16 сентября 2019 15:39 О газете Об Альфе
Общественно-политическое издание

Подписка на онлайн-ЖУРНАЛ

ОПРОС

ВЫ ГОТОВЫ ПОЛУЧИТЬ ЭЛЕКТРОННЫЙ ПАСПОРТ?

АРХИВ НОМЕРОВ

Аналитика

Автор: Юрий Жучков
ИГРА БЕСПОЩАДНА К НОВИЧКАМ

5 Июня 2012
ИГРА БЕСПОЩАДНА К НОВИЧКАМ
Фото: Операторы, словно в компьютерной игре, управляют разведывательными дронами или ударными беспилотными «убийцами»

Войны грядущего – жестокая компьютерная игра.
Окончание. Начало в №3, март 2012 г.
Стратегически управление армией в двадцать-сто беспилотников мало чем отличается от РТС-игрушки по завоеванию игровой «вселенной» с помощью такой же виртуальной армии, тех же самых аппаратов. Технически, а пока что и тактически — отличается, стратегически — точно нет.

Искусственный интеллект

В современном флоте, особенно авианосном, прослеживаются похожие тенденции — что, впрочем, вполне логично. Многие действия (например, зарядка оружия автоматами заряжания) механизмы выполняют лучше, надежнее и точнее человека. Это стало очевидным уже более ста лет назад. В веке же ХХI наступает эпоха передачи действий корабельных автоматов различного назначения под контроль искусственного интеллекта.

Было бы преувеличением утверждать, что искусственный интеллект умнее человека, но он явно обладает некоторыми свойствами, делающими его более предпочтительным, — по аналогии столетней давности с автоматами заряжания.

Исключить полностью присутствие человека среди роботизированных комплексов в обозримом будущем вряд ли удастся. Тем не менее, даже сейчас, при нынешнем уровне автоматизации боя и сопутствующих ему процессов, многое говорит за полную или частичную передачу управления искусственному интеллекту. Что на своем уровне уже решено в компьютерных играх.

Следовательно, недалеко то время, когда весь процесс управления ведением боя вооруженными силами из роботов и людей, оснащенных сверхсовременными, роботизированными оружейными комплексами, будет напоминать смесь разножанровых компьютерных игр. Только такая игра станет не развлекательным или историческим, виртуальным экскурсом, а суровой битвой, без красивой графики, саунд-трека и спецэффектов, но с вполне реальными, кровавыми жертвами.

Различные исследователи из многих стран мира озабочены созданием искусственного интеллекта, способного решать сложные боевые и управленческие задачи. Как уже говорилось, наиболее плотно подобными разработками заняты девелоперы, субсидируемые военным ведомством США.

Таким образом, американский ВПК грозит превратить войны грядущего в большую, жестокую компьютерную игру, где каждый юнит — это механизированная боевая единица, а игровая локация — карта вполне реальной местности в каком-либо уголке мира.

Это не значит, что близко то время, когда войны могут банально свестись к игре на компьютере. Однако приемы, аналогичные применяемым в компьютерных играх, могут серьезно изменить военные действия уже недалекого будущего.

Любопытно — специалист какой из сфер современной деятельности смог бы без дополнительной подготовки эффективно управлять кибер-солдатом, а то и целой армией таких солдат?

Осмелимся предположить, что солдатом лучше всего управлял бы геймер, предпочитающий шутеры, симуляторы и РПГ, а армией — вдумчивый поклонник РТС.

Кое-какие «шевеления»

После столь пространных рассуждений о жестоких перспективах недалекого будущего, очередных злобных «кознях» американской военщины и успехах в роботизации войны «отдельных других» государств (типа Израиля), у вдумчивого читателя наверняка возникнет вопрос: а что делается у нас, в России, в этом направлении? К сожалению, оптимистичного ответа на этот вопрос дать не могу…

Это, конечно, не означает, что у нас не делается вообще ничего. Кое-какие «шевеления» происходят. Но назвать их сколь-нибудь серьезной заявкой на успех, в стремительно меняющихся перспективах военного доминирования, нельзя.

«Шевеления» эти напоминают больше робкую, неуверенную возню в замешательстве от соприкосновения с непонятным, нежели шаги в том осмысленном направлении, куда уже давно «галопом поскакала» передовая мысль мировых стратегов.

Слегка проиллюстрируем это высказывание. МЧС России, взрывотехники, саперы, а так же ряд других специалистов и ведомств более или менее научились управлять соответствующими роботами, с которыми западные коллеги на «ты» уже лет двадцать. Под «это дело» созданы и относительно успешно действуют учебно-тренировочные аппаратно-программные комплексы (автор принимал участие в разработке подобных).

На этом горизонты осмысленной эксплуатации роботов, хотя бы похожих по функционалу на боевых, в России заканчиваются. Про огромные «воздушные армии» российских беспилотников многие, кто знаком со скандалами по гособоронзаказу (хотя бы за последние два-три года) наверняка слышали.

Для тех, кто не слышал, поясним: из «могучих воздушных армад» российских самолетов-роботов сейчас нет ровно ни одного аппарата. В военно-морской сфере вообще полный штиль — нет намеков даже на ту малость, что «пытается побегать» по суше и «мечтает полетать» в воздухе.

Более-менее «на уровне» современности — «космос», ПРО и ПВО. Там во «взрослые компьютерные «игры»» на экранах цветных и не очень мониторов «играют» аж почти с момента зарождения этих родов войск. Эти системы, конечно, далеки от эталонного пика техники ХХI века, но все же… хотя бы не из века «каменного»!

Соответственно, рассуждать о каких-то «высших материях», типа компьютерных игр-тренажеров или РТС-ов по управлению могучими силами таких аппаратов, также не приходится. Нет «полчищ» аппаратов — нет проблем. Нечего объединять в боевые формации, «устаканивать» логику их взаимодействия, отрабатывать / вырабатывать тактические приемы, изучая другие проблемы, неизбежно возникающие при применении принципиально новых видов вооружений.

Из «реалити-«игрушек» для «больших дядей» с немелкими звездами на погонах есть «кое-что», ориентированное на штабных людей и их КШУ. Однако слышать хоть о каком-то осмысленном использовании таких «штуковин» в штабах разных уровней автору этих строк, как и его многочисленным сотоварищам — приятелям — знакомцам — респондентам с различных уровней военной иерархии — не приходилось.

Проще говоря, в деле обороноспособности нашей страны IT-системы, как и их «частный случай» — компьютерные игры, пока почти не задействованы. Если они кое-где и применяются, то лишь на очень утилитарном уровне. Это, конечно, уже не «забивание гвоздей микроскопом», но пока еще далеко не «восстание машин». И даже не намёк на него.

«Шедевры» от Минобороны

Немного о «типично нашем». Военные ведомства многих стран не упускают ни малейшей возможности донести до целевой аудитории с помощью популярнейших у молодежи жанров игр правильные психологические и идеологические установки, привить патриотизм, прорекламировать армейскую службу, напомнить о необходимости защищать Отечество.

Существует масса игр, созданных на средства и по заказу оборонных ведомств, есть и «обычные» (коммерческие) игры с явно заказными идеологическими установками. Не так давно последовать примеру зарубежных коллег решило оборонное ведомство России, о чем широко объявлялось в СМИ.

Многие представители отечественной игровой разработки (все происходило в самый разгар кризиса) пытались наладить контакт с Министерством обороны, дабы профессионально поучаствовать в процессе, но были отвергнуты. При этом кулуарно пояснялось, что разработка проектов будет вестись «опытными профессионалами» из ведомственных научных учреждений.

Кто-то из людей сведущих на уровне «сплетен» злорадно уточнил, что, скорее всего, средства будут «попилены», а сделано ничего толкового не будет. И вот долгожданный релиз (http://www.nurman.ru / 000030.html). Как оценила их «игровая общественность»: «Игрушки создали такие, что иначе, как маразмом их не назовешь, их не то, что за деньги, даром никому не надо».

В недрах форумов профессиональной игровой разработки (не только российской) до сих пор мелькают юмористические отзывы о «шедеврах» игровой разработки от Минобороны. Наибольшее «восхищение» профессионалов вызвала гигантская сумма, ухлопанная «талантливыми» деятелями оборонного ведомства на копеечные, карликовые проектики казуального жанра. К тому же, они, мягко говоря, отдают плагиатом.

Что бы не говорили и как бы не изображали оскорбленную «невинность» те, кто причастен к этому безобразию, перекрашенный «Тетрис», изобретенный нашим соотечественником более двадцати лет назад, на оригинальный игровой проект вряд ли тянет. Очередной, кромешный ПОЗОР! Причем на весь мир. Итогом этого «псевдо-патриотического» безобразия стало возбуждение уголовного дела, о чем 6 марта сего года объявили многочисленные СМИ.

Оцените эту статью
2844 просмотра
нет комментариев
Рейтинг: 3.7

Написать комментарий:

Общественно-политическое издание