31 октября 2020 22:25 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

ОПРОС

МОЖНО ЛИ БЫЛО СОХРАНИТЬ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ?

АРХИВ НОМЕРОВ

Заграница

Автор: Владимир Мейлицев
КТО БОИТСЯ ДЕННИСА ТИТО?

1 Апреля 2005
КТО БОИТСЯ ДЕННИСА ТИТО?

Исполнилось 4 года событию, начавшего отсчет времени существования нового — и весьма многообещающего — направления туристического бизнеса. В конце апреля 2001 года на околоземную орбиту в качестве гостя российского сегмента Международной космической станции был доставлен первый в истории Земли космический турист — американский бизнесмен Деннис Тито.

ОТДЫХ НА ОРБИТЕ

Полет Тито дал стимул развитию самого широкого спектра проектов, нацеленных на «организацию досуга» заинтересованных и кредитоспособных частных лиц в различных зонах ближайшего и не очень близкого космического пространства — от простых полетов «за невесомостью» на транспортниках Ил-76 до строительства отелей на Луне. Наиболее серьезным практическим достижением на этом пути стал недавний суборбитальный полет аппарата «Space Ship One», построенного выдающимся современным авиаконструктором Бертом Рутаном, принесший автору 10-миллионный выигрыш в конкурсе «Х-приз». Уже учрежден приз в $50 млн. за вывод на устойчивую околоземную орбиту аппарата, построенного частными лицами, без государственной поддержки.

Вероятно, мы действительно станем свидетелями массового наступления «самодельщиков» на просторы космоса — как это было уже в 1920-х годах в авиации. Да и в государственных программах основных космических держав тема туризма звучит всё чаще. Гиганты аэрокосмической индустрии стали упоминать ее в ряду аргументов в пользу того или иного проекта из области пилотируемой космонавтики.

Сейчас всё это не только модно, но и вполне респектабельно. Но на рубеже 1990-х — 2000-х годов космический туризм многим поначалу представлялся предприятием сомнительным, а то и недостойным такой благородной сферы деятельности человечества, как освоение космического пространства. Хотя, если разобраться, имело место вполне естественное развитие событий. Если брать, так сказать, схему процесса, то мы увидим картину, которая раз за разом проявляется в истории технической цивилизации, а говоря шире — в человеческой истории вообще. Это можно изобразить как сходящиеся линии: с одной стороны, линия формирования и осознания некоей новой потребности, с другой — появление нового ресурса, способного эту потребность удовлетворить.

С одной стороны, пара последних десятилетий характерна невиданным расцветом разных экстремальных занятий, многие из которых действительно не менее опасны, чем космический полет —люди восполняют дефицит острых ощущений. С другой стороны, сама рутинность пребывания человека на орбите отучила обывателя воспринимать полет в космос как исключительный акт сверхчеловеческого героизма. То есть эволюция научно-технической деятельности привела к сдвигу в области общественного сознания — новая, поначалу кажущаяся необычной потребность стала психологически приемлемой.

Есть и симметричное встречное движение. В наше время на реализацию крупных космических проектов, технически осуществимых и весьма интересных, стало не хватать денег у самых богатых государств и даже у их объединений. Зато в мире есть миллионы миллионеров! И некоторые из них, оказывается, готовы в благодарность за услуги космической отрасли инвестировать в нее очень приличные деньги.

Но вернемся к Деннису Тито. Вот короткая справка о нем.

Деннис Тито родился в Нью-Йорке, является гражданином США. Закончил аэрокосмический университет, с 1963 года работал в НАСА, в лаборатории реактивных двигателей, занимался беспилотными аппаратами, в том числе — для полетов к Венере и Марсу. Потом организовал свою компанию, Wilsher Associates Incorporated, которая занимается, помимо прочего, внедрением космических технологий. Компания популярна, сотрудничество с ней приносит немалый экономический эффект. Личные активы Тито оцениваются в $200 млн. В год полета Деннису исполнилось 60 лет. Он разведен, имеет двух сыновей и дочь. На время полета застраховал жизнь на $1,1 млн.

Сначала Тито договаривался с российским космическим менеджментом о полете на орбитальную станцию «Мир». Однако переговоры еще не успели завершиться чем-то определенным, когда дальнейшая эксплуатация российской станции была признана бесперспективной. «Мир» прекратил свое существование, а основные усилия Росавиакосмоса были сосредоточены на сотрудничестве с передовыми державами по проекту МКС.

В начале 2001 года с Деннисом Тито был заключен официальный контракт стоимостью $20 млн. Тренировки кандидата в Звездном начались еще раньше, за 8 месяцев до назначенной даты полета. Все шло успешно. Тито хвалился, что может надеть скафандр за 25 секунд, положенные зачеты сдавались, медицина констатировала хорошее состояние здоровья...

А месяца за два до намеченного старта неожиданно возникла весьма острая коллизия, противостояние двух великих космических держав в борьбе за мирный космос. Оказалось, что наши американские партнеры очень даже не хотят, чтобы энтузиаст Деннис прилетал к ним в гости.

ПАЛКИ В КОЛЕСА

Пошла в ход многообразная аргументация против полета Тито. Американцы вообще-то за космический туризм, но конкретный мистер Деннис Тито как раз сейчас не доподготовлен, ему необходимо еще недель 6-8 потренироваться в Хьюстоне, в Центре имени Джонсона (при этом общий стаж тренировок туриста составил 900 часов, он сдал все экзамены, и никаких поблажек ему не делалось). Далее, гость будет мешать команде заниматься плановой работой, отвлекать всех на обеспечение его безопасности, и вообще это колоссальный стресс для экипажа (для Тито была составлена индивидуальная инструкция, он должен был делать фотографии и видеосъемки, вести дневник, а также участвовать в некоторых экспериментах на станции). И вообще, никак нельзя выпускать в полет человека, пусть даже безукоризненно подготовленного, пока не выработаны общие критерии отбора и допуска кандидатов, не установлены процедуры согласования между партнерами, не приняты соответствующие юридические документы и нормативные акты... Короче говоря, нам запретли распоряжаться ресурсами проекта, для которого мы так много сделали. Руководители НАСА сочли себя полновластными и едва ли не единственными хозяевами станции.

На самом деле для таких претензий нет оснований. Да, российский вклад в бюджет МКС сопоставим с долями Японии и Канады и в 5 раз меньше расходов США. Да, мы действительно отстаем от графика развития своего сегмента станции из-за финансовых трудностей. Но ведь без использования четвертьвекового российского опыта создания и эксплуатации орбитальных комплексов и длительного пребывания человека в космосе МКС просто не могла быть создана в течение ближайших 10 — 15 лет! Да и сейчас, если уж на то пошло, наше участие обеспечивает принципиально важные моменты существования станции. В нашем модуле «Заря» находятся спальные помещения экипажа. Наш корабль «Союз» постоянно пристыкован к станции в качестве спасательного средства на крайний случай. Кстати, «Союз» используется в этом качестве не потому, что он маленький и дешевый, а шаттл большой и дорогой. Просто гарантированный изготовителем и подтвержденный многолетней практикой срок безопасного пребывания «Союзов» в космическом пространстве составляет полгода, а шаттлов — 3 недели.

Но это — отдельная тема. А тогда, во время последних комплексных тренировок экипажа и экзаменов, российское космическое руководство отказалось подчиниться американскому давлению. С нашей стороны было заявлено, что мы не обязаны спрашивать разрешение у «совладельцев» по поводу состава обитателей российской части станции. Естественно, представители НАСА возразили: так не годится, состав команды надо согласовывать со всеми партнерами. А как? Оказалось, что общих принципов формирования экипажа, критериев отбора не существует. Вот и давайте их разработаем и согласуем, а потом уже поговорим о космическом туризме. Да и что это такое — космический туризм? Сначала надо заключить специальные соглашения о посещении станции туристами, утвердить необходимые правовые документы и инструкции... В апреле (меньше месяца до старта) в таком же духе высказались Япония, Канада, европейские страны.

Но глава Росавиакосмоса Юрий Коптев был неколебим. «Деннис Тито летит на российском корабле, на российский сегмент МКС, деньги по контракту уплачены; я не вижу причин для отказа» — сказал он в одном из своих интервью в те дни. Последовало возражение: он проходил подготовку только на российской учебной базе, надо бы ему еще потренироваться на американском оборудовании; и пусть пройдет медкомиссию в Центре имени Джонсона. Давайте перенесем полет на октябрь. Коптев ответил жёстко: «Вопросы безопасности обеспечиваются. Тито прошел полный цикл подготовки. Ему не создавался льготный режим. Он сдал все экзамены. У нас нет никаких вопросов и по психологической совместимости». И еще несколько усилил эффект, заявив, что все эти разговоры о причинах, по которым туристу нельзя сейчас лететь — безосновательны. Если не можем договориться сами, то придется переносить наши дебаты на межправительственный уровень.

Во второй декаде апреля наш переводчик при американских специалистах Сергей Пузанов говорил, что, похоже, оппоненты внутренне уже смирились. А что ж: наш корабль, наш сегмент, наш командир постоянного экипажа МКС. «Союз ТМ-32» должен стартовать, так как подошел срок замены спасательного корабля; не могут американцы не понимать, что Россия не станет запускать в космос пустое кресло.

Действительно, наши партнеры согласились допустить Тито на МКС — но пока, до выработки «общих принципов», только в порядке исключения. И чтоб в американский модуль без сопровождения не заходил.

А перед самым уже стартом, в ночь на 26 апреля, произошло событие, возродившее надежды борцов за право решающего голоса в проекте МКС. В американском лабораторном модуле «Destiny» отказали, один за другим, все три центральных компьютера. Станция потеряла связь с ЦУПом, перестала принимать с Земли команды ориентации. Первые попытки реанимировать компьютеры успеха не принесли, и окрепло общее мнение, что теперь-то русские вынуждены будут отложить полет туриста.

Однако ж не тут-то было. Как ни желательно воспользоваться случаем, но работать-то на станции надо! Связь переключили на шаттл «Эндевор», который в это время был состыкован с МКС, а команды ориентации стали принимать через российский модуль «Звезда». То есть локализовали нештатную ситуацию. И старт экипажа в составе Талгата Мусабаева, Юрия Батурина и Денниса Тито состоялся в установленное время.

К 29 апреля привели в норму и компьютеры. Оказалось — ошибка в программном обеспечении.

ПОЛЕТ

В течение всего недельного полета некоторые деятели заокеанской космонавтики не могли успокоиться. Тогдашний директор НАСА Д.Голдин в Конгрессе укорял туриста, что тот не представляет, сколько тысяч американцев и русских трудились над его безопасностью. И грозился выставить российской стороне счет на возмещение ущерба, который нанесен программе МКС полетом Тито, когда тот приземлится. Мол, вместо того, чтобы собирать станцию, проверять манипулятор, все превратились в сиделок. При оценке ущерба господин Голдин язвительно заметил, что сумма явно превысит почасовую оплату няньки, которая когда-то сидела с его детьми.

Специалисты ЦУПа высказались вежливо, но убедительно: по нашим данным, все плановые работы выполняются так, как будто на станции нет никого сверх штатного расписания. Пресс-секретарь главы Росавиакосмоса Сергей Горбунов заверил разволновавшегося главу НАСА, что Тито, если что сломает, то сам и выплатит компенсацию, так как он подписал соответствующее обязательство. И, видимо, по ассоциации, довольно едко обратил внимание на спорные утверждения американцев по поводу затрат на создание МКС: «Один и тот же болт можно сделать за рубль и за два доллара — и доказывать после, кто вложил больше средств».

Еще более веско высказался российский директор программы МКС, знаменитый космонавт, обживатель орбитальных станций Валерий Рюмин. Тито нанес НАСА только моральный ущерб — они не хотели его полета, а он все же полетел. Муссирование вопроса о материальном ущербе — только способ снизить эффект от первого турполета: досадно ведь — американский гражданин участвует в экспедиции с российской стороны. И вообще, не стоило бы столь откровенно подвергать сомнению наш 40-летний опыт подготовки людей к космическим полетам.

Для полноты картины стоит еще упомянуть о решительном проявлении профессиональной и человеческой солидарности со стороны товарищей Денниса по экипажу «Союза ТМ-32»: 30 марта, выражая протест против исключения из экипажа Денниса Тито, Талгат Мусабаев с Юрием Батуриным и их дублеры, проходившие подготовку в центре НАСА в Хьюстоне, штат Техас, не явились на плановую тренировку. Акция вполне уникальная —разве что в начале 60-х годов первая группа астронавтов устроила забастовку, требуя, чтобы в космическом корабле «Меркури» был устроен иллюминатор и поставлено ручное управление.

Сам Тито вел себя спокойно и достойно. Незадолго до старта, 25 апреля, он говорил, что уверен — его полет со временем будет оценен НАСА. Он, конечно, не собирается дальше быть космонавтом, но хочет помочь другим: «Это счастливое и драматическое стремление человека познать и открыть для себя и для людей новое — является самым благородным порывом, и он должен находить понимание у тех, от кого зависит осуществление этой мечты».

Командир 2-й основной экспедиции на МКС, принимавший туриста, Юрий Усачев, высказывая свое мнение о проблеме вообще и о Тито в частности, сказал, что Деннис Тито не мешал, а даже пытался помогать. Было забавно наблюдать, как он, заплативший $20 млн., сортирует пакетики с напитками для всех обитателей. И добавил, что экспедиции посещения, прибывающие на шаттлах, иногда выбивают постоянный экипаж из ритма больше, чем такие туристы, как этот калифорнийский бизнесмен.

Возвращение экспедиции посещения прошло штатно. Правда, после приземления Тито не смог самостоятельно выйти из спускаемого аппарата, но это можно понять: все-таки новичок, 60 лет от роду, и перегрузка при спуске достигает 4g... Послеполетный медосмотр показал, что состояние здоровья нормальное. Кто-то подсчитал, что каждая секунда этого путешествия стоила ему 30 долларов. Но Тито не жалеет о совершенном. В интервью утверждал, что он всем доволен, ему всё понравилось, хвалил станцию.

В общем, всё закончилось благополучно. Теперь необходимые договоренности выработаны, и в этом смысле инцидент сослужил объективно добрую службу, поставив и заставив решить вопросы, которые до этого как-то не попадали в поле зрения участников совместного проекта. Следующему туристу, гражданину ЮАР Марку Шаттлуорту, было уже значительно легче.

ПЕРСПЕКТИВЫ

После катастрофы «Колумбии» о круизах на МКС пришлось на время забыть. С тех пор, уже в течение 2,5 лет, все производственные и финансовые возможности России по строительству космических кораблей ориентированы на выпуск «Союзов» и «Прогрессов» для обеспечения хотя бы минимального трафика людей и грузов, необходимого для поддержания функционирования станции. И пока эта ситуация длится, полеты непрофессионалов на МКС вряд ли будут возможны.

Теперь решение вопрос дальнейших «турпоходов в космос» зависит в основном от возможностей хозяев станции обеспечить желающих транспортом, а не от юридических и организационных сложностей. Так что, когда стало ясно, что Космическое агентство США останется верным «союзническому долгу», и полеты шаттлов будут возобновлены, разговоры о последователях Тито и Шаттлуорта опять оживились. Из сообщений в прессе явствует, что желающих уже немало.

Оцените эту статью
1983 просмотра
1 комментарий
Рейтинг: 0

Написать комментарий:

Комментарии:

maxzumed: Frustration, unresponsive conniventes favourable officer.
Оставлен 2 Декабря 2019 06:12:09
Общественно-политическое издание