07 декабря 2024 11:39 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Автор: Юрий Нерсесов
ШОУ НАД ПРОПАСТЬЮ

1 Октября 2006

Наблюдая выходки грузинского президента Михаила Саакашвили, не­ко­то­рые считают его законченным идиотом. Они глубоко оши­ба­ют­ся. Не­смот­ря на относительную юность и манеры клоуна про­вин­ци­аль­но­го цирка, мо­ло­дой президент пока действует куда умнее, чем его седые и плешивые предшественники. Однако продолжая в том же духе, он зап­ро­с­то может лишится не только поста, но и жизни.

СПОСОБНЫЙ УЧЕНИК

Что сделал заслуженный дис­си­дент-стукач Звиад Гамсахурдия, вска­раб­кав­шись на тби­лис­ский трон? Начал войну с Южной Осетией, получил пинка под зад, поссорился с бывшими со­рат­ни­ка­ми, был безжалостно выкинут на политическую помойку, а потом и на тот свет. Придя ему на сме­ну, еще более заслуженный гэ­буль­ник-перестройщик Эдуард Ше­вар­д­над­зе наступил в точности на те же грабли, — только пошел за­во­е­вы­вать Аб­ха­зию. Бла­го­да­ря большей изворотливости «белый лис» до сих пор жив и продержался у вла­с­ти куда дольше, чем его боль­ной на го­ло­ву по­до­печ­ный, но в итоге оказался в той же выг­реб­ной яме.

Саакашвили повел себя совсем по-дру­го­му. Ведь, в отличие от Ше­вар­д­над­зе и Гамсахурдия, его дрес­си­ро­ва­ли в самых продвинутых центрах под­го­тов­ки за­бу­гор­ных политиканов. Один Ко­лум­бий­с­кий уни­вер­си­тет США чего стоит! А еще Миша с 1992 по 1995 год прошел через шта­тов­с­кий же университет Джорджа Ва­шин­г­то­на, Гаагскую ака­де­мию меж­ду­на­род­но­го права, Страсбургский меж­ду­на­род­ный институт по правам человека и Академию европейского права во Фло­рен­ции. Ну и сверх того в Нор­веж­с­ком институте по пра­вам человека успел поработать.

Можно ли окончить пять вузов за не­пол­ные четыре года? Скорее всего ми­ши­ны дипломы под­лин­ны не более, чем во­ди­тель­с­кое удостоверение его со­пле­мен­ни­ка из популярного анекдота. По­пав­шись на превышении скорости, водила предъя­вил гаишнику до­ку­мен­ты на управление са­мо­ле­том, пояснив: «Извыны, дарагой! Ка­кые били — такые купыл!»

И все же порхание по академиям ока­за­лось не напрасным. За­вя­за­лись вы­год­ные знакомства. Была найдена под­хо­дя­щая супруга — дочь одного из вли­я­тель­ней­ших голландских юристов. Самое же главное: на юношу обратили внимание хозяева мира сего. Пообщавшись с Ми­шей, господа ос­та­лись весьма довольны его угодливостью, ра­с­то­роп­но­с­тью и по­нят­ли­во­с­тью. Шутка ли: даже кой-чего из ге­ге­лев­с­кой диалектики смог освоить!

«Форма существенна — сущность фор­маль­на!» — вдалбливали в черепушку пер­с­пек­тив­но­го молодого грузина ев­ро­а­ме­ри­кан­с­кие мудрецы. — «В эпоху те­ле­ви­де­ния и компьютеров образ на эк­ра­не куда важнее реальности! Любую обезьяну, вклю­чая тебя, можно подать быдлу так, что она без проблем станет президентом!»

Миша слушал и смиренно мотал ве­ко­вую муд­рость на гитлеровский чубчик. Осо­бен­но ему по­нра­ви­лась фраза Фи­лип­па Македонского об осле, груженом зо­ло­том, который способен взять лю­бой ук­реп­лен­ный город. В нищей кор­рум­пи­ро­ван­ной Грузии это правило работает ис­прав­ней­шим образом, чем Саакашвили и пользу­ет­ся.

Неограниченные кредиты забугорных спон­со­ров и предоставленные ими спе­ци­а­ли­с­ты по­мог­ли ему сперва подсидеть Шеварднадзе, потом спих­нуть батумского царька Абашидзе и, наконец, замять скан­дал вокруг убийства собственного по­ли­ти­чес­ко­го наставника — главы гру­зин­с­ко­го пра­ви­тель­ства Зураба Жвания. Но в Южной Осетии его ждал жестокий облом. К тбилисским ка­ра­те­лям здесь ис­пы­ты­ва­ли обоснованную на­ци­о­нальную не­на­висть, и ни пиар, ни подачки его было не помогали. Приезд голландской жены с жур­на­ли­с­та­ми и гуманитарной помощью так и не при­вел к ожидаемому скандалу. Драка рвущейся за халявой толпы с про­ти­вя­щи­ми­ся визиту доброй феи же­с­то­ки­ми ментами не состоялась. Жители Юж­ной Осетии в очередной раз проявили себя народом, а не стадом баранов, и не­зва­ной гостье пришлось убраться не солоно хлебавши.

Использовать лозунг восстановления по­ру­ган­ной свободы Тбилиси даже не пытался. В отличие от Грузии с Украиной, южноосетинские выборы прошли до от­вра­ще­ния демократично, и «оран­же­вым» пиарастам заранее ничего не светило.

Расстроенный Мишико попытался взять на­хра­пом и немедленно огреб по полной. Су­нув­шись на столицу Южной Осетии Цхинвал, грузины по­те­ря­ли свы­ше 80 человек убитыми, около 30 плен­ны­ми и более 200 ранеными, после чего тор­же­ствен­но драпанули.

Североатлантические начальники ус­т­ро­и­ли тбилисскому наполеончику из­ряд­ную го­ло­во­мой­ку. Особенно напугала их гибель двух ан­г­ло­языч­ных инструкторов, присланных обучать гру­зин­с­ких вояк мин­но-взрывному делу. Покойников спи­са­ли на жертвы иракской кампании, трупы вы­вез­ли, а Мише строго-настрого зап­ре­ти­ли применять силу без санкции сверху.

Казалось, в окрестностях уже не ос­та­лось зе­мель, которые Саакашвили мог бы завоевать без крови, но догадливый пре­зи­дент не отчаивался. Он знал — еще одна территория, пригодная для пиар-по­хо­да у него все-таки имеется. Ей стала се­вер­ная часть Кодорского ущелья, име­ну­е­мая так­же Абхазской Сванетией.

КОДОРСКОЕ КИДАЛОВО

Впервые мир услышал о Кодорском ущелье 14 декабря 1992 года. В этот день грузинский зе­нит­чик сбил российский вер­то­лет, вывозивший абхазских беженцев из осажденного шахтерского города Тку­ар­чал. Погибло 84 человека, из них 28 детей и несколько беременных женщин.

Конец сентября 1993 года снова за­лил Кодор кровью. Разгромленные под Су­ху­мом и от­ре­зан­ные от приморского уча­с­т­ка границы, грузинские вояки бежали че­рез ущелье, не забыв прихватить на­граб­лен­ное добро. Десятки «рек­ви­зи­ро­ван­ных» грузовиков, легковушек и ав­то­бу­сов, вперемешку с танками и бро­нет­ран­с­пор­те­ра­ми ринулись по горной дороге. Са­мые ловкие ухитрялись бук­си­ро­вать даже трол­лей­бу­сы. Драки и перестрелки вспы­хи­ва­ли едва ли не каждый час. Убивали за ка­ни­с­т­ру бензина, запасное колесо, просто за то, что медленно едешь и мешаешь спа­сать­ся ос­таль­ным мародерам… Сколько незадачливых за­во­е­ва­те­лей перебили тогда друг друга, точно знают только ме­с­т­ные шакалы.

Вмешательство «мирового со­об­ще­ства» и примкнувшего к нему Кремля по­ме­ша­ло абхазам добить в панике бе­гу­ще­го врага. В отбитых Латах разместились российские миротворцы. Южная часть Кодорского ущелья перешла под кон­т­роль абхазских вооруженных сил. Север же ущелья, находящийся в пределах Аб­ха­зии, но заселенный близкими к грузинам сва­на­ми, оказался во власти местного по­ле­во­го командира — матерого уго­лов­ни­ка Эмзара Квициани и его боевиков из от­ря­да «Монадире» («Охотники»).

Став официальным уполномоченным Ше­вар­д­над­зе в Абхазской Сванетии, Кви­ци­а­ни был пол­но­с­тью лоялен Тбилиси и с охотой брался за ис­пол­не­ние особо де­ли­кат­ных поручений Ше­вар­д­над­зе. В ав­гу­с­те 2001 года именно его парни слу­жи­ли проводниками у чеченских террористов Рус­ла­на Гелаева, пытавшихся ударить через Абхазию на Адлер и Сочи. Лишь ге­ро­и­чес­кое со­про­тив­ле­ние абхазской ар­мии сорвало планы гелаевцев, но ни од­но­го из ее солдат Кремль не подумал даже поблагодарить.

Поскольку российское руководство не по­тре­бо­ва­ло и объяснений по поводу дей­ствий Кви­ци­а­ни, Шеварднадзе еще три года держал матерого бандита на го­су­дар­ствен­ной должности. Са­а­каш­ви­ли пер­вое время тоже не имел ничего против его персоны, но суровая политическая ре­аль­ность развела по разные стороны бар­ри­кад бывшего министра юстиции «белого лиса» и его ко­дор­с­ко­го гауляйтера. Для сохранения популярности Мишико тре­бо­ва­лась маленькая по­бе­до­нос­ная вой­на.

Посему в один прекрасный день Кви­ци­а­ни уз­нал, что он уже не тбилисский наместник, а обыч­ный бандит, «охот­ни­ки» подлежат роспуску, а в ущелье вводится грузинская армия. Пожелай сва­ны со­про­тив­лять­ся, они бы легко положили ее на горных тропах. Но к тому времени батоно Эмзар успел серьезно поссориться с дру­ги­ми вли­я­тель­ны­ми сванскими ав­то­ри­те­та­ми. В свою очередь, Тбилиси обильно профинансировал не­до­воль­ных из ло­па­ю­ще­го­ся от долларов военного бюд­же­та…

Все это позволило Саакашвили про­ве­с­ти пря­мо-таки образцово-по­ка­за­тель­ную операцию. Ко­лон­на грузовиков и джи­пов, чисто для приличия со­про­вож­да­е­мая парой легких бро­нет­ран­с­пор­те­ров, вошла в Абхазскую Сванетию как на па­ра­де. Сопротивляться было некому. Сван­с­ких полевых командиров купили. Рос­сий­с­кие миротворцы на 302-м посту, со­глас­но инструкции, не имели права применять оружие, кроме как для самозащиты. Аб­ха­зы, скрупулезно соблюдая московское со­гла­ше­ние 14 мая 1994 года, войск на се­ве­ре ущелья не имели. Героический Ми­ши­ко и его верный спе­ци­а­лист по тор­гов­ле фекалиями Ираклий Ок­ру­аш­ви­ли одер­жа­ли блестящую победу над от­сут­ству­ю­щим противником.

На следующий день Саакашвили уже вопил на весь мир, что контролирует боль­ше трети тер­ри­то­рии Абхазии. Поскольку реально Абхазская Сва­не­тия составляет едва десятую часть республики, а живет там и вовсе меньше процента населения, из Сухума многодипломному Мише из­де­ва­тель­с­ки посоветовали поучить гео­мет­рию с гео­гра­фи­ей. Но Саакашвили про­дол­жа­ет твердить о трети, и, со своей точ­ки зрения, он совершенно прав. В Рос­сии и Аб­ха­зии его все равно считают по­ло­ум­ным, зато западный обыватель, пу­та­ю­щий Сло­ва­кию со Словенией, сожрет и не по­пер­х­нет­ся! Да и боль­шин­ство со­пле­мен­ни­ков столь артистичной брех­не лишь по­ап­ло­ди­ру­ют — поскольку сами такие.

Удачно завершившуюся Кодорскую опе­ра­цию омрачает лишь одно об­сто­я­тель­ство. Наобещав сванским вождям с три короба, Тбилиси вып­ла­тил только аванс. Когда же возмущенные ав­то­ри­те­ты по­тре­бо­ва­ли свои честно заработанные среб­ре­ни­ки, Мишина команда сделала боль­шие глаза, а некоторых докучливых про­си­те­лей даже аре­с­то­ва­ла.

Сваны обозлились и потребовали от Са­а­каш­ви­ли немедленно выплатить обе­щан­ное и ком­пен­си­ро­вать моральный ущерб. Если Мишико пожадничает, он может получить еще до нового года из­ряд­ную партизанскую войну на берегах Кодора. Мало того, за родичей угрожают вступиться обитатели грузинской части Сва­не­тии. Зная традиционную мсти­тель­ность сванов, я вполне допускаю, что в один прекрасный день Мишин лимузин про­сто раздолбают из гранатометов.

Но даже если благоразумие победит — ос­нов­ной проблемы это не решит. Что­бы иметь ус­пех у хозяев и со­пле­мен­ни­ков, президент должен постоянно кого-то по­беж­дать. Между тем список врагов, го­то­вых сдаться без выстрела, сейчас и вправ­ду исчерпан.

ГЛЕЙВИЦ ПО-ГРУЗИНСКИ

Входя в Кодорское ущелье, Са­а­каш­ви­ли был готов воевать лишь в одном слу­чае. Рискни Сухум в ответ на нарушение Тбилиси московских со­гла­ше­ний выйти из них и попытаться выбить грузин из Аб­хаз­с­кой Сванетии, ему была бы под­го­тов­ле­на западня.

За образец тбилисские стратеги взя­ли гит­ле­ров­с­кие провокации в Су­дет­с­кой области Че­хос­ло­ва­кии в 1938 году. Фю­рер организовал стол­к­но­ве­ния бо­е­ви­ков местных немцев с че­хос­ло­вац­кой ар­ми­ей, после чего двинулся им на по­мощь. А Тбилиси подставлял под удар абхазов пе­ре­куп­лен­ных сванов Важи Авалиани. Од­но­вре­мен­но в дело вступал сводный ба­та­ль­он Рузгена Гогожия, сфор­ми­ро­ван­ный из абхазских грузин, во­е­вав­ших про­тив Сухума в 1992–1993 гг. и затем смыв­ших­ся на историческую родину. Пос­ле раз­гро­ма обо­их полководцев сред­ства массовой де­зин­фор­ма­ции поднимали ис­тош­ный визг насчет абхазской агрессии и расправ с мирными беженцами.

Одновременно в населенном гру­зи­на­ми Гал­с­ком районе Абхазии орга­ни­зо­вы­ва­лась другая провокация в духе по­кой­но­го Адольфа Ало­и­зо­ви­ча. По­мни­те, с чего началась Вторая мировая война? Не­мец­кие диверсанты зах­ва­ти­ли ра­дио­стан­цию в немецком по­гра­нич­ном го­род­ке Глей­виц, выдали в эфир во­ин­ствен­ную речь от име­ни поляков, а потом тихо испарились, ос­та­вив для прес­сы трупы переодетых в польскую форму уго­лов­ни­ков.

Тбилисские провокаторы оказались более жестоки. Их диверсанты должны были всерьез разгромить одну из по­гран­за­с­тав на Ингури, за­од­но немножко по­ст­ре­ляв по мирно вы­ра­щи­ва­ю­щим орехи гальским грузинам. Мировому со­об­ще­ству предъявлялись не липовые, как у Гит­ле­ра, а реальные жертвы геноцида. Пос­ле такого мож­но и соответствующую ре­зо­лю­цию ООН пробить, и меж­ду­на­род­ную ка­ра­тель­ную, то есть ми­рот­вор­чес­кую опе­ра­цию организовать!

Но абхазы на провокацию не под­да­лись, при­звав вместо этого в Кодорское ущелье меж­ду­на­род­ную комиссию. Гру­зи­ны в панике стали вы­во­дить из уще­лья излишки войск, артиллерию и бро­не­тех­ни­ку, но полностью навести ма­ра­фет так и не смогли. В одном месте зе­нит­ную са­мо­ход­ку «Шилка» забыли, в другом бро­нет­ран­с­пор­те­ры бросили… Глупее всех оказались артиллеристы. Дивизион 122-мм гаубиц Д-30 вывезли, а о сна­ря­дах не позаботились. На их склад меж­ду­на­род­ные наблюдатели и натолкнулись, после чего даже вялая ООН сквозь зубы по­со­ве­то­ва­ла Ми­ши­ко очи­с­тить берега Ко­до­ра.

Провокация сорвалась, и теперь Тби­ли­си хочет организовать нечто по­доб­ное в Южной Осе­тии. Причин по­доб­но­го вы­бо­ра несколько. Во-пер­вых, в Аб­ха­зии сей­час живет около 300 ты­сяч человек, а в Южной Осетии менее 100 тысяч, и сле­до­ва­тель­но, под ружье здесь может встать куда меньше. Кро­ме того, рес­пуб­ли­ка очень уязвима. С Се­вер­ной Осе­ти­ей ее соединяет един­ствен­ная до­ро­га, на­хо­дя­ща­я­ся рядом с границей и про­хо­дя­щая через Рокский тоннель. Осе­тин­с­кие села пе­ре­ме­ша­ны с гру­зин­с­ки­ми, а сам Цхин­вал ле­жит в кот­ло­ви­не между вы­со­та­ми, часть которых гру­зи­ны кон­т­ро­ли­ро­ва­ли из­на­чаль­но. На­ко­нец, пред­по­ла­га­ет­ся, что Кремль ско­рее сдаст Южную Осе­тию, чем Аб­ха­зию, в курорты которой в пос­ле­днее время вложены изрядные рос­сий­с­кие ка­пи­та­лы.

(Окончание следует)

Оцените эту статью
1949 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 0

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание