23 апреля 2024 09:32 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Содружество

Автор: Матвей Сотников
СТАНОВОЙ ХРЕБЕТ ДЕРЖАВЫ

1 Апреля 2009
СТАНОВОЙ ХРЕБЕТ ДЕРЖАВЫ

Урал по праву называют становым хребтом России. С этим регионом нашей страны «Альфу» связывают особые отношение. Урал — родина Героя Советского Союза Геннадия Николаевича Зайцева, родившегося на реке Чусовой. В Государственной Думе интересы среднего Урала второй депутатский срок подряд представляет полковник Игорь Баринов.

Здесь же, на Урале, в 1990 году было создано одно из шести региональных отделений Группы «А» — в городе Свердловске. И это только часть тех многотканых связей, что существуют между уральцами и спецподразделением «Альфа». Об этом, а также о ситуации в регионе — в интервью с первым заместителем губернатора Челябинской области А. Н. Косиловым. — Андрей Николаевич, 14 15 мая в Челябинске пройдет всероссийская научно-практическая конференция «Духовные аспекты национальной безопасности в условиях глобального финансово экономического кризиса». Почему именно Челябинская область, которую отличает социально-политическая стабильность, стала инициатором проведения столь серьезного научного форума?

— Да, наш регион отличает отсутствие межнациональных конфликтов, проявлений экстремизма на религиозной почве. Это не счастливая случайность, а закономерное проявление тех исторических, трудовых и духовных традиций, которыми славится Южный Урал, называемый по праву опорным краем Российской державы.

Многие народы вместе осваивали край в XVII веке, возводили здесь фабрики и заводы, вместе ковали общую победу в годы Великой Отечественной войны, вместе поддерживали экономический и военный потенциал государства после войны, восстанавливали экономику после разрушительных реформ 1990 х годов.

Даже жесткое политическое противостояние конца 1990 х годов в Челябинской области не приобрело значительных масштабов. Огромную роль в этом сыграло массовое общественно-политическое движение «За возрождение Урала». В период политической конфронтации оно поставило своей целью объединение усилий всех жителей области, независимо от социального положения, политических взглядов и религиозного мировоззрения с целью возрождения экономического и духовного потенциала Урала. И добилось своей цели.

Сегодня в Челябинской области в мире и согласии проживает 130 больших и малых народов. Можно без преувеличения сказать, что по своему национальному и конфессиональному составу Челябинская область — это портрет России. 82,3 % населения области — русские, 5,7 % — татары, 4,5 % — башкиры, 2,1 % — украинцы. На Южном Урале живут немцы и белорусы, мордва и чуваши, армяне и таджики — представители всех народов России со своей уникальной неповторимой историей и культурой.

Конфессиональная картина Южного Урала также воспроизводит состав верующих Российской Федерации: 69 % жителей области — православные, 13 % — мусульмане, есть католики, лютеране, иудеи, представители иных религий.

Зарубежные религиозные культы, активно насаждавшиеся в России с начала 90 х годов, у нас не получили широкого распространения. Южноуральцы остались верными историческим и духовным традициям своих отцов и дедов.

Однако, в условиях кризиса для Челябинской области задача поддержания социально-политической стабильности, укрепление межнационального и межконфессионального согласия приобретает особую актуальность, учитывая ее высокий промышленный потенциал, пограничное положение, а также многонациональный состав населения и значительные миграционные потоки.

— Очевидно, мир и согласие, которое отличает Челябинскую область, это не только итог исторического развития, но плод целенаправленных усилий Правительства Челябинской области, направленных на укрепление национальной безопасности России в духовной сфере?

— Безусловно. Это результат мудрой политики губернатора Челябинской области П. И. Сумина, взвешенной социальной политики Правительства Челябинской области, опирающейся не на заинтересованные рекомендации зарубежных «экспертов», а на реальные нужды и чаяния жителей Челябинской области, на проверенные веками исторические, культурные и духовные традиции народов Южного Урала.

В апреле 1997 года Челябинская область одной из первых в России заключила Соглашение о сотрудничестве в культурно-образовательной и социально-экономической сферах с ныне покойным Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Соглашение объединило усилия власти и верующих укреплении духовно-нравственных основ нашего общества, в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма, преданности тысячелетним историческим и духовным традициям своих отцов и дедов.

С начала 1990 х годов в Челябинской области впятеро возросло число православных приходов, восстановлено и построено вновь множество православных храмов, при храмах действуют воскресные школы. Огромная заслуга в этом принадлежит митрополиту Челябинскому и Златоустовскому Иову, духовенству и мирянам области.

Прошедший 2008 год отмечен значительным событием — торжествами, посвященными 125 летию освящения Свято Симеоновского кафедрального собора, организованными совместными усилиями Правительства области и Челябинской епархии. В рамках праздничных мероприятий состоялось перенесение частицы мощей святого апостола Андрея Первозванного из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Челябинск. Микроавтобус с православной святыней проследовал через Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, Чувашскую Республику, Татарстан и Башкортостан, многие города Челябинской области.

Углубляется сотрудничество органов Церкви и Вооруженных Сил России, возрождаются исторические традиции российского воинства. Уже стало традицией, что в армию православных новобранцев провожает батюшка, а мусульман — имам.

Ярким примером такого взаимодействия является молодежное военно-патриотическое объединение «Воин» имени героя России майора Александра Перова, отдавшего свою жизнь ради жизни детей Беслана. Подвиг героя объединил усилия Правительства Челябинской области, Челябинской епархии, бойцов и ветеранов легендарной «Альфы» в деле воспитания патриотов России. За короткий срок военно-патриотический клуб при Молодежном отделе Челябинской епархии превратился школу резерва подразделений специального назначения Министерства обороны, МВД и ФСБ России.

Огромную помощь «Воину» оказывает руководство Управления «А» Центра специального назначения ФСБ России, Ассоциация ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» в лице ее президента Сергея Алексеевича Гончарова, полковника Сергея Андреевича Полякова и майора Владимира Владимировича Елисеева — нашего земляка, кстати, уроженца города Кыштым Челябинской области. Ежегодно на сборы «Воина» приезжает отец героя — Валентин Антонович Перов, ветеран спецназа ГРУ. Этих встреч с нетерпением ждут воспитанники объединения.

Я хотел бы выразить благодарность бойцам и ветеранам «Альфы» за их ратный подвиг, за ту помощь, которую они оказывают в деле воспитания воинов — патриотов России.

У государства и Церкви есть огромное поле для совместного плодотворного сотрудничества. Уверен, что под мудрым Первосвятительским руководством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла взаимодействие Русской Православной Церкви и Российского государства получит дальнейшее развитие.

— А как развивается сотрудничество Правительства Челябинской области с южноуральскими мусульманами — ведь в регионе их насчитывается более 500 тысяч?

— Ислам составляет неотъемлемую часть исторического и культурного наследия нашего региона. Православные и мусульмане Южного Урала вместе живут и трудятся, бок обок защищали Родину в годы Великой Отечественной войны. Глубоко символична история возведения одной из мечетей города Челябинска. В годы Великой Отечественной войны челябинские воины-мусульмане дали обет, после Победы, вернувшись на Родину, возвести мечеть. Так в 1946 году в городе появилась мечеть, выстроенная ветеранами-фронтовиками.

С 1998 года в Челябинской области реализуется Соглашение о сотрудничестве Губернатора Челябинской области Петра Ивановича Сумина с Верховным муфтием, председателем Центрального духовного управления мусульман России Талгатом Таджуддином. В прошлом году было подписано новое соглашение, вобравшее в себя опыт взаимодействия государства и последователей ислама прошедшего десятилетия.

2008 год был ознаменован значительным событием в жизни мусульман России — 220 летием создания Центрального духовного управления мусульман, учрежденного указом императрицы Екатерины II как Уфимское Духовное Магометанского закона Собрание.

Благодаря совместным усилиям Правительства Челябинской области и Регионального духовного управления мусульман состоялись праздничные торжества, посвященные этому знаменательному событию. На них присутствовал Верховный муфтий России Талгат Таджуддин. Заслуги целого ряда имамов были отмечены Правительством области.

Муфтием Челябинской и Курганской областей Ринатом Раевым развивается плодотворное сотрудничество южноуральских мусульман с органами власти, в регионе не получили распространения радикальные течения ислама.

В последнее время стало модным рассуждать о «столкновении цивилизаций», о конфликте христианства и ислама. В Челябинской области «столкновения цивилизаций» не было и не будет.

В 1999 году во время агрессии НАТО против Югославии, когда западные средства массовой информации пытались придать конфликту межрелигиозный характер, мусульмане одного из районов Челябинской области обратились с открытым письмом к Президенту России Б. Н. Ельцину с требованием поддержать православных сербов в их справедливой борьбе против агрессора. Несколько лет назад, когда в сложную ситуацию попала мусульманская община, ее поддержал православный приход.

— Но если Челябинская область отличается стабильностью, миром и согласием, то какова актуальность проведения конференции?

— Народы России, Челябинской области уже сотни лет живут вместе, вместе делят радости и невзгоды. Однако будем говорить откровенно: есть внешние силы, заинтересованные в дестабилизации социально-политической ситуации в стране. Прокатившаяся по странам ближнего зарубежья волна так называемых «цветных революций» не оставляет в этом никакого сомнения.

Продолжается деятельность в России зарубежных религиозных миссионеров, насаждающих свою систему ценностей, зачастую глубоко противоречащую историческим и духовным традициям народов России. В последнее время они активизировали свою деятельность.

Целый ряд новообразованных исламских структур финансируются из зарубежных фондов, заинтересованных в распространении своего влияния на мусульман России. Если представителей традиционного российского ислама отличают патриотизм, терпимость к представителям других религий, то последователей новообразованных исламских структур — крайняя нетерпимость. Яркий пример — недавнее заявление одного из новоявленных лидеров с требованием удалить кресты с государственного герба России.

Деятельность подобного рода вносит раскол в общину российских мусульман, провоцирует противостояние с последователями православия и других исторических религий России.

Продолжаются попытки насаждения среди российских мусульман радикальных течений ислама вроде ваххабизма, распространения влияния международной экстремистской организации «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами». В Челябинской области ряд членов «Хизб-ут-Тахрир» уже привлечены к уголовной ответственности, еще несколько человек ожидают решения суда.

Можно предполагать, кто стоит за их спиной, если американская Комиссия по международной религиозной свободе в своем ежегодном докладе Государственному департаменту США откровенно выразила озабоченность арестами членов «Хизб-ут-Тахрир» в Челябинске и других городах России.

Эти факты носят единичный характер, но если не принимать предупредительных мер, то в условиях снижения уровня жизни, связанного с финансово экономическим кризисом, они могут приобрести иной масштаб.

В этих условиях духовные факторы национальной безопасности России приобретают особую актуальность, значительно возрастает роль религиозных и общественных объединений в сфере поддержания социально-политической стабильности, межнационального и межконфессионального согласия, в противодействии проявлениям экстремизма, этносепаратизма и терроризма.

— Что вы ожидаете от предстоящей конференции?

— Прежде всего — объединения усилий органов власти, науки, религиозных и общественных объединений в сфере укрепления духовно-нравственных основ российского общества.

Именно эту задачу ставят перед собой организаторы конференции: Правительство Челябинской области, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, Ассоциация ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», Челябинский государственный университет, Челябинский юридический институт МВД России, Челябинский институт Уральской академии государственной службы, а также Антитеррористическая комиссия и Межведомственная комиссия по вопросам противодействия проявлениям экстремизма на территории Челябинской области.

Итогом научного форума должно стать совершенствование научно-методической базы реализации государственной национальной политики, выработка перспективных направлений и форм взаимодействия с религиозными объединениями, совершенствование научной базы для выявления, исследования и устранения социально-экономических факторов проявлений экстремизма и терроризма.

К сожалению, до настоящего времени в России нет Концепции государственной вероисповедной политики, определяющей основные приоритеты государства в сфере отношений с религиозными объединениями, в том числе с учетом интересов национальной безопасности России.

Результаты работы конференции лягут в основу регионального документа, в котором найдет свое отражение опыт Правительства Челябинской области в сфере взаимодействия с религиозными объединениями Южного Урала, опыт других субъектов Российской Федерации.

— Почему конференция посвящена памяти профессора Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации Николая Антоновича Трофимчука?

— Николай Антонович является основателем и первым заведующим кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. За годы существования кафедрой выпущены десятки высококлассных специалистов в сфере взаимодействия государства и религиозных объединений. В настоящее время дело Николая Антоновича продолжает кафедра государственно-конфессиональных отношений РАГС, которую возглавляет профессор Ольга Юрьевна Васильева.

Научные работы Н. А. Трофимчука были посвящены актуальной теме — исследованию влияния зарубежных пропагандистских центров, религиозных организаций и проповедников на религиозную ситуацию в СССР и в России. В 2000 году совместно с М. П. Свищевым им выпущена монография «Экспансия», посвященная исследованию деятельности в России зарубежных миссионеров как инструмента геополитического влияния Запада на внутриконфессиональное пространство Российской Федерации.

Н. А. Трофимчук пользовался огромным авторитетом как ведущий российский ученый — специалист в области взаимоотношений государства и религиозных объединений. Он являлся членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, членом Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, членом Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ.

Добрая память о Николае Антоновиче Трофимчуке — большом ученом и патриоте России — хранится среди ученых-религиоведов и выпускников кафедры — служащих органов государственной власти и муниципального самоуправления практически всех республик, краев и областей Российской Федерации.

Последняя научно-практическая конференция, организованная Н. А. Трофимчуком в декабре 2001 года, называлась «Религия и проблемы национальной безопасности России». На ней впервые в России религиозная, духовная сфера жизни общества была рассмотрена как неотъемлемый фактор поддержания и укрепления национальной безопасности России.

Наша конференция является продолжением и дальнейшим развитием этого научного форума, дела, которому служил Н. А. Трофимчук.

— И последний вопрос. Каков, на Ваш взгляд, путь выхода из нынешнего финансово экономического кризиса?

— Почти десять лет назад, задолго до начала кризиса, его обозначил Святейший Патриарх Московский и всея Руси во время своего пастырского визита в Челябинскую область в 2000 году: «В последнее десятилетие много говорилось о том, что России необходимо найти национальную идею. Ее пытались искать даже за океаном и в Западной Европе. Мое глубокое убеждение: наша история, тысячелетний исторический путь, пройденный Русью — это и есть наша национальная идея, которая должна нам помогать в трудные периоды нашей современной истории». К словам великого пастыря и патриота России трудно что либо добавить.

Оцените эту статью
2317 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 0

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание