29 марта 2024 18:34 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

АРХИВ НОМЕРОВ

Аналитика

Автор: АЛЕКСЕЙ ФИЛАТОВ
НЕ КИНОШНАЯ ВОЙНА

24 Декабря 2014
НЕ КИНОШНАЯ ВОЙНА
Фото: Памятник «афганцам» и воинам, погибшим на Северном Кавказе. Город Солнечногорск Московской области

В ЧЁМ НАША БОЛЬ И НАША СЛАВА

Тридцать пять лет назад в сознание советского народа прочно вошло понятие «Афганистан». И не только как название соседней экзотической страны, но как сильный эмоционально-психологический фактор, до сих пор оказывающий воздействие на судьбы целого поколения «афганцев». На судьбы страны.

ФИНАЛЬНАЯ ТОЧКА ПЛЮСНИНА

Трагическое развитие ситуации в Афганистане явилось следствием многих факторов как внутреннего, так и внешнего характера. Они фатально переплелись между собой, захлестнув страну мертвой петлей. Несмотря на то, что война началась с ввода на территорию ДРА Ограниченного контингента Советских войск, основные события развивались в Кабуле в конце декабря 1979 года, когда на острие драматических событий оказался спецназ.

В рамках масштабной операции «Байкал-79», имевшей целью захват стратегических объектов в Кабуле, скрывалась еще одна акция, не менее значимая: штурм Тадж-Бека. Ее кодовое наименование — «Шторм-333». Без нее все остальные действия не имели бы практического смысла.

…Со школьной скамьи мы знаем эти овеянные славой имена, кроме первого — замполита 1-го батальона 756-го стрелкового полка лейтенанта Алексея Береста. Вместо кровной Золотой Звезды Героя Советского Союза его наградили орденом Красного Знамени.

Проживая в Ростовской области, Берест в апреле 1953 года, как директор отделения кинофикации, был осужден на десять лет заключения. Обвинение — липа. После Пермского лагеря, где он валил лес, Берест работал грузчиком, завальщиком, пескоструйщиком в сталелитейном цехе на заводе «Ростсельмаш».

Погиб Алексей Прокопьевич в 1970 году — на разъезде «Сельмаш» кинулся под колеса мчавшегося скорого поезда и оттолкнул с путей девочку, приняв на себя страшный удар. Ему было всего сорок девять лет.

В мае 2005 года Алексею Бересту было присвоено звание Героя Украины…

Точно также не был отмечен высшей наградой Родины сотрудник Группы «А» Александр Плюснин, который первым пробился на второй этаж охваченного огнем Тадж-Бека и поставил финальную точку в биографии диктатора.

Как и Берест, Плюснин вместо Героя получил орден Красного Знамени. Как и Берест — могучий, ершистый и неуступчивый, — он не кланялся перед начальством, не был «послушным героем». И долгое время находился в забвении. К счастью, слава пришла к нему при жизни.

«ЧЕМ ТЫ, ВЕЛИКАЯ ДЕРЖАВА…»

Всем, кто пытается по какой-либо причине принизить подвиг нашего героического спецназа, я не устаю повторять: если бы Амин смог благополучно покинуть Тадж-Бек и организовать вооруженное сопротивление (армейских сил для этого было предостаточно), то геополитические и военно-стратегические последствия оказались бы катастрофичны. Неужели это так трудно понять?!

Впрочем, для людей, испытывающих патологическую ненависть к своему Отечеству, такой вариант был бы явно предпочтительнее. Чем хуже — тем лучше. Для них Российская Федерация есть всего лишь «обнажившееся ядро империи», которое, подобно Советскому Союзу, нужно подвергнуть дальнейшему разъединению.

Отчаянный успех участников кабульского «Шторма» 1979-го, ратная доблесть спецназа и скромных пахарей войны, армейских медиков и гражданского персонала, мужество восставших пленных в Бадаберской крепости, — все это было предано и продано прорабами «перестройки». Нам, военным, всегда горько осознавать, что твои усилия, кровь и пот, оказались принесены в жертву неким «высшим интересам». Сколько ребят, вернувшихся с войны, услышали от цинично-равнодушных столоначальников: «Я вас туда не посылал!»

А кто тогда?!

Когда говорят про Афганистан, я вспоминаю слова из потрясающей песни «Прощайте, горы!» Стихи к ней сочинил сотрудник госбезопасности, старший офицер спецназовской группы «Каскад-4» Игорь Морозов. В ней, по сути, в предельно сжатом виде отражена вся суть и боль афганской кампании.

Я — вчерашний тогда выпускник Орловского Высшего военного командного училища связи имени М. И. Калинина и молодой сотрудник 15-го Главного управления КГБ, хорошо помню свое впечатление от этой песни: мороз по коже. И гордость, и горечь.

С покоренных однажды небесных вершин

По ступеням обугленным на землю сходим,

Под прицельные залпы наветов и лжи

Мы уходим, уходим, уходим.

Прощайте, горы, вам видней,

Кем были мы в краю далеком,

Пускай не судит однобоко

Нас кабинетный грамотей.

До свиданья, Афган, этот призрачный мир,

Не пристало добром поминать тебя вроде,

Но о чем-то грустит боевой командир:

Мы уходим, уходим, уходим, уходим.

Прощайте, горы, вам видней,

В чем наша боль и наша слава,

Чем ты, Великая Держава,

Искупишь слезы матерей?

Под давлением Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота эстрадные исполнители песни без ведома автора заменили крамольные слова «Чем ты, Великая Держава…» на «Чем ты, земля Афганистана…» Тем самым диаметрально был изменен смысл фразы. На дворе шел 1989 год.

В полном виде текст песни опубликовал журнал «Советская женщина». Ну, а в армейском «Советском воине» стихотворение вообще изуродовали. У Морозова было так: «Врага какого не добили, каких оставили друзей…», а вместе этого кабинетные грамотеи в погонах написали так: «какие счеты с кем сводили».

СОЛДАТЫ «БОЛЬШОЙ ИГРЫ»

К сожалению, мы оказался не подготовлены к войне в этом «призрачном мире» — в совершенно ином измерении, чем это было в Союзе, и другом состоянии души. Напомню, что в Афганистан входила полевая армия, предназначенная для активных действий на Западном театре, но никак не в горах и песках. Танковые орудия не могли стрелять по целям, находящимся выше определенного угла, а броневые колонны, втянувшись в горные ущелья, после двух ударов «моджахедов» по головной и замыкающей машинам оказывались в огненном мешке.

Знаю, что отцам-командирам спецназа госбезопасности даже приходилось с трудом добывать кеды для своих бойцов, обутых в кирзовые сапоги. Попробуйте побегать в них по горам! Что же говорить о простых солдатах и офицерах нашей 40-й армии, отправленных выполнять «интернациональный долг» в обычной экипировке САВО.

И таких примеров — множество!

Все перечисленные факторы в итоге привели к неоправданно высоким человеческим и материальным потерям, сломанным жизням и судьбам.

…В конце мая 2000 года газета «Коммерсант» поделилась сенсацией: «По информации Ъ, лидер афганского Северного альянса Ахмад-шах Масуд готовит операцию против баз исламских боевиков, находящихся на контролируемой талибами территории Афганистана. Предположительное время ее начала — 8-10 июня. В операции, по всей видимости, примет участие российская боевая и транспортная авиация, а также спецподразделения ГРУ и ФСБ, в том числе легендарная группа «Альфа»».

Конечно, никакие действующие сотрудники спецподразделения не отправились «за речку», но через год на лестничном пролете Тадж-Бека появилась такая размашистая надпись:

«Мы вернулись

Москва — Кабул

«Альфа»

1979-2001».

Память и слава вам, участники взятия Кабула! И всем, кто выжил, и кого привезли домой в цинковых гробах. Вы — гордость нашей страны и укор политикам, привыкшим использовать людей в погонах в качестве разменных фигур на шахматной доске Большой игры.

ЧЕРЕДА МОЛОДЫХ ВЕТЕРАНОВ

Есть такое мнение, что о ветеранах вспоминают только под юбилеи, когда нужно отчитаться, показать свою работу и заодно освоить отпущенные средства. Наверное, кто-то поступает именно так. Бог им судья! Кто хочет знать свою родную историю, тот ее отлично знает. Кто не хочет, тот рано или поздно вынужден будет штудировать историю чужой страны. Иного просто не дано.

С каждым годом участников Великой Отечественной войны становится все меньше. Пройдет время, и 70-летие Великой Победы мы будем праздновать, к величайшему сожалению, с иным личным составом. Годы неумолимо берут свое…

Однако на смену одним ветеранам придут другие. Они есть, они среди нас. И если не брать в расчет относительно небольшое число участников боевых действий в Корее, Египте, Вьетнаме, Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Кампучии, Лаосе, Никарагуа и некоторых других горячих точках, то окажется, что нынешняя Россия богата еще двумя поколениями фронтовиков.

Чего греха таить, 1970-е годы сильно расслабили советское общество. Молодое поколение, не все, но его часть, исподволь, а потом и открыто стало относиться к фронтовикам без должного уважения, а в отдельных случаях — откровенно по-скотски.

Пламя Афгана внесло существенные коррективы. Во всяком случае, для тех, кто прошел пыльными дорогами и перевалами этой горной страны. Именно там — в Герате и Кандагаре, Гардезе и Джелалабаде, Хосте и Панджшере — молодые солдаты и офицеры сполна ощутили на себе, каково же пришлось нашим дедам. Но первыми на себе это прочувствовали сотрудники «Альфы» и бойцы «Зенита», овладевшие дворцом Амина.

Как это ни жестоко звучит, но научиться воевать можно только на войне. Мы же привыкли видеть ее в кино. «По-киношному» она и воспринималась. А тут, в Афгане, нужно было прочувствовать все самому — до кровавого пота, до трассеров над головой, до пуль и осколков в своем и чужом теле. И увидеть своего дружка-товарища, превращенного «борцами за веру» в безобразный кровавый обрубок.

А дальше была Ичкерия…

После нее в России появились молодые и моложавые ветераны первой и второй «чеченской» кампаний (и среди них — мы, ветераны Группы «А» призыва 1980-х и 1990-х годов). Им пришлось, в отличие от предшественников, много труднее. Ведь они вели боевые действия на своей территории, где понятие «тыл» — вещь довольно условная, относительная. И там, в горах и на равнине Чечни, наши ребята вновь познавали бессмертный подвиг своих дедов. Такое не забывается!

Вместе со своими старшими товарищами воины призыва 2000-х годов ведут свой бой, теперь уже с международным и региональным терроризмом, организованной преступностью и бандитизмом на Северном Кавказе. Как и раньше, на острие этой схватки находится спецназ.

Пройдет время, уйдут в вечность ветераны Великой Отечественной, но историческая связь поколений с их вынужденной «демобилизацией» не будет разорвана. А это — факт, который, кто бы и что бы ни говорил, уже невозможно опровергнуть. Иначе нам, прошедшим Афган и Северный Кавказ, придется предать самих себя. 

 

 

ФИЛАТОВ Алексей Алексеевич, родился в Москве.

Вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа». Глава Экономического совета ветеранского сообщества Группы «А» КГБ-ФСБ.

Окончил Орловское военное командное училище связи имени М. И. Калинина, Российскую государственную Академию физической культуры и спорта, адъюнктуру Академии ФСБ.

Шеф-редактор газеты «Спецназ России». Главный редактор сайта Alphagroup.ru. Президент группы компаний «Альфа-Право-Консалтинг».

Кандидат психологических наук.

 

Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ»

Ежедневно обновляемая группа в социальной сети «ВКонтакте».

Свыше 41 000 подписчиков. Присоединяйтесь к нам, друзья!

 http://vk.com/specnazalpha

 

Оцените эту статью
12304 просмотра
нет комментариев
Рейтинг: 4.6

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание