26 апреля 2024 02:03 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Автор: Светлана Лурье
КАРИКАТУРНАЯ ВОЙНА

31 Января 2006
КАРИКАТУРНАЯ ВОЙНА

Ясным осенним деньком заведующий отделом культуры третьесортной датской газетенки «Илландс-постен» некто Флеминг Роуз решил проверить, насколько далеко заходит свобода печати в его родной стране. В частности — распространяется ли она на темы, святые для мусульманской общины.

Поводом послужила написанная его другом детская книжка про ислам. Друг пожаловался, что не может найти художника, который ее проиллюстрирует. Тогда господин Роуз пригласил местных карикатуристов и предложил им нарисовать пророка Мухаммеда, как они его видят. Выяснилось, что видят они его не в лучшем свете.

Интересно, что свой эксперимент на веротерпимость Роуз решил поставить чисто: карикатуры из серии «Лица Мухаммеда» публиковались не анонимно, а с указанием полного имени автора. Это был вызов. Относительно недавно в Голландии погиб кинорежиссер Тео Ван Гог, осмелившийся в своем фильме критиковать ислам. Так что авторы знали, чем рискуют.

Оставалось ждать последствий.

РЕПЕТИЦИЯ ДЖИХАДА

Вначале всё шло по накатанной колее. Как и следовало ожидать, местная мусульманская община возмутилась — и, как полагается делать в таких случаях, подала на редакцию в суд. Который тщательно рассмотрел дело и претензии мусульман не удовлетворил. Но том, казалось бы, дело и закончилось.

Прошло несколько месяцев прежде, чем оно приняло вселенский масштаб.

Если бы господин Роуз, ничем доселе не примечательный, знал, какой подарок он приготовил для мусульман всего мира!

Датские мусульмане сделали вид, что смирились с решением суда. Однако их эмиссары совершили вояж по нескольким исламским странам, где и продемонстрировали картинки разным влиятельным людям. Влиятельные люди возмущались и начинали думать об ответных мерах. Постепенно дело вышло на международный уровень.

Решение о начале компании было принято в январе на саммите глав мусульманских государств в Мекке, в котором участвовали главы 57 стран. Задача была амбициозная: показать всему миру согласованные действия всех мусульман. Такое произошло впервые: до сих пор мусульманские страны особым единством не отличались, каждая имела собственные интересы, да и в разных течениях ислама имелись, казалось, непреоборимые противоречия.

Но теперь мусульманский мир встал как один: сунниты, шииты, представители разных мусульманских сект, арабы, персы, турки, малайзийцы, индонезийцы… Во всем мусульманском мире день за днем происходят антиевропейские демонстрации. Горят европейские посольства и представительства. Датские и другие европейские товары подвергаются бойкоту.

А европейцы все ждут голоса тех, кого они называют «умеренными мусульманами» и кто, по их мнению, должен изнутри исламского мира отречься от антиевропейских лозунгов. «Но почему не слышно возмущения умеренных мусульман? Европейские приверженцы ислама, которые совершенно обоснованно чувствуют себя оскорбленными, в большинстве своем не вышли на улицы. Но в то же время они и не пытались дистанцироваться от антизападных лозунгов и призывов к джихаду», — удивляется французская «Фигаро». Но в этом вопросе мусульманский мир выглядит абсолютно единым. «Мы готовы пожертвовать ради тебя своими душами и кровью, дорогой пророк. Взорвем Данию, взорвем!», — скандируют мусульмане по всему миру.

С другой стороны, мусульманский мир не требует ничего конкретного. То есть, с одной стороны, мусульмане заявляют, что европейские правительства тех стран, которые перепечатали карикатуры (а их уже после начала скандала опубликовало несколько европейских газет) должны извиниться перед приверженцами веры пророка. С другой, они же утверждают, что никакие извинения им не нужны. Перед нами чистая демонстрация силы.

Стоит отметить, что митинги, погромы посольств и прочие акции проходят на редкость организовано. Мусульмане делают только то, что намерены делать: никаких лишних эмоций, никакой стихийности, все по сценарию. Не убит и даже не ранен ни один европеец. Все действия происходят на символическом уровне.

Нечто похожее было осенью в Париже. Казалось, что действовала обезумевшая толпа, но за все две недели погромов погиб только один человек, и то случайно, практически не было и раненых.

Похоже, Франция этой осенью была первой репетицией всемирной Интифады. Сейчас перед нами вторая репетиция.

Правительства мусульманских стран явно не препятствуют демонстрантам и позволяют им даже жечь посольства. На дипломатическом языке это является объявлением войны. Но пока никто в Европе не интерпретирует поджоги столь радикальным образом. Однако европейцам стоило бы подумать о том, что когда-нибудь война может быть объявлена. А может быть, она уже идет? Современная война, война с минимумом физических жертв, война психологическая и информационная.

Проблема в том, что западный мир не имеет средств победить мир мусульманский ни в психологическом плане — последний сейчас пассионарен, ни в физическом — слишком большую площадь он занимает, и слишком он многочисленен. Если однажды мусульманский мир действительно восстанет, то у Запада не будет адекватных средств для того, чтобы с ним справиться. В том числе и военно-технических. Здесь не поможет даже ядерное оружие — невозможно забросать им полсвета. А атака на одну из стран вызовет только новую консолидацию в других.

Сегодня на планете сложилась диспропорциональная ситуация. Вся сила, в том числе и военная, сосредоточена в руках цивилизации, которую называют христианской (хотя лучше бы назвать её просто безрелигиозной). Но при этом её готовность применять силу низка. Напротив, пассионарная мусульманская цивилизация находится в униженном положении. Разумеется, это выражается в растущем раздражении. Самодовольный Запад в глазах мусульман выглядит откровенно наглым, самозабвенно издевающимся над всеми темеи, кого не считает частью своей культуры. Датские карикатуры — яркий тому пример. Высмеивать религиозные чувства — последнее, что должно было придти в голову.

Но сейчас Европа выглядит откровенно жалко. Она не понимает, что сделала. И очень неадекватно оценивает ситуацию. Провокативность своего поведения она не ощущает. Однако по мере развития событий она все более и более свою уязвимость. «Опыт этих дней показывает, насколько хрупка наша цивилизация», — пишет газета «Дженерал Анзайгер».

Проблема состоит, прежде всего, в том, что Европа, культивирующая рационализм, очень слабо осознает сама себя. Со всей силой она принимается отстаивать свои так называемые свободы, которые считает основой своей цивилизации. Причем она всерьез считает, что за эти принципы её должен полюбить весь мир. Самое странное, что она не понимает одну простую вещь: если у тебя есть право говорить, что тебе вздумается, то будь готов к тому, чтобы отвечать за свои слова.

Особенно поучительно наблюдать, как в свете данного положения рассматривается столкновение с мусульманами. «Ни одна крупная газета не поместит на своих страницах карикатуры на слепых, лилипутов — больше опасаясь обвинения в дурном вкусе, чем судебных преследований», — указывает французская «Монд» в статье посвященной датским карикатурам, при этом не замечая, что тем самым оскорбляет мусульман еще больше, приравнивая их к уродам и инвалидам.

ПРАВО НА БОГОХУЛЬСТВО?

Однако следует учесть, что не только Европа оскорбила мусульман, но и мусульмане своими протестами оскорбили Европу, задев ее чувства, которые можно назвать квазирелигиозными. Один фундаментализм наскочил на другой фундаментализм. Мусульманский на атеистический.

Атеизм превратился для большинства политического класса в религиозную веру. И речь идет о праве европейской элиты самовыражаться в качестве атеистов. Это, кстати, очень точно отметил президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад, заявив, что те, кто высмеивают пророка — это не христиане или иудеи, а люди, отрицающие Бога. И призвав христиан и иудеев поддержать мусульман в протестах против тех, кто, как он выразился, оскорбляет Мухаммеда.

Здесь надо отметить, что представители всех возможных религий, все те, у кого в принципе есть религиозные чувства, в том числе и раввины, выступили с осуждением публикации карикатур на религиозную тему. Но для европейского политического класса таким же оскорблением верований является сомнение в том, что они имеют право богохульствовать.

И что самое важное, в этом вопросе западный мир раскололся. Европейское «право на богохульство» не поддержала Америка. «Реакция американского правительства (на публикацию карикатур) была настолько жёсткой, что даже получила одобрение ведущей исламской организации страны, Совета по американо-исламским отношениям», — пишет французская «Фигаро». Достаточно отметить, что представительница Госдепартамента Джанелл Хиронимус однозначно заявила: «Непозволительно разжигать таким образом религиозную и национальную рознь».

Вслед за Америкой и другие англоязычные страны выразили свою позицию по «карикатурному скандалу». «В перепечатке этих карикатур не было необходимости, это было бездумно, неуважительно и неправильно», — сказал министр иностранных дел Великобритании Джек Строу. «Незаслуженно оскорбительные» — так охарактеризовал карикатуры министр по торговым переговорам Новой Зеландии Джим Саттон.

Ни в одной из англоязычных стран карикатуры опубликованы не были.

Таким образом, от континентальной Европы демонстративно отрекся весь англоязычный мир.

Надо сказать, что это не случайность, а продолжение традиционной американской политики в этом вопросе. Америка — религиозная страна, и права на богохульство она не признает. Та же «Фигаро» с величайшим возмущением приводит факт из недавнего прошлого Америки. «В 1997 г., когда жительница Израиля распространила плакат, изображавший Мухаммеда в образе свиньи, правительство США позорно отказалось защищать свободу слова. Представитель Госдепартамента Николас Бернс от имени президента Билла Клинтона заявил, что эта женщина «или больна, или преследует порочные цели», добавив, что «она заслуживает суда за такие возмутительные нападки на ислам». Более того, когда «в 1989 г. аятолла Хомейни приговорил к смерти Салмана Рушди за сатирическое изображение пророка в реалистично-мистическом романе «Сатанинские стихи», вместо того, чтобы встать на защиту писателя, президент Джордж Буш-старший уровнял книгу с вердиктом, назвав и то, и другое «оскорбительным». Госсекретарь Джеймс Бейкер выразил всего лишь «сожаление» по поводу приговора». Стоит вспомнить, как превозносила Рушди европейская общественность.

Разумеется, европейцы возмущены поведением Америки, считая его неблагодарным по отношению к союзникам. В статье под название «Дания: страх маленькой страны» французская «Темп» пишет»: «Верные союзники Вашингтона, датчане, которые послали свои войска в Афганистан и Ирак (576 солдат находятся в Басре под британским командованием), почувствовали себя брошенными». Это ощущение выражается, в частности, в том, что датчане, не дождавшись, когда их правительство официально извинится перед мусульманами, начали просить прощения в индивидуальном порядке. Причем явление это массовое. Каждую минуту появляется до пяти новых посланий. «Я желаю заявить о существовании другой Дании — Дании, которая хочет жить в мире с мусульманским миром и верит в уважение и терпимость между религиями и различными группами людей», — пишет один из подписавших обращение.

А по мнению израильской газеты «Иерусалим Пост», «как ни странно, но «старая Европа» проявила твердость характера, тогда как англоязычный мир дрожит мелкой дрожью».

Хотя стоило бы сказать наоборот. Англоязычный мир проявил трезвость мысли, сохранил вменяемость, а «старая Европа» очертя голову бросилась, может быть, в один из самых опасных на её веку конфликтов.

БЛИЗОРУКАЯ ПОЛИТИКА

Дело в том, что англо-саксов кое-чему научила их собственная история, особенно колониальная.

В середине XIX века в Британской Индии вспыхнул невиданный по масштабам мятеж — так называемое Сипайское восстание 1857-1859 годов. Поводом для восстания послужило оскорбление религиозных чувств местных жителей. Самое обидное, что оскорбление это было непреднамеренным. Англичане ввели новые патроны к ружьям, упаковки которых были промаслены каким-то жиром. Индуисты решили, что это жир священной коровы, а мусульманам казалось, что это свиной жир. Проблема состояла в том, что эти упаковки нужно было срывать зубами. Солдаты отказывались это делать. Англичане, вместо того, чтобы разобраться в ситуации, начали сурово расправляться с теми, кто отказывался использовать новые патроны. 10 мая 1857 г. был публично приведен в исполнение приговор к разжалованию и многолетней ссылке группы сержантов и солдат, что послужило поводом для восстания. Кончилось это многолетней смутой и резнёй, в которой обе стороны дошли до крайних жестокостей. А ведь всего этого могло и не быть…

Европа просто не понимает, какая заварилась каша. И справиться с ситуацией самостоятельно она не сможет. Отсюда обида на Америку и ощущение одиночества.

Но и Америка оказалась втянута в конфликт. Пока дело касалось только европейцев, в американцах проснулось что-то вроде злорадства. «Злорадство — а точнее чувство некоторого облегчения: ненависть обращена на европейцев, горят европейские, а не американские флаги», — описывает ощущения американцев корреспондентка «Вашингтон Пост».

Однако в мусульманском мире Европу от Америки не отличают. Что бы Америка не делала, она всегда окажется виноватой. И вот уже раздаются лозунги «Смерть Бушу!» и горят американские флаги.

Именно Америке как державе, стоящей во главе западной цивилизации, и к тому же претендующей на лидерство в мире в целом, предстоит искать пути к умиротворению.

И даже если сейчас она их найдет — это лишь начало. Это только один из эпизодов объявленной Востоком войны. Исламская цивилизация будет добиваться своего места под солнцем.

Это может быть война невиданного ранее типа, где нет ни фронта, ни государств, ни даже оформленных террористических групп. «Эти погромы, кстати, предстают теперь в несколько ином свете — не просто спонтанным выбросом давно копившихся эмоций, но новонайденной технологией, сильным психологическим оружием мусульманского мира в его отношениях с миром немусульманским. Оружием, которое пока вызывает у Запада лишь растерянность и шок», — пишет британская «Таймс» и задается вопросом: «Не подошел ли Усама бен Ладен вплотную к достижению своей цели — созданию глобальной сетевой исламистской организации, «невидимого халифата», которому не нужен ни единый центр, ни единый лидер?»

И чем дальше заходит конфликт, тем значительнее представляется роль России, уже хотя бы по той причине, что она пока может спокойно говорить со всеми сторонами конфликта.

В наиболее острых сегодняшних конфликтах, практически вышедших из под контроля, таких, как палестинский или иранский, только Россия сохраняет некое влияние, хотя, может быть, и не слишком большое. Если мир в мире еще можно сохранить, то это может сделать только Россия.

Оцените эту статью
3523 просмотра
нет комментариев
Рейтинг: 0

Читайте также:

Автор: Алексей Аванесов
31 Января 2006
ВЗРЫВООПАСНЫЙ ЮМОР

ВЗРЫВООПАСНЫЙ ЮМОР

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание