19 апреля 2024 05:53 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Политика

Автор: МИХАИЛ ГОЛОВАТОВ
ЛИТОВСКИЙ ПРИГОВОР

31 Марта 2019
ЛИТОВСКИЙ ПРИГОВОР
Фото: Михаил Головатов вручает берет и подарок молодому сотруднику в Управлении «А» ЦСН ФСБ России. 27 декабря 2009 года. Фото Николая Олейникова

ПРОИЗВОЛ ЛИТОВСКОЙ ФЕМИДЫ

В Вильнюсе оглашен приговор, который не завершает, а открывает новые вехи в деле, которое началось в январе 1991 года. Я хочу рассказать о мерах, предпринятых нами до всех этих событий.

«ВЫПОЛНИЛ СВОЙ ДОЛГ И ИСПОЛНИЛ ПРИКАЗ»

В связи с тем, что официальный Вильнюс перенес оглашение приговора с 14 февраля на 27 марта, мы попытались наладить контакт с литовской стороной. И провели ряд мероприятий в защиту полковника запаса Юрия Меля, задержанного литовскими властями в марте 2014 года. Он по-прежнему остается в застенках правоохранительной системы этой младоевропейской страны. Российский офицер, в девяностые годы с честью защищавший мир и безопасность в постсоветском Таджикистане, обвинен в «преступлении против человечности» во время событий января 1991 года в Литве.

Мы осуществили два выездных совещания с привлечением общественности в Калининграде (сам Ю. Н. Мель из Калининграда) — это были два-три выступления по телеканалам в городе, совещания в университете Канта, где присутствовали и студенты, и общественность, и курсанты морских училищ.

Областная Дума тоже подключилась, и был открыт интернет-канал в поддержку Ю. Меля, по которому пришло около полутора тысяч обращений в поддержку Юрия Николаевича. И это были не только калининградцы, но и жители центральной России.

«Он никого не убил, не покалечил, выполнил свой долг и исполнил приказ, — прокомментировал акцию в поддержку Меля один из ее организаторов, ветеран спецназа ВМФ, депутат Калининградской областной Думы Андрей Колесник. — Нашего товарища пытаются осудить по законам страны, которой тогда не существовало, по статьям Уголовного кодекса, который был принят много позже января 1991 года (через двадцать лет). Если посмотреть материалы уголовного дела, то все, что можно инкриминировать Мелю, — это сломанный забор.

Все эти пять лет за Юрия боремся мы — его товарищи, юристы, руководство нашей страны, однако все призывы к здравому смыслу Вильнюс откровенно игнорирует. «Гуманным» литовским властям нет никакого дела до того, что Мель страдает сахарным диабетом. И 27 марта начнется оглашение приговора в отношении настоящего российского офицера, просто выполнявшего свой долг».

25 марта мы провели пикет у посольства Литвы. Были, конечно, трудности с получением разрешения. Власти согласовали только «гайд-парк» в Сокольниках, но пикет против действий Литвы проводить в Сокольниках… как-то неправильно. Мероприятие по защите наших граждан за рубежом уравняли с каким-нибудь фестивалем и отфутболили.

В итоге был проведен одиночный пикет, который не требует согласования. Это мероприятие надо было проводить не для давления, а чтобы привлечь внимание к неправомерности этого судилища.

Акцию у литовского посольства проводил Владимир Деревнин, руководитель Экспертно-аналитического совета Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа».

«Одиночный пикет проводится в поддержку гражданина России Юрия Меля, который был арестован в марте 2014 года и с тех пор содержится в одиночной камере тюрьмы, построенной в 1896 году, — сообщил в тот день прессе Владимир Деревнин. — В Вильнюсе готовятся огласить приговор по итогам судебного разбирательства. Мелю вменяют в вину преступление против человечности, а также пять воинских преступлений, по первой части обвинения ему грозит лишение свободы вплоть до пожизненного, по воинским преступлениям — до двадцати лет.

13 января 1991 года Юрий Мель командовал танковым взводом, участвовавшим в событиях вокруг вильнюсского телецентра. 5 лет назад его арестовали при пересечении границы, абсолютно легальном. Юрий жил в Калининграде, после увольнения из Вооруженных сил России занимался бизнесом, в Литве до этого бывал неоднократно. Наша задача — привлечь внимание российской и иностранной общественности. Кроме того, мы даем понять, что продолжаем поддерживать Юрия. По законам Литовской Республики, наши адвокаты не имеют права участвовать в судебных заседаниях, но мы будем использовать материалы 709 томов уголовного дела и готовить апелляцию в вышестоящие инстанции».

Я думаю, те мероприятия, которые мы проводили в Москве и в Калининграде, были необходимы, плюс прошла презентация книги Галины Сапожниковой «Кто предал Советский Союз». Все это, надеемся, повлияло на литовскую Фемиду.

ОТ ПОЖИЗНЕННОГО — К ДЕСЯТИЛЕТНЕМУ?

Теперь по результатам литовского «правосудия». Первоначально в списках было 81 лицо, но на сегодняшний день 64, а остальные ушли из жизни. И двоих судят очно — итого 66. Большинство, кого судят заочно, имеют адвокатов «по назначению», многие из которых даже не общаются со своими подзащитными! Да, Литва выполняет требования ЕС: у подсудимого должен быть адвокат, вот они и дают своего адвоката. Ни российских, ни международных они не допускают, потому что это связано с военными преступлениями. А военные преступления-то — надуманные!

Нас судят за события 1991 года по уголовному кодексу, который был принят в 2006 году. То есть фактически литовский закон имеет обратную силу. Надо апеллировать, а апелляцию подкреплять документами, которые должны подготовить экспертные сообщества (России или международные). Нужно дать правовую и историческую оценку событий. Если этого не произойдет, то судебное решение вступит в законную силу.

Кстати, есть такое хорошее понятие, как Римский статут: можно вносить изменения в уголовный кодекс, но эти изменения не должны отягчать наказание для подсудимого.

По ходу судебного процесса прокуратура Литвы просила для шестерых человек пожизненное заключение. Оно предлагалось для министра обороны СССР маршала Дмитрия Язова, командующего дивизией генерала Владимира Усхопчика, командира направленных в Вильнюс группы сотрудников «Альфы» Михаила Головатова, заместителя министра внутренних дел СССР Николая Демидова, начальника Управления внутренних войск МВД СССР по Северо-Западу и Прибалтике генерал-полковника Василия Савина. А также для одного из командиров вильнюсских десантников Василия Кустрио, которого обвиняют в том, что он выстрелил в добровольца вооруженных сил Литвы Витаутаса Лукшиса и нанес ему тяжкое ранение.

То есть всем тем, кто выполнял приказ — вероятнее всего, Президента СССР и Главнокомандующего, Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва. Кто еще в Советском Союзе мог передвигать войска и сотрудников КГБ в столице Литовской ССР?..

…Ситуация изменилась в лучшую сторону? Судите сами. На сегодняшний день к двенадцати годам приговорены М. Головатов, Н. Демидов, В. Кустрио; к десяти — А. Науджунас и В. Швед. Большая часть офицеров псковской и конвойной дивизии — к шести-девяти годам. У ветерана Группы «А» полковника Евгения Чудеснова приговор десять лет. Единственный, кто получил четырнадцать лет — бывший командир Вильнюсской дивизии Владимир Усхопчик.

В литовском суде зачитывали те статьи, которые применимы пофамильно к кому-то. Но основной вопрос — это тот, когда судили очно: подполковника Геннадия Иванова и Юрия Меля.

Для Меля прокуратура требовала четырнадцать лет — скостили наполовину, до семи. Иванову (не был под стражей, он под домашним арестом) назначили четыре года. При этом Мель уже пять лет под стражей! И срок, проведенный в СИЗО, учитывается без повышающего коэффициента, как у нас, то есть нет принципа «день за полтора».

ОБСТРУКЦИЯ

Политического диалога и понимания с литовскими властями как не было, так и нет. Какие бы меры ни предпринимала российская сторона (адвокатура и прокуратура) — навстречу ей не шли. По различным косвенным признакам было понятно, что в политическом плане с ними сотрудничать без толку.

Предпринимались различные меры — освободить под залог, выпустить под поручительство, принимались даже меры с привлечением римского Понтифика (были обращения через нунция к литовскому руководству — но президент Литвы Д. Грибаускайте отказала!).

Людей судят заочно, за те события, которых не было, и судят по тем законам, которые применены неправомерно. Ну и последняя капля — это недопущение посла и работников консульской службы, а также представителей российских СМИ в зал суда.

На входе в здание суда примерно десяти сотрудникам российских СМИ, в числе которых Первый канал, RT, РИА Новости, «Известия» и «Пятый канал», предложили заполнить анкету, указать имя и фамилию, паспортные данные и какими электронными устройствами они планируют пользоваться в суде.

Сотрудники СМИ заполнили анкеты, однако в доступе в здание им все равно было отказано без объяснения причины. При этом на сайте суда указывается, что журналистам требуется аккредитация для работы по освещению заседания суда только в том случае, если они собираются вести фото- и видеосъемку!

Надуманное недопущение посла и пяти наших каналов якобы связано с тем, что «нет свободных мест в зале». К тому же надо было «обеспечить безопасность судебного процесса»! Странное дело — и все оборудование у них есть, и предупредительные меры были выполнены, даже чересчур. Какие могли быть беспорядки и провокации?! Очевидно, это не та ситуация, когда надо буквально отбиваться от журналистов.

Помимо официальных лиц туда приезжали те, кто хотел поучаствовать и послушать вынесение приговора, например, представитель общественной организации «Боевое братство» — их тоже не допустили. А допустили только адвокатов по назначению и тех адвокатов, которые участвовали в деле.

Вывод: представителей России не пустили исключительно по политическим причинам. ЕС фактически поддержал подобное: «Государства-члены ЕС, в данном случае Литва, ответственны за свои собственные процедуры аккредитации, правила аккредитационных процедур для прессы в самих учреждениях ЕС ясны и известны».

ОТОЗВАТЬ ПОСЛА!

Поведение литовских властей в виде недопуска должностных лиц России — по сути и по форме самое настоящее хамство. Это намеренное решение, которое имеет политический оттенок. А значит, мы также должны отвечать политическими методами.

Почему бы нам, России, не выйти с предложением, чтобы МИД понизил уровень посольства до временного поверенного? Отзыв посла — хорошая реакция на отсутствие тех политических дискуссий, которые должны быть в этой ситуации. Если это все заявит МИД в связи с отсутствием продвижения по освобождению Юрия Меля — это будет логично. Может, в Европе кто-то не знает, а когда понизят уровень посольства, об этом заговорят все. И спросят: «В связи с чем?» — «Потому что человек находится более пять лет под стражей за надуманные преступления».

Студенты в Калининграде задали правильный вопрос: «Почему в этой ситуации не предусматривается тех санкций, вроде тех, которые вводят ЕС и США? Почему мы не можем эти санкции применить в отношении прибалтийских республик, и прежде всего Литвы?»

Существует транзит, который осуществляется через Литву — железнодорожный и автомобильный. Товары идут из России на экспорт через прибалтийские порты — так нужно переориентировать эти потоки, минуя прибалтийские страны! Например, через Санкт-Петербург, Выборг, Лугу и Белоруссию.

Эти мероприятия должно организовать правительство, у них имеется вся информация по договорным отношениям. Приведу пример. Весь экспорт минеральных удобрений осуществляется через Клайпеду и Каунас. Это и Уралкалий, и Уралхим — большие потоки! С введением в строй терминала сжиженного газа в Калининграде прекратился поток газа через литовские порты, но есть множество других вещей. Вот тут-то и пригодилось бы своевременное решение правительства!..

«СПИСОК МЕЛЯ»

По вопросу о привлечении к уголовной ответственности сотрудников прокуратуры и тех, кто принимал участие в следственных действиях, СКР возбудил уголовные дела по статье 299-й, т. е. незаконное привлечение заведомо невиновных к уголовной ответственности российских граждан — и это дело идет своим чередом.

Уголовное дело было возбуждено сразу по завершении Чемпионата Мира по футболу. На сегодняшний день уже определены литовские должностные лица, которые причастны к этому делу.

Но я бы расширил этот список. Включил в него не только тех, кто принимал участие в судебных процессах, но и тех, кто с 1991 года занимался фальсификацией исторических событий в Литве. Это должностные и государственные деятели Литвы. Такие, как бывший глава Департамента защиты края (аналог Министерства обороны) А. Буткявичус, глава Верховного Совета и «Саюдиса» В. Ландсбергис. Это президенты с 1992-го по 2019 год и те лица, которые причастны к похищению в 1996 году руководителей литовской коммунистической партии — первого секретаря М. Бурокавючиса и заведующего отделом ЦК КПЛ Ю. Ермалавичюса. К этим похищениям причастен бывший прокурор Литовской Республики….

Хорошо бы этот список расширить и сделать аналогом «Списка Магницкого» — под названием «Список Меля».

КТО ЗАЩИТИТ ЮРИЯ МЕЛЯ?

В то время как российских граждан используют для решения своих политических задач, МИД фактически самоустраняется от их защиты — то есть от того, чем конкретно должен заниматься.

МИД, а именно, его представитель в Калининградской области Мамонтов чуть ли не ногами топал: «Вы нарушаете тут этику, вы создаете те условия, которые неприемлемы на сегодняшний момент в отношениях с Литвой. А мы эти отношения стараемся наладить!»

По этому поводу были прения в Госдуме и Совете Федерации, но все ушло в песок. На сегодняшний день проводились круглые столы, но на них был такой раздрай!

Некоторые эксперты и вовсе не были в Вильнюсе, но стараются преподнести все так «максимально аккуратно», чтобы не вступать в противоречия между нами и ЕС. Вероятно, эти люди рассчитывают, что к ним придут инвестиции — да этих же инвестиций ждут и прибалтийские республики! Надо надеяться на свои силы и на то, что мы на сегодняшний день имеем — импортозамещение.

К сожалению, армейская власть никак не прореагировала на то, что ее бывших военнослужащих треплют в этом Вильнюсе.

Общественная палата РФ трижды проводила слушания, создала рабочую группу, подготовила ряд документов, которые проанализировали эту ситуацию и выдали рекомендации, но это все недостаточно для решения важного вопроса о защите российских граждан государством!

Сейчас вся эта работа по защите Юрия Меля ведется только общественными силами, а вот государство никаких решений, к сожалению, не приняло. Пора делать практические выводы. Ситуация не просто назрела, но уже перезрела.

Автор — командир Группы «А» в 1991-1992 годы

 

Площадки газеты "Спецназ России" и журнала "Разведчик" в социальных сетях:

Вконтакте: https://vk.com/specnazalpha

Фейсбук: https://www.facebook.com/AlphaSpecnaz/

Твиттер: https://twitter.com/alphaspecnaz

Инстаграм: https://www.instagram.com/specnazrossii/

Одноклассники: https://ok.ru/group/55431337410586

Телеграм: https://t.me/specnazAlpha

Свыше 150 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

Оцените эту статью
8893 просмотра
1 комментарий
Рейтинг: 5

Написать комментарий:

Комментарии:

А. Бобылев: Следует, наконец, признать, что не в Литве, а в самой Москве родились те проблемы, из-за которых в результате судебных издевательств литовской "фемиды" пострадали уже десятки людей (в т.ч. и граждан России). В ближайшее время Россия уже как государство предстанет перед новыми проблемами, сулящими ей нешуточными моральными и материальными издержками. И расхлебывать эти беды предстоит , как водится, народу России, а не тем ее политиканам, которые прикрывали и продолжают прикрывать разбушевавшихся от безнаказанности национал-сепаратистов. Поэтому если уж говорить о "Списке Меля", то в него следует включить и тех российских должностных лиц, благодаря действиям и бездействию которых стали возможными такие безобразия.
Оставлен 8 Апреля 2019 19:04:34
Общественно-политическое издание