23 апреля 2024 15:22 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Антитеррор

ХРОНИКА ТЕРРОРА

1 Августа 2005

Восход нового главаря

Обстановка в Чечне, несмотря на некоторые признаки стабилизации, еще далека от спокойствия. Несмотря на то, что открытый разгул террора и произвола, имевший место в первой удалось немного сбить, напряженность в целом не имеет тенденции к снижению. В конце июля подразделения военнослужащих и сил безопасности Чечни проводили масштабную спецоперацию в Веденском районе против полевых командиров, подчиняющихся Шамилю Басаеву. 29 июля боевики убили бойца спецроты полка имени Ахмада Кадырова, а 30 июля бандиты Хаджиева внезапным нападением убили двоих военнослужащих батальона «Восток» и ранили еще шестерых. Несмотря на то, что в этот и следующий день бойцы Кадырова и Ямадаева запросили артиллерийскую поддержку, о каких-либо существенных результатах объявлено так и не было. Зато несколько снарядов днем 30 июля разорвались в окрестностях села Харачой, а в ночь на 1 августа под огонь попала местность в непосредственной близости от Дышне-Ведено. К счастью, в обоих случаях жертв удалось избежать.

2 августа в селе Улус-Керт Шатойского района Чечни был уничтожен активный боевик, 22-летний Ширвани Исраилов, уроженец села Старые Атаги, действовавший в сельской местности Грозненского района. При нем нашли автомат и ПБС, гранату, разгрузочный жилет и 50 патронов.

В ночь с 13 на 14 августа бандиты напали на село Рошни-Чу Урус-Мартановского района. В качестве предварительной цели они выбрали дом главы администрации села Шамхана Бексултанова, который подожгли и взяли в заложники его сына. Бексултанов смог спастись и запросить помощи. На место теракта выехала оперативная группа, которую возглавлял районный комендант полковник Александр Каяк. Он-то и был главной целью террористов, которые именно для этого позволили Бексултанову спастись и позвать на помощь коменданта. Как только машина с оперативной группой оказалась в зоне действия заложенного бандитами фугаса, те привели его в действие, убив четверых военных, среди которых оказался и полковник Каяк. Еще двое офицеров в тяжелом состоянии были госпитализированы. Ответом на эту диверсию стали адресные спецоперации по всей Чечне, которые начались еще вечером 13 августа и длились весь следующий день. В самом Урус-Мартановском районе в районе села Гехи-Чу были уничтожены три боевика, еще два – в Введенском районе около села Шамиль-хутор, и, наконец, в окрестностях села Новые Атаги Грозненского (сельского) района Чечни был уничтожен «эмир» этого села Тимур Абубакаров по кличке «Шторм».

15 августа в Грозном боевики взорвали заминированный автомобиль «Жигули», припаркованный около ресторана «Голливуд» и прямо напротив правительственного комплекса Чечни. В результате взрыва погиб на месте 12-летний ребенок, работавший на расположенной рядом АЗС, еще 11 человек были госпитализированы с ранениями различной степени тяжести, одна женщина из их числа скончалась в больнице.

Тем временем в лагере сепаратистов произошли существенные перемены. «Президент Ичкерии» Абдул-Халим Сайдулаев назначил нового главу своей «администрации», отправил в отставку «кабинет министров» и издал указ «Об упразднении институтов представителей ЧРИ за рубежом». Нельзя не признать эти меры дельными, хотя и запоздавшими – это надо было сделать еще тогда, когда «Ичкерия» как территориально-государственное образование с явными властными структурами была вытеснена с чеченской земли и загнана в подполье. Сайдулаев же просто привел штат своих подельников в соответствие с реальностью. Вместо большой разноголосой толпы малограмотных людей с криминальным прошлым, которые даже не координируют с Сайдулаевым и между собой свои высказывания, Сайдулаев хочет получить небольшой штат квалифицированных, образованных, респектабельных и идейных сепаратистов, всем своим видом призывающих к «цивилизованному диалогу».

Именно в этом свете следует понимать фактическое отстранение от дел Ахмеда Закаева, против которого в России выдвинуты тяжелые и достаточно обоснованные обвинения в бандитизме и военных преступлениях. И обсуждать всю деятельность Сайдулаева можно было бы, только зная истинную мотивацию его действий.

Если новый «президент» принимает вышеописанные меры только для улучшения своего общемирового и особенно европейского имиджа, который серьезно пострадал после террористической атаки ваххабитов на Лондон, то такие шаги делают его гораздо более тонким и опасным противником по сравнению с слабо-двусмысленным Масхадовым и тем более фанатично-жестокими головорезами вроде Басаева и истребленных почти поголовно командиров «старой закалки».

Если же Сайдулаев делает все это из искренних побуждений, стремясь порвать с многолетним преступным прошлым «Ичкерии» и привести себя и свою команду в такой вид, чтобы с ними можно садиться за стол переговоров, то такой шаг можно было бы только приветствовать, случись он хотя десятилетием раньше.

А если допустить, что Сайдулаев претендует на роль национального лидера чеченцев, на ту роль, которую, как теперь ясно, ни Ахмад Кадыров, ни тем более его сын Рамзан, ни Алу Алханов не могли и не смогут играть в полной мере, то для этого ему надо завоевать симпатии не только большинства чеченцев, но и Москвы. Сделать это, находясь в изгнании, очень сложно.

Дорожная война

В общем приближении ситуацию в Дагестане можно охарактеризовать так же, как и в Чечне: несмотря на существенные, но частные успехи, обстановка в республике остается стабильно напряженной. Основной формой борьбы с правоохранительными органами для боевиков стал подрыв патрульных машин с помощью заранее заложенных на обочине зарядов. Наряду с тем они несколько раз предпринимали и попытки совершения крупномасштабных терактов.

Утром 24 июля на железнодорожном перегоне Хасавюрт-Карланюрт у станции Байрам была подорвана электричка, следовавшая по маршруту Хасавюрт-Махачкала. Заложенное взрывное устройство было достаточно мощным (11 килограммов в тротиловом эквиваленте), но не снабженным оболочкой. К тому же бандиты, боясь использовать дистанционное управление, снабдили фугас детонатором нажимного действия. В итоге жертвой теракта стала одна женщина, оказавшаяся рядом с эпицентром взрыва, и еще 4 человека получили ранения. Если бы террористы заложили заряд хотя бы на три-четыре часа попозже, убитых и раненых было бы гораздо больше.

Утром 26 июля в Хасавюрте всего в 500 м от здания Хасавюртовского РОВД был подорван милицейский УАЗ с водителем и 5 сотрудниками мобильного отряда МВД, которые были госпитализированы с ранениями различной степени тяжести. Как предполагают милиционеры, этот теракт можно рассматривать как месть за арест днем раньше по делу о взрыве в электричке 27-летнего боевика из селения Генжаул Джаватхана Джаватханова, у которого изъяли 260 граммов пластита и детонатор. Вечером 26 июля по итогам расследования в окрестностях хасавюртовского селения Аркабаш сотрудники местного РУБОП совместно с бойцами мобильного отряда, чьи товарищи пострадали при взрыве, провели спецоперацию по задержанию членов банды Шамиля Таймасханова, осуществившей этот теракт. После того, как милиционеры перекрыли дорогу автомашине с бандитами, последние открыли автоматный огонь и тяжело ранили начальника штаба оперативной службы внутренних войск МВД РФ полковника Василия Чубенко, который двумя днями позже скончался, не приходя в сознание. Ответным огнем один из бандитов, 23-летний житель Хасавюрта Магомед Кадимагомедов, был убит, а второй, его 27-летний земляк Расул Таймасханов, ранен и задержан. Третьему боевику удалось скрыться.

В 9 часов 30 минут 28 июля сотрудники Дагестанского РУБОПа предприняли в Махачкале штурм дома №22а по улице Мира, где были блокированы трое местных боевиков: 29-летний Газимагомед Рамазанов по кличке «Мансур», 26-летний Руслан Хабибов и 24-летний Магомед Курамагомедов по кличке «Яхъя». После часового боя все бандиты были уничтожены, из числа штурмовавших тяжело ранен был старший лейтенант Ислам Магомедов, который позже скончался в больнице, и легко – старшина Абдулвагаб Имаков. Трофеями милиционеров стали 3 автомата, 2 прибора бесшумной стрельбы, пистолеты ПМ и АПС, 2 гранаты, 300 граммов взрывчатки, 400 патронов, радиостанция «Kenwood», ваххабитские бумажные, аудио- и видеоматериалы.

В качестве мести за смерть троих соратников бандиты в тот же вечер произвели подрыв заряда, заложенного на Аэропортовском шоссе Махачкалы, когда рядом проезжал милицейский УАЗ с сотрудниками ОМОН-1. Несмотря на большую взрывную силу устройства, эквивалентную более чем 5 килограммам тротила, а также наличию в нем рубленой арматуры, оболочки оно не имело, к тому же террористы не совсем правильно рассчитали момент подрыва. Поэтому ущерб оказался не слишком большим – 2 милиционера получили легкие осколочные ранения, 3 – контузии.

Днем 1 августа в Хасавюрте на 3-м километре трассы «Кавказ» неизвестные террористы попытались подорвать проезжавший рядом с фугасом патрульный автомобиль. Так как заряд мощностью примерно 2 килограмма тротила был заложен ими аж в 5 метрах от обочины, то все, чего удалось им добиться – слегка помятый автомобиль.

3 августа в Махачкале на улице Айвазовского в помещении автотранспортного предприятия боевики атаковали патрульную машину, подорвав заложенное рядом с ней взрывное устройство. Результат от этой атаки получился скромным – всего 2 раненых милиционера. В ночь на 4 августа террористы одним точно заложенным зарядом оставили без света часть Хасавюртовского района, разрушив подстанцию «Могилевская», расположенную около райцентра.

Вечером 8 августа в Новолаке сотрудники местного РОВД вместе с бойцами мобильного отряда задержали местного жителя, подозреваемого в диверсионной деятельности, 35-летнего Рамазана Капраева, в доме которого был найден скромный, но достойный арсенал: автомат, 120 патронов, 3 снаряженных гранаты РГД-5 и 5 выстрелов к подствольному гранатомету ВОГ-25.

12 августа в Махачкале на проспекте Акушинского между домами №№29 и 31 сработало заложенное ранее на обочине взрывное устройство, когда рядом с ним проезжал патрульный автомобиль. В результате пострадал один милиционер, получивший контузию и легкие осколочные ранения.

В ночь на 15 августа в Махачкале был убит оперативный дежурный Левашинского РОВД Руслан Зубаиров, который сидел в машине, припаркованной на территории загородного пляжа и был расстрелян неизвестными бандитами из автоматов. Его знакомая, сидевшая с ним в машине, получила несколько ранений и была госпитализирована.

Высокую напряженность оперативной обстановки, имевшую место в Дагестане за последний месяц, нельзя объяснять только сезонными причинами. Учитывая, что и зимой активность боевиков была не менее высокой, можно сделать вывод, что они не только давно уже освоили города и села в качестве своих баз, но и стали предпочитать их горным районам Дагестана и Чечни. Это, в свою очередь, значит то, что их популярность среди местного населения все время после войны 1999-2000 годов постепенно шла вверх и сейчас имеет большую тенденцию к повышению, чем когда-либо. А это свидетельствует лишь об одном печальном факте – восстановить устойчивый контроль федерального центра над городами и селами Дагестана пока не удалось, и если не пойти на решительный слом неэффективных, но закрепившихся властных структур, вообще едва ли удастся…

«Братья-мусульмане»

22 июля представители Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков заявили, что ее агентами раскрыта действовавшая в Москве нелегальная исламистская система международных денежных переводов, известная под названием «Хавала» и тесно связанная с международным незаконным оборотом наркотических средств.

Московская ячейка этой сети действовала с 2003 года и имела ежемесячный финансовый оборот более 400 миллионов рублей. Своей целью «Хавала» ставит быстрый и беспрепятственный оборот денег, получаемых от контрабанды оружия и наркотиков, в обход банков и прочих финансовых структур, интересующихся происхождением денег. Сеть основана выходцами из стран мусульманского Востока и использует в качестве исполнительных агентов только этнических мусульман радикальных взглядов, что делает внедрение спецслужб в нее очень трудным.

Интервью с вампиром. Выпуск второй

28 июля частная американская телерадиокомпания ABC News в своей вечерней информационной программе Nightline ABC выпустила в эфир интервью с чеченским террористом № 1 Шамилем Басаевым. Известный «диссидент» Андрей Бабицкий, который, по его словам, хотя и изготовил этот репортаж, отнюдь не планировал встречаться с Басаевым изначально, остался верен себе, не только позволив Басаеву изложить свои «вечные ценности» вроде независимости Чечни еще раз, но и снабдив его сочувственным комментарием. В этом ему немало помог ведущий программы Тед Коппель, который, постоянно повторяя, как мантру, слова, что Басаев – это кровавый террорист и убийца детей, все же на заднем плане тонко провел различие между ним и Усамой бен Ладеном. По мнению Коппеля, Басаев есть террорист политический, так как претендует на установление шариатского государства только на своей родине, а бен Ладен – террорист религиозный, поскольку он преследует такую же цель, но уже во всемирном масштабе.

То ли такая позиция Коппеля была тонким лукавством (перед началом передачи он напомнил, что многократно брал интервью у обычных уголовных преступников, но террористы, в отличие от уголовников, как раз и совершают преступления, чтобы им дали слово в эфире), то ли он просто не понял этой разницы, но качественного различия между Усамой бен Ладеном и Шамилем Басаевым на самом деле нет. И тот, и этот силой навязывают свою веру и свои представления об идеальном государстве всем окружающим. Разница их заключается лишь в широте их замыслов и размерах наличных материальных и человеческих ресурсов для борьбы. Даже захват в заложники собственных детей уже квалифицируется как бытовой терроризм и подлежит наказанию именно в этом качестве.

Поэтому логика Коппеля, которая гласит, что с «политическими» нужно договариваться, а с «религиозными» договариваться нельзя, на самом деле нелогична – так как и Басаев, и бен Ладен изначально действовали из религиозных побуждений, как они сами говорят, то различие количества между ними изначально заложено, значит, оно естественно и уже поэтому никак не может перейти в качество. А Кеппель и Бабицкий, даже если чистосердечно заблуждались насчет этого, все равно никогда не должны были сотрудничать с террористами, давая им публично высказаться – это важнейшая цель террора.

Взрывчатый сезон

23 июля на египетском курорте Шарм-аш-Шейх, расположенном на Синайском полуострове, египетские исламисты осуществили один из самых кровавых терактов в истории страны. Близость курорта к израильской границе и обилие туристов уже неоднократно делали его привлекательной целью для исламских террористов, но этот случай явно выступает из общего ряда. Если предыдущая серия терактов на Синае 7 октября прошлого года унесла жизни 34 человек и ранила почти 160, то нынешние цифры гораздо страшнее. В результате серии из трех взрывов заминированных автомобилей погибли 88 человек и еще около 100 получили ранения. Главные потери пришлись на отель, подорванный зарядом чудовищной силы – более 750 килограммов (!) в тротиловом эквиваленте. Граждан России среди погибших не было.

Организатор и нынешнего, и прошлогоднего терактов один и тот же – известный египетский главарь Мохаммед Ахмад Салих Фулейфиль. Уже 25 июля в 18 километрах от города Суэц он был убит в перестрелке с египетскими войсками. Но убитых им туристов это уже не вернет к жизни…

Рискованным продолжает оставаться и курортный отдых в Турции. После теракта 16 июля активность террористов, по преимуществу курдских боевиков, продолжает поддерживаться на небольшом, но постоянном уровне. 2 августа в городе Анталья сработали два взрывных устройства, заложенные в мусорные контейнеры и ранившие 6 человек, включая одного иностранного туриста. А 4 августа взрыв прогремел в одном из восточных районов Стамбула. Его жертвами оказались 2 человека, которые возвращались со свадебной вечеринки и погибли, когда пытались сесть в автомобиль.

Подготовка к исходу

Ситуация в Ираке за последний месяц от чисто военного обострения постепенно развивалась до острого военно-политического кризиса. Американское командование встало перед фактом, что долго и эффективно сохранять контроль над всей территорией Ирака им не удается. Пока что максимум, которого удалось добиться – это кое-как налаженное тыловое обеспечение и снабжение плюс работа местных кадров «на подхвате».

Даже обеспечивать безопасность солдат от атак повстанцев удается далеко не всегда. Только за трое суток, с 1 по 4 августа, официальные потери составили 24 морских пехотинца, по большей части при подрывах и обстрелах бронетехники, с которой иракских партизан научили иметь дело профессиональные инструкторы-наемники, прибывшие из Афганистана, начальную подготовку которых обеспечили сами же американцы еще в 1980-х годах. О безопасности простых людей не приходится и упоминать: например, утром 17 августа в Багдаде взорвались три заминированные машины, убившие более 40 иракцев и ранившие более 60 – по тактике уже проверенной в Афганистане и Чечне, после почти одновременных взрывов двух машин третья машина взорвалась через некоторое время и как раз на пути эвакуации раненых. Такие теракты стабильно уносят жизни не менее сотни человек каждую неделю.

Уже давно всю настоящую и грязную работу приходится делать самим американским военным, поскольку верные им местные политики давно утратили всякий авторитет, а популярные вожди иракцев по определению популярны лишь до тех пор, пока враждуют с американцами либо, внешне сотрудничая с ними, все равно ведут «свою игру». Поэтому новое шиитское правительство во главе с Ибрагимом Джаафари, опираясь уже не столько на американские штыки, сколько на авторитет в собственном народе, недвусмысленно потребовало от командования оккупационных сил указать график вывода войск.

Джордж Буш и Дональд Рамсфилд еще в июне делали заявления в том духе, что армия США останется в Ираке до тех пор, пока в нем не наступит долгосрочная стабилизация, оценивая необходимый для этого срок примерно в 5-10 лет и даже больше. Но реальность внесла свои коррективы. Еще до терактов в Лондоне англичане приняли стратегическое решение вывести войска из Ирака до конца 2006 года. Как в случае с Испанией, сейчас можно утверждать, что теракты скорее убыстрят этот процесс, чем замедлят его. И если почти все остальные союзники США уберутся из Ирака до конца 2005 года, то непонятно, почему это англичане должны задерживаться там намного дольше. Поэтому непосредственно командующий группировкой в Ираке генерал Джордж Кейси крайний срок вывода оттуда основного контингента определил как конец 2006 года. Уже до конца июня планируется сократить численность примерно вдвое, со 138 тысяч бойцов до 70 тысяч, и это делается не от хорошей жизни, а скорее наоборот.

Но совсем уходить из Ирака американцы не собираются. Напротив, размах строительства военных баз на иракской земле показывает, что войска США планируют обосноваться в Ираке всерьез и надолго. С помощью этих баз они надеются контролировать обстановку в стране, безопасность добычи и экспорта нефти, а также регулировать деятельность «дружественного» ираского правительства. Все предыдущие долгосрочные попытки такого рода заканчивались провалом по причине противоречия законам войны и человеческой природы. Сможет ли высокоточное оружие, на которое делают ставку американцы, выйти за пределы этих законов – покажет время.

Оцените эту статью
2243 просмотра
нет комментариев
Рейтинг: 0

Читайте также:

1 Августа 2005

КОШМАР ПОНАРОШКУ

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание