26 апреля 2024 01:33 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Антитеррор

ХРОНИКА ТЕРРОРА

1 Июня 2005

Удар по театрам

В ночь с 26 на 27 мая в московском театре имени Станиславского произошел пожар, имевший достаточно серьезные последствия. Поначалу единственной серьезной версией пожара было нарушение правил электробезопасности (замыкание в электропроводке и т.д.). Но вечером 28 мая на одном из сайтов, принадлежащих чеченским боевикам, появилось заявление Шамиля Басаева о том, что театр был подожжен одной из его диверсионных групп, перед которыми поставлены задачи «по уничтожению экономических, политических, административных и культурно-пропагандистских центров в городах России и особенно в Москве». Как следует из этого заявления, чеченские террористы намерены и дальше устраивать взрывы, поджоги и прочие диверсии на всей территории России.

Бой в Гудермесе

30 мая сотрудники УФСБ РФ по Чеченской Республике провели спецоперацию по ликвидации «эмира гудермесского джамаата» Мансура Магомаева. Будучи заблокирован в доме одного из ваххабитов, «эмир», как и большинство его собратьев, не пожелал сдаваться в плен и после перестрелки, длившейся несколько часов, был убит.

Несмотря на то, что Магомаева никак нельзя поставить в один ряд с такими «мэтрами» большого террора, как Басаев или Масхадов, он был довольно известной и уважаемой личностью в бандитских кругах. В частности, он являлся заместителем Ахмеда Авдорханова, который был начальником охраны Аслана Масхадова и особенно выдвинулся после гибели своего шефа, и связным крупного местного главаря Увайса Индарибиева, вместе с которым Магомаев нападал на Гудермес в 2001 году.

Внутри дома, ставшего последним пристанищем ваххабита, оперативники обнаружили тайник, в котором были спрятано запасы оружия, патронов, взрывчатки и даже приборы ночного видения. Но самое главное – в руки победителей попали материалы, из которых стало известно о подготовке масштабного теракта за пределами Кавказа.

Другую потерю в своих сотрудниках Авдорханов понес за неделю до этого, 24 мая, когда 5 боевиков из его банды были задержаны на границе Чечни и Дагестана. Причем задержанные были не обыкновенными «штурмовиками», а саперами-диверсантами высокого класса. У них изъято 10 высококачественных взрывчатых «самоделок», которые боевики намеревались использовать для совершения терактов в Грозном и других чеченских и дагестанских населенных пунктах.

Наконец, совсем уж нелепым образом Ахмед Авдорханов потерял еще одного своего инженера-подрывника, 22-летнего жителя села Комсомольское Муслима Очархаджиева – тот расстался с жизнью 12 июня в родном селе, подорвавшись на собственном взрывном устройстве, которое снаряжал. Оперативники, прибывшие на место взрыва, обнаружили в доме множество электродетонаторов, проводов, гранатных запалов и прочего инструментария, который использовал Очархаджиев в своей работе.

А 3 июня в селе Самашки бойцами спецполка МВД Чечни им. Ахмада Кадырова и сотрудниками УФСБ по Чеченской Республике был задержан известный боевик Рамзан Юнусов. Рядом с домом, в котором он скрывался, нашли тайник, в котором запасливый ваххабит запрятал противотанковый гранатомет, 2 подствольных гранатомета, 8 гранат, 3 электродетонатора, дымовые шашки, а также много других инженерных и боевых припасов.

Охота на милицию

Недобитые дагестанские ваххабиты с наступлением летнего сезона и появлением благоприятствующей им «зеленки» вновь подняли голову и продолжили наносить удары по тем, кого считают врагами. 29 мая в Буйнакске при задержании террористов был убит начальник отделения уголовного розыска Буйнакского района Аскер Аскеров. Одного из нападавших, некоего Газимагомедова из деревни Гимры удалось задержать. Неподалеку от места совершения убийства, на въезде в Гимринский тоннель, соединяющий равнинную и горную части республики, оперативники нашли 23 снаряда, заложенных боевиками для подрыва тоннеля.

Поздним вечером 4 июня в Хасавюрте ваххабиты попытались взорвать милиционеров, проезжавших по Грозненской улице в патрульном автомобиле УАЗ. Взрывное устройство мощностью примерно 3 килограмма в тротиловом эквиваленте было заложено под трубу газопровода. Видимо, террористы рассчитывали вызвать взрыв газа и массированные жертвы. Но инженерная безграмотность сыграла с ними злую шутку – в числе пострадавших оказались только сам газопровод и автомобиль, в котором взрывом выбило боковое стекло и сильно помяло корпус. Кроме этого, стекла выбило и в нескольких соседних домах.

Аналогично действовали ваххабиты и в Чечне – в ночь с 3 на 4 июня они проникли в дом главы администрации станицы Бороздинская Шелковского района Султана Баширова и тяжело ранили начальника его охраны Султана Хесимханова. Перед тем, чтобы проникнуть в дом, бандиты убили местного милиционера и лесника. В самом доме они захватили автомобилем, сотовым телефоном, деньгами и драгоценностями, а также табельным пистолетом Баширова и автоматом Хесимханова.

В 12 часов 20 минут 4 июня террористы в Ханкале подорвали заминированный автомобиль, когда рядом проезжала машина военного комиссара Чечни Селима Цуева. Его самого в автомобиле не было, и в результате пострадали лишь 4 местных жителя, а также охранник и водитель Цуева.

«Сто дней» Сайдулаева

Не прошло и трех месяцев с тех пор, как в селе Толстой-Юрт был уничтожен бывший «президент Ичкерии» Аслан Масхадов, как вступивший на его место Абдул-Халим Сайдулаев решил озвучить основные «программные принципы» своего «прямого президентского правления» в интервью, которое он дал корреспондентам «Свободы» 3 июня. Большая часть его речи представляет собой обычные общетеоретические мысли о благах свободы и независимости, которые чеченский народ под его мудрым руководством обязательно добудет в кровавой борьбе (вопрос, распорядится ли он этими несомненными благами так же бестолково, как Дудаев и Масхадов, был тактично оставлен в стороне).

Тем не менее, некоторые моменты его выступления достаточно интересны для того, чтобы привести их здесь. Они полезны тем, что позволяют посмотреть на ситуацию глазамии противника и сделать адекватные выводы.

Аюбов Аслан (корреспондент «Свободы» — ред.): Скоро исполняется 10 лет, как Шамиль Басаев захватил в Буденновске более 1.5 тысяч заложников. И во Вторую войну Басаев захватывал безоружных людей…. Аслан в своих интервью нашему радио неоднократно осуждал терроризм. Мы спросили А.-Х. Сайдулаева, как он относится к подобным акциям.

Сайдулаев Абдул-Халим: Мы сегодня не только вправе, но и должны по военной необходимости наносить врагу максимальный политический и идеологический урон. Но целью наших нападений должны быть военные и экономические объекты противника. Незадолго до гибели Аслана Масхадова мы обсуждали с ним этот вопрос. Аслан настаивал на том, что моджахеды должны избирать для ударов военные цели, экономические объекты и государственные учреждения наших врагов. Это наше право, это законные цели во всякой войне. Однако недопустимо делать объектом нападений мирных, безоружных людей, не участвующих в военных действиях, тем более женщин и детей. Наша позиция однозначна и неизменна: мы осуждаем терроризм! Это не наш метод, не наш путь.

Однако не следует забывать, что подобные акции провоцируются безграничной жестокостью российских оккупантов по отношению к жителям Чечни. Пытки, захват заложников, массовые убийства ни в чем не повинных людей – это то, что изо дня в день на протяжении многих лет творят русские оккупанты на нашей земле. Только детей наших они уничтожили около 50 тысяч! Нет ни одной чеченской семьи, в которую русские не принесли бы горе, боль и ожесточение.

Аюбов Аслан: Алу Алханов часто заявляет, что обстановка в Чечне нормализуется. Мы спросили у А.-Х. Сайдулаева, не кажется ли ему, что чеченский народ принимает эту власть?

Сайдулаев Абдул-Халим: То, что эти российские марионетки творят на чеченской земле, против чеченского народа, не позволяет людям принять и поддержать их. Они довели людей до такого состояния, что их радует каждый наш удар по марионеткам и предателям. Вот, к примеру, недавно была «зачистка» в Самашках. Что там происходило? Мунафики крушили и разрушали имущество людей, как бы соперничая между собой в жестокости, а за каждой группой предателей надзирали русские, проверяли их усердие. И это видел не один человек – это видели все жители Самашек. В них не осталось ничего чеченского, ничего мусульманского, у этих рамзанов, сулимов и т.д. Как люди могут их поддерживать, своих палачей и мучителей?

Аюбов Аслан: Мы спросили А.-Х. Сайдулаева о перспективах мира в Чечне. Он ответил, что Кремль дестабилизирует обстановку не только в Чечне, но и по всему Северному Кавказу.

Сайдулаев Абдул-Халим: Путин и его генералы во всех кавказцах видят своих потенциальных врагов. Боясь, что где-то появятся новые отряды моджахедов, они, как им кажется, начинают наносить «упреждающие» удары по совершенно мирно настроенным людям, но тем самым ожесточают их и создают повсюду на Северном Кавказе новые очаги военных конфликтов. Кроме карательных инстинктов, у Путина нет никакой политики на Кавказе. Доказательством тому то, что в Махачкале взрывов и нападений моджахедов стало чуть ли не больше чем в Джохаре. И в Ингушетии на русские войска стали нападать едва ли не больше, чем в Чечне. Не очень отстает в этом смысле и Кабардино-Балкария, где оккупанты, убив одного моджахеда, трубят, что убили десятерых. Военные действия все чаще идут в Карачаево-Черкесии. Адыгея еще не втянута в конфликт, но русские изо всех сил втягивают ее. На очереди Калмыкия, где Путин, пользуясь новым законом о назначении губернаторов и глав республик, собирается обострить обстановку и, воспользовавшись этим как предлогом, сместить Кирсана Илюмжинова и заменить его своим ставленником.

Аюбов Аслан: Любая война когда-нибудь заканчивается. Но А.-Х. Сайдулаев считает, что Путин сам, своими заявлениями и действиями лишил себя путей к миру. Но, как бы то ни было, А.-Х. Сайдулаев убежден, что война не завершится покорением чеченцев.

Сайдулаев Абдул-Халим: Путин начал эту войну, но не оставил себе путей завершить ее. Потому что чеченцы никогда не прекратят сопротивление, никогда не покорятся, а других путей к миру у Путина нет. Если бы он был более умным политиком, он не стал бы связывать себя безапелляционными заявлениями и оставил возможность отступить, не потеряв лицо. Высокие цены на нефть пока позволяют ему присылать в Чечню своих наемников, хотя в России с каждым годом становится все меньше пушечного мяса. Он будет воевать, пока мы не сломим ему хребет. А мы не ослабли, не устали, не обессилели, и пока враг на нашей земле – наши ресурсы сопротивления не истощаются, а только растут».

«Спецназ России» — это не «Радио Свобода». Он никогда не был и не будет трибуной для террористов. Однако это интервью интересно тем, что Сайдулаев невольно подтверждает правильность основной мысли современной стратегии — перенести войну против террора измосковских концертных залов в чеченские горы. При правильной постановке дела можно свести к минимуму воинский контингент в Чечне, то есть то самое присутствие «врага», о котором сказал Сайдулаев в конце своего интервью...

«Живьем не возьмете!»

Около 16 часов 30 минут 15 июня в Федеральном суде Приморского района Санкт-Петербурга один из подсудимых, 42-летний майор ОБНОНа Андрей Лапин, приговоренный к тюремному заключению за хулиганство, после оглашения приговора взорвал пронесенную им в зал суда гранату РГД-5 (по другим данным – гранату Ф-1, что, впрочем, не столь вероятно). В результате взрыва «шахидствующему» хулигану оторвало руку, ранения получили 11 человек, в том числе и судья Владимир Казаков, но, что наиболее печально, на месте скончался конвоир Александр Шкель, который спас жизнь судьи, прикрыв его своим телом. Милиционеры-бандиты, которые взрывали себя при разоблачении, в России случались и раньше1 , но не в таких северных широтах. Впрочем, Лапин, возможно, приобрел «шахидские» замашки во время одной из командировок в Чечню. Если так пойдет и дальше, то скоро даже самый мелкий хулиган при попытке арестовать его будет выдергивать кольцо у гранаты…

Взрывы, как в кино

22-23 мая в индийской столице Дели прогремела серия взрывов в кинотеатрах. Два первых взрыва произошли около 18 часов 22 мая с интервалом примерно 10 минут, третий – около 8 часов 23 мая. В результате взрывов более 60 человек получили ранения и 1 погиб. В совершении этих терактов подозреваются исламские боевики из Кашмира. А 13 июня в самом штате Джамму и Кашмир, в населенном пункте Пульвама, произошел еще более крупный теракт – подрыв заминированного грузовика унес жизни 12 человек и ранил еще более 40. Ответственность за эти теракты пока никто на себя не взял.

Серия столь же загадочных в плане авторства взрывов прогремела в начале июня и в Иране – теракты в Куме, Ахвазе и Тегеране также убили 13 человек и ранили еще около 80. Но в этом случае хотя бы силу, заинтересованную в дестабилизации обстановки накануне президентских выборов, удалось установить сразу – это местные террористические группировки, загнанные в глубокое подполье и получившие недавно особенно солидную денежную и человеческую подпитку из ЦРУ, поступившую из оккупированных районов Ирака…

Старосветские террористы

23 мая на востоке Франции задержаны трое боевиков из баскской радикальной организации ЭТА. Двое из них, Рамон Сагарсасу Гастелуменди и Оиер Готиа Абадиа, имеют гражданство Испании, а третий, Бернар Сан Себастьян – Франции. Первый из них с 28 апреля был одним из руководителей ЭТА, второй в 2000-2001 годах был боевиком ЭТА в Мадриде, третий в 1997 году был приговорен к 6 годам тюрьмы за хранение взрывчатки и организацию теракта против короля Испании Хуана Карлоса I на курорте Пальма-де-Майорка в 1995 году.

Боевики были задержаны в городке Роман-сюр-Изер, расположенном неподалеку от Гренобля. В доме, где они находились, полицейские нашли часовые механизмы, алюминиевый порошок и ртуть, которую хозяева использовали для изготовления детонаторов. До подрыва с помощью сотовых телефонов и украденных с армейского склада электродетонаторов старомодные европейские террористы, в отличие от исламских, видимо, еще не додумались...

Деревенский террор

Вечером 24 мая в филиппинском городе Пларидель, расположенном на острове Минданао, полиция остановила на контрольно-пропускном пункте пассажирский автобус для проверки документов. Трое пассажиров внезапно выхватили оружие и захватили в заложники остальных 18. Полиция сразу же оцепила автобус и начала вести переговоры с преступниками, после чего удалось освободить шесть человек, включая шестилетнюю девочку.

В ходе переговоров, к которым подключился католический епископ Эммануил Кахабар, обещавший вывезти террористов в безопасное для них место, при условии, что они освободят пленников, удалось достигнуть договоренности о том, что террористы постепенно отпустят всех заложников, по мере того, как будут приближаться к цели.

Затем террористы с оставшимися 12 заложниками, из которых 9 были женщинами, а 3 – детьми, пересели в грузовик, который направился в южную часть острова Минданао, в сторону города Пагадианю. Через некоторое время террористы отпустили еще 7 заложников. А впоследствии – и остальных. Так что с такими «деревенскими» террористами иногда даже удается договориться мирно…

Афганский излом

Как известно, Афганистан вот уже более 30 лет является одной из самых «горячих точек» земного шара и не имеет ни малейшей тенденции к остыванию. Конец мая – начало июня ознаменовались новым всплеском активности исламских боевиков, которые решительно противодействуют любым попыткам центральных властей Афганистана и поддерживающих их американцев навести в стране какой бы то ни было порядок. Так, 1 июня террорист-смертник взорвал себя в мечети города Кандагара, убив около 20 человек и ранив еще 42, причем в числе убитых оказался начальник полиции Кабула, который, видимо, и был главной целью «шахида». Также афганцы усилили атаки на американских солдат – в течение последнего месяца в Афганистане погибли около 10 военнослужащих США.

Взрывы и заложники

Примерно так в двух словах можно охарактеризовать основные моменты оперативной обстановки, имевшей место в Ираке за последний месяц. И если взрывы в этой стране гремят более-менее регулярно и удивить ими никого нельзя, то с заложниками сложилась двоякая ситуация – их за это время как захватывали, так и освобождали из плена. Наиболее нашумевшим успехом такого рода стало освобождение французской журналистки из газеты «Либерасьон» Флоранс Обенас и ее переводчика из числа местных жителей Хусейна Хануна, которые находились в плену повстанцев более пяти месяцев.

Что же касается взрывов, то в Ираке с ними был и остается полный «порядок» — например, только 30 мая атаки террористов-смертников в Тикрите и у военной базы Санджар унесли жизни 11 человек и ранили еще 70. 7 июня взрывы в Багдаде и окрестностях унесли жизни 17 человек, 10 июня 11 человек были убиты и 27 ранены при взрыве «шахида» на автомобиле в северо-западном районе Багдада, у шиитского ресторана, а днем позже еще 4 человека были ранены при взрыве у посольства Словакии.

«И так – каждый день…»

Оцените эту статью
1824 просмотра
нет комментариев
Рейтинг: 0

Читайте также:

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание