24 апреля 2024 17:12 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Автор: Егор Холмогоров
РЕАБИЛИТАЦИЯ ИУДЫ

31 Декабря 2005

11 ЯНВАРЯ.

РЕЗНЯ В СИНАГОГЕ

Резня в московской синагоге поражает своей нарочитой жестокостью и бессмысленностью.

Означает ли это, что преступление является делом рук психически больного человека, сказать трудно. Следственные органы пока дают неоднозначную оценку преступлению. С одной стороны, уголовное дело возбуждено сразу по трем статьям, среди которых «Покушение на убийство двух и более лиц по мотивам национальной и религиозной ненависти»; с другой — заявление источников в милиции о том, что нападавший не принадлежал ни к одной экстремистской организации и, по предварительным данным, мотивами преступлений могли послужить личные мотивы задержанного. Правозащитные же еврейские организации считают национальную и политическую подоплеку самой очевидной. Кто окажется прав, пока сказать трудно. Но ясно одно: то, что преступнику, будь он и психом, пришла в голову мысль резать людей именно в синагоге, не является, к сожалению, случайностью.

Все последние годы самые разные политические силы в России играют в опасные игры с антисемитизмом. Это и обвинение евреев во всех действительных и мнимых бедах страны, и попытки обозначить как антисемитизм любую критику некоторых политических сил и идеологий, и полки книжных магазинов, переполненные бредовой литературой по известному вопросу, и пестование самых маргинальных нацистских организаций; причем пестование, увы, двустороннее: и со стороны радикалов, и со стороны тех, кто хотел бы не оставлять молодым людям никакого выхода их политической энергии, кроме маргинального.

В общем, вместо трезвого, уважительного и равноправного отношения евреи в России стали заложниками разных игр, не имеющих к простым людям, исповедующим свою веру, никакого отношения.

Вместо сложных идеологических игр необходимо в отношении подобных инцидентов уяснить себе некоторые очень простые вещи. Первое: бросаться с ножом на людей, находящихся в культовом здании и не совершающих ничего незаконного — мягко говоря, нехорошо. Второе: одобрять такое сумасшедшее поведение «назло врагам» есть не лучшая духовная практика. Третье: отрицать, что мысль придти с ножиком именно в синагогу сформирована определенными общественными настроениями в современной России, — глупо. Любой нелукавый человек знает, что антисемитизм распространен в той или иной форме даже у самых почтенных людей, а среди людей неуравнавешенных он достаточно популярен наравне с НЛО, Толкиеном и прочими контркультурными заморочками, причем приобретает порой совершенно воспаленные формы. Четвертое: возлагать ответственность за разжигание такого антисемитизма только на так называемых «разжигателей национальной розни» по меньшей мере наивно. «Провоцирующее поведение» довольно широкой прослойки евреев и кандидатов в евреи достаточно хорошо известно. Более того, очень часто профессиональный антисемитизм взращивается профессиональными антиантисемитами.

Результат всего этого вполне конкретен. Один нездоровый русский может поранить восемь здоровых евреев, после чего восемьдесят сомнительно здоровых евреев потребуют порезать или хотя бы посадить восемьсот здоровых русских. Причем именно здоровых, больных, разумеется, не тронут — это невыгодно. Ибо на одного больного можно восемьсот здоровых поймать. Стало быть, и тем здоровым, кому не хочется, чтобы их резали, и тем здоровым, которым не хочется, чтобы их сажали, стоило бы совместно одеть на нездоровых смирительную рубашку.

При этом, кстати, не следует забывать о том, что нападения на культовые здания и даже священнослужителей не являются чем-то характерным только для России. В Израиле это явление также распространено. Достаточно вспомнить судьбу греческого архимандрита Филумена, почитаемого многими в Иерусалимском патриархате в качестве мученика. Архимандрит Филумен был хранителем греческого монастыря при Иаковлевлевом Колодце в Самарии (ныне Наблус, на Западном Берегу Иордана). Незадолго до убийства о. Филумена группа еврейских фанатиков потребовала от него, чтобы он убрал крест и иконы от Иаковлева Колодца под тем предлогом, что символы христианства мешают им молиться в этом священном для них месте. Он отказался это сделать, напомнив, что Иаковлев Колодец был и остается православной святыней многие coтни лет. В ответ была высказана угроза: если он не уйдет оттуда, пусть готовится к худшему.

16/29 ноября 1979 г., в день памяти св. апостола Матфея, во время исключительной силы ливня, убийцы ворвались в монастырь. Они нанесли о.Филумену топором в лицо две крестообразные раны — сверху вниз и от уха до уха, — выкололи ему глаза и отрубили по частям пальцы правой руки, которыми складывается знак Креста. Убийства, однако, им было недостаточно, и они принялись за осквернение церкви: разбили Распятие, разбросали и изгадили святые coсуды, coвершили другие отвратительные святотатства. Гражданские власти государства Израиль объявили, что ведется расследование, однако никаких результатов не последовало.

Так или иначе, развязанная после случая в синагоге антирусская кампания в СМИ оказалась самой эффективной антисемитской акцией последнего времени. Даже у людей, предельно далеких от националистических кругов, откровенный цинизм Берл Лазара и прочих деятелей, торгующих кровью соотечественников ради мелких политических гешефтов, ничего, кроме отвращения, не вызвал. Более того, едва ли не впервые за последние десятилетия в СМИ появились публикации, откровенно нелицеприятные по отношению к иудейской общине и ее поведению по отношению к России и русским.

Право же, большего вреда самим евреям не нанес за последние годы ни один антисемит.

12 ЯНВАРЯ.

ПОРАЖЕНИЕ ШАРОНА

Мировые СМИ продолжают обсуждать вопрос, какое влияние на политическую жизнь Израиля и Ближнего Востока окажет болезнь Ариэля Шарона. Перенесшему инсульт лидеру становится лучше, но, очевидно, что он не сможет в ближайшие месяцы вернуться к активной политической жизни, а значит под вопросом судьба созданной им партии «Кадима», которой раньше пророчили победу на парламентских выборах.

Большие политики, вступая в рискованную игру, очень редко учитывают такой фактор, как свой возраст и состояние здоровья. В этом есть свой резон. Человеку в 60 и даже в 70 не стоит торопиться списывать себя со счетов, особенно в тех областях, где мудрость, накопленный годами опыт играют куда более важную роль, чем здоровье.

Уинстон Черчилль во второй раз возглавил правительство в 77 лет, а ушел в отставку в 81 и с обязанностями своими справлялся вполне качественно. Но одно дело — политическая работа, а другое — большая игра, в которой успех зависит от десятков мелочей. Здесь рассчитывать свои силы необходимо очень четко.

Когда в декабре у Ариэля Шарона произошел первый микроинсульт, многие из следящих за ближневосточной политикой, задались вопросом — не слишком ли рискованная начата им игра: полное переформатирование израильской политики. Собрав новую партию фактически под себя самого и задумав обеспечить ей лидерство в парламенте, Шарон начал процесс, который должен был занять несколько лет.

При этом его лидерство было настолько очевидным и единоличным, что никто другой довести эту игру до конца будет просто не в состоянии. И любой сбой в здоровье пожилого уже человека обрекал израильскую политику на хаос и разброд: старая партийная система сломана, новая лишается своего центрального элемента — сильного харизматичного лидера.

Шарон, не привыкший отступать ни перед чем, не захотел этот фактор учитывать и в игре с судьбой проиграл. После тяжелого удара шансов вернуться к политической деятельности у него не так много. Нет у него и сильных преемников. Хотя не исключено, что опытный политики и тут на самом деле перехитрил всех. Пока Шарон оставался лидером «Ликуда», наследником всей партии в случае его ухода становился злейший враг — Биньямин Нетаньяху, другой крупный политик. Теперь Нетаньяху остались только обломки «Ликуда», а созданная Шароном «Кадима», если не рассыплется, то пойдет в любом случае своим путем. Так что добиться того, чтобы события не развивались в неприемлемом для самого Шарона направлении, пожилому политику в любом случае удалось.

16 ЯНВАРЯ.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИУДЫ

Предавший Христа Иуда совсем не был злодеем, его репутацию необходимо улучшить.

С таким сенсационным заявлением в итальянской прессе выступили ватиканский чиновник и журналист, близкие к Папе Римскому Бенедикту XVI. Они сообщили, что улучшить репутацию Иуды среди католиков Ватикан хотел бы, чтобы решить ряд богословских проблем и смягчить напряженность католиков и иудеев.

«Разве Иуда уже во апостолах!?» — восклицал один из святых отцов древности желая подчеркнуть крайнюю степень абсурда. Интересно, что бы он сказал, узнав, что Ватикан, остающийся главным религиозным авторитетом для большей части христианского мира, собирается реабилитировать главного предателя в истории. «Реабилитация», впрочем, не совсем точное слово — никто не станет заявлять, что предавать хорошо. Католики собираются «подкорректировать» широко распространенный образ Иуды, как низкого корыстного человека, который совершил черное дело за тридцать серебренников. У апостола-предателя, якобы, были свои сложные мотивы — он считал Христа не духовным, а политическим вождем, он разочаровался и потому совершил ошибку…

Все это много раз уже было показано и в кино и в беллетристике. И вот, похоже, Ватикан собирается популярный в наше время взгляд на Иуду узаконить. Делается это, как сообщили осведомленные источники, чтобы смягчить впечатление, которое может произвести на мир опубликование некоего «евангелия от Иуды», найденного недавно археологами в Египте. Повествование там ведется от имени предавшего Христа ученика и сильно отличается от евангельского.

Хотя, разумеется, шокировать этот текст, что бы там ни было написано, может только людей не очень сведущих в истории Церкви. Никакого евангелия Иуда, разумеется, не писал, поскольку повесился. Текст же сочинили более чем через 100 лет после событий так называемые гностики, представители эзотерического христианства, специализировавшиеся на сочинении всевозможных альтернативных евангелий — апокрифов. Историческая ценность большинства этих апокрифов нулевая, да авторы к ней и не стремились. Они претендовали на то, что показывают не факт, а тайный смысл происходящего.

Поэтому тревога, вызываемая открытием очередного апокрифа, связана не столько с содержанием, сколько с нервозной обстановкой в западно-христианском мире, где католики не успевают оправиться от одного удара, как следует новый.

Однако точно ли попытки Ватикана «приспособиться» являются лучшей политикой? Ведь для церкви, в конечном счете, важны не толпы прихожан, а как раз те, кто не усомнится, что ученик, предавший Господа и Спасителя, не заслуживает ничего, кроме вечного проклятия.

Впрочем, Ватикан столько раз уже тайно и явно отрекался от Христа и продавал его, в том числе и иудеям, что неудивительно, что сегодня там видят в Иуде духовного родственника.

17 ЯНВАРЯ.

ТРИ ЖЕНЫ И ДВА КАЛЕНДАРЯ

С удивлением отреагировала большая часть российской общественности на предложение вице-премьера Чечни Рамзана Кадырова разрешить многоженство. Кадыров сослался на особую демографическую ситуацию Чечни. Но предложения разрешить мусульманам брать несколько жен звучат в России уже не первый раз. А политики в Думе выдвинули не менее экзотичную инициативу: возвратить в Россию отмененный большевиками юлианский календарь.

Предложения восстановить в России юлианский календарь и ввести многоженство для желающих сами по себе достаточно курьезны. Но то, что по отдельности курьез, вместе уже определенная тенденция. И в том и в другом случае речь идет о том, чтобы ввести в современную практику России некоторые элементы старинной культурной и религиозной традиции. Многоженство разрешено мусульманам пророком. Юридические нормы современной России полностью противоречат не только религиозным предписаниям ислама, но и юридической практике России дореволюционной, где две жены у мусульманина были обычным явлением.

Разночтения между гражданским григорианским и церковным юлианским календарем давно уже нервируют православных граждан России. По мере того как глобализация стирает зримые границы между людьми и народами, им хочется все сильнее оградиться незримыми границами, подчеркнуть в чем-либо свою особенность. И календарь тут не худший способ выделиться.

И не надо ссылаться на сложность перехода. В конечном счете, до 1917 года Россия жила по юлианскому летоисчислению, и от этого никак не страдали ни телеграф, ни газеты, ни тысячи связей с миром, живущим по календарю григорианскому. Правда, чтобы быть логичным, и от зимнего Нового года придется отказаться. Юлианский Новый год, если идти до конца, начинается ведь не с января, а с сентября. И вообще, когда от теории мы переходим к практическим социальным последствиям, все становится не так оптимистично.

Сегодняшним мусульманам никто не мешает практиковать многоженство. Причем многие из них состоят фактически в нескольких браках, однако не могут их оформить юридически, по гражданским законам. То есть вопрос именно в юридическом статусе, тесно завязанном на имущественные отношения. А вот тут есть сложности. Представим себе ситуацию, в которой при разрешении многоженства некий уже состоящий в браке гость столицы женится на москвичке и получает определенные имущественные права как супруг. Привозит свою прежнюю жену. Ну и что будет дальше? В общем, поле деятельности для аферистов будет просто безграничным.

А проблема в том, что традиционный уклад является не экзотическим украшением жизни, а совершенно другой формой социального существования, приладить которую к современной весьма и весьма непросто. По сути одна другую может заменить только полностью.

18 ЯНВАРЯ.

РУССКИЙ ФЛОТ И УКРАИНСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ

С новыми претензиями в отношении России выступили власти в Киеве. От нашей страны потребовали остановить работы по углублению дна в Керченском проливе. А в Крыму, в точках базирования Черноморского флота, обещано провести расследование по поводу ношения моряками табельного оружия.

В свою очередь Министерство обороны России заявило, что в случае новых попыток захвата маяков и других объектов охрана будет действовать по уставу, то есть стрелять на поражение.

Последние акции Киева говорят о том, что «оранжевая» власть Украины решила поссориться с Россией, что называется, любой ценой. Недостаточно одной претензии, одного конфликта, и вот придумываются все новые и новые поводы. То вновь поднимается, казалось бы, урегулированный два года назад конфликт вокруг Керченского пролива, то выясняется, что ношение личного оружия моряками Черноморского флота грубо попирает суверенитет Украины, то таблички «Территория Минобороны России» не нравятся, то еще что-нибудь.

Если подвести общий знаменатель подо все эти претензии, то они сведутся к одному: у России и Украины есть довольно значительные зоны совместного суверенитета, образовавшиеся после поспешного раздела СССР в 1991 году. Часть формально и юридически украинской территории находится в той или иной степени под фактическим суверенитетом России. Вместо того, чтобы укреплять совместный статус, работать на сближение, — или, наоборот, провести четкие и признаваемые всеми разграничения, — власти в Киеве пытаются все гордиевы узлы просто разрубить, причем таким образом, чтобы весь ущерб пришелся на российскую сторону.

При этом используется зацепка формального суверенитета. Если на карте территория обозначена как украинская, значит, Киев на ней может творить все, что хочет.

Признав этот формальный суверенитет Украины, не обеспечив себе надежные гарантии, Россия в свое время, конечно, поторопилась. Однако и этот факт права беспредельничать никому не дает. Вот почему-то западные страны совершенно не смущает суверенитет Ирана, когда им кажется, что тот готовится к созданию ядерного оружия. Безопасность — на первом месте. Почему в отношениях России с Украиной должно быть иначе?

Черноморский флот — важнейший фактор безопасности России на южном направлении, не говоря уж о том, что это символическое и историческое наследие России. И спекуляции в этом вопросе заявлениями о суверенитете Украины могут привести лишь к тому, что под сомнение может быть поставлен не наш флот, а сам украинский суверенитет.

22 ЯНВАРЯ.

НАСТОЯЩИХ БУЙНЫХ МАЛО

Накануне в Кремле на свое первое заседание в полном составе собралась Общественная палата.

В качестве гостя на нем присутствовал и выступил Владимир Путин. Президент высказал мнение, что палата станет надежным средством связи между властью и обществом и возьмет под контроль реализацию Национальных проектов. Члены палаты уже выбрали руководителей комитетов, ее секретарем стал академик Евгений Велихов.

Общественная палата задумывалась как рабочий инструмент для воздействия общества на власть и как возможность для власти доносить свои идеи и цели до общества. В России многие проекты, реформы и программы слишком часто являются плодом кабинетных расчетов чиновников. При этом интересы и мнение общества учитываются, мягко говоря, не всегда.

Потому посоветоваться с людьми, узнать их действительное мнение никогда нелишне. Однако оправдает ли Общественная палата возложенные на нее ожидания? Вопрос непростой. Людей туда подобрали вполне уважаемых, возможности им предоставили достаточно обширные. Однако уже по тому, как сформировано руководство палаты, начинаешь подозревать, что совершена традиционная ошибка, не раз и не два подводившая нашу власть, когда она пытается с кем-то посоветоваться. Прежде всего, понятие «общество» подменено понятием «гражданского общества», то есть некой его политически активной частью, которую якобы только и следует принимать во внимание, поскольку остальные слишком пассивны. Затем понятие «представители общественности», чем дальше, тем больше, подменяется старым добрым понятием «интеллигенция».

Что объединяет практически всех избранных лидеров Общественной палаты? Это то, что это профессиональные интеллигенты, то есть представители того общественного слоя, который в России традиционно берет на себя посредничество между властью и обществом, берет, но реально с этой задачей, как показала история, справляется плохо или не справляется вовсе. Иногда из-за своих узкогрупповых интересов, а иногда из прекраснодушного идеализма, никак с реальными проблемами общества не соотносящегося. Из интеллигентов получаются худшие посредники между обществом и властью из всех возможных. Они словно чужие для обеих сторон.

В свое время французский историк Огюстен Кошен ввел понятие «малого народа». В нашей публицистике оно стало почему-то ассоциироваться с евреями. Хотя, по сути, оно намного шире, обозначая любую общность людей, объединенную этнически, социально, идейно, культурно или как-то еще, которая стремится подменить собой большой народ. Малый народ пытается узурпировать право на высказывание, на выражение общественного мнения, старается представить себя как лучших людей страны, противопоставляя себя при этом, что интересно, как аристократии, то есть действительным лучшим людям, так и простому народу. В России должность «малого народа» традиционно исправляли именно интеллигенты. И они претендуют на то, чтобы сегодня подменить собой общество.

Но времена уже немного не те. Общественные процессы идут сегодня совсем другими путями, и интеллигенты, собранные в Общественной палате, по большей части, никого кроме себя уже не представляют. Чтобы палата была бы действенным инструментом сообщения с обществом, в нее надо было приглашать «буйных», то есть тех, кто оказывает и может оказать действительное влияние на умы, сердца и действия людей. А в этой палате «настоящих буйных мало…». Поэтому работа с Общественной палатой может уберечь власть только от угрозы со стороны интеллигенции, да и то не вполне. Ведь те, кого в палату не взяли, будут еще и обижены.

Так что, скорее всего, эту организацию ждет эволюция в сторону еще одного государственного учреждения, своеобразного Совета по делам интеллигенции.

24 ЯНВАРЯ.

ОКНО В ЕВРОПУ

Вторая очередь угольного терминала в морском торговом порту Усть-Лугабыла открыта во вторник в присутствии Владимира Путина. Планируется, что новый порт, наряду с Приморском, станет крупнейшим транспортным узлом на Северо-Западе России.

«Мы не будем силой загонять сюда российских перевозчиков, их необходимо привлечь лучшими условиями. Мы в состоянии сделать это и сделаем», — заявил президент России.

В своих заголовках по поводу посещения Владимиром Путиным порта в Усть-Луге пресса была на удивление однообразна: «Мы прорубили окно в Европу». И в самом деле, после отделения прибалтийских стран Россия осталась без хороших прибалтийских портов. А транзит через Ригу, Лиепаю и Клайпеду, мало того, что обходится нашей экономике недешево, еще и сопровождается значительными политическими издержками. Зависимость России от транзита через Прибалтику наших энергоносителей и товаров придает некоторым соседним странам излишнюю смелость, если не сказать наглость…

Проблема эта, кстати сказать, не новая. Еще в XV-XVI веках молодое русское государство столкнулось с морской блокадой, — именно ради её преодоления велась Иваном Грозным Ливонская Война, а также ряд войн со Швецией и Польшей. На Русь систематически не пропускали высокотехнологичные товары и нанятых в Европе мастеров, с Руси не давали вывозить предметы нашего экспорта, и обходной путь пришлось провести аж через Архангельск.

Эту проблему решил лишь Петр Великий, отвоевав у Швеции Прибалтику и построив Петебург. И вот она встает вновь — не в такой, конечно, острой форме, как 500 лет назад, но все-таки.

В отсутствие доброй воли со стороны соседей она может быть решена лишь двумя дедовскими способами — либо Ригу взять, либо окно на своей территории прорубить. Наша страна, на сегодняшний момент, взяла однозначный стратегический курс на то, чтобы обеспечить самодостаточность на нашей нынешней территории. Отсюда и достаточно жесткая энергетическая политика по отношению к соседям, и стремление не зависеть от их прихотей, и отсутствие постсоветской сентиментальности.

Интересно, что эта политика вызывает, порой, критику со стороны тех, кто сам еще не так давно призывал Москву «отказаться от имперских амбиций». Теперь этот же отказ называют «отсутствием широты мышления и благородства». Прежде всего, потому, что вместе с имперскими притязаниями Россия отказывается и от содержания многочисленных и агрессивных нахлебников. Но, если кто-то хочет, чтобы Россия не претендовала на то, чтобы содержать себя за счет других, следует для начала прекратить содержать других за ее счет.

Оцените эту статью
2050 просмотров
нет комментариев
Рейтинг: 0

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание