03 декабря 2024 23:45 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Автор: Павел Евдокимов
ЧЕЧЕНСКИЙ БЕН-ЛАДЕН

31 Октября 2006
ЧЕЧЕНСКИЙ БЕН-ЛАДЕН

В дагестанском Хасавюрте, там, где в 1996 году были подписаны пре­да­тель­с­кие соглашения, сотрудниками Центра специального на­зна­че­ния ФСБ России уничтожен Абу Хафс – преемник Хаттаба и Абу аль-Валида. Он яв­ля­ет­ся ключевой фигурой ваххабитского подполья на Северном Кавказе. Его настоящее имя Фарис Юсейф Умейрат. По единодушным оценкам эк­с­пер­тов проведенная операция является классической.

«АФГАНСКИЙ АРАБ»

Он родился под знойным солнцем Иор­да­нии в 1973 году, а принял смерть в далекой Рос­сии, где за последние десять с лишним лет сги­ну­ли многие представители секты, из­ве­с­т­ной как «радикальный ислам». Учился в уни­вер­си­те­те, но избрал другую стезю – путь про­фес­си­о­наль­но­го диверсанта.

Незадолго до смерти Абу Хавс дал ин­тер­вью турецкой газете Vakit. Вот выдержки из этого примечательного документа.

– «Вы много лет сражались рядом с Ша­ми­лем Басаевым против русских ок­ку­пан­тов. Что за человек был Басаев?

– Ставший Шахидом (инша Алла) герой, ко­ман­дир Шамиль Басаев известен мод­жа­хе­дам всего Исламского мира. Ибо он был од­ним из вождей Джихада Уммы (т.е. му­суль­ман­с­кой об­щи­ны – П.Е.) этого столетия. Ша­миль был моим другом, и я могу сказать, что его отвага, муд­рость и боевой опыт были ве­ли­ки. Среди мод­жа­хе­дов Шамиль пользо­вал­ся огромным ав­то­ри­те­том, его по-прежнему часто вспо­ми­на­ют бойцы, говоря о его опыте и советах, ко­то­рые он давал моджахедам. Ред­ко какой ко­ман­дир, особенно в Чечне, удо­с­та­и­вал­ся та­ко­го от­но­ше­ния …

– Много опытных командиров в Чечне ста­ли Шахидами. Сейчас на командные дол­ж­но­с­ти часто назначается молодежь. Яв­ля­ет­ся это недостатком?

– Мученическая гибель великих ко­ман­ди­ров не сломит волю к сражению, силу и мощь Со­про­тив­ле­ния. А то, что сейчас появились мо­ло­дые командиры, не является признаком сла­бо­с­ти, а скорее, наоборот».

В начале 90-х, занимаясь Чечней, мы стол­к­ну­лись с таким явлением, которое назвали «аф­ган­с­кие арабы». Это были сторонники ра­ди­каль­но­го ислама, которых светские режимы Ближ­не­го Востока, не думая о последствиях, решили спровадить в Афганистан, на «свя­щен­ную вой­ну против неверных». Тогда никто в той же Са­у­дов­с­кой Аравии не думал, что бу­ме­ранг вер­нет­ся обратно и ударит тер­ро­ри­с­ти­чес­ки­ми ак­та­ми уже на собственно арабской территории. Также думали в Турции и других странах

После вывода советских войск из Аф­га­ни­с­та­на в 1989 году режим президента ДРА Над­жи­бул­лы, вопреки катастрофическим про­гно­зам, продемонстрировал свою устойчивость и живучесть, и только предательство Горбачева, перекрывшего кран военно-технической и иной помощи, позволил врагам через полтора года одержать победу.

Ветераны «афганского джихада» по­тя­ну­лись домой, кто куда. Но, вкусив крови, на­учив­шись разделять мусульман на «пра­виль­ных» и «не­пра­виль­ных», и не только раз­де­лять, но и ка­рать от имени Аллаха, они ока­за­лись опасными для правящих режимов своих стран. И те на­пра­ви­ли высвободившуюся энер­гию на Север, где на пространстве бывшего Советского Союза уже активно действовали представители все­воз­мож­ных фондов и орга­ни­за­ций, представляющих радикальный ис­лам.

Первым на пути «мечей Аллаха» оказался Таджикистан, где они, используя полученные в Афганистане навыки, вместе с местными ис­ла­ми­с­та­ми, попытались установить свои по­ряд­ки. Не получилось. На пути «моджахедов» вста­ли боевики Народного фронта и российские «зе­ле­ные фуражки», опиравшиеся на личный со­став нашей 201-й мотострелковой дивизии.

ЧЕЧНЯ. ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Когда же началась «вторая чеченская», то вся эта публика, привыкшая взрывать и уби­вать, перекочевала на Северный Кавказ, при­брав к рукам финансовые потоки, на­прав­ля­е­мые из-за рубежа на «чеченский джихад». Тог­да мы уз­на­ли Хаттаба и прибывших с ним ин­ст­рук­то­ров диверсионно-подрывной войны. Среди них был и Абу Хавс.

В начале 90-х Абу-Хавс вместе Аббасом (про­зви­ще Хаттаба, означающее «Черный араб») и Абу аль-Валид наводил осколочно-фугасный «джихад» в Таджикистане. Не ис­клю­че­но, что он участвовал в нападении на 12-ю заставу Мос­ков­с­ко­го пограничного отряда, рас­по­ла­гав­шу­ю­ся высоко в горах, между Аф­га­ни­с­та­ном и Тад­жи­ки­с­та­ном. Известно участие Хаттаба в этой акции. Только треть ребят во главе с лей­те­нан­том Мерзликиным смогли тог­да с боем про­бить­ся к своим.

В начале 1995 года многие «афганские ара­бы» по приказу Усамы бен-Ладена от­пра­ви­лись на Северный Кавказ. Абу-Хавс стал одним из инструкторов («наставников») по диверсии в созданном Аббасом так называемом Ин­сти­ту­те «Кавказ» – сети лагерей в районе селения Сер­жень-Юрт.

Обучение в этом «институте» в 90-х годах прошли почти все организаторы крупных ак­тов террора по всей России. Среди них был и Аче­мез Гочияев, уничтоживший жилые дома в рос­сий­с­кой столице осенью 1999 года. И сколь­ко бы не обвинял предатель Александр Лит­ви­нен­ко, что именно «ФСБ взрывает Москву», но фак­ты свидетельствуют о другом.

Тогда же Хавс женился на местной де­вуш­ке.

Еще раз процитируем турецкую газету Vakit: «Я узнал, что чеченский мусульманский народ хочет освободить свою землю от русских ок­ку­пан­тов и хочет жить в соответствии с нормами Ислама. Русские оккупировали чеченскую зем­лю, совершили и совершают множество пре­ступ­ле­ний и актов насилия. Они узурпировали (!) все мусульманские общественные ин­сти­ту­ты. А мусульмане Чечни встали на защиту Ис­ла­ма и своей свободы. Видя все это, я задал сам себе вопрос: «Как может истинный му­суль­ма­нин не оказать помощи своим му­суль­ман­с­ким братьям?» В результате, я принял ре­ше­ние от­пра­вить­ся на Джихад в Чечню».

«Светская» Турция по-прежнему остается открытой для проповеди террористов, дей­ству­ю­щих в России. Ее ничему не научили взрывы, устроенные боевиками в Стамбуле и других го­ро­дах. Видимо, возвратная волна орга­ни­зо­ван­но­го насилия еще не так сильна…

В 1996 году, по данным ФСБ, Абу Хавс сме­нил место дислокации, обосновавшись в Пан­кий­с­ком ущелье Грузии. Так в селении Цу­ни­бан появился колоритный бородач по имени «Аж­мет». Здесь он поставил ваххабитскую ме­четь, открыл госпиталь для боевиков, ра­нен­ных в Чечне. Одна главной его задачей яв­ля­лось от­кры­тие сети лагере для подготовки про­фес­си­о­наль­ных убийц. Здесь их обучали мин­но-под­рыв­но­му делу и организации засад, на­тас­ки­ва­ли, как обращаться с переносными зе­нит­ны­ми комплексами – и бить, бить по рос­сий­с­ким са­мо­ле­там и вертолетам.

Находясь на территории Грузии, Абу Хавс был одним из менеджеров террора; он рас­пре­де­ля­ли деньги, поступавшие на нужды «че­чен­с­ко­го джихада», и отвечал за исправное снаб­же­ние бандитов всем необходимым – ору­жи­ем, боеприпасами, обмундированием и ме­ди­ка­мен­та­ми.

Весьма характеризует эту фигуру такой факт. Через пятнадцать минут после того, как 11 сен­тяб­ря 2001 года угнанный «Боинг» вре­зал­ся в здание Пентагона, зарубежные спец­служ­бы за­фик­си­ро­ва­ли звонок одного из гла­ва­рей «Аль-Каиды» в Афганистане – Ажмету, в Гру­зию. Со­бе­сед­ник порадовал Абу Хавса тем, что про­изош­ли «хорошие события», но по­ра­же­ны еще не все цели. Вскоре другой лайнер рухнул Пен­силь­ва­нии.

После свержения Шеварднадзе грузинское МГБ обнародовало дотоле секретные ви­део­ма­те­ри­а­лы по Панкиси, которые под­твер­ж­да­ли факт нахождения в этом ущелье баз для че­чен­с­ких и арабских террористов. На кадрах за­пе­чат­ле­ны хорошо вооруженные и эки­пи­ро­ван­ные люди. Всего же, по данным МГБ, в этой местности протяженностью около трех де­сят­ков километров, находилось около 700 че­чен­с­ких боевиков и сотня арабов.

«Деньги он получал непосредственно по ка­на­лам «Аль-Каеды», – рассказывал офи­ци­аль­ный представитель грузинского МВД Ника Ла­ли­аш­ви­ли. Однако после события 11 сен­тяб­ря, когда стали замораживать счета не­ко­то­рых орга­ни­за­ций, подозреваемых в связях с «зеленым» террористическим ин­тер­на­ци­о­на­лом, в Пан­ки­си возникли перебои с фи­нан­со­вым до­воль­стви­ем. После чего деньги стали прибывать сюда только в наличном виде.

Еще одна цитата: «У нас есть изъятые из этих центров конспекты, в которых детально описывается, как нужно производить взрыв жилых домов, разнообразные диверсионные акты, монтаж взрывчатого устройства и так да­лее». Также в ущелье существовали ин­тер­нет-центр, действовали ваххабитские школы. «В Панкиси есть дети, которые на грузинском раз­го­ва­ри­ва­ют гораздо хуже, чем на араб­с­ком», – сетовал представитель МГБ.

НА УЛИЦЕ МИРА

После того, как в марте 2002 года ФСБ про­ве­ла филигранную операцию по уничтожению Хаттаба, его место занял Абу аль-Валид. По опе­ра­тив­ным данным, сразу после этого он по­про­сил Абу Хавса вернуться на Северный Кавказ, т.к. один он не справлялся с «объемом работ».

В Чечне Хавс взял в жены вторую жену – вдову арабского полевого командира Абу Джа­фа­ра, соратника Хаттаба, участвовавшего в про­валь­ном нападении на Дагестан летом 1999 года. Этого «меча Аллаха» российские спец­служ­бы уничтожили в мае 2001 года.

Вчерашний Амжет окружил себя личной ох­ра­ной из арабов, которой руководил Жабер. Кроме того, не желая разделить завидной уча­с­ти Хаттаба, он вызвал из Иордании некого со­оте­че­ствен­ни­ка по имени Жаррах, и тот вы­пол­нял функции повара.

В эти годы Абу Хавс оказался как бы в тени своего патрона. Но вот по данным тог­даш­не­го Государственного секретаря США Колина Па­у­эл­ла, которые были обнародованы в фев­ра­ле 2003 года, официальным пред­ста­ви­те­лем «Аль-Каиды» в России являлся именно этот иор­да­нец.

В 2003 году российским спецслужбам уда­лось задержать рядового террориста Рабата Камаля Бурахля (он же Абу Мусхаб), алжирца по национальности. Оказалось, этот под­рыв­ник – выпускник диверсионной школы в Пан­кис­си – по роду своей деятельности хорошо знал Хавса как одного из разработчика мно­гих пре­ступ­ле­ний на территории республики и за ее пре­де­ла­ми.

У менеджеров террора принято от­чи­ты­вать­ся перед спонсорами. Иначе кто даст но­вые сум­мы? Для этого записываются ви­део­кас­се­ты, где под арабскую музыку ублюдки ус­т­ра­и­ва­ют под­ры­вы, стреляют и т.д. Су­ще­ству­ет подобные пленки и с Абу Хавсвом: то он про­во­дит курс «молодого боевика», то сам про­из­во­дит вы­с­т­рел из гранатомета. А еще он «от­ли­чал­ся» лич­ным участием в пытках и убий­ствах зах­ва­чен­ных в плен российских во­ен­ных и ми­ли­ци­о­не­ров.

В апреле 2004 года пришел черед Абу аль-Валида отправиться по следам Хаттаба, что под­твер­ди­ли его братья, проживающие в Са­у­дов­с­кой Аравии. Его место заняли Хавс и Абу Омар. Еще один араб, Абу Дзейт, руководил опе­ра­ци­я­ми бандитов на территории Ин­гу­ше­тии. Вме­с­те с Шамилем Басаевым и Мас­ха­до­вым эта груп­па разработала план и про­фи­нан­си­ро­ва­ла на­па­де­ние боевиков на город На­зрань в июле 2004 года и захват школе № 1 в Бес­ла­не. Подготовку аналогичной акции в Дагестане, к счастью, уда­лось предотвратить.

Среди «подвигов» Абу Хавса – нападение на селение Автуры 12 июля 2004 года, в ре­зуль­та­те которого погибли восемнадцать со­труд­ни­ков чеченской Службы безопасности пре­зи­ден­та и десять пропали без вести. Чис­лен­ность бан­ды, которой командовал лично иорданец, со­став­ля­ла, по оперативным дан­ным, от 150 до 170 человек. «Моджахеды» зах­ва­ти­ли блок­пост. Ворвались в населенный пункт и пытались про­рвать­ся к зданию школы, где разместились бой­цы СБ. Получив отпор – отошли, прихватив за­лож­ни­ков.

Эта акция явилась ответом на успех спец­служб, близко подобравшихся к иорданцу. Со­бы­ти­ям в Автурах предшествовало вот что. 1 июля сотрудники ФСБ блокировали под го­ро­дом Малгобек в Ингушетии шестерых тер­ро­ри­с­тов и среди них – Абу Кутейба. На исходе боя араб взорвал на себе «пояс шахида».

В разгромленном доме оперативники об­на­ру­жи­ли сильно обгоревший портативный ком­пь­ю­тер. Из него, приложив умение, спе­ци­а­ли­с­ты ФСБ смогли извлечь жесткий диск. На нем оказались не только сведения о де­я­тель­но­с­ти Абу-Кутейба, но архив и фо­то­гра­фии Абу Хав­са.

В 2005 году иорданец становится первым заместителем Шамиля Басаева. В феврале спец­служ­бы достали Абу-Дзейта, в марте Джараха, участвовавшего в нападении на Автуры, в де­каб­ре – Абу Омара Ас-Сейфа. А потом на­ко­нец-то настал черед «Гинеколога». Так про­зва­ли Шамиля Басаева после его захвата боль­ни­цы с роженицами и беременными женщинами. Как жаль, что погибшие жители став­ро­поль­с­ко­го города Святой Крест и трое не вышедших тогда из боя офицеров «Альфы» не могут уз­нать о том, что они отомщены!

Насколько можно судить, на время Абу Хавс убрался из республики и несколько ме­ся­цев скры­вал­ся за ее пределами. Возможно, искал новые источники финансирования. В начале 2006 года он вернулся в Чечню, и с мая его из­ряд­но поредевший отряд до тридцати че­ло­век, включая нескольких арабов – «лич­ную гвар­дию», неоднократно совершал на­ле­ты на ми­ли­ци­о­не­ров и блокпосты в районе горных се­ле­ний Кур­ча­лов­с­ко­го района. Не ис­клю­че­но, впрочем, что этот отряд под­чи­ня­ет­ся некому Ясиру – пос­ле­дне­му эмиссару «Аль-Каиды» на территории России.

В июне прошла информация, что иор­да­нец мог быть причастен к похищению и убий­ству в Ираке российских дипломатов. В ка­че­стве за­каз­чи­ка. Все обратили тогда внимание на яв­ный северокавказский «акцент» в тре­бо­ва­ни­ях тер­ро­ри­с­тов – вывести российские вой­с­ка из Чеч­ни.

В уже цитированной турецкой газете Абу Хавс выдавал желаемое за действительное: «Я хочу порадовать мусульман тем, что в Чечне и на Кавказе силы моджахедов и их со­про­тив­ле­ние заметно укрепились. Русским больше не сопутствует удача, она поворачивается к нам. В скором времени мы покажем Умме (т.е. му­суль­ман­с­кой общине – П.Е.) подлинную силу и мощь и применим новую стратегию. Нашему Амиру Докке Умарову (так в тексте – П.Е.) под­чи­ня­ют­ся все моджахеды и командиры. Сейчас мы на­но­сим российским войскам каждый день зна­чи­тель­ный урон. Уничтожено много рус­ских сол­дат. В ходе различных военных операций от­ра­ба­ты­ва­ют­ся элементы новой стратегии, ко­то­рая вскоре будет применена».

Эту «новую стратегию» завизировали со­труд­ни­ки Центра спецназначения ФСБ. Дом № 37 по улице Мира, где засел иорданец и его при­сные, спецназ взял в тройное кольцо. Из со­сед­них частных домов скрытно вывели жен­щин и детей, всего шестнадцать человек. По пе­ри­мет­ру заняли огневые позиции снайперы. Бро­не­тех­ни­ку решено было не использовать, чтобы не спугнуть бандитов.

Силовая фаза операции началась при­мер­но в 5 часов утра с того, что на рассвете одна из групп намеренно обнаружила себя. Двоих по­ка­зав­ших­ся вооруженных боевиков тут же сняли снайперы. По воротам во двор вы­с­т­ре­лил из гранатомета, а вслед за этим на бро­ни­ро­ван­ном «КамАЗ» ворвалась штурмовая груп­па.

Остававшиеся в живых два или три бан­ди­та заняли оборону, отстреливаясь из ав­то­ма­тов. Предложение сдаться они отвергли. Через пол­ча­са все было кончено – трое местных, вклю­чая хозяина Салами Баймурадова, один чеченец и один араб – были уничтожены. Сре­ди бойцов спецназа один сотрудник получил легкое ра­не­ние. Вообще специальная опе­ра­ция в Хасавюрте была проведена настолько ак­ку­рат­но, что сле­ды разрушения остались только во внутреннем дворе дома № 37.

По ходу дела удалось задержать по­соб­ни­ка бандитов – брата хозяина дома. У него изъя­ли «смертные списки» местных сотрудников пра­во­ох­ра­ни­тель­ных органов и ФСБ, под­ле­жав­ших физическому уничтожению по приговору «ша­ри­ат­с­ко­го суда». Также (помимо оружия взрыв­ных устройств) обнаружена то­пог­ра­фи­чес­кая карта, ставшая предметов изучения опе­ра­тив­ных работников ФСБ.

– Я бы назвал эту операцию в Хасавюрте классической по целому ряду параметров, – го­во­рит Герой Советского Союза генерал-май­ор Геннадий Зайцев, командир Группы «А» КГБ-ФСБ на протяжении более тринадцати лет. – Тут и точность реализованной оперативной ин­фор­ма­ции. Тут и фактор внезапности. Тут и выверенные действия штурмовой группы. Счи­таю, что руководство поступило совершенно правильно, не пытаясь заполучить этих не­го­дя­ев. Нужно беречь своих людей. Брать же бан­ди­тов живыми, теряя людей – это, со­гла­си­тесь, слишком высокая, я бы сказал, не­поз­во­ли­тель­но высокая цена. И мы ее не должны платить. Уничтожение Абу Хавса фактически обез­г­лав­ли­ва­ет террористическое подполье, лишает его финансовой подпитки на неопределенное вре­мя и наносит чувствительный удар по пси­хо­ло­гии боевиков.

С этой оценкой трудно не согласиться.

Оцените эту статью
4670 просмотров
3 комментария
Рейтинг: 4.5

Читайте также:

31 Октября 2006

ОСЕННИЕ ОБЛАКА

Написать комментарий:

Комментарии:

ocoeinmirerit: Blood examining, acetate unnecessarily suxamethonium background.
Оставлен 5 Декабря 2019 21:12:37
onowejxz: After warfarin, endothelium-derived recalcitrant hazardous.
Оставлен 5 Декабря 2019 20:12:05
uhakumjikipje: If help: reticulocytosis, armour province comfort headphones.
Оставлен 18 Октября 2019 01:10:54
Общественно-политическое издание