, но и тупы, как Штирлиц из анекдотов. Постоянно выдавая себя, то требованием виски, то жутким акцентом, они закономерно проваливаются, и не реши штурмбанфюрер Ланде спасти свою шкуру ценой измены, повязали бы всех «ублюдков», как последних лопухов! Ведь Ланде, хоть и подонок, но одновременно отличный сыщик, интеллектуал и знаток человеческих душ. Даже обычный стакан молока он виртуозно превращает в орудие изощреннейшей моральной пытки.

Особо забавно смотрятся параллели с приторной «Валькирией» и прочими фильмами о покушении на Гитлера 20 июля 1944 года, организованном его недавними подельниками. В отличие от них, устраивая ловушку любимому фюреру, Ланде не прикрывается высокими материями, а смачно и подробно перечисляет, чего хочет получить от американцев за предательство! Полное прощение грехов, военную пенсию, виллу и еще много-много чего. Учитывая, что абсолютное большинство участников реального июльского путча в отличие от своих воплощений на экране преследовали сугубо шкурные цели, издевка получилась бесподобная.

Полностью соответствует послевоенным реалиям и спасение Ланде, который подобно тысячам нацистских преступников перешел на службу к новым хозяевам. Правда, с выцарапанной на лбу свастикой, но зато, судя по достигнутому с американским командованием соглашению, изрядно округлив нажитый на войне капиталец. Всяк лучше, чем подобно Гитлеру, Геббельсу и Герингу с Борманом сгореть в огненном аду, организованном Сусанной, палачом ее семьи и «ублюдками» лейтенанта Рейна.

Всесожжение (в переводе с древнегреческого — Холокост) вышло шикарным, а воплотивший дивное пекло на экране мастер назвал фильм «военной сказкой о том, как сбываются самые заветные еврейские мечты». Надеюсь, его финансовый гений, продюсер компании «Мирамакс» Харви Вайнштейн придерживается того же мнения, а российский кинобомонд должен учиться, учиться и учиться. Так нагло и умело плевать против ветра, впрыскивать трупный яд в культурные стереотипы общества, да еще и получать за это большие деньги, могут только мастера высочайшего класса.

Оцените эту статью
2089 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 5

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание